Жанры публицистического стиля (упражнения)

Cтраница 1 из 2

Упражнение 1.

Подберите небольшие тексты (10-15 строк) публицистического стиля речи, но разных жанров: а) газетная статья; б) репортаж; в) интервью; г) фельетон; д) статья. Найдите общие признаки стиля и отличительные особенности каждого жанра. Определите тип речи каждого текста.

 

Информационная заметка

 

Упражнение 2.

Проанализируйте тексты информационной за­метки. Выявите особенности жанра.

 

Алгоритм выполнения задания:

— прочитайте текст;

— определите соответствие текста цели жанра;

— проанализируйте композиционные особенности текста;

— определите, соответствует ли отбор фактов структуре жанра.

 

КИНОТЕАТР «АЛМАЗ» БУДЕТ РЕКОНСТРУИРОВАН

 

Постановление «О реконструкции здания кинотеатра «Алмаз» приняло правительство Москвы.

Как сообщили в мэрии столицы, по предложению Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города здание кинотеатра «Алмаз» (улица Ш-ка, дом 56) будет реконструировано в 200…—200… годах. После реконструкции оно будет использоваться по прямому назначению, т. е. как кинотеатр. Здесь же распо­ложится и боулинг-клуб.

 

Пример выполнения задания

Данная информационная заметка посвящена новому факту, цель заметки — сообщение о новом строительстве. (Далее про­должите анализ текста самостоятельно.)

 

Упражнение 3.

Проанализируйте текст информационной за­метки. Как в тексте проявляются особенности жанра.

 

В «СЕ» МИРНАЯ ИСТОРИЯ

В создании новых российских учебников истории решил принять участие Совет Европы (СЕ). Сейчас СЕ разрабаты­вает сразу два учебных пособия, которые могут стать эта­лонными для составителей наших учебников.

В мае СЕ пла­нирует выпустить пособие по истории Черноморского реги­она, а в следующем году — Кавказского региона. Отличие от обычных учебников будет состоять не только в объекте изучения: регион вместо отдельной страны. В пособиях бу­дет представлена история социальных движений, религии, культуры, а не только политика, как это делалось раньше. К тому же, по заявлению руководителя проекта Татьяны Минкиной, это будет история не стран, а народов. Что каса­ется конфликтных ситуаций, то их представят в рамках по­литкорректности — со всех точек зрения.

 

Репортаж

 

Упражнение 4.

Прочитайте текст, выявите особенности жан­ра репортажа.

 

Пример выполнения задания (начало работы)

Данный текст — репортаж. Тема — описание происходящего с места событий (митинг на Трафальгарской площади), цель-передать атмосферу акции, информировать читателей о событии. Зачин — стандартен (начало события)… (Далее предложите анализ самостоятельно.)

Сотни людей, несмотря на проливной дождь, пришли вчера на Трафальгарскую площадь. Они собрались здесь, чтобы выразить протест против появления на английской земле новой партии американских «крылатых ракет», о чем сообщил накануне в Брюсселе верховный главноко­мандующий вооруженными силами НАТО в Европе.

В эти осенние дни в Лондоне смеркается рано. Поэтому, когда в половине восьмого у подножия памятнику адмиралу Нельсону вспыхнули огни восковых свечей, заметались по фасадам тени от зажженных манифестантами факелов, ощущение тревоги охватило не только участни­ков демонстрации, но и, кажется, даже полицейских.

Подхожу к молодому мужчине в защитной куртке с факелом в руке. Поль Джонс, работник аэропорта, говорит, что пришел сюда, чтобы выразить свое негодование.

«Это позор, что нас держат в неведении относительно того, от чего зависит жизнь или смерть нации. Почему мы должны узнавать такие вещи от американского генерала, когда речь идет о нашей собственной стране? »

Несколько женщин в колеблющемся пламени свечей читают отпечатанный текст новой антивоенной песни.

— То есть как «почему мы здесь»? — удивляется вопросу та, у которой в руках мокрый от дождя листок. — Ге­нералы тайком привозят сюда крылатые ракеты, а мы должны молчать?!

Время приближается к восьми часам. Участники мани­фестации разбиваются на группы не более десяти человек в каждой — таково условие, поставленное полицией, и начинают двигаться в направлении Уайтхолла, к зданиям министерства обороны и резиденции премьер-министра. Однако метров через сто дорогу им преграждает полицейский кордон. Манифестанты садятся на мокрую мостовую со свечами и факелами в руках. «Нет — крылатым раке­там!», «Работу, а не бомбы».

(Из газет)

 

Статья

 

Упражнение 5.

Прочитайте текст известного педагога и публициста С. Соловейчика, выявите особенности жанра статьи. На основе своего жизненного опыта оцените содержание статьи.

 

Пример выполнения задания (начало работы)

Данный ниже текст представляет собой текст публицистиче­ской статьи. Цель автора — поднять актуальную для общества проблему- проблему нравственного состояния общества, проблему воспитания; заголовок отчасти выражает главную мысль автора об определенном уровне совести у каждого человека, выполняет рекламную функцию (привлекает внимание), зачин — конкретный случай. (Далее продолжите анализ самостоятельно.)

 

ЖЕНЩИНЫ НЕ ПОДДАЮТСЯ ВОСПИТАНИЮ

 

Много лет меня мучит один долг, одно обязательство. Сейчас я его выполню и успокоюсь.

Однажды чуть ли не на рассвете позвонил какой-то незнакомый человек, потрясенный открытием, которое он только что сделал. Ему не терпелось с кем-нибудь поделиться, и он выбрал меня.

Человек этот расходился с женой во взглядах на воспитание их маленького сына. Вероятно, он пытался воспитывать не только сына, но и жену, последовал развод, и он лишился и жены, и сына. Да, но ведь жена продолжала портить сына! Ведь он, отец, не может этого допустить! Ведь ребенок гибнет!

В поисках правды человек дошел до Верховного Совета РСФСР. Правды он и там не нашел, но зато сделал ошеломившее его открытие, о котором он сообщил мне часов в семь утра, задыхаясь от возбуждения.

— Я понял, — кричал он, скорее всего, в телефон-автомат, — я понял! Женщины вообще не поддаются воспитанию! Вы слышите меня? Женщины принципиально не обучаемы! Вы должны написать об этом, чтобы все знали и не повторяли моей ошибки!

Спросонья я был готов обещать что угодно, и вот, спустя лет двадцать, выполняю, наконец, просьбу неизвестного страдальца и сообщаю городу и миру: женщина воспитанию не поддается. Впрочем, это открытие сделал, возможно, не один женатый человек. И в какой-то из моцартовских опер герой сокрушенно поет: «Ну какой же я дурак, вздумал женщину учить!» — или что-то в этом роде.

С женщинами, таким образом, все ясно.

А вообще люди — воспитуемы ли?

Это один из самых интересных и, кажется, один из самых неразрешимых вопросов человечества.

Чтобы ответить на него, психологи давно уже проводят так называемые лонгитюдные — многолетние — исследования одних и тех же людей, годами изучают двойняшек. Пытаются выяснить, что в человеке от природы, а что от воспитания. И каждый раз получают двусмысленные ре­зультаты, которые можно истолковать и так и этак.

Но ведь и все мы немного психологи, все, продираясь сквозь толщу времени, невольно проводим свое собственное лонгитюдное исследование, наблюдая за одними и теми же людьми в течение многих лет.

Свой возраст и связанные с ним перемены заметить довольно трудно, потому что внутреннее «я», известное лишь владельцу и больше никому, практически не меняется.

Сейчас, когда я подхожу к более чем солидному возрастному рубежу, внутри себя я точно тот же, которого мама когда-то утром отвела в детский сад и оставила там одного — без мамы. Хорошо помню то состояние, оно во мне, оно часть меня, и оно не может измениться. Я есть я. Вы есть вы. Никакими усилиями ни меня, ни вас, чита­тель, изменить невозможно. Даже Верховный Совет не в силах сделать это, — что, впрочем, мы и видим ежедневно на экранах телевизоров. Меняются взгляды, речи, поведение; демократ может призывать к жестким мерам, но при этом остается самим собой. Вернее, в нем остается неизменным самое существенное. Что это такое, что остается в человеке всегда и при всех кажущихся переменах?

По моим ненаучным наблюдениям, в каждом человеке есть неизменный, не изменяющийся в течение всей его жизни уровень справедливости, уровень совести. Не знаю, откуда он берется и отчего зависит (если бы узнать, это было бы важным открытием в педагогике) — но он есть.

Что такой неизменный уровень совести есть, это подтвердит каждый, если вспомнит своих однокашников, однокурсников, коллег по работе в давние времена.

Есть люди, которых я знаю 30, 40, 50 лет, и я утверждаю, что ни один из них не изменился. Все, кого не уважали в десятом классе или на третьем курсе, так и выросли неуважаемыми людьми, хотя иные из них достигли степеней известных, стали докторами, директорами, академи­ками. А Юра Нифонтов, с которым мы подружились в первом классе, вместе ходили на Красную площадь в мае 1945 года и всю жизнь время от времени встречаемся, — он тот же человек, что и был в 8 лет, — простодушный, честный и насмешливый. Никакое время его не берет, и никаким воспитанием его не прошибешь, хоть из пушки по нему бей. Уровень справедливости не меняется.

Однако это плохо доказанное утверждение ничего не стоит опровергнуть, если вспомнить не сверстников, а младших — тех, кто вырастает и вырос на наших глазах. Кто жил достаточно долго, чтобы наблюдать за каким-нибудь соседским ребенком, сыном или дочкой людей в течение многих лет — скажем, от пяти до двадцати пяти, тот почти каждый раз удивляется происходящим переменам. То и дело мы говорим: «Подумать только! Был такой разбойник! А сейчас такой милый человек!» Или, наоборот: «Я же хорошо помню, был такой тихий милый мальчик, а сейчас? Разбойник!»

Сверстники в наших глазах не меняются, дети же меняются до неузнаваемости.

О чем это говорит? О том, что в человеке есть и неизменное, и переменное? Или о том, что мы не понимаем детей?

Скорее всего, второе. За внешним поведением, за поверхностным измерением «послушный — непослушный» мы не успеваем увидеть навсегда данный ребенку уровень справедливости. Поэтому-то наши воспитательные усилия так часто бывают ложными и тщетными. Дети как женщины. Не поддаются.

 

Очерк

 

Упражнение 6.

Прочитайте текст, выявите жанровые особен­ности очерка. Определите целеустановку, автора и адреса текста. Какую проблему поднимает автор? Какова его точка зрения? Опре­делите, какова роль заглавия, зачина и концовки очерка.

 

Пример выполнения задания

Данный ниже текст — текст очерка. Поскольку для автора важна постановка проблемы и ее решение, то это проблемный очерк. (Далее продолжите анализ самостоятельно.)

 

ПОВЕТРИЕ

 

Было время, когда почти в каждом доме, считавшемся интеллигентным, на стене висел портрет Хемингуэя, а в любой компании звучали песни самодеятельных бардов, записанные на магнитофоны, только что начинавшие входить в быт, когда в моде были полированная мебель из Прибалтики, о дубленках никто и не слыхивал и не велись еще разговоры об НЛО.

Потом мода изменилась. Совсем недавно мебель, доставшуюся от дедушек и бабушек, продавали за гроши, а то и просто выбрасывали. Теперь вошла она в честь и цену, а непременным предметом убранства дома стала икона рядом с чеканкой. Умельцы рыскали по переулкам, поспешно извлекая со своих и чужих чердаков, из темных чуланов и прямо со свалки керосиновые лампы и бывшие люстры «модерн», и, вставив в них электропатроны, пре­вращали в «ностальгические» светильники. О «феномене кожного зрения» перестали толковать, а внимание при­влекли вслед за «снежным человеком» «сыроеды» и йога.

Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — прекрасный писатель. Среди бардов были способные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но загадка, продолжающая занимать нескольких серьезных ученых. Дело не в самих явлениях, о которых идет речь. Они разные, и каждое требует особого подхода. Беда в модных поветриях, распространяющихся, как эпидемия, еще не изученная и не объясненная.

День рождения немолодого, серьезного, много потрудившегося в жизни человека. Собрались у него друзья. Все — труженики, специалисты своего дела.

Мне случалось бывать среди этих людей и раньше. Я знал — изобразительное искусство не принадлежит к кругу их интересов. В ту пору, когда они собрались, в Москве было открыто несколько художественных выставок. Среди них — интересные! Никто из гостей ни на одной из них не побывал. Было бы нелепо осуждать их за это: можно быть прекрасным человеком и не увлекаться живописью. Однако неожиданно оказалось, что почти все побывали на выставке некоего художника. Настоящих знатоков передергивает, когда они слышат его имя, видят его полотна: торопливые, пустые, равнодушные, отличающиеся дурным пошибом…

И вот оказалось, что почти все собравшиеся на том дне рождения люди на этой выставке побывали, а те, кто еще не был, чувствовали себя отставшими, смущенно признавались, что не успели, обещали, что пойдут непременно. Как объяснить им, что они обмануты и обманулись? Думали, что приобщились к искусству, а оказались от него дальше, чем когда-либо. Заплатили дань моде и сенсации, которую если через несколько лет и вспомнят, то не как страницу истории живописи, а как страницу истории нравов. Тут произошла закономерная встреча — люди, которые не раз­бираются в живописи, в чем их, конечно, нельзя упрекать, увидели картины, рассчитанные на неразвитый вкус.

О вкусах можно спорить. Но как бороться с поветриями?

Конечно, выработать в себе понимание изобразительного искусства, музыки, литературы, особенно тому, кто по складу характера, способностям, кругу интересов далек от муз, нелегко. Это требует желания, времени, душевных сил. И не всегда приводит к успеху. Но далеко не всем дано мужество признаться, что не разбираешься в искусстве. Изобразить интерес и понимание, усвоить несколько ходовых формулировок куда легче. И повторять их, ни о чем не задумываясь, ничем не рискуя. Разумеется, кто-то не ограничится посещением одной только престижной выставки, а побывает и на другой, увидит настоящие картины и, как знать, может быть, увлечется ими, поймет со временем, какой ловкой подделкой было то, что он принимал когда-то за настоящее искусство. Но ведь этого может и не произойти!

Нередко человек всеми правдами и неправдами добивается билета на концерт, вполне заслуживающий внимания. Но не из потребности услышать музыку, а потому, что это «престижно». Поветрие!

Чуть не со слезами рассказывала мне девушка из Гнесинского училища, что ей не удалось попасть на концерт превосходного пианиста. Зато там побывала ее соседка. О том, какая была овация и какие дарили цветы, она рассказывала живо. Но выразила удивление. Некоторые молодые люди такие невоспитанные! Во время концерта читали! Удивилась, узнав, что они следили за исполнением фортепьянного концерта по партитуре. Не скрывала, что, когда пианист играл тихо, ей хотелось спать.

Отдала бы билет мне! Я бы тебе за это какую угодно очередь на что угодно выстояла! — сказала студентка Гнесинского.

Ишь чего захотела! Билет у нас по жребию в отделе разыгрывался. Мне досталось, а что мне досталось, того я не отдаю.

Нет, не станет для этой посетительницы концерт великого музыканта музыкальным Дамаском. Сидела она на месте, за которое заплатила, и все-таки место это украдено у того, кому оно принадлежит по праву, для кого этот кон­церт стал бы и школой, и наслаждением. Ей не нужен был этот концерт. Она в тот вечер измучилась, ей так хотелось спать, она едва со стула не упала. Новые туфли жали…

Зато теперь она небрежно говорит: «Была вчера на концерте…» — и называет имя знаменитости, о существо­вании которой неделю назад и не подозревала. И все ей будут завидовать! Поветрие! (Л. Жуховицкий)

 

Определите, какую проблему поднимает в очерке Л. Жуховицкий, устаре­ла ли эта проблема. Если вы считаете эту проблему актуальной, на­пишите очерк о сегодняшних поветриях, покажите, нужно ли и можно ли побороться с такими явлениями.

 

Фельетон

 

Упражнение 7.

Прочитайте фельетон, созданный замечатель­ным артистом С. Юрским, выявите особенности жанра фельетона. Определите, какова роль заглавия, зачина и концовки текста, как проявляется позиция автора, какую роль в тексте играют изобрази­тельно-выразительные средства языка.

 

Пример выполнения задания

Данный текст — это текст фельетона. Автор осмеивает роль слухов в российском обществе, отсутствие информированности, стремление получить то или иное звание, которое даст возможность занять


НачалоПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

ГДЗ по Физике за 7 класс: Пёрышкин. Учебник. Решебник

§ 1. Что изучает физика

Вопросы
Задание

§ 2. Некоторые физические термины

Вопросы

§ 3. Наблюдения и опыты

Вопросы

§ 4. Физические величины. Измерение физических величин

Вопросы
Упражнение 1
Задание

§ 5. Точность и погрешность измерений

Вопросы
Задание

§ 6. Физика и техника

Вопросы
Задание

§ 7. Строение вещества

Вопросы

§ 8. Молекулы

Вопросы

§ 9. Броуновское движение

Вопросы
Задание

§ 10.
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

Вопросы
Задание

§ 11. Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Вопросы
Задание

§ 12. Агрегатные состояния вещества

Вопросы

§ 13. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей

Вопросы
Задание

§ 14. Механическое движение

Вопросы
Упражнение 2
Задание

§ 15. Равномерное и неравномерное движение

Вопросы
Задание

§ 16. Скорость. Единицы скорости

Вопросы
Упражнение 3
Задание

§ 17. Расчёт пути и времени движения

Вопросы
Упражнение 4
Задание

§ 18. Инерция

Вопросы
Упражнение 5
Задание

§ 19. Взаимодействие тел

Вопросы

§ 20. Масса тела. Единицы массы

Вопросы
Упражнение 6

§ 21. Измерение массы тела на весах

Вопросы
Задание

§ 22. Плотность вещества

Вопросы
Упражнение 7
Задание

§ 23. Расчёт массы и объёма тела по его плотности

Вопросы
Упражнение 8
Задание

§ 24. Сила

Вопросы
Упражнение 9

§ 25. Явление тяготения. Сила тяжести

Вопросы

§ 26. Сила упругости. Закон Гука

Вопросы

§ 27. Вес тела

Вопросы

§ 28. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Вопросы
Упражнение 10

§ 29. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет

Вопросы
Задание

§ 30. Динамометр

Вопросы
Упражнение 11

§ 31. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

Вопросы
Упражнение 12

§ 32. Сила трения

Вопросы
Упражнение 13

§ 33.
Трение покоя

Вопросы

§ 34. Трение в природе и технике

Вопросы

§ 35. Давление. Единицы давления

Вопросы
Упражнение 14
Задание

§ 36. Способы уменьшения и увеличения давления

Вопросы
Упражнение 15
Задание

§ 37. Давление газа

Вопросы
Задание

§ 38. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Вопросы
Упражнение 16
Задание

§ 39. Давление в жидкости и газе

Вопросы

§ 40. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Вопросы
Упражнение 17
Задание

§ 41. Сообщающиеся сосуды

Вопросы
Упрожнение 18
Задание

§ 42. Вес воздуха. Атмосферное давление

Вопросы
Упрожнение 19
Задание

§ 43. Почему существует воздушная оболочка Земли

Вопросы
Упражнение 20

§ 44. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Вопросы
Упражнение 21
Задание

§ 45. Барометр-анероид

Вопросы
Упражнение 22

§ 46. Атмосферное давление на различных высотах

Вопросы
Упражнение 23
Задание

§ 47. Манометры

Вопросы

§ 48. Поршневой жидкостный насос

Вопросы
Упражнение 24

§ 49. Гидравлический пресс

Вопросы
Упражнение 25
Задание

§ 50. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Вопросы

§ 51. Архимедова сила

Вопросы
Упражнение 26

§ 52. Плавание тел

Вопросы
Упражнение 27
Задание

§ 53. Плавание судов

Вопросы
Упражнение 28
Задание

§ 54. Воздухоплавание

Вопросы
Упражнение 29

§ 55. Механическая работа.
Единицы работы

Вопросы
Упражнение 30
Задание

§ 56. Мощность. Единицы мощности

Вопросы
Упражнение 31
Задание

§ 57. Простые механизмы

Вопросы

§ 58. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Вопросы

§ 59. Момент силы

Вопросы

§ 60. Рычаги в технике, быту и природе

Вопросы
Упражнения
Задание

§ 61. Применение закона равновесия рычага к блоку

Вопросы

§ 62. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики

Вопросы
Упражнение 33
Задание

§ 63. Центр тяжести тела

Вопросы

§ 64. Условия равновесия тел

Вопросы

§ 65. Коэффициент полезного действия механизма

Вопросы

§ 66. Энергия

Вопросы

§ 67. Потенциальная и кинетическая энергия

Вопросы
Упражнение 34

§ 68. Превращение одного вида механической энергии в другой

Вопросы
Упражнение 35

Лабораторные работы

Безличные предложения с примерами. Конспект урока для 8 класса.

Определение

 

Примеры:

Светает.  Молчать! Вам нездоровится? Скоро стемнеет. Пусть скорей потеплеет. Замело дороги. Рассвело бы поскорее. У меня нет тетради.

В безличных предложениях действующее лицо отсутствует. Главным является само действие. Поэтому можно сказать, что в безличных предложениях передается действие или состояние субъекта.

Также особенностью таких предложений является невозможность подставить подлежащее.

Примеры:

Меня знобит. Придётся повторить упражнение. Не хочется выходить на улицу. Залило водой весь огород. Мне повезло.

В  безличном предложении сказуемое может быть выражено разными формами:

  • Безличными глаголами.

Примеры:

Вечерело. Рассветает. За окном смеркается.
  • Личными глаголами в безличной форме.

Примеры:

Ветром принесло листья. Сравните: Ветер принёс листья – двусоставное.

Дождём потушило костёр. Сравните: Дождь потушил костёр – двусоставное.

  • Глаголом БЫТЬ с отрицательной частицей и словом НЕТ.

Примеры:

Молока больше не было. Молока больше нет. Не было сил идти вперёд. Нет ни единой звёздочки на небе.
  • Глаголом в неопределённой форме.

Примеры:

Сюда смотреть. Выйти немедленно. Обязательно прочитать.
  • Сказуемое в безличном предложении также может быть составным глагольным.

Примеры:

Следует заменить эту книгу. Мне посчастливилось встретиться с ним. Можно открыть окно. Начало штормить.

  • А также, составным именным.

Примеры:

Было жарко. На столе всё разложено по порядку.

Безличные предложения видео

Конспект урока в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Тема:

Безличные предложения.

Цели:

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей безличных предложений;
  • развитие умений находить безличные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных  предложений, употреблять в речи, заменять синонимичными конструкциями;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

  1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.

    а) Повторение сведений об односоставных предложениях и их видах (по таблице) с самостоятельно подобранными примерами (проверка домашнего задания).

    Таблицу, а также виды односоставных предложений можно посмотреть в уроке «Односоставные и двусоставные предложения с примерами».

    б) Распределительная работа (задание выведено на экран или предварительно записано на доске): данные предложения разделите на две группы: односоставные с главным членом подлежащим и односоставные с главным членом сказуемым, определите их виды.

    В этой ситуации начинаешь искать выход. Очень шумят в соседней комнате. Золотые поля пшеницы. Можно опоздать к поезду. Просто мне нездоровилось в это время. Просёлочная дорога. Железнодорожная станция, белеющая в степи. Всем нам было о чём подумать. Ветра нет.

    При выполнении данного задания учащиеся сталкиваются с проблемой: среди предложений есть безличные, которые ещё не изучены. Пробуем подставить в такие предложения подлежащее, и от формулировки того, что в этих предложениях НЕТ ЛИЦА, которое совершает действие, приходим к термину БЕЗЛИЧНЫЕ предложения.

    Таким образом приходим к формулировке темы и целей урока.

  2. Изучение новой темы.

    а) Просмотр видеоурока «Безличные предложения», выполнение заданий.

    б) «Проверь себя»: изучение информации по теме в учебнике § 25, ответы с примерами.

    в) Синтаксический разбор предложений.

    Тихо было вокруг. От костра тянуло приятным сосновым дымом. Спать абсолютно не хочется.

    Вывод об особенностях безличных предложений (нет и не может быть подлежащего, часто выражают состояние природы или человека и т. д.)

    г) Творческий диктант с комментированием: преобразуйте безличные предложения в двусоставные; объясните, как изменились их стилистическая окраска и оттенки значений (записываются и исходные, и перестроенные предложения).

    Ему не сиделось на месте. Вечером заметно похолодало. Где-то вдалеке загудело, зашумело. Разумеется, тебе этого не понять. Раннее утро, но в парке людно и весело. Надо было что-то взять с собой. На поляне жарко. Припекает.

    Ответы

    Он не мог сидеть на месте. Вечером заметно усилился холод. Где-то вдалеке раздался гул, шум. Разумеется, ты не можешь этого понять. Раннее утро, но в парке веселится много людей. Мы должны были что-то взять с собой. На поляне ощущается жара. Припекает солнце.

    Вывод о синтаксической синонимии как богатстве средств выражения мысли, передачи информации.

  3. Итоги урока, рефлексия.

    Домашнее задание: § 25, упр. 175.

    Прочитайте безличные предложения и найдите их грамматические основы. Используя материалы таблицы, выпишите безличные предложения группами в зависимости от способа выражения сказуемого.

учимся работать с таблицей – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

1. Информационные таблицы

Информационные таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Могут быть указаны площади стран, сведения из биологии, другие показатели. Дети получают задания: «найди информацию», «классифицируй», «расположи по уменьшению» (и возрастанию), «сделай вычисления», «составь вопросы по таблице» и др. Вычисления производятся отдельно.

Примеры заданий

1 класс

(Из проверочных работ. Задание «со звездочкой»)

На даче собрали урожай ягод. Их количество записали в таблицу


Укажите верные утверждения, составленные по таблице.

  • Крыжовника больше, чем малины.
  • Черники меньше, чем крыжовника.
  • Малины столько же, сколько черники.
  • Крыжовника больше, чем черники, но меньше, чем клубники.
2 класс

(Из проверочных работ)

В таблице указано расписание движения поездов

Направление

Номер поезда

Время отправления

Москва — Сочи

083С

20 ч 10 мин

Москва — Уфа

116Й

12 ч 26 мин

Москва — Анапа

109В

23 ч

Запиши ответ на вопросы.

  1. Какой номер поезда Москва — Анапа?
  2. В какое время отправляется поезд Москва — Сочи?
  3. В какой город поезд отправляется раньше всех?
3 класс

«Моя телефонная книга»

Составь свою телефонную книгу. Расположи абонентов в алфавитном порядке. Какие телефоны экстренных служб обязательно должны быть занесены в книгу?

Список абонентов

Телефон




4 класс

Ответьте на вопросы по таблице, в которой записана длина корней некоторых растений.

Пшеница

Фасоль

Горох

Лен

Рожь

150 см

70 см

90 см

80 см

130 см


  1. Какое растение имеет: а) самые длинные корни; б) самые короткие корни?
  2. Расставь растения в порядке уменьшения длины корней.
  3. На сколько сантиметров корни пшеницы длиннее, чем корни льна?
  4. На сколько сантиметров корни гороха короче, чем корни ржи?

Занимательная математика. 1 класс. Рабочая тетрадь

Пособие может быть использовано в начальной школе при проведении занятий математического факультатива, кружка, олимпиады, клуба «Эрудит», интеллектуального марафона и других форм организации внешкольной деятельности учащихся. Задания, включенные в рабочую тетрадь, способствуют формированию у детей самостоятельности, наблюдательности, геометрической зоркости и умения рассуждать, а также создают условия для развития интереса к математике, математического кругозора и эрудиции учащихся.

Купить

2. Справочные таблицы

Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел, единицами измерения.

Примеры заданий

1 класс

Назови состав числа 5 по рисунку. Заполни домик.


Найди значение выражений, пользуясь составом числа 5.

4 + 1

3 + 2

5 – 1

5 – 2

2 + 3

5 – 3

1 + 4

5 – 4

2 класс

Рассмотри таблицу чисел от 1 до 100. Назови числа, которые ты знаешь. По какому правилу составлена таблица? Какие числа пропущены?


  1. Сколько двузначных чисел начинаются с цифры 7? Назови их.
  2. Сколько в таблице круглых чисел? Назови их.
  3. Сколько однозначных чисел? Назови их.
  4. Сколько двузначных чисел оканчивается цифрой 2? Назови их.
3 класс

Найди значения выражений и запиши их римскими цифрами.

L – X CCC + D LX – XX
D + C XL + X DC – CD
XXX – V CD – C  

Арабская нумерация

1

5

10

50

100

500

Римская нумерация

I

V

X

L

C

D

4 класс

Выполни задание по таблице.

Таблица разрядов и классов

Класс миллионов

Класс тысяч

Класс единиц

Сот.

Дес.

Ед.

Сот.

Дес.

Ед.

Сот.

Дес.

Ед.

0

0

0

4

6

5

9

0

7

3

2

8

0

0

0

6

5

0

1

7

9

4

5

6

2

0

3

  1. Сколько классов в таблице? Сколько разрядов?
  2. Назови разряды каждого класса.
  3. Какие цифры записаны в разряде десятков миллионов?
  4. Какие цифры записаны в разряде: единиц, единиц тысяч, единиц миллионов?
  5. В каких разрядах записана цифра 3?
  6. Назови старший разряд каждого числа.
  7. Прочитай второе число. Какой класс не назван?

3. Логические таблицы

Логические таблицы ставят перед учениками логические задачи: проанализировать данные, найти закономерности. Например: «дополни таблицу нужными элементами» (фигурами/числами), «продолжи запись», «сопоставь числа и формулы», «вставь подходящее число из предложенных и сделай вычисление» и т.д.

Примеры заданий

1 класс

Кто быстрее (ты или твой сосед по парте) нарисует фигуру, которую нужно поставить на свободное девятое место?


3 класс

Какие числа пропущены в таблице, если r — радиус окружности, а d — диаметр этой же окружности?

r

24 м


125 мм


d


24 дм


125 см

4 класс

Какие высказывания о таблице верные?

10

12

74

48

300

303

330

333

900

927

956

903

  1. В первом столбце записаны круглые числа.
  2. В первой строке записаны четные двузначные числа.
  3. В третьей строке записаны трехзначные числа, которые содержат 9 десятков.
  4. В четвертом столбце записаны числа, которые делятся на 3 без остатка.
  5. Сумма чисел в первой строке равна 144.

Читайте также:

4. Вычислительные таблицы

Вычислительные таблицы являются формой вычислительного задания, то есть ученики производят вычисления непосредственно в таблице. Так школьники повторяют компоненты действий и составы чисел, работают с множителями, делимыми, разностями, остатками и т.д.

Примеры заданий

1 класс

Какие числа пропущены?

Уменьшаемое

8


6

8


7

Вычитаемое


3

4


4


Разность

1

4


6

4

1

2 класс

Назовите числа, которые пропущены в каждой таблице.

Множитель

2


2

8

Множитель

9

2

3


Произведение

18

10


16

Делимое

12

8

18


Делитель

6


9

2

Частное


4


7

Закончи предложения.

  1. Если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то получится … .
  2. Если делитель умножить на частное, то получится … .
  3. Если делимое разделить на частное, то получится . .. .
  4. Если делимое разделить на делитель, то получится … .
3 класс

Какие числа пропущены в таблице?

Делимое

19

61

52


90

236

629

Делитель

2

13


8


10

100

Частное

9


3

100

3


6

Остаток


9

10

13

12

6


4 класс

Вычисли устно и расшифруй название науки. Что она изучает?


Математика. 4 класс. Итоговая аттестация. Базовый и повышенный уровни сложности.

Рабочая тетрадь предназначена для оценки результатов деятельности выпускников начальной школы по освоению курса математики. В нее включены 10 вариантов заданий на двух уровнях трудности. В основе многих заданий лежат ситуации из реальной жизни. Пособие окажет учителям начальной школы помощь в организации диагностических процедур.

Купить

5. Таблицы для решения задач

Таблицы для решения задач подобны вычислительным таблицам, однако используются в заданиях с текстовыми задачами, сопровождаются иллюстрациями, схемами. Такие таблицы часто предусматривают работу с формулами и с пропорциями.

Примеры заданий

1 класс

Составь задачу и реши ее.


2 класс

На пошив спального мешка требуется 4 м ткани. Сколько метров ткани потребуется для 7 спальных мешков? Составь две обратные задачи, используя таблицу.

Расход ткани на 1 мешок

Число мешков

Расход ткани на все мешки




3 класс

За 5 ластиков Оля заплатила 30 р., а Марина за такие же ластики заплатила 54 р. Сколько ластиков купила Марина?


Цена (а)

Количество (n)

Стоимость (c)

О.

Одинаковая

5 шт.

30 р.

М.

? шт.

54 р.

План решения.

  1. Найти цену ластика.
  2. Найти количество ластиков, купленных Мариной.
4 класс

Реши задачу, используя таблицу или схему. Машина в первый день за 8 ч проехала 464 км. Во второй день она была в пути 6 часов и двигалась с той же скоростью. Сколько всего километров проехала машина за два дня?


V

t

S

I

Одинаковая

8 ч

464 км

II

6 ч

? км

I + II

(8 + 6) ч

? км


Задание с таблицей из демоверсии ВПР по математике (4 класс)

Проверяемые умения в соответствии с ФГОС:

  • Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные.
  • Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.

Задание:

В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.

Команда

Золотые

Серебряные

Бронзовые

«Сириус»

7

8

3

«Орион»

6

4

5

«Заря»

4

6

7

«Весна»

3

2

5

1) Сколько серебряных медалей завоевала команда «Сириус»? 2) Какая команда заняла 3-е место по сумме всех медалей?

Решение: 1) 7 + 8 + 3 = 18 (м.) — «Сириус»; 2) 6 + 4 + 5 = 15 (м.) — «Орион»; 3) 4 + 6 + 7 = 17 (м.) — «Заря»; 4) 3 + 2 + 5 = 10 (м.) — «Весна».

Ответ: 1) 8; 2) Орион.

Вы можете апробировать учебники «Математика» авторства Г. К. Муравина и О. В. Муравиной. Для этого воспользуйтесь акцией «5 учебников бесплатно».

#ADVERTISING_INSERT#