Свобода и ответственность личности — как связаны? Понятие и соотношение

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Свобода и ответственность — неразделимые понятия. И пусть каждый из нас волен поступать так, как хочется, важно осознавать, что всякий выбор имеет последствия. В этой статье мы разберём понятия свободы и ответственности, а также рассмотрим их взаимосвязь на примерах из жизни.

Что такое свобода

В статье «Свобода и необходимость в человеческой деятельности» мы уже разбирали это понятие. Но чтобы раскрыть связь свободы и ответственности с точки зрения обществознания, важно вспомнить его ещё раз. Давайте сделаем это.

Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Пример № 1.

В детстве Степан мечтал заниматься танцами, но родители посчитали это хобби недостойным будущего мужчины и отдали мальчика на хоккей. Когда Степан стал взрослым, он решил воплотить детскую мечту — начал ходить на вечерние занятия танцами после работы. Несмотря на то что не все друзья поддержали его в этом, он всё равно сделал выбор в пользу интересов, потому что танцы делают его счастливым. Это пример того, как может проявляться свобода.

Итак, свобода — это то, что даёт нам волю сделать выбор. При этом у каждого отдельного человека есть свои возможности реализовать её. На это влияют несколько социальных факторов. Разберём их на примерах:

  • Уровень развития общества. У человека из Средневековья и человека из нашего времени есть разные возможности, чтобы свободно делать выбор.

  • Социальные нормы. Сотню лет назад европейское общество порицало женщин, которые носили брюки. Сегодня же это стало нормой.

  • Положение человека в обществе. Обеспеченным людям доступен более богатый выбор материальных благ, чем нуждающимся.

  • Формы общественной деятельности. В общении с людьми и во время работы перед человеком стоят разные виды решений, которые он свободен принимать.

  • Социализация.

    Если человек рос в обществе, он обычно умеет ладить с людьми и перед ним открыты многие двери, связанные с общением. С другой стороны, человек, который рос вдали от цивилизации, будет ограничен в свободном выборе, когда попадёт в общество.

Проверьте себя

Приходилось ли вам делать свободный выбор, похожий на тот, что описан в примере? Расскажите о нём.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Как связаны свобода и ответственность

Чтобы проиллюстрировать соотношение свободы и ответственности, достаточно вспомнить русские сказки про богатырей. В них герои оказываются на распутье перед камнем, на котором написано: «Направо пойдёшь — богатым будешь, налево пойдёшь — коня потеряешь».

Точно так же и в жизни мы каждый день выбираем дороги. Только в этом случае камни не предупреждают нас о последствиях наших действий заранее. Поэтому нужно быть готовым принять ответственность, ведь у каждого свободного выбора есть итог.

Ответственность — это осознанная готовность человека принимать последствия своего выбора, отвечать за поступки.

Проблема свободы состоит в том, что она не может быть абсолютной — её можно и нужно ограничивать, иначе общество будет охвачено хаосом. И ответственность выступает одним из таких ограничителей. А потому эти два понятия тесно взаимосвязаны.

Пример № 2.

Две недели назад Артём попросил у одногруппника деньги в долг. Сегодня он получил зарплату — как раз в тот день, когда обещал отдать долг. Но делать этого не хотелось, ведь как раз сейчас вышла новая часть игры God of War, которую он давно ждал. Перед Артёмом стоит выбор: купить игру и соврать другу или вернуть долг.

Если он решит отдать деньги, то примет это решение под давлением личной ответственности — перед другом и перед своими принципами. А если купит игру, то Артёма догонят последствия. Возможно, ему просто станет стыдно, или друг после этого перестанет ему доверять и больше не выручит деньгами до зарплаты.

Осознавать все эти последствия и делать выбор с оглядкой на них — это и есть проявление свободы и ответственности в жизни человека.

Какой бывает ответственность

Ответственность, связанная со свободой личности, может быть разной. И она делится на виды не по одному критерию. В таблице ниже мы разобрали главные из них.

Виды ответственности

По какому признаку различаются

Названия видов

Сущность

Перед кем наступает ответственность
ВнешняяПеред другими людьми: семьёй, законом, коллективом на работе и т.  д.
ВнутренняяПеред собой, личными моральными принципами
Кто несёт ответственностьИндивидуальнаяВыбор сделал один человек, он же несёт ответственность
ГрупповаяВыбор сделала группа людей, она же несёт ответственность
КоллективнаяВыбор сделал один или несколько человек из группы, но ответственность несут все, кто в неё входит
Какой природы ответственностьНравственнаяОтветственность за моральные решения
СоциальнаяОтветственность за поведение в социуме
ПолитическаяОтветственность за политическое решение
ЮридическаяОтветственность за нарушение законов

Проверьте себя

Ещё раз изучите таблицу с разными видами ответственности: социальной, внешней, внутренней и другими. Придумайте хотя бы один пример к каждому из них и порассуждайте, почему выбрали именно его.

В этой статье мы поговорили о свободе, ответственности и том, как общественные ценности, вроде морали, могут влиять на выбор человека. Если хотите сильнее погрузиться в эту тему и исследовать её нюансы, советуем заниматься с преподавателем. Например, на курсах обществознания в Skysmart. Начните знакомство в платформой на бесплатном вводном уроке!

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Ценные бумаги

К следующей статье

Духовная сфера

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Свобода и необходимость в человеческой деятельности — примеры

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Все мы — свободные люди. Можем заниматься любимым делом, выбирать, какую музыку слушать и в какой вуз поступать. Но на самом деле не всё так просто. Не зря философы столетиями размышляют над вопросом свободы воли человека. В этой статье мы расскажем, что известно о свободе и необходимости в человеческой деятельности с точки зрения обществознания. А ещё — познакомим с двумя полярными концепциям о ней.

Что такое свобода

В статье «Деятельность человека» мы уже рассматривали виды человеческих активностей и то, что может нас на них мотивировать. Однако с этим понятием связано и ещё одно, не менее важное.

Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Свобода — понятие с философскими корнями. Оно существует с эпохи Ренессанса, но по-настоящему ломать голову над вопросом свободы люди начали гораздо раньше. Сегодня же под этим термином мы понимаем личный выбор человека в том, какой образ жизни ему вести, как участвовать в экономике общества и т. д.

При этом варианты этого выбора зависят от многих социальных факторов. На схеме ниже мы перечислили их все.

Что может ограничивать свободу

Мы выяснили, что свобода — это про способность выбирать и принимать решения. Но надо помнить, что мы всё ещё живём в обществе, рядом с другими такими же людьми. А потому и свобода не может быть неограниченной, т. е. абсолютной. Делая выбор, человек должен понимать, к каким последствием он приведёт. Это называется ответственностью.

Личная ответственность — перед собственными моральными принципами, законом и другими людьми — это один из факторов, которые ограничивают свободу человека. Кроме неё есть и другие, например, свобода окружающих.

Пример № 1.

Предположим, вы захотели громко послушать музыку ночью. Сделать это — ваш личный выбор. Но важно помнить, что этим вы ущемите право других людей на здоровый отдых ночью.

И если вы всё-таки решите сделать этот выбор, то ощутите на себе все тяготы ответственности. Это будет осуждение со стороны ваших соседей и штраф за нарушение общественного порядка, если они решат вызвать полицию. А ещё к санкциям может подключиться ваша совесть. Например, если вам станет стыдно за то, что вы разбудили среди ночи соседского грудного ребёнка.

Проверьте себя

Придумайте ещё несколько примеров ситуаций, в которых выбор одного человека может ограничить свободу окружающих. Предположите, какие виды ответственности будут ждать нарушителя в каждом из этих случаев.
Во время ответа не забывайте опираться на материалы этой статьи.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Связь между свободой и необходимостью в человеческой деятельности

Свободен человек выбирать или всё вокруг нас подчиняется судьбе — фундаментальный вопрос философии. Одни считают, что мы вольны сами направлять свою жизнь, другие же — что любой наш выбор — это результат необходимости.

Необходимость — это закономерное развитие событий, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях.

Но это лишь одна из точек зрения на необходимость. В этом ключе человек несвободен — он лишь подчиняется обстоятельствам. А то, что должно случиться, непременно произойдёт даже вопреки нашей воле.

Но есть и другие. Например, в христианстве принято считать, что человек свободен выбирать лишь между добром и злом. Другие же философы говорят о том, что необходимость связана с законами природы, которые мы не можем изменить, а можем лишь подстроиться под них, т.  е. вынужденно сделать выбор.

Пример № 2.

Рассмотрим, к примеру, природные катаклизмы. Япония — страна, в которой настолько часто случаются землетрясения, что местные жители уже давно перестали обращать на них внимание. А всё потому, что их общество приспособилось к особенностям географического расположения, из-за которого их постоянно «трясёт».

У японцев был выбор — адаптироваться к природе или позволить катастрофам уносить жизни людей. И они выбрали первое — начали строить здания так, чтобы те стали устойчивы к подземным толчкам. Сегодня многие высотки Японии содержат внутри специальный «экзоскелет» с амортизаторами. Из-за них кажется, что во время землетрясения здание шатается из стороны в сторону. Выглядит это страшно, но на деле дома остаются безопасными.

Фатализм и волюнтаризм

Размышления философов на тему свободы и необходимости в деятельности человека привели к образованию двух противоположных концепций: фатализма и волюнтаризма. Разберёмся, что означает каждое из этих понятий.

Фатализм — это концепция мировоззрения, согласно которой свобода — это познанная необходимость, и все процессы в мире, в т. ч. человеческий выбор, ей подчиняются.

Если говорить проще, это учение о том, что будущее предрешено, а выбор самого человека в этом будущем не играет никакой роли.

В рамках этой концепции принято считать, что случайности не случайны и в жизни людей нет и не может быть иных возможностей, кроме тех, что уже предопределены. Но в таком случае и сам человек представляется не как свободная личность, а как лишённый выбора механизм. И программу для него задаёт судьба, рок или высшая сила.

Пример № 3.

Яркий пример фатализма показывает гомеровская «Илиада». В ней Зевс взвешивает на чаше весов судьбы Гектора и Ахиллеса, и понимает, что Гектору не победить в этом сражении. И тогда он предлагает богам защитить его, но Афина отвечает, что его судьба уже предрешена. Так Гомер показывает, что даже всемогущий бог, ведающий миром, не может пойти против судьбы.

Волюнтаризм — это концепция мировоззрения, согласно которой человеческая воля берёт верх над всем сущим.

Это учение признаёт волю человека как двигатель всех процессов в мире и единственно верную ценность. Согласно этой концепции люди вольны сами направлять свою судьбу, т. е. поступать так, как хочется. При этом такая воля ничем не ограничена. А значит, желания человека постоянно пересекают границы других людей и здравого смысла.

Пример № 4.

Римского императора Калигулу принято считать одним из самых ярких волюнтаристов в истории человечества. Жестокий и беспринципный правитель желал стать богом и подчинить своей воле все мыслимые и немыслимые законы, например экономические механизмы.

Калигула обожал купаться в роскоши и регулярно запускал руку в государственную казну. А когда экономика страны зачахла, он придумал «волшебную» экономическую модель — приказал использовать раковины моллюсков вместо денег. Разумеется, план не сработал, т. к. не имел ничего общего со здравым смыслом.

Проверьте себя

Подумайте и назовите несколько примеров проявления фатализма и волюнтаризма из литературы, кинематографа или истории.

Проверьте себя

Давайте узнаем, хорошо ли вы разобрались в понятии свободы и формах её взаимодействия с необходимостью. Выполните задания ниже — это поможет вам узнать, стоит ли изучить тему ещё раз.

Задание № 1

Прочитайте утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Общество согласно в том, что все люди свободны, и ничто не может ограничивать их волю.

  2. На варианты выбора, которые доступны человеку, влияет степень развития общества.

  3. Свободу человека ограничивают закон, общественное мнение и его собственная совесть.

  4. Фатализм учит, что сила воли приводит в движение всё в мире вокруг нас.

  5. Одна из трактовок необходимости связана с тем, что человек вынужден делать выбор, подчиняясь законам природы.

Задание № 2

Подумайте и сформулируйте свой взгляд на свободу личности, ответственность и необходимость. Близка ли вам одна из концепций, которые мы рассмотрели в этой статье? Или у вас есть уникальный взгляд на то, свободен ли человек в своём жизненном выборе? Поделитесь мнением.

Тема свободы и необходимости в человеческой деятельности встречается на ЕГЭ по обществознанию. Надеемся, эта статья помогла вам разобраться в ней. А если нет, продолжайте изучать её на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart! Наши преподаватели помогут разобрать вопрос свободы личности на ярких примерах и запомнить все определения без зубрёжки. Вводный урок — бесплатно!

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Социальные права человека

К следующей статье

Девиантное поведение

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Понимание свободы и ее эволюция на протяжении многих лет

Недавно д-р Джон Милликен, доцент кафедры теологии Международного университета LCC, рассуждал о свободе и о том, есть ли она на самом деле. Свобода является центральной ценностью западной культуры и одним из доминирующих ее представлений. Идея свободы изменилась за последние несколько сотен лет, но ее фундаментальные идеологии только развивались с течением времени в постоянно меняющемся обществе, и мы продолжаем исследовать свободу в разные десятилетия и в культуре двадцать первого века.

Согласно английскому философу и врачу Джону Локку, свобода тесно связана с правительством или государством. Локк развивает интересную точку зрения на определенные ограничения государства правами, которыми обладают индивиды в обществе. Правительство получает власть с согласия тех, кто находится под его властью. Но Джон Локк также предлагает идею о том, что общество должно быть автономным и отказываться от правительства в подавлении, например, прав собственности или многого другого. Хотя его понимание свободы основано на политическом понятии, философ утверждает, что существует нравственный закон, данный Богом. Есть ограничения, есть пределы и правила того, что люди могут делать, и правительство ограничено только тем, что навязывает нам определенные вещи. «У нас есть копье свободы, у нас есть копье свободы. Но есть и ограничения нашей свободы, установленные понятием нравственного закона», — заметил Джон Милликен.

Прекрасным примером является Конституция Соединенных Штатов, которая была создана в 1787 году. Этот документ находился под сильным влиянием Джона Локка, поскольку авторы и читатели конституции были последователями его идей. Общество считало, что у государства есть ограничения на то, что оно может с ними сделать.

Другой английский философ, политический экономист и государственный служащий Джон Стюарт Милль рассуждал о свободе в 1800-х годах. Джон С. Милль верил в политическую свободу, и его интересовало, что государство может сделать по отношению к человеку. Философ устанавливал строгие ограничения на то, что может делать государство, имея в виду, что простое правило или закон не может быть продиктовано обществом государством. Единственная причина, по которой государство может вмешиваться в жизнь человека, — это предотвращение причинения вреда другим людям. Например, пристегиваться ремнем безопасности во время вождения требуется по закону из соображений безопасности, а согласно идеологии Джона Стюарта Милля, государство не может этого диктовать, в случае аварии ответственность несет только физическое лицо. В отличие от Джона Локка, Милль продвигает идеи личной свободы, ограничения в окружающем нас обществе, ожидания и нормы других людей. Одна из его идеологий заключается в том, чтобы люди были свободны не только от силы закона, но и от мнения других. Как утверждает сам Джон Стюарт Милль: «Единственная свобода, заслуживающая этого названия, — это стремление к собственному благу по-своему. До тех пор, пока мы не пытаемся лишить других их или препятствовать их усилиям по ее получению». По сравнению с идеологией Джона Локка идеологию Джона Милля можно назвать более современным, современным способом осмысления свободы.

Свобода в современной культуре не претерпела значительных изменений. Сегодня до сих пор считается, что свобода — это возможность жить полноценной жизнью без чьего-либо вмешательства, без разрешения или одобрения. Но основная идеология того, что мы считаем моралью, означает понимание того, что мы свободны, когда можем делать то, что хотим, без каких-либо ограничений и вреда другому человеку. Вопрос базового уровня возникает, когда Тимоти Келлер, писатель и богослов, утверждает, что ни один человек на самом деле не свободен делать что-либо, потому что цена — это компромисс между вещами. Возникает момент выбора, и чем больше вариантов, тем больше ограничений. По словам Джона Милликена, доцента кафедры теологии LCC, «поскольку мы не можем быть полностью свободны; мы должны обменивать одни свободы на другие, подчиняясь ограничениям». Учитывая природу реальности, мы не можем полностью решить, каковы эти ограничения, и, в конце концов, становится легче заблудиться в этом цикле поиска полной свободы.

Однако некоторые склонны полагать, что такой подход несправедлив, невозможен сам по себе или потенциально вреден для общества. Следует учитывать, что, когда другие люди вкладывают в нас деньги, мы не принадлежим только себе. Это было бы оправдано только в том случае, если бы мы были созданы сами. Подумайте об учителях за годы вашего существования, родителях, друзьях, может быть, даже соседях – все они в той или иной степени вкладывались в нас. Как отмечает Тимоти Келлер в своем стихотворении: «Ни один человек не является островом сам по себе, мы связаны с другими людьми». Зная, что мы связаны с другими, понимание свободы делать то, что хочется, не причиняя вреда другим, также может показаться неясным. Что считается причинением вреда другим? Это похоже на бесконечные дебаты о свободе слова. Одна сторона интерпретирует свободу слова как выражение идей, а некоторые считают, что она может причинить вред и оскорбить других. Важно уважать различные ценности и моральные соображения других. Более того, слепой индивидуализм может привести к разрушению сообществ и сделать их более мобильными. Мы склонны дистанцироваться, отдаляться от определенных отношений или людей, и эта радикальная точка зрения на свободу отталкивает от других важных дел.

«…Что бы ни было целью вашего удовлетворения, в конечном счете, оно контролирует вас. Вы никогда не являетесь хозяином самому себе, никогда не являетесь по-настоящему свободными в современном понимании. Что-то еще всегда овладевает вами», — сказал Тимоти Келлер. Будь то потребность во внутренней или внешней свободе, в какой-то степени люди никогда не будут свободны, потому что мы живем для чего-то, мы стремимся к большему, и мы вынуждены делать и чувствовать определенным образом. Как только вы встанете на путь своей свободы и признаете, что с течением времени будут установлены некоторые правила свободы, установленные правительством, но пока нет причинения вреда другим, свобода может быть достигнута в ходе длительного процесса.

Определение свободы — Signature Theater

«Свобода — это свобода сказать, что два плюс два — четыре. Если это разрешено, все остальное следует».

― Джордж Оруэлл, 1984 г.

Мы читаем о свободе, мечтаем о свободе, прославляем идею свободы, выступаем за свободу и надеемся на нее, но что мы подразумеваем под «свободой»?

«Свобода» означает многое для многих людей. Свобода может означать возможность голосовать за определенные идеи или за людей, которые лучше всего представляют наши взгляды. Свобода может относиться к понятию свободы слова: возможность свободно высказывать личные мнения или точки зрения. Другие могут понимать свободу в финансовом контексте, когда люди стремятся освободиться от финансовых долгов, непогашенных кредитов и обременительных займов.

Но как выглядит настоящая свобода? Это похоже на бюллетень избирателя или на выходца из тюрьмы? Видно ли это в возможности купить все, что человек хочет, или в том, что он кому-то что-то должен?

Свобода определяется Merriam Webster как качество или состояние свободы, такое как:

  • отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии.
  • освобождение от рабства или от власти другого.
  • смелость замысла или исполнения.
  • политическое право.

Свобода сложнее, чем возможность делать все, что мы хотим. Если зайти слишком далеко, такой подход приведет к опасной анархии — каждый сам за себя! Конечно, свобода может означать право делать, думать, верить, говорить, поклоняться, собираться или поступать так, как тебе нравится, но только до тех пор, пока твой выбор не начнет ущемлять свободы другого человека.

Каждую из наших свобод можно отнести к одной из двух категорий: «свобода от» и «свобода от». На это обратил внимание президент Франклин Делано Рузвельт в своем Послании о положении в стране, произнесенном 6 января 19 года.41:

«Мы с нетерпением ждем мира, основанного на четырех основных свободах человека.

Первый — это свобода слова и самовыражения — во всем мире.

Второе — это свобода каждого человека поклоняться Богу по-своему — везде в мире.

Третье — свобода от нужды — что, в переводе на мировые термины, означает экономическое взаимопонимание, которое обеспечит каждой нации здоровую жизнь в мирное время для ее жителей — повсюду в мире.

Четвертое — это свобода от страха — что в переводе на мировые термины означает всемирное сокращение вооружений до такой степени и таким тщательным образом, что ни одна нация не будет в состоянии совершить акт физической агрессии против любого соседа — в любой точке мира.

Это не видение далекого тысячелетия. Это определенная основа для своего рода мира, достижимого в наше время и в нашем поколении».

Президент Франклин Делано Рузвельт докладывает о положении в стране в 1941

В той же речи Рузвельт сказал:

«Нет ничего таинственного в основах здоровой и сильной демократии. Основные вещи, ожидаемые нашими людьми от их политических и экономических систем, просты. Это:

  • Равенство возможностей для молодежи и других.
  • Работа для тех, кто может работать.
  • Безопасность для тех, кому она нужна.
  • Конец особых привилегий для избранных.
  • Сохранение гражданских свобод для всех.
  • Наслаждение плодами научного прогресса в более широком и постоянно повышающемся уровне жизни.

Это простые, базовые вещи, которые нельзя упускать из виду в суматохе и невероятной сложности нашего современного мира. Сила наших экономических и политических систем зависит от того, насколько они оправдывают эти ожидания».

Другими словами, если нация потеряет свои свободы, свободы и возможности, нации больше не будет.

Обеспечение «свободы от страха» и «свободы от нужды» почти всегда включает в себя коллективные, организованные действия. Такого рода деятельность часто наиболее эффективно и действенно (хотя, надо признать, не идеально) осуществляется каким-либо руководящим органом. Если мы хотим жить в обществе, где свободы защищены и гарантирована возможность пользоваться свободой, мы должны полагаться на какую-то форму управления.

Задача раздела:
Учащиеся определят, что для них означает «свобода», и выразят признательность и понимание некоторых свобод и прав, предоставленных гражданам Соединенных Штатов.

Вопросы для обсуждения:

  • Что для вас значит «свобода»?
  • Какие свободы для вас наиболее важны? Если бы вам пришлось выбирать самую важную и наименее важную свободу, какие бы они были и почему?
  • Вы чувствуете, что определенные свободы, которыми вы должны пользоваться, каким-то образом ограничены? Как?

Цитаты/Дальнейшее исследование:
Речь «Четыре свободы»: https://www. facinghistory.org/universal-declaration-human-rights/four-freedoms-speech
Определение свободы: https:// www.merriam-webster.com/dictionary/freedom


Упражнение: Что вы можете сделать?

Предмет(ы): английский язык, театр, история

Цели:
Учащиеся смогут:

  • использовать примеры из своих знаний и опыта для обоснования основных идей устного выступления.
  • отличать собственные идеи от информации, созданной или обнаруженной другими.
  • способствовать сотрудничеству с другими людьми как в классе, так и за его пределами.
  • лучше понимают свои права как гражданина США.

Расходные материалы: Бумага, ручки, карандаши, фломастеры, цветные карандаши

Подготовка:

  • Свободное пространство для занятий, где можно двигаться, ходить и физически творить3. 9003
  • Раздайте каждому карандаш/маркер/ручку и лист бумаги.
  • Предложите учащимся написать собственное определение слова «свобода». Попросите их поделиться своим определением с партнером.
  • После того, как они обсудят свои определения с партнером, предложите учащимся перевернуть лист. Теперь у студентов есть две минуты, чтобы написать или составить список всех прав, свобод и вещей, которые им разрешено делать как гражданам Соединенных Штатов. Две минуты, чтобы написать или нарисовать столько, сколько они могут придумать!
  • По окончании двух минут попросите учащихся прочитать перечисленные ими права и свободы. Каждое право или свободу, которые они придумали, запишите на отдельном листе бумаги (нет необходимости делать это с повторными ответами). Убедитесь, что учащиеся понимают каждое право или свободу хотя бы на базовом уровне. .
  • После того, как вы сделали листочки для каждого права/свободы, разложите их все на столе, на полу или на доске. Ваше объяснение учащимся может звучать примерно так: «Мы собираемся ранжировать их от наименее важных прав или свобод к наиболее важным, двигаясь слева направо. Почти наверняка будут какие-то разногласия по этому поводу, и это нормально. Признайте это и двигайтесь дальше. Вот как это будет работать. Один из вас подойдет и переместит их в том порядке, который, по вашему мнению, является правильным ранжированием. Как только этот человек завершит ранжирование, он сядет. Я прочитаю их порядок ранжирования. Если кто-то из вас не согласен, вы можете подойти и внести коррективы. Мы будем продолжать этот процесс, пока не будем все согласны. Это может занять некоторое время».
  • Примечание: В качестве альтернативы, если позволяют место и размер класса, вы можете заставить их всех работать над этим одновременно. Именно так мы в Signature сделали это, когда выполняли упражнение, и оно сработало очень хорошо (в нашей группе было около 20 человек). Преимущество такого подхода в том, что он позволяет им обсуждать то, что они думают по ходу дела. Более открытое сотрудничество.

Обсуждение:
Что нужно для свободы или права на существование? Какое общество поощряет свободы? Какое общество может привести к ограничению прав и свобод?


Упражнение: Вот как выглядит свобода к зрительному контакту, мимике, жестам и позе.

  • поддерживайте зрительный контакт с аудиторией, регулируйте громкость, тон и скорость, следите за позами и жестами, используйте естественный тон.
  • оценивают воздействие презентаций, включая эффективность вербальных и невербальных приемов, используя рубрику или контрольный список.

  • Расходные материалы: Бумага, карандаш/ручка/маркер или белила/меловая доска, маркер/мел для белой доски

    Подготовка:

    • Это служит эффективным дополнением к «Что вы можете сделать ?» Если вы еще не выполнили это упражнение, начните с того, что попросите учащихся вместе всем классом составить список всех прав, свобод и вещей, которые им разрешено делать как гражданам Соединенных Штатов.
    • Студенты делятся на группы по четыре-пять человек в каждой. Каждой группе назначается одна из разных свобод, попавших в список (составленный в этом упражнении или в предыдущем), составленный как коллектив. Каждой группе дается не менее 10 минут на создание двух замороженных изображений (табло) со своими телами. Одна таблица должна показывать общество, практикующее назначенную свободу, а вторая должна показывать общество, лишенное назначенной свободы.
    • Советы для достижения успеха: В каждом изображении должны быть все. Если это не человек, это может быть предмет, животное и т. д. Учащиеся должны использовать уровни и интервалы, чтобы показать взаимосвязь и силу.
    • Когда группы будут готовы к выступлению, созовите половину групп, рассредоточьтесь по комнате, чтобы ни одна группа не находилась слишком близко к любой другой группе. Объясните, что все они сначала представят свою картину общества без назначенной свободы. Вы будете считать от пяти до одного, а представляющие группы замирают, как только вы нажмете один. Затем остальная часть класса пройдет по музею в своем собственном темпе, рассматривая каждую картину, как если бы они были статуями в музее. Они должны искать свободы, которой не хватает каждой группе. После того, как студенты осмотрели весь музей, они должны вернуться на свои места.