Решаем вместе 23 и 24 задания ЕГЭ

Работа с текстом.

Поучимся различать типы речи: описание, рассуждение и повествование. Поговорим о фразеологизмах.

Задание 23

1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 7-9 представлено повествование с элементами описания.
2) Предложения 11, 12 называют причину того, о чём говорится в предложении 13.
3) Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.
4) Предложение 25 поясняет содержание предложения 24.
5) Предложение 47 поясняет, раскрывает содержание предложения 46.

Фрагменты текста:

(7)Маленькая седовласая женщина с лицом, испещрённым морщинками, коснулась рукой его лица.
– (8)Что ты, Пронюшка, – заплакала женщина.
(9)Потом, когда затих шум лифта, увозящего Прокопия Ивановича в палату, она вытерла глаза и ушла из больницы, тихо закрыв за собой дверь, будто боясь разбудить тех, с кем теперь её муж.

– (11)Катастрофа в животе. (12)Лёгочно-сердечная недостаточность. (13)Вряд ли старик доживёт до утра, – сказал он сестре.

(20)Больной лежал в забытьи под действием наркоза. (21)В вену его руки медленно, капля за каплей, вливалась живительная жидкость..

(24)Прошу Вас, если можете, помогите нам, поухаживайте за ним, – добавил он.
– (25)Ладно… – только и промолвила Прасковья Андреевна.

(46)Радость охватила хирурга от этих слов и жеста больного. (47)Он увидел в них знамение выздоровления Прокопия Ивановича: мужчина, только чувствуя силу, может показать другому, какую власть он имеет над своей женой.

2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 перечислены последовательные действия персонажа.
2) Предложение 8 содержит описание.
3) Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 24.
4) Предложение 36 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 35.
5) В предложениях 58–61 представлено рассуждение

Фрагменты текста:

(2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и…
(8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная.

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо.

3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 представлено повествование.
2) Предложение 12 содержит элементы описания.
3) В предложении 26 представлено рассуждение.
4) Предложения 43, 44 указывают на следствие того, о чём говорится в предложении 42.
5) Предложение 51 противопоставлено по содержанию предложению 50.

Фрагменты текста:

(1)Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. (2)Чтобы не мокнуть, Лосев зашёл на выставку.

(12)Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами, рисунки на бумаге, множество мелких картин в простых крашеных рамах.

(26)Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка…

– (42)Так не говорят: срисовано, – поучительно пояснила она. – (43)Это был большой мастер, а не ученик. (44)Для него натура являлась средством, вернее, поводом обобщить образ, – тут она стала произносить ещё какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность.

(50)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке…
(51)Из глубины картины к нему слабо донёсся голос матери: «Серге-ей!»

4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложения 5–8 содержат повествование.
2)В предложениях 12–17 содержится рассуждение.
3)Предложение 23 содержит оценочное суждение.
4)В предложении 26 представлено описание.
5)Предложения 34 и 35 противопоставлены по содержанию.

Фрагменты текста:

(5)Есть простая поговорка: как аукнется, так и откликнется. (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства.

(12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавки эти есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье.

(22)Впрочем, имущество порой дороже людей. (23)Что может быть печальней и горше!

(26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.

(34)Духовный комфорт делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят на второй план. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм.

5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 4 содержит указание на следствие того, о чём говорится в предложении 3.
2)Предложение 16 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 9.
3)В предложениях 34 – 36 представлено рассуждение.
4)В предложениях 59 – 61 представлено рассуждение.
5)В предложениях 72, 73 содержится повествование.

Фрагменты текста:

(3)Всё тело болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.

(9)Почему же у неё так кружится голова?

(16)Наташа сделала усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.

– (34)Вы же мужчина! (35)Впереди ещё столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (36)Я мальчишка, и то не прошу…

(59)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (60)Андрей Иванович быстро расстегнул его и почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (61)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.

(72)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошёл к костру, разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (73)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.

6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложениях 7 – 10 представлено описание.
2)В предложениях 16 – 18 представлено повествование.
3)В предложениях 27 – 29 представлено рассуждение.
4)Предложение 39 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 37.
5)Предложение 46 содержит эмоционально-оценочное суждение.

Фрагменты текста:

(7)Как всегда после вьюги, воздух был пронзительно чист и крепок. (8)В буфете было пусто. (9)Пожелтевшие от холода цветы гортензии стояли на длинном столе, покрытом клеёнкой. (10)Пахло горелым луком и кофе.

(16)Мы купили баранок, сели к столику и заказали чай. (17)За дощатой перегородкой булькал закипавший самовар. (18)Курносая девушка принесла нам чай с вялыми ломтиками лимона, кивнула на мальчика в армяке и сказала:
– Я его всегда кормлю.

(27)Я невольно перевёл взгляд туда, куда смотрел мальчик. (28)Снеговая дорога сбегала в овраг между заиндевелыми кустами орешника. (29)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей.

(37)Блок был прав, конечно. (38)Особенно в своём сравнении. (39)Потому что нет ничего человечнее слёз от любви, нет ничего, что бы так сильно и сладко разрывало сердце.

– (46)Велик гений русского народа!

Ответы

1) 125
2) 125
3) 12
4) 23
5) 35
6) 125

Задание 24

1. Из предложений 51–54 выпишите антонимы (антонимическую пару).

– (51)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (52)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (53)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (54)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая…

2. Из предложений 4–8 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(4)Кстати, о гостиничных столиках. (5)Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? (6)Даже и зелёное сукно, даже и чернильный прибор на столе. (7)Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (8)Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

3. Из предложений 43–45 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(43)Поглядел я, порадовался, побрёл потихоньку своей дорогой. (44)А на душе как-то спокойно стало. (45)Ведь так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце.

4. Из предложений 12–14 выпишите один фразеологизм.

(12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.

5. Из предложений 21–28 выпишите один фразеологизм.

(21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.
(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.
(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

6. Из предложений 1 – 4 выпишите один фразеологизм.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, не дожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

7. Из предложений 22–24 выпишите фразеологизм.

(22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза.

8. Из предложений 32 – 34 выпишите слово, имеющее значение: «исключительное по своим достоинствам произведение искусства».

(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.

9. Из предложений 46-49 выпишите слово высокого стиля.

(46)Радость охватила хирурга от этих слов и жеста больного. (47)Он увидел в них знамение выздоровления Прокопия Ивановича: мужчина, только чувствуя силу, может показать другому, какую власть он имеет над своей женой.
(48)Вечером хирург снова зашёл в палату. (49)Прокопий Иванович улыбался.

10. Из предложений 10–14 выпишите разговорное слово.

(10)Себя отношу к категории людей, занятых делом, но мой пример нетипичен. (11)Я умудряюсь читать и писать. (12)Выпустил четвёртый сборник стихов. (13)Не останавливаюсь на этом, папки рукописей и черновиков пополняются, хотя перелёты, поездки и ночное бодрствование – вот весь писательский ресурс, который у меня остаётся. (14)С чтением ещё сложнее, паузы выпадают редко.

11. Из предложений 1–5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и… (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка.

12. Из предложений 11–13 выпишите один фразеологизм.

(11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.

Ответы

1) презиралиуважали
2) старыхновых
3) спокойнотревожно
4) навсёмбеломсвете / самомобой
5) безконца / умратьсголоду
6) засталврасплох
7) совсемумаху
8) шедевр / шедевров / шедеврами
9) знамение
10) умудряюсь
11) широкаяузкой
12) досихпор / впадатьвдетство

Русский язык Текст. Части текста

Материалы к уроку

Конспект урока

Тема: Текст. Части текста.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

Введение

Всем нам хочется учиться,

Чтоб работою гордиться.

Будьте же внимательны

И во всём старательны!

 

Послушайте предложения.

Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. Скоро у неё появился крошечный щенок. Глазки блестят, как круглые пуговки. Нам подарили собаку Жучку. На голове торчат два остреньких уха.

Можно ли это высказывание назвать текстом?

Конечно нет.

Вспомните! Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу

.  

В данном случае смысловая связь нарушена. Чтобы это исправить, нужно изменить порядок предложений. Сравните:

 

Нам подарили собаку Жучку. Скоро у неё появился крошечный щенок. На голове торчат два остреньких уха. Глазки блестят, как круглые пуговки. Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки.

В этом тексте описывается щенок. Текст состоит из пяти предложений, которые связаны между собой по смыслу. К нему можно подобрать

заголовок. Например: Щенок.

 

Объяснение материала

Запомните! Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.  Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

В каждом рассказе

Ты только всмотрись –

Кроется самая

Главная мысль.

 

2. Актуализация знаний

Актуализация знаний

Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль.

Жила-была гусеница. Целыми днями она медленно ползала по веткам дерева. И вот однажды она стала вить кокон. Прошло некоторое время, и кокон лопнул. Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.

Придумайте к тексту заголовок.

В этом тексте говорится о гусенице. Значит, это и есть тема текста.

Какова же главная мысль?

Автор этого текста хотел рассказать нам, как гусеница превращается в бабочку. Это – главная мысль текста.

А как озаглавить текст? Наверное, заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.

Поэтому вы были правы, если озаглавили текст так: «Гусеница». Не ошиблись и те, кто выбрал заголовок «Превращение гусеницы» или «Появление бабочки».

Учитель: Расскажите, как гусеница превращается в бабочку.

 

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?

 

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят. ~

По каким приметам вы определили, что это

осень?

 

Какие ещё осенние приметы вы можете назвать?

 

Перечислите осенние месяцы.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Эти слова словарные, их написание надо запомнить.

 

3. Чистописание.

Пропишите букву С и слоги с этой буквой.

Слог  «сен»  является частью слова сентябрь. В слове сентябрь 2 слога: сен — т

ябрь. Второй слог произносим более протяжно, он ударный: сен-тябрь. Написание буквы е, обозначающей безударный гласный звук надо запомнить.

Рядом запишем родственное слово: сентябрьский. Например, сентябрьский день.

 

В народе говорят: Сентябрь холоден, да сыт.

Как вы понимаете смысл  этой пословицы?

Устно составьте небольшой текст, заголовком  которого будет данная пословица.

 

Послушайте текст.

Осенью в лесу стоит тишина. Только под ногами шуршат листья. Вдруг треснула ветка сосны. Это белочки затеяли игру.

Сколько в нём предложений?

Посмотрите на запись и скажите, как обозначены границы предложений в письменной речи?

Запишите текст, дав ему заголовок. Каждое предложение пишите с большой буквы, в конце ставьте

точку.

 

В мире все предметы, явления, события связаны между собой. Надо уметь разбираться  в этих связях, уметь выстраивать цепь причин и следствий.

Установите  связь между предложениями: что было сначала, что было потом.

 

Они падали золотым дождём.

Деревья затряслись, задрожали.

Подул сильный ветер.

Полетели разноцветные листья.

 

Составьте текст и запишите его.

Распределите предложения так, чтобы события происходили последовательно.

 

Проверьте себя!

Подул сильный ветер.

Деревья затряслись, задрожали.

Полетели разноцветные листья.

Они падали золотым дождём.

 

Физкультминутка-игра. 

 Дети сопровождают  стихотворение соответствующими движениями.

Листики

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились. Полетели

И на землю тихо сели.

 

А для чего создаются тексты?

Тексты создаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные.

Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?

Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то  утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?

 

Сравните тексты. Определите, какой из них текст-повествование? текст-описание? Текст-рассуждение?

  1. У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал.
  2. Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие.
  3. Почему щенок убежал от Алёши? Может быть, потому, что мальчик обидел Тузика.

 

Спишите текст-описание.

 

Давайте вместе прочитаем текст и проследим, как развивались события:

Миша нашёл под деревом грачонка.

Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

У грачонка отросли крылья, и он улетел.

 

С чего всё началось?

Миша нашёл под деревом грачонка.

Эту часть можно назвать вводной,  началом, вступлением.

Что произошло потом?

Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

Эта часть – основная, ключевая, главная.

Чем всё закончилось?

У грачонка отросли крылья, и он улетел.

Эта часть – концовка, заключение.

Обратите внимание! Текст состоит из трёх частей: начало текста, основная часть и концовка.

Начало текста как бы готовит нас  к чтению.

В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.

Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.

Если опустить какую-то часть, текст станет неполным.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Работа в парах

Рассмотрите рисунки. ~3~

Как вы думаете, по какому рисунку можно составить текст-описание?

По какому – текст-повествование?

По какому – текст-рассуждение?

Составьте устно эти тексты, озаглавьте их и расскажите друг другу.

 

Разделите запись на предложения, прочитайте и запишите  полученный текст.

При записи правильно оформите предложения.

 

Проверьте себя!

Живёт в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне. В дупле она сушит грибки и ягодки.

 

ИТОГ УРОКА

Текст состоит из  предложений.

Предложения в тексте связаны  по смыслу.

Текст  может иметь  заголовок.

Заголовок отражает  тему или основную мысль текста.

В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.

В речевом общении люди используют три вида текстов:  текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

 

Рефлексия

Сегодня на уроке:

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

 

 «Молодцы!»

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

  • Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

  • Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки

  • Повысим успеваемость по школьным предметам

  • Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ

Выбрать репетитораОставить заявку на подбор

Что такое заявления? Определение и примеры

Давайте рассмотрим несколько примеров утверждений и не-утверждений, чтобы определить, какие предложения образуют утверждения.

© Патрик Жирар, Университет Окленда

Говоря об утверждениях, мы начнем с нескольких примеров утверждений и не-утверждений.

Выписки Неутверждения
Поезда всегда опаздывают. Добро пожаловать в Оклендский университет!
Прыжки в багажник — основная причина автомобильных аварий. Как перестать прятаться?
Я люблю бананы, потому что в них нет костей. Когда машина впереди достигает объекта, убедитесь, что вы можете сосчитать до четырех крокодилов , прежде чем вы достигнете того же объекта.

Итак, что делает что-то заявлением?

  • Определение : Утверждения — это предложения, которые либо истинны, либо ложны.

Таким образом, утверждение является утверждением о том, что нечто имеет место или не имеет место. Утверждение истинно, если то, что оно утверждает, имеет место, и ложно, если то, что оно утверждает, не имеет места.

Например, утверждение «Поезда всегда опаздывают» истинно только в том случае, если оно описывает случай, т. е. если на самом деле случай, что поезда всегда опаздывают. Это ложь в Окленде. Иногда поезда приходят вовремя, а иногда рано. Кто-то может нетерпеливо жаловаться, что поезда всегда опаздывают, чтобы выразить свое недовольство системой поездов, но, строго говоря, то, что они говорят, — ложь.

Это правда, что у бананов нет костей, и я люблю бананы, но я люблю бананы, потому что они вкусные и полезные, а не потому, что у них нет костей. Таким образом, я бы сказал что-то ложное, если бы сказал: «Мне нравятся бананы, потому что в них нет костей». Вот почему «мне нравятся бананы, потому что в них нет костей» — это утверждение. Это предложение, которое либо истинно, либо ложно, в данном случае ложно.

Однако говорить о том, что фраза «Добро пожаловать в Оклендский университет!» не имеет смысла! является либо истинным, либо ложным. Разве вы не были бы озадачены, если бы кто-то ответил «правда» в ответ на приветствие? Это не будет подходящим ответом. «Как мне перестать прятаться?» это вопрос; предложение не выражает ничего истинного или ложного.

Наконец, «Когда машина впереди достигает объекта, убедитесь, что вы можете сосчитать до четырех крокодилов , прежде чем доберетесь до того же объекта». это совет. Он советует вам убедиться, что вы можете сосчитать до четырех крокодилов (один крокодил, два крокодила,…, четыре крокодила), прежде чем вы достигнете того же объекта, что и машина впереди вас. Попробуй это! Вы будете гораздо более безопасным водителем (это верное утверждение!).

Таким образом, предложения, которые могут быть истинными или ложными, являются высказываниями. Довольно просто. Но все может быть сложнее. Посмотрим, как.

Что-то может быть утверждением, даже если мы не знаем, истинно оно или ложно. Все, что имеет значение в утверждениях, это то, что они могут быть истинными или ложными, а не то, что мы знаем, истинны они или ложны. Например:

  • Иван Слотвский, знаменитый ирландский строитель Мадрида, в этот самый момент ест бифштексы с ветчиной и чатни.

Правда или ложь? Я не знаю. Но это то, что может быть правдой или ложью.

Вот еще один:

  • Когда-нибудь в следующие 39 лет у меня будет жуткая соседка.

Пока все хорошо. Мне повезло, и у меня не было жуткого соседа по соседству. Но это утверждение верно, если однажды в следующие 39 лет у меня появится жуткий сосед. В противном случае утверждение ложно. Но я не знаю, верно это утверждение или нет. Независимо от того, что имеет значение, так это то, что это предложение является истинным или ложным.

Другой пример:

  • Vero входит в состав Promina

Я понятия не имею, что такое Веро или Промина. Но предложение выражает нечто, что либо истинно, либо ложно.

Одно и то же утверждение может быть истинным в одних случаях и ложным в других. То есть утверждения не всегда истинны или всегда ложны.

Вот пример:

  • Я киви.

Это утверждение верно для Тима и неверно для Патрика. Или заявление

  • Патрик счастлив в браке.

было ложным до того, как Патрик женился, оно верно сейчас (пока я это печатаю) и может стать ложным в будущем.

Одна из трудностей с утверждениями состоит в том, что иногда они могут выражать две разные вещи. Мы называем эти неоднозначных утверждения . Вот пример:

  • Джон приветствовал всех с улыбкой.

Какие два состояния дел может описывать это утверждение? Попробуйте ответить на этот вопрос для себя, прежде чем продолжить.

Ответ:

  1. Джон улыбался, а затем поприветствовал всех. В данном случае это правда, что он всех встречал улыбкой – своей улыбкой.
  2. Может быть, были улыбающиеся и не улыбающиеся люди, а Джон приветствовал только тех, кто улыбался.

Таким образом, предложение «Джон приветствовал всех с улыбкой» можно использовать для описания двух разных вещей. Вот что делает его двусмысленным.

Будьте осторожны с этим. Если вы используете двусмысленные утверждения, вы рискуете, что другие неправильно поймут то, что вы говорите. В некоторых случаях то, что другие думают, что вы говорите, может сильно отличаться от того, что вы пытались выразить. Например, Тим — ранняя пташка. Каждое утро он встает рано и всегда раньше жены. Теперь предположим, что он попытался выразить это, сказав:

  • Я избиваю свою жену каждый день.

Это наверняка будет воспринято неправильно. Старайтесь не использовать двусмысленные предложения!

Во втором списке не утверждений у нас были вопросы и команды, и обычно это не утверждения.

  • Если люди произошли от обезьян, почему у нас до сих пор есть обезьяны?

Этот вопрос не выражает ничего, что может быть истинным или ложным. Нет смысла отвечать «правда» или «ложь», когда вы это слышите. Это не заявление. Обратите внимание, что часть предложения является утверждением, а именно «люди произошли от обезьян». Это ложное утверждение. Люди не эволюционировали от обезьян. Люди, обезьяны и человекообразные обезьяны в целом имеют общего предка, которого больше нет. Несмотря на то, что часть вопроса содержит ложное утверждение, это не делает сам вопрос чем-то истинным или ложным.

Однако иногда, в особом контексте, один и тот же вопрос может использоваться для выражения утверждения. Можете ли вы представить себе контекст, в котором кто-то мог бы использовать этот вопрос, чтобы выразить что-то, что является правдой или ложью? Если это так, то, по-видимому, человек использовал бы вопрос, чтобы выразить, что утверждение о том, что люди произошли от обезьян, ложно, поскольку обезьяны все еще существуют. Мы называем вопросы, которые используются для выражения утверждений риторический вопрос . Когда вы видите риторический вопрос, вы всегда должны перефразировать его как утверждение. В нашем случае заявление будет примерно таким:

  • Люди не произошли от обезьян, потому что у нас все еще есть обезьяны.

Таким образом, утверждения являются типами предложений, которые либо истинны, либо ложны. Предложения неоднозначны, если они могут использоваться для выражения нескольких утверждений. Когда у вас есть двусмысленное предложение, вам нужно решить, для выражения какого утверждения оно используется. Вопросы, команды и советы обычно не являются утверждениями, потому что они не выражают ничего истинного или ложного. Но иногда люди используют их риторически для выражения утверждений. Мы видели пример вопроса, который сам по себе не является утверждением, но может использоваться для выражения утверждения. Когда вы видите риторические вопросы, всегда перефразируйте их как утверждения.

© Патрик Жирар, Оклендский университет

Заявление: значение, примеры и важность

В письменной речи есть несколько типов предложений, которые писатели используют, чтобы донести свою точку зрения. Например, они используют восклицательные предложения для выражения сильных эмоций, например: «Мне нравится эта статья!» Еще одним из самых распространенных типов предложений является утверждение . Утверждения выражают единственную, прямую идею.

Определение заявления

Когда автор использует утверждение, он указывает информацию по теме. Чтобы слова образовывали высказывание, они должны выражать законченную мысль. Утверждение не задает вопрос или делает команду.

Утверждение — это тип предложения, которое непосредственно передает истинную информацию или, в случае тезиса, защищаемое утверждение.

Примеры и типы утверждений

Писатели используют утверждения в большинстве научных работ, но важно понимать разницу между типами утверждений и тем, как они выглядят, чтобы эффективно их использовать.

Тезисы

Писателям часто приходится формулировать тезисы. В отличие от декларативного утверждения тезис не является констатацией факта. Вместо этого утверждение тезиса представляет собой обоснованное утверждение по теме. Писатель должен доказать тезис с доказательствами. Например, тезис для литературного аналитического эссе может звучать так: «Джонсон предполагает, что гетеросексуальный брак усиливает гендерное неравенство посредством характеристик, метафор и символизма».

В примерном тезисе автор обосновал свое утверждение, упомянув три способа, которыми автор передал идею брака. Это полезная техника для создания подробного тезисного утверждения, которое само по себе является кратким изложением аргумента.

Рис. 1. Утверждения тезисов обрамляют аргументы автора в эссе.

Декларативные операторы

Декларативные операторы делают заявление о теме. Это повествовательные предложения, которые являются фактами. Например, следующие операторы являются примерами декларативных операторов.

  • Пчелы делают мед.

  • Белые медведи живут в холодном климате.

  • Небо голубое.

  • Каждое утро встает солнце.

  • Эта статья о заявлениях.

Обратите внимание, что все эти операторы заканчиваются точкой. Это отличает повествовательные утверждения от восклицательных предложений, которые заканчиваются восклицательным знаком. Восклицательные предложения выражают сильные эмоции, но не обязательно выражают прямую, фактическую информацию. Например, предложение «Я боюсь пчел!» Восклицательный знак подчеркивает сильные эмоции говорящего, но это предложение не является фактическим утверждением в том смысле, в каком «пчелы делают мед». делает.

Декларативные утверждения являются повествовательными предложениями, но повествовательные предложения являются повествовательными утверждениями только в том случае, если они констатируют факт. Повествовательное предложение является наиболее распространенным типом предложения в английском языке. Они должны иметь подлежащее (лицо, место или вещь) и глагол, описывающий действие субъекта. Например, предложение «Мэри — учительница начальной школы» является повествовательным предложением, в котором «Мэри» является подлежащим, а «есть» — глаголом. Это также декларативное утверждение, если это факт. Если это неправда и Мэри не учитель начальных классов, то это предложение не будет утверждением.

Синопсис и резюме

Писатели часто используют утверждения в синопсисе и резюме. Синопсис — это часть письма, сжатая до его основных характеристик. Писатели часто пишут синопсисы книг и фильмов, которые помогают читателям решить, хотят ли они их читать или смотреть. Поскольку утверждения представляют собой краткие, простые предложения, они помогают писателям лаконично составлять синопсисы.

Роман Джорджа Оруэлла « 1984 » (1949) рассказывает о человеке по имени Уинстон, который живет в антиутопическом обществе.

Это декларативное утверждение, а не тезис, потому что это констатация факта о сюжете книги, а не обоснованное аналитическое утверждение о тексте.

Утверждения также особенно полезны в кратких текстах. Резюме – это тексты, которые дают обзор темы. Например, автор исследовательской работы может резюмировать свою статью в кратком изложении, называемом аннотацией. Автор может использовать утверждения для описания своей статьи, например следующие утверждения:

«В этой статье исследуется взаимосвязь между стрессом учителей и успеваемостью учащихся».

«Исследователь использовал опросы для оценки уровня стресса учителей».

Функции оператора

Операторы позволяют авторам информировать читателей о теме. Они предоставляют читателям полную информацию, которая стоит отдельно от контекста. Например, рассмотрим утверждение «Клубника красная». Это сообщает читателям что-то конкретное о клубнике.

Утверждения, таким образом, позволяют авторам продемонстрировать свои знания по теме. Например, представьте, что писатель пишет репортаж о романе Рэя Брэдбери « 451 по Фаренгейту» (1953). Писатель может использовать утверждения о тексте, чтобы показать, что он прочитал и понял книгу, например: «В 451 градус по Фаренгейту пожарных сжигают книги».

Другая важная функция операторов, особенно декларативных, заключается в том, что они поддерживают аргумент. Чтобы защитить утверждение, авторы объединяют доказательства в декларативные утверждения. Например, представьте, что писатель пишет тезис о том, что «Люди должны перерабатывать, чтобы защитить окружающую среду». Чтобы защитить это утверждение, они должны разработать декларативные заявления, которые включают достоверные доказательства в поддержку утверждения, такие как «Людям нужны деревья для получения кислорода» и «Переработка спасает деревья».

Важность заявления

Заявления важны, потому что они формируют аргументы авторов. Утверждения тезисов являются важной частью писательского творчества, потому что они создают аргумент, обрамляющий весь текст. Например, если автор формулирует тезис со своими поддерживающими идеями, эти три идеи становятся предметом каждого вспомогательного абзаца. Все записи в своде доказательств должны быть связаны с тезисом автора.

Декларативные утверждения также имеют решающее значение в письменной форме, поскольку они позволяют авторам использовать доказательства для защиты своих тезисов. Без декларативных заявлений авторы не могли должным образом интегрировать фактические данные в поддержку своих тезисов и утверждений.

Вспомните последнее сочинение, которое вы написали. Какова была тезисная постановка? Как вы использовали декларативные операторы для его поддержки?

Различия между утверждением и фразой

Утверждение — это не то же самое, что фраза. Фраза – это группа слов, которые не обязательно составляют полное предложение. Например, в следующих примерах показана разница между утверждениями и фразами.

Рис. 2. Фраза — это группа слов, которые не обязательно составляют полное предложение.

Заявление

Пчелы умеют летать.

Фраза

Способность летать

Заявление:

Статуя находится на вершине горы.

Фраза

Полностью

Обратите внимание, что фразы не являются полными предложениями, поскольку в них нет подлежащего и глагола.

Распознавание утверждений, фраз и предложений, не являющихся утверждениями, может оказаться сложной задачей. Чтобы определить, является ли произведение фразой, писатели должны задать себе следующие вопросы:

Если да, то это утверждение.