Задатки. Что такое «Задатки»? Понятие и определение термина «Задатки» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Задатки – особенности нервной системы, которые выступают в качестве основы для дальнейшего формирования способностей. Любые способности, которыми владеет человек и которые необходимы для успешной жизнедеятельности, должны иметь некоторые предпосылки для их проявления (в виде задатков).

Согласно утверждению советского психолога Б.М. Теплова, способности – это задатки в развитии. В зависимости от способа образования задатки делятся на врожденные (природные) и приобретенные (социальные). Задатки первого типа есть у человека с момента его рождения — при этом, поскольку они связаны с особенностями формирования нервной системы, можно говорить об их генетической наследуемости.

В качестве примера врожденных задатков можно привести характеристики слухового восприятия. Такие задатки определяют индивидуальные различия между людьми. Второй тип задатков служит необходимой базой для развития более сложных способностей. Например, чтобы освоить высшую математику, необходимо понимать элементарную, поэтому эти знания сами по себе играют роль задатка (приобретенные навыки).

Задатки находятся в постоянном развитии, на каждом из этапов они приобретают новые свойства. Также характерной особенностью задатков выступает многозначность: на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности. Здесь имеет место быть и механизм компенсации. Например, для развития музыкальных способностей нужен абсолютный слух, но его отсутствие может быть компенсировано хорошей памятью на музыкальные интервалы.

< Зависть

Заикание >

Популярные термины

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Психологи выяснили, что пользователи социальных сетей делятся на 3 типа
    • 3 этапа, которые необходимо пройти после развода
    • «Хочу уволиться и начать работать на себя, но боюсь, что ничего не получится»
    • Как рак влияет на психику и чем может помочь психолог
    • Куда сходить в Москве в марте: 5 идей для новых впечатлений
    • Как появляется нелюбовь к телу: 3 неочевидные причины — объяснение фитнес-тренера
    • «Мужчины сводят все разговоры к теме секса. Это с ними или со мной что-то не так?»
    • «Я мечтаю о шизофрении, хочу стать чокнутой, хочу быть странной»

    Сегодня читают

    • «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
    • 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог
    • «Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Задатки и способности

    Задатки и способности — Задатки в психологии — наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата.

    Они являются существенными предпосылками способностей человека, однако задатки лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям — в этом состоит важное направление развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются при этом функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент.

    Одни и те же задатки могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются так или иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Человек обладает способностью сознательно развивать свои способности и тем самым совершенствовать деятельность. Существует и обратная зависимость: сознательное улучшение деятельности обычно приводит к совершенствованию способностей.

    Задатки бывают разных видов. Задатки первого вида не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений. Их значение ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому, все-таки больше влияют на их содержательную сторону.

    При наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро, и даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.

    Интересно, что в истории психологии имелось представление, согласно которому способности это индивидуальные особенности человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов

    общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн). То есть, если речь вести о каких-либо общественно-бесполезных видах деятельности (например о компьютерных играх) или тем более об антиобщественной деятельности, готовность к ним будет рассматриваться не как способности, а как что-то иное. Соответственно задатки разовьются не в способности, а во что-то иное.

    Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки, перефразируя вышесказанное, это врожденные «способности к способностям». Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.

    Б. М. Теплов считал задатки врожденными анатомо-физиологическими особенностями нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей.

    Он же обозначил несколько признаков способностей: они имеют индивидуально-психологические особенности, определяют успешность выполнения деятельности, но при этом не сводятся к ЗУНам, но обуславливают и быстроту обучения новым способам, и приемам деятельности.

    Задатки влияют на формирование и развитие способностей. Способности влияют на образование ЗУНов. ЗУНы влияют на деятельность. Однако будет неверным утверждение, что задатки или способности влияют на деятельность лишь опосредованно, через ЗУНы. И задатки, и способности оказывают влияние на деятельность непосредственно. Например, врожденные особенности слухового анализатора и степень его развития непосредственно влияет на работу музыканта или переводчика.

    Для понимания связи между задатками, способностями и ЗУНами уместно воспользоваться следующей аналогией. Предположим, гончар задумал создать новое творение. Он выбрал глину (задатки). Затем слепил горшок (сформировал способности), обжег его (развил и закрепил способности). Потом кто-то (сам гончар или покупатель) уже наполнил горшок водой, крупой или еще чем-то (образовались ЗУНы). Если глина плохая, не получится создать горшок большим или сложной формы. Если горшок маленький, в него не получится положить многого. Если он треснувший, он будет непригодным для хранения воды.

    Способности, таким образом, отражают по большей мере физиологическую развитость мозга, функциональную его готовность к длительному выполнению какой-либо деятельности. Обывательское представление о способностях обычно ограничивается тем, что они представляются некоторым даром или даже сверхвезучестью: способного ученого Архимеда озарило во время принятия водных процедур, везунчику Ньютону повезло сесть под нужное дерево и т.д. На самом деле способности ученых кроются в функциональной готовности заниматься интеллектуальной деятельностью часами, неделями, годами.

    Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни.

    Обычно, конечно, это происходит в молодые годы, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет. С. А. Маничев предложил ряд критериев для определения сформированности способностей:

    1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация (склонности и способности довольно тесно и органично связаны).

    2. Темп обучения каким-либо ЗУНам (любой здоровый ребенок, например, может изучить в полном объеме любой школьный предмет, если постарается, однако способный ребенок это сделает в разы быстрее).

    3. Наличие границ способности (возможно, человек просто прилежен, и тогда его успехи будут разносторонни, у способного человека успехи очерчены довольно четкими границами).

    4. Нестандартность результатов (способный человек не только усваивает учебный материал, но и находит в нем новые смыслы, скрытые связи, закономерности и т.д., что может приводить к новым, неожиданным для окружающих результатам).

    5. Общественное признание (само слово «способности», хотя и не явно, но подразумевает хоть какую-то ценность, полезность для общества, если человек обладает единичной «способностью», например быстро сортировать речные камни по цвету, никто не назовет его «способным», потому что не соперников).

    6. Помехоустойчивость (способность проявляется довольно устойчиво, мало зависит от обстоятельств).

    7. Уровень обобщенности, перенос (способности, хотя и имеют довольно четкие границы, но при этом распространяются на довольно широкие сферы ЗУНов, при этом при некоторой «доработке» человек легко начинает проявлять способности в смежных сферах, там, где раньше способности не проявлялись).

    На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает окружение. Под окружением здесь понимается не только социальное окружение: семья, друзья, школа и иные социальные институты. В окружение также входит и материальная среда: инструменты, технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

    При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности. Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

    Считается, что большинство очень способных людей имеют ярко выраженные природные задатки. Проявляется это в первую очередь в весьма раннем проявлении этих способностей у талантов и гениев. Талант — это способность к достижениям высшего порядка. Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое и очень важное.

    Другие факторы, влияющие на развитие способностей:

    — время выявления (раннее выявление способности способствует лучшему дальнейшему ее развитию),

    — интерес (источником интереса может быть и сама деятельность, но имеет значение и изначальный интерес — жажда к получению новых знаний в определенной области),

    — всестороннее развитие интересов и способностей (распространенная ошибка заключается в замыкании на одном виде деятельности: считается, что не надо тратить время на посторонние вещи; это может привести и к угасанию интереса, и к образованию слишком узкого специалиста; довольно типичный пример — музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки, узость интересов и кругозора приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера),

    — соперничество (большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них — вечный источник энергии),

    — сотрудничество (соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество — соперничество, в общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей — своего рода «обжиг»).

    Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

    Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

    решений Определение и значение | Dictionary.com

    • Основные определения
    • Викторина
    • Связанный контент
    • Примеры

    / (ˈmeɪkɪŋz) /

    Сохранить это слово!

    См. синонимы задатков на Thesaurus.com


    пл.н.

    потенциал, качества или материалыу него были задатки лидера

    Также называется: сленговый табак и папиросная бумага, используемые для скручивания сигарет

    прибыль; заработок

    ВИКТОРИНА

    ВСЕ ЗА(U)R ЭТОГО БРИТАНСКОГО ПРОТИВ. АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА

    Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!

    Вопрос 1 из 7

    Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.

    Слова рядом

    Махачкала, Махлуф, маки, макимоно, изготовление, изготовление, Макеевка, Мекка, макна, мако, Маконде

    Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

    Слова, относящиеся к задаткам

    пригодность, способность, способность, компетенция, опыт, пригодность, ноу-хау, мастерство, квалификация, сообразительность, умение, пригодность, фактор, ингредиент, предмет, периферия, часть, сегмент, единица, способность

    Как использовать в предложении

    • Короче говоря, у него были все задатки для учений по ядерной атаке, часть эскалации дальних операций русских по всему миру.

      США и Россия перевооружаются для новой холодной войны|Билл Свитмен|30 сентября 2014 г. |DAILY BEAST

    • Добавьте к этому Человека Икс, чья особая сила защищает свободу вероисповедания, и у вас есть задатки кинофраншизы .

      Фильм ужасов «Хобби-хобби Рика Санторума»|Дин Обейдаллах|2 июля 2014 г.|DAILY BEAST

    • Для таких фанатов Шварценеггера, как я, фильм имел все предпосылки для прорыва.

      Это конец возвращения Арнольда Шварценеггера?|Эндрю Романо|30 марта 2014|DAILY BEAST

    • Он продемонстрировал, что у него есть задатки будущего морского пехотинца после того, как мать отправила его с последним поручением в ближайший гастроном.

      Почему мой сын был убит в Эль-Фаллудже, а его убийца освобожден?|Майкл Дейли|12 января 2014 г.|DAILY BEAST

    • Приехав в Америку в конце 1774 года, уже под 40, Пейн не только имел все задатки радикала.

      Мы радикалы в душе: новая история неправильно понимает Америку|Харви Дж. Кэй|5 декабря 2013|DAILY BEAST

    • Если бы в нем были задатки простого триммера и политика, вдобавок к жалкому тщеславию что раскололо его сегодня?

      Предки|Гертруда Атертон

    • А знаешь ли ты, Хилари, в Лиоше есть задатки чертовски прекрасной женщины, если бы только знать, как ее увести.

      Джеффри|Уильям Дж. Локк

    • Ужины, доставка цветов и вечерние занятия любовью — в то время это казалось основным занятием казарм Джефферсона.

      Путь человека|Эмерсон Хаф

    • Ни то, ни другое мне не удавалось, но я, должно быть, поразил его тем, что у него есть «задатки» не знаю чего.

      В соответствии с доказательствами|Оливер Онионс

    • Но у Колина были задатки рыболова, и он мог инстинктивно оценить необходимое давление.

      The Boy With the U. S. Fisheries|Francis Rolt-Wheeler

    определение в кембриджском словаре английского языка

    Как произносится изготовление ?