Суть и пути решения проблемы «Север
В наше время как никогда остро встали проблемы, без решения которых дальнейшее прогрессивное движение человечества попросту невозможно. Экономика выступает только частью общечеловеческой деятельности, однако в основном именно от ее развития в 21 веке зависит сохранение мира, природы и среды обитания людей, а также религиозных, философских и моральных ценностей. Особенно значение глобальных проблем возросло во второй половине 20 столетия, когда они начали существенно влиять на структуру мирового и национального хозяйства.
Территориальный раздел
Прежде чем углубляться в суть проблемы «Север – Юг», поговорим о формировании мирохозяйственных связей. К началу 20 века как единое целое мировое хозяйство уже сложилось, поскольку большинство стран мира были втянуты в торговые отношения. Территориальный раздел к этому времени закончился, и сформировались два полюса: промышленно развитые государства и их колонии – сырьевые и аграрные придатки. Последние были вовлечены в международное разделение труда еще задолго до того, как в них появились национальные рынки. То есть участие в мировых хозяйственных отношениях в этих странах явилось не потребностью их собственного развития, а продуктом экспансии государств, развитых индустриально. И даже после обретения бывшими колониями независимости мировое хозяйство, таким образом сформировавшееся, еще на долгие годы сохранило отношения периферии и центра. Отсюда-то и берет свое начало проблема «Север – Юг», породившая нынешние глобальные противоречия.
Основные понятия
Итак, как вы уже поняли, экономическое взаимодействие развитых стран с развивающимися строилось совсем не на равных. Суть глобальной проблемы «Север – Юг» сводится к тому, что отсталость аграрных государств потенциально опасна как на локальном, региональном, межрегиональном уровнях, так и в целом для мировой хозяйственной системы. Развивающиеся страны выступают составной частью мирового хозяйства, поэтому их политические, экономические, социальные трудности неизбежно будут проявляться и уже проявляются вовне. Среди конкретных свидетельств тому можно отметить, например, масштабную вынужденную миграцию в индустриальные государства, распространение в мире инфекционных болезней, как новых, так и тех, что уже считались побежденными. Вот почему глобальная проблема «Север – Юг» сегодня считается одной из самых значимых.
Чтобы преодолеть разрыв в уровне экономического и социального прогресса между развитыми и развивающимися государствами, последние сейчас требуют от первых всевозможных уступок, в том числе усиления притока капитала и знаний (чаще всего в форме помощи), расширения доступа собственных товаров на рынки индустриальных стран, списания долгов и прочее.
Международный экономический порядок
Над решением проблемы «Север – Юг» в мире задумались еще во второй половине шестидесятых годов 20 столетия, когда прошла широкая волна деколонизации, была разработана концепция нового международного экономического порядка и начались движения развивающихся государств за его установление. Ключевые идеи концепции заключались в следующем:
- во-первых, создать для отсталых стран льготный режим участия в международных экономических отношениях;
- а во-вторых, оказывать развивающимся государствам помощь на предсказуемой, стабильной основе и в объемах, которые соответствуют масштабу экономических и социальных проблем этих держав, а также облегчить их долговое бремя.
Таким образом аграрные страны высказали свою неудовлетворенность системой международной торговли, когда доходы от вывоза обработанных товаров были выше (в силу наличия в этих товарах большой добавленной стоимости), чем прибыль от экспорта сырья. Развивающиеся государства трактовали такое положение вещей как проявление неэквивалентного обмена. Решение проблемы Севера и Юга они видели в оказании помощи от развитых стран в адекватных размерах, и эта идея увязывалась напрямую с экономическими и социальными последствиями колониального периода и моральной ответственностью за данные последствия бывших метрополий.
Судьба движения
К середине восьмидесятых годов 20 столетия движение за установление нового экономического порядка добилось некоторых успехов. Так, например, аграрные государства утвердили над национальными природными ресурсами свой суверенитет и добились, чтобы он был признан официально, что в определенных случаях, к примеру, в ситуации с энергоресурсами, способствовало росту в развивающихся странах доходов от экспорта. Что касается проблемы «Север – Юг» в целом, то удалось достигнуть ряда позитивных результатов. Так, была ослаблена острота долговых трудностей, расширились источники международной помощи для развития государств, был утвержден принцип дифференцированного подхода к вопросам регулирования внешнего долга на уровне страны в зависимости от подушевого ВНД.
Причины поражения
Несмотря на все положительные моменты, со временем движение стало терять позиции, а к концу восьмидесятых годов и вовсе фактически перестало существовать. Причин этому можно выделить много, но есть две основных:
- Первая – значительное ослабление единства самих отсталых государств в отстаивании своих требований, что было вызвано их быстрой дифференциацией и выделением таких подгрупп, как страны-нефтеэкспортеры, новые индустриальные страны.
- Вторая – ухудшение у развивающихся государств переговорных позиций: когда развитые страны вступили в постиндустриальную стадию, значительно сузилась возможность применять в качестве аргумента на пути решения проблемы «Север – Юг» сырьевой фактор.
Движение за установление нового экономического порядка в результате потерпело поражение, однако глобальные противоречия остались.
Решение проблемы «Север – Юг»
В настоящее время выделяют три пути преодоления дисбаланса в экономических отношениях развивающихся и развитых стран. Расскажем о каждом из них подробнее.
1. Либеральный подход
Его сторонники считают, что преодолеть отсталость и занять в международном разделении труда достойное место аграрным странам мешает неспособность утвердить современный рыночный механизм в национальных экономиках. По мнению либералов, развивающимся государствам следует придерживаться курса на либерализацию экономики, обеспечение макроэкономической стабильности, приватизацию госсобственности. Такой подход к решению проблемы «Север – Юг» в последние десятилетия вполне отчетливо вырисовывается на многосторонних переговорах внешнеэкономической тематики в позициях большого числа развитых государств.
2. Антиглобалистский подход
Его представители придерживаются точки зрения, что система международных экономических отношений в современном мире является неравноправной, и мировая экономика в большой степени находится под контролем международных монополий, что дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Антиглобалисты, утверждая, что развитые государства осознанно добиваются того, чтобы цены на сырье были снижены, хотя сами при этом завышают стоимость обработанных товаров, требуют в корне пересмотреть всю систему мировых экономических отношений в волевом порядке в пользу развивающихся стран. Другими словами, в современных условиях они выступают в качестве ультрарадикальных последователей концепции нового международного экономического порядка.
3. Структуралистский подход
Его приверженцы согласны с тем, что система международных экономических отношений, существующая в настоящее время, создает для развивающихся государств серьезные сложности. Однако, в отличие от сторонников антиглобалистского подхода, они признают, что изменить положение данных стран в международном разделении труда не получится без структурных преобразований в самих аграрных государствах, повышения их конкурентоспособности, обеспечения отраслевой диверсификации национальных экономик. По их мнению, нынешнюю систему экономических отношений следует реформировать, но таким образом, чтобы внесенные изменения не облегчали проведения в развивающихся странах реформ.
На переговорах сторонники данного подхода настаивают на том, что глобальная проблема «Север – Юг» может быть решена, если развитые государства будут учитывать объективные трудности и особенности экономического роста развивающихся стран и расширять для них торговые преференции. В современных реалиях именно такой взвешенный подход получает все большее признание, и именно с ним связывают перспективы решения проблемы отношений Севера и Юга.
fb.ru
Пути решения проблемы Север-Юг
Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:
Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в национальных экономикахразвивающихся стран современныйрыночный механизммешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место вмеждународном разделении труда. По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности,либерализацию экономикии приватизацию государственной собственности, т.е. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.
Антиглобалисты полагают, что современная система международных экономических отношенийявляется неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется между народными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.
Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их конкурентоспособностиизменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, необходимо реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.
33. Место концепции исламского фундаменталихма в системе международных отношений
Появление исламского фундаментализма как политической концепции.Сам исламский фундаментализм, или, по другой терминологии, воинствующий ислам, впервые проявился в форме махдизма в Судане. Распространение радикализма в мировом масштабе совершилось относительно недавно, в 70-е годы, и получило мощный импульс в ходе афганской гражданской войны. К концу 80-х относится появление первых режимов, выбравших в качестве идеологической основы фундаментализм, первым таковым стал Судан.
Движение исламских фундаменталистов (далее — исламское движение), колыбелью которого был Ближний Восток, в 80-е гг. стало перерастать региональные рамки. После распада СССР оно начало активно осваивать постсоветское пространство. К середине 90-х гг. оно смогло добиться серьезных политических успехов на Северном Кавказе — образование исламской республики Ичкерия в Чечне и несколько более скромных в Центральной Азии (Таджикистан). Оно превратилось в более чем реальную угрозу не только внешнеполитическим интересам России, но и самой ее целостности, а в более отдаленной перспективе, возможно, даже ее существованию.
Это движение тесно связано с международным терроризмом, который представляет собой проведение преступными группировками международных акций, а также поддержка той или иной страной деятельности международных террористов.
В исламском движении необходимо выделять собственно идеологию и политическую практику. Основные положения его идеологической доктрины были сформулированы лидерами египетской организации “Братья-мусульмане” еще в 30-е гг. Ее суть достаточно проста и сводится к идее “возвращения к истокам ислама”, что означает возвращение к “исламской государственности” (замену светского государства теократическим) и “исламскому единству” (объединение всех мусульман в одно государство — “халифат”). Подчеркивается, что именно исламизация является единственно возможным путем решения тех сложных социальных и экономических проблем, которые стоят перед мусульманскими странами (“ислам — вот решение”).
Получив крупные валютные доходы от продажи нефти (“нефть — дар Аллаха”), саудовские правящие круги в 60-е — 70-е гг. затратили десятки миллиардов долларов на создание мощной и разветвленной инфраструктуры исламского движения. Была создана целая сеть международных исламских неправительственных организаций, а также многочисленная система исламских банков и фондов. Особое внимание было уделено достижению “исламской солидарности” на межгосударственном уровне. Результатом немалых усилий саудовской дипломатии было создание ОИК (Организации исламской конференции), которая рассматривалась ее организаторами как первый шаг к “исламскому единству”.
Для внешней политики Саудовской Аравии с момента ее образования характерен принцип “антисионизма”. В 30-е гг. она выступала против создания какого-либо еврейского государства на территории Палестины, а затем за уничтожение Израиля. ПДС всегда получало достаточно серьезную финансовую помощь от Саудовской Аравии, хотя социалистическая риторика ряда его лидеров вызывала определенные опасения.
Крупнейшие террористические акты, совершенные в США под руководством Бен Ладена 11 сентября 2001 г., коренным образом изменили отношение к международному терроризму, прежде всего Запада, и ситуацию в мире в целом. В годы “холодной войны” главной составляющей мировой политики было противостояние СССР и США. Недоверие в отношениях Соединенных Штатов и России сохранялось и после 1989 г. как своего рода инерция “холодной войны”.
Теперь у США, Западного мира и России появился общий враг в лице исламского фундаментализма и Бен Ладена, что, по мнению наблюдателей, должно улучшить российско-американские отношения и окончательно покончить с остатками “холодной войны”. Американский президент Дж. Буш объявил крестовый поход против международного терроризма. В ноябре 2001 г. США начали крупномасштабную антитеррористическую операцию в Афганистане, направленную против режима талибов и Бен Ладена. Она получила поддержку, как со стороны союзников США, так и со стороны России и других стран СНГ.
studfiles.net
32. Проблемы диалога Север-Юг на современном этапе
Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношенийразвитых стран с развивающимися.
Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитымииразвивающимися странамипоследние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.
Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север — Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.
Новый международный экономический порядок
Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в. после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.
Ключевыми идеями этой концепции были:
во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях
во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.
Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой международной торговли, при которой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали это какпроявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север — Юг. А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.
К середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию внешнего долгана страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.
Но затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять свои позиции и к концу 80-х гг. фактически перестало существовать. Можно назвать две основные причины его поражения:
Первая — это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.
Вторая — ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север — Юг значительно сузилась.
В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась.
studfiles.net
Проблема Север — Юг. Основы мировой экономики
Проблема Север — Юг
Проблема Север-Юг — ϶ᴛᴏ проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися.
Суть ее состоит по сути в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа ϲʙᴏих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.
Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг будет его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно по϶ᴛᴏму проблему Север — Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.
Новый международный экономический порядок
Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в. после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление ϶ᴛᴏго порядка.
Ключевыми идеями ϶ᴛᴏй концепции были:
- во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях
- во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих масштабам социально-экономических проблем данных стран, а также облегчение их долгового бремени.
Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой международной торговли, при кᴏᴛᴏᴩой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в данных товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали ϶ᴛᴏ как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север — Юг. А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории данных стран и моральной ответственностью бывших метрополий за данные последствия.
К середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили ϲʙᴏй суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию внешнего долга на страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.
Но затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять ϲʙᴏи позиции и к концу 80-х гг. фактически перестало существовать. Можно назвать две основные причины его поражения:
- Первая — ϶ᴛᴏ серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании ϲʙᴏих требований, вызванное быстрой дифференциацией данных государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.
- Вторая — ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север — Юг значительно сузилась.
В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась.
Пути решения проблемы Север-Юг
Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:
- либеральный;
- антиглобалистский;
- структуралистский.
Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в национальных экономиках развивающихся стран современный рыночный механизм мешает данным странам преодолеть отсталость и занять достойное место в международном разделении труда. По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, либерализацию экономики и приватизацию государственной собственности, т.е. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.
Антиглобалисты полагают, что современная система международных экономических отношений будет неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется между народными монополиями, что в ϲʙᴏю очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при ϶ᴛᴏм цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.
Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их конкурентоспособности изменить положение данных стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, крайне важно реформировать, но так, ɥᴛᴏбы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Пути решения проблемы Север — Юг
Количество просмотров публикации Пути решения проблемы Север — Юг — 1072
Новый международный экономический порядок
Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гᴦ. XX в. после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.
Ключевыми идеями этой концепции были:
§ во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях
§ во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой базе и в объёмах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.
В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась.
Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:
§ либеральный;
§ антиглобалистский;
§ структуралистский.
Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в национальных экономиках развивающихся стран современный рыночный механизм мешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место в международном разделении труда. По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, либерализацию экономики и приватизацию государственной собственности, ᴛ.ᴇ. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.
Антиглобалисты полагают, что современная система МЭО является неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется международными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.
Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их конкурентоспособности изменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, крайне важно реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.
referatwork.ru
Страница 2 из 2
Основной причиной экономической отсталости так называемых стран Юга явилось то, что в наследие от колониализма они получили чаще всего высокий уровень бедности, а также почти полное отсутствие промышленности и торговли. Кроме того, проблемы развивающихся стран еще больше усугубил скачкообразный прирост населения (так называемый демографический взрыв). К тому же, полезные ископаемые и другие природные ресурсы бедных стран, такие как нефть, железная руда, медь, а также древесина скупались практически за бесценок и перерабатывались международными концернами. В 1950-е годы хлынул поток экономической помощи развивающимся странам. При этом направленность этой помощи была весьма разносторонней, от военной до гуманитарной. Но постепенно господствующим стало мнение о том, что слаборазвитые страны имеют право на более высокий уровень развития. Однако страны Юга стали всё чаще понимать под этим правом обязанность промышленно развитых государств Севера оказывать помощь более бедным регионам. Так, в 1962 году общий объем помощи развивающимся странам, оказанной государствами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (включая Японию) за 6 лет, достиг 32 миллиардов долларов! Несмотря на это проблема развития стран Юга в этот период критически обострилась. Экономическое положение развивающихся стран ухудшилось по сравнению с высокоразвитыми государствами. С 1950 по 1960 годы их доля в мировой торговле снизилась до 20 процентов, в то время как доля индустриальных государств мира выросла за тот же период с 60 до 66 процентов. Если общий объем мирового экспорта вырос за 12 лет (с 1950 по 1962 годы) на 70 процентов, то объем экспорта стран Южной и Юго-Восточной Азии увеличился лишь на 25, а стран Латинской Америки – менее чем на 50 процентов. При этом рост экспорта был очень слабым не только по объему, но и в стоимостном выражении: с начала 1950-х годов цены на основные статьи экспорта стран Юга постоянно падали. В итоге, общая сумма помощи, оказанной в этот период промышленно развитыми государствами, лишь приблизительно покрыла экспортные потери развивающихся стран. Все это происходило на фоне роста цен на импортные товары из стран Севера, в том числе на основные средства производства для подъема экономики развивающихся стран (при этом доля основных средств производства составила половину от объема импорта). Кроме того, за период с 1950 по 1960 годы доля этих стран в мировом экспорте готовой продукции не превысила 5,6 процента. Конфликт Север-Юг не решен до сих пор. Для его решения необходимо установить новый мировой экономический порядок, построенный на справедливых торговых отношениях между промышленно развитыми и развивающимися странами и отсутствии экономических противоречий между ними.
|
ultraprogress.ru
Суть и пути решения проблемы Север
В наше время как никогда остро встали проблемы, без решения которых дальнейшее прогрессивное движение человечества попросту невозможно. Экономика выступает только частью общечеловеческой деятельности, однако в основном именно от ее развития в 21 веке зависит сохранение мира, природы и среды обитания людей, а также религиозных, философских и моральных ценностей. Особенно значение глобальных проблем возросло во второй половине 20 столетия, когда они начали существенно влиять на структуру мирового и национального хозяйства.
Территориальный раздел
Прежде чем углубляться в суть проблемы «Север – Юг», поговорим о формировании мирохозяйственных связей. К началу 20 века как единое целое мировое хозяйство уже сложилось, поскольку большинство стран мира были втянуты в торговые отношения. Территориальный раздел к этому времени закончился, и сформировались два полюса: промышленно развитые государства и их колонии – сырьевые и аграрные придатки. Последние были вовлечены в международное разделение труда еще задолго до того, как в них появились национальные рынки. То есть участие в мировых хозяйственных отношениях в этих странах явилось не потребностью их собственного развития, а продуктом экспансии государств, развитых индустриально. И даже после обретения бывшими колониями независимости мировое хозяйство, таким образом сформировавшееся, еще на долгие годы сохранило отношения периферии и центра. Отсюда-то и берет свое начало проблема «Север – Юг», породившая нынешние глобальные противоречия.
Основные понятия
Итак, как вы уже поняли, экономическое взаимодействие развитых стран с развивающимися строилось совсем не на равных. Суть глобальной проблемы «Север – Юг» сводится к тому, что отсталость аграрных государств потенциально опасна как на локальном, региональном, межрегиональном уровнях, так и в целом для мировой хозяйственной системы. Развивающиеся страны выступают составной частью мирового хозяйства, поэтому их политические, экономические, социальные трудности неизбежно будут проявляться и уже проявляются вовне. Среди конкретных свидетельств тому можно отметить, например, масштабную вынужденную миграцию в индустриальные государства, распространение в мире инфекционных болезней, как новых, так и тех, что уже считались побежденными. Вот почему глобальная проблема «Север – Юг» сегодня считается одной из самых значимых.
Чтобы преодолеть разрыв в уровне экономического и социального прогресса между развитыми и развивающимися государствами, последние сейчас требуют от первых всевозможных уступок, в том числе усиления притока капитала и знаний (чаще всего в форме помощи), расширения доступа собственных товаров на рынки индустриальных стран, списания долгов и прочее.
Международный экономический порядок
Над решением проблемы «Север – Юг» в мире задумались еще во второй половине шестидесятых годов 20 столетия, когда прошла широкая волна деколонизации, была разработана концепция нового международного экономического порядка и начались движения развивающихся государств за его установление. Ключевые идеи концепции заключались в следующем:
- во-первых, создать для отсталых стран льготный режим участия в международных экономических отношениях;
- а во-вторых, оказывать развивающимся государствам помощь на предсказуемой, стабильной основе и в объемах, которые соответствуют масштабу экономических и социальных проблем этих держав, а также облегчить их долговое бремя.
Таким образом аграрные страны высказали свою неудовлетворенность системой международной торговли, когда доходы от вывоза обработанных товаров были выше (в силу наличия в этих товарах большой добавленной стоимости), чем прибыль от экспорта сырья. Развивающиеся государства трактовали такое положение вещей как проявление неэквивалентного обмена. Решение проблемы Севера и Юга они видели в оказании помощи от развитых стран в адекватных размерах, и эта идея увязывалась напрямую с экономическими и социальными последствиями колониального периода и моральной ответственностью за данные последствия бывших метрополий.
Судьба движения
К середине восьмидесятых годов 20 столетия движение за установление нового экономического порядка добилось некоторых успехов. Так, например, аграрные государства утвердили над национальными природными ресурсами свой суверенитет и добились, чтобы он был признан официально, что в определенных случаях, к примеру, в ситуации с энергоресурсами, способствовало росту в развивающихся странах доходов от экспорта. Что касается проблемы «Север – Юг» в целом, то удалось достигнуть ряда позитивных результатов. Так, была ослаблена острота долговых трудностей, расширились источники международной помощи для развития государств, был утвержден принцип дифференцированного подхода к вопросам регулирования внешнего долга на уровне страны в зависимости от подушевого ВНД.
Причины поражения
Несмотря на все положительные моменты, со временем движение стало терять позиции, а к концу восьмидесятых годов и вовсе фактически перестало существовать. Причин этому можно выделить много, но есть две основных:
- Первая – значительное ослабление единства самих отсталых государств в отстаивании своих требований, что было вызвано их быстрой дифференциацией и выделением таких подгрупп, как страны-нефтеэкспортеры, новые индустриальные страны.
- Вторая – ухудшение у развивающихся государств переговорных позиций: когда развитые страны вступили в постиндустриальную стадию, значительно сузилась возможность применять в качестве аргумента на пути решения проблемы «Север – Юг» сырьевой фактор.
Движение за установление нового экономического порядка в результате потерпело поражение, однако глобальные противоречия остались.
Решение проблемы «Север – Юг»
В настоящее время выделяют три пути преодоления дисбаланса в экономических отношениях развивающихся и развитых стран. Расскажем о каждом из них подробнее.
1. Либеральный подход
Его сторонники считают, что преодолеть отсталость и занять в международном разделении труда достойное место аграрным странам мешает неспособность утвердить современный рыночный механизм в национальных экономиках. По мнению либералов, развивающимся государствам следует придерживаться курса на либерализацию экономики, обеспечение макроэкономической стабильности, приватизацию госсобственности. Такой подход к решению проблемы «Север – Юг» в последние десятилетия вполне отчетливо вырисовывается на многосторонних переговорах внешнеэкономической тематики в позициях большого числа развитых государств.
2. Антиглобалистский подход
Его представители придерживаются точки зрения, что система международных экономических отношений в современном мире является неравноправной, и мировая экономика в большой степени находится под контролем международных монополий, что дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Антиглобалисты, утверждая, что развитые государства осознанно добиваются того, чтобы цены на сырье были снижены, хотя сами при этом завышают стоимость обработанных товаров, требуют в корне пересмотреть всю систему мировых экономических отношений в волевом порядке в пользу развивающихся стран. Другими словами, в современных условиях они выступают в качестве ультрарадикальных последователей концепции нового международного экономического порядка.
3. Структуралистский подход
Его приверженцы согласны с тем, что система международных экономических отношений, существующая в настоящее время, создает для развивающихся государств серьезные сложности. Однако, в отличие от сторонников антиглобалистского подхода, они признают, что изменить положение данных стран в международном разделении труда не получится без структурных преобразований в самих аграрных государствах, повышения их конкурентоспособности, обеспечения отраслевой диверсификации национальных экономик. По их мнению, нынешнюю систему экономических отношений следует реформировать, но таким образом, чтобы внесенные изменения не облегчали проведения в развивающихся странах реформ.
На переговорах сторонники данного подхода настаивают на том, что глобальная проблема «Север – Юг» может быть решена, если развитые государства будут учитывать объективные трудности и особенности экономического роста развивающихся стран и расширять для них торговые преференции. В современных реалиях именно такой взвешенный подход получает все большее признание, и именно с ним связывают перспективы решения проблемы отношений Севера и Юга.
autogear.ru
Leave A Comment