Великий Волжский путь и русские средневековые города
Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси. На своем пути они делали множество остановок в городах-крепостях и городах – торгово-ремесленных центрах.
В понятие средневекового города на Руси входило прежде всего представление об огороженном укрепленном месте. В этом и было первоначальное отличие между городом и сельской местностью, к которому позже прибавляется представление о городе как ремесленном, торговом, административным и политическим центре. Центральная укрепленная часть древнейших русских городов носила название «детинца». Рядом с «детинцем» росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка; так создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный).
Русские города были по преимуществу городами деревянными. И этим они отличались от западноевропейских городов. На Руси преобладали одноэтажные постройки и лишь боярские и купеческие палаты были выше.
Города имели два вида планировок: усадебную и уличную. Многолетние археологические исследования городов Древней Руси показали, что во многом из них, в том числе Новгороде, основой их планировочной структуры была усадьба. Каждая из таких усадеб состояла из одного, иногда 2-3 жилых домов и нескольких построек хозяйственного или производственного назначения и была обнесена частоколом или дощатым забором.
К периоду XII—XIII веков сформировались четыре типа древнерусских городов. К первому типу относились стольные города княжеств или вечевых республик, которые были старшими в своих землях. Им был присущ многогранный социально-экономический облик, они обладали рядом каменных построек и были местом вечевых собраний. Столицы княжеств были обнесены мощными и сложными укреплениями, площадь которых везде превышала 40 га. Существовали как минимум две укреплённые части (детинец и окольный город), к которым примыкали околицы-посады.
Младшими по отношению к княжеским столицам считались так называемые «пригороды» или волостные центры, которые были разбросаны по княжеству и имели административную функцию. В них, как правило, находились княжеские посадники, собиравшие налоги и решавшие судебные вопросы. В пригородах также было развито ремесло, хотя в меньшей степени, чем в княжеских городах.
Помимо пригородов существовали небольшие города-крепости, имевшие чисто военную функцию. Четвёртым типом были города-вотчины какого-либо высокопоставленного княжеского дружинника или боярина, например,
Таким образом, древнерусский город — это сложное сооружение, расположенное обычно на обрывистом берегу реки при впадении в неё другой, более мелкой. С уязвимой стороны, а часто и по всему периметру, город укреплялся кольцевыми рвами и валами. В центре города располагался укрепленный детинец, где чаще всего располагалась резиденция князя. Детинец был окружен торгово-ремесленным посадом, который являлся неотъемлемой частью древнерусских городов. Посады делились на улицы и концы, имея при этом усадебную и уличную застройку. Соотношение площадей посадов и детинцев различно. Но в крупных городах площадь детинца была в 2-3 раза меньше площади посадов (в Киеве, в Новгороде), а в малых городах данное соотношение между детинцем и посадом могло быть наоборот, а то и равными.
Купцы, следовавшие по Волжскому пути, встречали на своем пути разные поселения. Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога. От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Старая Ладога имеет длинную и насыщенную событиями историю — поселение было основанное в VIII веке, оно неоднократно переходило из рук в руки, разрушалось и вновь восстанавливалось, было важным ремесленным и торговым центром. С 862 по 864 год Ладога была местом княжения Рюрика, поэтому её иногда называют первой столицей древней Руси. Позднее Ладога стала одной из важных пограничных крепостей, и в этом качестве сохраняется до начала XVIII века.
Дальше Великий Волжский путь ведёт нас к городу, названным в честь первого древнерусского князя, приглашённого, в соответствии с норманнской теорией, к нам из Скандинавии. Рюриково Городище – центр Северной Руси, который возник в истоке Волхова. Большая плотность населения, разветвлённая речная сеть, охватывающая обширные территории, освоенные славянами, создавали наилучшие возможности для управления всей землёй и сбора дани. С 1103 года Городище стало известно в русских летописях как резиденция новгородских князей и важнейший центр политической жизни Новгорода. На протяжении большей части Средневековья Новгород процветал благодаря торговле и был одним из богатейших русских городов. До наших дней здесь сохранились уникальные древнерусские церкви и могучий кремль, называемый Детинец.
Основное население средневековых городов составляли ремесленники (как свободные, так и холопы), промысловики и подёнщики. Значительную роль в составе населения играли князья, дружинники и бояре, связанные как с городом, так и с земельными владениями. Довольно рано в особую социальную группу выделились купцы, которые составляли наиболее почитаемую группу, находившуюся под непосредственной княжеской защитой.
Со времени Крещения можно говорить о такой прослойке населения, как духовенство, в рядах которого резко различались чёрное (монашество), игравшее важную роль в политических и культурных событиях, и белое (приходское), которое служило проводником церковных и политических идей.
Общее население Новгорода в начале XI века составляло приблизительно 10—15 тыс., в начале XIII века — 20—30 тыс. человек. Новгород был самым крупным пунктом Волжского пути.
Следующим городом на пути становится Ярославль. Один из самых старинных и почитаемых русских поволжских городов. Ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси – Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал его «во свое имя». Раньше на этом месте находилось поселение язычников. Уже в XII-XIII веках Ярославль стал одним из наиболее развитых городов Руси, крупным центром торговли и ремесла. Высокого уровня достигли металлообработка, гончарное производство, строительное дело. Купцы вели оживленную торговлю с другими русскими землями, прежде всего с Новгородом и Псковом. Прочные деловые отношения установились со странами Востока и Запада, в особенности со Скандинавией — город упоминается в скандинавских сагах. Ярославль стал центром транзитной торговли, через регион по Волжско-Каспийскому пути шли товары из Северной Европы и с Востока, восточные купцы были частыми гостями в Ярославском крае.
В месте, где к берегам Волги примыкает старое устье реки Костромы в 1152 году князем Юрием Долгоруким был основал город Кострома. Ростово-суздальский князь построил Кострому, желая создать форпост на северо-восточных рубежах своих владений, чтобы защититься от волжских булгар и мордвы и контролировать значимую для всей Северо-Восточной Руси речную торговлю по верхнему течению Волги.
В 1246 году Кострома перешла младшему сыну Ярослава Всеволодовича Василию и стала столицей Костромского удельного княжества. В 1272 году костромской князь Василий стал великим князем Владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Но во Владимир он не переехал, а остался в Костроме. Таким образом Кострома фактически стала столицей всей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Василия Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский монастырь и церковь Воскресения на Дебре. Знаменитый Ипатьевский монастырь возник позже, в XIV веке. Он имел не только религиозное, но и оборонительное значение — защищал подступы к городу.
В Смутное время город дважды захватывали и разоряли поляки и литовцы. Осенью 1608 года в Галиче поднялось восстание против поляков. Народные волнения быстро распространились по всей Костромской земле. Отряд польской шляхты, прибывший для подавления восстания, захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. В ноябре — декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, Кострому освободили. В конце XVIII века Кострома стала губернским городом, ремесленным и торговым центром с развитой легкой промышленностью. В 1790-х годах в Костроме действовали уже пять суконных фабрик, город занимал первое место в России по производству льняных тканей. В это время Кострома вновь перестраивалась и расширялась, были выстроены торговые ряды — на сегодня самые крупные из сохранившихся в России.
Одним из последних крупных русских городов на пути встречался торговому каравану Нижний Новгород. Он был основан в 1221 году в момент затухания истории Великого Волжского пути, связанного с монгольскими завоеваниями. Но в XV-XVII веках, когда происходит второй расцвет волжского водного пути, этот город становится важным остановочным пунктом и местом активной торговли.
Изначально Нижний Новгород был основан как пограничный пункт у рубежей Волжской Булгарии, на землях, населенных мордвой. Основатель, князь Юрий Всеволодович, расширял границы Владимирской земли. Успешные и честолюбивые планы были прерваны нашествием монголов в 1237 году. Князь погиб в битве на реке Сити. Золотая Орда находилась в низовьях Волги, и через молодой город шла торговля с ордынцами. Важное расположение привлекало купцов, город богател. Через 150 лет после основания Нижний Новгород стал центром Нижегородско-Суздальского княжества, претендовавшего на лидерство на Руси.
Несколько столетий Нижний Новгород был пограничной крепостью, прикрывавшей с востока молодое московское государство. В начале XVI века был построен каменный кремль. Он ни разу не был взят врагом. В 1532 г. со взятием Иваном Грозным Казанского ханства и присоединением его к русским землям, Нижний Новгород перестал быть приграничным городом и окончательно превратился в крупнейший торгово-купеческий центр русского государства. В начале XVII века, эпоху Смуты, Нижний Новгород стал центром формирования Второго ополчения.
Вы познакомились с шестой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Финно-угорские народы на торговом пути». До новых встреч!
История древних городов: Смоленска, Брянска, Углича
Публикации раздела Традиции
Великий Новгород, Псков, Изборск, Смоленск — в России немало древних городов. Вспоминаем их историю и рассказываем о значении, которое они имели в истории страны. О том, какими были эти города столетия назад и какими стали в нынешнем веке, — в материале портала «Культура.РФ».
Старая Ладога, Ленинградская область
Крепость Старая Ладога. Церковь Святого Георгия с шатрами и башнями. Фотография: Михаил Коханчиков / фотобанк «Лори»
Сегодня Старая Ладога — это небольшой поселок в Ленинградской области, однако когда-то именно этот город стал первой столицей Руси. Согласно некоторым летописям, прибывший на Русь варяг Рюрик сел княжить не в Новгороде, а именно в Старой Ладоге, где в то время строилась мощная крепость.
По данным археологических исследований, Старая Ладога существовала задолго до прихода Рюрика и была важным пунктом торгового пути «из варяг в греки»: на территории города обнаружили клад арабских серебряных дирхемов, датируемый 786 годом. Датой же основания города историки считают 753 год, когда других славянских городов вовсе не существовало.
После основания Петром I Новой Ладоги Старая потеряла былое значение и лишилась статуса города. Однако сюда до сих пор приезжают туристы ради древних крепости и храмов, а также живописных видов на Волхов. Городская крепость, построенная по указу местного посадника Павла в 1116 году — древнейший памятник Старой Ладоги, сохранившийся до наших дней. Ранее на ее месте находились еще более древние постройки — укрепления времен Рюрика и Вещего Олега. Последний, по легенде, описанной в первой Новгородской летописи, был похоронен в этих местах: его возможной могилой считается небольшой курган — сопка.
Великий Новгород
Собор Святой Софии в Великом Новгороде. Фотография: Марина Зезелина / фотобанк «Лори»
862 год считается началом русской государственности — именно тогда, согласно Повести временных лет, произошло знаменитое призвание варягов. На Русь прибыли три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, каждый их которых получил в княжение один из славянских городов. Старшему Рюрику достался Новгород. Датой основания города считается 859 год, хотя исторически эти места были заселены еще с V века. Правда, археологические исследования не подтверждают такую дату основания города — самые ранние находки ученых на территории города датируются 930-ми годами.
Новгород всегда занимал заметное место в истории России: здесь правили виднейшие русские князья — Олег Вещий, Ярослав Мудрый, Александр Невский. В XII–XV веках город был независимым центром собственной республики. В Новгороде ведущую роль в управлении городом играло вече — собрание горожан. Они выбирали князя и посадника, устанавливали размеры податей и решали вопросы войны и мира. Московское и Тверское княжества, а также Великое княжество Литовское не один раз пытались подчинить независимый Новгород, и наконец в 1478 году стараниями Ивана III он был присоединен к Москве, после чего несколько потерял былое значение.
Новгород сыграл важную роль в развитии российской исторической науки: благодаря многочисленным найденным здесь берестяным грамотам ученые смогли узнать не только многие факты политической и социальной истории, но и лучше понять культуру повседневности Древней Руси. В основном грамотами были челобитные, купчие, письма, заговоры. Особенно интересными с научной точки зрения оказались грамоты с рисунками мальчика Онфима: датируемые XIII веком, они являются одними из самых древних среди дошедших до нас произведениями детского творчества. На них изображены воины, кони и даже сам Онфим. Сегодня берестяные грамоты можно увидеть в экспозиции Новгородского музея-заповедника.
Из древнейших памятников города до наших дней дошли Новгородский детинец (Кремль) 1044 года, и Софийский собор, построенный по указу князя Ярослава Мудрого в 1045–1050 годах. Сегодня это главные городские достопримечательности, входящие в состав Новгородского городского музея-заповедника. Несмотря на музейный статус, Софийский собор — это действующий храм.
Белозерск, Вологодская область
Земляной вал Белозерского кремля. Фотография: Роман Ильин / фотобанк «Лори»
Согласно Повести временных лет, младший брат Рюрика Синеус сел княжить в Белоозере, современном Белозерске. Правда, археологических подтверждений существования города в 862 году у ученых до сих пор нет.
Белозерцы принимали участие во многих важнейших событиях своего времени — походах Вещего Олега на Киев, киевских походах Андрея Боголюбского и других. Некоторое время город был центром собственного княжества, который постоянно пытались заполучить князья более крупных уделов. Наконец, в 1380 году он был присоединен к Москве.
Читайте также:
- 5 московских храмов, посвященных празднику Вознесения Господня
- Верования на Руси до Крещения
- 9 красивых деревень России
К сожалению, до наших дней не дошли первые постройки Белоозера. Самое раннее сохранившееся сооружение — Белозерский кремль, вернее его земляной вал, — датируется XV веком.
Белозерские места окутаны древними легендами — по преданию, здесь жил князь всех медведей, который едва не убил во время охоты Владимира Киевского. А еще именно в Белозерске снимал свой известный фильм «Калина красная» Василий Шукшин. Городской краеведческий музей проводит экскурсии по местам съемок.
Изборск, Псковская область
Никольский собор в Изборской крепости. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
Наконец, самый младший брат Рюрика Трувор в том же 862 году стал княжить в Изборске. Само место, где изначально был основан Изборск — Труворово городище, на котором находится кладбищенский крест, — в память о первом князе называют Труворовой могилой. Название это довольно условно, так как этот христианский крест был установлен в XIV веке, когда точное место захоронения Трувора могло уже забыться.
Впоследствии большого значения в истории Руси Изборск не играл — в период с X по XIII век о нем не было ни одного упоминания в летописях.
Сохранившаяся городская крепость датируется XIV веком — ее построили по указу изборского посадника Шелоги для защиты от ливонцев. В XIV веке ливонцы дважды пытались взять город, но оба раза после многодневной осады уходили ни с чем. Лишь в XVI веке в ходе Ливонской войны крепость не устояла перед натиском войск Стефана Батория — однако по условиям Ям-Запольского мирного договора Изборск был возвращен России.
Другой древний памятник Изборска, находящийся внутри крепостных стен Никольский собор, был построен в XIV веке на месте старой деревянной церкви. Некогда он был кафедральным собором Псковской митрополии, но сегодня это лишь небольшой действующий храм.
Туристам лучше всего приезжать в Изборск в июне или августе: в это время там проходят фестивали раннесредневековой культуры «Исаборг» и «Железный град». Посетители могут понаблюдать за реконструкцией старинных военных сражений и процессом изготовления предметов быта по древним технологиям.
Смоленск
Центральный мост через Днепр, крепостная стена и Свято-Успенский кафедральный собор. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Смоленск упоминается в Повести временных лет еще в 862 году, когда во время южного похода варягов Аскольда и Дира он стал первым поселением, встретившимся им на пути. Позже о городе писали уже в связи с Царьградским походом князя Олега: хорошо укрепленный город Смоленск был присоединен к формирующемуся Древнерусскому государству.
Находящийся на границе Руси, Смоленск всегда страдал от иноземных захватчиков: в XV веке — от Великого княжества Литовского, в XVII веке — от Речи Посполитой, а в XIX веке город захватили наполеоновские войска.
До наших дней сохранились древние храмы эпохи независимого Смоленского княжества — церковь Петра и Павла на Городянке 1146 года и храм Иоанна Богослова XII века. Смоленская крепость, сдерживавшая неприятелей на подступах к Руси, была построена в XVII веке архитектором Федором Конем. В то время это была самая протяженная крепостная стена страны — ее длина составляла 6,5 километра. Отличался Кремль и массивностью стен толщиной в пять метров и высотой в 19 метров. К сожалению, большая часть крепости была уничтожена наполеоновскими войсками, и сегодня можно увидеть лишь половину крепостных башен.
Помимо архитектурных достопримечательностей, Смоленск славен живописными видами — как и Москва, он стоит на семи холмах, с которых открываются красивые пейзажи набережной Днепра и городских улочек. Особенно захватывающая панорама видна с кремлевской башни Веселухи.
Муром, Владимирская область
Муромский Спасо-Преображенский монастырь, надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского. Фотография: Александр Циликин / фотобанк «Лори»
Согласно Повести временных лет, Муром существовал еще до призвания варягов — он вошел в зону подвластных территорий князя Рюрика. Это подтверждается археологическими раскопками: на территории Мурома обнаружили остатки керамики X века, а также следы деревянных мостовых и построек.
В XII веке Муром был центром самостоятельного княжества, но после того, как его полностью уничтожили татаро-монголы в середине XIII века, город пропал со страниц летописей вплоть до середины XIV века. Самый древний памятник Мурома — Спасо-Преображенский собор, основанный в 1096 году. Правда, современный облик монастыря начал формироваться лишь в XVI веке — прежние древние постройки не сохранились. Муром — родина многих былин. Здесь родился Илья Муромец: известно даже, где именно была изба, в которой он 33 года пролежал на печи. Сегодня на ее месте стоит жилой дом, но о жизни и подвигах Ильи Муромца можно узнать в местном музее былинного героя. А еще в Муроме находится место захоронения святых Петра и Февронии, которое очень популярно у паломников.
Гастрономический символ Мурома, изображенный даже на его гербе, — калач, который здесь пекут с XVI века. Муром считается родиной калача. Раньше его готовили из ситного теста (пропущенного через сито, а не через решето), а для того, чтобы выпечка получилась пышной и мягкой, тесто долго мяли. Попробовать настоящий муромский калач можно в трапезной Спасо-Преображенского монастыря или в фирменном магазине «Муромский калач».
Ростов Великий, Ярославская область
Вид на Ростовский кремль с озера Неро. Фотография: Дмитрий Заморин / фотобанк «Лори»
862 год считается годом основания Ростова Великого. Он также был в числе владений, которые после призвания варягов отошли к родоначальнику первой династии российских правителей — князю Рюрику. Однако археологические исследования доказали, что город был основан позднее, в середине X века.
На XI век пришлось время расцвета Ростова: город был центром собственного княжества. Одно время здесь правил Ярослав Мудрый. Князя поставили на это место, когда он был еще девятилетним ребенком, а в конце своего княжения, в 1010 году, он основал в этих местах город Ярославль.
Правда, с тех древних времен в городе ничего не сохранилось: сначала он пострадал в годы татаро-монгольского владычества, потом был сожжен уже в эпоху Смутного времени.
Главная достопримечательность Ростова Великого, его Кремль, была построена в XVII веке. Но на его территории находится Успенский собор — памятник начала XVI века. Ростов до сих пор считается центром традиционного художественного ремесла финифть, в городе даже работает целое предприятие по изготовлению сувениров и украшений в этом стиле. Финифть — это техника создания художественных произведений с помощью эмали на металлической подложке. Искусство финифти появилось в России еще в Х веке благодаря влиянию византийской культуры, но на Ростовской земле ее расцвет пришелся на XVIII век. Местные мастера были настолько искусны, что их произведения поставлялись к императорскому двору — большими любителями ростовской финифти были Екатерина II и Павел I.
Псков
Псковский кремль. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Немногим моложе Ростова город Псков — в Лаврентьевской летописи он упоминается под 903 годом, когда князь Игорь познакомился с будущей княгиней Ольгой, происходившей из этих мест. По инициативе Ольги в Пскове был построен Троицкий собор (сегодня на его месте находится одноименная церковь 1699 года).
В Средние века Псков, как и Новгород, был центром собственной независимой республики, но в 1510 году его присоединило к себе Великое княжество Московское.
Псковский кром, или кремль, заложенный еще в XI веке, был настолько крепким, что многочисленные войска ливонцев, меченосцев и других иноземных захватчиков так и не смогли взять его. Хотя высота крепости была небольшой (шесть — восемь метров), стены толщиной шесть метров делали кремль недоступным для врагов.
Среди других древних достопримечательностей Пскова — Мирожский монастырь XII века. В его соборном храме находятся лучше других сохранившиеся фрески домонгольского времени. Также в Пскове всегда было развито гончарное ремесло, и сегодня в лавках местных мастеров можно купить необычные сосуды, соединенные диагональной ручкой, «двойнята», свистульки и игрушки.
Углич, Ярославская область
Вид на церковь Рождества Иоанна Предтечи на Волге и Воскресенский мужской монастырь. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Датой основания Углича считается 937 год — поселение заложил родственник княгини Ольги Ян Плескович. Впоследствии Углич упоминался в летописях лишь в 1148 году. В Средневековье он был центром небольшого княжества, но его полностью сожгли татаро-монголы. В конце XIV века возродившийся город был снова уничтожен — на этот раз тверским князем Михаилом.
Ключевым событием в истории Углича стала загадочная смерть наследника русского престола царевича Дмитрия. Младший сын Ивана Грозного, вероятный наследник престола восьмилетний Дмитрий страдал эпилепсией, и якобы сам упал на нож во время игры «в тычку» («ножички»). Ему посвящен один из главных городских памятников — церковь Дмитрия на Крови, небольшое каменное здание с шатровой колокольней конца XVII века. Сохранились и так называемые палаты царевича Дмитрия XV века, построенные еще князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле. От некогда роскошного княжеского дворца сохранилась лишь престольная палата, своеобразный тронный зал. Сегодня в нем находится экспозиция Угличского музея.
В Угличе расположена одна из самых старых советских гидроэлектростанций. В 1930-х годах ее построили лагерные заключенные — для обеспечения энергией Москвы. Сегодня в соседнем с ГЭС здании находится Музей гидроэнергетики, где с помощью специальных генераторов посетители могут попробовать выработать электрический ток.
Брянск
Свято-Покровский собор. Фотография: Екатерина / фотобанк «Лори»
Хотя Брянск упоминается в летописи лишь в 1146 году, датой его основания считается 985-й, на что указывают многие археологические исследования.
Первое время Брянск был одним из городов Черниговского княжества, но в XIII веке стал центром собственного, которое включало в себя Чернигов, Новгород-Северский и другие города, расположенные в том числе на территории современной Украины. Приграничный Брянск часто становился жертвой вражеских военных походов: в XIV веке он даже был на время присоединен к Великому княжеству Литовскому. Окончательно к Московскому государству Брянск присоединили в 1500 году.
Самый древний памятник Брянска, дошедший до наших дней, относится лишь к концу XVII века — Покровский собор. Остальные исторические здания были построены и того позднее — в XVIII–XIX веках.
Согласно былинам, в брянских лесах жил Соловей-разбойник — главный противник Ильи Муромца. Отсюда же был родом и легендарный монах-богатырь Александр Пересвет, чей поединок с Челубеем предшествовал Куликовской битве.
Автор: Лидия Утёмова
Теги:
Города РоссииСлавянская культураПубликации раздела Традиции
Откройте для себя Суздаль — средневековый русский город.
|Baltic ToursАвтор: Лаура Желвите | 11 августа 2016 г.
В самом сердце Золотого кольца России стоит прекрасный город Суздаль. В 19-м Суздале не было железнодорожного вокзала, а вместе с поездами, кажется, и 20-й век обошел город стороной. Но сейчас это означает лишь то, что Суздаль – прекрасно сохранившийся аутентичный деревенский город. Когда вы откроете для себя Суздаль, средневековый русский город, вы будете поражены древним искусством деревянного зодчества, красивыми церквями и лугами, усыпанными полевыми цветами. Город очень гордится сохранившимися аутентичными русскими традициями. Посетите Суздальский кремль или Музей деревянного зодчества и сельского быта и познакомьтесь с историей средневековой Руси.
Аутентичная деревянная архитектура
Более тысячи лет, вплоть до 18 века, дерево было основным материалом для строительства всего, от домов и амбаров до церквей и дворцов. Так что неудивительно, что дерево является отличительной частью традиционного наследия России. На севере России расположены, пожалуй, самые интересные деревянные церкви во всей стране. Строительство храмов началось с простых построек и переросло в очень сложные и удивительные архитектурные творения. К сожалению, ни одна из ранних деревянных церквей не сохранилась, но некоторые замечательные постройки пережили суровые зимы и неумолимую историю. К счастью для нас, удивительные жители Суздаля оценили подлинность традиционной деревянной архитектуры и защитили оставшиеся храмы от гниения, сожжения или вандализма. В настоящее время в Суздале есть как минимум три или четыре исключительных исторических деревянных церкви.
Вдохновляющая и чистая природа
В России есть места, где можно насладиться всей красотой дикой и нетронутой природы. Суздаль окружен лугами, полными полевых цветов, и красивыми огромными лесами. Если вы любите бродить по природе, обязательно отправляйтесь на сбор цветов или грибов во время вашего тура по Суздалю. Местные власти сделали все, чтобы сохранить поразительную красоту дикой русской природы. Даже в зимнее время, когда наступает суровая погода и все засыпает толстым слоем снега, Суздаль выглядит завораживающе.
Праздники в Суздале
Несмотря на свои небольшие размеры, Суздаль по-прежнему остается культурным городом. С 2002 года при поддержке Министерства культуры России в городе проходит Открытый Российский фестиваль анимационных фильмов. Это мероприятие проводится ежегодно с 1996 года, но через шесть лет переехало в Суздаль. На фестивале проводятся конкурсы, участники которых представляют свои фильмы и голосуют друг за друга. В конце мероприятия победителям вручаются призы. На фестивале можно увидеть подавляющее большинство российских анимационных фильмов — его стоит посетить, если ваша экскурсия по Суздалю состоится в нужное время. А еще в Суздале проходит ежегодный праздник День Огурца! Каждую вторую субботу июля местные жители отмечают этот день народной музыкой и аутентичными традиционными праздниками. Это веселый день и незабываемые впечатления от участия в нем.
Когда приезжаешь в Суздаль, кажется, что каждая маленькая скала и каждое здание просто излучают историю. Это город, где можно открыть для себя подлинную средневековую историю России. Тысячи туристов стекаются из Москвы в Суздаль каждый день, и поверьте – вы просто обязаны сделать то же самое!
УЗНАТЬ СУЗДАЛЬ СЕЙЧАС
Кижский погост — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Архитектурный ансамбль Кижского погоста расположен на узкой косе в южной части острова Кижи, небольшой остров Кижского архипелага в Онежском озере. В архитектурный ансамбль входят две деревянные церкви XVIII в.: Преображенская и Покровская, а также восьмигранная деревянная колокольня, построенная в 1862 г. и значительно перестроенная в 1874 г.
Церкви на острове Кижи впервые упоминаются в летописях XVI века. Они сгорели после удара молнии в 1693 году, а на месте прежних были построены нынешние храмы.
Ансамбль свидетельствует о высокоразвитом столярном искусстве русского народа. В настоящее время это единственный сохранившийся в России ансамбль с двумя многоглавыми деревянными церквями. Преображенская церковь – памятник с исключительными архитектурными и конструктивными особенностями. Он не имеет аналогов ни в российском, ни в мировом деревянном зодчестве. Считающийся местными жителями настоящим чудом света, он породил легенду о мастере Несторе, который построил 37-метровую церковь без гвоздей, используя только топор. Преображенская церковь использовалась в летнее время, когда верующие приезжали из самых отдаленных районов прихода на богослужения. Дендрохронологическое исследование материалов устанавливает дату его постройки после 1713-14 гг. Восьмиугольник, определяющий композицию крестообразной церкви, расширен продолговатыми нишами, обращенными к четырем сторонам света. Нефу, окруженному боковыми проходами, предшествует на западе выступающий притвор, к которому ведут две лестницы.
Церковь Покрова Зимняя относится к церквям «корабельного типа» и представляет собой более простое сооружение. Построена в 1764 г. по типу «восьмиугольная призма на кубе». уникальный элемент русского деревянного зодчества, так как этот тип церкви традиционно венчался шатровой крышей.Восемь куполов опоясывают центральную луковичную главу высотой 27 м и, перекрывая центральное пространство параллелепипеда, придают ему более статичный вид.
30-метровая колокольня традиционного типа «восьмерик на кубе» с высоким кубом (2/3 высоты сооружения). Колокольня венчает сооружение. Он имеет девять столбов, поддерживающих шатровую крышу с луковичным куполом, покрытым гонтом.
Кижский погост – уникальный памятник русского деревянного зодчества, общепризнанный шедевр мирового зодчества. Он отличается гармонией размеров и форм, художественным единством построек, построенных в разное время. Архитектурную красоту ансамбля подчеркивает выразительный ландшафт, который можно отнести к национальному.
Критерий (i): Воспринимаемый жителями Карелии как «истинное восьмое чудо света», Кижский погост действительно является уникальным художественным достижением. Он не только объединяет в одном корпусе два многокупольных храма и колокольню, но и эти необычно спроектированные, идеальные по пропорциям деревянные конструкции прекрасно гармонируют с окружающим ландшафтом.
Критерий (iv): Среди пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе России Кижский погост представляет собой выдающийся образец архитектурного ансамбля, характерного для средневековых и постсредневековых православных поселений в малонаселенных районах, где миссионерам приходилось справляться с обширными христианскими общинами и суровым климатом. Доступный по суше или воде, погост сгруппировал религиозные постройки, которые также можно было использовать для других случайных целей; например, просторная трапезная использовалась как зал собраний деревенской общины.
Критерий (v): Погост и постройки, объединенные в музейную территорию в южной части Кижей, являются исключительными образцами традиционной деревянной архитектуры Карелии и, в целом, север России и финско-скандинавский регион.
Русские плотники, слава которых уходит корнями в средневековый Новгород, довели столярное искусство до апогея. Необратимые изменения привели к исчезновению этого традиционного навыка. Поэтому совершенно необходимо, чтобы такие ансамбли, как Кижский погост, были сохранены за их иллюстративную ценность в истории древней техники и за то, что они рассказывают нам о старом образе жизни.
Целостность
Все атрибуты, передающие выдающуюся универсальную ценность объекта, включены в границы объекта и имеют достаточный размер для обеспечения полного представления характеристик, передающих его значение. Целостность архитектурного ансамбля Кижского погоста, обнесенного деревянной оградой, в значительной степени сохранена и не подвергается угрозе современной застройки или запущенности.
Приходские храмы острова Кижи издревле являются центром духовной жизни края и символом общности большого крестьянского мира, объединенного экономическими, социальными и семейными узами. Поэтому было необходимо, чтобы церковь, кладбище и здания, необходимые для религиозной жизни отдаленных общин, были сгруппированы в одном месте.
Кижский погост уже много столетий доминирует на целостной территории. Строения расположены в виде треугольника, что создает целостность ансамбля. Структура сел и ландшафт, отражающие систему традиционного землеустройства в крестьянском земледелии, не нарушенные современной застройкой, сохранились до настоящего времени. Для поддержания этих условий необходимо контролировать застройку вблизи объекта и его окружение.
Подлинность
Кижский погост — это иллюстрация плотника, доводящего технику до предела. В конструкциях ансамбля блестяще и совершенно реализованы традиционные строительные приемы и конструктивно-декоративные элементы, веками использовавшиеся в русской архитектуре.
На протяжении своей 300-летней истории памятники периодически ремонтировались. В 19 веке стены церквей были обшиты защитным сайдингом и выкрашены в белый цвет, а купола покрыты металлическими листами. Реставрационные работы в 1949-59 вернули церквям их прежний первоначальный вид. В 1980-83 годах в интерьере Спасо-Преображенской церкви был установлен стальной каркас, из конструкции удалены иконостас и элементы интерьера.
Несмотря на эти вмешательства, конструкции не претерпели существенной реконструкции и сохранили значительную часть первоначальных элементов и материалов. Для поддержания условий подлинности критерии и рекомендации по реставрации имеют решающее значение для обращения с элементами из разных периодов, свидетельскими знаками и другими вопросами.
Кижский погост представляет собой важный шаг в утверждении Православия на Русском Севере. Церкви использовались для богослужения с момента их постройки, за исключением советского периода 1937-1994 годов.
Требования к охране и управлению
Кижский погост является памятником истории и культуры федерального значения, охраняемым в соответствии с Федеральным законом № 73 «О культурном наследии (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», от 25 июня 2002 г. В 19Указом Президента Российской Федерации № 93 внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Создание буферной зоны Кижского погоста является важным шагом в сохранении визуальной целостности исторического ландшафта и обеспечении целостности объекта и его окружения. Большое внимание необходимо уделить установлению эффективных партнерских отношений между властью, бизнесом и населением, стратегической защите этого исторического ландшафта, популяризации Кижского погоста как культурно-исторического объекта. Необходимо четко определить специфику ценных элементов территории и установить юридически допустимые формы их использования.
«План управления объектом всемирного наследия Кижский погост» является важным инструментом для защиты выдающейся универсальной ценности объекта и координации деятельности заинтересованных сторон. Текущее управление Кижским погостом возложено на Кижский государственный музей-заповедник, который осуществляет мониторинг, содержание и реставрацию памятников погоста. Как особо ценный объект культурного наследия Кижский погост охраняется пожарной командой и отрядом милиции специального назначения.
Leave A Comment