Подготовка к написанию сжатого изложения на ОГЭ

Сжатое изложение

Евдокимова Н.Н.

МБОУ «Калиновская ООШ»

Омского р-на

Омской обл.

Самое первое задание, которое встречает вас на ОГЭ – это написание сжатого изложения. Первостепенная задача такой работы – сохранить и без искажения передать основную информацию текста.

Объем написанной работы должен быть не менее 70 слов. Причем, как утверждают эксперты, не всегда засчитываются служебные части речи, поэтому желательно, чтобы объем изложения был несколько больше, приблизительно 90-95 слов.

  • ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА В ИЗЛОЖЕНИИ ОГЭ 9 КЛАСС

Исходный текст, по которому вам предстоит работать, будет содержать около 170-200 слов. А значит, прежде всего,  нужно научиться правильно сокращать текст, сохраняя смысл  и главные идеи прослушанного текста. Не стоит бояться данного вида задания.

  На самом деле, необходимо знать несколько приемов сжатия текста, которые не только помогут вам выполнить задание, но и будут непосредственно оцениваться проверяющими.

Исключение : один из излюбленных и самых простых приемов работы с текстом. Здесь требуется при прослушивании текста исключать второстепенную информацию. Мы исключаем длинные ряды перечисления признаков и действий (день был  невероятно радостный, солнечный, весенний), причастные обороты ( капелька росы,  переливающаяся на солнце всеми цветами радуги ), деепричастные обороты ( бежал быстро,  не ощущая  ни  боли, ни усталости ). Одним словом, мы убираем все то, что выделяется запятыми и не несет особо важной информации. Также обращаем внимание на сложноподчиненные предложения, в которых одна часть зависит от другой:

Все на Земле связано одной колыбелью,  которую мы называем природой В большинстве случаев придаточную (зависимую) часть можно исключить. В данном примере можно исключить или нет? Если можно, то как?

Обобщение : это прием, с помощью которого объединяются однородные понятия. То есть, однородные  члены предложения заменяются общим словом, а несколько простых предложений, несущих второстепенную информацию, заменяют одним, общим. Например: 

Зазвенели ручьи. Началась капель. Растаял снег . В этом случае намного проще написать:  Пришла весна.

Упрощение:  цель этого приема — упростить предложение, то есть преобразовать в более простое. Здесь будет уместно как и объединить несколько простых предложений в одно, так и заменить сложные предложения одним простым. Кроме того, мы избавляемся от прямой речи, заменяя ее косвенной.

Какой именно прием сжатия текста вам необходимо использовать в том или ином случае, зависит от прослушанного текста, от его особенностей. Главное помнить, что основная цель при выполнении этого задания – выделить и сохранить ключевую информацию.

  • ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ОГЭ

Итак, текст зачитывается вам 2 раза. Причем между первым и вторым прочтением будет дано 3-4 минуты на осмысление текста. При первом прочтении нужно внимательно прослушать весь текст,  понять его основное содержание, по возможности записать все необходимые опорные слова и предложения. Но не стремитесь написать весь текст! На это вы потратите много времени, причём такая работа бесполезна.

  • Обратите внимание на  фактическую сторону : даты, имена, фамилии, время и место действия. • При редактировании постарайтесь  избавиться от тяжеловесных предложений . В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

Помните, ваше задание —  написание сжатого изложения. Поэтому при первом прочтении ваша задача – сконцентрироваться, выделить основную проблему, проследить за развитием сюжета . Оставляйте в черновике место для того, чтобы при втором прочтении дописать необходимую для вас информацию. При втором прочтении вы уже проверяете написанный текст, дополняете его словами, которые не успели записать при первом прочтении.

В процессе прослушивании текста перед вами стоит не менее важная задача – разбить текст на микротемы, то есть правильно поделить его на абзацы . Микротема в изложении ОГЭ – часть общей темы текста, одна из опорных идей.  Таким образом, к каждому абзацу можно задать вопрос, ответ на который как раз дается в этом абзаце .

Чтобы не сделать ошибку при делении текста на абзацы, рекомендуем составить план. Как правило, исходный текст делится на 3 абзаца. Таким образом, ваш план изложения ОГЭ должен состоять из трех пунктов-абзацев, в которых последовательно раскрывается  тема текста. Именно при втором прочтении обратите особое внимание на микротемы .

После прослушивания текста продолжайте работу с черновиком : вам нужно сформулировать целиком все нужные предложения, применяя при этом способы сжатия текста. При работе с черновиком уделите внимание тому, чтобы тщательно проверить и отредактировать написанное. Обратите внимание на точность передачи сюжета, на связь не только между предложениями, но и между микротемами текста . Еще раз просмотрите, какими приемами сжатия текста вы воспользовались и какие можно применить ещё раз. Также уделите особое внимание проверке орфографии и пунктуации в тексте.

  • По завершении проверки черновика приступайте к оформлению чистового варианта.
  • При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать  авторские ключевые слова и словосочетания . •  Что должно остаться в тексте : то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации. •  Что подлежит сжатию : подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста.
    • Помните о главном условии: вы должны  передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом .

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1

  Содержание изложения

   

Баллы

  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

 

  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему

  2

  1

  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы

  0

ИК2

  Сжатие исходного текста

   

  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

 

  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

  3

  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

  2

 

  1

  Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

  0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

   

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

 

  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

  2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

  1

   Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

  0

  7

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Определяем микротемы (план текста)

  • Определяем микротемы (план текста)
  • 1. Что такое нравственность?
  • 2. От чего зависит нравственность или безнравственность поступков человека?
  • 3. Что помогает человеку быть нравственным? Что такое совесть?

Выбираем алгоритм работы во время чтения текста изложения

Микротема

Ключевые слова

1. Нравственность

Система правил; ценности, хорошо – плохо; важные, необходимые

2. Каким будет поступок

Какие именно; придерживается; самостоятельный выбор

3. Что поможет; совесть

Сделать выбор; обеспечить поведение; чувство вины за…

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

  • Информация о тексте для сжатого изложения
  • 1. Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности.
  • 2. Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным.
  • 3. Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.

Не ленитесь и пишите несколько черновиков (время на экзамене позволяет ). Первый – это «черновик черновика» — запись текста во время прослушивания . Второй – это написание черновика полного текста . На этом этапе вы должны научиться формулировать мысли. Если при записи вы не успели дописать какое-то предложение, то его нужно или как-то воспроизвести по памяти, или вообще не писать. Нельзя в своем изложении употреблять незаконченные фразы. На следующем этапе вы должны работать с получившимися текстами, сжимая их: вычеркивайте лишнее, заменяйте большие конструкции короткими. И наконец, можно приступать к третьему черновику – написанию сжатого текста . И еще! Обязательно проверяйте написанное со словарем, который, к счастью, на экзамене выдается.

  • Как подготовиться? Чтобы уловить мысль автора и правильно передать ее, следует много читать и тренироваться в написании сжатых пересказов. 

Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья

КАК ПРОХОДЯТ
ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ?

Ученик и учитель видят и слышат
друг друга, совместно пишут на
виртуальной доске, не выходя из
дома!

КАК ВЫБРАТЬ репетитора

Выбрать репетитора самостоятельно

ИЛИ

Позвонить и Вам поможет специалист

8 (800) 333 58 91

* Звонок является бесплатным на территории РФ
** Время приема звонков с 10 до 22 по МСК

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Россия +7Украина +380Австралия +61Белоруссия +375Великобритания +44Израиль +972Канада, США +1Китай +86Швейцария +41

Выбранные репетиторы

Заполните форму, и мы быстро и бесплатно подберем Вам дистанционного репетитора по Вашим пожеланиям.
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут и порекомендует специалиста.

Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных

Вы также можете воспользоваться
расширенной формой подачи заявки

Как оплачивать и СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ

от
800 до 5000 ₽

за 60 мин.

и зависит

ОТ ОПЫТА и
квалификации
репетитора

ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
(например, подготовка к олимпиадам, ДВИ стоит дороже, чем подготовка к ЕГЭ)

ОТ ПРЕДМЕТА (например, услуги репетиторовиностранных языков дороже)

Оплата непосредственно репетитору, удобным для Вас способом

Почему я выбираю DisTTutor

БЫСТРЫЙ ПОДБОР
РЕПЕТИТОРА И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ОПТИМАЛЬНОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И
КАЧЕСТВА

ПРОВЕРЕНЫ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ У ВСЕХ РЕПЕТИТОРОВ

НАДЕЖНОСТЬ И ОПЫТ.
DisTTutor на рынке с 2008 года.

ПРОВЕДЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО, ПРОБНОГО УРОКА

ЗАМЕНА РЕПЕТИТОРА, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО

376490 УЧЕНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА
уже сделали свой выбор

И вот, что УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ
о наших репетиторах

Чулпан Равилевна Насырова

«

Я очень довольна репетитором по химии. Очень хороший подход к ученику,внятно объясняет. У меня появились сдвиги, стала получать хорошие оценки по химии. Очень хороший преподаватель. Всем , кто хочет изучать химию, советую только её !!!

«

Алина Крякина

Надежда Васильевна Токарева

«

Мы занимались с Надеждой Васильевной по математике 5 класса. Занятия проходили в удобное для обоих сторон время. Если необходимо было дополнительно позаниматься во внеурочное время, Надежда Васильевна всегда шла навстречу. Ей можно было позванить, чтобы просто задать вопрос по непонятной задачке из домашнего задания. Моя дочь существенно подняла свой уровень знаний по математике и начала демонстрировать хорошие оценки. Мы очень благодарны Надежде Васильевне за помощь в этом учебном году, надеемся на продолжение отношений осенью.

«

Эльмира Есеноманова

Ольга Александровна Мухаметзянова

«

Подготовку к ЕГЭ по русскому языку мой сын начал с 10 класса. Ольга Александровна грамотный педагог, пунктуальный, ответственный человек. Она всегда старается построить занятие так, чтобы оно прошло максимально плодотворно и интересно. Нас абсолютно все устраивает в работе педагога. Сотрудничество приносит отличные результаты, и мы его продолжаем. Спасибо.

«

Оксана Александровна

Наталья Борисовна Карасева

«

Мы восторге от репетитора. Наталья Борисовна грамотный педагог, она любит свою профессию, любит учеников. Занятия с сыном (2 класс), он находится на домашнем обучении, проходят по скайпу в комфортной обстановке. Репетитор умеет заинтересовать ребенка и выстраивает занятие с учетом его способностей, доступно объясняя предметы русский язык и математику. По результатам занятий можно сразу заметить повышение уровня успеваемости ученика. Наталья Борисовна хороший педагог, умеет быстро найти общий язык с ребенком, внимательная, легко передающая знания ученику. С большим удовольствием будем продолжать наши занятия, т.к. мы всем довольны.

«

Елена Васильевна


Клиентам

  • Репетиторы по математике
  • Репетиторы по русскому языку
  • Репетиторы по химии
  • Репетиторы по биологии
  • Репетиторы английского языка
  • Репетиторы немецкого языка

Репетиторам

  • Регистрация
  • Публичная оферта
  • Библиотека
  • Бан-лист репетиторов

Партнеры

  • ChemSchool
  • PREPY. RU
  • Class

Определение, важность, эволюция и примеры

Мораль — это то, что обсуждалось веками. Это понятие часто трудно определить, и его значение может варьироваться от одного человека к другому в зависимости от их культуры и религиозных убеждений. В этом сообщении блога мы рассмотрим, что такое мораль, ее историю и происхождение, различные определения морали, принципы морали, примеры морали на практике, влияние культуры и религии на мораль, мораль и этику, важность морали. в нашем обществе и моральные дилеммы.

Что такое мораль?

Мораль — это набор ценностей, убеждений и принципов, которые определяют поведение и решения человека. Это кодекс поведения, общепринятый в определенном обществе или культуре. Это относится к различию между правильным и неправильным и обычно основано на личных убеждениях и ценностях человека. Он также тесно связан с этикой, которая представляет собой систему моральных принципов.
Мораль — широкое понятие, и его значение может различаться в зависимости от контекста. Это может относиться к действиям и выборам, которые мы делаем, или к тому, как мы думаем и чувствуем эти действия и выборы. Это также может относиться к ценностям и убеждениям, которые определяют наше поведение.

Пример морали

Мораль — это набор стандартов, определяющих, что правильно, а что неправильно с точки зрения поведения и убеждений. Примеры морали включают в себя честность, уважительное отношение к другим, помощь нуждающимся и соблюдение законов и социальных норм. Хотя существует множество различных интерпретаций морали, все общества имеют ту или иную форму морального кодекса, которым руководствуются его члены.
Например, в большинстве обществ считается аморальным воровать у другого человека или лгать ему. В других культурах может показаться аморальным есть определенный вид животных или говорить о ком-то за их спиной. Даже внутри одного общества то, что может рассматриваться как мораль, может меняться в зависимости от контекста.
Другие примеры морали включают в себя отказ от использования людей в уязвимом положении, избегание насилия, а также щедрость и доброту по отношению к другим. Многие люди также считают, что нравственно заботиться об окружающей среде и действовать таким образом, чтобы способствовать устойчивому развитию.
В конечном счете, мораль основана на личных ценностях и убеждениях, поэтому то, что один человек считает моральным, может отличаться от мнения другого. Однако, придерживаясь общепринятых стандартов поведения и признавая важность ответственности за свои действия, мы все можем стремиться к созданию более этичного мира.

Почему важна мораль

Мораль — важная концепция, определяющая поведение и решения людей в обществе. Это основа этического поведения, помогающая нам отличать правильное от неправильного. Без него наше взаимодействие с другими людьми было бы основано исключительно на личных интересах или желаниях, без всякого внимания к тому, что честно и справедливо.
По своей сути, мораль заключается в том, чтобы поступать правильно — это в том, чтобы принимать решения и совершать действия, которые приносят пользу обществу в целом. Когда мы действуем нравственно, мы продвигаем хорошие ценности, такие как доброта и уважение. Мы также действуем таким образом, чтобы приносить пользу всем, вместо того, чтобы использовать других для собственной выгоды. Это может помочь создать лучший мир для всех нас.
Но нравственность выходит за рамки простого правильного поведения — она также включает в себя развитие сильных черт характера, таких как честность и порядочность. Когда мы действуем нравственно, мы стремимся относиться к другим с уважением и справедливостью и берем на себя ответственность за свои действия. Такой тип поведения помогает нам формировать позитивные отношения и завоевывать доверие в наших сообществах.
В конечном счете, мораль является важным элементом функционирующего общества. Он дает нам рекомендации, которым мы должны следовать, и побуждает нас заботиться о себе и окружающих нас людях. Это помогает нам стать лучше и подает пример другим.

Реализм и антиреализм

Реализм и антиреализм — две позиции в споре о морали. Реалисты считают, что существуют объективные моральные истины, а это означает, что моральные нормы абсолютны и не подлежат индивидуальной интерпретации. С другой стороны, антиреалисты считают, что моральные ценности субъективны и варьируются от человека к человеку.
Дебаты между реализмом и антиреализмом сосредоточены на понятии моральной объективности. Реалисты утверждают, что мораль коренится в универсальных принципах, которые выходят за рамки культуры, религии и личного мнения. Они утверждают, что мораль — это абсолютный набор правил, которые можно объективно определить и применить к любой ситуации. Однако антиреалисты утверждают, что мораль субъективна и зависит от убеждений и ценностей каждого человека. Они считают, что не существует универсального ответа на моральные вопросы и что мораль следует оценивать в каждом конкретном случае.
С точки зрения практического применения реализм и антиреализм могут иметь существенное значение для принятия решений как в личной, так и в общественной жизни. Например, если бы кто-то следовал реалистическому подходу, он строго придерживался бы набора неизменных правил, чтобы принять моральное решение. С другой стороны, если бы кто-то следовал антиреалистическому подходу, он бы рассмотрел индивидуальные обстоятельства и взвесил различные точки зрения, прежде чем принимать решение.
В конечном счете, спор между реализмом и антиреализмом очень важен, когда речь заходит о морали. В зависимости от того, какую позицию вы занимаете, ваше понимание того, что представляет собой моральный поступок или решение, может сильно отличаться от чьего-либо другого. Понимание этих двух сторон дискуссии может помочь нам лучше понять наши собственные моральные убеждения и убеждения других.

Эволюция морали

Мораль — это набор принципов или ценностей, которыми мы руководствуемся при принятии решений и определении нашего поведения. Это постоянно развивающаяся концепция, на которую со временем повлияли различные культуры, религии и идеологии. Хотя определение морали может варьироваться от человека к человеку, с ним связаны определенные универсальные качества, такие как уважение, справедливость и справедливость.
Эволюцию морали можно проследить до древних времен, когда общества впервые начали разрабатывать кодекс поведения для управления людьми внутри них. Эта ранняя форма морали была в основном связана с защитой интересов правящего класса и продвижением общественного порядка. Со временем эта концепция развилась в более сложную систему верований, правил и принципов, которыми руководствовались религиозные верования и философия.
В наше время моральные ценности продолжают развиваться. Социальные нормы, наука и технологии играют роль в формировании нашего понимания морали. Например, достижения в области медицины привели к спорам о том, следует ли разрешать определенные методы лечения в определенных обстоятельствах или нет. Точно так же с развитием искусственного интеллекта возникли вопросы об этической безнравственности и морали, способной принимать решения самостоятельно.
Эволюция морали была долгим и сложным процессом, но она необходима для развития общества. Это помогает нам решить, какие действия уместны в различных контекстах, и гарантирует, что мы можем мирно сосуществовать. В конечном счете, мораль помогает нам стать лучше как личностям, так и обществу в целом.

Разница между этикой и моралью

Разница между этикой и моралью может быть трудной для понимания концепцией. Проще говоря, этика — это принципы, которые определяют, как люди должны взаимодействовать друг с другом и с окружающей средой. Мораль, с другой стороны, представляет собой индивидуальные ценности, которые определяют, как мы себя ведем и принимаем решения.
Этика обеспечивает основу нашего общества и культуры, помогая определить, что правильно, а что неправильно. Например, Десять Заповедей представляют собой набор этических принципов, определяющих структуру нашего нравственного поведения. Мораль, с другой стороны, отражает убеждения человека или его чувство правильного и неправильного.
Один из способов понять разницу между этикой и моралью — рассмотреть, что влечет за собой каждое из них. Этика основана на общественных стандартах, а мораль относится к личным убеждениям. Например, общество может диктовать, что воровать нехорошо, но мораль человека может диктовать, что воровство допустимо, если оно делается для того, чтобы помочь кому-то другому.
Также важно понимать, что этика и мораль могут противоречить друг другу. Кто-то может чувствовать, что лгать этически неправильно, даже если это принесет пользу кому-то другому, но с моральной точки зрения считает, что ложь приемлема, если она предотвращает вред. Люди сами решают, что они считают правильным и неправильным, и как они должны действовать в той или иной ситуации.
В конечном счете, этика и мораль — это тесно связанные концепции, которые дают нам руководство о том, как нам следует себя вести. Они оба устанавливают стандарты того, как люди должны взаимодействовать друг с другом и с окружающим миром, хотя они исходят из разных источников. Понимая разницу между этикой и моралью, мы можем принимать более обоснованные решения о том, как нам следует действовать.

Заключение

Нравственность — важная концепция, которая обсуждалась веками. Это набор убеждений и ценностей, которые определяют поведение человека, и он тесно связан с концепцией этики. Существует множество различных определений морали, и ее значение может варьироваться от одного человека к другому. Мораль также тесно связана с культурой и религией, и на нее могут влиять убеждения и ценности человека. Наконец, мораль важна, потому что она помогает создать чувство общности и принадлежности, а также помогает гарантировать, что мы принимаем решения, которые соответствуют нашим убеждениям и ценностям.


Краткое изложение «Моральное чувство»

Краткое изложение

Краткое изложение подготовлено сотрудниками Консорциума по исследованию конфликтов


Ссылка: Джеймс К. Уилсон. Нравственное чувство . Нью-Йорк: The Free Press, 1993, 313 стр.


Нравственное чувство стремится определить общее человеческое моральное чувство и понять социальные, биологические и эволюционные истоки этого морального чувства. Уилсон возражает против мнения, что мораль полностью определяется культурой.

Нравственное чувство  будет интересен тем, кто стремится найти общую моральную основу. Эта работа разделена на десять глав в трех частях. Глава первая вводит моральный смысл. В первой части обсуждаются конкретные моральные чувства. Во второй части обсуждаются источники человеческой морали. Третья часть завершает эту работу обсуждением нравственного чувства и человеческого характера.

Первая глава утверждает, что люди разделяют общие моральные принципы. Уилсон описывает моральное чувство как «интуитивно или непосредственно ощущаемое убеждение в том, как следует действовать, когда человек свободен действовать добровольно». Здесь обрисованы отношения между нравственным чувством и социальным порядком, структурами родства и естественным отбором, которые более подробно будут рассмотрены во второй части. В этой главе также рассматривается проблема культурного релятивизма.

Часть первая исследует четыре примера общего морального чувства: сочувствие, справедливость, самообладание и долг. Четвертая глава посвящена сочувствию. Наше чувство сочувствия служит как мотивацией, так и стандартом для морального суждения. Уилсон обсуждает связь между симпатией и альтруизмом и предполагает, что симпатия может быть ключом к пониманию эволюционной основы альтруизма. Затем следуют обсуждения источников симпатического чувства, влияния сходства на симпатию и отношения между симпатией, ответственностью и авторитетом.

Глава пятая обсуждает справедливость. Наше чувство справедливости основано на нашей естественной общительности. Уилсон исследует три общих смысла справедливости: справедливость как справедливость, как взаимность и как беспристрастность. Кратко описываются культурные и эволюционные истоки чувства справедливости. Эта глава завершается обсуждением последствий справедливости при распределении собственности; вопреки большинству политических теорий, наше здравое чувство справедливости не требует равного распределения.

В шестой главе исследуется наше чувство самоконтроля. Самоконтроль — это способность отказываться от сиюминутных желаний, чтобы обеспечить будущие желания. Правила этикета описываются как способ проверки и демонстрации этой способности. Описаны биологические и экологические источники самоконтроля, описан процесс обучения. В этой главе также рассматривается моральный статус зависимости.

Глава седьмая завершает первую часть обсуждением долга. Быть послушным — значит быть верным своим обязательствам. Чувство долга связано с совестью. Описаны социальные, биологические и эволюционные источники сознания. Глава завершается рассмотрением феномена долга в условиях почти полной изоляции.

Вторая часть более глубоко исследует происхождение наших моральных привычек и моральных чувств. Глава шестая описывает людей как социальных животных и исследует развитие и эволюционные истоки человеческой общительности. В седьмой главе обсуждается роль семьи в развитии у детей чувства моральных правил и принципов. Объясняется важность сближения и обучения. Эта глава заканчивается обсуждением влияния неблагополучных семей на нравственное развитие детей. В восьмой главе обсуждаются моральные различия между полами. Каждый пол проявляет разную моральную чувствительность. Прослеживаются эволюционные и культурные истоки этих различий, исследуются трудности, связанные с социализацией самцов. В девятой главе описывается стремление к универсальности, которое характеризует большую часть современной моральной мысли, то есть вера в то, что «все люди, а не только себе подобные, имеют право на справедливое обращение». Уилсон ищет объяснение этому недавнему и радикальному развитию ранней иудео-христианской религии, развитию западного брака по обоюдному согласию, росту путешествий и торговли в Европе в эпоху Просвещения и росту частной собственности. Эта глава завершается оценкой «неоднозначного наследия» эпохи Просвещения.

Часть третья, глава десятая, основывается на этих рассуждениях, предлагая описание человеческой природы и доводы в пользу важности исследования нашей человеческой природы.