6. Три примера воздействия социальных институтов на процесс социализации личности

— семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло

— школа и образование дает необходимые знания

-СМИ способствуют выработке отношения к ценностям общества

социальные последствия НТР:

1 изменение отраслевой структуры раб класса (переток раб силы в наукоемкте отрасли)

2 сокращение доли неквалифицированного труда

3 общий рост уровня образованности раб класса

4 существенный рост безработицы

Раздел Человек

  1. Обозначить связь психики и деятельности

-познание мира, других людей, самого себя человек осуществляет в деятельности

— в деятельности человека происходит отражение его сознанием существующих в обществе социальных норм и формирование системы ценностей

— сознание влияет на деятельность, формулирует цель, определяет мотивы деятельности

    1. Три признака трудовой деятельности:

— приспособление природы для нужд человека

— использование орудия труда

— чисто человеческий вид деятельности

— направленность на результат, а не на процесс

— результат труда

— человек овладевает трудом в процессе целенаправленного обучения

  1. Назвать уровни развития способностей

— задатки

— способности

-одаренность

— талант

— гениальность

  1. Смысл понятия интеллект, составить 2 предложения

— Интеллект – совокупность умственных способностей человека и умение проявлять их в конкретных жизненных обстоятельствах.

— И. позволяет человеку осмысливать и познавать окружающий мир, свое место в нем и свое внутреннее «Я».

— Развитый И. позволяет человеку спокойнее и увереннее ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться в к новым условиям.

    1. Менталитет

      – способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать и воспринимать мир определенным образом

  1. Назвать факторы , определяющие развития личности

— врожденные анатомо – физиологические особенности

-особенности социального окружения

-социальные нормы, принятые в данном обществе

-принципы воспитания

— ценности группы в которую входит человек

  1. Перечислить три типа совместной деятельности в обществе.

— материальное производство

— духовная деятельность

— организационная деятельность

— социальная деятельность.

5.1. Почему совместная деятельность является основным условием возникновения межличностных отношений

— т.к реализуется симпатия людей друг к другу

— способствуют установлению связей между людьми

— формируются групповые ценности

— совместная деятельность делится на регламентируемую (утренник) и не регламентируемую – просмотр телевизора

Признаки совместной деятельности

единство всех членов группы по месту, времени и действию

совпадении индивидуальных целей с групповой целью

наличие связей и взаимозависимости

наличие совместных переживаний

Три типа совместной деятельности людей в обществе

— материальное производство

— духовная деятельность

— организационная деятельность

— социальная деятельность

Влияние государства на социализацию.

Государство и его влияние на процесс социализации личности Направления влияния государства на социализацию человека примеры

В со­ци­а­ли­за­ции индивидов лю­бо­го возраста определённую роль иг­ра­ет государство. Ис­поль­зуя обществоведческие зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые три задачи, ко­то­рые может ре­шать демократическое го­су­дар­ство как агент социализации, и со­от­вет­ству­ю­щие средства, ко­то­рые оно использует.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин )

Какие две сто­ро­ны взрос­лой со­ци­а­ли­за­ции рас­смот­ре­ли авторы? Как они опре­де­ли­ли сущ­ность каж­дой из сторон?

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Ука­за­но две сто­ро­ны взрос­лой социализации:

Десоциализация;

Ресоциализация.

2. Опре­де­ле­ны сущ­ность каж­дой из них.

Десоциализация − от­уче­ние от ста­рых цен­но­стей, норм, ролей и пра­вил по­ве­де­ния;

Ресоциализация − усво­е­ние новых цен­но­стей, ролей, на­вы­ков вме­сто преж­них, не­до­ста­точ­но усво­ен­ных или уста­рев­ших.

Чем, по мне­нию авторов¸ раз­ли­ча­ет­ся про­те­ка­ние про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрос­лых (используя текст, при­ве­ди­те одно различие)? При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие два различия.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) Отличие про­те­ка­ния процесса со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрослых, приведенное в тексте:

В дет­ском возрасте ни­ка­ких резких из­ме­не­ний не происходит, про­цесс социализации идет плавно, идет на­коп­ле­ние новых цен­но­стей норм, со вступ­ле­ни­ем в взрос­лую жизнь на пер­вый план вы­хо­дят процессы де­со­ци­а­ли­за­ции и ресоциализации.

2) Другие отличия про­те­ка­ния процесса со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрослых:

В дет­ском возрасте боль­шее влияние ока­зы­ва­ют агенты пер­вич­ной социализации (родители, родственники, сверстники), со вступ­ле­ни­ем в взрос­лую жизнь силь­нее влияют аген­ты вторичной со­ци­а­ли­за­ции (общественные организации, офи­ци­аль­ные учреждения).

В дет­ском возрасте со­ци­а­ли­за­ция происходит через игру, со взрос­ле­ни­ем на пер­вый план вы­хо­дят другие виды деятельности.

Могут быть при­ве­де­ны другие различия.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

На при­ме­ре любых трёх ука­зан­ных авторами вех в био­гра­фии человека по­ка­жи­те изменение ста­ту­сов (прав и обязанностей, об­ра­за жизни) человека. Сначала укажите название жизненного цикла (вехи в биографии), затем дайте характеристику, как изменяются права и обязанности, образ жизни.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть проиллюстрировано изменение статусов на примере трех вех в биографии.

1. Цикл студенческой жизни. Человек осваивает роль студента. Он может рассчитывать на получение качественного образования, доступа в библиотеки, научные учреждения, если этого требуется, на квалифицированную помощь и руководство преподавателями. Обязан посещать занятия, сдавать экзамены и зачеты, проходить практику, защищать дипломную и курсовые. Студент может жить в общежитии, часто подрабатывает, самостоятелен, старается экономически не зависит от родителей.

2. Цикл семейной жизни. Осваивает роль мужа или жены, отца или матери. Может рассчитывать на понимание эмоциональную поддержку со стороны второй половинки, уважение со стороны детей. Отвечает за воспитание детей, материальное содержание семьи. Супруги обычно стараются жить в отдельной квартире, человек ценит стабильность, старается найти постоянный источник заработка, время ролевых экспериментов уходит в прошлое, свободное время проводит в своей семье.

3. Трудовой цикл. Осваивает роль работника. Встраивается во иерархию на работе, может быть как подчиненным, так и начальником, обязан выполнять свою трудовую функцию, соблюдать дисциплину, технику безопасности, получает зарплату за свою работу. Работник пытается показать зарекомендовать себя с лучшей стороны, часто рассчитывает на карьеру, уровень жизни, затраты зависит обычно от дохода работника.

Правильный пример может содержать иные примеры.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

  • 6. Категории социальной педагогики
  • 7. Функции социальной педагогики
  • 8. Принципы социальной педагогики: принципы гуманистической направленности, природосообразности
  • 9. Принципы социальной педагогики: принципы культуросообразности, коллективности
  • 10. Принципы социальной педагогики: принцип центрации социального воспитания на на развитие личности; принцип диалогичности социального воспитания
  • 11. Сущность социализации
  • 12. Этапы, факторы социализации
  • 13. Механизмы социализации
  • 14. Составляющие социализации
  • 15. Понятия «норма», «отклонения от нормы»
  • 16. Мегафакторы социализации
  • 17. Влияние макро факторов на процесс социализации: страна, этнос
  • 18. Общество и процесс социализации
  • 19. Государство и социализация человека
  • 20. Регион и процесс социализации
  • 21. Средства массовой коммуникации в процессе социализации
  • 22. Влияние субкультур на социализацию человека
  • 23. Типы поселения и их влияние на социализацию человека
  • 24. Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности
  • 25. Определение цели социально-педагогической деятельности
  • 26. Способы совместного с воспитанниками целеполагания
  • 27. Методы поддержки личности
  • 28. Методы преодоления конфликта
  • 29. Методы перевоспитания
  • 30. Методы самовоспитания
  • 31. Методы тренинга, музыкотерапии
  • 32. Методы лечебной педагогики
  • 33. Понятие о социально-педагогической технологии, её специфика
  • 34. Типы социально-педагогических технологий
  • 35. Алгоритм деятельности как основной элемент социально-педагогической технологии
  • 36. Соотношение понятий «технология» и «методика»
  • 37. Современная семья: общая характеристика
  • 38. Особенности брака и этапы развития современной семьи
  • 39. Функции семьи
  • 40. Семейное воспитание, его стили
  • 41. Отношения, конфликты в семье
  • 42. Соседство в процессе социализации
  • 43. Группы сверстников в процессе социализации
  • 44. Религиозные организации в процессе социализации
  • 45. Воспитательные организации в процессе социализации
  • 46. Изучение семьи: материальное положение, психологический климат
  • 47. Социокультурная, ситуативно-ролевая адаптация семьи
  • 48. Комплексная типология семей
  • 49. Социально-педагогическая помощь семье
  • 50. Понятия «опека», «попечительство». Попечение сирот в современных условиях
  • 51. Виды приёмных семей
  • 52. Деятельность социального педагога с приёмными семьями
  • 53. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социального попечения
  • 54. Предпосылки девиации в подростковом возрасте
  • 55. Причины девиации
  • 56. Типы девиаций
  • 57. Особенности и причины детского алкоголизма
  • 58. Особенности и причины подростковой наркомании
  • 59. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 60. Преступность как форма проявления делинквентного поведения
  • 61. Основные подходы к профилактике девиантного поведения
  • 62. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • 63. Особенности социально-педагогической деятельности по предупреждению детского алкоголизма
  • 64. Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок»
  • 65. Работа социального педагога с одарёнными детьми
  • 66. Отношение социального педагога к родителям одарённого ребёнка
  • 67. Методика диагностики подростковых и юношеских групп
  • 68. Типология групп
  • 69. Методика работы социального педагога с группами различной направленности
  • 70. Социально-педагогический комплекс
  • 71. Методика реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды
  • 72. Досуг, основные направления его организации
  • Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций. Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами. Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Государство совершенствует воспитание, добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

    20. Регион и процесс социализации

    Регион — это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и культурных богатств. Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий-регионов. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется рядом характерных особенностей региона. Природно-географические особенности региона (ландшафт, климат, полезные ископаемые и т. д.) во многом определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру стабильности населения, т.е. опосредствованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непосредственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособность, психическое состояние, продолжительность жизни. Социально-географические особенности региона включают в себя плотность населения, характер поселений (мера урбанизированности), традиционные занятия жителей, а также близость — удаленность от других регионов и средства сообщения внутри региона и с другими регионами. Эти особенности влияют на социализацию в основном косвенно, ибо от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей. Климат и экономика определяют степень и характер урбанизированности региона. Социально-экономические особенности региона — это типы и ха¬рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами). Социально-демографические особенности региона — это национальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т.п.), миграционные процессы. Все эти характеристики играют очень важную роль в социализации подрастающих поколений. Регионы различаются по этническому составу населения. Исторические и культурологические региональные различия проявляются в свойственных населению нравах, стиле жизни, обычаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольклоре, архитектуре и интерьере жилищ. Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики региональных властей.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

      курсовая работа , добавлен 17.03.2012

      Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

      реферат , добавлен 05.02.2011

      Понятие агентов социализации. Роль агентов социализации в процессе социализации детей и подростков. Соотношение сцен насилия и жестокости в детских и взрослых телевизионных передачах. Анкета по изучению влияния печатных изданий на социализацию ребенка.

      курсовая работа , добавлен 18.07.2013

      Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

      реферат , добавлен 27.01.2011

      Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

      контрольная работа , добавлен 27.01.2011

      Понятие урбанизации, ее роль в жизни общества. Гуманистический подход к трактовке социализации. Уровни, темпы и перспективы урбанизации. Понятие социализации. Город как мезокомпонент среды социализации человека. Уровневый анализ факторов социализации.

      реферат , добавлен 10.10.2008

      Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

      курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Онтологические трансформации всех аспектов социальной жизни российского общества, с которыми столкнулось государство в конце прошлого – начале настоящего столетия, привели к существенному снижению роли государства в качестве регулятора процессов социализации личности. Длительное время социализация граждан РФ находилась под доминирующим влиянием стихийных факторов (глобальная сеть, неформальные группы и пр.), в результате чего в общественном сознании реанимировались процессы, характерные для традиционного общества, что существенно затрудняет переход России к социальному государству.

    Замечание 1

    В последние десятилетия в российском обществе произошли сложные процессы, которые существенно трансформировали базовые социальные институты, привели к переоценке ценностей предыдущих поколений, нарушили преемственность в процессах передачи социального опыта, что приводит к актуализации повышения роли государства в процессах социализации.

    Роль государства в процессах социализации

    Государство выступает агентом социализации, обладающим большими ресурсными возможностями оказания влияния на процессы приобщения личности к требованиям общества. Кроме того, государство обладает огромным инструментарием, обеспечивающим возможности регуляции процессов социализации. В качестве основных государственных механизмов регулирования социализации можно назвать следующие:

    • идеологические;
    • институциональные.

    Роль идеологических государственных механизмов в процессах социализации

    Главным компонентом идеологического государственного механизма управления процессами социализации выступает идеология, в рамках которой:

    • осуществляется переосмысление исторической судьбы нации, ее места в современном мире, проблем и возможных перспектив развития;
    • формируются ценности, ориентированные на консолидацию нации, социально одобряемые на определенном этапе исторического развития.

    Причем, сформированная система ценностей является обязательной для всех членов социума, что ориентирует деятельность базовых социальных институтов (семьи, образования, религии, СМИ и пр. ) таким образом, чтобы обеспечить приобщение личности к данным ценностям, принятие их как своих.

    Используя идеологические механизмы, государство устанавливает взаимосвязи между базовыми социальными институтами, социальными практиками, между государством и личностью, создает образцы одобряемого социального поведения, предписывая своим гражданам минимум поведенческих норм.

    Роль институциональных государственных механизмов в процессах социализации

    На институциональном уровне государство регулирует деятельность базовых социальных институтов:

    • системы образования,
    • общественных организаций,
    • политических партий, СМИ и пр.

    Особую роль государственное регулирование функционирования базовых социальных институтов приобретает при переходе от традиционного общества к современному, при формировании социального государства. Усиление интенсивности протекания социальных процессов делает недостаточным для успешной адаптации простое усвоение личностью опыта предыдущих поколений, социальные институты традиционного общества (церковь, семейно-классовая, родоплеменная организация и пр. ) оказываются неспособными справиться с процессами социализации, что приводит к необходимости модернизации старых и формированию новых социальных институтов.

    Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

    Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас — социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

    Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

    Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

    (К. Смелзер)

    Показать ответ

    Могут быть приведены такие объяснения:

    1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

    2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

    3) государство осуществляет определенные расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

    4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, потому что оно расставляет определенные приоритеты в развитии профессионального образования.

    Могут быть приведены другие объяснения.

    Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

    👩 Опытные преподаватели
    🖥 Современная цифровая платформа
    📈 Отслеживание прогресса
    И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
    → Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

    Социальные институты в социологии: определение и примеры

    Ключевые выводы

    • Социальный институт — это группа или организация, имеющая определенные роли, нормы и ожидания, функционирующие для удовлетворения социальных потребностей общества. Семья, правительство, религия, образование и средства массовой информации — все это примеры социальных институтов.
    • Социальные институты взаимозависимы и постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга в повседневном обществе. Например, некоторые религиозные учреждения считают, что они должны иметь контроль над государственными и образовательными учреждениями.
    • Социальные институты могут иметь как явные, так и латентные функции. Явные функции — это те, которые заявлены явно, а скрытые функции — нет.
    • Каждый социальный институт играет жизненно важную роль в функционировании общества и жизни людей, которые его населяют.

    Что такое социальные институты?

    Социальные институты — это организации в обществе, которые влияют на то, как общество структурировано и функционирует. К ним относятся семья, средства массовой информации, образование и правительство.

    Социальный институт – это установленная практика, традиция, поведение или система ролей и отношений, которые считаются нормативной структурой или устройством в обществе.

    Богардус – «Социальное учреждение – это структура общества, которая организована для удовлетворения потребностей людей главным образом посредством четко установленных процедур».

    Его Превосходительство Барнс — «Социальные институты — это социальная структура и механизм, с помощью которых человеческое общество организует, направляет и выполняет разнообразные действия, необходимые обществу для удовлетворения человеческих потребностей».

    В широком смысле это модели поведения, сгруппированные вокруг основных потребностей людей в обществе. Одним из таких примеров института является брак, когда несколько человек обязуются следовать определенным правилам и приобретают семейный правовой статус по отношению друг к другу (Miller, 2007).

    Социальные институты имеют несколько основных характеристик:

    1. Они долговечны и стабильны.
    2. Они служат определенной цели, в идеале повышая шансы человечества на выживание и процветание.
    3. У них есть роли, которые нужно заполнить.
    4. Управление поведением и ожиданиями групп людей в данном сообществе.
    5. Правила, которыми они управляют, обычно укоренены в основных культурных ценностях общества, поскольку каждый институт состоит из сложного набора социальных норм.

    Они также выполняют общие функции, в том числе:

    1. Распределение ресурсов
    2. Создание смысла
    3. Поддержание порядка
    4. Растущее общество и его влияние

    Примеры (и функции)

    Пять основных социальных институтов в социологии — это семья, образование, религия, правительство (политическое) и экономика.

    Семья

    Семья является одним из важнейших социальных институтов. Он считается «строительным блоком» общества, потому что это основная единица, через которую происходит социализация.

    Это социальная единица, созданная кровью, браком или усыновлением, и может быть описана как нуклеарная, состоящая из двух родителей и их детей, или расширенная, включающая других родственников. Хотя семьи во всем мире сильно различаются, семьи разных культур имеют определенные общие проблемы в своей повседневной жизни (Little & McGivern, 2020).

    Как социальный институт семья выполняет множество многогранных функций. Семья социализирует своих членов, обучая их ценностям, убеждениям и нормам.

    Он также обеспечивает эмоциональную поддержку и экономическую стабильность. В некоторых случаях семья может даже выполнять функции опекуна, если один из ее членов болен или инвалид (Little & McGivern, 2020).

    Исторически семья была центральным социальным институтом западных обществ. Однако в последнее время, как отмечают социологи, другие социальные институты заняли место семьи в выполнении ключевых функций, поскольку размеры семьи сократились и установились более отдаленные связи.

    Например, современные школы частично взяли на себя роль социализации детей, а рабочие места могут обеспечить общий смысл.

    • Функции семьи (марксизм)
    • Функционалистский взгляд на семью

    Образование

    Э. Дюркгейм – «образование можно понимать как социализацию подрастающего поколения. Это постоянное усилие навязать ребенку способы видеть, чувствовать и действовать, к которым он не мог прийти спонтанно».

    John J. Macionis – «Образование – это социальный институт, посредством которого общество предоставляет своим членам важные знания, включая основные факты, рабочие места, навыки, культурные нормы и ценности».

    Как социальный институт образование помогает социализировать детей и молодых людей, обучая их нормам, ценностям и убеждениям их культуры. Он также передает культурное наследие от одного поколения к другому. Образование также дает людям навыки и знания, необходимые им для функционирования в обществе.

    Образование также может помочь снизить уровень преступности, предоставляя людям альтернативы преступной деятельности. Это «явные» или открыто заявленные функции и предполагаемые цели образования как социального института (Мейер, 1977).

    Образование, как утверждают социологи, также имеет ряд латентных или скрытых и невыявленных функций. Это может включать ухаживание, развитие социальных сетей, улучшение способности учащихся работать в группах, создание разрыва между поколениями, а также политическую и социальную интеграцию (Little & McGivern, 2020).

    Хотя каждая страна в мире оснащена той или иной формой системы образования, эти системы, а также ценности и философия обучения тех, кто управляет этими системами, сильно различаются.
    Как правило, богатство страны прямо пропорционально качеству ее образовательной системы.

    Например, в бедных странах образование может рассматриваться как роскошь, которую могут себе позволить только богатые, в то время как в богатых странах образование более доступно для более широкого круга людей.

    Это связано с тем, что в более бедных странах деньги часто тратятся на более насущные потребности, такие как еда и жилье, что снижает финансовые и временные затраты на образование (Little & McGivern, 2016).

    Религия

    Религия — еще один социальный институт, играющий значительную роль в жизни общества. Это организованная система верований и практик, призванная удовлетворить человеческую потребность в смысле и цели (Durkheim, 1915).

    Согласно Дюркгейму, «религия — это единая система верований и практик, относящихся к священным вещам, то есть вещам отделенным и запрещенным».

    По словам Огберна, «религия — это отношение к сверхчеловеческим силам».

    Религию можно использовать для привития моральных ценностей и объединения людей в общество. Религия играет важную роль в формировании взглядов людей на себя и окружающий мир.

    Он может обеспечить комфорт и безопасность нуждающимся. Крупные религии также могут обеспечить основу для поддержки сообщества, создавая собственные учреждения, такие как больницы и школы.

    Кроме того, его также можно использовать как форму политического контроля или как источник конфликта.
    Различные социологи комментировали широкомасштабные социальные эффекты религии.

    Макс Вебер, например, считал, что религия может быть движущей силой социальных изменений, в то время как Карл Маркс рассматривал религию как инструмент, используемый капиталистическими обществами для сохранения неравенства (Little & McGivern, 2016).

    Правительство

    Правительство — еще один социальный институт, играющий жизненно важную роль в жизни общества. Он отвечает за поддержание порядка, защиту граждан от вреда и обеспечение общего блага.

    Правительство делает это через различные подразделения и агентства, такие как полиция, армия и суды. Эти правовые институты регулируют общество и предотвращают преступность, проводя в жизнь законы и политику.

    Правительство также предоставляет социальные услуги, такие как образование и здравоохранение, обеспечивая общее благосостояние граждан страны или региона (Little & McGivern, 2016).

    Экономика

    Экономика – это социальный институт, отвечающий за производство и распределение товаров и услуг. Он также отвечает за обмен денег и других ресурсов.

    Экономику часто делят на три сектора: первичный сектор, вторичный сектор и третичный сектор (Little & McGivern, 2016).

    Первичный сектор включает все отрасли, связанные с добычей и производством природных ресурсов, такие как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и горнодобывающая промышленность.

    Вторичный сектор включает все отрасли, связанные с переработкой сырья в готовую продукцию, такие как производство и строительство.

    К третичному сектору относятся все отрасли, предоставляющие услуги физическим и юридическим лицам, такие как образование, здравоохранение и туризм (Little & McGivern, 2016).

    Богардус, Э. С. (1922). История общественной мысли . Университет Южной Калифорнии Press.

    Дюркгейм, Э. (2006). Дюркгейм: Очерки морали и воспитания  (Том 1). Тейлор и Фрэнсис.

    Дюркгейм, Э. (2016). Элементарные формы религиозной жизни. В Social Theory Re-Wired  (стр. 52–67). Рутледж.

    Литтл, В., МакГиверн, Р., и Керинс, Н. (2016). Введение в социологию — 2-е канадское издание . Кампус БК.

    Macionis, JJ, & Plummer, K. (2005). Социология: глобальное введение . Пирсон Образование.

    Мейер, Дж. В. (1977). Эффекты образования как института. Американский журнал социологии , 83 (1), 55–77.

    Огберн, В. Ф. (1937). Влияние изобретений на американские социальные институты в будущем. Американский журнал социологии , 43 (3), 365–376.

    Миллер, С. (2007). Социальные институты В Стэнфордской философской энциклопедии.

    Шоттер, А. (2008 г. ). Экономическая теория социальных институтов. Кембриджские книги .

    Социальные изменения: определение и примеры

    Насколько ваша жизнь отличается от жизни ваших бабушек и дедушек, прадедов и прабабушек?

    Многие из вас могут подумать об электронных устройствах, которые сделали вашу повседневную жизнь столь отличной от повседневной жизни ваших предков. Помимо того, что мы используем смартфоны и Интернет для замены таких видов деятельности, как написание писем и поиск в библиотеке, наше поведение и культурные модели также изменились благодаря развитию технологий.

    Это то, что мы называем социальным изменением .

    • Мы начнем с рассмотрения значения социальных изменений.
    • Затем мы перейдем к социальным изменениям в социологии.
    • Мы обсудим некоторые причины социальных изменений.
    • Мы рассмотрим последствия социальных изменений в обществе, особенно модернизации.
    • Наконец, мы изучим теории социальных изменений.

    Социальные изменения: Значение

    Социальные изменения относится к процессу изменения социальных моделей, моделей поведения и культур. Такие процессы вызывают изменения в обществе.

    Иногда социальные изменения происходят очень медленно, а иногда одно событие создает бурю, которая почти мгновенно меняет текущую ситуацию. Социальные изменения могут быть результатом чего угодно, от естественных до антропогенных событий, а также преднамеренных или непреднамеренных изменений.

    Социальные изменения в социологии

    Ученые утверждают, что социальные изменения, с которыми мы сталкиваемся сегодня, являются результатом тысячелетних процессов. На сегодняшний день историки выделяют четыре основных социальных сдвига в истории человечества.

    1. Первым был переход от охотничьих и собирательских общин к скотоводческим обществам.

    2. Второе социальное изменение принесло передовые сельскохозяйственные общества. Это было результатом технологических разработок, таких как изобретение плуга.

    3. Третье крупное социальное изменение произошло после изобретения парового двигателя, положившего начало промышленной революции.

    4. Наконец, сегодня мы переживаем четвертое социальное изменение, технологическую революцию, начавшуюся с изобретения микрочипа.

    Чтобы узнать больше о том, как менялись общества с течением времени, ознакомьтесь с разделом «Типы обществ»!

    Ученые предсказывают, что следующая социальная революция, которая не за горами, будет основана на биотехнологиях.

    Социальные движения часто являются движущей силой социальных изменений.

    Когда большая группа людей в обществе возмущается своим социально-экономическим или культурным положением, они могут организоваться и подняться, чтобы потребовать изменения статус-кво. Это то, что мы называем общественным движением .

    В прошлом социальные движения ограничивались местным или национальным уровнем. В настоящее время, благодаря глобализации, многие социальные движения находят международных последователей, поскольку люди осознают, что социальные проблемы очень похожи во всем мире.

    Подробнее об этом можно прочитать в разделе «Общественные движения»!

    Ниже мы рассмотрим некоторые другие причины социальных изменений.

    Причины социальных изменений

    Социологи определили четыре основные причины социальных изменений, от технологий до окружающей среды. Давайте рассмотрим их подробно.

    Технологии, вызывающие социальные изменения

    Томас Фридман (2005) утверждает, что наиболее важной силой социальных изменений является глобализация , который обусловлен технологическим развитием. Он развил свою теорию в книге под названием The World Is Flat . Глядя на глобализацию, Фридман утверждал, что она происходила в три разных периода.

    Первоначально глобализация была вызвана расширением военной мощи, в том числе лошадиных сил и энергии ветра. Страны, которые воспользовались этим больше всего, также больше всего расширили и контролировали мировую политику с 15-го века примерно до 1800 года. а именно, паровая и железнодорожная энергия как основные движущие силы социальных изменений.

    В последнее время глобализация обусловлена ​​технологическим развитием, особенно изменениями в Интернете и его использовании. Технологические изменения влияют на другие сферы жизни и, таким образом, влияют на трех других агентов социальных изменений: социальные институты, население и окружающую среду (которые мы рассмотрим ниже).

    Социальные изменения, вызванные технологиями, оказали как положительное, так и отрицательное влияние на нашу жизнь. Одни подчеркивают преимущества технологического развития, а другие видят только недостатки. Ученые больше всего обеспокоены цифровым разрывом, потерей конфиденциальности и киберзапугиванием как тремя основными недостатками цифровизации.

    Подробнее об этом можно прочитать в нашем объяснении по вопросам технологии.

    Рис. 1. Технологии, вызванные социальными изменениями, имеют как положительные, так и отрицательные последствия.

    Социальные институты, вызывающие социальные изменения

    Преобразования в социальных институтах имеют волнообразный эффект на другие социальные институты. Если что-то изменится в одном социальном институте, это, скорее всего, отразится и на других.

    После промышленной революции отпала необходимость в ручном труде на фермах и в больших семьях. В то же время люди переселялись в города, где жилая площадь была ограничена. Благодаря этим изменениям средний размер семьи стал намного меньше, чем в доиндустриальную эпоху.

    Точно так же, когда работа переместилась с ферм на фабрики, детей пришлось обучать по-другому как с точки зрения содержания обучения, так и с точки зрения графика. Им нужно было получить практические знания о работе машин, а не о сельскохозяйственных культурах и сезонных сельскохозяйственных работах. Школы должны были организовать обучение таким образом, чтобы дети помимо занятий могли работать на фабриках.

    В результате индустриализации произошли изменения в институте образования.

    Население и социальные изменения

    Население постоянно меняется внутри стран и в глобальном масштабе, иногда из-за внешних сил, таких как стихийные бедствия или эпидемии. Такие изменения могут также быть результатом изменений в социальных институтах, о чем говорилось выше. Когда демографические тенденции меняются, они могут сильно повлиять на остальную часть общества.

    В Америке наблюдается рост пожилого населения и снижение рождаемости. Это означает, что спрос на услуги по уходу за пожилыми людьми и жилье будет расти, поскольку некоторые социальные институты адаптируются к изменениям численности населения. Кроме того, влияние потери налоговых поступлений и спроса на пенсионные планы может повлиять на стабильность страны.

    В глобальном масштабе страны с самым высоким уровнем рождаемости часто наименее способны адаптироваться к растущему населению, что подчеркивает важность планирования семьи, включая ресурсы и знания. В целом рост населения (особенно с учетом того, что в 2022 году население мира достигло 8 миллиардов человек) означает усиление нагрузки на природные ресурсы, особенно в более бедных частях мира.

    Окружающая среда и социальные изменения

    В настоящее время все больше и больше людей страдают от стихийных бедствий, и по мере того, как мы увеличиваем взаимодействие человека с природой, их число будет расти еще больше. Как упоминалось ранее, рост населения означает, что все больше людей эксплуатируют ресурсы планеты, и это, вероятно, приведет к большему количеству экологических проблем.

    Многие активисты и движения заявляют, что мы не можем продолжать в том же духе. 350.org, например, утверждает, что мы находимся на грани шестого массового вымирания. Уже сейчас многие виды животных вымерли за последние десятилетия, и человечество может стать следующим, если, согласно 350.org, мы не снизим уровень CO2 в атмосфере ниже 350 частей на миллион и если мы не изменим наши привычки. .

    В то время как первые пять массовых вымираний, свидетелем которых стала наша планета, были вызваны естественными причинами, шестое, если оно произойдет, почти полностью будет возложено на людей, по данным Центра биологического разнообразия.

    Последствия социальных изменений в обществе: модернизация

    Модернизация — это ключевой эффект социальных изменений, которые мы можем наблюдать в обществе.

    Модернизация относится к процессу, посредством которого общество развивается в технологическом, экономическом, социальном и культурном отношении.

    Общество обычно считается современным, если оно имеет сложные технологии , особенно с точки зрения промышленности и инфраструктуры. Однако мы могли бы отметить, что это суждение по своей сути этноцентрично. Почему мы сразу предполагаем, что страны, не имеющие развитой промышленности, стремятся к ней? Является ли то, что мы считаем современным, полностью полезным?

    Мы уже вкратце рассмотрели темную сторону технологического развития. Мы могли бы сэкономить время с помощью таких устройств, как посудомоечные машины и пылесосы, и мы могли бы быть в состоянии общаться с людьми на другом конце земного шара, но это также означает, что у нас есть больше времени для работы и больше давления, чтобы всегда быть доступным в Интернете. . Информация может быть у нас под рукой в ​​любое время, когда нам нужно, но мы также наводнены дезинформацией и фальшивыми новостями. Нам может быть трудно узнать, что истинно, а что ложно.

    Социологи, как и обычные люди, должны иметь в виду, что более традиционные культуры могут не считать западный мир удивительным, и им может не понадобиться, чтобы капиталистические страны приходили туда и навязывали им свою «современность». Это не означает, что мы должны идеализировать сельские общины с такими серьезными проблемами, как болезни и бедность. Однако мы нуждаемся в сохранении, а также в развитии, вопрос которого нужно понимать и решать тщательно и обдуманно.

    Теории социальных изменений

    Социологи и историки всегда пытались найти объяснение социальным изменениям. Теперь мы собираемся рассмотреть четыре важные теории о причинах и результатах социальных изменений в обществе.

    Эволюционные теории социальных изменений

    Эти теории были основаны на теории биологической эволюции Чарльза Дарвина. Он утверждал, что виды постоянно эволюционируют от низкого к высокому уровню развития.

    Некоторые социологи 20-го века применили теорию Дарвина к обществу и утверждали, что общество находится в постоянном процессе развития. Есть две ветви этой теории.

    Однолинейная теория социальных изменений

    Однолинейная теория утверждает, что все общества проходят один и тот же путь развития от упрощенных организаций к сложным системам.

    Льюис Морган (1877) выделил три стадии этого пути: дикость, варварство и цивилизация. В качестве примера он привел Англию, поскольку Морган считал ее высшей формой возможной цивилизации (Морган оказался англичанином). Все общества должны были пойти по этому пути и оказаться на том же уровне, что и Англия.

    Огюст Конт, один из отцов-основателей социологии, также верил в этот постоянный и неизбежный прогресс человеческого общества, как и функционалист Эмиль Дюркгейм.

    Полилинейная теория социальных изменений

    Полилинейная теория, с другой стороны, утверждает, что общества достигают высшей стадии, но следуют разными путями, чем одним и тем же путем. Однако они соглашаются с однолинейными теоретиками в том, что целью является цивилизованное индустриальное общество.

    И однолинейная, и многолинейная теории социальной эволюции верят в культурный прогресс. Трайбализм и вообще незападные культуры они рассматривают как примитивные и стремящиеся к западному образу жизни и цивилизации.

    Эта теория была популярна на протяжении столетий, но несколько десятилетий назад ее игнорировали, поскольку стало очевидным, что западное общество находится в кризисе и не может взять верх над цивилизацией. Это связано с постоянными и широко распространенными проблемами бедности, расизма, терроризма, войн, сексуальных посягательств, болезней и преступности.

    В результате было поставлено под сомнение утверждение о том, что Запад является высшей ступенью человеческой цивилизации. Теория культурного прогресса не кажется столь убедительной, как во времена промышленной революции.

    Естественные циклы для объяснения социальных изменений

    Как возможно, что Древний Египет был такой развитой цивилизацией и обществом, но пал? Как превратились в пыль империи культуры, политики и философии, Древней Греции и Древнего Рима? Теория естественных циклов предполагает, что они, возможно, достигли своего «срока годности».

    Рис. 2 — Согласно теории естественных циклов, империи и цивилизации, такие как Древний Египет, имеют естественный жизненный цикл.

    Вот что утверждают сторонники теории циклов, когда речь идет о подъеме и падении обществ. Они верят, что цивилизации подобны организмам: они рождаются, у них есть юность, средний возраст, упадок и старость, и, наконец, за ними приходит смерть (Hughes 19).62).

    Историк Арнольд Тойнби (1946) утверждал, что в то время как цивилизации и империи испытывают восстания и борьбу, правящая элита обычно держит их под контролем ненасильственным способом. Ткань общества со временем рвется, когда они не могут поддерживать контроль без применения силы — обычно это происходит, когда империя достигает своего пика.

    Согласно Тойнби, в этих случаях цивилизация и культура уже пришли в упадок, и хотя сила может поддерживать общество в течение долгого времени, в конечном итоге оно обречено на крах.

    В книге Освальда Шпенглера («Закат Запада» (1926-28)) Шпенглер утверждает, что Запад как цивилизация достиг своего пика и уже находится в упадке. Многие поддержали эту точку зрения, учитывая ужасные события 20-го века, хотя мы и смогли их преодолеть.

    Если мы примем точку зрения Тойнби о том, что упадок цивилизаций может длиться десятилетиями, Шпенглер может быть прав в своем анализе того, что Запад находится в упадке. Об этом свидетельствуют непрекращающиеся кризисы, упоминаемые в эволюционных теориях социальных изменений.

    Конфликт из-за власти Теория социальных изменений

    Карл Маркс и его последователи разработали теорию конфликта или года социальных изменений. Он утверждал, что социальные изменения представляют собой повторяющийся процесс, в котором действующая система власти (тезис) подвергается сомнению своей оппозицией (антитезисом), пока не будет разработана новая система власти (синтез). Эта новая система работает какое-то время, пока процесс не начнется снова.

    В том, что Маркс назвал диалектическим историческим процессом , социальный и экономический теоретик также добавил, что каждая правящая группа создает свою собственную оппозицию и тем самым играет роль в своем собственном разрушении.

    Капиталистическая система функционирует благодаря эксплуатации рабочего класса, когда владельцы получают прибыль от угнетения рабочих. Рабочих, однако, такая позиция не устраивает и они не остановятся, пока не установят новый статус-кво, более справедливый для себя. По Марксу, они хотят установить бесклассовое общество. Если они добьются успеха, это означает конец правящего класса.

    Теория социальных изменений Огберна

    Четвертая основная теория принадлежит социологу Уильяму Огберну и основана на технологии. Он утверждал, что технологии меняют общество тремя способами: путем изобретения, открытия и распространения.

    Изобретения в обществе

    Огберн утверждает, что изобретение материальных предметов, таких как микрочипы и компьютеры, приводит к социальным изменениям. Изобретение автомобилей произвело революцию в том, как мы добирались до работы, так как теперь мы могли ездить на работу на большие расстояния. Массовые телекоммуникации произвели революцию в нашем взаимодействии практически во всех аспектах нашей жизни.

    Точно так же изобретение новых концепций и теорий (социальные изобретения) также может иметь преобразующее воздействие на общество. Примерами социальных изобретений являются демократия, гражданственность, социализм, капитализм и даже гендерное равенство. Как правило, они влияют на взаимодействие людей, отношения и повседневную жизнь.

    Открытие существующей реальности

    Второй процесс изменения, обозначенный Огберном, — это открытие. Открытие — это новый способ увидеть реальность, которая уже существует; когда люди узнают об этом впервые, это может иметь большие последствия.

    Например, «открытие» Колумбом Америки имело последствия, изменившие ход истории.

    Распространение изобретений и открытий в другие страны

    Распространение относится к процессу распространения изобретения или открытия в другие земли и районы. Как социальные, так и материальные изобретения, попадая в новые области, могут изменить там жизнь людей и их социальные системы.

    Например, концепции гражданства и гендерного равенства распространились по всему миру и глобально изменили социальные системы. Точно так же введение и широкое использование стальных топоров в обществах австралийских аборигенов дало женщинам возможность владеть ими. Раньше с ними обращались мужчины, если у женщин не было разрешения на их использование.

    Огберн утверждал, что технология обычно является основной движущей силой изменений и изобретений, и что все открытия и распространение связаны с технологиями. Однако культура всегда немного отстает. Культура, то есть обычаи, поведенческие тенденции, нормы и искусство, должны адаптироваться к технологическим достижениям мира. Это то, что Огберн называет «культурным отставанием».

    Оценка теории социальных изменений Огберна

    Теорию Огберна часто критикуют за то, что она слишком однонаправленна и возлагает ответственность за социальные изменения только на технологии. Критики Огберна любят указывать на то, что люди — это не просто пассивные игроки в мире, на которых влияет технологическое развитие и которые не могут взять его под контроль. Люди берут под контроль технологии и используют их сознательно, а не просто поддаются их влиянию.

    Кроме того, социальные изменения также могут влиять на технологии, а не наоборот. Например, подъем нацизма в Европе побудил Америку и Советский Союз разработать атомную бомбу.

    Социальные изменения – основные выводы

    • Социальные изменения относится к процессу изменения социальных моделей, моделей поведения и культур. Такие процессы вызывают изменения в обществе.
    • Социологи определили четыре основные причины социальных изменений: технологии, социальные институты, население и окружающая среда.
    • Модернизация относится к процессу, посредством которого общество развивается в технологическом, экономическом, социальном и культурном отношении.