Что такое глобализация и как процесс глобализации охватывает мир
- Что такое глобализация
- Проявления глобализации по сферам жизни
- Экономика
- Политика
- Культура
- Примеры
- Риски
Процесс глобализации стремительно развивается в мире в последние десятилетия. Государства активно расширяют товарооборот друг с другом, а цепочки производства и поставок перестали замыкаться в конкретной стране.
Также государства используют технологии друг друга, чтобы увеличивать темпы собственного развития и повышать качество жизни обычных людей. Но есть ли в этом подводные камни? Разберем в статье.
Что такое глобализацияГлобализация — всемирный процесс интеграции между государствами. Может проявляться в таких сферах, как экономика, политика, управление, культура и иных областях.
Глобализация влияет на структуру мировой экономики как взаимосвязанной системы.
Простой пример: реализация международного разделения труда. Компании переносят свои предприятия в страны Юго-Восточной Азии, чтобы снизить стоимость рабочей силы и увеличить прибыль.
Развитие человечества в экономических, социальных, политических и культурных аспектах невозможно без глобализации, однако данный процесс не должен вредить принципу государственного суверенитета.
Поэтому многие государства рассматривают объединение только в экономическом ключе, ограничивая любые формы политической интеграции.
Подтверждение данного тезиса: активная экономическая интеграция стран Евразийского экономического союза установила единый рынок и упростила миграционные процедуры. При этом политически государства-члены ЕАЭС сохраняют самостоятельность.
Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки» и получите шанс вернуть проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика, а деньги мы зачислим на карту и доставим курьером.
Проявления глобализации по сферам жизниЭкономикаВ экономике глобализация достигла максимального масштаба. Примеры ее проявления:
- Международное разделение труда.
Государства импортируют определенные группы товаров из других стран, поскольку это выгоднее, чем производить их у себя. Для финансового обеспечения импорта государство экспортирует другие категории товаров.
- Миграция.
Предполагает перемещение населения в другие страны с целью улучшения качества их жизни.
- Перемещение капитала.
Инвесторы ищут лучшие экономические условия в рамках глобального рынка, а не стремятся сохранить деньги только в своей стране.
- Глобальное правовое регулирование экономических процессов.
Чтобы избежать конфликтов, государства приняли решение отказаться от части собственного суверенитета в пользу создания международных институтов и соответствующего правового регулирования.
Яркий пример — Организация Объединенных Наций (ООН), которая распространяет свое регулирование на многие области жизни, начиная взаимодействием государств и заканчивая защитой прав человека.
Также яркими примерами влияния на глобальную мировую политику являются неформальные клубы стран: «Большая семерка» и «Большая двадцатка», которые призваны обсуждать и разрешать общемировые проблемы.
КультураГлобализация в культуре проявляется через рост международного делового общения, популяризации отдельных видов национальной культуры в мире, развитие международного туризма, глобальное распространение отдельных произведений культуры и искусства в других странах.
Примеры в культуре: переведенные по всему миру книги Стивена Кинга, гастроли цирка Du Soleil в разных странах, выставка Эрмитажа в Милане.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
ПримерыИсторики выделяют три волны глобализации:
- В период с 1870 года до 1920-ых годов, когда началось развитие транспортных средств, и произошло снижение протекционистских мер.
- Вторая волна продлилась в период с 1950 по 1980-е годы, когда активная экономическая интеграция проходила между Европой, Северной Америкой и Японией, которые усиливали торговлю между собой.
- Третья волна началась в 1980-ых годах и продолжается в настоящее время.
Если говорить о конкретных примерах, то для Индии, Китая, Вьетнама, Бангладеша, Индонезии глобализация стала путем к снижению бедности населения.
Некоторые государства не смогли усилиться в рамках процесса глобализации, не ликвидировав технологическое отставание от мировых лидеров. Их экономика так и осталась ориентированной на экспорт природных ресурсов. К таким странам относятся ряд африканских государств, к примеру, Ангола.
Недавние успешные примеры глобализации — Китай, Индия, Бангладеш, Индонезия, Вьетнам. К неудачным относятся страны Африки, к примеру, Ангола, экономика которой остается ориентированной на экспорт ресурсовРиски- Разрушение национальной промышленности.
Из-за прихода транснациональных компаний отечественные производители могут не выдержать конкуренции: оказаться поглощенными или закрытыми. Это приведет к увеличению безработицы.
- Ухудшение ситуации в области науки.
Наличие доступных технологических разработок из других стран исключает мотивацию на финансирование собственных исследований.
- Ухудшение положения работников.
Глобальные корпорации стремятся к снижению гарантий трудовых прав работников, поскольку одной из целей является снижение себестоимости производства и рост прибыли. В таких условиях может развиваться «теневой» рынок труда с «серыми» зарплатами.
- Экологические проблемы.
Развитие производств в развивающихся странах сопровождается низким уровнем гарантий, связанных с защитой окружающей среды.
Некоторые исследователи называют одним из рисков утрату национальных культурных ценностей или их ослабления. Однако неоднократные исследования в рамках Всемирного обзора ценностей (мирового социологического проекта) не подтвердили наличие такого тренда: национальные культурные ценности сохраняются и не подвергаются пересмотру.
Глобализация — данность. Существование в условиях изоляции лишает государство всяческого развития, а интеграция позволяет улучшать качество жизни людей.
Однако масштабы интеграции должны определяться с учетом индивидуальных условий и национальных интересов: государства имеют полное право не жертвовать собственным суверенитетом ради сомнительного усиления неких экономических и политических связей.
Также не должны страдать национальные производители, наука, рынок труда, экология. Только в условиях баланса между национальными интересами и глобализацией можно развиваться успешно.
Страница не найдена
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Шляков Алексей Владимирович ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия Профессор кафедры «Гуманитарных наук и технологий» Доктор философских наук, доцент E-mail: schafferhund@rambler.
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Рахимова Светлана Ривнеровна МАОУ «Гимназия города Лабытнанги», Лабытнанги, Россия Заместитель директора по научно-методической работе ФГОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» Стерлитамакский филиал, Стерлитамак, Россия Аспирант E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3797-3477 Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования рекламного текста, обладающего …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Хвощевская Ирина Валерьевна ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», Великий Новгород, Россия Научный сотрудник Кандидат фармацевтических наук E-mail: rosfarm@yandex. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5130-5486 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=179283 Аннотация. Статья посвящена анализу культурологических особенностей самобытности России в русской литературе. Особое внимание автор уделяет …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Чопсиева Гюльсум Мамед кызы ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Преподаватель кафедры «Немецкой филологии, аспирант» E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4039-2064 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1109556 Аннотация. Образ мигранта требует внимательного подхода при его создании в СМИ. Одним …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Басс Екатерина Викторовна ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия Старший преподаватель кафедры «Иноязычной коммуникации и лингводидактики» E-mail: bass_e@mail. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1803-4607 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=648892 Выстропова Ольга Станиславовна ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Волгоград, Россия Доцент кафедры …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Хасанова Ольга Олеговна ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» Стерлитамакский филиал, Стерлитамак, Россия Доцент кафедры «Русского языка и литературы» Кандидат филологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1096887 Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье стали наиболее частотные языковые единицы в речи …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Михеева Светлана Львовна ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.
14.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Карпикова Ирина Серафимовна ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Социологии и психологии» Кандидат экономических наук, Доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8313-9646 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=499660 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56809363000 Соломеин Алексей Александрович ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Социологии …
14. 04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Чжан Синьюй Университет Саньмин, Саньмин, Китай Преподаватель кафедры «Дизайна и архитектуры», лектор ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», Краснодар, Россия, Аспирант E-mail: [email protected] Аннотация. В последние годы в области 3D-анимации наблюдается значительный рост включения инновационных подходов, что обусловлено развитием компьютерных …
12.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Каталкина Наталья Анатольевна ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Санкт-Петербург, Россия Доцент Кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4150-6596 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=725855 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57216944173 Богданова Надежда Викторовна ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Санкт-Петербург, Россия Доцент Кандидат педагогических …
12. 04.2023
Читать далее…
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальные аспекты глобализации (с точки зрения глобалистики)
К началу 21 го века процесс глобализации общественных отношений в основном практически завершился в должной форме . Но по содержанию человечеству еще предстоит стать глобальным сообществом. Это предполагает серьезное изменение мировоззрения людей, культурных традиций и ценностей. Единому человечеству нет альтернативы, и, следовательно, ради сохранения цивилизации на планете должны быть установлены не только общие принципы и правила совместной жизни, но и общие обязанности для каждого человека.
Ключевые слова: глобализация, глобалистика, культура, общая ответственность, процессы глобализации.
Современный процесс глобализации затрагивает жизнь и интересы не только человечества в целом, но и отдельных людей, независимо от их социального или этнического положения. Поэтому сейчас целесообразно добавить еще одно понятие к многообразию философий и научных теорий, где человек и его проблемы имеют первостепенное значение в связи с философским осмыслением природы и тенденций глобализации. У нас уже есть соответствующая область междисциплинарных областей знания, возникшая в последней четверти прошлого века, собирательно именуемая «Глобалистика», или в русской традиции – Глобалистика (см. 9).0201 Введение к этому отредактированному тому). В результате современный мир рассматривается как сложная динамическая система, в которой основной действующей силой стала хозяйственная деятельность человека, основанная на научно-технических достижениях (а не на естественных эволюционных силах биосферы).
Вместе с растущим пониманием того, как научно-технический прогресс меняет условия нашей жизни, мы также осознаем множество опасностей, которые он представляет для здоровья человека, а также для существования жизни в целом. Прошли времена, когда науку можно было рассматривать как ценностно-нейтральное и бесспорное человеческое достояние, стоящее за пределами добра и зла. Конечно, наука дает людям плоды своих революционных открытий и манит новыми перспективами, но она же и причиняет глубокую тревогу их будущему, требуя своевременных и адекватных действий ученых, философов и политиков. Имея возможность комплексного изучения мира, общества и человека, современная наука ориентирует политиков и ученых на «диалог», коэволюцию общества и природы. Это научный путь, который приобретает новое – человеческое – измерение, когда интересы людей напрямую связаны с устойчивым развитием биосферы; и анализ человеческой деятельности приобретает первостепенное значение для понимания современного мира и его важнейшей характеристики – глобализации.
Стоит отметить, что глобализация является результатом многовековых количественных и качественных трансформаций, как в общественном развитии, так и в системе «общество – природа». Вот почему, пытаясь понять сущность современной глобализации, многие ученые связывают ее с культурно-цивилизационными изменениями; таким образом, термины «культура» и «цивилизация» стоят в одном ряду с термином «глобализация». Являясь важнейшими категориями социальной философии, эти термины являются звеньями одной цепи, тенденциями развития живого языка, когда он пытается отразить духовный и материальный мир человека, бесконечное многообразие и сущность общественных отношений, а также отношений между обществом и обществом. природа. Дополняя друг друга в различных аспектах, они описывают социальные организмы и раскрывают важнейшие этапы их исторического развития.
Особое место в этом ряду занимает понятие «культура», так как оно впервые возникло еще в Древнем Риме для различения искусственного и естественного. Термин «цивилизация» имеет более позднее происхождение, восходит к раннему Новому времени, когда возникли более сложные социальные практики, а как внутренние, так и внешние связи возникающих национальных государств потребовали более точного языка и, соответственно, нового понятия для их описания. . Глубокое понимание феномена цивилизации пришло позже, в конце девятнадцатого века, когда процессы глобализации стали проявляться все более и более определенно. Они подразумевались в теоретических работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Соловьева, Пьера Тейяра де Шардена, Владимира Вернадского, Карла Ясперса, и др.
Глобализация в полной мере проявилась только в середине 1990-х гг. , породив дополнительный интерес к феномену культуры и цивилизации. Важно подчеркнуть, что глобализация ведет к формированию единой культуры и цивилизации, что, однако, не отменяет ни культурного разнообразия, ни особенностей цивилизационного развития того или иного региона. Понятие «культура» выражает внутренние и существенные характеристики общества; в свою очередь, цивилизация есть форма, внешний каркас культуры, представляющий собой общество с точки зрения механизма его управления, функциональных связей и отношений. Поскольку цивилизационное единство и культурное разнообразие имманентны человечеству, можно было бы предложить новую синтетическую категорию «9».0201 культурно-цивилизационные системы ‘ для обозначения современных реалий: это обеспечило бы целостное видение различных социальных систем (национальных, локальных, региональных), а также мирового сообщества в целом и дало бы понимание их динамики как необходимого процесса (Чумаков 2005). Таким образом, рассматривая глобализацию и глобальные проблемы как объективный исторический процесс, включающий (объективно вовлекающий) все реально существующие культурно-цивилизационные системы, можно говорить о формировании с середины 20-х гг. 0202-й -й век как общечеловеческой культуры, так и единой мировой цивилизации, которая раньше проявляла себя лишь на локальном и региональном уровнях.
Культура охватывает, а точнее, проникает во все сферы духовной и материальной жизни общества и потому так или иначе вовлечена в процесс глобализации. В связи с этим возникает множество культурных проблем, и это все больше наблюдается в международном и даже глобальном масштабе. Например, усиление влияния и широкое распространение «массовой культуры», периодически возникающие кризисы нравственности, рост апатии, чувства покинутости или беззащитности, и др. приносят трудности и противоречия.
Влияние глобализации на культуру началось в эпоху Великих географических открытий, когда впервые в истории человечества культурные коммуникации достигли планетарного масштаба; хотя поначалу они носили фрагментарный характер и ограничивались контактами с мореплавателями, торговцами и завоевателями. С этого времени мы видим первые признаки если не унификации, то заимствования и глобальной диффузии материальных и духовных ценностей, а также культурных достижений благодаря экспансионистским устремлениям европейцев и увеличению мировой торговли. Вместе с предметами материальной культуры широкие возможности для распространения по всему миру получили различные элементы духовной, преимущественно (но не только) европейской культуры, как, например, язык (прежде всего испанский, португальский, английский, французский) и религий – христианства, ислама и буддизма, чьи миссионеры пришли в неизвестные ранее регионы и уголки мира.
Еще большие возможности для широкого распространения материальных и духовных ценностей появились в конце 19 – начале 20 веков, когда активно развивались новые виды транспорта: железные дороги, автомобили, авиация. Тогда же были изобретены многие современные средства массовой коммуникации: телефон, радио, кино, телевидение. В результате в ХХ веке взаимопроникновение и ассимиляция различных культур, являясь объективным и необходимым следствием глобализации, привели к формированию общечеловеческой, планетарной культуры, очертания которой достаточно очевидны сегодня практически в каждой стране и на континенте. .
Таким образом, глобализация культуры проявляется не только в том, что, сохраняя свои исконные традиции, уровень жизни и особенности быта, разные народы одновременно пользуются одними и теми же мобильными телефонами, радио, телевидением, транспортными средствами. , и т.д. Проявляется и в том, что, например, дизайн автомобиля, предмета одежды или бытовой техники (по своим внешним качествам и составу), как правило, не несут признаков национальной культуры производителя – отличаются от дизайна других образцов только этикеткой с указанием страны-производителя.
Благодаря культурной глобализации практически не существует границ для взаимовлияния различных идей, учений, верований, и т.д. Фактически все наиболее значительные научные открытия и выдающиеся литературные произведения сразу же переводятся на многие языки; популярные песни и мелодии, лучшие образцы моды и драматического искусства разносятся по планете с невероятной скоростью. Большинство из них легко включаются в контекст традиционных культур, которые принимают и усваивают такие элементы мировой культуры и в то же время дают ей новые импульсы: например, это официально отразилось в XIX в. Лозунг 90-х «Китай для мира и мир для Китая».
В условиях культурной глобализации можно отметить все большее распространение по миру унифицированных норм поведения , свободных от религиозной и иной идеологической основы. Такое поведение можно встретить в аэропортах, на вокзалах, в супермаркетах и других общественных местах, где люди ведут себя «как все», независимо от их убеждений, этнического и культурного происхождения, и т. д. В этом смысле молодежь является лучшей средой для распространение глобальной культуры, поскольку они меньше, чем старшие поколения, подвержены влиянию традиционных культур и стереотипов мышления и поведения, сформированных в сообществе.
Благодаря этому молодежь также становится основным объектом манипулирования средствами массовой информации, политическими, религиозными, криминальными и другими группами, которые в условиях глобализации приобретают дополнительные возможности воздействия как на отдельные группы, так и на массовое сознание в целом . Указывая на этот факт, один из лидеров «новых левых» — массового общественного движения конца 1960-х гг. — Теодор Росзак писал, что политика, образование, досуг, развлечения, культура в целом, бессознательные символы и даже протест против технократии становятся объектами чисто технического контроля и чисто технического манипулирования (Roszak 1969:7).
Сейчас, в условиях тотальной глобализации, проблема управления мировыми процессами, в том числе мировой культурой и мировым общественным мнением, становится одной из центральных задач человечества. Примеры турецких иммигрантов в Германии или африканцев, ставших частью французского общества, хорошо показывают, что фактически становится невозможным определить точки взаимодействия, в которых они взаимно ассимилируются. В связи с этим возникает вопрос: к какой культуре отнести ассимилированных эмигрантов и их детей, биографии которых не укладываются в принятые категории? Проблема в том, что новые волны иммигрантов, хотя и стараются придерживаться установленных для общества норм и принципов поведения, в которые они входят, тем не менее в быту и обычаях обнаруживают и воспроизводят, как правило, традиции и стереотипы образа жизни. жизни, перенятой с детства в родной культуре. И хотя на стыке этих разных культур возникают некоторые возможности для взаимопонимания и взаимодействия, прежде всего за счет глобализации и унификации культуры, тем не менее нарастает состояние конфликтности и противоречия. Подобные конфликты и противоречия (как на Западе, так и в развивающихся странах) привлекают особое внимание специалистов.
Здесь следует отметить, что хотя глобализация имеет на первый взгляд экономические формы и политические последствия, на самом деле она все больше выявляет первичное место культуры на глобальном уровне. В связи с этим взаимовлияние культуры и глобализации, а также сочетание глобального и локального становится предметом особого внимания многих ученых. Так появился новый термин – глокализация , который образовался путем соединения слов «глобализация» и «локализация» и получил распространение как словесное отражение сложного процесса связывания местных особенностей культурного развития отдельной нации. глобальные тенденции развития мирового сообщества.
Таким образом, культурная глобализация оказывает все большее влияние на мировоззрение человека, вызывая тем самым серьезные беды, в первую очередь, у представителей слаборазвитых и развивающихся стран. Понимая глобализацию больше как «американизацию культуры», как навязывание западных стандартов и обычаев и, наконец, как современную форму культурного колониализма, они видят в ней средство трансформации и разрушения традиционных ценностей, изменения традиционного образа жизни. и, следовательно, как угрозу национальной идентичности и культурному разнообразию. Иными словами, поскольку глобализация носит неравномерный характер, большинство традиционных обществ реагируют на нее оборонительно в виде противодействия процессу интеграции, а также проведения политики локализации и всемерной поддержки локальных культур.
Некоторые ученые, особенно из исламских, арабских и других стран третьего мира, рассматривают глобализацию как специально разработанный план или стратегию, направленную на вторжение в другие части мира, угрожающую местным культурам через их объединение. При этом основная угроза культурной идентичности, как правило, видится в расширении сферы влияния СМИ, деятельности международных фондов, транснациональных корпораций, и т.д. Подобные опасения не совсем беспочвенны, поскольку глобализация действительно не только потоки товаров или сокращение расстояний, устранение границ или унификация производственных процессов. Он также стремится сформировать единую систему ценностей, создать общечеловеческую культуру и тем самым обеспечить эффективность мировой экономики, открытость и объективность информации и, наконец, толерантность в мировой политике и межкультурных коммуникациях. Таким образом, адекватные глобализации изменения и преобразования в сфере культуры приобретают приоритет, а экономические факторы оказываются менее значимыми.
Здесь возникает вопрос о тенденциях глобальных процессов и человеческого будущего. У нас уже есть термин постглобализация , который используется по отношению к будущему состоянию глобального мира. Кроме того, вероятно, может появиться совершенно новый термин для обозначения будущего мира, когда проблема глобализации будет заменена другой, более актуальной темой. Теперь мы можем сделать следующие предположения. В течение 10-15 лет «пласт научных исследований» под названием «глобализация» будет полностью «выработан», и умственно-эмоциональное обсуждение темы станет утомительным. В результате творческие интересы ученых в области глобалистики сместятся в сферу мировая конституция и поиск практических шагов построения действительно нового мирового порядка . Это прямо следует из того, что глобалистика объективно играет интегративную роль, заставляя многих ученых, политиков, общественных деятелей и широкие слои населения по-новому взглянуть на современный мир, побуждая их осознать себя частью целостного мира. Вот почему мы думаем, что переход от осмысления глобальных проблем к реальным процессам глобализации, которые мы сейчас наблюдаем, должен рано или поздно смениться первичным интересом к вопросу как сформировать новый международный порядок в целостном взаимозависимом мире, чтобы сделать его наконец безопасным и стабильным . Однако решение или даже правильное решение этой задачи еще впереди, поскольку она взаимосвязана с другой, гораздо более сложной задачей — проблемой человека и «нового гуманизма».
Таким образом, дальнейшее развитие глобалистики должно будет рано или поздно закончиться пониманием природы и сущности самих людей как главной причины всех их проблем и трудностей: о чем в истории философии не упоминалось ни разу , в работах всех великих гуманистов от Античности до современности. Как заметил Николай Бердяев,
Философы постоянно возвращались к пониманию, что разгадать тайну человека — значит разгадать тайну бытия. Познай себя, и через это ты познаешь мир. Все попытки внешнего осмысления мира, без погружения в глубину человека, давали просто познание поверхности вещей. Если мы идем от человека вовне, то никогда не достигнем смысла вещей, ибо понимание смысла скрыто в самом человеке (Бердяев 1989: 293).
Вспоминая в этой связи слова Протагора « homo mensuras est », следует отметить, что человек также является главной причиной нарастания и обострения глобальных проблем современности.
Отсюда следует, что только человеческий разум является единственной надеждой на преодоление указанного противоречия, ибо человеческое мышление и творчество являются не генетическими, а культурными свойствами. У людей нет другого пути, кроме как тщательно выстраивать и настойчиво формировать новое мышление, образ жизни и соответствующую стратегию и тактику действий, ибо, как полагают некоторые ученые, будущая эволюция будет определяться выживанием не сильнейших, а мудрейших. . Этот факт дает основание считать природа и сущность человека как основная тема, которая со временем должна занять первое место в глобалистике.
Литература
Бердяев Н.А. 1989. Смысл творения. В Бердяев Н.А., Философия свободы. Значение творения (стр. 293–325). Москва: Издательство «Правда». На русском языке.
Чумаков А. 2005. Глобализация: контуры целостного мира . Москва: Проспект.
Leave A Comment