Собор Василия Блаженного как политический юбилей

В Москве торжественно отмечают 450-летие памятника истории и культуры – православного собора Покрова пресвятой Богородицы, что на Рву, более известного как собор Василия Блаженного.

Этот десятиглавый храм в византийской традиции построен на Красной площади, по разным версиям, то ли мастерами Бармой и Постником, то ли псковитянином Постником Яковлевым по прозвищу Барма, то ли неизвестным итальянским архитектором.

Божественную литургию в соборе по случаю праздника провел патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В храме – который последние 80 лет является филиалом Исторического музея – открываются новые экспозиции, на колокольне собора выступают звонари. В рамках этой кампании проходит и выставка «Покровский собор в объективе фотокамеры» фотохудожника Георгия Сапожникова. Он снимал детали архитектурного и живописного убранства собора:

– Купола на меня произвели сильное впечатление.

Подходишь ближе, они становятся крупнее – понимаешь, какой ты маленький по сравнению с этой красотой. Можешь даже до них дотронуться руками. Сделаны они в основном из кровельной жести крупной фактуры. С земли кажется, что это все такое пряничное и небольшое, потому что удалено от 20 до 60 метров по высоте. А когда к ним близко подходишь, то рельеф крупный, он ощущается.

Еще я поднимался к внутренним поверхностям храма. Интерьеры снимал и те фрески, которые находятся почти под куполом, например, Киприана и Устиньи, трех патриархов, церкви Николы Великорецкого. Угол обзора не позволяет рассмотреть красоту росписи целиком. Поэтому, поднимаясь каждый раз все выше и выше, мне каждый раз открывалась новая панорама и новые сюжеты. Ты понимаешь, что художники расписывали это все для Бога, потому что снизу этого почти не видно.

* * *
Покровский собор построен в память о взятии Иваном Грозным Казани и победе над Казанским ханством, которое с той поры прекратило существование в качестве самостоятельного государства. Престолы восьми храмов собора освящены в день праздников, проходивших в дни решающий битв за Казань. В конце лета и осенью 1552 года примерно 150-тысячная армия московского царя с союзными ей войсками донских казаков, касимовских и астраханских татар осаждала Казань с 33-тысячным военным гарнизоном. Эта была пятая осада в истории отношений Москвы и Казани. Она завершилась 2 октября штурмом и разграблением города. Хан Ядигер был захвачен в плен, мужское население города вырезано. Русские войска потеряли около 15 тысяч человек, их противники – по разным данным, от 40 до двухсот тысяч.

В традиции советской историографии эта кровавая битва рассматривалась как славная победа русского оружия. Однако многие современные историки уходят от трактовки тех событий как лобового русско-татарского столкновения. Об этом в интервью Радио Свобода рассказал директор Института истории академии наук Татарстана, доктор наук Рафаэль Хакимов.

– Какую роль в поражении Казанского ханства сыграла разобщенность татар после падения Золотой Орды?

– Что казанская, что крымская династия – это все чингизиды и даже джучиды. Поэтому большой разницы нет. Это все одно потомство. Просто одни сидели в Казани, другие – в Крыму, третьи – в Ногайских степях. Большую роль играли внутренние распри. Москва выдвинулась как очень сильный город к этому моменту. Она укрепилась еще при Золотой Орде, при Узбек-хане. И она действительно стала одним из самых сильных городов, прежде всего, экономически, а потом и политически.

– Известно, что касимовские татары выступали на стороне Ивана Грозного. Командовали его полками два астраханских царевича, были и ногайцы, которые поддерживали Ивана Грозного. Были всякие чувашские, мордовские подразделения, которые тоже выступали на его стороне. Почему у Казани

не получилось объединить и татар, и другие подвластные ей в то время народы?

– Здесь надо понять ту постзолотоордынскую ситуацию. Вся территория бывшей Золотой Орды считалась ее наследницей — как мы, например, сегодня говорим «постсоветское пространство». Не было такого деления – русские, татары и т. д. Москва была очень лояльна к Орде всегда. Поэтому она особенно против Казани или Крыма не выступала. Но это были центры, которые боролись за золотоордынское наследие. Кто же из них (Москва, Казань, Крым) станет наследником? Татары и в Москве выступали, и в Казани, и в Крыму. Это уже позднейшая трактовка, что русские пошли на Казань.

– Означает ли это, что падение казанского ханства не стоит считать трагедией татарского народа?

– Это трагедия все же. Конечно, Иван Грозный пытался решить ситуацию миром. И даже был близок к этому миру. Но взятие Казани, по сути, привело к уничтожению местного мужского населения. Это была демографическая катастрофа.

Это были внутренние разборки еще не совсем разошедшихся государств. Православие еще не было таким антиисламским. Но когда Иван Грозный взял Казань, то он почувствовал вкус экспансии: во главу угла стало откровенно имперское начало.

– По вашему мнению, Москва сейчас достаточно деликатно относится к татарской исторической памяти?

– Я бы не сказал так. Уже пытались Куликовскую битву сделать праздником. Мне пришлось тогда писать заключение по этому поводу. Ведь там, на Куликовом поле, с одной стороны были татары, русские и литовцы под руководством Дмитрия Донского (его союзником был Тохтамыш), а с другой стороны – Мамай, русские, тоже литовцы и генуэзцы. Это была борьба за влияние в Золотой Орде, а не «татарско-русские разборки», как иные показывают Куликовскую битву. В учебниках посмотрите — очень смешно: русские победили на Куликовом поле, а после этого ханом стал Тохтамыш.

В России сейчас пытаются преподнести как победу русского оружия над татарами. Но если посмотреть русские фамилии, то мы увидим там столько татарских – и Годунов, и Державин, и Тургеневы, и Кутузовы, и многие другие.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

Ученые Казани ищут параллели между Успенским собором Свияжска и храмом Василия Блаженного в Москве

Анализ фресок построенного в честь взятия Казани храма должен определить синхронность и, возможно, выявит единый почерк мастера.

news_top_970_100

(Казань, 23 января, «Татар-информ», Оксана Романова). Институт археологии имени Халикова АН РТ выстраивает работу с Собором Василия Блаженного в Москве. Об этом «Татар-информ» сообщил директор института Айрат Ситдиков.

«Творческие коллективы сложились так, что предполагается проект (исследования в Успенском соборе Свияжска – прим. Т-и) продолжать и дальше – применительно, сравнительно с другими объектами. С московскими специалистами нас ждет совместное исследование: так как Собор Василия Блаженного и Успенский собор в Свияжске построены в одно время, строил их один и тот же архитектор, мы сотрудничаем с Собором Василия Блаженного по изучению фресок», – рассказал в эксклюзивном интервью ИА «Татар-информ» Айрат Ситдиков.

Как подтвердили журналисту информагентства в филиале Государственного исторического музея Покровского собора (полное название Собора Василия Блаженного – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву – прим. Т-и), совместные исследования начались еще год назад.

«Официального соглашения о сотрудничестве у нас нет, однако по устной договоренности в Соборе Василия Блаженного казанскими учеными отобраны пробы фресковых слоев. Несмотря на то что это инициатива и просьба исследователей из Казани, нам тоже интересно сопоставление с данными памятников Свияжска, прежде всего – Успенского собора. Анализ проб должен определить синхронность фресок, выполненных в одно и то же время», – прокомментировала заведующий филиалом Государственного Исторического Музея Покровский собор Татьяна Сарачева.

Напомним, в настоящее время Успенский собор (возведен в 1556 – 1561 годах) считается одной из древнейших построек действующего Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря, созданного в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Облик уникального архитектурного памятника в стиле псковско-новгородских храмов мало изменился за пять столетий. Особенно ценна фресковая роспись собора: она пострадала, но большей частью хорошо сохранилась до наших дней.

Уникально находящееся в соборе единственное сохранившееся в России фресковое изображение святого Христофора в образе воина с лошадиной головой (в XVIII веке большинство существовавших прежде образов Христофора с песьей или лошадиной головой были уничтожены). Главный вопрос, который надеется разгадать группа исследователей Успенского собора Свияжска: «Кто автор фресок?».

Собор Василия Блаженного или Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, находящийся на Красной площади в Москве, построен в 1555 — 1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Сейчас здесь организован филиал Государственного исторического музея.

С 1990 года Cобор Василия Блаженного (в едином комплексе с Московским Кремлем и Красной площадью) входит список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. К слову, Свияжск был внесен Правительством России в предварительный список объектов-кандидатов в этот перечень еще в 1998 году. После рекомендаций экспертов ИКОМОС (на территории древнего селения находится большое количество новоделов) в преддверии номинирования Свияжска в список ЮНЕСКО в 2013 году в последний момент Россия отозвала заявку. На 41-й сессии Комитета всемирного наследия в 2017 году на звание памятника всемирного наследия будет номинирован только Успенский собор.

 

Собор Василия Блаженного, Москва

История Собора Василия Блаженного


  • Собор Василия Блаженного был построен в 1561 году в ознаменование победы России над Казанским ханством. Его официальное название — Покровский собор , но чаще всего он известен как собор Василия Блаженного, по имени юродивого Василия, жившего в 16 веке.
  • Собор был признан советской властью значительным и незаменимым национальным памятником. Он подвергся обширной реставрации и стал музеем архитектуры, истории, политики и религии. В отличие от многих исторических зданий, храм Василия Блаженного избежал сноса при сталинском режиме.

Собор Василия Блаженного стал всемирно признанным образом России. Расположенный на Красной площади рядом с Московским Кремлем, собор является неотъемлемой частью городского пейзажа Москвы и поразительным достижением древнерусского зодчества, объединяющим одиннадцать уникальных храмов в единый ансамбль. Какова история этого памятника русской духовной, политической и архитектурной истории и что вы можете найти там сегодня?

Собор Василия Блаженного во времена Императорской России

Фото с сайта https://pastvu.com/

Предысторией строительства храма Василия Блаженного послужил Казанский поход царя Ивана IV, последний за более чем столетие войн между Казанским ханством и Россия. Перед своей ключевой кампанией по захвату Казани в 1552 году Иван Грозный поклялся построить собор в честь победы России.

После взятия Казани русскими 2 октября был построен деревянный Троицкий собор, окаймленный семью часовнями. Когда в 1555 году Казанское ханство окончательно вошло в состав Русского государства, Иван приказал перестроить ансамбль собора в камне. Никто точно не знает, кто именно спроектировал собор Василия Блаженного, хотя принято считать, что это русские архитекторы Барма и Постник.

Знаете ли вы? Легенда гласит, что собор настолько впечатлил Ивана Грозного, что он ослепил архитектора, чтобы его неповторимая красота и великолепие никогда не были воссозданы.

Собор должен был быть перестроен с восемью независимыми церквями, окружающими большой центральный храм. Каждый храм освящался в честь важных событий русской духовной или политической жизни. Собор Василия Блаженного был завершен в июле 1561 года и освящен в честь Дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Знаете ли вы? Центральный купол собора Василия Блаженного высотой 65 метров. Оно оставалось самым высоким зданием Москвы в течение 39 лет после завершения строительства!

Официальное название Собор Покрова на Рву (Покровский собор), но более известен как Собор Василия Блаженного (Собор Василия Блаженного). Святой Василий (Василий) был юродивым и прорицателем, чудотворные способности которого даже снискали уважение Ивана Грозного. Сын Ивана приказал воздвигнуть часовню в честь Василия, которая была закончена в 1588 году на месте его могилы. Часовня была открыта днем ​​и ночью и была единственным отапливаемым храмом в ансамбле собора; вскоре он стал синонимом собора в целом.

Собор Василия Блаженного оказался под серьезной угрозой во время Отечественной войны 1812 года. Когда армия Наполеона вторглась в Москву, они разграбили собор и устроили внутри конюшни. При отступлении из Москвы Наполеон приказал своему начальнику артиллерии разрушить собор; однако проливной дождь погасил зажженные запалы взрывчатки.


Собор Василия Блаженного во времена Советской России

Фото с сайта https://pastvu.com/

Советы признали Собор Василия Блаженного важным и незаменимым национальным памятником. Было решено сохранить и отреставрировать собор, а также превратить его в музей с выставками об архитектуре, истории, политике и религии. Храм Василия Блаженного открылся для публики 19 мая.23, а в 1928 году стал филиалом Государственного Исторического музея, где и находится с тех пор.

Знаете ли вы? Ходили слухи, что где-то под собором могла лежать библиотека Ивана Грозного, собрание книг и документов, перешедшее от византийских императоров. Исследование собора продолжалось и в 20 веке, когда археологи охотились за сокровищами, секретными проходами и многим другим!

Красная площадь использовалась для масштабных парадов и демонстраций, а при Сталине различные исторические здания были снесены, чтобы максимально увеличить пространство. Один из ближайших соратников Сталина Лазарь Каганович предложил снести храм Василия Блаженного — Каганович уже руководил разрушением храма Христа Спасителя и Казанского собора в Кремле. Однако архитектор Петр Барановский умолял Политбюро оставить собор нетронутым и даже отправил телеграмму самому Сталину. Барановскому приписывают спасение Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного сегодня

Photo Nicole Pankalla веб-сайт Pixabay 

Собор Василия Блаженного был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Службы в церкви возобновились в 1991 году, и начались работы по возвращению к жизни колоколов собора – сегодня , на колокольне установлено 19 колоколов возрастом от 25 до почти 500 лет! В 2007 году Собор Василия Блаженного был объявлен одним из семи чудес России.

Сегодня в Соборе Василия Блаженного кипит духовная и светская жизнь. Помимо часовен и церковных служб, в соборе также проходят фестивали, выставки, художественные мероприятия, концерты и многое другое.


Что можно увидеть сегодня в соборе Василия Блаженного?

  • Внешний вид: Архитектура Василия Блаженного уникальна для всей России. Его девять церковных башен увенчаны куполами-луковицами конфетного цвета и украшены слоями карнизов, кокошников, окон, разноцветных изразцов и узоров.
  • Интерьер: Ансамбль Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей, каждая из которых имеет уникальную архитектуру и художественное убранство и освящена в честь знаменательных событий политической и духовной истории России. Посетители могут открыть для себя чудесные произведения искусства, великолепные иконостасы с сотнями мастерских икон и ценные экспонаты, принадлежащие церкви и императорской семье.

Внешний вид

Фото с сайта Олега Шакурова Pixabay 

Собор Василия Блаженного может похвастаться непревзойденным в России проектом, свидетельствующим о ярком таланте его создателей, отважившихся нарушать традиционные каноны культовой архитектуры. Его девять башен венчают купола-луковки конфетного цвета, излучающие праздничность и жизнерадостность. Каждая башня украшена ярусами карнизов, кокошников и окон; цветочные мотивы змеятся на крыльцах, лестницах и галереях; а геометрические плитки и узоры подчеркивают кирпичную кладку.

Первоначально Собор Василия Блаженного не был буйством красок, которое мы видим сегодня, а имел строгий красно-белый фасад. В 17-м и 18-м веках сменявшие друг друга императоры и императрицы значительно видоизменяли внешний вид собора. Были добавлены кирпичные крыльца и галереи, разноцветная краска и изразцы украсили фасад, а орнаментальные купола приобрели яркие цвета и рисунок.

Знаете ли вы? Купола покрыты 32 тоннами медного листа толщиной 1 мм, площадью 1,900 квадратных метров.


Интерьер

Фото с сайта https://fotostrana.ru/

Храм Василия Блаженного неповторимо впечатляет разнообразием архитектурных и художественных стилей, присутствующих в его интерьере. Чудеса, которые можно обнаружить внутри собора, включают: картины маслом, фрески, портреты и пейзажную живопись; иконостасы, насчитывающие более 400 произведений московской и новгородской иконописи 16 -19 вв.; и ценные экспонаты, принадлежавшие церкви и императорской семье. Часовни собора соединены лабиринтом сводчатых внутренних переходов и галерей, которые от пола до потолка украшены красочными геометрическими узорами и природными мотивами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Фото с сайта http://temples.ru/

Центральный придел св. Василия Блаженного, от которого собор получил свое официальное название. Вы можете узнать истинный масштаб собора изнутри центральной церкви. Кое-где сохранилась первоначальная кирпичная кладка и роспись, в том числе надпись с датой завершения строительства собора Василия Блаженного (12 июля 1561 г.), освещенная великолепной паникадилом. Огромный иконостас в стиле барокко был привезен в Москву в конце 1700-х годов.


Церковь Киприана и Иустины

Часовня освящена в честь мучеников Киприана и Иустины, день памяти которых ознаменован взятием Казани 2 октября 1552 года. , и тянуться к центральной фреске Богоматери. Позолоченный иконостас в классическом стиле изображает сцены Сотворения мира. Церковь Киприана и Иустины увенчана сине-белым куполом с вертикальными полосами.


Церковь св. Григория Армянского

Фото с сайта http://fotostrana.ru

Одна из четырех небольших часовен св. Василия, освященная в честь св. Григория, ответственного за обращение Армении в христианство. Разрушение Арской башни Казанской крепости в 1552 году, ключевой момент похода Ивана, пришелся на день святого (30 сентября). Строгие побеленные стены контрастируют с ярким иконостасом, задрапированным шелковыми и бархатными портьерами. Также видны архитектурные особенности 16-го века, религиозные одежды 17-го века, традиционные свечи и элегантная эмалевая лампа. Сетка из желтых ромбов украшает внешний купол.


Церковь Трех Константинопольских Патриархов

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Память патриархов Александра, Иоанна и Павла отмечается 30 августа, в день победы войск Ивана над татарским князем Япанчи в 1552 году. Картины маслом, украшающие стены и потолок, изображают патриархов и других религиозных деятелей, а огромный пятиярусный иконостас состоит из элементов барокко и классицизма. Еще одна маленькая часовня собора, ее купол сделан из зеленых и красных ромбов.


Церковь Св. Василия (Василия Блаженного)

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Самая маленькая часовня в ансамбле, но, пожалуй, самая богато украшенная, с яркими росписями, изображающими религиозных деятелей и сцены из Житие святого Василия. Строительством иконостаса руководил известный художник Осип Чириков. Он настолько велик, что тянется вдоль прилегающих стен, а его иконы помещены на золотой, красный и синий фон; особенно примечательны две старинные иконы: Смоленская икона Божией Матери и Образ святого Василия Блаженного. Сень над усыпальницей святого Василия — одна из самых почитаемых святынь Москвы.


Церковь Входа Господня в Иерусалим

Фото с https://moscowfy.com/

Эта церковь празднует вход Иисуса в Иерусалим, иначе известный как Вербное воскресенье. Торжественные побеленные стены перемежаются оригинальными чертами XVI века, а над северной дверью можно увидеть повреждения, нанесенные обстрелами во время Октябрьской революции. Иконостас этой церкви был взят из Александро-Невского собора Кремля и изображает сцены из жизни великого русского героя. Купол церкви украшен зелеными и красными заклепками.

Церковь Святой Троицы

В этой церкви почитается основное учение христианства. Его убранство легкое, изящное и умиротворяющее, а первоначальная архитектура и убранство почти полностью сохранились, в том числе самая древняя паникадило собора и одна из самых почитаемых его икон – Ветхозаветная Троица. Кремовые и зеленые полосы изгибаются к вершине купола, отражая спираль вечности, украшающую внутреннюю часть купола. Интересно, что акустику часовни дополняют глиняные сосуды, вставленные в стены.


Церковь Александра Свирского

Фото с https://moscowfy.com/

В этой маленькой часовне совершается чествование святого Александра Свирского, ответственного за обращение Северной Руси в православие. День памяти этого святого также отмечается 30 августа. Интерьер часовни покрыт фресками, имитирующими кирпичную кладку, а вокруг внутреннего купола вьется спираль вечности; экстерьер состоит из зеленых и кремовых изогнутых полос.


Храм Святителя Николая Чудотворца

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Большой храм во имя святителя Николая Чудотворца, чтимая икона которого в 1555 году была переправлена ​​из Вятки в Москву. иконостас церкви изображает житие святителя Николая. Убранство этой часовни особенно богато: красочные росписи достигают потолка, а иконостас украшен цветочными мотивами в позолоченной лепнине. Внешний купол покрыт красными и белыми зигзагообразными полосами.


Церковь Варлаама Хутынского

Еще одна маленькая часовня Василия Блаженного, увенчанная куполом из зеленых и желтых треугольников. Он прославляет святого Варлаама Хутынского, подвижника, почитаемого Иваном IV и его отцом как покровителя царской семьи. День святого святителя, 6 ноября, знаменует победоносное возвращение Ивана в Москву в 1552 году. Иконостас украшен иконами XVI-XVIII веков, особенно интересна большая висячая икона «Видение пономаря Тарасийского», изображающая предсказание ряда о бедствиях, постигших Новгород. Эта икона завораживает тем, что это первое в истории древнерусского искусства произведение, на котором изображен целый город; Новгород передан с поразительной топографической точностью.


Церковь Иоанна Блаженного

Одиннадцатая и последняя церковь соборного ансамбля, открыта для посетителей только в ноябре 2018 г. Часовня освящена в честь юродивого Иоанна, в ней находится позолоченный иконостас, мощи святого и небольшая выставка религиозных предметов и произведений искусства.


Колокольня

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Пристроена к ансамблю собора в конце 1600-х гг. и несколько обособлена от основной конструкции. Его венчает крутой восьмиугольный шатер с маленькими окошками и разноцветными плитками. На южной стене колокольни находится огромная знаменитая икона Покров с Василием и Иоанном Блаженным.

Есть несколько тематических и общих экскурсий, которые можно заказать в Соборе Василия Блаженного, но если вы хотите провести приятный и познавательный день, почему бы не отправиться в частную экскурсию по Москве «Экспресс в Россию», которая включает посещение этого великолепного памятника.


Что поблизости?

  • Красная площадь – самая известная площадь России, расположенная между Кремлем и историческим районом Китай-город, в окружении самых известных достопримечательностей Москвы.
  • Московский Кремль — уникальный памятник русской культуры и символ российской государственности на протяжении веков, с соборами и церквями, 20 башнями и роскошными дворцами.
  • Универмаг ГУМ — самый известный универмаг Москвы и место для роскошных покупок, известное своей великолепной архитектурой.
  • Парк «Зарядье» — Большой парк, расположенный на берегу Москвы-реки, с участками, воссоздающими разнообразный ландшафт России, и смотровой площадкой, с которой открывается великолепный вид на Кремль.


Основная информация для посетителей

Адрес и контактная информация  
Красная площадь, Москва, 109012
https://shm.ru/museum/hvb/
Метро: Охотный Ряд (550м),Площадь Революции (650м),Театральная (700м)

Тел: +7 (495) 698 -33-04

Часы работы  
10:00-18:00 с июня по август

11:00-18:00 с мая, сентября, октября

11:00-17:00 с ноября по апрель

Закрыто в первую среду каждого месяца

Собор Василия Блаженного — Русистика

Луковичные купола и шпили собора Василия Блаженного возвышаются над Красной площадью в Москве и пленяют наше коллективное воображение о России, весьма своеобразным образом неопределимое, возможно, «красочная игрушка, покоящаяся на ладони этого булыжного поля» или величественная икона величия и власти. Собор Василия Блаженного, более официально известный как Собор Покрова на Рву, безусловно, представляет собой удивительное зрелище и, как таковое, предлагает широкий спектр символических интерпретаций, уходящих корнями в столь же двусмысленные фольклорные сказки о происхождении. Собор узнаваем по «девяти разноцветным луковичным куполам» разных размеров и расстояний друг от друга, а также по «позолоченному чесночному куполу, венчающему высокий центральный шпиль». Несмотря на неравномерное расположение куполов в горизонтальной перспективе, собор сверху абсолютно симметричен. Собор представляет собой также фактически девять отдельных часовен разных стилей и названий, в одном из которых находится гробница святого Василия (Василия) Блаженного, «юродивого» или юродивого во Христе, от которого и происходит народное название сооружения. В соответствии со строго иерархическим характером времени, в которое он был построен, внутренние помещения собора невелики и могли вместить только самую элиту. Неясно, откуда взялось вдохновение для создания странных луковичных куполов, поскольку собор предшествует аналогичным куполам империи Великих Моголов. Собор Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана IV (Ивана Грозного) в ознаменование взятия татарской крепости Казань в 1552 году. Архитекторами собора могли быть Барма и Постник Яковлевы, но реальность их личности оспаривается ученых — это мог быть один архитектор или другое лицо, чье имя представляет собой комбинацию этих двух. Легенда гласит, что зодчие были ослеплены Иваном Грозным после завершения строительства собора, чтобы они не смогли воспроизвести такое красивое сооружение.

Культурная ассоциация и коннотация храма Василия Блаженного в русской культуре — это общее понятие власти, солидарности и преемственности, но к кому именно эти понятия применимы или кого они включают — вопросы, на которые нет однозначных ответов и несложных интерпретаций. Запись о Казанской битве, событии, которое якобы ускорило строительство собора, затемнена фольклорностью, в которой Иван Грозный, солдаты и даже татары драматизированы и преувеличены. По словам Андрея Юрганова, «взятие Казани стало символом растущей мощи Москвы, победы над «неверными» и утверждения праведности Ивана IV». Как указывает «Покров» в первоначальном названии собора, Иван искал подтверждения у высших сил для легитимности своего правления, присваивая «божественное право» концепции монархии для защиты и защиты своего положения. Собор появился как публичное объявление этих символических намерений и должен был вселить в россиян национальную гордость как олицетворение победы и силы. Однако, как отмечает Юрганов, собор в народе ассоциируется скорее с памятью о «юродивом» святом Василии, чем с эпической, сказочной битвой под Казанью. Св. Василий был известен многими святыми предсказаниями и деяниями, но особенно уважаемым критиком жестоких обычаев Ивана IV. Возможно, тогда русские считают более уместным почитать собор как мавзолей популярного, святого критика, чем как памятник победы жестокого монарха. Интересно, что через сотни лет после постройки собор был спасен от разрушения самопожертвованием Константина Барановского, архитектора, которому было поручено подготовить собор к сносу и который, по некоторым преданиям, защищал строение от Сталина. «забаррикадировавшись в церкви с автоматом». Сталин пытался очистить Советский Союз от остатков империализма. Опять же, героизация Барановского указывает на то, что Собор ассоциируется не с властью и преемственностью государственной или политической системы, а с решимостью русского народа найти солидарность в культурных представлениях, переживающих такие непостоянные, подчас гнетущие институты.

Вопреки распространенному толкованию, стремление увековечить символические достижения государственных структур не исчезло, когда Россия стала светским Советским Союзом. Когда нельзя было призвать божественную власть для обожествления достижений и личности правителя, такое обожествление искали через величие и авторитет современности, технологических и архитектурных достижений. Дворец Советов должен был стать таким памятником в традициях храма Василия Блаженного, символом достижений и власти. Журнал Time объявил 19 марта34, что это сооружение было «самым последним и величайшим памятником России», который станет «самым большим и самым высоким зданием в мире». Дворец явился заменой памятникам старины, построенным на месте другого монументального храма — Храма Христа Спасителя, который был взорван, чтобы освободить место для новой постройки. Как объясняет Уильям МакДоно, «собор — это воплощение наших желаний и намерений». Именно как проявление человеческого желания поклоняться и потребности или цели в присвоении богоподобного авторитета соборы и собороподобные сооружения выполняют эту двойную роль. Действительно, будь то собор или памятник юродивому и царю или коммунистической администрации, он предназначен для публичного поклонения лицам, событиям и достижениям, которые он символизирует.

Портрет Ивана Грозного перед собором Василия Блаженного указывает на образы, которые он хотел бы создать для сооружения, с самим собой в качестве основного центра обожествления. Портрет Царь Иоанн Васильевич Грозный работы Александра Васильевича Висковатова был создан в 1800-х годах, спустя много времени после фактического правления царя Ивана IV, но отмечает высокий статус его памятника и последующую личную монументализацию, присвоенную ему.