Мировоззрение | Понятия и категории

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на окружающий мир, роль и место людей, человека в этом мире, отношения между людьми, связь жизни с окружающей средой, а также идеалы и убеждения людей, формирующиеся в процессе их взаимодействия, экономических, политических социальных отношений. 

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 281.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение — ядро общественного и индивидуального сознания. Выработка его — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса.

Это отражение, общее понимание мира, человека, общества, ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека…

Tags: 

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — обобщающая система взглядов на окружающий мир, место и роль в нем человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу. В соответствии с мировоззрением формируются убеждения, идеалы, принципы жизни и нормы поведения. Мировоззрением также определяется и деятельностно-волевая характеристика человека. Мировоззрение не следует путать с идеологией, концепуально отражающей интересы отдельных социальных групп.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 217-218.

Tags: 

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — миропонимание, мировосприятие, система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность). В классовом обществе мировоззрение имеет классовый характер. В зависимости от решения основного вопроса философии — о соотношении бытия и сознания — мировоззрение является материалистическим или идеалистическим. По своему содержанию и направленности оно может быть научным и ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным.

Tags: 

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Понятие Мировоззрение употребляется и в узком смысле, например философское мировоззрение, политическое мировоззрение, религиозное мировоззрение и т. п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно.

Tags: 

Мировоззрение

WELTANSCHAUUNG Немецкое слово, означающее «мировоззрение». Под этим термином принято понимать нечто вроде спонтанной философии, не имеющей строгих очертаний, то есть совокупность интуитивных догадок, верований, смутных идей. Приверженцы Weltanschauung изъясняются на собственном языке, что со стороны выглядит как довольно нелепая претензия на причастность к некоему особому знанию — как будто достаточно заговорить по-немецки, чтобы стать умнее. Правда ли, что Weltanschauung — философия для бедных? Скорее уж это идеология богатых или снобов.

Tags: 

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности, и классы, и об-во в целом. М. отдельного индивида формируется под воздействием — спонтанным либо целенаправленным — М.

общества и тех социальных общностей, в которые он входит.

Tags: 

Мировоззрение

Мировоззрение | это… Что такое Мировоззрение?

        система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества.

Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.

         М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

         Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание».

Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

         Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

         Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.

         Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

         М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл)

, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

         М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К. , см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

         В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.

         В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.

         В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).

        

         Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.

         А. Г. Спиркин.

Множественный взгляд на мир

Фотография Даниэлы Понсе, My Shot

Географические перспективы

Где что-то происходит, так это  пространственная перспектива ; то, как формы жизни взаимодействуют с физической средой, является экологической перспективой . Нам нужны обе точки зрения, чтобы понять Землю как дом людей.  

Перспективы, знания и навыки составляют содержание географии. В общем, перспектива — это структура, которую можно использовать для интерпретации значений опыта, событий, мест, людей, культур и физической среды. Иметь перспективу означает смотреть на наш мир через призму личного опыта, выборочной информации и субъективной оценки. Перспективы и вопросы, к которым они приводят, отличают географию от других подходов, таких как исторический или экономический. Перспектива обеспечивает основу для постановки вопросов и ответов на них, выявления и решения проблем и оценки последствий альтернативных действий.

Очень важно знать, что существует много разных точек зрения и что умение понимать мир с разных точек зрения расширяет наши знания и навыки. Также важно понимать, что наши взгляды включают в себя весь жизненный опыт и основаны на знаниях из многих областей исследования. Следовательно, людей нельзя четко разделить на определенные категории на основе их культурного опыта, этнического происхождения, возраста, пола или любых других характеристик жизненного статуса.

Приобретение, понимание и использование самых разных точек зрения необходимы для того, чтобы стать географически информированным человеком. Такой человек знает, что у каждого человека есть личные точки зрения, основанные на уникальном жизненном опыте; принимает существование различных способов смотреть на мир; понимает, как развиваются разные точки зрения; осознает, что точки зрения включают в себя ценности, взгляды и убеждения; рассматривает ряд точек зрения при анализе, оценке и решении проблемы; и понимает, что перспективы могут меняться.

Хотя область географии включает в себя множество различных точек зрения, географы полагаются, в частности, на две точки зрения, чтобы сформулировать свое понимание людей и мест в мире — пространственная перспектива и экологическая перспектива.

Пространственная перспектива

Историческая перспектива фокусируется на временном измерении человеческого опыта (время и хронология), в то время как география связана с пространственным измерением человеческого опыта (пространство и место). Пространство земной поверхности является фундаментальной характеристикой, лежащей в основе географии. Основная проблема whereness — воплощается в конкретных вопросах, таких как «Где это? Почему оно там?» — помогает людям осмыслить контекст пространственных отношений, в которых разыгрывается человеческая история. Понимание пространственных закономерностей и процессов необходимо для понимания того, как люди живут на Земле. Люди, которые подходят к познанию и действию с привычкой задавать вопросы о том, где они находятся, обладают пространственной перспективой.

Экологическая перспектива

Земля состоит из живых и неживых элементов, взаимодействующих в сложных сетях экологических отношений, происходящих на нескольких уровнях. Люди являются частью интерактивных и взаимозависимых отношений в экосистемах и являются одним из многих видов, составляющих живую часть Земли. Действия человека изменяют физическую среду и жизнеспособность экосистем в локальном и глобальном масштабах. Для выживания людей и других видов требуется жизнеспособная глобальная экосистема. Понимание Земли как сложного набора взаимодействующих живых и неживых элементов имеет основополагающее значение для понимания того, что человеческое общество зависит от разнообразных малых и больших экосистем в отношении пищи, воды и всех других ресурсов. Люди, которые регулярно интересуются связями и отношениями между формами жизни, экосистемами и человеческими обществами, обладают экологическим видением.

Понимание и использование пространственной и экологической точек зрения помогает географам понять, как интерпретировать природу и общества на Земле. Рассматриваемая вместе, географическая перспектива в целом включает в себя понимание пространственных закономерностей и процессов на Земле и ее сети живых и неживых элементов, взаимодействующих в сложных сетях отношений в природе и между природой и обществом.

Таким образом, полностью развитая географическая перспектива включает в себя интеграцию как пространственной, так и экологической точек зрения, а также рассмотрение других связанных точек зрения, которые могут быть полезны для понимания и интерпретации мира.

Дополнение к двум географическим перспективам

Две основные географические перспективы, пространственная и экологическая, дополняются многими другими перспективами, которые помогают сформировать отчетливо географический взгляд на мир. При правильном использовании эти другие точки зрения расширяют наше понимание пространственных закономерностей и взаимодействия человека и окружающей среды. Исторические, экономические, гражданские и культурные перспективы могут использоваться совместно с географическими перспективами, чтобы помочь в разработке и информировании исследований. Географическая перспектива может быть интегрирована с другими системными перспективами и с перспективами жизненного статуса, чтобы обогатить и расширить понимание мест, регионов и окружающей среды.

Невозможно перечислить, а тем более описать множество типов взглядов, которые люди используют для развития понимания своей собственной среды, как близкой, так и удаленной от них во времени и местоположении. Тем не менее, полезно рассмотреть примеры системных и жизненных аспектов, охватываемых географической точкой зрения. Использование этих перспектив в географии обеспечивает основу для использования географических знаний и навыков для ответов на вопросы и решения проблем.

Создано

Национальные географические стандарты и навыки

Нажмите здесь, чтобы вернуться на главную страницу национальных географических стандартов, навыков и перспектив из «География для жизни: национальные географические стандарты », второе издание.


Как религия влияет на повседневную жизнь

Новое исследование исследовательского центра Pew Research Center, посвященное влиянию религии на повседневную жизнь американцев, показало, что глубоко религиозные люди больше вовлечены в свои расширенные семьи, более склонны к волонтерству, больше вовлечены в свою жизнь. общества и в целом более довольны тем, как идут дела в их жизни.

Например, почти половина высокорелигиозных американцев, определяемых как те, кто говорят, что молятся каждый день и посещают религиозные службы каждую неделю, собираются с большой семьей по крайней мере один или два раза в месяц. 1  Для сравнения, только трое из десяти менее религиозных американцев так же часто собираются со своими большими семьями. Примерно две трети высокорелигиозных взрослых (65%) говорят, что они пожертвовали деньги, время или вещи, чтобы помочь бедным на прошлой неделе, по сравнению с 41%, которые менее религиозны. А 40% высокорелигиозных взрослых американцев описывают себя как «очень счастливых» по сравнению с 29%% менее религиозных .

Эти различия обнаруживаются не только среди взрослого населения США в целом, но и среди различных религиозных традиций (например, между высокорелигиозными и менее религиозными католиками), и они сохраняются даже при учете других факторов. , включая возраст, доход, образование, географический регион проживания, семейное положение и родительский статус.

Однако в некоторых других сферах повседневной жизни, включая межличностные взаимодействия, внимание к здоровью и фитнесу, а также общественное и экологическое сознание, исследования Pew Research Center показывают, что люди, которые молятся каждый день и регулярно посещают религиозные службы, выглядят быть очень похожими на тех, кто не так религиозен. 2

Например, очень религиозные люди так же часто, как и другие американцы, говорят, что недавно вышли из себя , и они лишь незначительно реже говорят, что на прошлой неделе солгали во благо. Когда дело доходит до диеты и физических упражнений, крайне религиозные американцы не менее вероятно, что переедали на прошлой неделе, и они не более склонны говорить, что регулярно занимаются спортом. Высокорелигиозные люди также не чаще, чем другие американцы, перерабатывают свои бытовые отходы. И при принятии решений о том, какие товары и услуги покупать, они больше не склонны учитывать экологические показатели производителей или то, платят ли компании сотрудникам справедливую заработную плату.

Это одни из последних результатов исследования религиозного ландшафта США Исследовательского центра Пью. Исследование и этот отчет стали возможными благодаря благотворительному фонду Pew Charitable Trusts, который получил поддержку проекта от Lilly Endowment Inc. религиозный состав населения США и описал религиозные верования, обычаи и опыт американцев. Этот новый отчет также основан на общенациональном телефонном опросе, но основан главным образом на дополнительном опросе среди 3278 участников Панели американских тенденций Pew Research Center, репрезентативной на национальном уровне группы случайно выбранных взрослых американцев, опрошенных онлайн и по почте. Дополнительный опрос был разработан, чтобы выйти за рамки традиционных показателей религиозного поведения, таких как посещение богослужений, молитвы и вера в Бога, чтобы изучить, как люди проявляют (или не проявляют) свои религиозные убеждения, ценности и связи в повседневной жизни. -день жизни. 3

Чтобы помочь разобраться в этом вопросе, в ходе опроса взрослых американцев спросили, является ли каждое из 16 убеждений и моделей поведения «существенным», «важным, но не существенным» или «неважным» для того, что их религия значит для них. , лично.

Среди христиан вера в Бога возглавляет список: 86% считают, что вера в Бога «необходима» для их христианской идентичности. Кроме того, примерно семь из десяти христиан благодарны за то, что имеют (71%), прощают тех, кто их обидел (69).%) и всегда быть честным (67%) необходимы для того, чтобы быть христианином. Гораздо меньше людей говорят, что посещение религиозных служб (35%), скромная одежда (26%), работа по защите окружающей среды (22%) или отдых в субботу (18%) имеют важное значение для того, что значит быть христианином лично для них.

В ходе опроса были заданы аналогичные вопросы представителям нехристианских вероисповеданий и религиозным американцам (иногда называемым «неверующими»), спрашивая, важны ли различные типы поведения для того, «что для вас значит быть нравственным человеком». 4  Среди неаффилированных лиц честность (58%) и благодарность (53%) являются качествами, которые чаще всего считаются важными для того, чтобы быть нравственным человеком. (Выводы о нехристианах более подробно обсуждаются в конце главы 2.)

Опрос показывает четкую связь между тем, что люди считают важным для своей веры, и их повседневным поведением, о которых они сообщают сами. Проще говоря, те, кто верит, что поведение определенным образом или совершение определенных действий являются ключевыми элементами их веры, с гораздо большей вероятностью скажут, что они на самом деле 9000 выполнять эти действия на регулярной основе.

Например, среди христиан, которые говорят, что помощь бедным имеет важное значение для того, что для них значит быть христианином, примерно шесть из десяти говорят, что они пожертвовали время, деньги или вещи, чтобы помочь бедным на прошлой неделе. Для сравнения, меньше христиан, которые сделали , а не , считают помощь бедным центральным элементом своей религиозной идентичности и говорят, что работали, чтобы помочь бедным в течение предыдущей недели (42%).

Та же картина наблюдается и в вопросах опроса о межличностных взаимодействиях, здоровье и общественном сознании. Относительно немногие христиане считают здоровый образ жизни, покупки в компаниях, которые платят справедливую заработную плату, или защиту окружающей среды ключевыми элементами своей веры. Но те, кто считает эти вещи важными для того, что значит быть христианином, чаще, чем другие, говорят, что ведут здоровый образ жизни (например, занимаются спортом), учитывают, как компания относится к своим сотрудникам и окружающей среде при совершении покупок. решения, или пытаться перерабатывать или сокращать количество отходов в максимально возможной степени.

Конечно, данные опросов, подобные этим, не могут доказать, что вера в то, что определенные действия являются обязательными для христиан, на самом деле заставляет христиан вести себя определенным образом. Причинная стрела может указывать и в другом направлении: тем, кто регулярно совершает определенные действия, может быть проще ссылаться на эти действия как на важные для их веры. И наоборот, тем, кто не занимается регулярно определенной деятельностью (например, помогает бедным), может быть сложнее описать эту деятельность как важную для своей веры. Тем не менее, данные опроса показывают, что христиане с большей вероятностью будут вести здоровый образ жизни, работать на благо бедных и вести себя экологически сознательным образом, если они считают эти вещи важными для того, что значит быть христианином.

На вопрос, где они ищут руководство при принятии важных жизненных решений, американцы в целом отвечают, что больше полагаются на собственные исследования, чем на указания экспертов. Целых восемь из десяти американцев говорят, что они «много» полагаются на собственные исследования при принятии важных решений. Для сравнения, 25% говорят, что в значительной степени полагаются на советы профессиональных экспертов, и только 15% в значительной степени полагаются на советы религиозных лидеров . .

Но хотя относительно немногие люди обращаются к религиозным лидерам за руководством при принятии важных решений, многие американцы все же обращаются к молитве, когда сталкиваются с важным выбором. Действительно, среди тех, кто очень религиозен, почти девять из десяти (86%) говорят, что они «много» полагаются на молитву и личные религиозные размышления при принятии важных жизненных решений, что превышает долю высокорелигиозных людей, которые полагаются многое в собственных исследованиях.

Другие ключевые выводы этого отчета включают:

  • Три четверти взрослых, в том числе 96% членов протестантских церквей, исторически принадлежавших к чернокожим, и 93% протестантов-евангелистов, говорят, что они благодарили Бога за что-то на прошлой неделе. И две трети, в том числе 91% тех, кто исторически принадлежал к протестантской традиции чернокожих, и 87% евангелистов, говорят, что просили Бога о помощи на прошлой неделе. Менее одного из десяти взрослых (8%) говорят, что злились на Бога за последнюю неделю. (Подробнее о том, как американцы говорят о своем отношении к Богу, см. в главе 1.)
  • Треть нерелигиозных американцев говорят, что они благодарили Бога за что-то на прошлой неделе, и каждый четвертый просил Бога о помощи на прошлой неделе. (Подробнее см. главу 1.)
  • Почти половина американцев (46%) говорят, что разговаривают со своими ближайшими родственниками о религии по крайней мере один или два раза в месяц. Около четверти (27%) говорят, что они говорят о религии не реже одного раза в месяц со своими большими семьями, а 33% говорят, что они так же часто обсуждают религию с людьми вне их семей. Регулярные разговоры о религии наиболее распространены среди евангелистов и людей, принадлежащих к церквям исторически сложившейся черной протестантской традиции. Напротив, относительно небольшое число «нерелигиозных» говорят, что обсуждают религию с какой-либо регулярностью. (Подробнее о том, как часто американцы говорят о религии, см. в главе 1.)
  • Треть взрослых американцев (33%) говорят, что на прошлой неделе они были волонтерами. Сюда входят 10%, которые говорят, что они добровольно работали в основном через церковь или религиозную организацию, и 22%, которые говорят, что их волонтерство не осуществлялось через религиозную организацию. (Подробнее о волонтерстве см. в Главе 1.) 5
  • Трое из десяти взрослых говорят, что на прошлой неделе они медитировали, чтобы справиться со стрессом. Регулярное использование медитации для преодоления стресса более распространено среди высокорелигиозных людей, чем среди менее религиозных (42% против 26%). (Подробнее о медитации и стрессе см. в главе 1.)
  • Девять из десяти взрослых говорят, что качество продукта является «главным фактором», который они учитывают при принятии решения о покупке, а три четверти обращают внимание на цену. Гораздо меньше — всего около четверти взрослых — считают, что ответственность компании за окружающую среду (26%) или то, платит ли она сотрудникам справедливую заработную плату (26%), являются основными факторами при принятии ими решения о покупке. Высокорелигиозные взрослые не более и не менее склонны, чем менее религиозные, говорить, что при принятии решений о покупке учитывают экологические показатели компании и справедливую практику оплаты труда. (Подробнее о том, как американцы принимают решение о покупке, см. в главе 1.)
  • Три четверти католиков говорят, что они «много» обращаются к своей совести за советом в сложных нравственных вопросах. Гораздо меньше католиков говорят, что обращаются к учениям католической церкви (21%), Библии (15%) или к Папе (11%) за советом по сложным нравственным вопросам. (Подробнее см. главу 3.)
  • Четверть христиан говорят, что скромная одежда необходима для того, что для них значит быть христианином, а еще четверо из десяти говорят, что это «важно, но не обязательно». (Подробнее см. главу 2.)
  • На просьбу описать своими словами, что для них значит быть «нравственным человеком», 23% «нерелигиозных» ссылаются на золотое правило или на доброе отношение к другим, 15% говорят, что они хорошие люди, а 12 % отмечают терпимость и уважение к другим. (Подробнее см. главу 2.)

В оставшейся части этого отчета эти и другие выводы рассматриваются более подробно. В главе 1 более подробно рассказывается о том, как американцы, принадлежащие к разным религиям, говорят, что живут своей повседневной жизнью. Глава 2 исследует основы религиозной и моральной идентичности: что христиане считают «необходимым» для того, что значит быть христианином, и что представители нехристианских верований и религиозные «нерелигиозные» считают важным для того, чтобы быть нравственным человеком. ? В главе 3 рассказывается о том, где, по словам членов различных религиозных групп, они ищут руководства при принятии важных жизненных решений или обдумывании сложных моральных вопросов.

По большинству этих вопросов в отчете высокорелигиозные американцы сравниваются с менее религиозными, а также рассматриваются различия между членами различных религиозных групп. Для сравнения высокорелигиозных людей с менее религиозными в пределах конкретных религиозных групп (например, высокорелигиозные католики против менее религиозных католиков) см. подробные таблицы.

Профиль высокорелигиозных, менее религиозных

В этом отчете «высокорелигиозными» респондентами считаются те, кто говорит, что ежедневно молится и посещает религиозные службы не реже одного раза в неделю. В целом по этому определению 30% взрослых американцев очень религиозны, а 70% — нет. 6

Как подчеркивается в этом отчете, эти стандартные меры традиционной религиозной практики не охватывают всей широты того, что значит быть религиозным; многие респонденты также говорят, что такие качества, как благодарность, прощение и честность, важны для того, что лично для них значит быть религиозным. Тем не менее, эти два показателя (молитва и религиозное посещение) тесно связаны с целым рядом других показателей религиозной приверженности.

Например, девять из десяти человек, отнесенных к категории высокорелигиозных (91%) говорят, что религия очень важна в их жизни, и почти все остальные (7%) говорят, что религия хоть немного важна для них. Напротив, только трое из десяти человек, отнесенных к категории малорелигиозных (31%), говорят, что религия играет очень важную роль в их жизни, а большинство остальных (38%) говорят, что религия «не слишком» или «не на своем месте». все» важно для них. 7

Почти все очень религиозные люди говорят, что вера в Бога необходима для их религиозной идентичности (96%), по сравнению только с 57% людей, которые не очень религиозны. Точно так же семь из десяти высокорелигиозных людей говорят, что чтение Библии или других религиозных материалов необходимо для их религиозной идентичности; только 18% тех, кто не очень религиозен, говорят, что это жизненно важно для их религиозной идентичности или для того, что для них значит быть нравственным человеком.