Сложный план текста – пример

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 545.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 545.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 545.


А какая ваша оценка?

Как правильно составить план текста. Подробная инструкция с рекомендациями.

Составление плана к тесту может понадобиться не только на уроках русского языка. В дальнейшем умение правильно его составлять может пригодиться на протяжении всей жизни. Это не обязательно должен быть план прочитанного текста или произведения. Он составляется для выступления перед аудиторией преподавателями, учеными, ораторами. В любой работе его составление может играть немаловажную роль, поэтому мы учимся этому умению, начиная со школьной скамьи. С составления плана начинается написание сочинений, рефератов, курсовых, дипломных работ и даже художественных произведений.

Виды и типы планов текста

Существует несколько типов плана в зависимости от цели их составления и объема исходного текста:

  • Вопросный

Составляется с помощью вопросов к каждому абзацу или блоку текста. Ответы на вопросы предусматривают полное раскрытие темы прочитанного материала, по которому составлялся план.

  • Тезисный

Тезис с древнегреческого переводится как установка, утверждение. Это краткая и лаконичная мысль небольшого отрывка текста, сформулированная в одном или двух предложениях. Их удобно использовать для изучения большого объема материала, записывая для каждой части отдельные тезисы, отображающие её суть. Просматривая тезисы после записи, можно легко восстановить в памяти прочитанное. Правильно составленный тезисный план представляет собой лаконичный и последовательный сжатый текст исходного материала.

  • Опорная схема

Отличается тем, что опорами могут служить как предложения, так и отдельные слова. Все зависит от памяти запоминающего, насколько краткими или развернутыми должны быть опоры. Со стороны опорная схема может выглядеть как набор слов и предложений, практически не связанных друг с другом. Но для составляющего такой план достаточно понятен.

Также планы различают по видам: простой и сложный.

  • Простой состоит чаще всего из назывных предложений. Краткие заголовки основных моментов текста.
  • Сложный является более подробным и глубоким. Когда краткие мысли могут быть дополнены подпунктами либо больше раскрыты уточнениями.

Составляем план текста правильно

Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:

  • Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
  • Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
  • Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
  • Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
  • Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
  • Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
  • План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
  • Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
  • Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
  • Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
  • При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.

Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!

Фрагментов предложений — Purdue OWL®

Предлагаемые ресурсы

Обзор руководства по стилю Руководство MLA Руководство APA Руководство Чикаго Упражнения OWL

Резюме:

Этот раздаточный материал содержит обзор и примеры фрагментов предложений.

Фрагменты — это неполные предложения. Обычно фрагменты — это части предложений, которые оторвались от главного предложения. Один из самых простых способов исправить их — удалить точку между фрагментом и главным предложением. Для нового комбинированного предложения могут потребоваться другие виды знаков препинания.

Ниже приведены несколько примеров с фрагментами, выделенными красным цветом. Пунктуация и/или слова, добавленные для исправления, выделены синим цветом . Обратите внимание, что фрагмент часто представляет собой зависимое предложение или длинную фразу, следующую за главным предложением.

  • Фрагмент : Purdue предлагает множество инженерных специальностей. Например, электротехника, химия и промышленное машиностроение.
    Возможная редакция : Purdue предлагает множество специальностей в области машиностроения , s , таких как электротехническое, химическое и промышленное проектирование.
  • Фрагмент : Тренер Дитц продемонстрировал такое поведение, уйдя с поля посреди игры. Покинув свою команду в тот момент, когда мы нуждались в ней.
    Возможная редакция : Тренер Дитц продемонстрировала такое поведение, уйдя с поля в середине игры , l ускользнув от своей команды в тот момент, когда она была нам нужна.
  • Фрагмент : Мне нужно найти нового соседа по комнате. Потому что тот, что у меня сейчас, не работает слишком хорошо.
    Возможна редакция : Мне нужно найти нового соседа по комнате b , потому что тот, который у меня есть сейчас, не слишком хорошо работает.
  • Фрагмент : Текущая городская политика в отношении жилья несовершенна в ее нынешнем виде. Именно поэтому мы считаем, что предложенные поправки должны быть приняты.
    Возможная редакция : Поскольку действующая городская политика в отношении жилья в ее нынешнем виде является неполной, мы считаем, что предлагаемые поправки следует принять.

Вы, наверное, заметили, что журналисты газет и журналов часто используют придаточное предложение как отдельное предложение, когда оно явно следует из предыдущего главного предложения, как в последнем примере выше. это обычный журналистская практика, часто используемая для акцента. Однако для академического письма и других более формальных письменных ситуаций вам следует избегать таких журналистских фрагментов предложений.

Некоторые фрагменты не являются явно частями предложений, которые не были присоединены к главному предложению; они написаны как главные предложения, но без подлежащего или основного глагола.

Без главного глагола

  • Фрагмент : История с глубокими мыслями и эмоциями.
    Возможные версии :
    • Прямой объект : Она рассказала историю с глубокими мыслями и эмоциями.
    • Appositive : «Желтые обои» Гилмана, история с глубокими мыслями и эмоциями, десятилетиями производила впечатление на критиков.
  • Фрагмент : Разбросанные повсюду игрушки.
    Возможные модификации :
    • Полный глагол : Повсюду разбросаны игрушки всех видов.
    • Прямой объект : Они нашли повсюду разбросанные игрушки.
  • Фрагмент : Запись достижений, начиная с момента вашего первого приема на работу.
    Возможные модификации :
    • Прямой объект : Я заметил запись достижений, начиная с того момента, когда вы впервые были приняты на работу
    • Основной глагол : Запись достижений началась, когда вас впервые наняли.

Нет темы

  • Фрагмент : Конечным эффектом всей рекламы является продажа продукта.
    Возможные модификации :
    • Удалить предлог : Конечным результатом любой рекламы является продажа продукта.
  • Фрагмент : Если уделять слишком много внимания опросам, политический лидер не захочет предлагать новаторскую политику.
    Возможные модификации :
    • Удалить препозицию : Слишком большое внимание к опросам может привести к тому, что политический лидер не захочет предлагать новаторскую политику.
  • Фрагмент : Фила уволили за выполнение внештатной работы на конкурента.
    Возможные модификации :
    • Удалить предлог : Фила уволили из-за того, что он выполнял внештатную работу для конкурента.
    • Изменить порядок : Фила уволили за то, что он выполнял внештатную работу для конкурента.

Эти последние три примера фрагментов без предметов также известны как смешанные конструкции , то есть предложения, построенные из смешанных частей. Они начинаются одним способом (часто с длинной предложной фразы), но заканчиваются обычным сказуемым. Обычно объект предлога (часто герундий, как в последних двух примерах) предназначен в качестве подлежащего предложения, поэтому удаление предлога в начале обычно является самым простым способом исправить такие ошибки.

Фрагменты предложений: определение и пример

В английском языке используются различные типы предложений, каждое из которых служит своей цели. Четыре основных типа предложений: простые, сложные, сложные и сложносложные. Тем не менее, тип предложения, который часто упускают из виду, — это 9.0005 фрагментов предложения . Хотя их нельзя считать правильными предложениями, они все же являются частью английской грамматики.

Фрагменты предложения Определение

Фрагменты предложения — это части предложения, в которых отсутствует подлежащее (лицо/предмет, совершающее действие), отсутствует главный глагол или не выражается законченная мысль (известная как придаточное предложение). Как предполагает сам термин «фрагмент», фрагменты предложений не являются полными предложениями. Это означает, что они не имеют грамматического смысла сами по себе.

Рис. 1. Подлежащее и глагол необходимы для создания полного предложения.

Пример фрагмента предложения:

«потому что было слишком ярко»

Смысл этого фрагмента неясен, так как он не выражает законченной мысли — что случилось, потому что было слишком ярко?

С другой стороны, пример полного предложения:

«Я выключил свет, потому что было слишком ярко»

ИЛИ

«Потому что было слишком ярко, я выключил свет».

Эти предложения имеют грамматический смысл. Они содержат подлежащее, глагол и выражают законченную мысль.

Типы фрагментов предложения

Как упоминалось ранее, существует три основных типа фрагментов предложения:

1. Отсутствие подлежащего

2. Отсутствие главного глагола

3. Выражение неполной мысли (также известное как придаточное предложение).

Что такое придаточные и независимые предложения?

Независимая часть предложения — или полное предложение — имеет смысл сама по себе. Например, предложение «Я пошел в магазин и купил журнал» содержит два независимых предложения:

1. Я пошел в магазин

2. Я купил журнал

Оба этих предложения соединены союзом и запятой и имеют смысл сами по себе.

Придаточное предложение (также называемое зависимым предложением) — это часть предложения, которая не может стоять отдельно. Чтобы иметь смысл, он должен опираться на независимое предложение. Например, рассмотрим предложение: «Поскольку я проспал будильник, я проснулся поздно». Он содержит придаточное предложение «потому что я проспал свой будильник». Чтобы иметь смысл, он опирается на независимое предложение «Я опоздал в школу».

Рис. 2 — Фрагменты предложений не являются полными предложениями.

Примеры фрагментов предложений

Вот несколько примеров трех типов фрагментов предложений. Под фрагментами приведены примеры полных предложений. Это покажет вам, как можно исправить фрагмент предложения, чтобы убедиться, что оно имеет грамматический смысл.

Пропущена тема Пропущен основной глагол Неполная мысль
Фрагмент: Хотим яблочный сок. Завершено: Мы хотим яблочный сок. Фрагмент: Время великой радости. Завершено: Это было время великой радости. Фрагмент: Из-за солнца.Завершено: Из-за солнца мне пришлось носить солнцезащитные очки.
Фрагмент: С нетерпением жду. Завершено: С нетерпением жду. Фрагмент: Расстроенный ребенок. Завершено: Расстроенный ребенок плакал. Фрагмент: Это весело. Завершено: Я играю в баскетбол, это весело.
Фрагмент: Идет домой. Завершено: Студент идет домой. Фрагмент: Они обедают после работы. Завершено: Они обедают после работы. Фрагмент: К лучшему или к худшему. Завершено: Я останусь с тобой, к лучшему или к худшему.
Фрагмент: Сегодня утром ходил в парк. Полное: Я ходил в парк сегодня утром. Фрагмент: Кот моей сестры. Завершено: Кот моей сестры спит. Фрагмент: Итак, я ушел раньше. Завершено: Мне не понравилась вечеринка, поэтому я ушел раньше.
Фрагмент: Рекомендую фильм.Завершено: Я бы рекомендовал фильм. Фрагмент: Кэти и Фрейя в школе. Завершено: Кэти и Фрейя познакомились в школе. Фрагмент: Хотя я люблю шоколад. Полное: Хотя я люблю шоколад, я предпочитаю конфеты.

Идентификация фрагментов предложений

Иногда фрагменты предложений могут быть ошибочно приняты за короткие предложения. Например, предложение «Я рассмеялся» состоит всего из двух слов. Однако это законченное предложение, поскольку оно выражает законченную мысль и содержит как подлежащее (I), так и основной глагол (рассмеялся).

При определении фрагментов предложения подумайте о следующем:

  • В нем отсутствует подлежащее?
  • Не хватает глагола?
  • Выражает ли он незаконченную мысль?

Вы идентифицировали фрагмент предложения, если на любой из этих ответов да!

Также полезно подумать о следующих вопросительных словах (используемых для задавания WH-вопросов):

Рис. 3 — Вопросительные слова используются, чтобы задавать вопросы.

Фрагмент предложения часто не отвечает хотя бы на один тип WH-вопросов. Например, возьмем фрагмент «На следующей неделе едет домой». Смысл этого фрагмента неясен — кто пойдет домой на следующей неделе? Другой пример — «Что интересно». Смысл этого фрагмента тоже не понятен — что интересно?

Стоит отметить, что если контекст понятен, фрагменты предложений часто могут использоваться в неформальной речи. Когда мы небрежно разговариваем с друзьями или семьей, нам не всегда нужно использовать полные предложения, чтобы нас поняли. Например, вместо того, чтобы сказать: «Мне это нравится!», они могут сказать: «Люблю это!» Хотя субъекта нет, ясно, что говорящий имеет в виду себя. В этом случае можно использовать фрагменты, так как они часто используются в неформальной речи и существует взаимопонимание их значения.

Фрагменты предложений могут также использоваться в литературе для драматического эффекта. Например:

«Джордж собирался найти своего брата. Неважно что

«Несмотря ни на что» — это фрагмент предложения, так как это незавершенная мысль. Здесь он используется, чтобы подчеркнуть чувство уверенности и безотлагательности. В этом случае можно использовать фрагменты, потому что они используются как языковая техника для стилистических целей.

Фрагменты предложений и повторы — в чем разница?

Фрагменты предложения могут быть перепутаны с предложениями, продолжающимися до конца, но это две разные вещи. Давайте сначала посмотрим, как возникают краткие предложения:

Завершающее предложение возникает в результате того, что два или более независимых предложения (законченные мысли) не соединены/разделены должным образом. Это часто происходит из-за неправильного использования знаков препинания или союзов.

Пример набега:

Я хотел пить Я пил воду.

Этот пример состоит из двух независимых предложений — «Я хотел пить» и «Я пил воду». Оба они содержат подлежащее, глагол и имеют смысл сами по себе. Однако без правильного использования знаков препинания и союзов предложение не будет строиться правильно.

Вместо этого предложение можно было бы написать следующим образом:

1. Я хотел пить. Я выпил воды — , разделив два независимых предложения точкой.

2. Я хотел пить; Я пил воду — , соединяя два независимых предложения точкой с запятой.

3. Мне хотелось пить, поэтому я пил воду — соединяя два независимых предложения запятой и союзом.