Олимпиадные задания по обществознанию для 10-11 классов
1. Выберите все правильные ответы (возможно несколько вариантов правильных ответов). Перечертите данную ниже таблицу в лист ответа и впишите в соответствующие ячейки выбранные вами ответы.
1.1. Выберите из списка признаки президентской республики.
1. наличие поста премьер-министра
2. право парламента вынести вотум недоверия правительству
3. президент совмещает обязанности главы государства и главы исполнительной власти
4. правительство несет ответственность перед президентом
5. президента выбирают на заседании парламента
1.2. Выберите из списка культурные универсалии
1. материнство
2. новогодняя елка
3. сожжение чучела Масленницы
4. гостеприимство
5. праздники
1.3. Определите тенденцию развития современной семьи
1. возрастание числа расширенных семей
2. разделение институтов семьи и брака
3. возрастающая роль семьи в процессе социализации
4. переход от партнерской семьи к семье традиционного типа
5. увеличение числа детей в семьях
1.4. Вид безработицы, связанный с желанием самого человека изменить положение на рынке труда, называют
1. сезонная
2. структурная
3. фрикционная
4. циклическая
5. инфляционная
1.5. Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют
1. эмпирики
2. рационалисты
3. сенсуалисты
4. экзистенциалисты
5. утописты
1.6. Выберите в списке примеры естественных монополий
1. почта
2. московский метрополитен им. Ленина
3. ГорЭнерго
4. социальная сеть «Одноклассники»
5. такси
1.7. Возможность всех дееспособных граждан РФ, достигших возраста 18 лет, голосовать на выборах иллюстрирует такой принцип демократической избирательной системы как
1. равенство
2. тайну голосования
3. открытость процесса
4. альтернативность
5. правильного ответа нет
1.8. Выберите цитаты, в которых не нарушен закон достаточного основания
1. «Все шляпники примеряют свои шляпы на болванки, а он всё время примерял на себя, и в итоге в конец оболванился»
2. «сегодня взлетная полоса покрыта льдом, поэтому самолеты не могут взлететь»
3. «это вещество является электропроводным, потому что оно – металл»
4. «преступление совершил К., т.к. он сам признался в этом»
5. «вы не должны мне ставить двойку, ведь я прочитал параграф»
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ, выпишите его в лист ответа.
1.1. финансовый кризис, революция, выпуск из школы, гражданская война
1.2. умысел, неосторожность, легкомыслие, небрежность
1.3. инициативность, самостоятельность, возможность государственного регулирования, законность
3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист ответа.
2.1. абсолютная, субъективная, относительная, конкретная
2.2. иудаизм, буддизм, христианство, ислам
2.3. традиционное, иерархическое, харизматическое, рациональное
4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Перечертите таблицу в лист ответа и запишите соответствующие ответы «Да» или «Нет» в нужном порядке:
4.1. Согласно Конституции РФ в ведении Правительства находится разработка и исполнение государственного бюджета.
4.2. Представление более детально, чем восприятие передает образ объекта.
4.3. Правовое государство и гражданское общество должны быть созданы путем издания соответствующего нормативно-правового акта.
4.4. Когда нашей бабушке было 60 лет, она стала ходить по 5 километров каждый день. Теперь ей 80, и мы понятия не имеем, где она. В этой фразе нарушен логический закон тождества.
4.5. Кривая индивидуального предложения труда не совпадает с кривой совокупного предложения на рынке труда.
4.6. Социальной клаузулой может выступать введение платы за образование.
5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.
Запишите в лист ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
«Фармацевтическая компания получила патент на производство нового уникального лекарства. Получение исключительного права на производство нового лекарства создает _____(1) для появления других фирм. Результатом будет возникновение _____(2) на рынке этого лекарства. Возможность получения патента фармацевтическими фирмами стимулирует их к продолжению научных исследований. Фармацевтическая компания, обладая _____(3), назначает _____(4), превышающую _____(5)».
А) олигополия
Б) монополия
В) предельные издержки
Г) переменные издержки
Д) барьеры
Е) рыночная власть
Ж) прибыль
З) цена
6. Логическая задача.
В начале учебного года в (четырехэтажное) общежитие университета заселились Андрей, Борис, Василий и Георгий. Каждый из них учится на одном из четырех курсов (все на разных) и живет на одном из четырех этажей (все на разных).
Определите, кто на каком курсе учится и на каком этаже живет, если известно, что:
1. Андрей живет выше первокурсника, но ниже третьекурсника.
2. Борис живет на этаж ниже того, кто на курс младше Георгия.
3. Четверокурсник живет на первом этаже.
Обоснуйте свой ответ.
Зарисуйте на листе ответа схему проживания студентов и заполните пропуски. Обоснуйте свой ответ.
7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации. Развернутое объяснение запишите в лист ответа.
7.1. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры. Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру в свою собственность, а затем подарить сыну.
Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте.
7.2. 15-летний Василий нанес на здание, в котором располагалась некоммерческая организация «Крылья демократии», надпись масляной краской, гласившую: «Тут сидят иностранные агенты». После задержания сотрудниками полиции Василий пояснил, что данная некоммерческая организация
действительно является иностранным агентом, поскольку учреждена иностранными организациями, а целью его действий было напоминание людям об этом факте.
Квалифицируйте деяние Василия.
9. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.
Перечертите схему в лист ответа.
1. Улыбка одобрения.
2. Звание Почетного работника общего образования РФ.
3. «Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?…»
4. «Сижу за решеткой в темнице серой
Вскормленный в неволе орел молодой…»
5. Система идеальных пропорций человеческого тела, разработанная древнегреческим скульптором Полинтелом.
6. «Не сотвори себе кумира…»
7. Оскорбительный тон.
8. Принцип демократического централизма.
9. «Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем…»
10. Кроха сын пришел к отцу и спросила Кроха: «Что такое хорошо? И что такое плохо?»
10. Решите задачу. Выпишите решение в лист ответа. Ответ будет засчитан только в том случае, если Вы полностью покажете решение с пояснениями.
Рассчитайте отпускную цену и сумму акциза, если оптовая цена, включающая в себя издержки производства и прибыль на единицу продукции, составляет 2,5 ден. ед., а ставка акциза в процентах к отпускной цене составляет 75%.
11. Определите пропущенное понятие.
Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).
Мысль без […] — недомыслие, […] без мысли — фанатизм. (В.О. Ключевский)
Чтобы постичь истинные основы […], людям нет необходимости ни в богословии, ни в откровениях, ни в богах; для этого достаточно простого здравого смысла. (П. Гольбах)
Сострадание — основа всей […]. (А. Шопенгауэр)
[…] — это важничание человека перед природой. (Ф. Ницше)
12. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Западноевропейская ветвь христианства.
2. Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII веков, направленное на изменение католического христианства в соответствии с Библией.
3. Оппоненты Иосифа Волоцкого, отрицавшие необходимость для церкви владеть земными богатствами.
4. Сторонники Иосифа Волоцкого, считавшего, что независимость церкви от московских государей должна обеспечиваться ее правом на владение землями.
5. Одна из древнейших современных религий мира, возникшая среди семитских народов во втором тысячелетии до н.э.
6. Обет безбрачия католических священнослужителей.
7. Самая многочисленная религии в мире.
8. Исторически сложившаяся восточноевропейская и малоазиатская ветвь христианства.
9. Одна из традиционных религий народов полуострова Индостан, основным принципом которой является запрет причинения вреда всему живому.
10. Одна их мировых религий, возникшая на территории Саудовской Аравии.
11. Религиозное верование, при котором классу объектов или явлений природы первобытная социальная группа оказывала специальное поклонение, с которым считала себя родственно связанным и по имени которого себя называла.
12. Теократическое государство в современной Европе
13. Традиционная религия народов полуострова Индостан.
По вертикали:
Дайте определение получившемуся термину по вертикали под №1.
Ответы:
1.
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. |
3,4 | 1,4,5 | 2 | 3 | 1 | 2,3 | 5 | 2,3 |
2.
1.1. социальные лифты групповой мобильности
1.2. формы вины
1.3. принципы предпринимательской деятельности
3.
2.1. формы истины, отсутствует субъективная
2.2. мировые религии, национально-государственная – иудаизм
2.3. типы политического господства или лидерства по классификации М. Вебера, в его классификации нет иерархической формы
4.
4.1. | 4.2. | 4.3. | 4.4. | 4.5. | 4.5. |
да | нет | нет | да | да | да |
5. 1Д 2Б 3Е 4З 5В
6.
7. Риэлтор ошибся, что Александр не может быть указан в качестве покупателя. Он не имеет права самостоятельно приобретать имущество, но имеет право его приобретать через законного представителя, которым в силу отцовства является Иван (ст.-ст. 17, 18, 28 ГК РФ). Оснований для отказа в регистрации перехода права собственности нет.
Василий подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 214 «Вандализм» .
9.
10. розничная цена – 10 у.е., акциз – 7,5 у.е.
11. мораль
12. Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию, и религия.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
olimpotvet.ru
Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют: 1.эмпирики 2.рационалисты 3.сенс
Вопрос задан 26.06.2018 в 21:40. Предмет Обществознание. Спрашивает Сахатаров Никита.уалисты 4.экзистенциалисты 5.утописты
Ответы на вопрос
Отвечает Константинова Анастасия.
На вопрос «Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют: 1.эмпирики 2.рационалисты 3.сенс» ответ был предоставлен пользователем Гость по предмету «Обществознание». Чтобы ознакомиться с ответом нажмите кнопку «Показать ответ»
Показать ответ
Последние заданные вопросы в категории Обществознание
Ответов: 1
Ответов: 2
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 2
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 2
uznavalka.pro
Опытное познание — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Опытное познание
Cтраница 1
Опытное познание постигает физич. [1]
Однако опытное познание бессильно в мире духовном, объекты к-рого бесконечны и обладают свободой. [2]
На их основе Кант определяет коренные истины ( основоположения чистого рассудка), обусловливающие опытное познание или естественную науку. Поскольку все сводится к закономерному соединению или сложению представлений, ясно, что кроме правил соединения требуется еще само соединяющее действие. [3]
Присущая товарному производству, основанному на частной собственности, потребность в развитии производительных сил дает толчок
И в этом опытном познании меня нет струится радость, камень убран. [5]
ТРАНС ЦЕНДЕ НТНЫЙ, ая, ое; — ген, тна, тно [ латин. В идеалистической философии — лежащий за пределами опыта, недоступный опытному познанию; противоп. Не могущий быть вычисленным при помощи действий алгебры, не могущий быть выраженным алгебраическим выражением ( мат. Изучающий соответствующие величины, понятия ( мат. [6]
Лобачевский впервые построил геометрию, логически столь же безупречную, как и геометрия Евклида, и в то же время существенно отличную от нее, основанную на допущении аксиомы, противоположной евклидовой аксиоме о параллельных. Этим была разрушена наивная вера в евклидову геометрию как единственно возможную, независимую от действительного мира и его опытного познания, априорную геометрическую систему. [7]
Он боролся против схоластики, защищал Галилея от церковников и обскурантов, отвергал авторитет Аристотеля, призывал к
Возможность такого типа знания обусловлена недостаточностью естественнонаучного, опытного знания, невыводимостью из индивидуального опыта регулятивных принципов его организации, наличием в сознании целостной картины мира, предпосланной опытному познанию, стремлением человека к синтезу всего научного знания. [9]
Согласно варианту ее, развитому Сигером Брабантским и др. европ. Согласно др. варианту этой теории, выраженному крупнейшим представителем шартрской школы Иоанном Солсберийским, философия и теология не могут противоречить друг другу, потому что имеют разные предметы: предмет философии —
Возможность такого типа знания обусловлена недостаточностью естественнонаучного, опытного знания, ограниченного рамками практического и теоретического освоения мира, невы-водимостью из индивидуального опыта регулятивных принципов его организации, наличием в сознании целостной картины мира, предпосланной
Деятельность переводчиков ведет к открытию не только греческой, но и арабской науки. Значительным шагом вперед была концепция опытного познания природы, разработанная английским философом XIII в. [12]
Впервые достаточно четко это осуществил Аристотель. С одной сторчщы, он трактует индукцию как метод опытного познания, как путь движения мысли от чувственно-воспринимаемого единичного к общим понятиям и утверждениям. [13]
Предыдущие умозаключения ни в коем случае не представляют доказательства принципа инерции; они должны только наметить тот путь, по которому можно притти к установлению этого принципа. Доказательство принципа можно найти единственно и исключительно в тех подтверждениях, которые получаются при его бесчисленных приложениях. Его значение в том и заключается, что он выражает в одном только положении всю сумму приобретенных в этой области наших опытных познаний. [15]
Страницы: 1 2
www.ngpedia.ru
Познание
3. ПОЗНАНИЕ
3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.
Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.
Формы чувственного познания:
Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).
Восприятие – целостный образ предмета или явления.
Представление – сохранение образов предметов в памяти.
Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.
Формы рационального познания:
Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).
Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).
Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).
Чувственное познание | Рациональное познание |
Ощущение Восприятие Представление | Понятие Суждение Умозаключение |
Наглядный образ предмета | Понятие о предмете |
Степень обобщения невелика | Степень обобщения высокая |
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.
3.2. Истина, ее критерии. Относительность истины.
Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.
Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.
Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.
Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:
Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.
Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.
Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.
3.3. Виды человеческих знаний
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.
Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.
Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.
Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.
Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.
Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).
Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.
3.4. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание
Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.
Черты научного познания:
исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;
объективность;
строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;
систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;
использование полученных знаний в реальной жизни.
В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический.
Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.
Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.
Основные формы научного познания:
Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.
Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.
Научная идея – интуитивное объяснение явления.
Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.
Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.
Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.
Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.
Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.
studfiles.net
Познание – это деятельность, направленная на получение достоверных знаний.
Причиной и движущей силой познания являются, во-первых, любознательность, стремление к открытию нового, неизвестного; во-вторых, практическая потребность улучшения условий жизни (строительство жилья, предсказание погоды, сроков сельхозработ и т.п.).
Цель и результат познания – знания. Знания – это осмысленная информация.
Субъект познания– это тот, кто познаёт. В качестве субъекта познания могут выступать отдельные личности, группы людей (например, научные коллективы), отдельное общество и человечество в целом.
Объект познания– это то, что познаётся.Объектами познания могут быть явления природы, общественной жизни и сам человек с его внутренним миром.
Процесс познания зависит от социокультурных факторов, то есть общество и эпоха влияют на выбор объектов и методов познания. Например, достаточное количество рабов делало ненужным в эпоху античности научное развитие техники, кроме военной. В средневековье на познание решающим образом влияла религия, препятствуя развитию науки и техники. Буржуазное общество, напротив, дало мощный стимул их развитию.
Успешность познания во многом зависит от средств познания. Средства познания – это познавательные способности, данные человеку от природы (интеллект, талант, интуиция, воображение и т.п.), а также технические средства, созданные человеком (приборы, инструменты и т.п.).
Существуют различные формы познания:
1. обыденно-практическое познание, дающее простейшие сведения об окружающем мире. Оно основано на опыте повседневной жизни. Обыденные знания чаще всего имеют вид практически полезных правил действий, которые позволяют достигать нужных результатов без глубокого объяснения того, как и почему они получаются.
2. игровое познание, дающее знание правил человеческого взаимодействия, человеческой психологии, собственных способностей личности.
3. мифологическое познание, опирающееся на воображение человека и дающее фантастическое отражение действительности.
4. художественное познание, отражающее мир в форме произведений искусства, передающих эмоции автора;
5. научное познание, дающее достоверное (подтверждаемое практикой) и объективное (не зависящее от эмоций учёного) знание о действительности;
6. философское познание, дающее предельно общее представление о закономерностях действительности с опорой на разум, логику.
3. Структура познавательного процесса
Познание – это не одномоментный акт отображения мира человеком. Это сложный, постепенно разворачивающийся процесс, состоящий из нескольких уровней.
1 уровень – чувственное познание, при котором главными средствами познания являются органы чувств. Чувственное познание имеет 3 формы:
1а) ощущение – это чувственный образ отдельных свойств объектов мира. Психологи насчитывают около 20 различных ощущений. К внешним ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним – чувство голода, жажды, боль от внутренних органов и др.
Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. С помощью приборов человек расширяет свои природные возможности, тем не менее даже с их помощью он способен уловить далеко не все свойства мира;
1б) восприятие –это целостный чувственный образ объектов, синтез ощущений, возникающий в процессе непосредственного контакта;
1в)представление –это целостный чувственный образ объектов, воспроизводимый в памяти, без непосредственного контакта.
Чувственное познание даёт информацию о внешних свойствах объектов, оно неглубоко отображает мир. Проникновение в сущность объектов, то есть отображение их внутренних глубинных закономерностей происходит на втором уровне познания – рациональном познании.Рациональное познание осуществляется посредством мышления. 3 формы рационального познания:
2а) понятие – это форма мышления, отображающая существенные отличительные свойства объектов. Понятие выражается словом или словосочетанием;
2б) суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах действительности. Суждение выражается предложением.
2в) умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Чувственное и рациональное познание можно рассматривать по отдельности только в абстракции. На деле, в реальном процессе познания эти два уровня неразрывно взаимосвязаны. И противопоставлять их, как это делали эмпирики и рационалисты, нельзя.
В познании выделяют также иррациональную составляющую. Иррациональная сторона познания представлена такими способностями как интуиция и воображение. Интуиция – это способность прямого, непосредственного постижения истины без логических рассуждений и доказательств. Интуитивное знание появляется в результате действия бессознательной части психики. Дело в том, что в каждый момент времени в сознании представлено только 2% информации, поступающей в психику. Сигналы, идущие от нашего бессознательного, мы и называем интуицией.
Воображение –это способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Интуиция и воображение обусловливают творчество – создание чего-то нового, ранее не существовавшего.
4. Понятие истины
Целью познания является получение истинного знания. Однако процесс познания приводит не только к истине, но и к заблуждениям. Заблуждение– это неверное отражение мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление, что Земля плоская и покоится на трёх китах, что Солнце вращается вокруг Земли и др. Заблуждение не надо путать с ложью. Ложь – это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.
Что же такое истина? Сложнейший вопрос, на который нет однозначного ответа. Существует ряд теорий истины.
Классическая теория истины.Истина–это соответствие наших знаний действительности. Прагматическая теория истины. Истина – это такое знание, которое приносит пользу людям.
Экзистенциальная теория истины. Истина – это то, в чём в данный момент не сомневается человек.
Конвенциональная теория истины. Истина – это соглашение, договор (конвенция) учёных.
Плюралистическая концепция истины. Утверждается множественность истин об одном и том же объекте. Каждая из них в чём-то верна, отражает то или иное свойство объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.
Классическая теориявыделяет следующиесвойства истины:
1. объективность.Содержание истины не зависит от субъекта, его мнений или желаний. Истина отражает то, что есть на самом деле, даже если это нам не нравится. В таком случае люди склонны не замечать или не признавать истину.
2. конкретность.Знание зачастую отражает общее правило, общую закономерность. Но поскольку мир очень разнообразен, в разных условиях общие закономерности проявляются по-разному. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, не принимая в расчёт конкретные условия, при которых знания сопоставляются с действительностью.
3.абсолютность и относительность.Абсолютная истина – это абсолютно полное и точное знание о предмете, относительная истина – недостаточно полное знание. Абсолютная истина – это идеал, к которому должно стремиться познание. В реальности всякая истина относительна, в каких-то отношениях она неполная, неточная. Например, для обыденного мышления утверждение «Земля имеет форму шара» — абсолютная истина, однако современная наука утверждает, что форма Земли – геоид.
Критерием истинности знания является практика. Практика – это деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Виды практики — трудовая деятельность, социальные реформы, научный эксперимент. Практика является основным способом проверки на достоверность полученных в процессе познания сведений, гипотез, теорий. Однако практика является относительным критерием истины, так как далеко не все идеи и теории можно проверить на практике, поэтому и столько споров об истине разгорается.
Возведение относительных истин в ранг абсолютных, превращение их в не подлежащие критике и уточнению догмы называется догматизмом.Догматизм ведёт к застою познания, неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Противоположная точка зрения, согласно которой все наши знания относительны, в них нет ничего точного и объективного, все они представляют собой всего лишь субъективные, то есть личные мнения, называется релятивизмом. Релятивизм ведёт к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму.
Тема 17.Природа социальной реальности
infopedia.su
Leave A Comment