Подросток и закон | Каждый имеет право на образование

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Одно из таких прав закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Это право на образование: Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Поскольку такое право гарантировано без каких-либо условий, следовательно, получать образование может каждый человек, независимо от пола, возраста, места жительства, социального положения, отношения к религии…

Вы должны знать, что регистрация по месту жительства или месту пребывания или отсутствие таковой не отменяет вашего права на получение образования.

В законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1 от 25 июня 1993 года указано: «Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».

«Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П). Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации находит свое отражение и в действующем законодательстве. Так, в частности, в соответствии с частью второй статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1309-О-О).

Рособрнадзор в письме от 24 июля 2006 г. № 01-678/07-01 «обращает внимание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений на неправомерность включения в перечень документов, представляемых при приеме детей в образовательное учреждение, справки о регистрации в органах внутренних дел и наличия гражданства Российской Федерации и просит принять меры по недопущению на территории Российской Федерации подобных нарушений международного и российского законодательства учреждениями образования и органами управления образованием».

Таким образом, если ваше абсолютное право на образование нарушают требованием предоставления документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, обращайтесь с жалобой в прокуратуру.

Ст. 43 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2023 год

Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2023 год:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.

Система российского образования представляет собой совокупность:

образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 286-86-41 (Москва и МО)
8 (812) 409-46-57 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 707-48-36 (Регионы РФ)

реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:

дошкольное образование;

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование;

профессиональную подготовку;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование;

дополнительное образование.

Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:

право на уважение человеческого достоинства;

на свободу совести;

на свободу информации;

на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;

право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

право на охрану здоровья.

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.

Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.

Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей: заботиться об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, в силу установленной законом обязанности они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути, повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что «родители обеспечивают получение детьми основного общего образования», то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Вступил в силу: 3 января 1976 года в соответствии со статьей 27

Преамбула

Государства-участники настоящего Пакта,

Учитывая, что в соответствии с принципами провозглашенное в Уставе Организации Объединенных Наций, признание неотъемлемого достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всем мире,

Признавая, что эти права проистекают из достоинства, присущего человеческой личности,

Признавая, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека идеал свободного человека, обладающего свободой от страха и нужды, может быть достигнут только при соблюдении условий созданный таким образом, чтобы каждый мог пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, а также своими гражданскими и политическими правами,

Принимая во внимание обязательство государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека ,

Сознавая, что лицо, имеющее обязанности по отношению к другим лицам и обществу, к которому оно принадлежит, обязано стремиться к поощрению и соблюдению прав, признанных в настоящем Пакте,

Согласиться со следующими статьями:

ЧАСТЬ I

Статья 1

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы могут в своих собственных целях свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами без ущерба для любых обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, на основе принципа взаимной выгоды и международного права. Ни в коем случае народ не может быть лишен собственных средств к существованию.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, содействуют осуществлению права на самоопределение и уважают это право в соответствии с положения Устава ООН.

ЧАСТЬ II

Статья 2

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, особенно в экономической и технической областях, принять меры в максимальных пределах имеющихся у него ресурсов с целью к постепенному достижению полного осуществления признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими средствами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущества, рождения или иного статуса.

3. Развивающиеся страны с должным учетом прав человека и своего национального хозяйства могут определить, в какой степени они будут гарантировать признаваемые в настоящем Пакте экономические права лицам, не являющимся их гражданами.

Статья 3

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечивать равное право мужчин и женщин на пользование всеми экономическими, социальными и культурными правами, изложенными в настоящем Пакте.

Статья 4

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что при пользовании правами, предоставленными государством в соответствии с настоящим Пактом, государство может подвергать эти права только таким ограничениям, которые установлены законом только в насколько это может быть совместимо с природой этих прав и исключительно в целях содействия общему благосостоянию в демократическом обществе.

Статья 5

1. Ничто в настоящем Пакте не может быть истолковано как подразумевающее для любого государства, группы или лица какое-либо право заниматься какой-либо деятельностью или совершать любые действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в нем. или при их ограничении в большей степени, чем это предусмотрено в настоящем Пакте.

2. Никакие ограничения или умаление каких-либо основных прав человека, признанных или существующих в любой стране в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускаются под предлогом того, что настоящий Пакт не признает такие права или что он распознает их в меньшей степени.

ЧАСТЬ III

Статья 6

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого на возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он соглашается и который он соответствующие меры для защиты этого права.

2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующим в настоящем Пакте государством для полного осуществления этого права, включают техническую и профессиональную ориентацию и программы подготовки, политику и методы для достижения устойчивого экономического, социального и культурного развития и полного и производительная занятость в условиях, обеспечивающих основные политические и экономические свободы личности.

Статья 7

Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, которые обеспечивают, в частности:

а) вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся, как минимум, :

(i) Справедливая заработная плата и равное вознаграждение за труд равной ценности без каких-либо различий, в частности женщинам гарантируются условия труда, не уступающие условиям труда мужчин, с равной оплатой за равный труд;

ii) достойное существование для себя и своих семей в соответствии с положениями настоящего Пакта;

b) безопасные и здоровые условия труда;

(c) Равные возможности для всех в продвижении по службе до соответствующего более высокого уровня без учета каких-либо других соображений, кроме старшинства и компетентности;

(г) Отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также вознаграждение за праздничные дни

Статья 8

1.

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечивать:

а) право каждого создавать профессиональные союзы и вступать в профессиональные союзы по своему выбору при условии соблюдения только правил соответствующей организации , для продвижения и защиты его экономических и социальных интересов. На осуществление этого права не может быть наложено никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других лиц;

b) право профсоюзов создавать национальные федерации или конфедерации и право последних создавать международные профсоюзные организации или присоединяться к ним;

(c) Право профсоюзов действовать свободно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод другие;

(d) Право на забастовку при условии, что оно осуществляется в соответствии с законами конкретной страны.

2. Настоящая статья не препятствует наложению законных ограничений на осуществление этих прав военнослужащими, полицией или администрацией государства.

3. Ничто в настоящей статье не уполномочивает государства-участники Конвенции Международной организации труда 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию принимать законодательные меры, которые наносят ущерб, или применять закон таким образом, который наносит ущерб , гарантии, предусмотренные в этой Конвенции.

Статья 9

Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Статья 10

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что:

1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться как можно более широкая защита и помощь, особенно при ее создании и во время он отвечает за уход и образование детей-иждивенцев. Брак должен быть заключен со свободного согласия вступающих в брак.

2. Особая защита должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В этот период работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с соответствующим пособием по социальному обеспечению.

3. Специальные меры защиты и помощи должны приниматься от имени всех детей и подростков без какой-либо дискриминации по признаку происхождения или других обстоятельств. Дети и молодежь должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Занятие ими работы, вредной для их нравственности или здоровья, либо опасной для жизни, либо способной помешать их нормальному развитию, должно наказываться по закону. Государства также должны установить возрастные ограничения, ниже которых использование детского труда по найму должно быть запрещено и наказуемо по закону.

Статья 11

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на постоянное улучшение условий жизни. Государства-участники предпримут надлежащие шаги для обеспечения реализации этого права, признавая в этой связи существенную важность международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, принимают в индивидуальном порядке и в рамках международного сотрудничества меры, включая конкретные программы, которые необходимы:

(a) Совершенствовать методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем полного использования технических и научных знаний, путем распространения знаний о принципах питания и путем развития или реформирования аграрных систем таким образом, чтобы достичь наибольшего эффективное освоение и использование природных ресурсов;

(b) Принимая во внимание проблемы как стран-импортеров, так и стран-экспортеров продовольствия, обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в зависимости от потребностей.

Статья 12

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте Государствами для полного осуществления этого права, включают шаги, необходимые для:

а) обеспечения сокращения уровня мертворождаемости и детской смертности и для здорового развития ребенка;

(b) улучшение всех аспектов гигиены окружающей среды и промышленной гигиены;

(c) Профилактика, лечение и борьба с эпидемическими, эндемическими, профессиональными и другими заболеваниями;

(d) Создание условий, обеспечивающих всестороннее медицинское обслуживание и медицинскую помощь в случае болезни.

Статья 13

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на образование. Они согласны с тем, что образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства собственного достоинства и укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они также согласны с тем, что образование должно позволять всем людям эффективно участвовать в жизни свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими или религиозными группами и способствовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в целях полного осуществления этого права:

а) начальное образование является обязательным и бесплатным для всех;

(b) Среднее образование в его различных формах, включая среднее техническое и профессиональное образование, должно быть сделано общедоступным и доступным для всех всеми соответствующими средствами, в частности путем постепенного введения бесплатного образования;

(c) Высшее образование должно быть сделано равным образом доступным для всех, в зависимости от способностей, с помощью всех соответствующих средств, в частности путем постепенного введения бесплатного образования;

(d) Базовое образование должно поощряться или усиливаться, насколько это возможно, для тех лиц, которые не получили или не завершили весь период своего начального образования;

(e) Необходимо активно развивать систему школ на всех уровнях, должна быть установлена ​​адекватная система стипендий, а материальные условия преподавательского состава должны постоянно улучшаться.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и, когда это применимо, законных опекунов выбирать для своих детей школы, помимо тех, которые учреждаются государственными органами, которые соответствуют таким минимальным образовательным стандартам. которые могут быть установлены или утверждены государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями.

4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться как вмешательство в свободу отдельных лиц и органов создавать образовательные учреждения и руководить ими при условии соблюдения принципов, изложенных в пункте I настоящей статьи, и требования что образование, даваемое в таких учреждениях, должно соответствовать таким минимальным стандартам, которые могут быть установлены государством.

Статья 14

Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство, которое на момент присоединения к нему не смогло обеспечить на территории своей метрополии или на других территориях, находящихся под его юрисдикцией, бесплатное обязательное начальное образование, обязуется в течение два года, чтобы разработать и принять подробный план действий по постепенному осуществлению, в течение разумного числа лет, которое будет зафиксировано в плане, принципа обязательного бесплатного образования для всех.

Статья 15

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого:

а) принимать участие в культурной жизни;

(b) пользоваться преимуществами научного прогресса и его применения;

(c) Пользоваться защитой моральных и материальных интересов, вытекающих из любого научного, литературного или художественного произведения, автором которого он является.

2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующими в настоящем Пакте Государствами для полного осуществления этого права, включают меры, необходимые для сохранения, развития и распространения науки и культуры.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, которую приносит поощрение и развитие международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях.

ЧАСТЬ IV

Статья 16

1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять в соответствии с настоящей частью Пакта доклады о принятых ими мерах и о прогрессе, достигнутом в обеспечении соблюдения признанных прав. здесь.

2.

а) Все доклады представляются Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который препровождает копии Экономическому и Социальному Совету для рассмотрения в соответствии с положениями настоящего Пакта;

b) Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций также препровождает специализированным учреждениям копии докладов или любых соответствующих частей докладов государств-участников настоящего Пакта, которые также являются членами этих специализированных учреждений в той мере, в какой эти отчеты или их части относятся к любым вопросам, входящим в компетенцию указанных органов в соответствии с их уставными документами.

Статья 17

1. Участвующие в настоящем Пакте государства представляют свои доклады поэтапно в соответствии с программой, которая будет установлена ​​Экономическим и Социальным Советом, в течение одного года после вступления в силу настоящего Пакта после консультаций. с государствами-участниками и заинтересованными специализированными учреждениями.

2. В отчетах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящему Пакту.

3. В тех случаях, когда соответствующая информация была ранее представлена ​​Организации Объединенных Наций или какому-либо специализированному учреждению каким-либо государством-участником настоящего Пакта, нет необходимости воспроизводить эту информацию, но будет достаточно точной ссылки на предоставленную таким образом информацию. .

Статья 18

В соответствии со своими обязанностями по Уставу Организации Объединенных Наций в области прав человека и основных свобод Экономический и Социальный Совет может договариваться со специализированными учреждениями в отношении их докладов ему о достигнутом прогрессе в достижении соблюдения положений настоящего Пакта, входящих в сферу их деятельности. Эти отчеты могут включать сведения о решениях и рекомендациях по их выполнению, принятых их компетентными органами.

Статья 19

Экономический и Социальный Совет может передавать Комиссии по правам человека для изучения и общих рекомендаций или, в зависимости от обстоятельств, для информации доклады о правах человека, представленные государствами в соответствии со статьями 16 и 17, а также доклады, касающиеся права человека, представленные специализированными учреждениями в соответствии со статьей 18.

Статья 20

Участвующие в настоящем Пакте государства и заинтересованные специализированные учреждения могут представлять Экономическому и Социальному Совету замечания по любой общей рекомендации согласно статье 19.или ссылку на такую ​​общую рекомендацию в любом отчете Комиссии по правам человека или любой документации, на которую в нем делается ссылка.

Статья 21

Экономический и Социальный Совет может время от времени представлять Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и резюме информации, полученной от государств-участников настоящего Пакта и специализированных учреждений о мерах предпринятые меры и прогресс, достигнутый в обеспечении всеобщего соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте.

Статья 22

Экономический и Социальный Совет может доводить до сведения других органов Организации Объединенных Наций, их вспомогательных органов и специализированных учреждений, занимающихся оказанием технической помощи, любых вопросов, вытекающих из докладов, упомянутых в этой части настоящего Пакта, который может помочь таким органам в принятии решений, каждый в пределах своей компетенции, о целесообразности международных мер, способных способствовать эффективному постепенному осуществлению настоящего Пакта.

Статья 23

Участвующие в настоящем Пакте государства соглашаются, что международные действия для достижения прав, признаваемых в настоящем Пакте, включают такие методы, как заключение конвенций, принятие рекомендаций, оказание технической помощи и проведение региональных совещаний и технических совещаний с целью проведения консультаций и изучения, организуемых совместно с заинтересованными правительствами.

Статья 24

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как нарушающее положения Устава Организации Объединенных Наций и уставов специализированных учреждений, которые определяют соответствующие обязанности различных органов Организации Объединенных Наций и специализированных органов в отношении вопросов, рассматриваемых в настоящем Пакте.

Статья 25

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как умаляющее неотъемлемое право всех народов пользоваться и использовать полностью и свободно свои природные богатства и ресурсы.

ЧАСТЬ V

Статья 26

1. Настоящий Пакт открыт для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений, любым государством — участником Статута Международного Суда, и любым другим государством, которому Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций предложила стать участником настоящего Пакта.

2. Настоящий Пакт подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

3. Настоящий Пакт открыт для присоединения любого государства, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

4. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, подписавшие настоящий Пакт или присоединившиеся к нему, о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 27

1. Настоящий Пакт вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, ратифицирующего настоящий Пакт или присоединяющегося к нему после сдачи на хранение тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящий Пакт вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение его собственной ратификационной грамоты. ратификационного документа или документа о присоединении.

Статья 28

Положения настоящего Пакта распространяются на все части федеративных государств без каких-либо ограничений или исключений.

Статья 29

1. Любое участвующее в настоящем Пакте государство может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. После этого Генеральный секретарь сообщает любые предлагаемые поправки государствам-участникам настоящего Пакта с просьбой уведомить его о том, выступают ли они за созыв конференции государств-участников для рассмотрения этих предложений и голосования по ним. В случае, если по крайней мере одна треть государств-участников выступает за созыв такой конференции, Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на конференции, представляется на утверждение Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

2. Поправки вступают в силу, когда они одобрены Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и приняты большинством в две трети участвующих в настоящем Пакте Государств в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами.

3. Когда поправки вступают в силу, они становятся обязательными для тех Государств-участников, которые их приняли, а для других Государств-участников остаются обязательными положения настоящего Пакта и любые более ранние поправки, которые они приняли.

Статья 30

Независимо от уведомлений, сделанных в соответствии с пунктом 5 статьи 26, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, упомянутые в пункте I той же статьи, о следующих сведениях:

а) Подписи , ратификации и присоединения в соответствии со статьей 26;

b) Дата вступления в силу настоящего Пакта согласно статье 27 и дата вступления в силу любых поправок согласно статье 29.

Статья 31

1. Настоящий Пакт, английский, китайский, испанский, русский и французский тексты которого являются равно аутентичными, будет сдан на хранение в архивы Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет заверенные копии настоящего Пакта всем государствам, указанным в статье 26.

Как вторжение России в Украину нарушает международное право нарушает статью 2(4) Устава ООН, центральный принцип устава, который требует от государств-членов ООН воздерживаться от «применения силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства».

Предположение президента Владимира Путина и других российских официальных лиц о том, что применение Россией силы оправдано в соответствии со статьей 51 Устава ООН, не имеет ни фактической, ни юридической поддержки. Статья 51 предусматривает, что «ничто в настоящей Хартии не ущемляет неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена Организации Объединенных Наций». Однако Украина не совершала и не угрожала совершить вооруженное нападение на Россию или любое другое государство-член ООН. Даже если бы Россия могла доказать, что Украина совершила или планировала совершить нападения на россиян в Донецкой и Луганской областях Украины, статья 51 не позволила бы действовать в порядке коллективной самообороны, поскольку Донецк и Луганск не являются государствами-членами ООН.

Более того, они даже не могут считаться государствами по международному праву, несмотря на их предполагаемый выход из состава Украины и признание их независимости Россией.

Подробнее:

Украина

Россия

Международное право

Военные операции

Заявления Путина о том, что Украина совершала «геноцид» против русских в Донецке и Луганске, хотя и являются слабо завуалированной попыткой оправдать применение Россией силы языком международного права, также не подтверждаются фактами и ни в коем случае не будут дать России право начать вторжение в Украину. Конвенция о геноциде определяет геноцид как определенные действия, направленные на полное или частичное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Нет никаких доказательств того, что Украина участвовала в каких-либо из указанных действий, и уж тем более никаких доказательств намерения полностью или частично уничтожить какую-либо группировку на востоке Украины.

Даже если украинское правительство совершило нарушения прав человека в отношении русских на востоке Украины, ни Конвенция о геноциде, ни Устав ООН не разрешают сторонам конвенции или государствам-членам ООН применять силу для исправления актов геноцида или серьезных нарушений прав человека.

Подозрение на отделение

Весь мир на этой неделе

Еженедельный дайджест последних новостей CFR о самых важных событиях недели в области внешней политики, включающий краткие сведения, мнения и разъяснения.
Каждую пятницу.

Просмотреть все бюллетени >

Признание Россией Донецкой и Луганской областей в качестве независимых государств на прошлой неделе противоречило международному праву, регулирующему государственный суверенитет и отделение. В целом международное право требует уважения территориальной целостности государств и не позволяет регионам государств провозглашать независимость и отделяться.

Некоторые эксперты в области международного права считают, что так называемое исправительное отделение допустимо в качестве крайней меры, когда народ пострадал от серьезных нарушений прав человека со стороны правительства штата и не смог осуществить внутреннее самоопределение , , но это мнение меньшинства, и немногие (если вообще есть) юристы, вероятно, будут утверждать, что отделение Донецка и Луганска было оправдано в данном случае.

Справочник России

Действия России кажутся повторением ее действий в Крыму в 2014 году, когда она аннексировала Крым после того, как регион объявил себя независимым от Украины на референдуме. США и большинство европейских стран не приемлют аннексию Крыма Россией и считают, что Россия незаконно оккупирует часть Украины. Россия еще не аннексировала Донецк и Луганск, но может сделать это в будущем. Даже если Россия не аннексирует регионы, мало кто из других членов ООН, вероятно, признает их независимыми государствами. Если Россия их аннексирует, США и большинство европейских стран, скорее всего, сочтут эти регионы незаконно оккупированными Россией.

Ранее Россия признала два региона Грузии независимыми государствами — Южную Осетию и Абхазию — после того, как они объявили о своей независимости в 2008 году. Только четыре других государства-члена ООН — Науру, Никарагуа, Сирия и Венесуэла — признают эти регионы независимыми. Напротив, Россия отвергла провозглашенную Косово в 2008 году независимость от Сербии, заявив, что косовары не являются отдельным народом и не имеют права на исправительное отделение. С тех пор 97 государств-членов ООН признали Косово независимым государством. Соединенные Штаты и многие европейские страны поддерживают независимость Косово, но утверждают, что его ситуация уникальна и что она не создала прецедента для каких-либо других территориальных отделений.

Ответ международных организаций на действия России

В дополнение к финансовым санкциям, введенным на двусторонней основе Соединенными Штатами и многими другими странами, Россия, вероятно, столкнется с массовым осуждением и изоляцией в международных организациях.

Очень немногие правительства и эксперты в области права поверят, что действия России допустимы в соответствии с международным правом. В пятницу Совет Европы приостановил участие России в своем Комитете министров и своей Парламентской ассамблее. Тем временем Совет Безопасности ООН проголосовал за обязывающую резолюцию, осуждающую вторжение и требующую от России прекращения военных действий и ухода с территории Украины. Но Россия как постоянный член Совета Безопасности наложила вето на резолюцию.

В воскресенье Совет Безопасности проголосовал 11 голосами против 1 (Россия выступила против, трое воздержались) за не имеющую обязательной силы резолюцию, призывающую Генеральную Ассамблею ООН провести экстренное специальное заседание для рассмотрения действий России. Эта резолюция Совета Безопасности согласуется с резолюцией 377(V) Генеральной Ассамблеи ООН от 1950 года (так называемая резолюция «Единство ради мира»), в которой постановлено, что в случае тупиковой ситуации в Совете Безопасности Генеральная Ассамблея «рассмотрит вопрос немедленно».

с целью вынесения рекомендаций членам относительно коллективных мер». Генассамблея, вероятно, подавляющим большинством голосов примет резолюцию против действий России как угрозы территориальной целостности, суверенитету и политической независимости Украины, как это было в 2014 году после аннексии Крыма Россией. Генеральная Ассамблея может также поручить ООН провести расследование действий России, призвать государства-члены ввести санкции против России или рекомендовать исключить или отстранить Россию от определенных органов ООН.

Подробнее:

Украина

Россия

Международное право

Военные операции

Кроме того, в воскресенье Украина также подала еще один иск против России в Международный суд ООН, утверждая, что Россия неверно истолковала Конвенцию о геноциде, чтобы оправдать вторжение в Украину. Международный суд уже рассматривает два иска, которые Украина подала в 2017 году в связи с действиями России в Крыму и на востоке Украины.