Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?

В стихотворении «Узник» в первом и втором четверостишии ощущение замкнутого пространства передается не глаголами, а описанием места — это решетка, которая отрезает героя от внешнего мира, это слово темница, как некое место, покинуть которое узнику нельзя, и которое обычно очень тесное, это слово Неволя — принуждение герою оставаться в его темнице. Глаголы же в первых четверостишиях относятся к свободному орлу, который находится вне решетки и только подчеркивает своей свободой замкнутость пространства узника.

Ну а последних строках героя манит воля, безбрежные просторы, которые и описаны формами белеют и синеют. Мысленно он покинул темницу и летит вслед за орлом.

Владимир Дубровский очень тяжело перенес кончину своего отца. Как пишет Пушкин, Дубровский стоял в церкви и лицо его страшным. Сразу после похорон Дубровский ушел в лес — ему требовалось побыть одному. Он бесцельно бродит по роще, чтобы усталостью заглушить терзающую его боль от потери любимого человека. Он ничего не замечает вокруг, оступается, соскальзывает в болото, Дубровского не покидает гнетущее чувство одиночества, которое только теперь нахлынуло на молодого человека.

Вместе с тем, помимо смерти отца его тревожат мысли о будущем, он беспокоится, что может вскорости остаться нищим и не знает что с этим делать.

Чтобы правильно ответить на этот вопрос о стихотворении Пушкина «Узник» давайте сперва подумаем, а какое чувство вообще сильнее для нас — грусть или надежда? Наверное все-таки надежда, потому что это более позитивное чувство, которое может побороть любую грусть и любую печаль.

Так и в стихотворении «Узник» герой вроде бы находится в темнице, за решеткой и грустит, потому что лишен свободы. Но надежда дарит ему ощущение свободы, он верит, что сейчас они вместе с орлом сорвутся с места и полетят туда, где горы, море и где гуляет вечно свободный ветер.

Чувство надежды в этом стихотворении выражено сильнее и поэтому строки в которых оно присутствует выделяются восклицательными знаками.

Судейские чиновники ведут себя в Кистеневке так, как они обычно себя ведут — хамовато и нагло. Впрочем, они-то уверены в свое праве, уверены, что им обязаны подчиниться, уверены, что никто не посмеет сказать им слово поперек.

Исправник откровенно веселится,отпускает сальные шуточки, когда Дубровский требует объяснения, то в ответ нарывается на откровенную грубость и пренебрежение:

Такое поведение судейских, оскорбления которые вынужден выслушивать от них молодой и любимый барин, а крестьяне продолжают считать Дубровского своим барином, вызывает неудержимый гнев толпы. И судейские чиновники могли бы тут же на месте пожалеть о своем хамстве, но заступничество Дубровского на время спасет их.

В повести «Дубровский» Пушкин показывает любовь простых крестьян к своему барину, и старому и молодому. Только похоронили старшего Дубровского. Приезжает исправник и судейские, чтобы отобрать имение. Дубровский подходит, когда толпа крестьян уже возмущена действиями судейских. Они обращаются к Дубровскому с просьбой разрешить им разобраться судейскими. Стоит шум и гомон.

Но возмущение толпы нарастает и становится просто взрывоопасным, когда Шабашкин пытается заставить крестьян признать своим барином Троекурова.

Толпа угрожающе двинулась на судейских и быть бы тем растерзанным если бы не заступничество Добровского, который решил обратиться за заступничеством к царю. Эти слова успокаивают толпу.

«Пущину» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – идея, история создания, рифма

Александром Сергеевичем Пушкиным было написано немало произведений, посвященных близким и дорогим сердцу людям. Стихотворение «Пущину» было посвящено верному лицеистскому другу Пушкина, и написано в драматический период жизни обоих товарищей. Предлагаем краткий анализ «Пущину» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Анализ стихотворения «Пущину» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И. И. Пущину.

История создания – Стих написан в 1826 году и посвящен Ивану Пущину, близкому другу поэта.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй – старается поддержать друга в его трагическую минуту.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры«лучом лицейских…дней».

Эпитеты – «бесценный», «печальным», «ясных».

Олицетворение – «колокольчик огласил».

Анафора

– «Да голос.… Да озарит…».

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего излишне «вольные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьезного конфликта с местным губернатором он был сослан родовое поместье – глухое село Михайловское.

Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.

Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге.

В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.

Тема

Главная тема произведения – дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Он представляет ее как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешит в тяжелые минуты.

До последних дней своей жизни поэт оставался верен идеалам, заложенным во время обучения Старосельском лицее. Именно тогда судьба связала его с Иваном Пущиным, ставшим одним из самых верных и преданных его товарищей. Их связывало истинное братство и общие жизненные ценности – честь, свобода, любовь к отчизне.

Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшей отрадой, которую он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своем произведении.

Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.

Он молил «святое провиденье», чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено «лучом лицейских ясных дней». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и чувство уединения.

Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.

Композиция

В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.

Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.

Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.

Жанр

Произведение написано в жанре дружеского послания. За основу взят четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Произведение написано высоким торжественным стилем, который подчеркивается анафорой («Да голос.… Да озарит…») и старославянской лексикой («святое провиденье»).

Эмоции и переживания автора подчеркивают эпитеты бесценный», «печальным», «ясных»), метафоры лучом лицейских…дней»), олицетворения колокольчик огласил»).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 102.

Урок литературы «Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе
по теме:
«Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры».

Цель урока:

сформировать у учащихся представление об особенностях художественного послания, о двусложных размерах стиха.

Задачи:

Образовательные: ввести в новую тему, продолжить знакомство с биографией А.С. Пушкина, лицейскими друзьями поэта; обозначить роль друзей в жизни Пушкина и его поэзии; рассмотреть художественные особенности стихотворного послания; познакомить с особенностями двусложных размеров стиха;

Развивающие: развитие навыка выразительного чтения лирического стихотворения, творческих и исследовательских способностей учащихся, умения находить необходимую информацию из различных источников; отработка умения подбирать материал к презентации, правильно оформлять презентацию.

Воспитывающие: формирование интереса и любви к русской литературе; воспитание на примере А.Пушкина трепетного чувства к друзьям и дружбе.

Оборудование:

  • портреты А. Пушкина, В. Кюхельбекера, А. Дельвига, К. Рылеева, И. Пущина;

  • тетради на печатной основе;

  • проектор, компьютер;

  • таблица стихотворных размеров;

  • оформленная доска (тема, знать, уметь).

Тип урока – комбинированный (смешанный)

На уроке используется ЭОР — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее…

Учитель:

Сегодня мы продолжаем разговор об Александре Сергеевиче Пушкине, начатый на предыдущем уроке.

Александр Пушкин — «солнце русской поэзии» — так всегда называли Пушкина, так называем его и мы. Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место не только в культуре России, но и мировой культуре: он создал художественные ценности мирового уровня. И как человек, и как художник, Пушкин стал символом русской духовной жизни.

«Пушкин – наше всё»,- говорили о нём.

(Ученики просматривают слайды презентации)

  1. Постановка целей урока

Тема нашего разговора сегодня… (объявление темы, написана на доске).

На уроке мы вспомним лицейских друзей поэта, познакомимся со стихотворными особенностями художественного послания

(«И.И. Пущину»), научимся различать двусложные стихотворные размеры, отработаем технику выразительного чтения.

(Ученики записывают тему урока в тетрадь)

  1. Актуализация знаний

— Напомните, с каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке? («Узник»).

— Какую тему оно раскрывает? (Тема свободы).

— Как вы считаете, важно ли знать факты биографии при изучении художественного произведения?

— Да, это помогает понять произведение автора.

— С каким фактом биографии связано появление этого стихотворения? (Ссылка в Кишинёв).

— Напомните обстоятельства этой ссылки.

(Пушкин был сослан за вольнолюбивые стихи).

  1. Изучение новой темы

— Да, вольнолюбие Пушкина было не по нраву русскому царю, и Александр Сергеевич оказывается в Кишинёве.

Именно в Кишинёве было тайное общество будущих декабристов. Это были люди действия, они хотели изменить жизнь в России, ограничить власть царя парламентом и конституцией. Многие из будущих декабристов имели опыт боевых офицеров, ценили твёрдость, решительность, смелость, энергию.

По всей вероятности, Пушкин знал о готовящемся восстании. В числе будущих декабристов и тех, чьи стихи ценили декабристы, были и друзья поэта И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер.

Расскажите, что вы знаете о них.

Выступления подготовленных учеников с презентациями (полторы минуты каждая).

Иван Иванович Пущин – декабрист, коллежский асессор. Образование получил в Царскосельском лицее (1810 – 1817). Служил в лейб-гвардии Конной артиллерии. Вскоре после окончания лицея Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель».

Верховный суд в 1826 г., признав Пущина И.И. виновным, приговорил его к смертной казни, которая была заменена пожизненной каторгой.

На поселении и после возвращения из Сибири Пущин поддерживал отношения почти со всеми декабристами и членами их семей, вёл обширную переписку, помогал нуждающимся. Возвращён из ссылки в 1856 г.

И.И. Пущин (1798 — 1859)

Антон Антонович Дельвиг – барон, русский поэт, издатель.

В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей, учился лениво, но стихи начал писать рано.

В 1825 г. женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга.

В 1825 г. выпустил 7 книжек альманаха «Северные цветы», в 1829 г.- альманах «Подснежник», с 1830 г. начал издание «Литературной газеты», которое продолжалось и после его смерти.

Уже при жизни его стихи перелагались на музыку

Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым. А. А. Дельвиг (1798- 1831)

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – русский поэт, писатель, общественный деятель, декабрист.

В 1811 г. принят в Императорский Царскосельский лицей. Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься с 1815 г. в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». По окончании лицея в 1817 году вместе с Пушкиным зачислен в Коллегию иностранных дел.

С 1817 г. член тайной преддекабристской организации «Священная артель». Участвовал в восстании на Сенатской площади. Приговорён к каторжным работам на 20 лет. 22 августа 1826 года срок каторги был сокращён до 15 лет. Умер от чахотки в Тобольске.

В.К. Кюхельбекер (1797- 1846)

  1. Работа с учебником

В братстве друзья на протяжении всей жизни поддерживали друг друга. Когда Пушкина из Кишинёва перевели в Одессу, а затем в его имение Михайловское Псковской губернии и лишили возможности общаться с друзьями, именно Иван Пущин поддержал Пушкина, приехав в Михайловское.

Комментированное чтение статьи учебника (стр.67)

Это была последняя встреча друзей. Николай I жестоко расправился с восставшими: 5 человек казнены через повешение, 120 сосланы в Сибирь. Вот что об этом пишет И. Пущин.

Чтение подготовленным учеником дополнительного материала

Иван Пущин «Записки о Пушкине»

(отрывок)

«Сцена переменилась. Я осуждён. 1828 года, 5 января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьёва и отдаёт листок бумаги, на котором неизвестной мне рукой написано было: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

  1. Первичное восприятие текста.

— Послушаем стихотворение «И.И. Пущину» (чтение учителем наизусть).

  1. Анализ лирического стихотворения

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Перед нами стихотворное послание. Это один из самых распространенных в первой трети XIX в. жанров лирики. Стиль дружеских посланий, созданных русскими поэтами, богат и разнообразен. Этот жанр в первой половине 19 века можно считать своеобразной «лабораторией стиха» для многих поэтов, прежде всего для Пушкина. Он был одним из основных в романтической лирике. Но особенно важную роль сыграли дружеские послания в становлении реалистической лирики, свободной от жанровых канонов и стилевых ограничений. Главный признак любого стихотворного послания — наличие адресата, то есть человека, к которому обращается поэт. Дружеское послание — свободный жанр. Оно легко вмещает самое различное содержание: от дружеского подтрунивания до серьезных размышлений на общественные или философские темы (пушкинские послания к Чаадаеву). Послание иногда превращается из лирического монолога в диалог, спор с незримым собеседником. От других типов посланий дружеские стихотворные послания отличает ряд особенностей. Прежде всего они обращены к друзьям, что определяет их «домашний» характер. Стихотворные послания связывали поэзию и быт. Они сами легко становились фактами быта, составной частью дружеского общения, непринужденного, свободного от условностей и правил. Многие послания читались в кругу друзей, на дружеских пирушках, в литературных кружках. Появлялись ответные послания, иногда возникала целая дружеская переписка в стихах. В дружеских посланиях много бытовых деталей, шуток, намеков, вполне понятных адресатам этих стихотворений и требующих комментария для посторонних читателей. Жанр дружеского стихотворного послания был частью литературного быта, кружкового общения поэтов. Посланиями обменивались многие «друзья единых муз» в 1810-е — 1830-е гг.: А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский.

— Давайте, ребята, найдем художественные особенности послания «И.И.Пущину». Перечитайте 1-ю строку, что она содержит? (обращаем внимание на порядок слов)

(1-я строка содержит обращение)

— Какие слова указывают на личный характер?

(Местоимения я, мой)

— Что желает Пушкин своему другу?

Запись определения в тетрадь.

Комментирование последних 4-х строк.

— Что подчёркивает поэт такими оборотами?

Торжественность.

— Часто ли в обычной речи употребляется такая форма?

  1. Словарная работа

— Назовите слова, которые передают важность момента?

(дети комментируют, после этого слова проявляются на экране проектора)

Благословил – воздал благодарность

Огласил – напомнил громким звуком

Провидение – высшая божественная сила, управляющая судьбами людей

Заточение – пребывание в тюрьме, в ссылке

  1. Отработка выразительности чтения

— Предлагаю вам подготовиться и прочитать это стихотворение выразительно.

— Понравилось ли вам чтение вашего товарища?

— На чем, по-вашему, следует сделать акцент при чтении послания?

Дети делают в тексте карандашом пометы, необходимые для выразительного чтения и читают.

  1. Знакомство с двусложными размерами

— Чтобы глубже понять стихотворение, поговорим об особенностях поэтической речи. В чём они состоят?

Есть рифма (созвучие окончаний стихотворных строк) и ритм (повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени).

День – ночь, времена года.

— Как создается ритм в стихах, с помощью чего?

Стихотворный ритм создаётся с помощью равномерного чередования ударных и безударных слогов.

Обратимся к ЭОР. Что такое стихотворный размер? Какие виды его существуют?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80

Для анализа возьмём строки из стихотворений Пушкина (строки из стихов написаны на доске).

Встаёт заря во мгле холодной,

На нивах шум работ умолк.

_ _/ _ _/_ _/_ _/ _ — ударение на чётные слоги — ямб.

Мчатся тучи. Вьются тучи…

_/ _ _ /_ _/ _ _/_ — ударение на нечётные слоги – хорей.

(на доске – таблица со схемами размеров).

  1. Формирование новых умений, применение новых знаний

— Предлагаю определить размер других стихотворений Пушкина.

(Отвечают, обращая внимание на таблицу)

Зато зимой порой холодной

Езда приятна и легка.

Ямб

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Хорей

Весна, весна, пора любви…

Ямб

Ветер, ветер, ты могуч…

Хорей

— Вернёмся к нашему посланию. Определите его размер.

Это любимый размер А. Пушкина.

— Ямб

Двусложные размеры – самые распространённые размеры в русской поэзии, однако все стихотворения звучат по-разному.

  1. Отработка выразительности чтения

— Прочитаем ещё раз выразительно стихотворение «И.И. Пущину».

(Выразительное чтение)

  1. Рефлексия

— Напомните, кому посвящено данное стихотворение? (И.И. Пущину)

— К какому жанру относится? (Художественное послание).

— В чём художественные особенности художественного послания?

— Каким размером оно написано? (Ямбом).

— Как его отличить?

(Ямб – это …)

— Как называется второй двусложный стихотворный размер? (Хорей).

— В чём его особенность?

(Хорей – это …)

  1. Первичный контроль

— Чтобы проверить, как мы усвоили материал, предлагаю выполнить 4 задания в тетрадях на печатной основе. (3 минуты, работы проверяются сразу взаимопроверкой).

  1. Подведение итогов

Анализ работы учащихся на уроке, комментированное выставление оценок.

  1. Домашнее задание

1. Обязательное: выучить послание наизусть.

2. По выбору: подобрать примеры стихотворений (ямб, хорей) или найти художественное послание (Пушкина или другого автора).

лена

Анализ стихотворения Пушкина Пущину: анализируем русскую классику

Стихотворение А.С. Пушкина И.И. Пущину считается произведением российской классики. Все школьники анализирует его в шестом классе, однако не у всех это получается удачно. Что же, попробуем помочь им в этом.

План анализа

Для того чтобы успешно сделать анализ стихотворения Пушкина «Пущину», необходимо составить план. Это очень сильно упростит ту задачу, которую мы перед собой ставим.

а с пушкин и и пущину

Для начала разделим весь анализ на три части. В первой составляющей для анализа стихотворения Пушкина «Пущину» мы описываем содержание произведения. Другими словами, нужно сказать, о чем это стихотворение. Мы выделяем тему стиха. Здесь же необходимо сказать об идейном замысле автора и жанре, к которому относится произведение.

Вторая составляющая, которую нужно раскрыть в анализе стихотворения Пушкина «Пущину», – это та особая техника написания произведения, которую использовал автор. Здесь необходимо отметить ритмику, рифму и стилистическое направление.

Третьей составляющей анализа стихотворения Пушкина «Пущину» станет употребление определенных образов и отношение самого Александра Сергеевича к той проблеме, которую он выделяет в стихотворении. Здесь также нужно высказать и свое мнение о проблеме, выделить какие-либо моменты, которые смогли заставить задуматься. Нужно также сделать маленький вывод, который обобщит все элементы стихотворения.

Первая составляющая: создание стихотворения

Главный герой – И.И. Пущин. А.С. Пушкин был его близким другом. Главный герой произведения погиб, и поэт тяжело переживал эту утрату.

Произведение было написано в 1826 году. В то время, когда Пушкин создавал стихотворение, он находился в ссылке в Псковской области, тогдашней губернии.

анализ стихотворения пушкина пущину

Произведение состоит всего из двух строф, однако при этом относится к лучшим лирическим произведениям всей русской классики. Темой произведения стала та радостная встреча, которую очень ждал Александр Сергеевич. Это произведение способно рассказать о тех впечатлениях, событиях, которые заставили подружиться Пущина и Пушкина. Это дружба была очень долгой, ведь мужчины дружили еще с лицейских лет.

Вторая часть: особенности произведения

Как уже было сказано выше, произведение состоит всего из двух строф. Несмотря на это, глубокий смысл, заложенный в стихотворении, очень велик. Пушкин показывает, насколько ему ценна эта дружба, используя различные средства выразительности. В произведении можно увидеть, как автор мастерски употребляет эпитеты и метафоры.

пущину пушкин тема

Нужно отметить, что Пушкин написал данное произведение четырехстопным ямбом. В каждой строфе всего по пять строк. Стихотворение очень торжественно. Можно наблюдать элементы лексики старославянского языка.

Третья часть: авторское отношение

По строкам произведения видно, как сильно Александр ценит дружбу с этим человеком. Он очень любит Пущина. Можно сказать даже больше: писатель восхищается им. Пущин был декабристом, который выступал за свободную Россию, Пушкин поддерживал все те взгляды, которых придерживался его друг.

Несмотря на размер стиха Пушкина «Пущину», поэту удалось донести свои эмоции до публики. Любовь к своему другу доказывает, что поэт был очень привязан к Пущину, он переживал за своего друга. Он очень высоко ценил тот день, когда познакомился с Пущиным, это видно по первой строфе произведения.

размер стиха пушкина пущину

Хочется отметить, что разлуку со своим другом Пушкин переживал очень тяжело. Судьба пушкинского лицейского товарища сложилась очень трагически – за свои политические взгляды он пожизненно попал на каторгу. Именно там он и погиб. Это было большим ударом для поэта. Когда Александр Сергеевич был в ссылке, Пущин был первым приятелем и знакомым поэта, который его навестил. Эта встреча была короткой и стала самой последней в жизни приятелей.

Хочется сказать, что такое уважение и восхищение своими близкими друзьями заставляет задуматься о том, насколько мы мало их ценим в современной жизни. Важно понимать, что некоторые люди, которые нас окружают ежедневно, действительно заслуживают такого отношения. Многие из них изменили нашу жизнь, кто-то в лучшую, кто-то в худшую сторону. Но и те, и другие принесли в наше существование и обыденность нечто новое, что нас научило чему-то, стало для нас уроком. Поэтому стихотворение Александра Пушкина является отличным примером для подражания.

Президентская библиотека с изображением Ивана Пущина — лицеиста, декабриста и друга великого поэта

15 мая 2020 года исполняется 222 года со дня рождения одного из руководителей восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, члена тайного общества «Союз благоденствия», первокурсника Ивана Ивановича Пущина (1798 г.). — 1859 г.). «Мой первый друг, мой друг бесценен…», — написал Александр Пушкин в стихотворении, посвященном Жанне, как его называли лицеисты.И это звание ближайший соратник поэта по лицейским временам подтвердил всей своей жизнью, в том числе написав в сибирской ссылке самые полные и достоверные воспоминания о своем гениальном друге.

Лицей

много значил для выпускников. Именно здесь под влиянием лекций лучших профессоров сформировались идеалы, которые лицеисты пронесли через всю жизнь, оставаясь верными лицейскому братству и верности друзьям.

В августе 1811 года дед Пущина адмирал П.И. Пущин привел своего внука к графу А. К. Разумовскому, история которого проиллюстрирована в «Записках Ивана Пущина о Пушкине».

Статус этого учебного заведения в России был высок, как и мысли его лучших выпускников, чьи мечты о лучшем будущем для Отечества наконец привели их на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.

Но тогда, в 1811 году, они были просто детьми, которые дружили, тосковали по дому, много читали.

Друзья были очень похожи — у обоих подвижный, творческий, свободный характер с явной разницей в темпераментах: неугомонный холерик Александр и уравновешенный сангвиник Иван.В этой ситуации ровесник будущего гения выступал с ним, по сути, в роли старшего брата, либо утешая друга в неудачах, либо рассуждая о чрезмерной игривости. «Пушкин иногда ставил себя в затруднительное положение из-за неуместных шуток, неловких шуток, не имея возможности выйти из этого позже. Я, как сосед, часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-то абсурдном случае того дня; здесь я ясно видел, что, щекоча всякую ерунду, он придавал какое-то значение, и это его беспокоило.Вместе мы знали, как сгладить неровности … »

Вскоре после окончания лицея Пущин вошел в первое тайное общество — «Священную артель», основанную гвардейскими офицерами в 1814 году, в которую входили А. Н. и М. Н. Муравьёвые, П. Колошин, И. Бурсов, В. Валховский, В. Кюхельбекер. В 1817 году Иван Пущин стал членом тайного общества «Союз спасения», а в 1818 году — «Союза благоденствия».

Следует отметить, что Иван Пущин, осознавая большой талант своего друга, братски настойчиво отталкивал Пушкина от участия в грядущем заговоре, но при этом открыто высказывал ему свои либеральные взгляды, о чем говорится в «Записках Ивана». Пущин о Пушкине ».

В январе 1825 года Пущин посетил своего лицеистского друга Александра Пушкина, находившегося в ссылке в Михайловском. В своих записях Пущин пишет: «Я сел с А. И. Тургеневым и спросил, есть ли у него какие-нибудь задания к Пушкину, потому что я буду с ним в Генваре. «Что! Хочешь пойти к нему? Разве ты не знаешь, что он находится под двойным надзором — и полицейским, и духовным?» «Я все это знаю; но я также знаю, что нельзя не навестить друга после пяти. лет разлуки в нынешнем положении ».

Кульминацией заметок стало описание встречи в Михайловском.

Потом Сенатская площадь, арест, Шлиссельбургская крепость, мучительное ожидание приговора, по которому казнь Пущина заменена ссылкой на сибирские рудники, и долгий путь к месту отбывания наказания. В декабре 1827 г. мы узнаем из «Письма Г.С. Батенкова, И.И. Пущина и Е.Г. Толля» (1936 г.), электронная копия которых имеется в Президентской библиотеке, Пущин пишет из Иркутска отцу: «Мы брали мещанских лошадей с жандармы и частный судебный исполнитель, который так любезен, что позволяет нам снимать цепи на ночь, что мы делаем осторожно, потому что за этими людьми ухаживают, и любое хорошее дело может сделать их неприятными ».

О жизни ссыльной линии много говорят из письма одному из директоров Царскосельского лицея Э. А. Энгельгардту из Читы в марте 1830 г .: «Мне нечего сказать о себе особенного. Я уже много страдал, и в будущем мне еще предстоит многое сделать, если Бог хочет продлить мою резаную жизнь; но всего этого я ожидаю, как и следует, от человека, который понимает причину вещей и их неотъемлемую связь с тем фактом, что рано или поздно они должны победить, несмотря на усилия людей, которые глухи к указаниям века ».

Лилия Добринская, автор предисловия к серии открыток А. Рыбакова «Портреты декабристов» (2014), делает очень точный вывод: «Царь праздновал победу — враг был разбит и заключен в тюрьму. . Но был прав декабрист Лунин, который сказал: «От людей можно избавиться, но от их идей нельзя» … Для всех последующих поколений декабристы были безоговорочными героями, потому что, по Герцену, они «Разбудил душу нового поколения» ».

.

Из фондов Президентской библиотеки: Иван Пущин в воспоминаниях и переписке с друзьями

15 мая 2018 года исполняется 220 лет со дня рождения одного из руководителей восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, члена тайного общества «Союз благоденствия», лицеиста первого выпуска Ивана Ивановича Пущина. «Мой первый друг, мой бесценный друг! ..» А. С. Пушкин написал посвященное ему стихотворение. И этот титул «бесценного друга» ближайшего соратника поэта по лицейским временам подтверждал всю его жизнь.

Свидетельство тому — редкие книги из фондов Президентской библиотеки: книга «Записки И.И. Пушкина о Пушкине» 1907 года (размещена на сайте Президентской библиотеки), «Записки о Пушкине» И.И. Пущина (1925). и «Письма Г.С. Батенкова, И.И. Пущина и Е.Г. Толля» (1936) (имеются в электронных читальных залах Президентской библиотеки).

Записки Пущина созданы в 1858 году по настоянию Е. И. Якушкина, сына декабриста Ивана Якушкина, который еще в Сибири в 1853 году записал устные рассказы Пущина.Поводом для их написания послужило появление в 1855 году «Материалов» Анненкова, где политические взгляды поэта и его связь с декабристским движением едва прикрывались цензурой, и с характерным для Анненкова убеждением, что эти отношения были случайными. Но это далеко не так. «Если Пущин не решался отвести Пушкина в тайное общество, можно не сомневаться, что его разговор поддерживался. Таким образом мышление, выраженное в его стихах, готовило ему быструю ссылку.Такое же влияние оказала и сама жизнь Пущина », — читаем в предисловии к« Запискам ».

… Их познакомил экзамен, который сдавали на министерском уровне у будущих лицеистов: «Я был удивлен: вроде не на дюжину стеснялся, а потом как-то проиграл, — говорит Пущин в своем. «Записки», — посмотрел на всех и никого не увидел. Вошел чиновник с бумагой в руке и стал называть имена. Слышу: Алексей Пушкин! — стоит живой мальчик, кудрявый, зоркий, тоже несколько смущенный.По схожести имен или по чему-то еще, бессознательно сближая, я заметил его с первого взгляда ».

«Мы все видели, что Пушкин впереди нас, много читали, чего мы не слышали, все, что читал, я запоминал; но его достоинство заключалось в том, что он совсем не думал показывать себя и быть более важно », — писал позже Иван Пущин, вспоминая лицейские годы, сосед Пушкина по лицейской камере. — Положение Пушкина в отцовском доме и дяди, среди писателей, помимо природных дарований, ускорило его образование, но не сделало его высокомерным — признак хорошей почвы.Он считал все научным ни в чем и как будто только хотел доказать, что мастер бегает, прыгает через стулья, бросает мяч и т. Д. В этом даже была замешана его гордость — были столкновения, очень неловкие. Как же тогда понять сочетание наших разных внутренних двигателей! »

«Двигатели», однако, имели общую природу. Также, как и Пушкин, иронично относится к своим покоям-юнкерству и, так и не получив титулов и званий, Пущин после выхода из лицея поступил в гвардейскую конную артиллерию, но в армии не остался.Однажды во дворце у выхода великий князь Михаил Павлович резко заметил ему, что у него на сабле плохо привязана сабля. Пущин немедленно подал прошение об отставке — об этом сообщается в предисловии к «Запискам И. И. Пущина о Пушкине» Е. И. Якушкина. Чтобы показать, что всякая служба государству и народу не унизительна, выпускник Императорского Пущинского лицея решил занять нижний пост милиции (квартальный надзиратель). Это возмутило его родственников, стоявшая на коленях сестра убеждала его отказаться от такого намерения.Он прислушался к просьбам и заменил пост милиции судьей в Уголовном управлении Мосгорсуда. Судья Пущин твердо стоял на страже закона. В его ежедневном отправлении правосудия многие выглядели как гражданский подвиг.

Поступивший по окончании лицея в тайное общество «Союз благоденствия» Иван Пущин встретил 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. И, судя по свидетельствам очевидцев, он был одним из немногих, кто сохранил присутствие духа. «Когда конно-пионерский эскадрон получил приказ выйти на Английскую набережную, пустую квадратную рысь между Московским полком и Сенатом, солдаты, подумав, что конные пионеры идут в атаку, открыли по ним огонь, — говорится в предисловии. к «Запискам» Якушкина.- Офицеры, увидевшие, что это не нападение, кричали солдатам, чтобы они прекратили стрельбу, но они не останавливали огонь, так как выстрелы заглушали отданные приказы. В этот момент нашли одного Пушкина. Он крикнул барабанщику: «отбей»; ударник ударил, и стрельба прекратилась. Пущин ушел с площади одним из последних; Бывший плащ его деда, адмирала Пущина, во многих местах был пробит виноградной дробью ».

Арест, Шлиссельбургская крепость, мучительное ожидание приговора, которым казнь заменена ссылкой на сибирские рудники — и долгий путь к месту отбывания наказания.В декабре 1827 г. (это уже информация из «Письма Г. С. Батенкова, И. И. Пущина и Е. Г. Толля», электронная копия которых имеется в фондах Президентской библиотеки) Пущин пишет из Иркутска отцу: «Мы перешли к филистерские лошади с жандармами и частный судебный исполнитель, который так любезен, что позволяет нам снять цепи на ночь, что мы делаем осторожно, потому что за этими людьми ухаживают, и любое хорошее может сделать их неприятными ».

Много говорится о программных строках ссылки сыну первого директора Царскосельского лицея Э.А. Энгельгардт из Читы в марте 1830 года: «У меня нет ничего особенного в себе, я могу с уверенностью заверить вас, что, каким бы ни было мое положение, я смогу его твердо выдержать и всегда найду в себе такие утешения, которые никакая человеческая сила может лишить меня. Я уже много страдал и буду еще больше в будущем, если Бог захочет продлить мою небезопасную жизнь; но всего этого я ожидаю, как и должен человек, который понимает причину вещей и их неотъемлемую связь с что рано или поздно должно восторжествовать, несмотря на усилия людей — глухих к учению века ».

.

Фонды Президентской библиотеки иллюстрируют декабрист Иван Пущин и его непоколебимую веру в лучшие дни Отечества

15 мая 2019 г. исполняется 221 лет со дня рождения на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. одного из руководителей восстания, члена тайного общества «Союз благоденствия», первого аспиранта Ивана Ивановича Пущина (1798 г.). -1859).

Строки из письма сыну первого директора Царскосельского лицея Э.А. Энгельгардт много расскажет: были среди декабристов те, кто еще руководил следствием в Петербурге или позже, под влиянием жестких убеждений, пересмотрели восстание «жалкой революционной игрой, убившей столько молодых людей», Но это был не Иван Пущин, верность идеалам и духовной зрелости которого поставила его в первый ряд истинных патриотов России.

Доказательство — несколько раритетных изданий из фондов Президентской библиотеки: книга «Записки И.И. Пущин о Пушкине »[вступительная статья Е. И. Якушкина] (1907 г.), московское издание« Записок о Пушкине. И.И. Пущина »(1925) и« Письма Г.С. Батенкова, И.И. Пущина и Е.Г. Толля »(1936). Интересно также введение предисловия к серии открыток« Портреты декабристов »художника А. Рыбакова (2014).

… После окончания лицея, навсегда подружившегося с Пушкиным, Иван Пущин не заботился о званиях и званиях, в отличие от Корфа, Горчакова и других.Как и Пушкин, иронично относившийся к своим камерным юнкерам, Пущин после окончания лицея поступил в гвардейскую конную артиллерию, но в армии пробыл недолго. Однажды великий князь Михаил Павлович резко заметил ему, что темляк на сабле перевязан. Пущин немедленно подал прошение об отставке, сообщает Э. И. Якушкин в предисловии к Запискам И. И. Пущина о Пушкине.

Чтобы показать, что никакая служба государству и народу не унизительна, выпускник Императорского лицея Пущин решил занять низший пост милиции (квартальный надзиратель).Это возмутило его родственников, его сестра на коленях убеждала его отказаться от этого намерения. Пущин уступил просьбам и вместо полицейского поста занял место судьи в уголовном управлении Мосгорсуда. В то время служба на нижестоящих судебных должностях была непрестижной. Однако там, как и высшие, преобладала коррупция, независимость суда существовала только на бумаге. Судья Пущин твердо стоял на страже закона. Многие считали его ежедневное отправление правосудия гражданским подвигом.

Между тем назревали события, приведшие к восстанию на Сенатской площади. Вступив в тайное общество «Союз благоденствия» сразу после окончания лицея, Иван Пущин 14 декабря вышел на Сенатскую площадь. Пушкин в это время отбывал ссылку в Михайловском, и, надо отметить, Иван Пущин, осознавая большой талант друга, по-братски настойчиво отталкивал Пушкина от участия в заговоре. Но в то же время открыто высказывал свои либеральные взгляды.«Если Пущин не решался принять Пушкина в тайное общество, то нет сомнения, что его разговоры подкреплялись в поэте образом мышления, выраженным в его стихах, и подготовили для него быстрое изгнание. Такое же влияние должна была оказать сама жизнь Пущина », — читаем мы в предисловии к« Запискам ».

Что касается самого восстания, то с самого начала все шло вопреки планам декабристов. По словам очевидцев, в этой ситуации Пущин — один из немногих, кто сохранил присутствие духа.«Когда пионерская эскадра кавалерии, получившая приказ занять Английскую набережную, стала рысью между площадью Московского полка и Сенатом, солдаты, подумав, что пионеры конницы атакуют, открыли по ним огонь», — Якушкин написал во введении к Notes. — Офицеры, увидевшие, что это не нападение, кричали солдатам, чтобы они прекратили стрельбу, но они не останавливали огонь, так как выстрелы заглушали отданные приказы. Пущин был тогда единственным.Он крикнул барабанщику: «Убирайся»; ударник ударил по крюку, и стрельба прекратилась. Пущин ушел с площади одним из последних; пальто его деда во многих местах прострелили из канистры ».

Потом были арест, Шлиссельбургская крепость, долгое ожидание приговора, по которому казнь заменялась вечной сибирской каторгой в ссылке. По амнистии 1856 г. и по болезни Пущину разрешили вернуться в Петербург.

По мнению Л.Добринская в предисловии к «Портретам декабристов»: «Черные экипажи увозили в Сибирь лучших, достойнейших людей России. Царь отпраздновал свою победу — враг был разбит и заключен в темницу. Но декабрист Лунин был прав, сказав: «От людей можно избавиться, но от их идей не уйти … Они были лишены всего: титула, имущества, здоровья, отечества, свободы, но они не могли взять прочь от них любовь людей ».

.

Гимн Киплинга империализму США

«Бремя белого человека»: Гимн Киплинга империализму США

В феврале 1899 года британский писатель и поэт Редьярд Киплинг написал стихотворение под названием «Бремя белого человека: Соединенные Штаты и Филиппинские острова». В этом стихотворении Киплинг призвал США взять на себя «бремя» империи, как это сделали Британия и другие европейские страны. Поэма, опубликованная в февральском 1899 году в журнале McClure’s Magazine , совпала с началом филиппино-американской войны.С. Ратификация Сенатом договора, по которому Пуэрто-Рико, Гуам, Куба и Филиппины оказались под контролем Америки. Теодор Рузвельт, который вскоре стал вице-президентом, а затем и президентом, скопировал стихотворение и отправил его своему другу, сенатору Генри Кэботу Лоджу, отметив, что это «довольно плохая поэзия, но с точки зрения расширения». Не на всех произвели такое благоприятное впечатление, как на Рузвельта. Расиализированное понятие «бремя белого человека» стало эвфемизмом для империализма, и многие антиимпериалисты выразили свою оппозицию в ответ на эту фразу.


Возьмите на себя бремя Белого Человека —

Отправьте вперед лучших пород —

Отправьте своих сыновей в изгнание

Чтобы удовлетворить потребности ваших пленников

Ожидать в тяжелой упряжи

На порхающих людях и диких —

Твои недавно пойманные, угрюмые народы,

Полудьявол и полудитя

Возьми на себя бремя Белого

Терпение, чтобы выдержать

Чтобы скрыть угрозу террора

И сдержать проявление гордости;

Открытой речью и простотой

Сто раз прояснили

Искать выгоду для другого

И работать ради выгоды другого

Взять на себя бремя Белого человека —

И пожать его старую награду:

Виноваты те, кто вы лучше

Ненависть охраняемых вами —

Клич воинств, юмор

(Ах медленно) к свету:

«Зачем вы вывели нас из рабства,

« Наша любимая египетская ночь? »

Возьмите на себя бремя Белого Человека —

Покончили с детскими днями —

Слегка преподнесенный лавр,

Легкая, необоснованная похвала.

Приходит сейчас искать твою мужественность

Через все неблагодарные годы

Холодный с дорогой мудростью,

Суждение твоих сверстников!

Источник: Редьярд Киплинг, «Бремя белого человека: Соединенные Штаты и Филиппинские острова, 1899 г.». Стихи Редьярда Киплинга: Окончательное издание (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей, 1929).

.