Проблема Север-Юг — Причины конфликта

Проблема Север-Юг — Причины конфликта
Проблемы цивилизации
04.12.2013 20:40

Страница 2 из 2

Основной причиной экономической отсталости так называемых стран Юга явилось то, что в наследие от колониализма они получили чаще всего высокий уровень бедности, а также почти полное отсутствие промышленности и торговли.

Кроме того, проблемы развивающихся стран еще больше усугубил скачкообразный прирост населения (так называемый демографический взрыв). К тому же, полезные ископаемые и другие природные ресурсы бедных стран, такие как нефть, железная руда, медь, а также древесина скупались практически за бесценок и перерабатывались международными концернами.

В 1950-е годы хлынул поток экономической помощи развивающимся странам. При этом направленность этой помощи была весьма разносторонней, от военной до гуманитарной.

Но постепенно господствующим стало мнение о том, что слаборазвитые страны имеют право на более высокий уровень развития.

Однако страны Юга стали всё чаще понимать под этим правом обязанность промышленно развитых государств Севера оказывать помощь более бедным регионам. Так, в 1962 году общий объем помощи развивающимся странам, оказанной государствами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (включая Японию) за 6 лет, достиг 32 миллиардов долларов! Несмотря на это проблема развития стран Юга в этот период критически обострилась.

Экономическое положение развивающихся стран ухудшилось по сравнению с высокоразвитыми государствами. С 1950 по 1960 годы их доля в мировой торговле снизилась до 20 процентов, в то время как доля индустриальных государств мира выросла за тот же период с 60 до 66 процентов.

Если общий объем мирового экспорта вырос за 12 лет (с 1950 по 1962 годы) на 70 процентов, то объем экспорта стран Южной и Юго-Восточной Азии увеличился лишь на 25, а стран Латинской Америки – менее чем на 50 процентов.

При этом рост экспорта был очень слабым не только по объему, но и в стоимостном выражении: с начала 1950-х годов цены на основные статьи экспорта стран Юга постоянно падали.

В итоге, общая сумма помощи, оказанной в этот период промышленно развитыми государствами, лишь приблизительно покрыла экспортные потери развивающихся стран.

Все это происходило на фоне роста цен на импортные товары из стран Севера, в том числе на основные средства производства для подъема экономики развивающихся стран (при этом доля основных средств производства составила половину от объема импорта).

Кроме того, за период с 1950 по 1960 годы доля этих стран в мировом экспорте готовой продукции не превысила 5,6 процента.

Конфликт Север-Юг не решен до сих пор. Для его решения необходимо установить новый мировой экономический порядок, построенный на справедливых торговых отношениях между промышленно развитыми и развивающимися странами и отсутствии экономических противоречий между ними.

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»


< Предыдущая   Следующая >

 

Север—Юг: проблема отсталости | Глобальные проблемы человечества

География отсталости

Африка. Страны Африканского континента составляют абсолютное большинство в списке наименее развитых стран мира — 26 из 36. На начало 90х годов на Африку приходилось не более 10% мирового сельскохозяйственного производства; 1,5% промышленного; 2% мирового производства услуг. Если в странах Латинской Америки учатся примерно 45% детей школьного возраста; в Азии — 35%, то в странах тропической Африки — лишь 11%. Три четверти ее населения неграмотны. У 40% африканцев годовой доход ниже 250 долл. (т. е. ниже официальной черты бедности). Лишь от одной малярии ежегодно умирает 1 млн африканцев.

Читать полностью »

Корни отсталости

В чем причины нынешней отсталости развивающихся стран? В ответах на этот вопрос в нашей «доперестроечной» литературе имеется немало путаницы.

Читать полностью »

Отсталость и географическая среда

Среди причин отсталости развивающихся стран нередко называют географические факторы, представляющие в данном случае особый интерес. Имеет место, например, ссылка на неблагоприятное психологическое воздействие жаркого климата, а также на «неподатливость» тропических почв, которая якобы парализует развитие сельского хозяйства, а через него и индустриальное развитие. Подобные «неодетерминистские» идеи в сущности не содержат ничего нового. Еще французский философ XVII в. Монтескье в своем знаменитом трактате «О духе законов», поставив под сомнение телеологическую концепцию, объяснявшую ход социальноэкономической истории «волей божьей», ушел в другую крайность, встав на позиции вульгарного географизма. Он утверждал, что жаркий климат, оказывая влияние на физическую природу человека и его духовный склад, приводит к развитию рабства, в то время как умеренный климат, благотворно воздействуя на интеллект, способствует формированию энергичных и волевых натур, определяет прогрессивные формы государственного устройства и т. д.

Читать полностью »

Отсталость и колониализм

Как уже отмечалось, стереотипной издержкой советской востоковедческой литературы было объяснение отсталости развивающихся стран в основном их колониальным прошлым. Тенденциозность подобной точки зрения, восходящей к классовой борьбе в науке, сегодня очевидна. Так, одни развивающиеся страны, давно получив независимость, добились слишком малых успехов в своем развитии, другие же (новые индустриальные страны) выдвигаются сегодня в число лидеров.

Читать полностью »

Север—Юг: проблема отсталости

Ключевыми понятиями при анализе глобальной проблемы отсталости являются «социальное развитие» и «социальный прогресс», которые нередко воспринимаются как синонимы. Однако идентификация этих понятий далеко не всегда правомерна. Социальное развитие не обязательно сводится к одному прогрессу: в нем проявляются восходящие, нисходящие и циклические движения, а также стагнация (т. е. «топтание на месте»), когда история, по выражению Гегеля, не подвигается вперед. В любом случае для анализа общих проблем социального развития и социального прогресса необходимо как минимум располагать четкими критериями.

Читать полностью »

Внешняя задолженность как фактор отсталости

Несомненно, жить «в долг» — это удел стран слаборазвитых. Однако долги могут иметь и страны, по большому счету не относящиеся к разряду бедных. Такие долги не играют решающей роли в развитии их экономики (например, России).

Читать полностью »

Параметры отсталости

Как известно, широко распространенные понятия: отсталость, бедность, нищета, убогость и другие, им подобные, не содержат строгих количественных параметров. На «обывательском» уровне сознания это — скудная еда, плохая одежда, ветхое жилище. На более высоком уровне — уровне усложнения материальных и духовных потребностей — это еще и состояние души. Люди, годами испытывающие тяготы и материальные лишения, привыкают думать только о «хлебе насущном». Бедность страшна как бы «обреченностью» души, отсутствием интереса к жизни.

Читать полностью »

Реклама:

Проблема Север-Юг

Проблема Север-Юг

Раздел 15. Проблема Север-Юг

 

Проблема Север-Юг и третья ЮНКТАД

 

Проблема Север-Юг – это общий термин, обозначающий различные проблемы связанные с экономическим и социальным развитием развивающихся стран, особенно проблемы торговли и помощи.

1972 год – это четвертый год после второй Конференции ООН по торговле. развития (ЮНКТАД) состоялась в Нью-Дели, а третья ЮНКТАД запланировано на пять недель с 13 по 19 апреля.72, в Сантьяго, столица Чили по приглашению чилийского правительства. Предварительные пункты в повестку дня, которым будет уделено особое внимание, включить такие новые проблемы для ЮНКТАД как международные финансы, проблема развивающихся стран, которые сделали поздний старт, продвижение экспорта, экономическое сотрудничество между развивающимися страны, передача технологии и окружающая среда против развития, в дополнение к сырью, готовой продукции, полуфабрикатам, кредиты на развитие, морской транспорт и другие субъекты Север-Юг проблема, которая традиционно обсуждалась как ключевая.

С момента своего первого заседания в 1964 году ЮНКТАД в качестве основного форума для обсуждения проблема Север-Юг, обсудил проблемы торговли и развития и добился таких успехов, как постановка цели помощи в отношении общего потока капитала эквивалентные одному проценту ВНП, общие преференциальные пошлины и международное товарное соглашение по сахару. Что предварительные пункты на повестка дня третьей ЮНКТАД охватывает столь широкий спектр, показывает, что в центре внимания проблемы для ЮНКТАД рассредоточились и стало трудно решать добиться конкретных результатов. С другой стороны, также можно оценить, что, как результатом обсуждений на первой и второй ЮНКТАД участники теперь могут обсуждать свои проблемы более конкретно и реалистично образом, и была создана в некоторой степени атмосфера, в которой участники стараются избегать

абстрактных аргумента, которые ведут к конфронтации между Севером и юг. В этом контексте ожидается, что 141 страна-член из во всем мире будут ставить проблемы и предлагать пути решения проблеме Север-Юг в ЮНКТАД в Чили и заняться деловым обсуждения для развития развивающихся стран.

 

 

1. Лимская конференция и утверждения развивающихся стран

 

 Группа из 77 стран, которые составляют большую часть развивающихся страны-участницы ЮНКТАД провели министерскую конференцию в Лиме, ​​Перу, с 28 октября по 8 ноября 1971 г., с целью согласования стенда принять развивающиеся страны на третьей ЮНКТАД и вновь подтвердить их единство. «Лимская хартия», принятая на этой конференции. перечисляет в начале 10 пунктов «основного принципа», включая требования за более справедливую систему международного разделения труда и за промышленное приспособление передовых стран. Основная часть устава заключается во втором ее разделе, в котором излагается «программа действий» относительно будущей основной политики в соответствии с предварительной повесткой дня третья ЮНКТАД. Сильные ожидания развивающихся стран в отношении третья ЮНКТАД встречается повсюду в настоящем Уставе. И сильно окрашены в фоном является ощущение кризиса Юга по отношению к постоянно растущему Экономический разрыв между Севером и Югом, которому особенно способствует неопределенность в связи с недавним международным валютным кризисом.

Например, Хартия в своем первая часть, анализирует недавнюю международную экономическую ситуацию и делает следующие моменты: (а) тогда как в 1960-х годов, национальный доход на душу населения развитые страны увеличились более чем на 650 долларов, развивающиеся страны выросли всего на 40 долларов; (b) доля развивающихся стран в общем объем мирового экспорта составлял 21,3% в 1960 году, но упал до 17,6%. в 1970 году; (c) накопление внешнего долга развивающихся стран увеличилась на большую сумму и достигла около 60 000 миллионов долларов в конце 1969; г) технологический разрыв между развитыми и развивающимися странами постепенно расширяется; (e) существуют сильные опасения, что торговля и аспекты развития стран Юга будут неблагоприятно затронуты текущим международным валютным кризисом и появлением протекционизма среди передовых народов; (f) в отношении движения капитала из развитые страны к развивающимся, соотношение официального развития помощь, которую следует назвать истинной помощью, к ВНП уменьшается.
В других словами, лейтмотивом Лимской хартии является неудовлетворенность тот факт, что в то время, когда основной экономический разрыв между Югом и Севером расширяется, существуют свидетельства снижения энтузиазма в отношении международное сотрудничество в целях развития, с одной стороны, в то время как изменение Международная экономическая структура находится вне досягаемости стран Юга, с другой стороны.

 

 

2. Отношение развитых стран

 

Со своей стороны передовые страны Запада, к которым требования развивающиеся страны, координируют свою позицию в отношении третий ЮНКТАД в основном в ОЭСР. Передовые нации имеют общее сознание что они должны сделать максимально конструктивный подход, чтобы избежать создание факторов международной нестабильности, которые могут возникнуть в результате неудачи третьей ЮНКТАД, что привело к обострению нынешнего недовольства развивающихся стран и обострение противостояния Север-Юг. Однако они испытывают трудности с поиском одного конкретного предмета, который можно было бы уделить особое внимание на третьей ЮНКТАД, например, постановка цели объем помощи в размере одного процента от национального дохода, как на первой ЮНКТАД или соглашение об общих преференциальных тарифах как на второй ЮНКТАД.

Кроме того, волнения в международной экономике, начавшиеся прошлым летом с международного валютного кризиса, все еще продолжается, и внимание всех передовых наций склонно быть приковано к восстановление собственного народного хозяйства или по проблеме создания корректировки между самими нациями. Как видно из 10 проц. сокращение иностранной помощи США, энтузиазм в отношении международного сотрудничества в целях развития имеет тенденцию быть вялым. Соединенные Штаты, имевшие был лидером мировой экономики и сам уделял первоочередное внимание восстановлению своей внутренней экономики в условиях новой экономической политики президента Никсона. ситуация такова, что ЕС, к которому вот-вот присоединится Великобритания, также занят налаживанием организации сообщества. Кроме того, тот факт, что соглашение по широкой области, касающейся развития и торговля уже была достигнута в рамках «Международного развития Стратегия на второе Десятилетие развития Организации Объединенных Наций» на 25-й Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций два года назад также является одной из причин, которая заставляя развитые страны пассивно брать на себя новые бремена. В в настоящее время ожидается, что будет иметь место определенный положительный результат в отношении к разработке международного соглашения по какао, которое является одним из значение экспорта продукции развивающихся стран. В другом случае, есть надежда, что конкретные результаты будут получены при разработке спец. меры в отношении опоздавших среди развивающихся стран.

 

 

3. Позиция Японии

 

В случае обострения противостояния по проблеме Север-Юг должно стать глубже в результате третьей ЮНКТАД, считается, что Япония потеряет больше, чем Соединенные Штаты или ЕС на основе любого из следующие соображения — степень торговой зависимости Японии от развивающиеся страны, его положение в качестве крупнейшего в мире импортера ресурсов, статус страны как члена Азии вместе с Народной Китайская Республика (Китайская Народная Республика впервые примет участие в ЮНКТАД на предстоящей конференции), и необходимость осуществление частных инвестиций в будущем в развивающихся странах. Следовательно, Япония намерена продолжать свою деятельность на основе признания того, что третья ЮНКТАД наметит расширение торгово-экономического развития развивающихся стран и, в свою очередь, обеспечить мир и процветание во всем мире. Япония намерена подойти к конференции ЮНСИТАД с позиции сотрудничество в области помощи развитию и торговли, которые созвучны его долгосрочным интересы и позитивно участвовать в международном сотрудничестве в целях развития для решения проблемы Север-Юг через широкий диалог между развивающимися и развитыми странами с целью улучшения положения Японии. международный имидж на фоне чрезвычайно возросшего влияние и ответственность Японии по отношению к мировой экономике и ее экономическая зависимость от здорового развития развивающихся стран. В конкретные условия, позиция Японии заключается в том, чтобы взять на себя инициативу и укрепить международное сотрудничество в таких областях, как установление цели для официальных разработка помощь, развязывание помощи, совершенствование общей системы льготных тарифов, помощь промышленная перестройка и специальные меры для опоздавших развивающиеся нации.

 

 

к оглавлению

Диалог Север-Юг и экономическая дипломатия

Диалог Север-Юг относится к процессу, посредством которого развивающиеся и новые независимые страны «третьего мира», преимущественно в Азии, Африке и Латинской Америке, промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы в переговорах об изменениях в международной экономической системе в течение 1970-е годы.

После Второй мировой войны многие страны Латинской Америки все больше разочаровывались в торговой и тарифной политике США. В то же время националистические движения в Азии и Африке способствовали повсеместной деколонизации. Членство в Организации Объединенных Наций увеличилось с 51 страны в 1945 году до 100 в 1960 году и 150 к 1979 году. Внезапный приток новых стран изменил баланс сил в Генеральной Ассамблее и сделал возможным создание Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. , или ЮНКТАД, в 1964. ЮНКТАД создала форум, через который страны «юга» или «третьего мира» могли предлагать экономическую политику, привлекая промышленные демократии «севера». Термин «диалог Север-Юг» использовался для того, чтобы отличить эту динамику от конфликта между Востоком и Западом времен холодной войны и подчеркнуть тот факт, что вопросы развития столь же насущны, как и идеологический конфликт между коммунистами и капиталистами.

Несколько факторов повысили готовность промышленно развитых стран к переговорам. Одним из них был рост мощи нефтедобывающих стран в арабском мире, а другим — поражение США в войне во Вьетнаме, которое продемонстрировало как миру, так и промышленно развитому Северу, что даже богатства и власти недостаточно, чтобы гарантировать военную победу. Обе эти проблемы привлекли внимание Запада к глобальному балансу экономической мощи. Кроме того, диалог начался в период ослабления напряженности между Востоком и Западом, а это означало, что промышленно развитый мир мог уделять больше внимания таким вопросам, как развитие. Между тем страны с новой индустриальной экономикой считали, что укоренившаяся международная экономическая система приносит пользу развитым странам за счет развивающегося мира. Они надеялись способствовать реорганизации международной экономической системы, чтобы исправить этот дисбаланс.

Диалог Север-Юг рассматривал вопросы, касающиеся торговли и тарифов, международных финансов, иностранной помощи и управления многонациональными компаниями и учреждениями. В эпоху разрядки в 1970-е годы, когда напряженность между Востоком и Западом ослабла, промышленно развитые страны проявляли готовность к сотрудничеству. Даже когда в середине 1970-х годов разрядка начала давать сбои, стороны диалога между Севером и Югом продолжали свои дискуссии.

Политика и отношения США с другими северными державами неизбежно способствовали или препятствовали прогрессу в диалоге. Например, изменения в торговой политике между Соединенными Штатами и Западной Европой могут отвлечь эти страны от их переговоров с промышленно развитыми странами или заставить их расширить контроль над своими взаимодействиями в соответствующих сферах влияния в развивающемся мире. В конце 19В 70-е годы нарастание конфликтов между Соединенными Штатами и Советским Союзом, наконец, подорвало перспективы продолжения дискуссий между Севером и Югом, поскольку промышленно развитые страны вновь сосредоточили свое внимание и перенаправили свои ресурсы на холодную войну и стали уделять меньше внимания вопросам развития. К сентябрю 1980 года дискуссии в Организации Объединенных Наций, характеризовавшие этот диалог, утратили свою актуальность. Хотя некоторый диалог по этим вопросам продолжался, он оставался серией дискуссий по экономическим вопросам и никогда не предлагал работоспособного решения, на которое надеялись его сторонники.

Есть много способов интерпретировать высшую точку диалога Север-Юг в 1970-х годах. Некоторые экономисты рассмотрели южные предложения о широких изменениях в мировой экономической политике и пришли к выводу, что они либо принципиально неработоспособны, либо предназначены для выгоды только определенных сегментов третьего мира; другие возражают, что предложения обязательно были крайними, чтобы установить твердую позицию, с которой можно начать переговоры с промышленно развитым Севером.

Leave A Comment