Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями \ КонсультантПлюс

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 187-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Органы местного самоуправления: основные полномочия

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны

в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.

К таким полномочиям, в частности, относятся:

— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Как принимаются законы | USAGov

Конгресс является законодательной ветвью федерального правительства. Узнайте, как законопроект становится законом и чем отличается процесс в Палате представителей и Сенате.

Узнать о законотворческом процессе
  1. Законопроект о создании нового закона может быть внесен в любую палату Конгресса сенатором или представителем, который его спонсирует.

  2. После внесения законопроекта он назначается комитету, члены которого изучают, обсуждают и вносят изменения в законопроект.

  3. Затем законопроект выносится на голосование в эту палату.

  4. Если законопроект принимается одним органом Конгресса, он направляется в другой орган для прохождения аналогичного процесса исследования, обсуждения, внесения изменений и голосования.

  5. После того, как оба органа проголосовали за принятие законопроекта, они должны устранить все различия между двумя версиями. Затем обе палаты голосуют по одному и тому же варианту законопроекта. Если он проходит, они представляют его президенту.

  6. Затем президент рассматривает законопроект.

    Президент может одобрить законопроект и подписать его в качестве закона. Или президент может отказаться одобрять законопроект. Это называется вето.

  7. Если президент решает наложить вето на законопроект, в большинстве случаев Конгресс может проголосовать за отмену этого вето, и законопроект становится законом. Но если президент не подпишет законопроект и он останется неподписанным, когда Конгресс перестанет заседать, на законопроект будет наложено вето по умолчанию. Это действие называется карманным вето, и Конгресс не может его отменить.

 

Чем различаются законодательные процедуры Палаты представителей и Сената

Сенат и Палата представителей имеют некоторые процедурные различия. Хотя оба они равны в том, как они функционируют, только Палата представителей может инициировать законодательство, связанное с налогами и доходами. И только Сенат может разрабатывать законы, касающиеся выдвижения кандидатов в президенты и договоров. В то время как Палата представителей обрабатывает законопроект большинством голосов, Сенат делает это путем обсуждения и обсуждения перед голосованием.

Узнайте больше о законодательном процессе из этого видео на сайте Congress.gov.

Сенат США: Истоки и основания

Сенат и Конституция

В 1787 году создатели Конституции Соединенных Штатов установили в статье I структуру и полномочия Конгресса. Они обсуждали идею Конгресса, состоящего из двух палат. Один дом был бы, по словам Джорджа Мейсона из Вирджинии, «великим хранилищем демократического принципа правления». Чтобы противостоять этому народному влиянию в национальном правительстве, Джеймс Мэдисон из Вирджинии предложил еще одну палату, которая была бы небольшой, совещательной и независимой от более крупной и более демократичной палаты. Это стало Сенатом.


Система комитетов

Комитеты необходимы для эффективной работы Сената. Посредством расследований и слушаний комитеты собирают информацию о национальных и международных проблемах в пределах своей юрисдикции, чтобы разрабатывать, рассматривать и рекомендовать законы всем членам Сената. Только небольшой процент законопроектов, рассмотренных комитетами, доходит до зала Сената. Они оценивают кандидатов в президенты на исполнительные и судебные должности и обеспечивают надзор за деятельностью федерального правительства.


Избрание и назначение сенаторов

Конституция предоставила законодательным собраниям штатов право избирать сенаторов Соединенных Штатов. Сторонники Конституции утверждали, что этот метод выборов укрепит связи штатов с национальным правительством и защитит сенаторов от изменения общественного мнения. Чтобы еще больше дистанцировать Сенат от демократического давления, разработчики также предусмотрели, что только одна треть Сената будет баллотироваться на выборах каждые два года. Позже, в 1913, Семнадцатая поправка к Конституции установила прямые всенародные выборы сенаторов.


Идея Сената

С тех пор как создатели Конституции Соединенных Штатов создали Сенат, сенаторы, ученые, журналисты и другие наблюдатели пытались объяснить его роль в федеральной системе сдержек и противовесов. Что отличает Сенат от других законодательных органов? Почему его, казалось бы, загадочные правила и традиции сохранились и каким целям они до сих пор служат?


Партии и лидерство

Члены Сената, принадлежащие к двум основным политическим партиям, объединяются в партийные конференции. Конференции (также называемые закрытыми собраниями) и их лидеры играют важную роль в повседневных функциях Сената, включая определение повестки дня законодательных органов, организационных комитетов и определение того, как будут проходить действия в зале Сената. Когда сенаторы представляют третьи стороны или выступают в качестве независимых, они обычно работают в рамках двух установленных партийных конференций, чтобы получить задания в комитетах или управлять законодательством.


  • Офицеры и персонал
    • вице-президент
    • Президент Pro Tempore
    • Секретарь Сената
    • Сержант по оружию
    • партийные секретари
    • капеллан
    • Комитет и сотрудники офиса
    • Страницы
  • Полномочия и процедуры
    • порицание
    • Объявления войны
    • Изгнание
    • Флибустьер и закрытие
    • Импичмент
    • Расследования
    • Номинации
    • Правила
    • договоры
    • Голосование
  • Истоки и фонды
    • Сенат и Конституция
    • Избрание и назначение сенаторов
    • Система комитетов
    • Идея Сената
    • Партии и лидерство
  • Традиции и символы
  • Исторические здания и места
    • Капитолий
    • Сенатская палата
    • Исторические номера
    • Офисные здания Сената
    • Места для встреч Конгресса
    • Прошлые сенатские палаты
  • Исторические моменты
    • 1787-1800 гг.