Практическая работа «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»
Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки.Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.
Что делаем. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло (1).
Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле (2).
Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой (3).
Что делать. Накройте покровным стеклом (4).
Временный микропрепарат кожицы лука готов (5).
Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой (6).
Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15).
Что наблюдаем. При большом увеличении (7) можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (окрашена йодом).
В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.
Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками.Таким образом, клетка — это единица строения растения.
Презентация
.ppt
Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука
biouroki.ru
Клетки лука — Microbia.ru
Кожица лука является классическим и самым простым растительным препаратом, который можно посмотреть под микроскопом. Почему? Во-первых, потому что нет необходимости делать срез, кожица лука очень легко отделяется. Во-вторых, клетки в ней расположены в один слой, что очень удобно для просмотра под микроскопом. В третьих, лук доступен повсеместно и в любое время года. Сложно представить более удобный объект для изучения растительных клеток.
Необходимо:
- Луковица;
- Йод или зеленка.
Итак, берем луковицу, удаляем сухую чешую, разрезаем и отделяем пленку от мясистых чешуй. Ее можно взять как с вогнутой так и с выпуклой сторон. Кожица легче отделяется с вогнутой стороны, однако клетки там бывает очень длинные и тонкие, поэтому лучше взять с выпуклой.
Помещаем небольшой кусочек кожицы в капельку воды на предметное стекло. Чтобы хорошо были видны ядра, препарат нужно окрасить. Для этого можно использовать йод или зеленку. Зеленку нужно предварительно развести в 4-6 раз.
Увеличение 100х, без окраски. Ядра без окраски не видны или видны плохо, их можно рассмотреть только при правильной настройке освещения, с прикрытой аппертурной диафрагмой
Увеличение 400х, без окраски. Можно рассмотреть ядро.
Увеличение 100х, окраска йодом
Увеличение 400х, окраска йодом.
Увеличение 600х, окраска йодом
Увеличение 100х, окраска бриллиантовым зеленым
Увеличение 400х, окраска бриллиантовым зеленым.
Хорошо видны ядрышки — по одному или два в каждом ядре
microbia.ru
Лабораторная работа «Микроскопическое строение кожицы лука»
Биология 6 класс
Тема №2 Клеточное строение растений .
Урок 1(4): Строение и жизнедеятельность растительной клетки.
Лабораторная работа №2 «Клеточное строение кожицы лука»
Цель : выявить особенности строения растительной клетки.
Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, вода. раствор йода, салфетка.
Ход работы:
1 этап : Приготовление микропрепарата
Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей..
Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.
Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом.
2этап : Микроскопирование при малом увеличении.
1.Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
2. Проанализируйте текст и соотнесите с полученным вами изображением клеток лука.
«На микро препарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой .
Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами, которые можно различить только при большом увеличении.
В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность.
Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (от греческих слов «китос» — сосуд и «плазма» — образование). При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором можно различить ядрышко. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение.
3 этап : Окрашивание препарата раствором йода. Микроскопирование при большом увеличении.
1. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
2. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
4 этап : Оформление результатов работы. Формулировка выводов.
1.Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.
2. Сделайте выводы об особенностях строения растительной клетки.
infourok.ru
(рис.2) Чистое предметное стекло рука кладет на стол.
(рис.3) Удаляется предметное стекло.
(рис.4)
Рука с пинцетом, помещает кожицу лука в каплю воды.
(рис.5)
(рис.6)
(рис.7) Рука убирает препарат с предметного столика. Препарат удаляется.
Руки вращают револьверный столик, останавливается объектив, увеличивается изображение объектива и цифры на нем (х20), объектив возвращается к исходному размеру. Руки вращают зеркало.
(рис.8) Последовательно появляются надписи со стрелками:
(рис.9) Увеличить одно изображение клетки с подписями. Текст вывода появляется под рисунком клетки
|
Сделайте вывод.
|
kopilkaurokov.ru
Строение растительной клетки. – Книга для чтения по ботанике – Kaz-Ekzams.ru
admin 23.08.2010
Книга для чтения по ботанике
Изучить строение растительной клетки с помощью микроскопа легче всего, рассматривая препарат кожицы лука. Для этого возьмите луковицу репчатого лука и снимите с нее наружные сухие чешуйки. Затем иглой приподнимите и снимите маленький кусочек тончайшей прозрачной кожицы, покрывающей поверхность белых мясистых чешуй.
Пипеткой или стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло одну-две капли чистой воды, в воду положите кусочек снятой кожицы лука. Чтобы кожица легла ровно, ее надо аккуратно расправить в капле воды кончиком иголки, а затем окрасить каплей раствора йода. После этого кожицу, лежащую на предметном стекле, сверху закройте тонким покровным стеклышком. Готовый препарат теперь можно перенести на предметный столик штативной лупы или микроскопа и рассматривать.
Рис. 16. Приготовление препарата: 1 — нанести каплю воды на предметное стекло; 2 — разрезать луковицу вдоль, отделить мясистую чешую, снять с нее тонкую кожицу; 3 — положить кожицу на предметное стекло в каплю воды; 4 — расправить кожицу иглой и закрыть сверху покровным стеклышком
Клетки кожицы лука настолько мелки, что рассмотреть их без увеличительного прибора невозможно.
Штативная лупа позволяет различить клетки кожицы лука. Они плотно прилегают одна к другой и вытянуты в длину.
Но рассмотреть подробности их строения с помощью штативной лупы тоже нельзя: увеличение недостаточно.
Строение клетки надо рассматривать под микроскопом.
Под микроскопом клетки кожицы похожи на прижатые друг к другу крошечные мешочки, наполненные слизистым содержимым.
Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, пронизанную микроскопическими отверстиями — порами. Под оболочкой внутри клетки находится живое бесцветное вязкое вещество — цитоплазма. Цитоплазма медленно движется и может сжиматься. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме находится небольшое плотное тельце — ядро с ядрышком. С помощью электронных микроскопов, имеющих большое увеличение, ученые установили, что ядро клетки очень сложно по своему строению.
Почти во всех, особенно в старых, клетках хорошо заметны полости — вакуоли. Они заполнены клеточным соком.
Клеточного сока иногда бывает так много, что цитоплазма и ядро оттесняются к оболочке, а всю середину клетки занимает одна большая вакуоль. Клеточного сока много в клетках спелых плодов и в сочных, мясистых органах растений. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем оболочки клеток, и из вакуолей вытекает сок. Клеточный сок — это вода с растворенными в ней солями, сахаром и различными другими веществами. Например, в клеточном соке лимона растворена лимонная кислота.
В клеточном соке содержатся также различные красящие вещества, придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам цветков и другим органам растений.
В цитоплазме в большом количестве встречаются мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении пластиды хорошо различимы. Можно даже подсчитать их число. В клетках разных органов растений число их различно. Например, в каждой клетке листа встречаются до 100 и более пластид.
В клетках кожицы лука пластиды бесцветные. У цветковых растений различают зеленые пластиды, желтые, оранжевые, красные и бесцветные. От окраски пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке, зависит окраска растений. Хлоропласты — это зеленые пластиды.
Живые клетки цветковых растений обычно имеют цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком и прозрачную оболочку. Окраска же, форма и размеры клеток различных органов растений очень разнообразны.
Рис. 17. Строение клетки кожицы лука: 1 — ядро; 2 — цитоплазма; 3 — оболочка; 4 — вакуоли.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотров: 6 730
kaz-ekzams.ru
Параграф 7. Строение клетки
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
Рабочая карта урока.
Учени___ 5 класса __________________________________________________
Тема урока:________________________________________________________
Проверь себя, как ты выучил материал по теме «Строение клетки»
Вставь в тексте пропущенные слова.
«Клетка снаружи имеет плотную_____________ . Под ней расположено живое бесцветное полужидкое вещество — ___________, в котором находиться округлое тельце -__________ . В цитоплазме расположены полости — __________, заполненные ______________ _______ и многочисленные мелкие тельца — ____________, из них зеленые носят название _______________»
Лабораторная работа « Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» (стр. 36)
Цель:________________________________________________________________________.
Опишите последовательность приготовления микропрепарата.
1)________________________________________________________
2)________________________________________________________
3)________________________________________________________
4)________________________________________________________
2. Подготовить микроскоп к работе.
3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.________________________________________
__________________________________________________________________
Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?___________________________________
_____________________________________________________________
Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить микропрепарат.
Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении.
С лука сняли кожицу
Тонкую, _____________,
Положили кожицу
На стекло_____________
Микроскоп поставили,
Препарат — на___________,
Объектив направили,
Глядь, а лук из долек!
Дольки – это_____________
С ядрами внутри.
________________ крупные
В клетках рассмотрели.
Снаружи — _______________,
Под нею — ________________
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.
Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления микропрепарата.
1 2 3 4
Правильный ответ:____________________________________________________________
Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ | ЧАСТИ КЛЕТКИ |
А) содержит клеточный сок | 1) ядро |
Б) небольшое плотное тельце | 2) цитоплазма |
В) прозрачная и полупроницаемая | 3) оболочка |
Г) придают окраску осенним листьям | 4) вакуоль |
Д) вязкое вещество | 5) пигменты |
а | б | в | г | д |
Задание №4. Правильны ли следующие утверждения?
Выпишите номера только правильных утверждений.
1.Все растения состоят из клеток.
2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки
3.В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза
4.Цитоплазма – внутренняя среда клетки
5. Оболочка клетки не проницаема
Подведем итоги:
Мне было интересно ….
Мне было трудно ….
Сегодня я узнал ….
Я научился ….
Урок биологии в 5 классе. «____»_______________ 20 ___ г.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Цель. В процессе учебной работы над заданиями ученик должен научиться готовить микропрепарат кожицы лука и находить основные части клетки на микропрепарате и рисунке.
Задачи:
образовательные: дать элементарные представления о строении растительной клетки
воспитательные: закрепить — навык исследовательской работы; развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
развивающие: продолжить — развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки; формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах; конкретизировать основные понятия темы.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Учащиеся должны знать: элементарное строение клетки; значение частей клетки, их названия; название и назначение лабораторного оборудования.
Учащиеся должны уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; находить на микропрепарате изучаемые органоиды; зарисовывать рассматриваемые объекты.
Метапредметные:
Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое умение организовывать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Личностные:
Проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)
Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа (один на пару), репчатый лук, порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные и покровные (для каждого), стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, тряпочки, иод; Компьютер, проектор, интерактивная доска. Рабочая карта урока.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация новых знаний и проверка домашнего задания.
Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке. Для этого послушайте стихотворение.
Препарат растения
В микроскоп рассмотрим,
Объектив опять направим,
Ахнем или охнем!
Клетки у растения –
Типичного строения.
В клетках есть ядро,
С ядрышком внутри оно.
Оболочка, цитоплазма,
Из пластид там- лейкопласты, хлоропласты, хромопласты!
Какое строение имеет клетка?
Проверь себя, как ты выучил материал по теме «Строение клетки»
Вставь в тексте пропущенные слова.
«Клетка снаружи имеет плотную_____________ . Под ней расположено живое бесцветное полужидкое вещество — ___________, в котором находиться округлое тельце -__________ . В цитоплазме расположены полости — __________, заполненные ______________ _______ и многочисленные мелкие тельца — ____________, из них зеленые носят название _______________»
Изучение нового материала.
Лабораторная работа « Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» (стр. 36)
Цель: изучить строение растительной клетки на примере кожицы лука
Ход работы.
Опишите последовательность приготовления микропрепарата.
1)________________________________________________________
2)________________________________________________________
3)________________________________________________________
4)________________________________________________________
2. Подготовить микроскоп к работе.
3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.________________________________________
__________________________________________________________________
Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?___________________________________
_____________________________________________________________
Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Беседа по результатам лабораторной работы.
Как вы приготовили препарат кожицы лука?
Зачем окрашивали кожицу лука йодом?
Какие части клетки увидели под микроскопом?
Какое строение имеет растительная клетка?
Что отсутствует в клетке кожицы лука?
Подведем итог:
— растения состоят из клеток;
— разные клетки имеют схожее строение.
— клетка – целостная биологическая система.
— клетка является основной структурной единицей живого организма.
Закрепление.
Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить микропрепарат.
Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении.
С лука сняли кожицу
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат — на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри.
Вакуоли крупные
В клетках рассмотрели.
Снаружи — оболочка,
Под нею — цитоплазма
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.
Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления микропрепарата.
2143
Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ | ЧАСТИ КЛЕТКИ |
А) содержит клеточный сок | 1) ядро |
Б) небольшое плотное тельце | 2) цитоплазма |
В) прозрачная и полупроницаемая | 3) оболочка |
Г) придают окраску осенним листьям | 4) вакуоль |
Д) вязкое вещество | 5) пигменты |
Задание №4. Правильны ли следующие утверждения?
1.Все растения состоят из клеток.
2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки
3.В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза
4.Цитоплазма – внутренняя среда клетки
5. Оболочка клетки не проницаема
Домашнее задание.
Стр. 34-37, написать хвалебную оду для клетки
Рефлексия.
Мне было интересно ….
Мне было трудно ….
Сегодня я узнал ….
Я научился ….
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Leave A Comment