§3. Сложные предложения с союзами и, а, но. Применяем новые знания, развиваем умения

73. Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и поставь пропущенные запятые. Спиши предложения и составь схемы.

Подчеркни известные тебе орфограммы.


74. Составь и запиши сложные предложения, используя союзы и, а, но, поставь запятые. Объясни графически постановку запятой.

Выполни разбор одного из предложений.


75. Работа в паре. Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм*) ”Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении“. Проговорите её по очереди.

Сравните свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с. 163. Пользуйтесь инструкцией при выполнении следующих упражнений.


76. Диктант с подготовкой. Прочитай текст. Пользуясь инструкцией, расставь в нём знаки препинания. Понаблюдай, какую роль играют в этом тексте сложные предложения с союзами а и но. Напиши под диктовку.

Составь схемы сложных предложений. В каких из них есть однородные члены? Обозначь известные тебе орфограммы.


77. Спиши текст, вставь пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Графически объясни постановку запятых.

Понаблюдай, из каких предложений состоит текст, какую роль в них играют союзы. Одинакова ли роль союзов и и но?


78. Прочитай текст. Что нового для себя ты узнал? Захотелось ли тебе о чём-то поговорить со своим учителем иностранного языка?

Как бы ты сформулировал главную мысль этого текста? Перечитай 2, 3 и 4-й абзац текста. Какая мысль их объединяет? Почему авторы выбрали для иллюстрации своей мысли именно сложные предложения с союзом а? Спиши один из этих трёх абзацев, графически объясни постановку запятых.


79. Прочитай текст и расставь в нём карандашом недостающие запятые. Сколько запятых ты поставил в каждом предложении? Проверь себя: посмотри ответ на с. 159 учебника.

Запиши текст под диктовку. Составь схемы сложных предложений. Перечитай текст. Какие воспоминания навевала герою разная музыка? Какие предложения использовал автор, чтобы передать эту мысль? Чем похожи эти предложения?


80. Свободный диктант.

В свободное время он бегал в музей. Здесь висели большие картины в золотых рамах, а по углам стояли статуи из мрамора.
Он проходил мимо полотен великих масте- ров и направлялся к заветному залу. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари в латах. Он мечтал о подвигах, а жизнь его прохо- дила однообразно и буднично.
Он садился за парту, и парта мгновенно превращалась в бо- евого коня. Пальцы сами рисовали мечи и до- спехи.


81. Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему ”Что я знаю о сложном предложении“. Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером.

План
1. Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
2. Как могут быть связаны между собой части сложного предложения?
3. Что общего у союзов и, а, но и чем они различаются?
4. Запятая в сложном предложении и её роль.
5. Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в постановке запятой в сложном предложении с союзами и, а, но и в предложении с однородными членами и теми же союзами?


82.  Сочинение. Напиши сочинение о себе и своих близких на тему ”Субботний вечер у нас дома“. Расскажи, что делают взрослые, а чем в это время обычно занимаешься ты, твоя собака (или кошка, или другой питомец, который живёт у вас дома). Какое настроение у тебя бывает, что ты чувствуешь, о чём думаешь. Используй предложения с однородными членами, сложные предложения с союзами и, а, но.

§4. Предложения с прямой речью. Применяем новые знания, развиваем умения

85. Спиши предложения, поставь знаки препинания. Составь схему каждого предложения.


86. Придумай и запиши четыре предложения с прямой речью, причём прямая речь должна быть: 1) повествовательным невосклицательным предложением; 2) повествовательным восклицательным; 3) вопросительным невосклицательным; 4) побудительным невосклицательным предложением.


87.  Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои (вспомни уроки риторики!). Тебе придётся употребить слово пожалуйста. Запомни: это слово выделяется запятыми.


88. Спиши текст (это отрывок из повести Л. Н. Толстого ”Детство”, в нём мальчик воображает себя взрослым). Вставь пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Подчеркни орфограммы на месте пропусков. Составь схемы предложений с прямой речью.


89. Графический диктант с подготовкой. Прочитай текст. Простым карандашом расставь знаки препинания и объясни устно их постановку. Закрой учебник. Послушай каждое предложение и составь его схему.


90. Спиши, поставь знаки препинания. Составь схему каждого предложения.


91. Спиши, вставь пропущенные буквы. Поменяй местами слова автора и прямую речь, расставь знаки препинания. Обрати внимание: в словах автора будет меняться порядок слов.


92. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, поставь недостающие запятые. Поменяй местами, где это возможно, слова автора и прямую речь.

Нарисуй схемы первого, третьего и последнего предложения.


93. Сочинение. Напиши небольшое сочинение на тему: ”Что сказала мама”. Расскажи какую-нибудь историю из своей жизни: как ты чем-то порадовал маму или, наоборот, огорчил. Начинаться оно может так: Однажды со мной произошло вот что… А закончить свой рассказ нужно предложением с прямой речью – словами мамы.


94.  Прочитай текст. Объясни каламбур Н.В. Гоголя. На игре каких слов он построен?

Каламбур Гоголя построен на разных значениях слова «шел» Шел дождь — падали капли дождя. Шел студент — студент переступает ногами по улице.


95. Запиши цитаты в виде предложений с прямой речью. Прямую речь можно поставить и до, и после слов автора. В словах автора можно использовать глаголы: писал, говорил, утверждал, считал.


96. Из любого произведения, которое ты уже прочитал в учебнике ”Литературное чтение” (”В океане света”), выпиши три цитаты и запиши их в виде предложений с прямой речью.


97. Найди самостоятельно несколько цитат и запиши их в виде предложений с прямой речью. Прямая речь в одних предложениях может стоять до слов автора, в других – после слов автора.


98.  Продолжи текст.


99. Графический диктант. Послушай предложения. Определи на слух, каким является каждое предложение: простым, простым с однородными членами, сложным или это предложение с прямой речью. Составь схему каждого предложения.


100. Обучающее изложение.

Ответы на упражнение 1 с запятой — Purdue OWL®

Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Неправильные ответы выделены курсивом.

   C    Он покинул место аварии и попытался забыть, что это произошло.

   3    Нефть, которая легче воды, поднимается на поверхность.

Правило 3: Используйте пару запятых в середине предложения, чтобы выделить предложения, фразы и слова, которые не являются существенными для смысла предложения. Используйте одну запятую перед, чтобы указать начало паузы и одну в конце, чтобы указать конец паузы.

   6    Мадам де Сталь была привлекательной, грациозной дамой.

Правило 6: Используйте запятые для разделения двух или более прилагательных, описывающих одно и то же существительное. Никогда не добавляйте лишнюю запятую между последним прилагательным и самим существительным или не используйте запятые с некоординатными прилагательными.

   1    Ницца — это слово со многими значениями, и некоторые из них противоречивы.

Правило 1: Используйте запятую для разделения независимых предложений, когда они соединены любым из этих семи сочинительных союзов: и, но, за, или, ни, так, еще.

   C    Подрядчик подтвердил, что строительство дома завершено и работа выполнена надлежащим образом.

   C    Некоторые люди отказываются идти в зоопарк из-за жалости к существам, которые должны жить в маленьких клетках.

   C    Грязные такси запрещены законом в некоторых городах.

   5    В шкафу была изношенная одежда, старая обувь и грязные шляпы.

Правило 5: Используйте запятые для разделения трех или более слов, фраз или предложений, написанных последовательно.

   C    Незваный гость был одет в темно-синий твидовый костюм.

   2    Пережив это испытание, траппер почувствовал облегчение.

Правило 2: Используйте запятые после вводных а) предложений, б) фраз или в) слов, стоящих перед главным предложением.

   3    Ранние романы Марка Твена, я считаю, выдержали испытание временем.

Правило 3: Используйте пару запятых в середине предложения, чтобы выделить предложения, фразы и слова, которые не являются существенными для смысла предложения. Используйте одну запятую перед, чтобы указать начало паузы и одну в конце, чтобы указать конец паузы.

   9    7 декабря 1941 года никогда не будет забыто.

Правило 9: Используйте запятую для разделения всех географических названий, пунктов в датах (кроме месяца и дня), адресов (кроме номера улицы и имени) и заголовков в именах.

   7    Поле было достаточно безопасным, не так ли?

Правило 7: Используйте запятую в конце предложения для разделения контрастирующих элементов координат или для обозначения отчетливой паузы или сдвига.

   9    Пишите редактору Atlantic , 8 Arlington Street, Boston, Massachusetts 02116.

Правило 9: Используйте запятые для выделения всех географических названий, пунктов в датах (кроме месяца и дня), адресов (кроме номера улицы и имени) и названий в именах.

   10    Он ответил: «Я понятия не имею, что вы имеете в виду».

Правило 10: Используйте запятую для перехода между основной речью и цитатой.

   2    После хорошего мытья и ухода щенок выглядел как новая собака.

Правило 2: Используйте запятые после вводных а) предложений, б) фраз или в) слов, стоящих перед главным предложением.

   2    Из-за своего противодействия учреждениям, заставляющим животных жить в неволе, некоторые люди отказываются ходить в зоопарк.

Правило 2: Используйте запятые после вводных а) предложений, б) фраз или в) слов, стоящих перед главным предложением.

   C    Лысые мужчины часто являются наиболее авторитетными в вопросах облысения.

   3    Жилеты, которые когда-то были популярны, уже несколько лет как вышли из моды.

Правило 3: Используйте пару запятых в середине предложения, чтобы выделить предложения, фразы и слова, которые не являются существенными для смысла предложения. Используйте одну запятую перед, чтобы указать начало паузы и одну в конце, чтобы указать конец паузы.

   2    Как небесная богиня, она регулировала движение небесных тел и контролировала смену времен года.

Правило 2: Используйте запятые после вводных а) предложений, б) фраз или в) слов, стоящих перед главным предложением.

   C    Я надеюсь, что когда-нибудь он научится быть вежливым.

Вернуться к вопросам

Фрагментов предложений | Учебник по эффективному письму

  1. Учебное пособие по эффективной письменной речи
  2. Пунктуация
  3. Фрагменты предложений

Фрагмент предложения — это предложение, в котором отсутствует либо подлежащее, либо основной глагол.

Некоторые фрагменты предложений возникают в результате простых опечаток или пропусков слов. Их часто можно избежать с помощью тщательной проверки.

Неправильно: Вчера ходил в магазин.
Неправильно: После занятий библиотека. Моя жизнь в наши дни.

В первом предложении выше нет подлежащего, а во втором нет основного глагола.

Запомните правило

Фрагмент предложения — это предложение, в котором отсутствует подлежащее или главный глагол.

Решение проблемы

Есть много способов исправить приведенные выше предложения. В первом предложении введите подлежащее, а во втором добавьте основной глагол.

Правильно: Вчера я ходил в магазин.
Правильно: После занятий я иду в библиотеку. Так случилось, что это моя жизнь в настоящее время.

Помимо типографских ошибок, двумя наиболее распространенными причинами фрагментов являются неправильное использование подчиненных и неправильное использование предлогов. Чтобы понять, как возникают эти ошибки, сначала необходимо определить предложения на английском языке.

В английском языке пункт определяется как единица, содержащая как глагол, так и подлежащее. Как показывают следующие примеры, предложение может состоять из одного предложения или может содержать несколько предложений:

Одно предложение: Ненавижу слушать политических ученых мужей.
Две статьи: Студенты не любят мистера Джонса, потому что его уроки могут быть трудными.
Два пункта: Меня расстраивает, что в середине апреля идет снег.
Три пункта: Поскольку ты вытащил короткую соломинку, ты должен идти на заправку, пока мы остаемся здесь.

Самый простой способ подсчитать количество придаточных предложений в предложении — это подсчитать количество глаголов, а затем найти соответствующие им подлежащие.

Фрагменты фраз

Неправильно: Так как я закончил с экзаменом, я отложил ручку и бумагу. Ждем, пока учитель начнет собирать бумаги.

Отдельные фразы должны быть частью полного предложения. Мы можем соединить их либо через запятую, либо через союз.

Правильно: Так как я закончил с экзаменом, я отложил ручку и бумагу, ожидая, пока учитель начнет собирать бумаги.
Правильно: Я сдал экзамен; Я положил ручку и бумагу и стал ждать, пока учитель начнет собирать бумаги.

Фрагменты придаточного предложения

Неверно: Студенты не любят мистера Джонса.
Потому что его уроки могут быть жесткими.
Неправильно: С тех пор, как ты вытащил короткую соломинку. Вы должны идти на заправку, пока мы остаемся здесь.

Этот тип фрагмента предложения возникает из-за того, что придаточное предложение отделено от главного предложения и не может стоять самостоятельно. Два предложения могут быть объединены с помощью подчинительного союза или наречия, чтобы показать зависимость одного предложения от другого.

Запомните правило

Исправьте фрагменты предложения, соединив две фрагментированные части союзом или наречием.

Правильно: Студенты не любят мистера Джонса , потому что его уроки могут быть трудными.
Правильно: Так как вы вытащили короткую соломинку, вы должны идти на заправку, пока мы остаемся здесь.

Leave A Comment