Тест по биологии (11 класс) по теме: Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ | скачать бесплатно
Методические рекомендации
по разработке и экспертизе тестовых материалов для подготовки обучающихся к ЕГЭ
составитель:
Ковалева Галина Евгеньевна,
учитель биологии I категории
МБОУ СОШ №7
Мичуринск, 2012
Материалы для подготовки по теме «Основы экологии».
Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе:
абиотические факторы, антропогенные факторы, биогеоценоз,
биологические ритмы, биомасса, биотические факторы, зона оптимума,
консументы, ограничивающий фактор, пищевые цепи, пищевые сети,
плотность популяций, пределы выносливости, продуктивность,
продуценты, репродуктивный потенциал, сезонные ритмы, суточные
ритмы, фотопериодизм, экологические факторы, экология.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Экологический фактор – компонент внешней среды, влияющий на организм.
Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости, или выходит за них называется ограничивающим.
Фотопериодизм – фактор, определяющий длину светового дня и в свою очередь влияющий на проявление других факторов среды.
Основные экологические структуры
Название | Учёные, определившие понятие | Характеристика |
Биоценоз | 1877 г., нем. уч. К.Мёбиус | Совокупность живых организмов, населяющих относительно однородный участок суши или водоёма. |
Биогеоценоз | 1844 г., уч. В.Н.Сукачёв | Совокупность однородных природных элементов на определённом участке поверхности Земли. Исторически сложившееся сообщество, занимающее определённый географический пояс. |
Экосистема | 1835 г., англ. уч. А.Тенсли | Совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды, функционирующая как единое целое за счёт обмена веществом, энергией. |
Агроценоз | Экосистема, структуру и функцию которой создаёт и поддерживает человек. |
Основные показатели биоценоза:
1. Способность к саморегуляции
2. Плотность популяций конкретных видов
3..Продуктивность
4. Биомасса
5. Устойчивость
6. Видовое разнообразие
Биомасса – это величина, показывающая массу органического вещества, заключенного в телах организмов, населяющих единицу площади.
Функциональные группы сообщества
№ | Функциональная группа | Характеристика | По способу питания | Примеры |
1 | Продуценты | Производители органического вещества | Автотрофы | Растения, хемо- и фотосинтезирующие бактерии |
2 | Консументы | Потребители органического вещества | Гетеротрофы | Животные |
3 | Редуценты | Разрушители органического вещества | Гетеротрофы | Бактерии, грибы |
Пищевая цепь – механизм передачи вещества и энергии от источника через ряд организмов.
Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:
1) растения – корова – человек;
2) растения – божья коровка – синица – ястреб;
3) растения — муха – лягушка – змея – орел.
Пищевые цепи:
1.Пастбищная (цепь выедания)
2. Детритная (цепь разложения)
Экологическая пирамида – расположение звеньев пищевой цепи в определённой последовательностью.
Сукцессия — смена биоценозов
Сравнительная характеристика естественного
биогеоценоза и агроценоза
№ | Биогеоценоз | Агроценоз |
Черты сходства |
1 | Являются открытыми системами. |
2 | Действуют факторы эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование, искусственный или естественный отбор). |
3 | Сходная структура (продуценты, консументы, редуценты). |
4 | Существуют цепи питания. |
5 | Действует правило экологической пирамиды. |
Черты различия |
1 | Возник в процессе эволюции. | Создан трудом человека. |
2 | Видовой состав живых организмов сложился естественным образом. | Видовой состав сельскохозяйственных культур искусственно подобран. |
3 | Видовой состав разнообразный. | Видовой состав малочисленный. |
4 | Численность видов сбалансирована с помощью процессов саморегуляции. | Численность отдельных видов преобладает над остальными в связи с деятельностью человека. |
5 | Пищевые цепи длинные. | Пищевые цепи короткие. |
6 | Устойчивая природная система. | Неустойчивая система, без помощи человека существовать не может. |
7 | Органические вещества остаются внутри системы. | Органические вещества удаляются из системы в виде урожая. |
8 | Факторы эволюции действуют активно. | Действие факторов эволюции ослаблено человеком. |
9 | Преобразование почвы происходит в результате жизнедеятельности организмов. | Обработка почвы ведётся человеком. |
Тест по теме: «Основы экологии»
Работа рассчитана на 30 минут.
Вариант 1
Часть А.
Выберите правильный ответ.
А1. Организмы, как правило, приспосабливаются
1) к нескольким, наиболее существенным экологическим факторам
2) к одному, важнейшему для организма фактору
3) ко всему комплексу экологических факторов
4) в основном, к биотическим факторам
А2. Ограничивающим фактором для ручьевой форели может стать
1) скорость течения воды
2) повышение температуры воды
3) пороги в ручье
4) длительные дожди
А3. Биологическим оптимумом называется положительное действие
1) биотических факторов
2) абиотических факторов
3) всех видов факторов
4) антропогенных факторов
А4. Фактор, вызывающий сезонные изменения в живой
природе, – это
1) атмосферное давление
2) долгота дня
3) влажность воздуха
4) температура воздуха
А5. Воздействию факторов с относительно постоянными значениями подвергается
1) домашняя лошадь
2) майский жук
3) бычий цепень
4) человек
А6. Биогеоценоз образован
1) растениями и животными
2) животными и бактериями
3) растениями, животными, бактериями
4) территорией и организмами
А7. Продуцентами в озере являются
1) лилии
2) головастики
3) раки
4) рыбы
А8. Одним из условий устойчивости экосистемы может служить
1) ее способность к изменениям
2) разнообразие видов
3) колебания численности видов
4) стабильность генофонда в популяциях
А9. Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?
1) 1000 кг
2) 500 кг
3) 10000 кг
4) 100 кг
А10. Исходным источником энергии в биоценозе является энергия
1) органических соединений
2) неорганических соединений
3) Солнца
4) хемосинтеза
А11. В одной экосистеме можно встретить дуб и
1) суслика
2) кабана
3) жаворонка
4) синий василек
А 12. Экологическая пирамида чисел отражает:
1) соотношение биомасс на каждом трофическом уровне
2) соотношение масс отдельного организма на разных трофических уровнях
3) структуру пищевой цепи
4) разнообразие видов на разных трофических уровнях
А1 3. Быстрее всего к сукцессии биогеоценоза может привести
1) распространение в нем инфекций
2) повышенное количество осадков
3) распространение инфекционных заболеваний
4) хозяйственная деятельность человека
А14. Планктон – это сообщество организмов:
1) сидячих
2) парящих в толще воды
3) малоподвижных донных
4) быстроплавающих
А15. Свойство экосистемы сохраняться при внешних воздействиях, называют:
1) самовоспроизводством
2) саморегуляцией
3) устойчивостью
4) целостностью
Часть В.
Выберите три верных ответа из шести.
В1. К биотическим факторам относят
1) органические остатки растений и животных в почве
2) количество кислорода в атмосфере
3) симбиоз, квартиранство, хищничество
4) фотопериодизм
5) смена времен года
6) численность популяции
В — 4. Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками.
Характеристики: Факторы среды:
1) Отлов рыбы; А – биотические
2) Изменение толщины озонового слоя; Б – абиотические
3) Гибель растений от засухи;
4) Питание птиц плодами растений;
5) Изменение влажности воздуха;
6)Увеличение численности паразитов.
В -5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.
А) полевой жаворонок;
Б) орёл;
В) трава;
Г) змея;
Д) кузнечик.
Часть С.
Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,
полный развёрнутый — в заданиях С – 2 .
С – 2. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?
С – 4. Какие факторы (условия) оказывают влияние на изменение площади ареала, занимаемыми разными популяциями животных?
Тест по теме: «Основы экологии»
Вариант 2
Часть А.
Выберите правильный ответ.
А1. Ограничивающим называется фактор
1) снижающий выживаемость вида
2) наиболее приближенный к оптимальному
3) с широким диапазоном значений
4) любой антропогенный
А2. Актиния и рак-отшельник находятся в отношениях
1) хищнических
2) паразитических
3) нейтральных
4) симбиотических
А3. Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к
1) саморегуляции
3) охране потомства
2) анабиозу
4) высокой плодовитости
А4. К антропогенному фактору относится
1) конкуренция двух видов за территорию
2) ураган
3) содержание кислорода в атмосфере
4) сбор ягод
А5. Более широкой нормой реакции по отношению к сезонным колебаниям температуры обладает
1) прудовая лягушка
2) ручейник
3) песец
4) пшеница
А6. Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1) ели и березы
2) грибы и черви
3) зайцы и белки
4) бактерии и вирусы
А7. Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на
1) соотношение полов в популяциях разных видов
2) численность мутаций, возникающих в популяциях
3) соотношение хищник – жертва
4) внутривидовую конкуренцию
А8. К редуцентам относятся
1) грибы
2) лишайники
3) мхи
4) папоротники
А9. Укажите детритную пищевую цепь
1) муха – паук – воробей – бактерии
2) клевер – ястреб – шмель – мышь
3) рожь – синица – кошка – бактерии
4) комар – воробей – ястреб – черви
А10. Взаимовыгодными можно считать отношения между липой и:
1) зайцами
2) пчелами
3) дроздами-рябинниками
4) волками
А11. Сети питания – это:
1) связи между родителями и потомством
2) родственные (генетические) связи
3) обмен веществ в клетках организма
4) пути передачи веществ и энергии в экосистеме
А12. Доля энергии, передаваемая на следующий трофический уровень, составляет приблизительно:
1) 10%
2) 30%
3) 50%
4) 100%
А13. Обычно первыми поселяются на скалах
1) грибы
2) лишайники
3) травы
4) кустарнички
А14. Найдите неверное утверждение.
Условие длительного существования экосистемы:
1) способность организмов к размножению
2) приток энергии извне
3) наличие более чем одного вида
4) постоянная регуляция численности видов человеком
А15. Стабильность экосистемы повышается, если в ней:
1) сокращается численность хищников и паразитов
2) уменьшается число видов редуцентов
3) увеличивается число видов растений, животных, грибов и бактерий
4) исчезают все растения
Часть В.
Выберите три верных ответа из шести.
В1. Выберите признаки агроценоза
1) не поддерживают свое существование
2) состоят из малого числа видов
3) повышают плодородие почвы
4) получают дополнительную энергию
5) саморегулируемые системы
6) отсутствует естественный отбор
В — 4. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.
Особенности группы: Функциональная группа:
1) включает растения, некоторые бактерии; А – продуценты
2) поглощает готовые органические вещества; Б – консументы
3) поглощает неорганические вещества;
4) включает животных;
5) аккумулирует солнечную энергию;
6) источник энергии – животная и растительная пища.
В -5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.
А) рачок дафния;
Б) фитопланктон;
В) выдра;
Г) уклея;
Д) щука.
Часть С.
Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,
полный развёрнутый — в заданиях С – 2 .
С – 2. Каковы причины «цветения» воды в водоёмах?
С – 4. Интенсивный выпас скота изменяет луговые и степные экосистемы, превращая их в бедные пустоши. Объясните, как это происходит?
Ответы к тестовым заданиям.
Вариант 1
Часть А. | Часть В. | Часть С. |
1 – 3 | 1 — 136 | 1 – а) разнообразие видов, наличие продуцентов, консументов и редуцентов; б) питание видов разнообразной пищей. |
3 – 3 | 3 – ВДАГБ | 2– а) подвижность особей; б) наличие корма; в) благоприятные для жизни климатические условия. |
Вариант 2
Часть А. | Часть В. | Часть С. |
1 – 1 | 1 — 124 | 1 – а) интенсивное освещение и прогревание воды создают благоприятные условия для размножения одноклеточных зелёных водорослей; б) загрязнение водоёмов сточными водами приводит к размножению сине – зелёных организмов. |
2 — 4 | 2 -АБАБАБ |
3 – 1 | 3 –БАГДВ | 2 – а) распространяются непоедаемые растения; б) уменьшается количество видов; в) происходит обеднение среды питательными веществами, что резко ухудшает условия жизни растений. |
Рекомендуемое информационное обеспечение учащихся
для подготовки к ЕГЭ
Учебные пособия для учащихся:
Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2007.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2007.
Электронные учебные пособия:
Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.
Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)
Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).
Ресурсы Интернет
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – «Российское школьное образование»
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html — Ресурсы по биологии
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — База данных по биологии.
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ — Естественно-научный образовательный портал
Нахлебничество (рыба лоцман и акула)
Квартиранство (норы одних животных – убежище для других)
Конкуренция — —
(за место гнездования птицы)
Комменсализм +0
Мутуализм ++
(лишайник)
Паразитизм +- (блохи на теле животных, цепни в организме)
Нейтрализм 00
(белки и лоси)
Кооперация ++
(рак – отшельник и актиния)
Хищничество +-
(лиса и заяц, каннибализм)
антибиотические
безразличные
симбиотические
Типы экологических взаимоотношений
Абиотические (факторы неживой природы):
температура, свет, давление, осадки, влажность и другие.
Антропогенные (факторы, связанные с воздействием человека на природу)
Биотические (факторы живой природы):
влияние организмов или популяций друг на друга.
Экологические факторы
Создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур
Изучение проявлений борьбы за существование в популяциях
Решение проблемы охраны природы
Задачи экологии
Изучение взаимоотношения организмов, популяций, видов между собой
Регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства
Изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организм
nsportal.ru
Экзамен по биологии: Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья.
Биогеноценоз – саморегулирующаяся экологическая система, образованная совместно обитающими и взаимодействующими между собой и с неживой природой, популяциями разных видов в относительно однородных условиях среды. Таким образом, биогеоценоз состоит из неживой и живой частей окружающей среды. Любой биогеоценоз имеет естественные границы, для него характерен определенный круговорот веществ и энергии. Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям делятся на продуцентов, консументов и редуцентов:– продуценты, – растения, производящие органические вещества в процессе фотосинтеза;
– консументы – животные, потребители и преобразователи органических веществ;
– редуценты, – бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные, разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические;
Организмы разных трофических уровней образуют пищевые цепи, в которых вещества и энергия ступенчато передаются с уровня на уровень. На каждом трофическом уровне используется 5—10% энергии поступившей биомассы.
Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:
1) растения – корова – человек;
2) растения – божья коровка – синица – ястреб;
3) растения —муха – лягушка – змея – орел.
Пищевые цепи бывают детритными и пастбищными.
В детритных пищевых цепях пищей служат мертвые органические вещества (мертвые ткани растений – грибы – многоножки – хищные клещи – бактерии).
Масса каждого последующего звена в пищевой цепи уменьшается примерно в 10 раз. Это правило называется правилом экологической пирамиды. Соотношения энергетических затрат могут отражаться в пирамидах чисел, биомассы, энергии.
Пирамида чисел отражает соотношение продуцентов, консументов и редуцентов в биогеоценозе. Биомасса – это величина, показывающая массу органического вещества, заключенного в телах организмов, населяющих единицу площади.
Структура и динамика численности популяций. Одной из важнейших характеристик популяции является ее численность. Численность популяции определяется различными факторами – внутрипопуляционным взаимодействием организмов, возрастными особенностями, конкуренцией, взаимопомощью. Структура популяции – это ее подразделейность на группы. Популяция делится по возрастным группам, половым отличиям, генотипам и фенотипам. Пространственная структура популяций отражает ее особенности размещения в пространстве. Особи образуют группы – стаи, семьи. Для таких групп характерно территориальное поведение.
Часть А
А1. Биогеоценоз образован
1) растениями и животными
2) животными и бактериями
3) растениями, животными, бактериями
4) территорией и организмами
А2. Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1) ели и березы 3) зайцы и белки
2) грибы и черви 4) бактерии и вирусы
А3. Продуцентами в озере являются
1) лилии 3) раки
2) головастики 4) рыбы
А4. Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на
1) соотношение полов в популяциях разных видов
3) соотношение хищник – жертва
4) внутривидовую конкуренцию
А5. Одним из условий устойчивости экосистемы может служить
1) ее способность к изменениям
2) разнообразие видов
3) колебания численности видов
4) стабильность генофонда в популяциях
А6. К редуцентам относятся
1) грибы 3) мхи
2) лишайники 4) папоротники
А7. Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?
1) 1000 кг 3) 10000 кг
2) 500 кг 4) 100 кг
А8. Укажите детритную пищевую цепь
1) муха – паук – воробей – бактерии
2) клевер – ястреб – шмель – мышь
4) комар – воробей – ястреб – черви
А9. Исходным источником энергии в биоценозе является энергия
1) органических соединений
2) неорганических соединений
3) Солнца
4) хемосинтеза
А10. Взаимовыгодными можно считать отношения между липой и:
1) зайцами 3) дроздами-рябинниками
2) пчелами 4) волками
А11. В одной экосистеме можно встретить дуб и
1) суслика 3) жаворонка
2) кабана 4) синий василек
А12. Сети питания – это:
1) связи между родителями и потомством
2) родственные (генетические) связи
3) обмен веществ в клетках организма
4) пути передачи веществ и энергии в экосистеме
А13. Экологическая пирамида чисел отражает:
2) соотношение масс отдельного организма на разных трофических уровнях
3) структуру пищевой цепи
4) разнообразие видов на разных трофических уровнях
А14. Доля энергии, передаваемая на следующий трофический уровень, составляет приблизительно:
1) 10% 2) 30% 3) 50% 4) 100%
Часть В
В1. Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).
Часть С
С1. Чем объяснить, что определенный биогеоценоз населен определенными животными?
Ответы Экосистема. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 2. А6 – 1. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 2. А11 – 2. А12 – 4. А13 – 1. А14 – 1.
Часть В. В1 А – 2; Б – 1, В – 3; Г – 4; Д – 3; Е – 1; Ж – 4. 3 – 2.
Часть С. С1 1) Определенные животные приспособлены к конкретным условиям среды.
2) Пищевые сети в биогеоценозах формируются в процессе эволюции и относительно устойчивы. 3) Организмы приспосабливаются к совместному существованию в течение очень длительного времени, создают среду обитания и регулируют численность.
Растения в экосистеме являются продуцентами, так как они — Студопедия.Нет
1. имеют автотрофный тип питания
2. аккумулируют солнечную энергию
3. имеют хемотрофный тип питания
4. создают первичное органическое вещество
5. минерализуют органические вещества
6. обогащают кислородом атмосферу
Численность консументов I порядка в озере сокращается вследствие
1. увеличения численности большого и малого прудовиков
2. увеличения численности серой цапли
3. проявления стабилизирующего отбора
4. глубокого промерзания водоёма зимой
5. увеличения численности чаек
6. сокращения численности щук
А. Благодаря газообмену при фотосинтезе растения выполняют концентрационную функцию живого вещества.
Б. Газовая функция живого вещества проявляется при дыхании и фотосинтезе.
36. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИД ЭКОСИСТЕМЫ |
A. неустойчивость во времени B. необходимость в дополнительной энергии C. большое разнообразие видов D. наличие монокультуры E. замкнутый круговорот веществ F. разнообразные цепи и сети питания |
37. Установите соответствиемежду природным объектом и веществом биосферы
ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ | ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ |
A. нефть B. природный газ C. торф D. каменный уголь E. почва F. морская корненожка | 1. биогенное 2. биокосное 3. живое |
38. Верны ли следующие суждения о функциях живого вещества в биосфере?
А. Газовая функция живого вещества свойственна в экосистеме только продуцентам.
Б. Концентрационная функция живого вещества состоит в выделении организмами конечных продуктов жизнедеятельности
Установите соответствие
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП ЭКОСИСТЕМЫ |
A. искусственная поддержка потоков веществ и энергии B. активное влияние антропогенного фактора C. неустойчивые сети питания D. относительно замкнутые круговороты веществ E. устойчивые трофические связи F.хорошо выраженная саморегуляция | 1. естественная экосистема 2.городской парк |
40. Установите соответствие между процессом и компонентом биосферы
ПРОЦЕСС | КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ |
A. выветривание горных пород B. хемосинтез C. метаболизм D. испарение воды с поверхности океана E. образование каменного угля F. фотосинте | 1. живое вещество 2. неживое вещество |
41. Установите соответствие между биологическим процессом и функцией
ПРОЦЕСС | ФУНКЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА |
A. накопление кремния в вегетативных органах хвощей B. участие кислорода в процессе дыхания C. отложение кальция в скелетах животных D. образование углекислого газа в энергетическом обмене глюкозы E. превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями | 1. концентрационная 2. окислительно-восстановительная |
42. Установите соответствие между примером отношений организмов в природе и их формой
ПРИМЕР ОТНОШЕНИЙ | ФОРМА ОТНОШЕНИЙ |
A. борьба воробьёв и скворцов за место гнездования B. токование тетеревов в лесу C. образование колоний у грачей D. поселение блох на теле млекопитающего E. питание лисицы грызунами F. питание щуки и окуня одинаковой пищей | 1. взаимопомощь 2. конкуренция 3. паразитизм 4. хищничество |
Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП ЭКОСИСТЕМ |
A. преобладают растения одного вида B. обитает большое разнообразие видов C. осуществляется саморегуляция численности популяций D. круговорот веществ незамкнутый E. большую роль играет антропогенный фактор F.пищевые цепи длинны | 1. природная экосистема 2.агроэкосистема |
44. Установите последовательность этапов зарастания озера и превращения его в болото
1. обмеление водоёма
2. изменение растительности и животного мира биоценоза
3. образование стоячего водоёма и уменьшение кислорода в воде
4. образование большого количества ила
В агроэкосистеме ячменного поля, как и в любой другой экосистеме
1. имеются продуценты, консументы и редуценты
2. образуются разветвлённые цепи питания
3. осуществляется замкнутый круговорот веществ
4. образуются пищевые связи
5. используется солнечная энергия
6. осуществляется саморегуляция
studopedia.net
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты
Новые рефераты:
- Субъективная социология Лаврова.
- Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
- Эволюционизм и первобытная культура.
- Источники предпринимательского права.
- Фотореклама в России в начале 20 века.
- Понятие и виды хозяйственных товариществ.
- Конкуренция и её виды.
- Современная система документов государственного стратегического планирования в Российской Федерации.
- Динамика социального конфликта.
- Понятие и сущность мотивации.
- Структура и функции социологии.
Главная » ЕГЭ по биологии — справочник для подготовки » Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты
Продуценты, консументы, редуценты, их роль.
Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) . Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций
Биогеноценоз – саморегулирующаяся экологическая система, образованная совместно обитающими и взаимодействующими между собой и с неживой природой, популяциями разных видов в относительно однородных условиях среды. На основании вышесказанного можно заключить, что биогеоценоз состоит из неживой и живой частей окружающей среды. Любой биогеоценоз имеет естественные границы, для него характерен определенный круговорот веществ и энергии. Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям делятся на продуцентов, консументов и редуцентов :
– продуценты , – растения, производящие органические вещества в процессе фотосинтеза;
– консументы – животные, потребители и преобразователи органических веществ;
– редуценты , – бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные, разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические;
Перечисленные компоненты биогеоценоза составляют трофические уровни , связанные обменом и переносом питательных веществ и энергии.
Организмы разных трофических уровней образуют пищевые цепи , в которых вещества и энергия ступенчато передаются с уровня на уровень. На каждом трофическом уровне используется 5—10% энергии поступившей биомассы.
Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:
1) растения – корова – человек;
2) растения – божья коровка – синица – ястреб;
3) растения —муха – лягушка – змея – орел.
Пищевые цепи бывают детритными и пастбищными.
В детритных пищевых цепях пищей служат мертвые органические вещества (мертвые ткани растений – грибы – многоножки – хищные клещи – бактерии ) . Пастбищные пищевые цепи начинаются с живых существ. (Примеры пастбищных цепей приведены выше .)
Масса каждого последующего звена в пищевой цепи уменьшается примерно в 10 раз. Это правило называется правилом экологической пирамиды . Соотношения энергетических затрат могут отражаться в пирамидах чисел, биомассы, энергии.
Пирамида чисел отражает соотношение продуцентов, консументов и редуцентов в биогеоценозе. Биомасса – это величина, показывающая массу органического вещества, заключенного в телах организмов, населяющих единицу площади.
Структура и динамика численности популяций. Одной из важнейших характеристик популяции является ее численность. Численность популяции определяется различными факторами – внутрипопуляционным взаимодействием организмов, возрастными особенностями, конкуренцией, взаимопомощью. Структура популяции – это ее подразделейность на группы. Популяция делится по возрастным группам, половым отличиям, генотипам и фенотипам. Пространственная структура популяций отражает ее особенности размещения в пространстве. Особи образуют группы – стаи, семьи. Для таких групп характерно территориальное поведение.
Динамика численности популяции – это изменение числа особей в ней. Численность популяции определяется через ее плотность – количество особей на единицу площади. Изменения численности зависят от миграции и эмиграции особей, их гибели в результате эпидемий или влияния других экологических факторов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А
А1. Биогеоценоз образован
1) растениями и животными
2) животными и бактериями
3) растениями, животными, бактериями
4) территорией и организмами
А2. Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1) ели и березы 3) зайцы и белки
2) грибы и черви 4) бактерии и вирусы
А3. Продуцентами в озере являются
1) лилии 3) раки
2) головастики 4) рыбы
А4. Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на
1) соотношение полов в популяциях разных видов
2) численность мутаций, возникающих в популяциях
3) соотношение хищник – жертва
4) внутривидовую конкуренцию
А5. Одним из условий устойчивости экосистемы может служить
1) ее способность к изменениям
2) разнообразие видов
3) колебания численности видов
4) стабильность генофонда в популяциях
А6. К редуцентам относятся
1) грибы 3) мхи
2) лишайники 4) папоротники
А7. Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?
1) 1000 кг 3) 10000 кг
2) 500 кг 4) 100 кг
А8. Укажите детритную пищевую цепь
1) муха – паук – воробей – бактерии
2) клевер – ястреб – шмель – мышь
3) рожь – синица – кошка – бактерии
4) комар – воробей – ястреб – черви
А9. Исходным источником энергии в биоценозе является энергия
1) органических соединений
2) неорганических соединений
3) Солнца
4) хемосинтеза
А10. Взаимовыгодными можно считать отношения между липой и:
1) зайцами 3) дроздами-рябинниками
2) пчелами 4) волками
А11. В одной экосистеме можно встретить дуб и
1) суслика 3) жаворонка
2) кабана 4) синий василек
А12. Сети питания – это:
1) связи между родителями и потомством
2) родственные (генетические) связи
3) обмен веществ в клетках организма
4) пути передачи веществ и энергии в экосистеме
А13. Экологическая пирамида чисел отражает:
1) соотношение биомасс на каждом трофическом уровне
2) соотношение масс отдельного организма на разных трофических уровнях
3) структуру пищевой цепи
4) разнообразие видов на разных трофических уровнях
А14. Доля энергии, передаваемая на следующий трофический уровень, составляет приблизительно:
1) 10% 2) 30% 3) 50% 4) 100%
ЕГЭ Часть В
В1. Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка) .
ЕГЭ Часть C
С1. Чем объяснить, что определенный биогеоценоз населен определенными животными?
Лекция, реферат. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
Биология – наука о жизни
« назад Оглавление вперед »
Клетка как биологическая система
Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности
Метаболизм, ферменты, энергетический обмен
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Клетка – генетическая единица живого.
Организм как биологическая система
Онтогенез и присущие ему закономерности.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия
Закономерности наследственности, их цитологические основы.
Изменчивость признаков у организмов — модификационная, мутационная, комбинативная
Селекция, ее задачи и практическое значение
Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность
Царство Бактерии.
Царство Грибы.
Царство Растения
Многообразие растений
Царство Животные.
Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека
Надкласс Рыбы
Класс Земноводные.
Класс Пресмыкающиеся.
Класс Птицы
Класс Млекопитающие
Человек и его здоровье
Строение и функции дыхательной системы
Строение и функции выделительной системы
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов — опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения.
Кожа, ее строение и функции
Внутренняя среда организма человека. Группы крови.
Обмен веществ в организме человека
Нервная и эндокринная системы
Строение и функции центральной нервной системы
Строение и функции вегетативной нервной системы
Эндокринная система
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме.
Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
Вид,его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции.
Результаты эволюции — приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен)
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира.
Экосистемы и присущие им закономерности
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты
Разнообразие экосистем (биогеоценозов) . Саморазвитие и смена экосистем
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств.
Ответы по ЕГЭ биология
Ответы по биологии ЕГЭ, часть В
Ответы по биологии, ЕГЭ часть C
Экосистемы и присущие им закономерности « | » Разнообразие экосистем (биогеоценозов) . Саморазвитие и смена экосистем
referatwork.ru
Leave A Comment