Социальное неравенство — это… Что такое Социальное неравенство?

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.


В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

[источник не указан 407 дней]

Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1. установление социалистической власти с последующим переходом на коммунизм и отмиранием государства;
  2. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  3. обеспечение помощи самым бедным семьям;
  4. выдача помощи на случай безработицы;
  5. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  6. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  7. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Литература

Ссылки

См.также

В чем выражается социальное неравенство

Проявления социального неравенства

Замечание 1

Социальное неравенство представляет собой различия в доступе к социальным благам и ресурсам. Как правило, данная ситуация складывается, когда люди имеют различный уровень доходов, а также занимают должности, которые отличаются друг от друга по степени властных полномочий и престижности. Неравенство сегодня может выражаться в различных сферах: доступ к образовательным и медицинским ресурсам, доступ к материальным благам, возможности власти.

Причиной социального неравенства может стать разделение общества на категории в соответствии с несколькими признаками:

  1. Национальный признак;
  2. Социальный признак;
  3. Классовый признак;
  4. Демографический признак.

Каждый из этих признаков обладает набором качеств и характеристик, которые присущи конкретной социальной категории, и которые могут отражать доступность тех или иных благ и ресурсов. Ранее социальное неравенство могло выражаться в таких негативных явлениях, как насилие в отношении более слабых и лишенных категорий граждан; гонения и ущемление прав человека по вышеуказанным нами признакам, моральное унижение, намеренное акцентирование внимание на том, что иные категории граждан обладают меньшим уровнем доступа и близости к основным социальным благам.

Готовые работы на аналогичную тему

Говоря о современном состоянии социального неравенства, стоит отметить, что сегодня такие радикальные проявления встречаются достаточно редко, но, как отмечают исследователи, социальное неравенство по-прежнему существует, однако выражается оно в более цивилизованных формах, без насильственных действий и нападок в отношении индивидов или обширных категорий граждан. Говоря же о самих социальных благах, мы прежде всего подразумеваем под ними деньги и престиж, а также власть, которой индивид или группа владеет и может распоряжаться в решении особо значимых вопросов.

Стоит отметить, что расслоение общества и, соответственно, социальное неравенство существовало абсолютно во все периоды становления и развития социума. Сначала были вожди, которые обладали более широким спектром благ, лучшими условиями жизни и соответствующими привилегиями, а были обычные люди, которые подчинялись им и имели некие ограничения в собственных возможностях и действиях.

Поскольку общество никогда не стояло на месте, а продолжало активно развиваться и трансформироваться, то со времени появлялись усовершенствованные, новые иерархические ступени, придававшие социальному неравенству более сложную форму, которая ориентирована на определение в обществе четких границ между социальными категориями граждан по вышеуказанным нами признакам.

Причины социального неравенства

Поскольку неравенство что раньше, что сейчас может привести к значительным противоречиям в обществе, исследователи предположили двойственный характер этого явления. С одной стороны, неравенство приводит к постоянной конфронтации двух или более сторон: какие-то из них обладают большими правами, свободами и властью и, соответственно, ведут более благоприятный образ жизни. Другие же не владеют подобными ресурсами, живут в нужде, не могут до конца удовлетворять свои потребности. В связи с этим они менее удовлетворены свои положением и могут в открытую проявлять свое недовольство (например, акции протеста, митинги). Это ведет к некоторой дезорганизации в обществе.

Есть и другая сторона социального неравенства: оно может позволить индивидам, находящимся в менее выгодном положении, переосмыслить свою роль и возможности создания условия вокруг себя. Таким образом, эти категории граждан становятся более мотивированными к осуществлению эффективной деятельности, к улучшению общества. Это ведет к общему росту благосостояния населения отдельной территории. В этом случае исследователи подчеркивают, что только благодаря противоречиям и даже открытым конфликтным ситуациям возможен прогресс общества.

Несмотря на то, что социальное неравенство в наше время лишь усиливается, каждое общество все же нацелено на то, чтобы достигнуть равенства на различных уровнях. Например, оно нацелено на равные возможности для людей, независимо от их половозрастных характеристик, национальности, финансового положения и иных признаков, которые так или иначе оказывают воздействие на их положение. Но достижение равенства осложняется некоторыми факторами и явлениями. Основные причины можно объединить в две ключевые группы:

  1. Неравное распределение материальных благ, а также неравенство возможностей доступа к услугам. Причина неравного распределения заключается в неоднородности труда, который выполняют представители различных категорий социума. Так, выполняя разную по своей значимости работу, а также совершенно по-разному удовлетворяя потребности социума, люди получают неодинаковую оценку собственного труда;
  2. Наследование определенных прав и привилегий, которые передаются от старшего поколения младшему. В данном случае необходимо выделить две изначальные причины, по которым формируется социальное неравенство: одна из них заключается в уровне доступности качественного образования для различных категорий населения. Вторая причина, о которой необходимо упомянуть – это неодинаковые возможности при равном уровне подготовки.

Таким образом, социальное неравенство становится абсолютно естественным явлением, которое существует в современном обществе. Оно может носить двоякий характер, но его сущность и выраженность именно в том, что разные люди имеют различный доступ к привилегиям и благоприятным условиям жизни. Одни могут похвастаться завидным положением, богатством и властью, другие же находятся в подчинении у первых, но при этом могут изменять свою жизнь, улучшать условия для достижения успеха.

Социальное неравенство — Википедия

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в том числе на рынке труда) и безработицей.

Наиболее опасным считается низовое неравенство возможностей, не связанное с личными усилиями членов общества, когда талантливые от рождения люди не могут реализовать свои таланты из-за неблагоприятных социально-экономических условий в детстве и юности. Например, способные дети из бедных семей не имеют возможности получить хорошее образование и в результате оказываются в «ловушке нищеты»[1][2].

Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1. защита уровня жизни путём введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  2. обеспечение помощи самым бедным семьям;
  3. выдача помощи на случай безработицы;
  4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Либеральная точка зрения на причины неравенства

Причины неравенства

Как считал Эмиль Дюркгейм, причина неравенства — это необходимость поощрять самых лучших. Во всех обществах одни профессии считаются более важными, чем другие. В примитивных обществах самыми уважаемыми были воины и целители. В общинах пуритан самая важная профессия — это профессия священника. В современных обществах — это профессия банкира и предпринимателя, инженера и врача. Тот человек, который выполняет главную функцию в обществе, имеет максимальное количество престижа и материальных благ. Второй причиной неравенства является разный уровень таланта у людей, а самых умелых нужно вознаградить за их заслуги, они должны выполнять самые важные функции. Во все времена самыми важными функциями были роли священника, управляющего и техника.[3]

С точки зрения теории конфликта, причина неравенства — это защита привилегий власти, кто контролирует общество и власть, тот имеет возможность извлекать выгоды лично для себя, неравенство — результат уловок влиятельных групп, стремящихся сохранить свой статус. Роберт Михельс вывел железный закон олигархии: олигархия складывается всегда, когда численность организации превышает определённую величину, ибо 10 тысяч человек не могут обсуждать вопрос перед каждым делом, они поручают обсуждение вопроса руководителям.[4]

Джон Масионис задаёт вопрос, действительно ли оплата труда отражает вклад человека в развитие общества, является ли обоснованной такая высокая степень социального неравенства? Когда ведущая телевизионных передач Опра Уинфри с доходом в 100 млн долларов в год зарабатывает за 2 дня больше, чем президент США Джордж Уокер Буш за целый год на посту президента, тогда сможет ли кто-нибудь утверждать, что вести ток-шоу важнее, чем руководить страной? В странах с рыночной экономикой размер заработной платы зависит от соотношения на рынке труда спроса и предложения. Звёзды кино и шоу-бизнеса, выдающиеся спортсмены, авторы популярных песен, удачливые менеджеры и другие профессионалы обладают редкими талантами, на которые спрос превышает предложение, поэтому эти звёзды так много зарабатывают.[5]

По мнению экспертов международной гуманитарной организации «Оксфам», причины роста социального неравенства в мире, начиная с 2010 года, следующие[6]:

  • уклонение состоятельных людей от уплаты налогов, путем вывода средств в офшоры,
  • сокращение зарплаты рабочих,
  • увеличение разницы между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.

Изменение степени социального неравенства в процессе истории

Питирим Сорокин

Вильфредо Парето считал, что степень экономического неравенства, доля богатых людей в составе населения — вещь постоянная. Карл Маркс считал, что в современном мире происходит процесс экономической дифференциации — богатые всё больше богатеют, а бедные всё больше беднеют, средний класс исчезает. Со своей стороны Питирим Сорокин утверждал, что степень экономического неравенства на длительных отрезках должна колебаться вокруг известной константы[7]. Предполагая, что чрезмерное усиление степени неравенства или равенства одинаково чревато национальной катастрофой и потрясениями[8], Сорокин полагал, что усиление неравенства приведёт к тому, что узкую группу плутократов будет легко свергнуть или уничтожить. Действительно, некоторые олигархические режимы Южной Америки впоследствии оказывались нестабильными. По мнению Сорокина, проведённое в годы военного коммунизма по декрету 1918 г. ограничение разницы в доходах соотношением 175:100 способствовало разрухе и голоду[9]. По либеральным теориям, большая доля представителей среднего класса даёт устойчивость политической системе.

Джерард Ленски сравнил этапы развития общества с точки зрения неравенства и обнаружил:

  • В обществах охотников и собирателей растений, например, у папуасов острова Киваи, неравенство имеет место в наименьшей степени.
  • В садоводческих обществах наибольшим влиянием пользуются политический лидер, купец и священник. Степень социального неравенства невысокая.
  • Неравенство наиболее ярко проявляется в аграрных обществах, где возникла наследственная монархия и рабовладение.
  • В промышленных обществах неравенство и концентрация власти меньше, чем в аграрных.[10]

Согласно докладу международной гуманитарной организации «Оксфам», беднейшая половина человечества за 5 лет с 2010 года обеднела на 1 трлн долларов. При этом, 1 % наиболее богатого населения Земли владел в 2015 году такой же суммой, что и всё остальное человечество[6].

Критерии неравенства

Макс Вебер выделил три критерия неравенства:

  • Богатство.
  • Престиж.
  • Власть[11].

Б. Барбер добавил ещё три менее важных критериев неравенства:

  • Уровень образования.
  • Степень религиозной или ритуальной чистоты при кастовом строе в Индии.
  • Ранжирование по родственным и этническим группам[12].

С помощью первого критерия можно измерить степень неравенства по разнице в доходах. С помощью второго критерия — по разнице в почёте и уважении. С помощью третьего критерия — по количеству подчинённых. Иногда обнаруживается противоречие между критериями, например, профессор и священник сегодня имеют невысокий доход, но пользуются большим престижем. Главарь мафии богат, но его престиж в обществе минимален. Богатые люди по статистике живут дольше и меньше болеют. На карьеру человека оказывает влияние богатство, раса, образование, род занятий родителей и личная способность руководить людьми. Высшее образование позволяет легче продвигаться по служебной лестнице в крупных компаниях, чем в мелких.

Фигуры неравенства

  • Пирамида.
  • Ромб[13].

Ширина фигуры по горизонтали означает количество людей с данным размером дохода. На вершине фигуры находится элита. За последние сто лет западное общество проделало эволюцию от пирамидальной структуры к ромбовидной. В пирамидальной структуре существует громадное большинство бедного населения и маленькая кучка олигархов. В ромбовидной структуре велика доля среднего класса. Ромбовидная структура является более предпочтительной по сравнению с пирамидальной, так как многочисленный средний класс не позволит кучке бедняков устроить гражданскую войну. А в первом случае громадное большинство, состоящее из бедняков, может легко опрокинуть социальную систему.

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  • Шкаратан, Овсей Ирмович. Социология неравенства. Теория и реальность; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526 с. — ISBN 978-5-7598-0913-5
  • Смелзер Н. Социология. — М., 1994
  • Масионис Дж. Социология. 9-е издание. СПб. 2004
  • Сорокин П. А. Человек. Цивилизация Общество. М. 1992. Социальная и культурная мобильность.
  • Радугин А. А. Радугин К. А. Социология. Курс Лекций. М. «Владос» 1995.
  • Большой толковый социологический словарь в 2 т. (Collins)/ Сост. Джерри Д., Джерри Дж.- М., 1999.

Читать онлайн Обществознание страница 59

10. Kaкoму виду норм соответствует следующая характеристика: они закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей в производстве и быту:

а) моральным нормам;

б) правовым нормам;

в) обычаям и традициям;

г) эстетическим нормам.

11. К социальным нормам относятся:

а) нормы морали;

б) технологические нормы;

в) медицинские нормы;

г) спортивные нормативы.

12. Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в наукe:

а) вызывающим;

б) легкомысленным;

в) отклоняющимся;

г) нестандартным.

13. Примером позитивного отклоняющегося поведения является:

а) использование всего свободного от учебы времени для авиамоделирования;

б) раннее пристрастие к употреблению алкогольных напитков;

в) использование учебного времени для посещения спортивных состязaний;

г) отказ от ежедневного применения гигиенических процедур.

14. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения:

а) следование моде;

б) конформизм;

в) правонарушение;

г) политическая активность.

15. Отклоняющееся поведение имеет:

а) только позитивные последствия;

б) только негативные последствия;

в) позитивные и негативные последствия;

г) последствия, не влияющие на развитие общества.

16. Примером негативного отклоняющегося поведения является:

а) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний;

б) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы;

в) применение криминальных методов для решения личных проблем;

г) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами.

17. Переход человека из одной социальной группы в другую называется:

а) социальным неравенством;

б) социальной мобильностью;

в) социализацией;

г) социальной адаптацией.

18. Вертикальная социальная мобильность проявляется при:

а) перемене места жительства;

б) переходе с военной службы на гражданскую;

в) понижении по службе;

г) переходе с одного места работы на другое на такую же должность.

19. Горизонтальную социальную мобильность характеризует:

а) повышение по службе;

б) разжалование офицера в солдаты;

в) получение второй рабочей специальности

г) понижение в должности.

20. Социальная мобильность возрастает:

а) в периоды эволюционного развития общества;

б) в эпохи социальных потрясений;

в) с развитием индустрии туризма;

г) с приходом к власти консервативных партий.

21. Разделение общества на различные группыэто:

а) социальная стратификация;

б) социальная мобильность;

в) социальная интеграция;

г) социальная дискриминация.

22. Социальное неравенство проявляется в:

а) различиях между людьми по природным способностям и склонностям;

б) отсутствии разделения труда;

в) принципе распределения материальных благ поровну;

г) наличии привилегий для отдельных групп.

23. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

а) дети;

б) пожилые люди;

в) мужчины;

г) молодежь.

24. Верны ли следующие суждения о социальной дифференциации?

А. Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Б. Социальная дифференциация – это переход с одной ступени социальной лестницы на другую.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

25. Любая социальная группа характеризуется:

а) малочисленностью состава;

б) родственными связями;

в) неформальным контролем за поведением;

г) общностью социального статуса.

26. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Социальная группа – это любая совокупность людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом.

Б. Социальная группа – это гpyппa, положение которой обязательно регламентируется нормативными документами.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

27. Маргиналами называются:

а) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

б) опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов;

в) представители малообеспеченных слоев населения.

г) разорившиеся предприниматели.

28. К признакам, которые могут характеризовать социальную группу, относится(-ятся)

а) физические данные;

б) особенности темперамента;

в) умственные способности;

г) профессия.

29. К социальным группам, выделяемым по поселенческому признаку, относится(-ятся)

а) народность;

б) нация;

в) горожане;

г) класс.

30. Какую категорию граждан социологи относят к люмпенам:

а) молодежь;

б) интеллигенция;

в) нищие;

г) малоквалифицированные работники.

Раздел VI
Политическая сфера жизни общества

6.1. Политика. Функции политики

Первоначальный смысл термина «политика» ввел в научный оборот еще древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Аристотель понимал под политикой цивилизованную форму общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой, где достигались «благо народа и государства», он считал античный полис (город-государство).

Политика, по замечанию немецкого социолога М. Вебера (1864–1920), «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644).

Немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900) характеризовал мир политики как «слишком человеческое». Диаметрально противоположное мнение о политике высказал русский философ Н. А. Бердяев (1874–1958), который считал, что «политика… всегда основана на лжи…», что она «… в значительной степени есть фикция, владеющая людьми…», «паразитический нарост, высасывающий кровь из людей».

Наверное, можно согласиться с оценкой политики Н. А. Бердяевым, как, впрочем, и с другой ее оценкой, данной В. И. Лениным (1870–1924): политика – это «вообще грязное дело» и «высасывает кровь». Однако политика – реальность и без нее нет ни человека, ни общества, ни цивилизации, политика проявляется не только в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений, но и в идеалах, намерениях, страстях, мотивах и поведении людей.

Итак, как же все-таки определяется политика? Каковы ее сущность, содержание и структура?

Специфика политики заключается именно в ее способности обеспечивать целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать социальные взаимодействия.

Существуют различные подходы к вопросу о сущности политики, раскрытию ее содержания и, следовательно, к ее изучению.

Первый подход к объяснению сущности политики – директивный (от латинского dirigere – направлять). Согласно этому подходу политика есть деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Один из авторов данного подхода, М. Вебер, писал, что «политика… означает стремление к участию во власти».

Директивный подход имеет ряд недостатков.

Прежде всего, со временем власть перестает быть прерогативой государства. Кроме того, понимание содержания политики только как отношений по поводу государственной власти не раскрывает социального смысла политики: каким социальным группам служит политика, чьи интересы она выражает?

Второй подход к объяснению сущности политики – функциональный. При таком подходе ее сущность усматривается в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Идея о разделении людей на управляющих и управляемых принадлежит древнегреческому философу Платону (428–348 гг. до н. э.).

Однако функциональный подход акцентирует внимание на технологии политических взаимодействий, при этом не раскрывает социального смысла политики, природы тех интересов, которые она выражает и защищает.

Третий подход к объяснению сущности политики – коммуникативный (от латинского communicatio – сообщение, общение, связь).

С позиций этого подхода политика трактуется предельно широко – как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования социальных конфликтов.

социальное неравенство

Социальное неравенство

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными.

Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход — сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж — это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Причины социального неравенства

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство — это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.

Социальное неравенство’ — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.[источник не указан 164 дня]

Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

  2. обеспечение помощи самым бедным семьям;

  3. выдача помощи на случай безработицы;

  4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

  5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Снижение гендерного неравенства

4.6 Снижение гендерного неравенства

Цели обучения

  1. Опишите любые три политики или программы, которые должны помочь уменьшить гендерное неравенство.
  2. Обсудите возможные способы уменьшения числа изнасилований и сексуальных посягательств.

Гендерное неравенство в разной степени встречается в большинстве обществ по всему миру, и Соединенные Штаты не являются исключением. Подобно тому, как расовые / этнические стереотипы и предрассудки лежат в основе расового / этнического неравенства (см. Главу 3 «Расовое и этническое неравенство»), стереотипы и ложные убеждения лежат в основе гендерного неравенства.Хотя эти стереотипы и убеждения значительно ослабли с 1970-х годов во многом благодаря современному женскому движению, они, очевидно, сохраняются и препятствуют усилиям по достижению полного гендерного равенства.

Социологическая перспектива напоминает нам, что гендерное неравенство происходит из сложной смеси культурных и структурных факторов, которые необходимо решить, если гендерное неравенство должно быть сокращено еще больше, чем это было с 1970-х годов. Несмотря на изменения, произошедшие в этот период, дети по-прежнему социализированы с рождения в традиционных представлениях о женственности и мужественности, и гендерные стереотипы, включающие эти понятия, все еще сохраняются.Хотя люди, безусловно, должны иметь возможность свободно выполнять любые семейные и карьерные обязанности, которые они пожелают, социализация и стереотипы все же в совокупности ограничивают способность девочек и мальчиков, женщин и мужчин представлять себе менее традиционные возможности. Между тем структурные препятствия на рабочем месте и в других местах продолжают удерживать женщин в подчиненном социальном и экономическом положении по сравнению с мужчинами.

Итак, чтобы уменьшить гендерное неравенство, социологическая перспектива предлагает различные стратегии и меры, направленные на устранение культурных и структурных факторов, которые способствуют возникновению гендерного неравенства.Эти шаги могут включать, но не ограничиваются, следующее:

  1. Уменьшить социализацию родителей и других взрослых девочек и мальчиков до традиционных гендерных ролей.
  2. Противодействовать гендерным стереотипам в популярных и новостных СМИ.
  3. Повышение общественного сознания о причинах, масштабах и последствиях изнасилования и сексуального насилия, сексуальных домогательств и порнографии.
  4. Усилить применение существующих законов против дискриминации при приеме на работу по признаку пола и против сексуальных домогательств.
  5. Увеличить финансирование кризисных центров изнасилования и других услуг для девочек и женщин, подвергшихся изнасилованию и / или сексуальному насилию.
  6. Увеличить государственное финансирование высококачественных детских садов, чтобы родители, и особенно матери, могли работать вне дома, если они того пожелают, и делать это, не опасаясь, что их финансы или благополучие их детей будут поставлены под угрозу.
  7. Усиление наставничества и других усилий по увеличению числа женщин, занимающих традиционно мужские профессии и занимающих политические руководящие должности.

Когда мы думаем, как лучше всего уменьшить гендерное неравенство, нельзя ни забывать, ни недооценивать влияние современного женского движения. С момента своего возникновения в конце 1960-х годов женское движение привело к значительным успехам женщин практически во всех сферах жизни. Отважные женщины (и некоторые мужчины) бросили вызов существующему положению вещей, обратив внимание на гендерное неравенство на рабочем месте, в образовании и в других сферах, и внесли изнасилование и сексуальное насилие, сексуальные домогательства и домашнее насилие в национальное сознание.Для дальнейшего сокращения гендерного неравенства важно, чтобы сильное женское движение продолжало напоминать нам о сексизме, который все еще сохраняется в американском обществе и в остальном мире.

Сокращение изнасилований и сексуальных посягательств

Как мы видели, гендерное неравенство также проявляется в форме насилия в отношении женщин. Социологическая точка зрения говорит нам, что культурные мифы, а также экономическое и гендерное неравенство приводят к изнасилованию, и что проблема изнасилования выходит далеко за рамки нескольких психопатических мужчин, насилующих женщин.Таким образом, социологическая точка зрения говорит нам, что наше общество не может просто прекратить что-то делать с этими людьми. Вместо этого он должен внести более серьезные изменения, изменив представления людей об изнасилованиях и приложив все усилия для сокращения масштабов нищеты и расширения прав и возможностей женщин. Эта последняя задача особенно важна, поскольку, как отметили Рэндалл и Хаскелл (1995, стр. 22), социологический взгляд на изнасилование «означает подвергнуть сомнению организацию сексуального неравенства в нашем обществе».

Помимо этого фундаментального изменения, женщинам, подвергшимся изнасилованию и сексуальному насилию, могут помочь другие средства, такие как дополнительные и более финансируемые кризисные центры изнасилования.Но даже здесь цветные женщины сталкиваются с дополнительным препятствием. Поскольку движение по борьбе с расовым насилием было начато белыми феминистками из среднего класса, центры борьбы с изнасилованиями, которые они основали, как правило, располагались рядом с местами их проживания, например, в университетских городках, а не в районах проживания цветных женщин, таких как внутренние города и т. Д. Резервации коренных американцев. Это означало, что цветным женщинам, подвергшимся сексуальному насилию, не хватало той помощи, которая была доступна их белым коллегам из среднего класса (Matthews, 1989), и, несмотря на некоторый прогресс, это все еще верно сегодня.

Основные выводы

  • Определенные усилия правительства, включая увеличение финансовой поддержки ухода за детьми, должны помочь уменьшить гендерное неравенство.
  • Если гендерное неравенство уменьшается, количество изнасилований и сексуальных посягательств также должно уменьшаться.

для вашего обзора

  1. Как вы думаете, следует ли прилагать больше усилий для уменьшения гендерного неравенства на изменении практики социализации или на изменении политики на рабочем месте и в школе? Поясните свой ответ.
  2. Насколько вы надеетесь, что количество изнасилований и сексуальных посягательств значительно уменьшится в вашей жизни?
,

Гендерное неравенство в Индии — понятие, причины и типы

Гендерное неравенство

Мы гордимся тем, что индейцы 21 -го -го века радуются празднованию рождения мальчика, а если это девочка, то приглушенное празднование или отсутствие праздника является нормой. Любовь к ребенку мужского пола настолько сильна, что с незапамятных времен мы убиваем своих дочерей при рождении или до рождения, и если, к счастью, ее не убили, мы находим различные способы дискриминировать ее на протяжении всей ее жизни. Хотя наши религиозные убеждения делают женщину богиней, мы не можем в первую очередь признать ее человеком; мы поклоняемся богиням, но эксплуатируем девочек.Мы — общество людей, придерживающихся двойных стандартов в отношении к женщинам; наши мысли и проповедь отличаются от наших действий. Давайте попробуем разобраться в феномене гендерного неравенства и поискать решения.

Определение и понятие гендерного неравенства

«Пол» — это социокультурный термин, обозначающий социально определенные роли и модели поведения, присваиваемые «мужчинам» и «женщинам» в данном обществе; тогда как термин «секс» — это биологическое и физиологическое явление, которое определяет мужчину и женщину.В своем социальном, историческом и культурном аспектах гендер является функцией властных отношений между мужчинами и женщинами, где мужчины считаются выше женщин. Таким образом, гендер можно понимать как понятие, созданное руками человека, а «пол» — это естественные или биологические характеристики человека.

Гендерное неравенство, проще говоря, можно определить как дискриминацию женщин по признаку пола. В обществе женщины традиционно считаются слабым полом. Ей отводили подчиненное положение по отношению к мужчинам.Ее эксплуатируют, унижают, оскорбляют и дискриминируют как в наших домах, так и во внешнем мире. Этот своеобразный тип дискриминации в отношении женщин распространен повсюду в мире и в большей степени в индийском обществе.

Причины и типы гендерного неравенства в Индии

Коренная причина гендерного неравенства в индийском обществе кроется в его патриархальной системе. По словам известного социолога Сильвии Уолби , патриархат — это «система социальной структуры и практики, в которой мужчины доминируют, угнетают и эксплуатируют женщин».Эксплуатация женщин — это древнее культурное явление индийского общества. Система патриархата находит свое обоснование и одобрение в наших религиозных убеждениях, будь то индуистская, мусульманская или любая другая религия.

Например, согласно древнему индусскому законодателю Ману : «Женщины должны находиться под опекой своего отца, когда они являются детьми, они должны находиться под опекой своего мужа, когда выходят замуж, и под опекой ее сына в старости или вдовы. Ни при каких обстоятельствах нельзя позволять ей самоутверждаться ».

Вышеописанное положение женщин согласно Ману по-прежнему сохраняется в современной социальной структуре. За исключением некоторых случаев, женщины не имеют права принимать независимые решения ни в своем доме, ни во внешнем мире.

С мусульманами такая же ситуация, и там тоже санкции за дискриминацию или подчинение предусмотрены религиозными текстами и исламскими традициями. Точно так же и в других религиозных верованиях женщины тем или иным образом подвергаются дискриминации.

Прискорбная часть гендерного неравенства в нашем обществе состоит в том, что женщины тоже в результате продолжающейся социокультурной обусловленности приняли свое подчиненное положение по отношению к мужчинам. И они также являются неотъемлемой частью той же патриархальной системы.

Крайняя нищета и отсутствие образования также являются одними из причин низкого статуса женщин в обществе. Бедность и отсутствие образования вынуждают бесчисленное количество женщин работать в рамках низкооплачиваемой домашней работы, организованной проституции или в качестве рабочих-мигрантов.Женщины не только получают неравную оплату за равный или больший объем работы, но им также предлагаются низкоквалифицированные рабочие места, за которые выплачивается более низкая заработная плата. Это стало основной формой гендерного неравенства.

Обучение девочек по-прежнему считается плохой инвестицией, потому что однажды она обязательно выйдет замуж и покинет родительский дом. Таким образом, без хорошего образования женщины не обладают необходимыми в настоящее время профессиональными навыками; в то время как каждый год средняя школа и стандартные результаты 10 + 2 показывают, что девочки всегда успевают лучше мальчиков.Это показывает, что после стандарта 10 + 2 родители не тратят много на девочек, и поэтому им не хватает рынка труда.

Не только в сфере образования, в случае семейных пищевых привычек, именно ребенок мужского пола получает всю питательную и самую отборную пищу, в то время как девочки получают все, что остается после того, как члены мужского пола поели свою еду, или пищу с низким содержанием и качество, и питание. И это становится серьезной проблемой для ее здоровья в более поздние годы. Одной из основных причин высокой частоты тяжелых родов и анемии у женщин является некачественное питание, которое девочка всегда получает либо в родительском доме, либо у родственников мужа, а также чрезмерная нагрузка, которую они вынуждены нести. с раннего детства.

Итак, неравенство или дискриминация в отношении женщин присутствует на разных уровнях общества, дома или вне дома.

Гендерное неравенство в Индии: важные данные

Глобальные индексы:

Гендерное неравенство также отражается в низком рейтинге Индии в различных глобальных гендерных индексах.

  • Индекс гендерного неравенства ПРООН — 2014: Индия занимает 127 место из 152 стран, включенных в Список. Этот рейтинг выше только Афганистана по странам СААРК.
  • Глобальный индекс гендерного разрыва Всемирного экономического форума — 2014: Индия занимает 114 место в списке из 142 стран мира. Этот индекс исследует гендерный разрыв по четырем основным направлениям:
  • Экономическое участие и возможности.
  • Образовательные достижения.
  • Здоровье и продолжительность жизни.
  • Политические возможности.

Позиция Индии по этим показателям была следующей:

  • Экономическое участие и возможности: 134 th
  • Образовательные достижения: 126
  • Здоровье и ожидаемая продолжительность жизни: 141 st
  • Политические возможности: 15

Эти два важных глобальных индекса показывают плачевное положение дел в Индии в том, что касается гендерного равенства.Только в случае «политического расширения возможностей» Индия чувствует себя хорошо, что является долгожданным знаком. Но другие показатели очень плохие, и нужно многое сделать для их улучшения.

Статистика гендерного неравенства

Гендерное неравенство проявляется по-разному. Что касается Индии, то основные показатели таковы:

  • Убийство плода женского пола
  • Убийство младенцев женского пола
  • Ребенок (возрастная группа от 0 до 6 лет) Соотношение полов: 919
  • Соотношение полов: 943
  • Уровень грамотности женщин: 46%
  • Уровень материнской смертности: 178 смертей на 100 000 живорождений.

Эти вышеупомянутые индикаторы являются одними из важных показателей, которые показывают статус женщин в нашей стране.

Убийство плода женского пола и Убийство младенцев женского пола являются наиболее бесчеловечными деяниями. И очень жаль, что в Индии эта практика широко распространена.

Данные показывают, что, несмотря на действующий закон, а именно Закон о методах пренатальной диагностики (регулирование и предотвращение злоупотреблений), 1994 год Аборты по признаку пола все еще растут.Согласно одной оценке, проведенной агентством MacPherson , ежегодно в Индии производится более 100000 незаконных абортов, главным образом по той причине, что это девочки.

В связи с этим существует тревожная тенденция, которая стала заметной в отчете переписи 2011 года; отчет показывает Коэффициент пола детей (то есть соотношение полов детей в возрастной группе от 0 до 6 лет) на уровне 919, что на 8 пунктов меньше, чем данные 2001 года (927). Данные показывают, что число абортов по признаку пола увеличивается. в нашей стране.

Что касается общего соотношения полов , то в отчете 2011 года это 943 по сравнению с 933 в 2001 году, что на 10 пунктов больше. Хотя это хороший признак того, что общее соотношение полов увеличивается, но оно по-прежнему ориентировано в сторону женщин.

Уровень грамотности женщин в 2011 г. составил 65,46% по сравнению с 82,14% грамотности мужчин. Этот разрыв указывает на широкое гендерное неравенство в Индии, что индийцы не придают достаточного значения образованию девочек.

Все эти показатели указывают на плачевное положение дел в Индии в отношении гендерной справедливости и прав человека женщин. Хотя каждый год правительство запускает различные схемы и программы, помимо существующих, на благо и расширение прав и возможностей женщин, но на местах видимых изменений недостаточно. Изменение произойдет только тогда, когда изменится образ мышления индийского общества; когда общество начнет относиться к мужчинам и женщинам на равных основаниях и когда девушка не станет обузой.

Правовые и конституционные гарантии против гендерного неравенства

Конституция Индии предусматривает позитивные усилия по устранению гендерного неравенства; Преамбула Конституции говорит о целях достижения социальной, экономической и политической справедливости для всех и обеспечения равенства статуса и возможностей для всех граждан. Кроме того, женщины имеют равное право голоса в нашей политической системе. Статья 15 Конституции запрещает дискриминацию по признаку пола , а также помимо других оснований, таких как религия, раса, каста или место рождения.Статья 15 (3) уполномочивает Государство делать какие-либо особые положения для женщин и детей. Кроме того, Директивы о принципах государственной политики также содержат различные положения, которые предназначены для женщин и обеспечивают гарантии против дискриминации.

Помимо этих конституционных гарантий, парламент также принял различные защитные законы, направленные на искоренение эксплуатации женщин и предоставление им равного статуса в обществе. Например, Закон о Сати (Предупреждение) 1987 года был принят, чтобы отменить и сделать наказуемыми бесчеловечные обычаи Сати; Закон о запрещении приданого 1961 года, призванный упразднить практику выдачи приданого; Закон об особом браке 1954 года, чтобы предоставить законный статус супружеским парам, состоящим в межкастовом или межрелигиозном браке; Закон о методах дородовой диагностики (регулирование и предотвращение неправомерного использования) (внесен в парламент в 1991 году, принят в 1994 году с целью остановить убийство девочек-младенцев) и многие другие подобные законы.Кроме того, парламент время от времени вносит поправки в существующие законы, чтобы обеспечить защиту женщин в соответствии с меняющимися потребностями общества, например, в Уголовный кодекс Индии 1860 года был добавлен раздел 304-B, согласно которому приданое — смерть. или сжигание невесты — конкретное преступление, за которое предусмотрено максимальное наказание в виде пожизненного заключения.

Итак, существуют различные законодательные гарантии и механизмы защиты для женщин, но на самом деле все обстоит иначе. Несмотря на все эти положения, с женщинами по-прежнему обращаются как с гражданами второго сорта в нашей стране; мужчины относятся к ним как к объекту удовлетворения своих плотских желаний; преступления против женщин находятся на тревожной стадии; практика выдачи приданого по-прежнему широко распространена; детоубийство женского пола — норма в наших домах.

Как мы можем устранить гендерное неравенство

Список законодательных актов, а также видов дискриминации или неравенства можно продолжать, но настоящие изменения наступят только тогда, когда изменится менталитет мужчин; когда представители мужского пола начнут относиться к женщинам как к равным, а не подчиненным или более слабым им. Фактически, не только мужчинам, но и женщинам необходимо изменить свое мышление, поскольку благодаря культурным условиям они также стали частью той же эксплуататорской системы патриархата и играют вспомогательную роль в продвижении мужской программы доминирования над женщинами.

Таким образом, необходимо движение за расширение прав и возможностей женщин, в котором женщины могут стать экономически независимыми и самостоятельными; где они могут бороться со своими страхами и бесстрашно выйти в мир; где они могут вырвать свои права из когтей мужчин, и им не нужно их просить; где женщины имеют хорошее образование, хорошую карьеру, владение собственностью и, прежде всего, где у них есть свобода выбора, а также свобода принимать свои собственные решения без оков вековой поговорки Manu .

Будем надеяться и желать, чтобы наша демократия, основанная на широком участии, в грядущие времена и с усилиями как женщин, так и мужчин, смогла найти решения проблемы гендерного неравенства и привела всех нас к нашей заветной мечте о действительно современном общество как в мыслях, так и в действиях.

Дополнительная информация:

Социальные реформаторы Индии

Для студентов:

Расширение прав и возможностей женщин

Эссе о расширении прав и возможностей женщин

,

Как объясняется гендерное неравенство Социология

Похожие документы