Виды разборов по русскому языку в 4 классе

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Фонетический разбор слова – это анализ звукового состава слова.

Выполнить фонетический разбор – значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1.

Фонетическая запись оформляется в квадратных скобках. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение.

Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используем значок [,].

Есть ещё один дополнительный значок – знак долготы согласного звука – [–]. Знак долготы мы используем в тех случаях, когда из двух букв получается один звук (удвоенные согласные).

Фонетическая запись слова называется транскрипцией. Транскрипция помогает нам понять, как мы говорим; помогает правильно произносить слова.

ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА

1.Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.

2.Провести фонетическую запись слова.

3.Охарактеризовать последовательно каждый звук:

а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;

б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий; привести пару по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости или указать, что звук не имеет пары.

4.Определить количество букв и звуков в слове, установить их соответствие (сколько гласных звуков, сколько согласных). Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

Образец письменного разбора

Сколько голов1, столько умов.

Голов; го-лов, 2 слога, второй ударный; [галоф].

г – [г] – согласный, звонкий, парный: [г] – [к]; твёрдый, парный: [г] – [г,].

о – [а] – гласный, безударный.

л – [л] – согласный, звонкий, непарный; твёрдый, парный: [л] – [л,].

о – [о] – гласный, ударный.

в – [ф] – согласный. глухой. парный: [ф] – [в]; твёрдый, парный: [ф] – [ф,].

В слове 5 букв и 5 звуков; 2 гласных и 3 согласных звука. Каждый звук передан одной буквой.

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

Морфемный разбор – это разбор слова по составу.

Слово, заданное для морфемного анализа, обозначается в тексте цифрой 2.

Морфема является значимой частью слова, она выражает какое-то значение. Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем, служит для образования новых слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов.

Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании или в предложении.

Приставка, корень и суффикс составляют основу слова.

ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА

1.Определить к какой части речи относится разбираемое слово.

2.Найти окончание (изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи, сравнить изменения слова, отделить изменяющуюся часть — это окончание).

3.Выделить часть слова без окончания, это основа слова.

4.Найти корень (подобрать однокоренные слова, найти в них общий отрезок – это корень).

5.Найти приставку (отделить часть слова перед корнем, образовать другие слова с этой частью).

6.Найти суффикс (выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием, проверить, можно ли образовать слова с этим суффиксом).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Выполнить морфологический разбор – значит охарактеризовать слово как часть речи.

Слово, заданное для морфологического анализа, обозначается в тексте цифрой 3.

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

1) общее грамматическое значение – это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи: для существительных – значение предмета, для глагола – значение действия предмета и т.д.

2) морфологические признаки – это род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов.

3)синтаксические признаки – это роль слов в словосочетании и предложении.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

Предложение, заданное для синтаксического анализа, обозначается в тексте цифрой 4.

СХЕМА СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА

1.Выразительно прочитать предложение. Указать, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное).

2.Найти грамматическую основу предложения и установить, какое оно – простое или сложное, определить, чем выражены главные члены.

3.Установить, распространённое предложение или нераспространённое; осложнено или нет однородными членами.

4.Если предложение распространённое, выделить второстепенные члены, определить их вид (определение, дополнение, обстоятельство). Указать, чем выражен каждый из второстепенных членов.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Орфографический разбор слова – это объяснение орфограмм в слове. Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка (написание не соответствует произношению), где надо применить правило или проверить написание в словаре.

Орфограммы

1)Заглавная буква в начале предложения.

2)Заглавная буква в имени собственном.

3)Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

4)Буквосочетания -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -щн- и др.

5)Удвоенная согласная.

6)Проверяемая безударная гласная в корне слова.

7)Непроверяемая безударная гласная в корне слова (словарное слово).

8)Парная согласная по звонкости-глухости в корне слова.

9)Непроизносимая согласная.

10)Раздельное написание предлогов со словами.

11)Правописание предлогов (по, до, за, на, под, над, из, от).

12)Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука.

13)Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

14)Правописание приставок.

15)Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода.

16) Мягкий знак в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

17)Мягкий знак в неопределённой форме глаголов перед -ся.

18)Падежные окончания имён существительных.

19)Падежные окончания имён прилагательных.

20)Правописание суффиксов.

21)Правописание не с глаголами.

22)Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

ПОРЯДОК ОРФОГРАФИЧЕСКОГО РАЗБОРА

1.Произнеси слово с правильным ударением.

2.Раздели слово на слоги, найди ударный слог и ударный гласный звук.

3.Разбери слово по составу, найди в каждой части (морфеме) орфограмму, подчеркни её.

4.Назови каждую орфограмму.

5.Сформулируй правило правописания по каждой орфограмме.

infourok.ru

Памятка «Виды разборов по русскому языку, 4 класс»

Синтаксический разбор предложения

1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

2. По интонации ( восклицательное, невосклицательное)

3. Выделить грамматическую основу. ( подлежащее — ______ , сказуемое – )

4. По наличию грамматических основ

( простое — 1 грам. основа, сложное – 2 и более грам. основ.).

5. По наличию второстепенных членов предложения

(распространённое, нераспространённое)

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения:

определение — (какой?, какому?, каким?…),

дополнение — (вопросы падежей, кроме И.п.),

обстоятельство — (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?)

7 Указать над каждым словом в предложении часть речи

(сущ., прил., гл., мест., нар., числ.,предл., союз )

8. Выписать словосочетания

( подлежащее + второстепенные члены предл.,

сказуемое + второстепенные члены предл.,

второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)

9. Составить схему предложения.

пр. сущ. глаг. прил. сущ.

В тени   росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл.,прост., распр..)

х

ландыши (какие?) душистые

х

росли (где?) в тени

Ск. П.

↓ ↓

(где?) (какие?)

Фонетический разбор слова.


Морковь – мор – ковь, 2 слога.

м — [м ] — согл., звонк., твёрд..

о — [а ] – гласн., безударн..

р — [р ] – согл., звонк., твёрд..

к — [к ] – согл., глух., твёрд..

о — [о ] – гл., ударн.

в — [ф’] – согл., глух., мягк..

ь — [-]_______________

7 букв, 6 звуков.

Разбор слова по составу

1.Измени форму слова,укажи окончание.

2. Определи часть слова без окончания, укажи основу.

3. Подбери однокоренные слова, укажи их общую часть – корень.

4. Определи часть слова перед корнем, укажи приставку.

5. Определи часть слова после корня, укажи суффикс.

Морфологический разбор имени существительного

Часть речи.

I.Начальная форма (Им. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение.

Непостоянные признаки: число, падеж.

III. Синтаксическая роль.

Солнце освещает землю.

Землю — сущ..

I.Н.ф.- земля; неодуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., В. п.,

II. Пост. — неодуш., нариц., ж.р., 1 скл..

Непост. – ед.ч., В.п.

III.Синт. роль – дополн.. Освещает (что?) землю

Морфологический разбор имени прилагательного

Часть речи.

I.Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)

II. Непостоянные признаки: число,род, падеж.

III. Синтаксическая роль.

Цветёт алая гвоздика.

Алая(гвоздика) – прил..

I.Н. ф. – алый.

II. Непост. — ед.ч., ж.р., И.п..

III. Синт. роль – определ.. Гвоздика (какая?) алая.

Морфологический разбор глагола.

Часть речи.

I.Неопределёная форма (что делать? что сделать?))

II. Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид, спряжение.

Непостоянные признаки:

время(нет настоящего времени у глаголов совершенного вида),

число(в прошедшем времени),

род( в прошедшем времени, единственном числе),

лицо (в настоящем и будущем времени).

III. Синтаксическая роль.

Дует лёгкий ветерок.

Дует – глаг..

I.Н. ф. – дуть ( что делать?).

II. Пост. – несоверш. в., Iспр..

Непост. – наст. вр., ед.ч., 3 л.,

III.Синт. роль – сказ.. Ветерок (что делает?) дует.

Морфологический разбор местоимения

Часть речи.

I.Начальная форма (Им. п.)

II. Постоянные признаки: род, число, лицо.

Непостоянные признаки: падеж.

III. Синтаксическая роль.

Мальчик побежал за ней.

(За) ней – мест..

I.Н. ф. – она (кто? что?).

II. Пост. – ж.р., ед.ч., 3л..

Непост. – Т.п..

III.Синт. роль – дополн.. Побежал ( за кем?) за ней.

infourok.ru

Учебно-методическое пособие по русскому языку (3, 4 класс) на тему: Памятка Разбор предложения. Русский язык 3-4 класс | скачать бесплатно

Разбор предложений

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Образец разбора:

         гл.             прил.           сущ.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

               ﹋﹋﹋﹋﹋﹋

Второстепенные члены предложения:

  • дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? и др) ———
  • определение (какой? какая? какое? какие?)   ﹏﹏﹏﹏
  • обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎.﹎.﹎.﹎

Разбор предложений

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Образец разбора:

         гл.              прил.          сущ.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

                  ﹋﹋﹋﹋﹋

Второстепенные члены предложения:

  • дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? и др) ———
  • определение (какой? какая? какое? какие?)   ﹏﹏﹏﹏
  • обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎.﹎.﹎.﹎

Разбор предложений

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Образец разбора:

         гл.             прил.          сущ.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

                  ﹋﹋﹋﹋﹋

Второстепенные члены предложения:

  • дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? и др) ———
  • определение (какой? какая? какое? какие?)   ﹏﹏﹏﹏
  • обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎.﹎.﹎.﹎

Разбор предложений

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Образец разбора:

         гл.             прил.          сущ.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

                  ﹋﹋﹋﹋﹋

Второстепенные члены предложения:

  • дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? и др) ———
  • определение (какой? какая? какое? какие?)   ﹏﹏﹏﹏
  • обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎.﹎.﹎.﹎

nsportal.ru

Памятка по русскому языку «Виды разборов»

Морфологический разбор

3

Имя существительное

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.),

III Роль в предложении

Имя прилагательное

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.

III Роль в предложении

Глагол

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма.

П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)

Н.п.– число(ед./мн., лицо(1/2/3) , время(наст./прош./буд.), род(ж./м/ср.).

III Роль в предложении.

Местоимение

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

П.п. – лицо (1/2/3)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)

III Роль в предложении

П.п. – постоянные признаки

Н. п. – непостоянные признаки

Фонетический разбор

1

  1. Разделить на слоги.

  2. Ударение

  3. Транскрипция.

  4. Посчитать количество букв и звуков

  5. Буквы в столбик, характеристика звуков.

(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;

гласн. – ударн./безуд.)

Разбор по составу

2

Окончание


Основа


Корень

Приставка


Суффикс

Синтаксический разбор

4

сущ., м. гл.

Подлежащее и сказуемое

__________________________________

прил., м. сущ., м.

Определение, дополнение,

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

сущ., нар., м.

обстоятельство.

__ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __

Надписать части речи.

Морфологический разбор

3

Имя существительное

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.),

III Роль в предложении

Имя прилагательное

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.

III Роль в предложении

Глагол

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма.

П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)

Н.п.– число(ед./мн., лицо(1/2/3) , время(наст./прош./буд.), род(ж./м/ср.).

III Роль в предложении.

Местоимение

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

П.п. – лицо (1/2/3)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)

III Роль в предложении

П.п. – постоянные признаки

Н. п. – непостоянные признаки

Фонетический разбор

1

  1. Разделить на слоги.

  2. Ударение

  3. Транскрипция.

  4. Посчитать количество букв и звуков

  5. Буквы в столбик, характеристика звуков.

(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;

гласн. – ударн./безуд.)

Разбор по составу

2

Окончание


Основа


Корень

Приставка


Суффикс

Синтаксический разбор

4

сущ., м. гл.

Подлежащее и сказуемое

__________________________________

прил., м. сущ., м.

Определение, дополнение,

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

сущ., нар., м.

обстоятельство.

__ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __ ,, __

Надписать части речи.

videouroki.net

Разбор задания №4 ЕГЭ по русскому языку


Орфоэпические нормы русского языка


Четвертое задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников правильно ставить ударение в различных словах. За правильное его выполнение можно получить один первичный балл; для этого нужно выбрать слово с неверно поставленным ударением. Постановка ударения нередко вызывает трудности даже у взрослых и образованных людей – орфоэпическая норма не всегда совпадает с привычным для нас вариантом произношения.

Для того чтобы верно выполнить данное задание, необходимо приложить некоторые усилия при подготовке. Помогут в этом приведенные ниже правила.


Теория к заданию №4 ЕГЭ по русскому языку


В глаголах, которые кончаются на «-ить», ударение падает на окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):

  • включить – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
  • звонить – звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
  • облегчить – облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;
  • укрепить – укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;
  • одолжить – одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;
  • вручить – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;
  • приручить – приручИшь, приручИт, приручИм, приручИте, приручАт;
  • щемить – щемИт;
  • накрениться – накренИт.

Исключения, в которых ударение не падает на окончание: опОшлить, освЕдомиться.

В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание «а»:

  • бралА (бралАсь), убралА (убралАсь), понялА, сорвалА, обогналА, началА, навралА, ушлА

Исключения: глаголы прошедшего времени с приставкой «вы» — ударение в них переходит на приставку, а также следующие слова: клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.

В кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение также падает на окончание:

  • занятА, созданА, снятА, заселенА

В глаголах, образованных от прилагательных, ударение падает на «-ить»:

  • легкий – облегчИть
  • глубокий – углубИть
  • сложный – усложнИть

Исключение: злой – озлОбить.

В действительных причастиях прошедшего времени, в которых есть суффикс «-вш-», ударение падает на гласную перед этим суффиксом; то же правило действует для деепричастий:

  • начАвший, понЯвший, завершАвший, скучАвший
  • начАв, понЯв, завершАв, отдАв, прибЫв

Исключение: исчЕрпав.

В следующих словах ударение падает на приставку:

  • изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый

Ударение не падает на корень «-бал-», поэтому:

  • избалОванный, баловАть, балУясь, балОванный, набаловАть

В причастиях прошедшего времени, образованных с помощью суффикса «-ённ-», ударение падает на данный суффикс в краткой форме мужского рода, а в краткой форме женского и среднего родов переходит на окончание:

  • отключённый – отключЁн – отключенА – отключенО
  • повторённый – повторЁн – повторенА – повторенО
  • приручённый – приручЁн – прирученА – прирученО
  • заселённый – заселЁн – заселенА – заселенО
  • включённый – включЁн – включенА – включенО

В существительных иностранного (в основном французского) происхождения ударение падает на последний слог:

  • жалюзИ, партЕр, бюрО, жюрИ, еретИк, диспансЕр, квартАл, некролОг

В отглагольных существительных ударение обычно совпадает с ударением в исходном глаголе:

  • обеспЕчить – обеспечЕние
  • НО провОдит газ – газопровОд

Однако: облегчИть – облегчЕние.

В следующих словах ударение является фиксированным и во всех падежах остается на корне:

  • аэропОрт – аэропОрты
  • шАрф – шАрфы
  • тОрт – тОрты
  • крАн – крАны
  • бАнт – бАнты

Ударение падает на приставку «за-» в таких словах, как:

  • зАгодя, зАтемно, зАсветло

Важно помнить, что это правило не применяется для слова завИдно.

Ударение падает на приставку «до-» в таких словах, как:

дОверху, дОнизу, дОсуха.

Важно помнить, что это правило не применяется для слов докраснА, добелА, донЕльзя.

Также нужно запомнить ударение следующих слов:

  • красИвее, красИвейший, слИвовый, кУхонный
Алгоритм выполнения задания
  • Внимательно читаем задание.
  • Мысленно произносим слова, предложенные в вариантах ответа, ставя ударение на разные слоги.
  • Слова, в которых ударение стоит правильно, не берем во внимание.
  • При сомнениях, вспоминаем правила постановки ударений в словах русского языка и исключениях их этих правил.
  • Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №4 ЕГЭ по русскому языку


Четвертое задание демонстрационного варианта 2018

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. нажИвший
  2. Отрочество
  3. жилОсь
  4. вернА
  5. взЯлась
Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • НажИвший – ударение поставлено верно, в действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- ударение падает на гласную перед этим суффиксом; Отрочество – верно, нужно запомнить ; жилОсь – верно, в глаголах прошедшего времени ударение ставится на окончание; вернА – ударение поставлено верно, так как в кратких прилагательных ударение ставится на окончание.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает последнее слово: взЯлась или взялАсь? Вспоминаем правило: в глаголах 3 лица женского рода ударение падает на окончание. Значит, ударение стоит неправильно.

Ответ: взялась.


Первый вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. обогналА
  2. занятА
  3. корЫсть
  4. облЕгчит
  5. влилАсь
 Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Согласно правилу о глаголах женского рода прошедшего времени ударение в первых двух словах поставлено верно; то же относится и к варианту под номером 5. Ударение в слове «корысть» также стоит правильно, его нужно просто запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Ошибочным является вариант 4; это подтверждается и правилом о глаголах с окончанием инфинитива на «-ить-» — правильное ударение в этом слове стоит на букве «и». Итак, ответ – облегчит.

Ответ: облегчит.


Второй вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. нЕдуг
  2. ободренА
  3. плодоносИть
  4. свЁкла
  5. налитА
 Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Ударение в слове под номером 2 поставлено верно, по правилу о кратких причастиях прошедшего времени, образованных от слов с суффиксом «ённ»: ободрённый – ободренА. В слове под номером 5 также все правильно: это – страдательное причастие женского рода прошедшего времени, ударение в котором падает на окончание. В слове под номером 4 ошибки в ударении нет: в словах с буквой Ё ударение часто падает именно на неё. То, в слове «плодоносить» ударение падает на «и», нужно просто запомнить
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает слово недуг. Нужно запомнить, что ударение в нем падает на букву У. Следовательно, это и будет правильным ответом.

Ответ: недуг.


Третий вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. тортЫ
  2. положИл
  3. докумЕнт
  4. приручЁнный
  5. освЕдомишься
 Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • ПоложИл – ударение стоит верно, в глаголах на -ить ударение падает на И, докумЕнт – слово нужно запомнить, прирученнЁнный – в причастиях прошедшего времени с суффиксом -ённ- ударение падает на этот суффикс, освЕдомишься – слово нужно запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает тортЫ. На самом деле, правильное ударение в нем – тОрты. Это нужно запомнить.

Ответ: торты.


Получается, что для уверенного знания правил постановки ударений в русском языке нужно периодически заглядывать в орфоэпический словарь; мы приводим такой словарь, в котором собраны слова, использующиеся для составления вариантов ЕГЭ.

словарь ударений для ЕГЭ по Русскому языку

spadilo.ru

Картотека по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Памятка образцы разбора слов | скачать бесплатно

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА.

1.Фонетический анализ слов

Фонарь1  — 2 слога, 2 ударн., [ ф а н а/ р’ ]

Ф — [ ф ] –согл., твердый парный, глухой парный;

О — [ а] – гласный, безударный;

Н — [н] – согл., твердый парный, звонкий непарный;

А — [ а/] –гласный, ударный;

Р —  [ р’] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный;

Ь –_______

6 букв, 5 звуков

2.Разбор слов по составу (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)

Березка2 – сущ.          Прибежали2 – гл.          Заморские2  — прил.

3. Морфологический анализ слова (как часть речи)

В синем небе светит яркое солнышко.

Имя сущ.

  1. Н.ф. – в им.падеже, ед. числа
  2.  Постоянные признаки -собств./нариц., одуш/неодуш, род, склонение
  3.  Непостоянные признаки -число, падеж
  4. в предложении (дополнение, подлежащее…)

(В) небе 3 – имя сущ.;

1. н.ф.- небо;

2. нариц., неодуш., с.р., 2 скл.;

3.  ед.ч., П.п.;

4. дополнение.

Имя прил.

  1. Н.ф. – в им.падеже, ед. числа, м.р.;
  2. Непостоянные признаки– число, род (только в ед. ч.), падеж
  3. в предложении (определение…)

(В) синем3 (небе) – имя прил.;

1. н.ф. – синий;

2. н/п – ед.ч., с.р., П.п.;

3. определение.

глагол

  1. Н.ф. – инфинитив (что делать? что сделать?)
  2. Постоянные признаки –   вид(соверш/несоверш), спряжение
  3. Непостоянные признаки– –  время, число, лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени), род(есть у глаголов в прошедшем времени в ед.ч.).
  4. в предложении (сказуемое)

Светит3 – глагол;

  1. н.ф. (инф)  – что делать? светить;
  2. п/п – несоверш. вид, II спр.;
  3. н/п  — н.в., ед.ч., 3 лицо;
  4. сказуемое.

местоимение

  1. Н.ф. – им. падеж
  2. Лицо
  3. Число
  4. Род (только в 3 лице ед.ч)
  5. Падеж
  6. Роль  в предложении

 (за) ней3 – местоимение;

  1. н.ф. – она;
  2. 3 лицо.;
  3. Ед.ч;
  4. Ж.р.
  5. Т.п.
  6. дополнение

4.Синтаксический анализ предложения.

 пр.       прил.                сущ.                гл.                     прил.                  сущ.      

В   синем   небе   светит   яркое   солнышко.4 

(Пов.,невоскл, распр., простое, неусл. однор. чл.пр)

nsportal.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему: Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе | скачать бесплатно

А У О Э Ы

Л М Н Р Й

Б  В  Г  Д  Ж  З

 Ъ

Я Ю Ё Е И

П Ф  К  Т  Ш  С

  Х  Ц  Ч  Щ

 Ь

1 .ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

Большая — [б а л’ ш а й’ а ]-3 слога,7 букв,7 звуков,3 гласных,4 согласных

б- [б]-согласный, звонкий парный, твёрдый парный

о- [а]-гласный, безударный

л- [л’]-согласный, звонкий непарный, мягкий парный

ь- [ -]

ш- [ш]-согласный, глухой парный, твёрдый непарный

а- [а]-гласный, ударный

я    [й’]-согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

      [а]-гласный, безударный

2. ОБРАЗЕЦ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА ( ПО СОСТАВУ )

3. ПОРЯДОК И ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

1).    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

Начальная форма

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

И. п., ед.ч.

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое  или неодушевлённое;

в) род;

г) склонение.

а) падеж;

б) число.

III. Синтаксическая роль в предложении.

Например: (в) воде- им.сущ.; н.ф.- вода, нарицательное, неодушевлённое, ж.р.,1-ескл.;  

                      П.п., ед.ч.;   роль обстоятельства места.

 

2).    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

Начальная форма

Непостоянные признаки

И. п., ед.ч., м.р.

а) падеж; б) число,  в). род( в ед. ч)

III. Синтаксическая роль.

Например:  февральский ( воздух ) — им. прил.; н.ф.- февральский, И.п., ед.ч, м.р.;

                      роль определения.

3).    ГЛАГОЛ

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

Начальная форма

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

неопределённая

(инфинитив)

а) вид;

б) спряжение

        а) число,

        б) время (если есть)

         в) лицо (если есть)

        г) род ( если есть )

III. Синтаксическая роль.

Например:     мчится — гл.;  н.ф.- мчаться,  несовершенный  вид;  I спр.;  ед.ч.,  наст. вр.,

                 3-е лицо; роль сказуемого.

4. ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

  1. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

• Выделить словосочетание из предложения.

• Определить вид словосочетания: глагольное или именное.

• Найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они являются; указать строение.

   

свернули в лес  (глагол + существительное)

                         

красные мячи  (прилагательное + существительное)

II . ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Я не видел реки великолепнее Енисея.

Это предложение простое, двусоставное, распространённое, полное;

( по цели высказывания) повествовательное, (по интонации) невосклицательное.

III.    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу.

Это предложение сложное, союзное, сложносочинённое;

( по цели высказывания) повествовательное,  (по интонации) невосклицательное; состоит из двух простых предложений:

первое — Машина застопорила.

второе — Катер медленно причалил к берегу.

nsportal.ru