Сложное предложение в русском языке — виды, типы, примеры

Научим писать без ошибок и интересно рассказывать

Начать учиться

296.6K

Сегодня мы разберем тему, которая актуальна для многих учеников 9 класса. А именно: какие предложения в русском языке называются сложными, на какие группы они делятся и как их найти в тексте.

Что такое сложное предложение

Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.

Пример сложного предложения:

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу.

Всего выделяют 3 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.

Примеры:

  • Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

  • Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

  • То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

Пример:

  • Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

Исключение

Если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член или придаточное, но их соединяет повторяющийся союз, нужно ставить запятую.

Пример:

  • На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

  • Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

  • Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

Пример:

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

  • Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

  • Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

  • Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

Проверьте себя

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

  1. Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

  2. Я знал: это не может продолжаться слишком долго.

  3. Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.

  4. Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

  5. Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Шпаргалки для родителей по русскому

Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

375.8K

Сложносочиненное предложение (ССП)

К следующей статье

Дополнение

Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Сложносочиненное предложение (ССП) — что это такое? Правила и примеры

Научим писать без ошибок и интересно рассказывать

Начать учиться

375. 8K

Какие предложения называются сложносочиненными и как не запутаться в их типах пунктуации? Предлагаем вместе разобраться с этой темой раз и навсегда.

Что такое сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.

Пример сложносочиненного предложения:

  • Начало июля, но уже созрели сливы, и можно варить варенье.

Его можно разбить на отдельные простые предложения:

Типы сложносочиненных предложений

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Виды союзов в ССП

Простые части в сложносочиненном предложении можно соединять союзами. А именно:

Рассмотрим каждый вид союзов в ССП на примерах.

Предложения с соединительными союзами

Соединительные союзы в сложносочинительном предложении —

и, да, ни… ни, тоже, также — указывают на то, что действия произошли одновременно или друг за другом.

Примеры:

  • Цвели яблони, и пахло медом.

  • Низко груши, да достать легко.

Предложения с противительными союзами

Противительные союзы в сложносочиненное предложении — а, но, да (но), однако, зато — указывают на противопоставление, сопоставление или уступку.

Примеры:

  • Хотелось пирога, а яблоки еще не созрели.

  • Лето задержалось, но ягоды уже наливались соком.

  • Я приехал рано, однако дома никого не было.

Предложения с разделительными союзами

Разделительные союзы — либо, то… то, не то… не то — указывают на чередование действий.

Примеры:

  • То сладкая ягода попадется, то от кислоты скулы сведет.

  • Либо обуздать страх, либо назад поворачивать.

  • Не то вишни на дереве, не то красные капли.

Предложения с комбинацией союзов

Иногда в сложносочиненном предложении сочетаются сразу несколько видов союзов, например:

  • То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли дело совсем в другом.

Знаки препинания в ССП

Запятая в сложносочиненном предложении

Между частями сложного предложения с союзами и, да, однако, либо и т. д. нужна запятая.

Исключение!

Если у частей предложения есть общий второстепенный член или придаточное предложение, но их соединяет повторяющийся союз, нужно ставить запятую.

  • По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Бессоюзные предложения

Если в предложении нет союзов, его части связываются друг с другом знаками препинания:

  • запятой,
  • точкой с запятой,
  • двоеточием,
  • тире.

Рассмотрим каждый случай таких ССП на примерах.

Запятая в бессоюзном ССП

Запятая в сложносочиненном бессоюзном предложении нужна, чтобы показать перечисление предметов или событий.

Пример:

  • Небо стало ясным, звезды скрылись за пеленой утренних облаков.

Точка с запятой в сложносочиненном предложении

Если одна из частей ССП — это сильно распространенное или осложненное предложение, между этими частями нужно ставить точку с запятой. Рассмотрим пример такой сложной синтаксической конструкции:

  • Легкая пыль желтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.

Двоеточие в бессоюзном ССП

Когда одна часть сложносочиненного предложения объясняет и дополняет смысл первой, между ними принято ставить двоеточие.

Пример:

Тире в сложносочиненном предложении

Если смысл второй части резко противопоставлен смыслу первой, между ними можно ставить тире. Например:

Важную роль в вопросе, ставить ли тире между частями предложения с сочинительной связью, играет интонация. Так, тире можно ставить и в назывных предложениях, и в коротких синтаксических конструкциях, если того требует их тон.

Примеры:

  • Слышу крик — и вдруг разом тишина.

  • Сфотографируйте — и срочно в газету!

Проверьте себя

Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:

  1. Шесть лет комиссия возилась около здания но климат что ли мешал или материал уже был такой только никак не шло казенное здание выше фундамента.

  2. Лес рубят и щепки летят.

  3. Я шел среди желто-зеленого моря и душа моя наполнялась покоем.

  4. Все разошлись по домам и я осталась одна в тишине.

  5. Я бы пошел на ярмарку да все уже разошлись из-за плохой погоды.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Шпаргалки для родителей по русскому

Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

383.1K

Сложноподчиненное предложение (СПП)

К следующей статье

296.6K

Сложное предложение

Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

2022–2023 Общие подсказки для эссе в приложении

Создать учетную запись

Скотт Андерсон

27 января 2022 г. Потому что, когда мы вступаем в третий год глобальной пандемии, постоянство — это неплохо.

Конечно, это не единственная причина. Из нашего последнего опроса по этой теме мы знаем, что более 95% каждой ответившей группы — студентов, консультантов, учителей и приемных комиссий — согласны с тем, что подсказки помогают создавать эффективные эссе. Вот почему мы оставили их такими же и в прошлом году, за исключением добавления нового о благодарности.

Как мы уже говорили ранее, это объявление не является приглашением для юниоров начать писать. И это точно не сигнал к тому, что они задумаются о подаче заявления. Эти вещи придут со временем. Мы делимся этой новостью в январе, потому что именно тогда некоторые школы начинают обсуждать варианты поступления в колледж. Это время для обучения, размышлений и планирования. Вот где подсказки могут быть полезны: они помогают студентам понять те аспекты их жизни, которые интересуют колледжи.

«Мы делимся этой новостью в январе, потому что именно тогда в некоторых школах начинаются разговоры о выборе колледжа. Это время для обучения, размышлений и планирования. Вот где подсказки могут быть полезны: помогая учащимся понять аспекты своей жизни, которые колледжи интересуются».

Скотт Андерсон, старший директор, Common App

Еще кое-что, о чем мы говорили в прошлом: подсказки — это не темы. Это просто вопросы, предназначенные для того, чтобы вызвать размышления. Наш ресурс «Расскажи свою историю» показывает учащимся, насколько гибко они могут писать, когда придет время.

Ниже приведен полный набор подсказок для сочинений на 2022-2023 годы. Мы также сохраним необязательный вопрос о COVID-19 в разделе «Дополнительная информация».

  1. Некоторые учащиеся обладают опытом, личностью, интересами или талантами, которые настолько значимы, что без них их заявление будет неполным. Если это похоже на вас, то, пожалуйста, поделитесь своей историей.
  2. Уроки, которые мы извлекаем из препятствий, с которыми мы сталкиваемся, могут иметь решающее значение для дальнейшего успеха. Расскажите о случае, когда вы столкнулись с проблемой, неудачей или неудачей. Как это повлияло на вас, и что вы узнали из этого опыта?
  3. Вспомните случай, когда вы подвергали сомнению или подвергали сомнению веру или идею. Что натолкнуло вас на размышления? Каков был результат?
  4. Подумайте о том, что кто-то сделал для вас, что сделало вас счастливым или благодарным неожиданным образом. Как эта благодарность повлияла или мотивировала вас?
  5. Обсудите достижение, событие или осознание, которое положило начало периоду личностного роста и новому пониманию себя или других.
  6. Опишите тему, идею или концепцию, которая кажется вам настолько увлекательной, что вы теряете счет времени. Почему это захватывает вас? К чему или к кому вы обращаетесь, когда хотите узнать больше?
  7. Поделитесь эссе на любую тему по вашему выбору. Это может быть тот, который вы уже написали, тот, который отвечает на другую подсказку, или ваш собственный дизайн.

2023-2024 Common App Essay Prompts
24 февраля 2023

2022 Reflections: Приносим радость при поступлении в колледж
22 декабря 2022

9 Common 90 Приложение запускает третий раунд прямого приема в 14 колледжей и университеты 16 ноября 2022 г.

Еще из блога

Common App Essay Prompts

The Common Application — это онлайн-приложение, которое позволяет студентам, получающим степень бакалавра, заполнить одно единственное заявление, чтобы подать заявление в более чем 900 колледжей и университетов по всему миру. глобус. Это приложение позволяет абитуриентам-первокурсникам легко подавать заявления в несколько школ без необходимости жонглировать различными частями совершенно разных приложений.

Как и в случае с любым заявлением в колледж, когда вы готовитесь к подаче заявления в колледжи с помощью общего заявления, вам нужно собрать воедино несколько вещей, прежде чем вы нажмете «отправить».

Некоторые из ключевых компонентов вашего заявления включают аттестат о среднем образовании, рекомендательные письма, списки деятельности и участия, а также академические почести и достижения. Хотя все это очень важные части головоломки, сегодня мы сосредоточимся на совершенно другом разделе приложения, а именно на эссе.

В Общем заявлении вы можете заметить, что есть несколько разных разделов эссе: личное эссе, вопросы, относящиеся к колледжу, и письменные приложения. В большинстве колледжей и университетов, использующих Common Application, вам потребуется написать личное эссе. Вопросы, относящиеся к колледжу, и требования к письменным дополнениям различаются в зависимости от школы; некоторые могут потребовать их, другие могут сделать их необязательными, а у третьих их может не быть с самого начала.

Я знаю, что говорил ранее, что этот пост будет посвящен общим подсказкам для эссе, но когда я сказал «эссе», я имел в виду, в частности, личное эссе!

Обычно существует около 6 вариантов подсказок для личного эссе, и это здорово, потому что из 6 вы можете выбрать тот, который вам больше всего нравится, и написать свое эссе в ответ на это подсказку. На 2021-2022 год в Common App добавлена ​​7-я подсказка.

Вот полный список 7 общих запросов приложений на 2021–2022 годы. Под каждой подсказкой я также отметил некоторые идеи и предложения о том, как реагировать на каждую из них или подходить к ней.

Подсказка №1

Некоторые учащиеся обладают опытом, личностью, интересами или талантами, которые настолько значимы, что без них их заявление будет неполным. Если это похоже на вас, то, пожалуйста, поделитесь своей историей.

  • Возьмите каждое из слов «предыстория», «личность», «интерес» и «талант» и составьте список вещей о себе, которые попадают в каждое слово. Затем вы можете просмотреть и попытаться определить, какие из этих слов (атрибуты, ситуации и т. д.) имеют за собой историю, которая вызывает у вас наибольший отклик и может выделить вас среди других кандидатов 9.0026
  • Пример : вы занимаетесь плаванием и чувствуете, что ваша страсть к плаванию определяет вас как личность.
  • Окончив этот пример с плаванием, вы, вероятно, захотите коснуться ответа на такие вопросы, как:
    • Роль, которую плавание сыграло в вашей жизни
    • Чему вы научились из своего опыта участия в соревнованиях по плаванию
    • Каковы последствия этого опыта? превратили вас в человека, которым вы являетесь сегодня, и в человека, которым вы хотите стать, когда переступите порог кампуса?

Подсказка #2

Уроки, которые мы извлекаем из препятствий, с которыми мы сталкиваемся, могут иметь решающее значение для дальнейшего успеха. Расскажите о случае, когда вы столкнулись с проблемой, неудачей или неудачей. Как это повлияло на вас, и что вы узнали из этого опыта?

  • Начните с составления списка проблем/неудачи/неудачи, с которыми вы сталкивались на протяжении всей своей жизни. Для каждого пункта в списке также ответьте, как это повлияло на вас и чему вы научились благодаря этому.
  • Помните, что вы можете (и должны) сосредоточиться как на больших, так и на малых проблемах, с которыми вам пришлось столкнуться, и что иногда самый важный опыт обучения не связан с событиями, которые мы считаем наиболее важными.
  • Совет № 1: Если вы решите воспользоваться этой подсказкой, убедитесь, что вы имеете дело с проблемой, неудачей или неудачей, которые действительно относятся к этим вещам. Писать о том, как вы и ваш друг потерпели неудачу в Cinnamon Challenge, вероятно, вам следует держаться подальше! Получение пятерки вместо пятерки + за тест по физике может показаться вам плохой оценкой, но убедитесь, что вы нашли время, чтобы подумать, как ваша ситуация выглядит для других, которые смотрят на вас со стороны.
  • Совет № 2 : С помощью этой подсказки может возникнуть соблазн погрузиться в отражение сложного времени или ситуации, в которой вы оказались. тратят достаточно места на обсуждение положительных сторон ситуации, например, как неудача сделала вас сильнее, более внимательным и т. д.

Подсказка №3

подвергал сомнению или оспаривал веру или идею. Что натолкнуло вас на размышления? Каков был результат?

  • Эта подсказка просит вас перейти на личности в отношении ваших убеждений и идеологий. Эти убеждения могут касаться как серьезных тем (однополые браки, изменение климата), так и более беззаботных тем (вы хотите создать клуб в своей школе, который, по мнению консультанта, не стоит начинать).
  • Независимо от того, по какому пути вы пойдете, эта подсказка ищет информацию о ваших моральных принципах и ценностях, чтобы вы отстаивали свою точку зрения с хорошо обдуманной уверенностью, а также доказательства того, что вы отстаиваете свои убеждения.
  • Если вы считаете себя особенно убедительным человеком и страстно любите отстаивать свои убеждения, то эта подсказка может стать отличным способом продемонстрировать это на примере реальной ситуации, с которой вы столкнулись.

Подсказка #4

Подумайте о том, что кто-то сделал для вас, что сделало вас счастливым или благодарным неожиданным образом. Как эта благодарность повлияла или мотивировала вас?

  • Эта подсказка отличается от остальных тем, что вам предлагается сосредоточиться не на том, что вы сделали для других, а на том, что другие сделали для вас и как это действие повлияло на вас. Это отличная подсказка, потому что она побуждает вас признать благодарность.
  • Чтобы начать работу с этой подсказкой, я предлагаю вам провести мозговой штурм нескольких ситуаций, в которых действия, намерения или слова другого человека положительно повлияли на вашу жизнь. Человек может быть членом семьи, другом, незнакомцем, учителем или даже общественным деятелем. Возможности безграничны.
  • В конечном счете, вы хотите использовать любую ситуацию, которую вы выберете, чтобы дать приемной комиссии больше информации о вас, ваших стремлениях, ваших ценностях и о том, как вы относитесь к другим.
  • Вопросы для размышления:
    • Как вы выражаете благодарность другим?
    • Подумайте о времени, когда кто-то подарил вам что-то (это может быть физический подарок или дар знаний, совет, перспектива и т. д.). Какие чувства вы испытали, получив этот «подарок»?

Подсказка №5

Обсудите достижение, событие или осознание, которое вызвало период личностного роста и нового понимания себя или других.

  • Выбранное вами достижение, событие или реализация могут быть положительными или отрицательными и любого масштаба, главное, чтобы они помогли вам вырасти как личности. Используйте эту подсказку, чтобы выделить качества вашей личности, которые действительно могут проявиться только в эссе.
  • Убедитесь, что вы посвятили значительное количество слов обсуждению различных воздействий, которые оказало на вас достижение, событие или осознание, и того, какие чувства они у вас вызвали.
  • Пример : Может быть, вы начали волонтерскую деятельность в организации, от которой вы изначально чувствовали себя оторванной, и за время пребывания в ней вы приобрели новую признательность за Х?

Подсказка #6

Опишите тему, идею или концепцию, которые кажутся вам настолько интересными, что вы теряете счет времени. Почему это захватывает вас? К чему или к кому вы обращаетесь, когда хотите узнать больше?

  • В этой подсказке вам предлагается подробно рассказать приемной комиссии о том, как работает ваш мозг и как вам нравится бросать себе вызов, изучая новые вещи.
  • О чем бы вы ни написали, постарайтесь подойти к этому творчески. Это ваше время, чтобы сиять, рассказывая о чем-то чрезвычайно уникальном для вас, так что имейте это в виду, когда будете писать об этом!
  • Ваша цель с помощью этой подсказки состоит в том, чтобы увлечь читателя желанием узнать больше о вашей теме, а также узнать больше о вас как о личности.
  • Вопросы для размышления:
    • Что вас интересует?
    • Как ты любишь узнавать новую информацию? (Через книги, через людей, через Интернет и т.д.)
    • Как это выглядит, когда вы «спускаетесь в кроличью нору»?

Подсказка #7

Поделитесь эссе на любую тему по вашему выбору. Это может быть тот, который вы уже написали, тот, который отвечает на другую подсказку, или ваш собственный дизайн.

  • Эта подсказка действительно всеобъемлюща и действительно позволяет вам идти по любому пути, который вам нравится. Мое предложение по поводу этой подсказки, если вы ее выберете, состоит в том, чтобы долго и упорно думать о том, что вы хотите, чтобы приемная комиссия знала о вас, вашем характере и вашем общем потенциале, чего они уже не могут сделать из остальных ваших данных. приложение.
  • При мозговом штурме для этой подсказки подумайте, если бы у вас было всего несколько минут, чтобы поболтать с совершенно незнакомым человеком.