Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза» (Гроза Островский А. Н.)
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы».
Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его
речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в драме «Гроза» очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и
отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Рассмотрим речевую характеристику в описании характера и нравов Катерины. Эпиграфом «Грозы» служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование.
В песне предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с
ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как
бабочка». В сознании Катерины оживают древние мифы славянской культуры. Надо
чувствовать свежесть внутреннего мира Катерины. В ней торжествует народное начало,
нравственная народная крестьянская культура. «Какая я была резвая! – обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: – Я у вас завяла совсем». Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире Диких и Кабановых.
Измена Катерины – это несомненно преступление, и Катерина понимает всю тяжесть своего поступка, но она не может жить без нормальной, естественной любви, которую она
нашла в Борисе. И как оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж
все равно, уж душу я свою я ведь погубила».
Источник покаяния героини в чуткой
ее совестливости. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. Катерина очень религиозная женщина.
Она слишком тяжело выносит духовные муки в этом ужасном обществе: насмешки и
издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви Бориса. Катерина надеется, что. Бог простит ей ее грехи из-за мучений в этом обществе. Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: «…И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет не пойду… Придешь к ним – они ходят, говорят, – а на что мне это?…» Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо, так хорошо… А об жизни и думать не хочется… Опять жить? Нет, нет не надо… нехорошо…».
Но когда Катерина бросается в Волгу, она проявляет себя как мужественная женщина.
Ведь только мужественный человек может решиться на такой страшный шаг. Своей смертью Катерина показывает всем обитателям «Темного царства», что она не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обменять свою живую душу на жалкое прозябанье. Катерина протестует против кабановских понятий о
нравственности. В этом и состоит глубокая трагедия Катерины, Но Кабанов только в
самом финале этой страшной трагедии ощущает в себе что-то похожее на протест:
«Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…»
Уход Катерины русским народом воспринимается, как гибель чего-то светлого и прекрасного. «А точно, ребяты, как живая!…» – говорит мужик, глядя на мертвую Катериргу.
Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»Основная идея произведения «Гроза»Характеристика персонажа: Варвара КабановаЕкатерина в драме «Гроза»Сравнение образов: Дикой и КабанихаЧьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.





Н. Островского «Гроза»Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи«Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница»)Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позицийВ центре пьесы — общественно-политический конфликтСочинение на тему «Размышления о «Темном царстве» в драме А.Н.Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н.ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ .АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»Художественный метод в драме «Гроза» ОстровскогоДве судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза»)Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Красота души Катерины»РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»)Пьеса А. Н. Островского «Гроза»Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»Кто составляет фон пьесы «Гроза»Два художественных символа пьесы «Грозы»Народные истоки характера КатериныХарактер, конфликт и особенности сценического действияВарвара: «Я много разговаривать не люблю.
..» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза»Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы «г А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. «Гроза».)Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3Гроза над КалиновомЗначение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?»В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза»А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины ИзмайловойСудьбы трех женщин: Катерины, Варвары, ЛарисыНа чьей стороне автор пьесы «Гроза»Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского)Интересные подробности жизни и творчества А. Н. ОстровскогоРОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А.
Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза»Кризис патриархального мира в драма «Гроза»Проблема народного характера в драме «Гроза»Как попала Катерина в семью КабанихиСила характера КатериныЖенские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Система образовОбраз Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза»ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА», «СНЕГУРОЧКА»Конфликт сценического действия в драме «Гроза»Радость жизни Катерины в пьесе ГрозаМожно ли Кулигина считать положительным героемТипичные представители «темного царства» в драме «Гроза»Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Проблема народного характера в драме «Гроза» ОстровскогоТема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза»Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза»Протест Катерины в драме «Гроза»Подготовка к сочинению по пьесе Гроза — Творчество А.
Н. ОстровскогоЦель: обсудить темы для написания сочинения и помочь в выборе и составлении плана.
Методические приемы: составление плана, обсуждение, комментарии учителя.
Ход урока
I. Выбор темы сочинения
Примерные темы:
1. Смысл заглавия пьесы «Гроза».
2. Был ли иной путь у Катерины?
3. Быт и нравы героев пьесы «Гроза».
4. Город Калинов и его обитатели.
5. Образ Кулигина. Его значение в пьесе.
6. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза».
7. «Чародей языка» (мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы «Гроза»).
8. Тихон и Борис (сравнительная характеристика).
II. Обсуждение темы «Был ли иной путь у Катерины?»
Работа с опорной схемой по теме «Почему погибла Катерина?»
Опорные положения (схема-тезисы) темы «Почему погибла Катерина?»
Трагический финал драмы — это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством»
III.
Обсуждение темы «Образ Кулигина»
Типичная ошибка учащихся — подмена понятия «образ» индивидуальной характеристикой. Характеристика героя — это составная часть понятия «образ». По способу изложения мыслей характеристика представляет собой не рассуждение-доказательство или опровержение, а описание с элементами рассуждения.
Проведем анализ темы «Образ Кулигина»:
Д. I, явл. 1.
- Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве? Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).
- Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе Калинове?
- Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег?
- Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это его характеризует?
Д. III, явл. 3.
- О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»?
- Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»?
Д.
IV, явл. 2.
- Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его характеризует?
- За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Как это его характеризует?
- Получит ли он когда-нибудь этот миллион, почему?
Д. IV, явл. 4.
- Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?
Д. V, явл. 1, 7.
- Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях?
Вопросы для обобщения.
- Как Кулигин относится к «темному царству»?
— Думает ли он о социальном переустройстве общества, об улучшении жизни простого народа?
- Какой путь переустройства он предлагает?
- Типичен ли образ Кулигина?
- Каково отношение автора к Кулигину?
Задание. Самостоятельно составить план к сочинению-рассуждению на тему «Образ Кулигина».
IV. Письменные задания
- Д. I. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?
- Д.
I, явл. 3. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.
- Д. I, явл. 1, 3. Кто прав в споре Кудряша с Кулигиным о методах борьбы с самодурами? Докажите свою точку зрения.
- В чем проявляется самодурство Дикого?
- Что дает нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: «Молодец против овец, против молодца — сам овца»?
- Какое впечатление о жизни в Калинове сложилось у вас после чтения первых сцен пьесы? В чем причина такой жизни?
- Перечитать Д. I, явл. 5, 6. Сделайте вывод по семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
- Д. II. Катерина — по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлении к свободе, твердости характера, прямоте в отношении к людям?
— Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
— Почему Катерина считает любовь к Борису «преступной»?
— Права ли Варвара, утверждая, что Тихона «любить не за что»?
— Почему Варвара не может понять страданий Катерины?
— Почему Катерина названа «лучом света в темном царстве»?
- Почему Катерина заволновалась, когда ей Варвара дала ключ от калитки в саду, где ее ждет Борис? Почему этот ключ как бы жжет ей руку? Почему она его не выбросила?
- При последней встрече с Борисом Катерина произносит три фразы: «Ну, прости меня!», «Возьми меня с собой отсюда!», «Поезжай с богом!».
Leave A Comment