Экономические, социальные и культурные права — Международное право и права человека

На международном уровне экономические, социальные и культурные права были отмечены Международной организацией труда (МОТ) в Филадельфийской декларации о деятельности МОТ (1944),  а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в Уставе Всемирной организацией здравоохранения (1946).

Далее была Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, которая является одним из наиболее важных источников экономических, социальных и культурных прав. Он признает право на социальное обеспечение в статье 22, право на труд в статье 23, право на отдых и досуг в статье 24, право на достаточный жизненный уровень в статье 25, право на образование в статье 26, и право на свободное участие в культурной жизни в статье 27. Но, к сожалению, на протяжении длительного времени данному типу прав не уделялось достойное внимание.

В 1966 году был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, где отмечалось, что  государства-участники обязуются поощрять и защищать экономические, социальные и культурные права.

Прогрессом в международном признании экономических, социальных и культурных прав является, проведенная в 1993 году в Вене Всемирная конференция по правам человека. Ее проведение послужило толчком к разработке механизмов и методологий по осуществлению прав данного типа.

Согласно «Изложению фактов № 33. Часто задаваемые вопросы относительно экономических, социальных и культурных прав»:  формулирование экономических, социальных и культурных прав различаться в разных странах, но можно выделить  их основной перечень:

  • Права трудящихся;
  • Право на социальное обеспечение и социальную защиту;
  • Предоставление охраны и помощи семье;
  • Право на достаточный жизненный уровень;
  • Право на здоровье;
  • Право на образование;
  • Культурные права.   

Стоит отметить, что данный тип прав не стоит рассматривать изолировано, так как укрепление защиты экономических, социальных и культурных прав является неотъемлемой частью укрепления защиты всех прав человека.  

Опыт в Беларуси

В Конституции Республики Беларусь к экономическим, социальным и культурным правам можно отнести следующие статьи:
Статья 41: право на труд;
Статья 42: право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда;
Статья 43: право трудящихся на отдых;
Статья 45: право на охрану здоровья;
Статья 46: право на благоприятную окружающую среду;
Статья 47: право на социальное обеспечение;
Статья 48: право на жилище;
Статья 49: право на образование;
Статья 50: право сохранять свою национальную принадлежность;
Статья 51: право на участие в культурной жизни.
Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 05.10.1973 «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах»
Доклады Республики Беларусь об осуществлении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах   

На страницах белорусских изданий

Шабайлов, Д. В.  Социально-экономические права в системе прав человека и гражданина / Д. В. Шабайлов // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. 2007. № 3. С. 95-101.  
Левко, П. И. Социальное проектирование и управление развитием социальных, экономических и культурных процессов / П. И. Левко // Право и демократия. Сб. науч. тр. Вып. 23 / редкол. : В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. Минск : БГУ, 2012.
Побережная, О. Е. Принципы, цели и задачи социальной политики / О. Е. Побережная // Проблемы упр. 2006. № 2. С. 54-59.

Документы

Венская декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека (1993)
Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах
Временные правила процедуры в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятые Комитетом на его сорок девятой сессии (12−30 ноября 2012 года)
Доклады государств-участников Комитета 
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965)
Декларация социального прогресса и развития (1969)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)
Декларация о праве на развитие (1986)
Конвенция о правах ребенка (1989)
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990)

Публикации

В рамках сотрудничества Института прав человека и гуманитарного права им. Рауля Валленберга и белорусских университетов была создана публикация Раду Мареш «Руководство по включению тематики прав человека в другие юридические курсы, а именно курсы экономической направленности». Она будет интересна как преподавателям, так и студентами белорусских университетов.
Тематические статьи Комитета по экономическим, социальным и культурным правам на сайте ООН
Экономические, социальные и культурные права. Руководство для национальных правозащитных учреждений
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Изложение фактов № 16 

Материалы

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам
Регулярно один из дней сессии Комитет посвящает обсуждению конкретного права или конкретного аспекта Пакта — это Дни общей дискуссии.
Специальные докладчики по экономическим, социальным и культурным правам
Сайт ООН ЭКОСОС (Экономический и социальный совет)
Сайт ООН Департамент по экономическим и социальным вопросам
Сайт ЮНЕСКО
Сайт ЮНЕСКО — право на образование
Сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций
Центр по экономическим и социальным правам

Экономические и социальные права

Широкий обзор

Работа значит достоинство (для работодателя). Плакат, который боливийский художник Бруно Рауль Ривера Катакора представил на конкурс «Право на труд!», проведенный правозащитной организацией 4tomorrow в 2014 году.

Право на труд, на социальное обеспечение и минимальную оплату труда, свобода собраний и ассоциаций, свободный доступ к труду. По мнению английского экономиста Мориса Добба (1900-1976 гг.), эти элементы следует пренепременно отразить в хартии прав человека, закладывающей фундамент нового общества. Эту идею он подробно развивает в опубликованном ниже тексте, ставшем ответом на опрос, который ЮНЕСКО провела в 1947 году с целью определения философских основ прав человека.

Морис Добб

В наши дни, когда мы намного лучше, чем ранее, понимаем исторические корни экономических и социальных проблем, идея декларации прав, применимой ко всем временам и к любым обстоятельствам, выглядит слишком абстрактной для воплощения в жизнь. Рассматривать проблемы, потребности, права и обязанности можно лишь с учетом конкретных социальных институтов и общественных связей, которые имеют тенденцию меняться с течением времени и, в условиях современного мира, преображаются на наших глазах.

Тем не менее, декларации прав, обобщающие в себе чаяния прогрессивных умов определенной эпохи, столкнувшихся с определенной ситуацией и определенным рядом проблем, могут быть и полезны: они указывают курс и задают идеал, к которому должны стремиться усилия по содействию социальному прогрессу.

Первым требованием нового общества, каким бы оно ни было, является обеспечение полной занятости. В наше время это очевидно, но так было далеко не всегда, и даже сегодня есть и те, кто с этим требованием не согласен, и те, кого устраивает цель, но не устраивают средства. До недавнего времени безработица рассматривалась как неизбежное следствие того, что мы называем «либеральное общество», а то и вовсе как некий резерв рабочей силы, без которого капиталистическая экономика была бы лишена жизненно важного инструмента обеспечения гибкости и дисциплины. К слову сказать, Конституция СССР 1936 года ставила «право на труд», закрепленное в статье 118, на первое место среди «основных прав граждан».

Покончить с нищетой и лишениями

Во-вторых, необходимо обеспечить всем прожиточный минимум, достаточный для искоренения бедности и нищеты. Этот пункт включает в себя два аспекта. Прежде всего, это наличие всеобъемлющей системы социального обеспечения, гарантирующей защиту от потери дохода при утрате трудоспособности в результате факторов, от которых не застрахован ни один трудящийся: несчастных случаев, болезни и старости. Затем следует гарантия элементарных условий труда, что подразумевает запрет на заключение договоров, не обеспечивающих минимальный установленный заработок. Речь здесь идет не только об устремлениях, но и о практической реализации, поскольку норма, определенная как минимальная – как «зарплата, обеспечивающая прожиточный минимум», – склонна меняться от поколения к поколению и варьироваться в зависимости от уровня социального и исторического развития в различных регионах мира.

В очень многих регионах ни одна желаемая минимальная норма на сегодняшний день не достижима (даже при условии радикального изменения распределения дохода) по причине низкого уровня производительности одного часа труда. В данном случае практическая реализация этого «права» требует предварительно запланированного развития соответствующих регионов – то есть развития, не пущенного на самотек, а планомерно осуществляемого на обширной территории под руководством государственных органов и, по возможности, при внешней финансовой поддержке, при условии, что та не будет сопровождаться нежелательными политическими требованиями.

Гарантировать права и свободы для всех

В-третьих, необходимо гарантировать свободу собраний и ассоциаций всем трудящимся без исключения. Свобода ассоциаций должна, кроме того, быть достигнута путем обеспечения всем представительным ассоциациям трудящихся права ведения переговоров по условиям найма и права представительства в органах, отвечающих за контроль условий труда. Очевидно, что рассматривать рабочую силу (как это продолжается до сих пор) лишь как фактор производства, не обладающий правом высказать свое мнение по поводу ориентации промышленной политики, противоречит достоинству человека.

В-четвертых, необходимо, чтобы доступ к труду и средствам существования не был ограничен по каким бы то ни было расовым или конфессиональным признакам, по убеждениям или по принадлежности к какому-либо законному объединению.

Препятствовать образованию частных монополий

Можно справедливо отметить, что нахождение средств производства (включая землю) в индивидуальной частной собственности в таких масштабах, при которых независимый доступ к ним значительной доли сообщества становится невозможным, представляет собой нарушение экономических прав человека в полном смысле этого слова. Когда собственность на землю и производственное оборудование сосредоточена в руках одного класса, оставшейся части сообщества, чтобы обеспечить себя средствами к существованию, ничего не остается, кроме как наняться к нему на службу. Эта ситуация по факту создает существенное неравенство в правах и в большой степени лишает класс несобственников части их свободы.

Такая интерпретация прав человека, безусловно, не совместима с капитализмом как экономической системой. В несколько измененной форме, тем не менее, она могла бы использоваться с целью предотвращения появления частных монополий, которые владеют целыми секторами экономики и контролируют производство и продажу товаров первой необходимости, сырья и основных производственных материалов, что позволяет им диктовать свои условия частным потребителям и иным производителям.

Морис Добб

Известный британский экономист-марксист, преподаватель университета Морис Добб (1900-1976) преподавал в Кембриджском университете (Соединенное Королевство).

После вступления в Коммунистическую партию Великобритании в 1920 году он стал одним из основателей группы историков партии.

Разработка нормативно-правовой базы для социальных предприятий

    Главная страница ОЭСР Центр предпринимательства, малого и среднего бизнеса, регионов и городов Местная занятость и экономическое развитие (программа LEED) Социальная экономика и инновации Разработка нормативно-правовой базы для социальных предприятий

 

 

В странах ЕС растет признание вклада социальных предприятий в экономический и инклюзивный рост и устойчивое развитие. Чтобы поддержать их расширение, 16 стран ЕС приняли ту или иную форму законодательства о социальных предприятиях, в то время как другие 11 стран ЕС, которые этого не сделали, разработали четкую политику или стратегии для ускорения своего развития.

 

 

 

Почему этот проект?

Проект поддерживает проектирование и разработку нормативно-правовой базы, которая эффективно способствует процветанию социальных предприятий.

Принимая во внимание различные контексты и проблемы государств-членов ЕС, социальные предприятия сочетают социальные цели с предпринимательской динамикой.

Они существуют в каждой европейской стране и являются важной частью социальной экономики, в которой сегодня работает около 13,6 миллионов европейцев.

Социальные предприятия охватывают множество юридических и организационных форм. Некоторые страны ЕС ввели специальные правовые рамки для поддержки развития социальных предприятий, в то время как другие страны этого не сделали.

Цели ОЭСР и ЕС заключаются в совершенствовании правовой базы для поддержки развития социальных предприятий путем анализа текущих условий, изучения способов расширения возможностей социальных предприятий, предоставления инструментов и рекомендаций и распространения результатов среди соответствующих заинтересованных сторон.

 

Руководство по правовой базе

‌Основываясь на консультациях с более чем 80 экспертами, политиками и заинтересованными сторонами из 10 европейских стран, это руководство объясняет обоснование правовых рамок для социальных предприятий, определяет критические факторы для разработки правовой базы и рекомендует действия для обеспечения того, чтобы законодательство полностью отвечало потребностям социальные предприятия.

В руководстве также изложены многочисленные извлеченные уроки, которые помогут обозначить передовой опыт как успешный и помочь разработчикам политики избавиться от предубеждений, которые могут подорвать усилия по регулированию.

В нем излагаются основные шаги, связанные с жизненным циклом нормативно-правовой базы, и предлагаются варианты, которые лица, определяющие политику, могут использовать в процессе разработки и реализации.

  • Скачать инструкцию

Скачать краткое руководство

  • Английский
  • Французский
  • Испанский

 

Социальные предприятия работают во многих различных секторах

 


Страны-участницы

Бельгия

Дания

Франция

Италия

Люксембург

 Нидерланды

Польша

Словакия

Словения

Испания

 


События реализации

Запуск публикации: 28 апреля 2022 г. | Разработка нормативно-правовой базы для социальных предприятий — обучающий семинар | Повестка | Основные моменты

Всего было проведено девять фокус-групп:

  • Бельгия (19.11.20)
  • Дания (02.04.21)
  • Франция (16.10.20)
  • Италия (18.12.20)
  • Люксембург (22.10.20)
  • Нидерланды (02.12.21)
  • Польша (22.01.21)
  • Словакия (26.02.21) и
  • Испания (22.12.20)

, объединяющий более 80 экспертов, политиков и других заинтересованных сторон из стран-участниц.

 

  

 

Об Отделе социальной экономики и инноваций ОЭСР

ОЭСР начала работу над социальным предпринимательством более 25 лет назад. ОЭСР помогает национальным, региональным и местным органам власти в разработке и реализации стратегий поддержки СЭС и социальных предприятий, предоставляя им индивидуальные и основанные на фактических данных политические рекомендации. Работа поддерживает Программу местной занятости и экономического развития (LEED) ОЭСР.

 

Если вам интересно узнать больше о проекте или принять участие:

[email protected]

    ‌  ‌  ‌

 

 

Сопутствующие документы

 

Что такое социальная экономика

Дом Социальная экономика Что это такое?

Социальная экономика в Испании регулируется принятием Закона 5/2011 от 29Марш социальной экономики, беспрецедентный переломный момент в признании, заметности и развитии сектора как на национальном уровне, так и в Европейском Союзе. Совсем недавно Закон 31/2015 от 9 сентября вносит поправки и обновления в правила, касающиеся самозанятости, и принимает меры по развитию и развитию самозанятости и социальной экономики, дополняя правовую базу, устанавливая меры по развитию и поддержке испанской социальной экономики.

Закон определяет социальную экономику как совокупность деловых и экономических действий, которые осуществляются в частной сфере учреждениями, преследующими общие экономические или социальные интересы (или и те, и другие) в соответствии со следующими принципами.

Принципы социальной экономики в Испании:


Люди и социальные цели имеют приоритет над капиталом. Это находит свое отражение в автономном и прозрачном, демократичном и основанном на участии управлении бизнесом, где при принятии решений предпочтение отдается людям и их вкладу в работу и услуги, предлагаемые учреждением, или социальным целям, а не их вкладу в акционерный капитал.

Прибыль, полученная от экономической деятельности, в основном распределяется на основе вклада в работу или услуг или деятельности, осуществляемой партнерами или членами в отношении социальной цели учреждения.

Укрепление внутренней и социальной солидарности, поощрение приверженности местному развитию, равные возможности для мужчин и женщин, социальная сплоченность, интеграция лиц, подвергающихся риску изоляции, создание стабильной и качественной занятости, баланс между работой и личной жизнью и устойчивость.

Независимость от органов государственной власти.

Следующие учреждения являются частью этой разнообразной группы предприятий, которые являются социальной экономикой, как это определено Законом:


Кооперативы: Кооперативы представляют собой форму организации бизнеса, основанную на демократической структуре и функционировании. Их деятельность следует кооперативным принципам, принятым и регулируемым на региональном, национальном и международном уровнях: открытое и добровольное членство, демократическое управление, экономическое участие своих членов, образование, обучение и информация, а также интересы общества.

Компании, принадлежащие сотрудникам: Компании, принадлежащие сотрудникам, доказали, что обладают большим потенциалом в создании предприятий. В этом типе компании основной капитал принадлежит, по большей части, рабочим. Тот факт, что рабочие являются партнерами, способствует самомотивации при подходе к каждому проекту. Минимальное необходимое количество человек — три, а процедуры создания компании, принадлежащей сотрудникам, аналогичны любой другой публичной компании с ограниченной ответственностью.

Взаимные общества: это некоммерческие предприятия людей с демократической структурой и управлением, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию, дополняющую систему социального обеспечения.

Специальные центры занятости социальной инициативы: Специальными центрами занятости социальной инициативы (CEEIS) считаются те, которые продвигаются и принадлежат более чем на 50%, прямо или косвенно, одной или нескольким организациям, государственным или частным, которые являются некоммерческими или социальная природа которых признана в их уставах, будь то ассоциации, фонды, публично-правовые корпорации, кооперативы или другие социально-экономические образования, а также те, чья собственность соответствует торговым компаниям, в которых большая часть их уставный капитал находится в собственности одного из вышеуказанных субъектов, кооперативов социальной инициативы или других субъектов общественного хозяйства, а также тех, чья собственность соответствует торговым обществам, в которых большая часть их уставного капитала принадлежит любому из вышеупомянутых субъектов, либо прямо, либо косвенно через понятие контролирующей компании, регулируемое в ст. 42 Торгового кодекса, и при условии, что во всех случаях в своих уставах или в корпоративном договоре они обязуются реинвестировать всю свою прибыль в создание возможностей трудоустройства для людей с ограниченными возможностями и постоянное повышение их конкурентоспособности и их социального экономическую деятельность, имея во всех случаях возможность реинвестировать их в сам специальный центр занятости или в другие специальные центры занятости социальной инициативы.

Предприятия социальной интеграции: они определяются как «структуры обучающихся компаний, которые стремятся обеспечить доступ к занятости для неблагополучных коллективов путем осуществления производственной деятельности. С этой целью разработан процесс интеграции, в ходе которого устанавливаются обычные трудовые отношения». Часть их персонала должна быть работниками интеграции (пропорция колеблется от 30% до 60% в зависимости от региона). 80% оборота реинвестируется в компанию.

Гильдии рыбаков: это отраслевые некоммерческие организации публичного права, представляющие экономические интересы судовладельцев рыболовных судов и работников добывающей промышленности. Они выступают в качестве консультативных и совместных органов для администраций, обладающих компетенцией в области морского рыболовства и регулирования рыбной отрасли, и стремятся удовлетворить потребности и интересы своих членов, стремясь внести свой вклад в местное развитие, социальную сплоченность и устойчивость.

Ассоциации, связанные с движением инвалидов и интеграцией лиц, которым грозит изоляция. Основная характеристика этого ассоциативного движения заключается в том, что оно предоставляет услуги там, где предложение коммерческого сектора терпит неудачу. Обычно они связаны с отраслями, охватывающими основные права, особенно в отношении доступа к уязвимым коллективам, таким как лица с ограниченными возможностями. Еще одной характеристикой является их способность к инновациям для решения проблем, возникающих в обществе, и защита социальных, правовых, административных или иных изменений, защита прав и свобод лиц с ограниченными возможностями, основанная на уважении разнообразия, плюрализма и толерантность.