17. Понятие «социальный факт».

Понятие «социальный факт» было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом. Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Факты экономической жизни, социальной, политической, духовной — основа знаний об обществе, деятельности людей. Понятие «социальный факт» употребляется в двух значениях:

-В обычном смысле социальные факты — это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Это то, что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят от того, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает о них или не знает. Объективные факты, т.е. такие, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств.

-В научном или более широком — познавательном смысле под социальным фактом имеется в виду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Научные факты, т.е. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.

Наука различает три вида социальных фактов:

—Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

—Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

—Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар».

Когда некто сообщает о каком-либо факте, уместен вопрос: откуда он знает об этом? Возможно, что человек (исследователь) наблюдал то, о чем он говорит, или изучил документ, свидетельствующий об имевшем место событии. Ученые могут зафиксировать факты, изучая статистические данные (например: движение цен на товары, изменение уровня зарплаты и т.д.). А как, например, установить такой факт: какие передачи телевидения наиболее популярны? Сослаться на мнение одного — двух человек нельзя: оно может не совпадать с мнением большинства зрителей. Может быть, посчитать, в адрес какой передачи приходит наибольшее количество писем — откликов? Или определить, на повторение каких фильмов, конкретных номеров приходит более всего заявок? Или с помощью анкеты опросить большое количество (сотни или тысячи) телезрителей? Наблюдение, изучение документов, статистических данных, писем, массовые опросы — все это методы, позволяющие собирать и фиксировать социальные факты.

18.Понятие «микрогруппы».

В малой социальной группе существуют видимые (формальные) и невидимые посторонним (неформальные) взаимоотношения, которые можно определить социометрическими методами. Так, на неформальном уровне в группе отношения могут строиться по принципу симпатий (дружбы, привязанности, любви, общих интересов) или антипатий (ненависти, недоброжелательства, презрения, зависти) людей друг к другу. По принципу симпатий люди объединяются в микрогруппы, которые могут быть диадами (два человека), триадами (три человека), квадратами (четыре человека) или колесо (пять человек). Шесть — объединение неустойчивое и практически не встречается. В каждой микрогруппе есть свой лидер. Это человек, способный оказывать наибольшее влияние на членов группы. Лидеры бывают автократические («Я» и все меня слушают) и демократические, или коллегиальные («Мы» все вместе все решаем). У микрогрупп может быть положительная или отрицательная направленность. Она определяется тем, идут ли интересы микрогруппы в разрез с интересами всего коллектива. Знание структуры малой группы позволяет руководителям своевременно регулировать взаимоотношения между людьми и влиять на создание благоприятного социально психологического климата. Лидеры микрогрупп могут как ладить между собой, что происходит в условиях, когда у каждого из них своя сфера лидерства, а могут и конкурировать, если их сферы совпадают. При конфликтах лидеров между собой втянуты в выяснение отношений бывают и их микрогруппы, что создает напряжение в коллективе.

studfiles.net

1.4. Понятие социальной реальности и социального факта

Мы неоднократно встречаемся с понятием социальной реальности и полагаем, что социальная реальность есть что-то такое, что можно понять и изучить. Однако в социологии данное понятие еще не получило четкого определения и употребляется в основном как синоним понятий «общественная жизнь», «общество», «социально-историческое бытие» и т.п. Вместе с тем проблема осложняется в силу того, что утверждения «социальная реальность», «социальный мир» принадлежат к разным теоретиче­ским парадигмам. Ученых объединяет только то обстоятельство, что социальный мир человека можно изучить.

В социоло­гии выделяются два доминирующих теоретических направления, специфическим обра­зом объясняющие природу социальной реальности: индиви­дуалистская (феноменологическая, волюнтаристкая М. Вебера и др.) и по­зитивистская (дюркгеймовская, структу­ралистская, функционалистская, бихеви­ористская и др.). Согласно индивидуалистской позиции, социальная реальность есть результат целе­направленного или осмысленного чело­веческого поведения. Позитивистское направление, пред­ставленное Э. Дюркгеймом, рассматривает социальную реальность как обладающую своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду, овеществляющую человеческое сознание.

Австрийский социолог Альфред Щюц (1899-1959), основоположник феноменологической социологии, определяет социальную реальность как «общую сумму объектов и явлений социального мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообраз­ными отношениями взаимодействия». Таким образом, социальная реальность – это повседневный мир, переживаемый и ин­терпретируемый действующими в нем людьми, этот мир значений, выступаю­щих в виде типических представлений об объектах этого мира.

Позитивист­ское направление, наиболее ярко представителем которого был французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), предлагает интерпретацию данного понятия через призму социального факта. Парадигма социального факта рассматривает социальную реальность как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия. Дюркгейм считал, что социальные факты отличаются специфическими свойства­ми, их составляют образцы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принуди­тельной силой, вследствие которой человек вынужден их при­сваивать, интериоризировать (осваивать).

Что же такое социальный факт? Обычно мир разделяется на три различные группы фак­тов: биологические, такие как дыхание, питание, сон и т.д.; психологические, такие как эмоции любви, не­нависти или восприятия, доставляющие удоволь­ствие, например, от созерцания произведений искусства, и социальные факты, связанные с социальными отношениями и обществом.

Социальный факт – это общественно значимое событие или совокупность однородных событий, характерных для определенной сферы общества или определенных социальных процессов.

В онтологическом смысле к социальным фактам относят любое событие или совокупность событий, имев­ших место в определенное время при определенных условиях вне зависимос­ти от того, наблюдались ли они исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. Поскольку социальные факты становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками социальной ситуации. В качестве примера можно привести факт самоубийства: человека, решившего покончить с жизнью из-за серьезной болезни, и террориста-смертника.

В качестве социальных фактов могут выступать такие зафиксированные в ходе социологического изучения фрагменты социальной действительности, как:

  • поведенческие социально значимые акты людей, т.е. то, что они делают;

  • результаты, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), приобретающие социальную значимость;

  • вербальные действия людей, т.е. социально значимые высказываемые мнения, взгляды, суждения;

  • различные взаимосвязи.

Научная обоснованность социальных фактов зависит от мировоззренческой позиции исследователя, объективности социологической теории, в понятиях которой измеряются или описываются социальные факты, а также от надежности метода и техники регистрации социологических данных, характеризующих проявление того или иного социального факта.

Рассмотрим пример: мужчина покупает четыре путевки в Турцию, где вся семья из четырех человек про­ведет двухнедельный отпуск. Психолог пожелал бы выяс­нить, почему этот мужчина выбрал именно Турцию. Экономист рассмотрел бы, можно ли было бы по-иному потратить деньги. Социолог же заметил бы, что семья состоит из 4-х человек, и задался бы вопросом, каким образом жена и дети могли оказать влия­ние на решение главы семьи. Как видим, один и тот же факт разные научные дисциплины объясняют по-разному.

Следует согласиться, что социальная реальность создается в процессе социаль­ных взаимодействий субъектов, является результатом их соз­нания и жизнедеятельности в определенном ограниченном тер­риториальном и временном (историческом) пространстве. Она может фиксироваться в поведении людей, в характере их ценностных ориентации, в формах организации жизни и ролевом поведении. Обобщенным показателем социальной реальности является культура: система ценностей, социальных норм жизни, образ­цы поведения, язык, характер коммуникаций, традиции и обы­чаи, материальная культура и т.д.

Так как уровни взаимодействия могут быть различными, то соответственно будут различаться и уровни социальной ре­альности, социальной жизни. Можно говорить о социаль­ном мире человека, группы, общества, мирового сообщества. Часто различия между этими социальными мирами могут быть полярными. Например, в экономически процветающем обще­стве могут существовать слои нищих или в высококультурном обществе – люди с очень низким культурным уровнем.

studfiles.net

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ это что такое СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ: определение — Социология.НЭС

Факт социальный

объективно, реально существующие события, свойства, отношения, связи социальной реальности и процессы их изменения [21. – С. 465–466]. – социально-статистические, т.е. сгруппированные единичные события, получающие описание в некоторых концептуальных моделях… Понятие «социальный факт» может рассматриваться и в ином, качественном, смысле: как единичный факт, имеющий многоплановую социальную интерпретацию [34. – С. 52–53]. – общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемые как социальное действие или результат определенной деятельности, а также вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды, оценки) [9. – С. 591].

Оцените определение:

Источник: Социология. Словарь.

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ

SOCIAL FACT) Э. Дюркгейм (Durkheim, 1895) настаивал на том, что социальные явления не могут быть сведены к индивидуальным состояниям, биологическим или психологическим, а зависят от социальных факторов. Так, он утверждал, что невозможно объяснить уровень самоубийства в какой-либо социальной группе, указывая, например, на склонность ее членов к депрессии. Уровень самоубийства объясняется степенью сплоченности социальной группы, выражаемой, например, распространенностью и типом религиозных убеждений. Дюркгейм сформулировал этот принцип в концепции социальных фактов. Социальные факты являются внешними, принудительными и объективными. В качестве социальных сил они являются внешними и сторонними по отношению к индивиду; они имеют принудительный характер, поскольку индивиды вынуждены считаться с ними; наконец, они могут быть измерены объективно. Таким социальным фактом является уровень самоубийства в каком-либо обществе. Он существует независимо от свойств индивидов, представляет собой внешнюю детерминирующую силу и может быть измерен. См. также: Деятельность и структура; Социальный конструкционизм.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь

ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

единичное общественно значимое событие или нек-рая совокупность однородных событий, типич. для той или иной сферы обществ. жизни или характерных для определенных соц. процессов. В онтологич. смысле Ф.с. — события, имевшие место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научн. (или шире — познавательном, гносео-логич.) смысле Ф.с. — события, описанные в четких понятиях с указанием специфики соц. ситуации, в к-рой они имели место. В качестве Ф.с. могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и соц. общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные действия, а также их всевозможные взаимосвязи. Поскольку Ф.с. становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными лишь при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками соц. ситуации. Научн. обоснованность установленных Ф.с. зависит от мировоззренческой позиции исследователя (ее реалистичности, прогрессивности), объективности социологич. теории, в понятиях к-рой описываются Ф.с, надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их связывания в совокупные соц.-статистич. факты. Установление достоверных Ф.с. обеспечивается тщательно разработанной программой социологич. (соц.) исследования, в к-ром определяются его цели и уточняются исходные понятия (теоретико-практич. рамки выделения существенных сторон описываемых явлений), четко демонстрируются правила процедуры регистрации и обобщения изучаемых явлений. Многие, если не большинство Ф.с, используемых в эмпирич., прикладной социологии, являются ста-тистич. обобщениями, или соц.-статистич. фактами. Наряду с этим социология опирается на монографич. описание объективных событий и явлений, имеющих (это должно быть доказано) существенное значение для анализа определенных соц. процессов. Лит.: Мерзон Л.С. Проблема научного факта. Л., 1972; Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Сараев. 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование, методология, программа, методы. М., 1987. В.А. Ядов.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Факт социальный

1) состояние социальной действительности или свершившееся событие, не зависящее от исследователя; 2) элементарная компонента системы социального знания (единица обоснования, доказательства или опровержения в системе научной аргументации), полученная путем описания отдельных фрагментов социальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Ф. с., описанные в понятиях социологического знания, называются «социологическими» фактами. В качестве Ф. с. могут выступать продукты человеческой деятельности (как материальные, так и духовные), поведение индивидов или социальных общностей, а также вербальная деятельность людей (суждения, мнения, оценки, взгляды и т. д.). «…По каким признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей,а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты» (Ленин В. И. // Поли. собр. соч. Т. 1. С. 423-424). В социологическом познании совокупность фактов образует эмпирическую основу д.чя выдвижения гипотез и создания теорий. Установление же Ф. с. зависит от общенаучного мировоззрения, состояния и степени разработанности социологической теории, обоснованности и надежности процедур эмпирического социологического исследования. Данные условия определяют содержание и последовательность эмпирических процедур сбора и обработки фактуальных данных. Конечный результат познавательной деятельности научные факты вводится в социологическую теорию, задачей которой является описание, объяснение, а также предсказание ранее неизвестных Ф. с. Соответствие фактам существенное требование, предъявляемое к социологической теории. Факты системны и вне этой связи не обладают доказательной силой. Они «не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь», а там, где они вырваны из целого и из определенных взаимосвязей и используются лишь в качестве кратких сообщений, они «являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже» (там же. Т. 30. С. 350). Введение новых научных фактов в определенной мере видоизменяет теорию данного уровня, а изменения в ряде специальных социологических теорий ведут к соответствующим преобразованиям на более высоких этапах социологического знания. Проблематика Ф. с. имеет ключевое значение для исследования взаимосвязи между теоретическим и эмпирическим познанием в социологии.

Оцените определение:

Источник: Социологический справочник

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ

по Э. Дюркгейму — собственная предметная область социологической науки. Концепция С.Ф. разрабатывалась Дюркгеймом в контексте онтологического и методологического аспекта его социологической теории.

Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива и реальна, как и все другие виды реальности, поэтому развивается по определенным законам. 2) Общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой. 3) Вследствие этого общество и индивид выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: «индивидуальные факты» — «С.Ф.», «индивидуальные представления» — «коллективные представления», «индивидуальное сознание» — «коллективное сознание». 4) Человек — двойственная реальность, homo duplex, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. 5) Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество — из индивидов.

Первичность общества имеет два смысла: а) исторический приоритет общества, где индивиды растворены в целом; б) логический приоритет объекта социальных феноменов, состоящих из С.Ф.

Методологический аспект социологизма Дюркгейма сводим к следующему: а) социология не обречена оставаться отраслью общей философии, а представляет из себя самостоятельную науку, способную тесно соприкасаться с конкретными фактами; б) социология изучает особую, а именно социальную реальность, основу которой составляют С.Ф.; в) в основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому С.Ф. рассматриваются как вещи.

Именно в этой точке концепции Дюркгейма онтологический аспект соприкасается, взаимопереплетается с методологическим: С.Ф. не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи. Дюркгейм отмечал: «Рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию».

Дюркгейм подчеркивал, что С.Ф. не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им. Каковы эти характеристики?

1) С.Ф. выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям. Но это вовсе не означает, что они выступают в качестве внешних по отношению к сознанию коллективному.

2) С.Ф. состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом.

3) С.Ф. составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания, но объективную в чисто дюркгеймовском смысле — как независимую от индивидуального сознания. Он пишет: «Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию». /Примеры: верующие при рождении своем находят готовыми верования и обряды своей религии, если они существовали до него, то это значит, они существуют вне его. Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т.д. — все они функционируют независимо от моего индивидуального сознания. — Е.Б./

4) С.Ф. (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда я добровольно сообразуюсь с ними, я не замечаю их принуждающего влияния, но принуждение проявится тотчас же, как только я попытаюсь сопротивляться.

Итак, один из основных выводов, соединяющих онтологию и методологию Дюркгейма: категорию С.Ф. «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Они не имеют иного субстрата, кроме общества, чем отличаются от всех других фактов. С.Ф. составляют собственную область социологии. К ним относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы и т.п. К С.Ф. принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.

В дюркгеймовском варианте определение С.Ф. гласит: «Социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления».

Из признания специфики социальной реальности (С.Ф.) вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии. В отношении к философии проявляется определенная двойственность. В письме к своему ученику Ж. Дали Дюркгейм писал: «Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути». Стремление отделится от философии связано с отношением Дюркгейма к умозрительным спекуляциям в социологической науке. Он считал, что социология должна строиться на эмпирических и рациональных методах материала, что отчетливо проявилось в его работе «Самоубийство» .

Еще более решительно восставал Дюркгейм против психологизма, считая необходимым освободить от него социологию.

Дюркгейм подразделял С.Ф. на два типа:

1) Морфологические, имеющие материальный субстрат — плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.

2) Духовные, нематериальные факты — коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание. Основное внимание Дюркгейм уделял коллективному сознанию, его различным формам: религии, морали, праву.

Е.М. Бабосов

Оцените определение:

Источник: Социология: энциклопедия

voluntary.ru

Виды социальных фактов

  1. Что же является социальным фактом?

     Фактом, например, можно считать то, что  каждый индивид ест, пьёт, спит, рассуждает. Но подобного рода факты могут  интересовать такие науки, как биология и психология. Действительно, с позиции  медицины, общество очень заинтересовано в том, чтобы все эти функции  индивида отправлялись регулярно. Но помимо этого, во всяком обществе существует определённая группа явлений, отличающихся резко очерченными свойствами от явлений, изучаемых естественными  науками. Эти явления носят характер социальных и относятся к области  явлений, изучением которых занимается социология.

     Например, когда человек действует как  брат, супруг или гражданин, когда  он выполняет заключённые им обязательства, он выполняет обязанности, установленные  вне его правом и обычаями. Это  относится ко всем членам общества без исключения. Даже когда эти  нормы и обычаи согласны с нашими собственными чувствами и признаем тем самым их реальное существование, их реальность остаётся всё-таки объективной, так как мы не сами создали обычаи и нормы, господствующие в нашем  обществе, а усвоили их благодаря воспитанию.

     Точно так же верующий при рождении своём  находит уже готовыми верования  и обряды своей религии; если они  существовали до него, то, значит они  существуют вне его. Система знаков, которыми люди пользуются для выражения  своих мыслей, денежная система, употребляемая  для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые  в каждой профессии — всё это функционирует  независимо от того употребления, которое  мы из них делаем. Таким образом, эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.

     Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой  они навязываются ему независимо от его желания. Конечно, когда человек  добровольно сообразуется с ними, это принуждение мало или совсем не ощущается, но проявится тотчас же, как только он попытается им сопротивляться.

     Таким образом, социальным фактом является всякий способ действий, имеющий своё собственное  существование и способный оказывать  на индивида внешнее принуждение, независимое  от его индивидуальных проявлений.

     Социальные  факты, обладая лишь различными оттенками, существуют в обществе или социальной группе в виде юридических и нравственных правил, религиозных догматов веры, кодексов вкуса, устанавливаемых литературными  школами, требований моды и так далее. Представителем нравственных правил может  являться общественная совесть, удерживающая от всякого действия, оскорбляющего  их, посредством надзора за поведением граждан и особых наказаний, которыми она располагает. Например, неадекватное в определённой ситуации поведение  и неприемлемый для данного общества стиль одежды, в лучшем случае могут  вызвать смех окружающих и некоторое  отдаление от человека, что, хотя и  в более слабой степени, производит то же действие, что и наказание.

     Если  бы владелец промышленного предприятия  изъявил желание использовать в  производстве приёмы и методы прошлого столетия, то он наверняка бы разорился. И даже если бы ему удалось освободиться от требований, средств и методов  производства, характерных для научного и технического прогресса нынешнего  времени, и “успешно” их нарушить, то при этом он, так или иначе  ощутил бы некоторое сопротивление. Именно это сопротивление и характеризует, в данном случае, наличие и существование  внешней принудительной силы, которое  выражается в ряде правил, требований и способов, диктуемых общественно  установленными порядками. В конечном итоге, такой промышленник-экспериментатор, в скором времени непременно превратился  бы в горе-промышленника.

     Наличие социального факта, который Дюркгейм определяет внешней, социально обусловленной  принудительной силой, можно подтвердить  другим примером. Достаточно только обратить внимание на то, как воспитывается  ребёнок. С самых первых дней жизни  ребёнка принуждают есть, пить и  спать в определённые часы. Позднее  его принуждают к чистоте и  послушанию, считаться с другими, уважать обычаи, приличия, учиться, работать. Это давление, испытываемое ребёнком с первых лет его жизни, есть давление социальной среды, стремящейся  сформировать его по своему образу и имеющей своими представителями  родителей, воспитателей и учителей.

  1. Наблюдение социальных фактов.

     Дюркгейм  указывает на то, что основным правилом для социолога при изучении социальных фактов, должно быть то, что социальные факты суть вещи, и о них нужно  рассуждать как о вещах. Он доказывает это положение тем, что для  социолога они составляют единственное данное. Вещью же является всё то, что дано, представлено, а точнее навязано наблюдению. Рассуждать о  социальных явлениях как о вещах — значит рассуждать о них как  о данных, составляющих отправной  пункт науки. Нам дана не идея, пишет  Дюркгейм, создаваемая людьми о стоимости, — она недоступна наблюдению, — а стоимости, реально обмениваемые в сфере  экономических отношений. Точно  таким же образом, нам дано не то или иное представление о нравственном идеале, а совокупность правил, действительно  определяющих поведение.

     Объектом  же социологического исследования следует  выбирать лишь группу явлений, определённых предварительно некоторыми установленными признаками, которые будут являться общими для данной группы социальных явлений. Предмет каждой проблемы, будь она общей или частной, может  быть установлен согласно следующему принципу. Например, мы констатируем существование  некоторого количества действий, обладающих тем внешним признаком, что совершение их вызывает со стороны общества особую реакцию, называемую наказанием. Мы составляем из них совокупность явлений, которые помещаем в одну общую рубрику — свод законов. Мы называем преступлением всякое наказуемое действие и делаем преступление, определяемое таким образом, объектом особой науки — криминологии. Точкой отправления такой науки как криминология должно быть социологическое понятие о преступлении, как о безнравственном действии. Для того чтобы определить, нравственно или безнравственно какое-нибудь действие, необходимо определить, имеет оно или нет внешний признак нравственности. Признак этот заключается в репрессивной санкции или предписании, иными словами в осуждении общественным мнением этого действия.

     Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных фактов, он должен рассматривать их с той  стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений. Необходимо так же определить, имеется ли соответствие между рассматриваемым  фактом и общими потребностями социального  организма, в чём состоит это  соответствие, не заботясь о том, чтобы  узнать, преднамеренно оно возникло или нет. Все вопросы, связанные  с намерениями, слишком субъективны, чтобы можно было рассматривать  их научно. Социальные явления, сами по себе, не имеют цели или намерения, потому что они существуют не для  достижения полезных результатов, к  которым они приводят; они обладают лишь некоей функцией.

     Следовательно, чтобы объяснить то или иное социальное явление, нужно отдельно исследовать  порождающую его реальную причину  и выполняемую им функцию. Например, социальная реакция в виде наказания  вызывается интенсивностью коллективных чувств, оскорбляемых преступлением. Но с другой стороны, она так же выполняет  полезную функцию поддержания этих чувств в той же степени интенсивности, так как они бы постоянно ослаблялись, если бы за перенесение ими оскорбления не следовало наказания. Таким образом, причина социальных явлений состоит не в сознательном предвосхищении функции, которую они должны выполнять; наоборот, эта функция состоит во многих случаях в поддержании ранее существовавшей причине, из которой социальные явления проистекают. Можно сказать, что социальные явления оказывают обществу своего рода “услугу”, обладающую свойством “стимула” для коллективных чувств.

     Исходное  начало всякого социального процесса следует искать в устройстве внутренней социальной среды. Поэтому задача социолога  заключается не только в установлении существующих социальных явлений, но и  в обнаружении различных свойств  этой среды, способных оказать влияние  на развитие социальных явлений. Показателями свойств социальной среды будут  являться в таком случае число  жителей на единицу площади и  развитие путей сообщения и связи, а так же число индивидов, действительно  находящихся не только в коммерческих, но и в нравственных отношениях, то есть живущих совместной жизнью и обменивающихся услугами в условиях конкуренции.

  1. Социальное познание как установление социальных фактов.

 Познанием  называется процесс деятельности  человека, основным содержанием  которого является отражение  объективной реальности в его  сознании, а результатом — получение  нового знания об окружающем  мире. Главной особенностью социального  познания как одного из видов  познавательной деятельности является  совпадение субъекта и объекта  познания. В узком смысле под  субъектом познания обычно подразумевают  познающего человека, наделенного  волей и сознанием, в широком  — все общество. Объектом социального  познания выступает общество, являющееся  результатом сознательной деятельности  людей, общностей, институтов. Общество  есть единство сознательного,  субъективного и бессознательного, объективного. Это изменяет характер общественных законов по сравнению с природными, ставит на место проблемы случайности и необходимости проблему свободы и необходимости и т.п. В ходе социального познания общество познает себя. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

  1. Обыденное и научное употребление понятия «социальный факт».

  Факт социальный — это единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В онтологическом смысле социальные факты — это события, имевшие место вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном смысле социальные факты — события, обоснованно описанные в четких понятиях с указанием существенных характеристик социальной ситуации, в которой они имели место. Социальный факт, в отличие от природного, представляет собой единство объективного (материи) и субъективного (смысла). Понятие социального факта как исходная ступень теоретического (и социально-философского) анализа представляет.

  1. Три основных вида социальных фактов. Отбор и группировка фактов. Интерпретация социального факта как сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

  Различают три  вида социальных  фактов:

1. действия  или поступки отдельных индивидов  или больших социальных групп;

2. продукты  материальной или духовной деятельности;

3. словесные  социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. 

     Отбор, группировка и интерпретация  социальных фактов во многом зависят  от мировоззрения исследователя, интересов  той социальной группы, к которой  он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Отдельные  события социальной действительности, как правило, являются элементарными «частичками» массового процесса. Задача социолога — отделить индивидуальные различия, имеющие систематический  характер, от случайных и тем самым  описать устойчивые свойства данного  процесса. Для этого применяется  аппарат вероятностной статистики, основа которой — закон больших чисел. Поэтому часто наряду с понятием «социальный факт», употребляется  выражение «статистический факт», который можно определить как  типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений. Социальные факты мы можем рассматривать  как социально-статистические, т. е. сгруппированные единичные события, получающие описание в некоторых  концептуальных моделях. Социальные факты  такого рода — эмпирический базис знания:

1) описанию  и обобщению подлежат повторяющиеся,  не единичные социальные события,  которые относятся к фактам  индивидуального или группового, реального и вербального поведения  и к продуктам деятельности  людей. Значимость этих событий,  состояний определяется, во-первых, их функциями в общественных  или межличностных взаимосвязях, их смыслом в данной культуре (или субкультуре) и, во-вторых, проблемой и целью исследования, а также состоянием теории, в  понятиях которой мы рассматриваем  конкретную социальную ситуацию;

2) обобщение  повторяющихся событий производится, как правило, статистическими  средствами, что не лишает статуса  социальных фактов единичные  события особой научной и общественной  значимости;

3) описание  и обобщение социальных явлений  осуществляется в научных понятиях, и если это понятия социологического  знания, то соответствующие социальные  факты могут быть названы фактами  «социологическими».

 Понятие  «социальный факт» может рассматриваться  и в ином, качественном, смысле: как  единичный факт, имеющий многоплановую  социальную интерпретацию. Единичный  факт или малая совокупность  таких фактов должны быть истолкованы  в многообразии их социальных  значений, должны быть подвергнуты  качественному анализу.

  6. Общество как совокупность социальных фактов.

Э. Дюркгейм о социологии как науке, изучающей  социальную реальность, элементами которой  являются социальные факты.

Дюркгейм  считал, что для существования  социологии как самостоятельной  науки необходимо наличие особого  предмета, изучаемого исключительно  данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной  присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых — общество. Эти  факты и составляют предмет социологии.

В концепции  Дюркгейма социология занимает центральное  место среди общественных наук. Ее задача не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все  другие общественные науки методом  и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных  областях общественной жизни. Раз личные общественные науки становятся как  бы разделами, ветвями социологии, исследующими коллективные представления в их конкретной форме — юридической, моральной, религиозной, экономической и т. п. Представителей различных дисциплин  должна объединять общая точка зрения на характер социальных фактов, общие  критерии их оценки, общий метод  исследования. Только при таком условии социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой, а труды обществоведов — монографиями, ничем не связанными друг с другом и лишенными познавательной ценности. Дюркгейм распространял свои планы «социологизации» на теорию познания и логику, а также на нефилософские науки историю, этнографию, экономику и др.

stud24.ru

1.4. Понятие социальной реальности и социального факта

Мы неоднократно встречаемся с понятием социальной реальности и полагаем, что социальная реальность есть что-то такое, что можно понять и изучить. Однако в социологии данное понятие еще не получило четкого определения и употребляется в основном как синоним понятий «общественная жизнь», «общество», «социально-историческое бытие» и т.п. Вместе с тем проблема осложняется в силу того, что утверждения «социальная реальность», «социальный мир» принадлежат к разным теоретиче­ским парадигмам. Ученых объединяет только то обстоятельство, что социальный мир человека можно изучить.

В социоло­гии выделяются два доминирующих теоретических направления, специфическим обра­зом объясняющие природу социальной реальности: индиви­дуалистская (феноменологическая, волюнтаристкая М. Вебера и др.) и по­зитивистская (дюркгеймовская, структу­ралистская, функционалистская, бихеви­ористская и др.). Согласно индивидуалистской позиции, социальная реальность есть результат целе­направленного или осмысленного чело­веческого поведения. Позитивистское направление, пред­ставленное Э. Дюркгеймом, рассматривает социальную реальность как обладающую своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду, овеществляющую человеческое сознание.

Австрийский социолог Альфред Щюц (1899-1959), основоположник феноменологической социологии, определяет социальную реальность как «общую сумму объектов и явлений социального мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообраз­ными отношениями взаимодействия». Таким образом, социальная реальность – это повседневный мир, переживаемый и ин­терпретируемый действующими в нем людьми, этот мир значений, выступаю­щих в виде типических представлений об объектах этого мира.

Позитивист­ское направление, наиболее ярко представителем которого был французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), предлагает интерпретацию данного понятия через призму социального факта. Парадигма социального факта рассматривает социальную реальность как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия. Дюркгейм считал, что социальные факты отличаются специфическими свойства­ми, их составляют образцы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принуди­тельной силой, вследствие которой человек вынужден их при­сваивать, интериоризировать (осваивать).

Что же такое социальный факт? Обычно мир разделяется на три различные группы фак­тов: биологические, такие как дыхание, питание, сон и т.д.; психологические, такие как эмоции любви, не­нависти или восприятия, доставляющие удоволь­ствие, например, от созерцания произведений искусства, и социальные факты, связанные с социальными отношениями и обществом.

Социальный факт – это общественно значимое событие или совокупность однородных событий, характерных для определенной сферы общества или определенных социальных процессов.

В онтологическом смысле к социальным фактам относят любое событие или совокупность событий, имев­ших место в определенное время при определенных условиях вне зависимос­ти от того, наблюдались ли они исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. Поскольку социальные факты становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками социальной ситуации. В качестве примера можно привести факт самоубийства: человека, решившего покончить с жизнью из-за серьезной болезни, и террориста-смертника.

В качестве социальных фактов могут выступать такие зафиксированные в ходе социологического изучения фрагменты социальной действительности, как:

  • поведенческие социально значимые акты людей, т.е. то, что они делают;

  • результаты, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), приобретающие социальную значимость;

  • вербальные действия людей, т.е. социально значимые высказываемые мнения, взгляды, суждения;

  • различные взаимосвязи.

Научная обоснованность социальных фактов зависит от мировоззренческой позиции исследователя, объективности социологической теории, в понятиях которой измеряются или описываются социальные факты, а также от надежности метода и техники регистрации социологических данных, характеризующих проявление того или иного социального факта.

Рассмотрим пример: мужчина покупает четыре путевки в Турцию, где вся семья из четырех человек про­ведет двухнедельный отпуск. Психолог пожелал бы выяс­нить, почему этот мужчина выбрал именно Турцию. Экономист рассмотрел бы, можно ли было бы по-иному потратить деньги. Социолог же заметил бы, что семья состоит из 4-х человек, и задался бы вопросом, каким образом жена и дети могли оказать влия­ние на решение главы семьи. Как видим, один и тот же факт разные научные дисциплины объясняют по-разному.

Следует согласиться, что социальная реальность создается в процессе социаль­ных взаимодействий субъектов, является результатом их соз­нания и жизнедеятельности в определенном ограниченном тер­риториальном и временном (историческом) пространстве. Она может фиксироваться в поведении людей, в характере их ценностных ориентации, в формах организации жизни и ролевом поведении. Обобщенным показателем социальной реальности является культура: система ценностей, социальных норм жизни, образ­цы поведения, язык, характер коммуникаций, традиции и обы­чаи, материальная культура и т.д.

Так как уровни взаимодействия могут быть различными, то соответственно будут различаться и уровни социальной ре­альности, социальной жизни. Можно говорить о социаль­ном мире человека, группы, общества, мирового сообщества. Часто различия между этими социальными мирами могут быть полярными. Например, в экономически процветающем обще­стве могут существовать слои нищих или в высококультурном обществе – люди с очень низким культурным уровнем.

studfiles.net

Социальный факт

Термин «социальный факт» употребляется в двух значениях. Прежде всего, под ним понимают события, которые произошли в жизни общества при определенных условиях и в конкретных исторических обстоятельствах. Эти события не зависят от того, наблюдали ли их субъекты познавательной деятельности. Они объективны и не зависят от изучающих и интерпретирующих их исследователей.

В более широком смысле под этим термином понимают события, которые произошли в конкретной социальной ситуации и были включены в научные знания об обществе, найдя свое отражение в книгах, научных трудах и других письменных документах.

Социальные факты бывают двух видов:

  • непосредственно физические действия людей;
  • продукты деятельности людей (духовные или материальные), словесные действия человека: суждения, оценки, мнения и т.д.

Зафиксировать социальный факт можно, изучая статистические данные, проводя социологические опросы и т.д. Но с помощью этих методов можно изучать лишь современные исследователю события. Если же они произошли в далеком прошлом, то для их изучения и описания необходим анализ исторических источников: орудий труда, жилищ, археологических памятников, письменных источников (летописей, законодательных актов, различных документов, книг, газет и т.д.). По этим следам становится возможным восставить и описать тот или иной социальный факт.

Жизнь общества состоит из множества различных событий. Их отбор и группировка зависят от цели, которую преследует при изучении специалист. Экономист для исследования интересующих его вопросов из всей совокупности отберет одни события, юрист – другие, этнограф – совершенно иную их группу.

Социальный факт – это основа, которая позволяет выводить закономерности развития общества, восстанавливать прошлое, исследовать настоящее. Интерпретация событий проводится в несколько этапов. Прежде всего, под них подводится научная база, то есть сам факт соотносится с каким-либо научным понятием (к примеру, свержение царя привязывается к понятию «политическая революция»). Затем исследуются все связанные с конкретным фактом обстоятельства, прослеживаются его связи с другими событиями, чтобы толкование могло быть объективным. Только интерпретированный факт может считаться научным.

Э. Дюркгейм считал, что социальные явления нельзя сводить к индивидуальным состояниям, они зависят лишь от социальных фактов, которые являются объективными, принудительными, внешними по отношению к индивиду. С ними нужно считаться, они существуют независимо от свойств и качеств людей.

По Дюркгейму, социальная реальность является частью универсального порядка, она так же реальна и устойчива, как природа, поэтому развивается по своим законам. Общество – это тоже объективная реальность, которая отличается от всех прочих ее видов. Оно обладает автономией от природной и биопсихической сущности (воплощенной в людях). Поэтому общество и люди выступают в роли дихотомической пары, воплощающих разнородность этой реальности. Следовательно, человек представляет собой двойственную сущность (homo duplex), в которой уживаются и социальная, и индивидуальная составляющие. Примат при этом принадлежит сущности социальной. Отсюда вывод о том, что человек возникает из общества, а не наоборот (общество складывается из людей).

Социальные факты заключаются в обществе, которое создает их. Они состоят в способах мышления и действиях, способны влиять на сознание, заставляя людей делать что-то определенным образом.

Дюркгейм выделил два типа социальных фактов: морфологические и духовные. Первые имеют материальный субстрат, вторые представляют собой верования, обычаи, являются общественным сознанием.

fb.ru

Социальный факт как социологическая категория. Э. Дюркгейм о природе социального факта

Мышкина А.А.

Социальный факт как социологическая категория. Э. Дюркгейм о природе социального факта.

  1. Социальное познание как установление социальных фактов.

  2. Обыденное и научное употребление понятия «социальный факт».

  3. Три основных вида социальных фактов. Отбор и группировка фактов. Интерпретация социального факта как сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

  4. Э. Дюркгейм о социологии как науке, изучающей социальную реальность, элементами которой являются социальные факты. Общество как совокупность социальных фактов.

  5. Определение, признаки социальных фактов в теории Дюркгейма.

  6. Факт как высшее проявление закономерности, закон — общий внутренний базис факта.

  7. Основные принципы изучения социальных фактов.

Социальное познание как установление социальных фактов.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все общество. Объектом социального познания выступает общество, являющееся результатом сознательной деятельности людей, общностей, институтов. Общество есть единство сознательного, субъективного и бессознательного, объективного. Это изменяет характер общественных законов по сравнению с природными, ставит на место проблемы случайности и необходимости проблему свободы и необходимости и т.п. В ходе социального познания общество познает себя. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

Обыденное и научное употребление понятия «социальный факт».

Факт социальный – это единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В онтологическом смысле социальные факты – это события, имевшие место вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном смысле социальные факты – события, обоснованно описанные в четких понятиях с указанием существенных характеристик социальной ситуации, в которой они имели место. Социальный факт, в отличие от природного, представляет собой единство объективного (материи) и субъективного (смысла). Понятие социального факта как исходная ступень теоретического (и социально-философского) анализа представляет

Три основных вида социальных фактов. Отбор и группировка фактов. Интерпретация социального факта как сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

 Различают три вида социальных фактов:

  1. действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

  2. продукты материальной или духовной деятельности;

  3. словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор, группировка и интерпретация социальных фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Отдельные события социальной действительности, как правило, являются элементарными «частичками» массового процесса. Задача социолога — отделить инди­видуальные различия, имеющие систематический ха­рактер, от случайных и тем самым описать устойчивые свойства данного процесса. Для этого применяется аппарат вероятностной статистики, основа которой — закон больших чисел. Поэтому часто наряду с понятием «социальный факт», употребляется выражение «статистический факт», ко­торый можно определить как типические сводные число­вые характеристики, основанные на специально организо­ванном массовом наблюдении социальных явлений. Социальные факты мы можем рассматривать как социально-статистические, т. е. сгруппированные единичные события, получающие описание в некоторых концептуальных моделях. Социальные факты такого рода — эмпирический базис знания.

1)   описанию и обобщению подлежат повторяющиеся, не единичные социальные события, которые относятся к фактам индивидуального или группового, реального и вербального поведения и к продуктам деятельности лю­дей. Значимость этих событий, состояний определяется, во-первых, их функциями в общественных или межлич­ностных  взаимосвязях, их смыслом в данной культуре (или субкультуре) и, во-вторых, проблемой и целью ис­следования, а также состоянием теории, в понятиях ко­торой мы рассматриваем конкретную социальную ситу­ацию;

2) обобщение повторяющихся событий производит­ся, как правило, статистическими средствами, что не ли­шает статуса социальных фактов единичные события особой научной и общественной значимости;

3)  описание и обобщение социальных явлений осу­ществляется в научных понятиях, и если это понятия социологического знания, то соответствующие соци­альные факты могут быть названы фактами «социологи­ческими».

Понятие «социальный факт» может рассматривать­ся и в ином, качественном, смысле: как единичный факт, имеющий многоплановую социальную интерпре­тацию. Единичный факт или малая совокупность таких фактов должны быть истолкованы в многообразии их социальных значений, должны быть подвергнуты качественному анализу

Э. Дюркгейм о социологии как науке, изучающей социальную реальность, элементами которой являются социальные факты. Общество как совокупность социальных фактов.

Дюркгейм считал, что для существования социологии как самостоятельной науки необходимо наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых — общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Раз личные общественные науки становятся как бы разделами, ветвями социологии, исследующими коллективные представления в их конкретной форме — юридической, моральной, религиозной, экономической и т. п. Представителей различных дисциплин должна объединять общая точка зрения на характер социальных фактов, общие критерии их оценки, общий метод исследования. Только при таком условии социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой, а труды обществоведов — монографиями, ничем не связанными друг с другом и лишенными познавательной ценности. Дюркгейм распространял свои планы «социологизации» на теорию познания и логику, а также на нефилософские науки историю, этнографию, экономику и др.

Определение, признаки социальных фактов в теории Дюркгейма.

«Социальным фактом, — по определению Дюркгейма, — является всякий образ действия, резко определенный или нет, способный оказывать на индивида внешнее давление… и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений»

Морфологический социальный факт (в социологии Э. Дюркгейма) – факт социальный (см.), в совокупности с другими аналогичными фактами составляющий “материальный субстрат” общества: половозрастная структура населения, его физическая плотность, “моральная плотность населения” (частота контактов или интенсивность общения между индивидами), наличие путей сообщения, преобладание того или иного типа поселений (городских или сельских) и т.д. (см.: духовный социальный факт).

Духовный (нематериальный) социальный факт (в социологии Э. Дюркгейма) – это “коллективные представления” (религиозные, моральные, правовые, эстетические и др.), которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание, влияющее на сознание и поведение отдельных индивидов или социальных групп (см.: факт социальный, морфологический социальный факт).

Э. Дюркгейм («Правила социологического метода», 1895) характеризует социальные факты следующими чертами: а) они представляют результат взаимной деятельности людей (социальных групп, классов, стратов), действующих сознательно, преследующих свои цели и мобилизующих свою волю; б) их источник находится не в мышлении и поведении индивидов, а в обществе как процессе и результате взаимной деятельности людей, т.е. субстратом социального факта является не индивидуальное, а коллективное сознание, возникающее в результате этого взаимодействия; в) социальные факты — внешние для наблюдателя, материальны и наблюдаемы, они представляют собой не субъективные впечатления и умозаключения, а результат деятельности, происходящий вне сознания действующих индивидов, и как следствие — установление типичных образцов поведения, ценностей и т.д., которые существуют объективно вне индивидуальных сознаний

Факт как высшее проявление закономерности, закон — общий внутренний базис факта.

Цель науки, согласно Дюркгейму, не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов при помощи наблюдаемых объективных показателей. Они помогают устанавливать более глубокие причинные связи и законы. Наличие в социальном мире закона свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, ее родстве с другими науками. «Именно законы образуют предмет исследования науки об обществе», — писал Дюркгейм, тесно связывая понятие закона с принципом детерминизма». «Социология может родиться при условии, если идея детерминизма, прочно установившаяся в физических и естественных науках, будет, наконец, распространена на социальный порядок»

Дюркгейм рассматривал факт, и закон как категории соотноси тельные, отражающие разные уровни связей действительности. Факт есть внешнее проявление закона; закон — общая внутренняя основа факта.

Основные принципы изучения социальных фактов.

Дюркгейм выдвигает специфические правила наблюдения социальных фактов. Во-первых, социальный факт должен рассматриваться как предмет, имеющий объективное существование, следующий важный момент в изучении социального факта — это его научное определение. Дюркгейм считает недопустимым применять те клише для выбора «названия» для социального факта, определения которых остаются неоднозначными до сих пор, как, например «демократия», «социализм», «коммунизм» и т.п. То есть весьма важным аспектом метода изучения социальных фактов является полное, всеобъемлющее и научное определение понятий, которыми оперирует социолог в ходе раскрытия проблемы исследования. Но, определяя понятия, социолог не должен и забывать о том, что социальные явления, социальные факты суть предметы, и рассуждать о них нужно как о предметах, оставляя в стороне философствование об их природе. То есть данное рассуждение — это рассуждение о научных данных, составляющих отправную точку науки. Кроме того, очевидно, что определяя объект своего исследования, социолог должен следить за тем, чтобы внешние признаки, на основании которых он определяет этот объект, были максимально возможно объективными. Но это не означает того, что объект должен быть совершенно освобожден от индивидуальных факторов, его проявляющих, так как в социальной жизни этот объект может постоянно подвергаться влиянию разнообразных субъективных факторов. То есть, социолог должен попытаться рассматривать изучаемые социальные факты с той стороны, с какой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений. Дюркгейм указывает сферу поиска причины социального факта, — она находится не в состояниях индивидуального сознания, но среди предшествующих социальных фактов.

gigabaza.ru