Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья

КАК ПРОХОДЯТ
ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ?

Ученик и учитель видят и слышат
друг друга, совместно пишут на
виртуальной доске, не выходя из
дома!

КАК ВЫБРАТЬ репетитора

Выбрать репетитора самостоятельно

ИЛИ

Позвонить и Вам поможет специалист

8 (800) 333 58 91

* Звонок является бесплатным на территории РФ
** Время приема звонков с 10 до 22 по МСК

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Россия +7Украина +380Австралия +61Белоруссия +375Великобритания +44Израиль +972Канада, США +1Китай +86Швейцария +41

Выбранные репетиторы

Заполните форму, и мы быстро и бесплатно подберем Вам дистанционного репетитора по Вашим пожеланиям.
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут и порекомендует специалиста.

Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных

Вы также можете воспользоваться
расширенной формой подачи заявки

Как оплачивать и СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ

от
800 до 5000 ₽

за 60 мин.

и зависит

ОТ ОПЫТА и
квалификации
репетитора

ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
(например, подготовка к олимпиадам, ДВИ стоит дороже, чем подготовка к ЕГЭ)

ОТ ПРЕДМЕТА (например, услуги репетиторовиностранных языков дороже)

Оплата непосредственно репетитору, удобным для Вас способом

Почему я выбираю DisTTutor

БЫСТРЫЙ ПОДБОР
РЕПЕТИТОРА И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ОПТИМАЛЬНОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И
КАЧЕСТВА

ПРОВЕРЕНЫ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ У ВСЕХ РЕПЕТИТОРОВ

НАДЕЖНОСТЬ И ОПЫТ.
DisTTutor на рынке с 2008 года.

ПРОВЕДЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО, ПРОБНОГО УРОКА

ЗАМЕНА РЕПЕТИТОРА, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО

376617 УЧЕНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА

уже сделали свой выбор

И вот, что УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ
о наших репетиторах

Чулпан Равилевна Насырова

«

Я очень довольна репетитором по химии. Очень хороший подход к ученику,внятно объясняет. У меня появились сдвиги, стала получать хорошие оценки по химии. Очень хороший преподаватель. Всем , кто хочет изучать химию, советую только её !!!

«

Алина Крякина

Надежда Васильевна Токарева

«

Мы занимались с Надеждой Васильевной по математике 5 класса. Занятия проходили в удобное для обоих сторон время. Если необходимо было дополнительно позаниматься во внеурочное время, Надежда Васильевна всегда шла навстречу. Ей можно было позванить, чтобы просто задать вопрос по непонятной задачке из домашнего задания. Моя дочь существенно подняла свой уровень знаний по математике и начала демонстрировать хорошие оценки.

Мы очень благодарны Надежде Васильевне за помощь в этом учебном году, надеемся на продолжение отношений осенью.

«

Эльмира Есеноманова

Ольга Александровна Мухаметзянова

«

Подготовку к ЕГЭ по русскому языку мой сын начал с 10 класса. Ольга Александровна грамотный педагог, пунктуальный, ответственный человек. Она всегда старается построить занятие так, чтобы оно прошло максимально плодотворно и интересно. Нас абсолютно все устраивает в работе педагога. Сотрудничество приносит отличные результаты, и мы его продолжаем. Спасибо.

«

Оксана Александровна

Наталья Борисовна Карасева

«

Мы восторге от репетитора. Наталья Борисовна грамотный педагог, она любит свою профессию, любит учеников. Занятия с сыном (2 класс), он находится на домашнем обучении, проходят по скайпу в комфортной обстановке. Репетитор умеет заинтересовать ребенка и выстраивает занятие с учетом его способностей, доступно объясняя предметы русский язык и математику.

По результатам занятий можно сразу заметить повышение уровня успеваемости ученика. Наталья Борисовна хороший педагог, умеет быстро найти общий язык с ребенком, внимательная, легко передающая знания ученику. С большим удовольствием будем продолжать наши занятия, т.к. мы всем довольны.

«

Елена Васильевна


Клиентам

  • Репетиторы по математике
  • Репетиторы по русскому языку
  • Репетиторы по химии
  • Репетиторы по биологии
  • Репетиторы английского языка
  • Репетиторы немецкого языка

Репетиторам

  • Регистрация
  • Публичная оферта
  • Библиотека
  • Бан-лист репетиторов

Партнеры

  • ChemSchool
  • PREPY. RU
  • Class

Приемная комиссия БГМУ

Программа вступительных испытаний по обществознанию

 

Общество

Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.

Культура и цивилизации. Типы цивилизации. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Человечество как социальная общность. Многообразие. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

 

Человек.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая деятельность. Ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

 

Познание

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.

Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.

Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

 

Духовная жизнь общества.

Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система, знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

 

Экономика.

Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя. Предпринимательство: сущность, функции, виды.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. России в условиях рыночных отношений.

Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.

 

Социальные отношения.

Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.

Понятие о малой группе. Групповые нормы и санкции.

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальное законодательство. Социальная политика.

 

Политика.

Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы.

Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

 

Право.

Право в системе социальных норм. Роль права в жизни человека, общества, государства. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источник права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура.

Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека. Международное гуманитарное право.

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции общепринятых международных стандартов прав человека.

Структура высшей государственной власти в Российской Федерации.

Федерация и ее субъекты.

Гражданин, гражданство и государство. Участие граждан в политике и управлении. Политические организации. Многопартийность. Правовая культура.

Основные признаки и значение юридической ответственности.

Признаки и виды правонарушений. IIроступок и преступление.

Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений. Правоохранительные органы.

Примеры тестов:

001. Что из перечисленного относится к политической сфере жизни общества?
  1. партии, парламент
  2. производство, капитал
  3. театр, библиотека
  4. семья, родители

002. К духовным (идеальным) потребностям человека относится

  1. потребность в пище •
  2. потребность в общении
  3. потребность в отдыхе
  4. потребность в знаниях

003. Александр и Павел вместе работали. Александр без предупреждения перешёл на другое место работы, но Павел решил сохранить дружеские отношения с Александром и не стал делать ему замечание. Какую стратегию выхода из конфликта иллюстрирует пример?

  1. арбитраж
  2. компромисс
  3. избегание
  4. переговоры

 

Литература:
  1. Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В.. — М.: Юнити, 2018. — 478 c.
  2. Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. — М.: АСТ, 2019. — 544 c.
  3. Баранов, П.А. Обществознание. Краткий справочник в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов. — М.: АСТ, 2019. — 288 c.
  4. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Учебник / А.Г. Важенин. — М.: Academia, 2018. — 256 c.
  5. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания / А.Г. Важенин. — М.: Academia, 2019. — 352 c.
  6. Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В. Касьянов. — РнД: Феникс, 2019. — 318 c.
  7. Касьянов, В.В. Обществознание: Учебное пособие / В.В. Касьянов. — Рн/Д: Феникс, 2019. — 128 c.
  8. Мушинский, В. О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский. — М.: Форум, 2019. — 256 c.

Противоречия в капитализме

Опубликовано 13 февраля 2012 г. 21:35

Ниже приведены выдержки из выступления организатора партии «Рабочий мир» Ричарда Коссалли на форуме WWP в Нью-Йорке 3 февраля.

Вне феодального общества возникла буржуазия, новый класс, который должен был господствовать в обществе.

Последующие социальные системы рождаются непосредственно предшествующими им социальными системами. Буржуазия вышла из привилегированного среднего слоя, сложившегося в феодальном обществе. Карл Маркс пишет в главе 31 «Капитала»: «Несомненно, что многие мелкие цеховые мастера и еще более самостоятельные мелкие ремесленники или даже наемные рабочие превратились в мелких капиталистов и (путем постепенного расширения эксплуатации наемного труда и соответствующего накопления) в полноценных капиталистов».

Какое-то время конфликтующие способы феодального и капиталистического производства существовали бок о бок, но один должен был победить. Капиталистический способ производства требует свободы капитала. Это было несовместимо с феодальной связью с землей, с конспирацией торговых цехов и с общей организацией феодального общества.

Феодальная организация общества была обречена.

До появления капиталистического способа производства продукты производились от начала до конца на индивидуальной основе. С появлением мануфактуры старый способ производства отошел на второй план.

Производство, когда разные рабочие выполняли разные задачи над одним и тем же продуктом, было лучше, чем изготовление всего продукта отдельным рабочим, поскольку для производства данного продукта требовалось меньше рабочего времени. Товары двух различных способов производства должны были продаваться на одном и том же рынке. Индивидуальный производитель не мог конкурировать, и у него не было другого выбора, кроме как стать наемным рабочим.

При постоянном обновлении машин, характерном для капитализма, продукт отдельного рабочего еще больше уменьшался в рыночной стоимости не потому, что качество производимого продукта было хуже, а потому, что он требовал слишком много рабочего времени по сравнению с общественным продуктом завода.

Хозяева экспроприируют то, что производят рабочие

При капитализме производство стало обобществленным. То есть множество рабочих, нанятых капиталистом, и их коллективный труд, соединенные внутри заведения с определенным планом производства, производят полезные товары для обмена, чтобы принести прибыль капиталисту. Ни один из продуктов, производимых рабочими, им не принадлежит; все они принадлежат капиталисту. Рабочие получают часть стоимости того, что произведено их трудом, в виде заработной платы.

Это одно из главных противоречий внутри капитализма: отдельный капиталист присваивает себе то, что было произведено общественно многими рабочими. Рабочий — наемный раб. Продукт его труда принадлежит другому. Зарплаты работника в целом хватает только на то, чтобы он или ее семья дожили до следующей зарплаты. Он или она является наемным работником на всю жизнь.

Прибыль капиталиста, напротив, служит дальнейшему порабощению рабочего. Часть из них будет использована для дальнейшей революции в средствах производства путем инвестирования их в более совершенные и/или дополнительные машины для расширения предприятия капиталиста, и все еще останется достаточно, чтобы жить очень богато на свиней.

Этот капиталист существует не один. В любой отрасли капиталисты, производящие одно и то же или подобное, вступают в ожесточенную конкуренцию и всегда стараются продать дешевле друг друга. Они используют разные тактики, чтобы удешевить продукцию, которую производят рабочие. Они покупают более сложные производственные машины и усиливают эксплуатацию своей рабочей силы, заставляя рабочих работать усерднее и/или дольше.

Постоянное совершенствование машин также вытесняет рабочих, так как с новыми машинами требуется меньше рабочих. Как сказал Фридрих Энгельс, «Сам продукт рабочего превращается в орудие его подчинения». Угроза замены рабочих — очень сильное орудие, которым владеют капиталисты. Они используют эту угрозу как понижательное давление на заработную плату наемных работников и вытягивают как можно больше из каждого работника. Таким образом, при капитализме повышение производительности труда ведет к еще большей эксплуатации.

Анархия, встроенная в капиталистическое производство

Капиталистам необходимо снизить цену на продукт, чтобы превзойти конкурентов. Но если цены снижаются, то капиталисту приходится производить и продавать гораздо больше товаров, чтобы сохранить или увеличить свою прибыль. Производство вскоре превышает потребление, поскольку эта конкуренция в конечном итоге приводит к тому, что на рынке появляется больше товаров, чем может быть продано с прибылью.

Если у капиталиста имеется больше предметов, чем может быть выгодно продано, то фабрики закрываются, а рабочие увольняются, остаются без дела и без дохода. Они не могут выкупить продукты, которые они произвели. Наступает затяжная стагнация до тех пор, пока перенасыщение рынка не уменьшится, лишняя продукция, наконец, не будет распродана, а производство снова не наберет обороты. Это состояние перепроизводства является результатом того, что мы, коммунисты, называем анархией в производстве.

Индивидуальный капиталист очень точно подсчитает, сколько необходимо сырья и машин и сколько рабочих нужно эксплуатировать, чтобы иметь столько конечного продукта, но общего плана удовлетворения потребностей общества у него нет. Их единственная цель — прибыль и выживание.

Конкуренция, уничтожившая феодальный способ производства, превратилась в конкуренцию между капиталистами. Оно все усиливается, и более слабые всегда находятся под угрозой гибели. Но это не та разруха, с которой сталкиваются рабочие. Капиталистическое предприятие может быть поглощено более сильным предприятием или вынуждено закрыться и направить свой капитал в другое место. Во всяком случае, разорение любого капиталиста не стоит пролития слез любого рабочего.

Сама система нестабильна. Эти конкурирующие капиталисты руководствуются основополагающим законом капитализма — расширяйся или умри. Во время затяжного застоя более сильные капиталисты поглощают более слабых. Страдания рабочих усиливаются. Как говорит Энгельс, «масса рабочих нуждается в средствах существования, потому что они произвели слишком много средств существования».

Война не является одним из изобретений капитализма, но при капитализме орудия войны были революционизированы до такой степени, которую нельзя было и вообразить до обобществления производства. Одно устройство сегодня может убить больше людей, чем было убито за целые войны более ранних периодов. Капиталистические правительства не стесняются применять свое оружие. Они находятся в постоянной боевой готовности.

Капитализм порождает монополизацию

Капиталистов, которые переживают эти циклические кризисы и выходят победителями, становится меньше, они больше и сильнее — чудовищные звери, которые еще больше эксплуатируют рабочую силу рабочих. Итак, анархия производства в капиталистическом обществе ведет к монополии. Сегодня класс капиталистов через несколько сотен банков, корпораций и других учреждений контролирует торговлю во всем мире.

В поисках рынков и ресурсов капиталисты показали, что готовы на все. Как гласят знаменитые слова мистера Даннинга, цитируемые Марксом, «определенные 10 процентов [прибыли] обеспечивают применение капитала где угодно; 20 процентов наверняка вызовут рвение; 50 процентов — положительная смелость; 100 процентов сделает его готовым попрать все человеческие законы; 300 процентов, и нет такого преступления, перед которым он бы колебался, и нет риска, которому бы он не подвергся, даже если бы его владелец был повешен».

Однако в наши дни повешение или любое другое наказание менее вероятно для капиталиста. В конце концов, это их система, и поэтому она предназначена для их обслуживания. Быстрое развитие производительных сил мира со средствами производства, находящимися в основном в пользовании класса капиталистов, сосредоточило в руках капиталистов такое абсурдное богатство, что это уже непристойно.

Капитализм был диалектической неизбежностью в эволюции человеческого общества. Предыдущие социальные системы развивались медленно. Капитализм очень быстро развил средства производства, но в относительно короткое время изжил себя. Капитализм не может поглотить массу безработных. Дошло до того, что возникла новая ситуация: мы живем в эпоху восстановления безработных.

Основные противоречия капиталистического производства ведут к другим серьезным противоречиям. Эти противоречия капитализма заложены в самой системе: капиталистическая конкуренция неизбежно ведет к кризису. Эти противоречия не могут быть устранены в рамках капиталистического строя. Они происходят самостоятельно, вне воли и контроля самих капиталистов.

Иррациональная система порождает своих могильщиков

Капитализм не является рациональной системой. Капиталисты не выполняют необходимой функции в нынешнем обществе и несут ответственность почти за все проблемы общества. Зверства, совершенные против планеты в их безрассудной погоне за богатством, ошеломляют. Погоня за нефтью и природным газом без изучения или предосторожности против потенциальных рисков является одной из самых вредных. Сам воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, два основных элемента, поддерживающих жизнь, были отравлены капиталистами. Удивительное противоречие состоит в том, что капиталистическая конкуренция заставляет их быть настолько безрассудными, что они вызывают ухудшение качества воды, которую мы пьем, и воздуха, которым мы дышим. Я предполагаю, что они пьют одну и ту же воду и дышат одним и тем же воздухом.

Мое любимое противоречие этой гнилой системы заключается в следующем: постоянно революционизируя средства производства, коммуникации и торговли, капиталисты создали огромный мировой пролетариат. Этот класс, наш класс, погубит их. Они создали своих могильщиков. Историческая задача пролетариата — уничтожение капитализма и строительство социализма.

Если рассуждать рационально, повышение производительности труда не должно создавать нищету для производителей, а производительность не должна приводить к дефициту. Изобилие не должно быть источником страданий и нужды. Пока общественный продукт рабочего класса воруется классом капиталистов, общество не может развиваться сколько-нибудь значимым образом.

Ни одна страна еще не достигла цели социализма, но те, кто пытался это сделать, и те, кто стремится к социалистическому строительству общества, более чем доказали, что плановая экономика — это то, что нужно людям мира. Главный урок, извлеченный из попытки Парижской Коммуны захватить государственную власть в 1871 году, заключается в том, что капиталист должен быть искоренен. Должны быть революционные перемены, а без революционной партии не бывает революции. Добро пожаловать в мир рабочих.

Весь доклад можно посмотреть на сайте www.workers.tv.


Авторские права на статьи 1995-2012 Рабочий Мир. Дословное копирование и распространение всей этой статьи разрешено на любом носителе без авторских отчислений при условии сохранения этого уведомления.

Workers World, 55 W. 17 St., NY, NY 10011
Эл. Юридическая форма

[Это первое из двух сообщений Димитриса Кальтсониса. Прочтите вторую здесь.]

Марксистская теория предоставила основной элемент для интерпретации социальной эволюции. То есть противоречие — диалектическое отношение между производительными силами и производственными отношениями, движущее эволюцию. Это противоречие не единственное. Тем не менее, она является фундаментальной на протяжении всего человечества. Таким образом, чтобы проанализировать и понять общества, возникшие в результате революций двадцатого века, особенно те, которые возникли в результате революции 19 октября17 революция в России, — именно с этого пункта надо начать.

Это также имеет место, если мы хотим понять последующее развитие этих обществ, включая реставрацию капитализма. На эту тему написано много; одни ищут причины в экономике, политике, идеологии, другие — в сложной взаимосвязи, в одном или нескольких факторах. Чтобы не отставать от научной марксистской методологии, мы должны выделить основное противоречие и впоследствии определить его отношение к другим противоречиям. Поэтому необходимо начать с отношения между производительными силами и производственными отношениями.

Производительные силы и разделение труда

Развитие производительных сил, в первую очередь орудий труда, трудового опыта и человеческих знаний — вот что подталкивало ранние человеческие общества к общественному разделению труда и тем самым к увеличению производительного потенциала и производству излишек. Общественное разделение труда (наряду с производством прибавочного продукта и, следовательно, возможностью эксплуатации рабочей силы) в свою очередь привело к возникновению частной собственности и общественному разделению на антагонистические классы. Таким образом, развитие производительных сил привело к новым производственным отношениям, качественно иным, чем отношения ранних человеческих сообществ. [1] Этот анализ основоположников марксизма неоднократно подтверждался более поздними историческими и антропологическими находками.

Важнейший вопрос, который требует здесь нашего внимания, состоит в том, что именно общественное разделение труда (одни управляют и руководят, одни заняты в одной сфере производства, другие заняты в другой сфере производства и т. д.) было тем, что привело к появление частной собственности и классов. Общественные классы составляют законченное, качественно дифференцированное выражение разделения труда. Вот почему основоположники марксизма в своих анализах теоретически последовательно предсказывают, что при коммунистическом способе производства, который придет на смену капиталистическому способу производства, будут искоренены как общественные классы, так и общественное разделение труда.

Предпосылкой для этого является подъем производительных сил на такой уровень, чтобы были удовлетворены основные потребности человека и установилось соответствующее сознание. Итак, мы видим, что полная ликвидация классов должна привести, говоря исторически, к концу « кабального подчинения личности разделению труда». [2] Для Маркса это означает, что техническое разделение труда будет продолжать существовать в коммунистическом обществе, но социального разделения не будет. По словам Ленина, « при социализме все будут управлять по очереди и скоро привыкнут без управления ». [3]

Социальное разделение (особенно разделение между администраторами и администрируемыми) является элементом, который может, среди прочего, привести к повторному появлению классов. Это видно из замечаний основоположников марксизма, которые, изучая опыт Парижской Коммуны, заметили, что рабочий класс может потерять свою власть после социалистической революции, если возобладают «особые интересы» государственной власти. То есть особые интересы тех, кто в отношении разделения труда занимается государственным управлением на постоянной и профессиональной основе. [4]

Революция и производственные отношения

Социалистическая революция создает условия — только условия — для освобождения производительных сил от уз капиталистической собственности. Он создает условия, чтобы общественный характер производства соответствовал общественному способу присвоения общественного продукта.

Формирование новых производственных отношений есть не повседневная работа, а процесс, который начинается с первого, решающего действия: революции и уничтожения частной собственности на основные средства производства. Создание новых производственных отношений начинается с установления государственной собственности (нового государства, возникшего в результате революции). Он интегрирован, когда обобществление средств производства становится не только типичным (путем государственной собственности), но и необходимым, непосредственным, т. е. когда общество действительно участвует в управлении всем производственным процессом.

Исторически доказано, что начало формирования новых отношений новых производственных отношений раскрепощало производственную динамику стран, где господствовала революция. Хорошо известно, что СССР, Китай и другие страны в первые десятилетия перехода к социализму продвинулись вперед, совершили скачок от глубокой отсталости и неразвитости к современным производственным укладам. [5]

Этот скачок вперед первого периода был обусловлен новыми производственными отношениями, которые давали возможность планомерного развития и повышали заинтересованность рабочих в своей работе и ее результатах. Ленин утверждал, что сила новых производственных отношений может заключаться в огромном росте производительности труда, который может значительно превзойти соответствующий/соответствующий при капитализме: « Капитализм однозначно может быть уничтожен и будет однозначно уничтожен, потому что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда ». [6] Рост производительности труда может быть основан на заинтересованности рабочих в своем труде и ощущении себя собственниками средств производства и хозяйства.

Как рост производительных сил будет взаимодействовать с производственными отношениями? Путем перехода к такой степени, когда обобществление средств производства было бы менее типичным и более существенным, чем в начале послереволюционного периода. То есть рост производительных сил, а значит, и возможность более высокого уровня жизни рабочих, более высокий образовательный и культурный уровень, все больше и больше творческого свободного времени, позволяют более предметно участвовать в управлении государством и экономикой.

Эта возможность могла бы быть реализована, если бы производственные отношения были сознательно перестроены в этом направлении. Это повлечет за собой еще более подлинную демократию. Но этого никогда не было – ровно наоборот. Не только в СССР, но и в других бывших социалистических странах новые производственные отношения постепенно распутывались, особенно после внедрения рыночных решений проблем замедления роста производительных сил, что привело к реставрации капитализма. .

Основное противоречие

Чтобы объяснить этот опыт, мы должны рассмотреть противоречие между производительными силами и производственными отношениями с точки зрения общества и его классовой структуры. Это противоречие в рамках капитализма означает, что основным социальным противоречием является противоречие между буржуазией и рабочим классом. Но что это значит для постреволюционного общества? Хотя классы устраняются, это не относится к общественному разделению труда. Средоточием общественного разделения труда является разделение между управляющими и управляемыми. Противоречие между рабочим и средним классом стирается и уступает место другому противоречию, которое необходимо преодолеть.

Как упоминалось выше, управление является историческим результатом роста производительных сил. Это был и шаг вперед, и шаг до разделения общества на классы. Административная работа, которая находится здесь в центре нашего внимания, — это управление не на самом низком уровне, на уровне производственной единицы или общественной отрасли, а на уровне общенационального управления трудом и обществом в целом.

Это деление существует во всех классовых обществах. Оно определяется и окрашивается основным классовым противоречием. Административную работу в масштабах всего общества или, другими словами, элиты государственной бюрократии выполняет правящий класс или его представители, или его члены или последователи.

Построение новых производственных отношений после социалистической революции требует нового подхода к этому вопросу. Недостаточно, чтобы административную работу выполняли члены рабочего класса, или его представители, или те, кто находится под его контролем. Недостаточно, чтобы элита государственной бюрократии возникла из рабочего класса.

Может быть достаточно для первого этапа построения новой социальной системы, но не для последующих. Сама природа новых производственных отношений предполагает полное участие рабочего класса в управлении его делами. Решающим моментом для установления коммунистических производственных отношений является постепенный рост, как качественный, так и количественный, участия народа в управлении производством и вообще во всех социальных вопросах.

Почему существование отдельного управленческого слоя в сфере политики и экономики неизбежно для определенного исторического периода? Прежде всего, не все производительные силы одинаково развиты, чтобы все люди могли заниматься почти всем коллективно и по очереди выполнять разного рода задачи, в том числе и на руководящих должностях. Поэтому неизбежно, что они все еще нуждаются в помощи профессионализма в политике. При этом уровень знаний, образования, опыта, политического и общественного сознания у каждого работника разный. Наконец, потенциал и / или желание участвовать в делах сообщества также различаются.

Построение этих новых социальных отношений требует постепенного преодоления всех вышеупомянутых ограничений и препятствий. Повар должен научиться быть эффективным лидером и действительно должен уметь руководить государственными делами. В такой попытке выхода за пределы и в то же время создания предпосылок, необходимых для строительства будущего, социальные революции и теоретики марксизма подчеркивали важность новой революционной демократии, которая должна руководствоваться пятью фундаментальными принципами:

1. Полномочия всех подотчетных государственных служащих, чтобы рабочий класс и народ вообще могли сами выбирать, кому они возложат эти обязанности.

2. Немедленный отзыв, чтобы рабочий класс и политическая организация в целом могли отозвать любого, кто оказался недостойным их доверия, например, капиталист увольняет своего менеджера, если окажется непродуктивным, некомпетентным или вором.

3. Преемственность людей на всех ответственных должностях, чтобы избежать «авторитетов», «незаменимых» людей, а, наоборот, все на деле усвоить обязанности государственного управления.

4. Постоянная и эффективная проверка снизу вверх. Для этого нужны дебаты и критика, базовые сведения и знания, отмена «прописных истин», якобы государственных тайн.

5. Отмена всех привилегий для профессиональных политиков и простая трудовая зарплата для государственных служащих, чтобы уменьшить покровительственные отношения в поиске работы и карьеризме. Этот вопрос имел большое значение для Маркса, Энгельса и Ленина. [7]

Эти меры являются эффективным средством уменьшения негативных последствий разделения труда, особенно разделения между администраторами и администрируемыми. Революционная демократия является неотъемлемой частью не только надстройки, но и новых производственных отношений. Социалистические производственные отношения означают не только государственную собственность на средства производства, но и народную демократию.

С исторической точки зрения революционная демократия может привести к ликвидации разделения труда. Однако, как было сказано ранее, одновременно необходимо укрепление производительных сил и повышение уровня жизни и знаний людей, а также многих других факторов. Следовательно, стабилизация и развитие революционной демократии является залогом продвижения общественного развития и разрешения основного противоречия между управляющими и управляемыми.

Как замечал Ленин, « идя по этой дороге», т. разрешить абсолютно всем проводить «государственные операции», и это приведет к отмиранию государства как такового» . [8]

Возможность превращения противоречия в антагонистическое

Разделение труда объективно требует относительной автономии административной работы. Так обстоит дело в классовом и социалистическом обществах. Эта относительная автономия может быть терпима или даже желательна в капиталистическом обществе.

Однако эта терпимость и желательность не подходят для социалистических обществ. Природа социалистического общества принципиально иная. Она требует постоянного движения вперед, для ликвидации дивизии. Следовательно, любое расширение самоэффективности ставит под угрозу процесс полной отмены общественного разделения труда и подрывает продвижение к все более инклюзивному участию рабочих.

Как было сказано выше, административная работа не является ненужной в социалистическом обществе. Обратное доказано не только теоретически крупными мыслителями, но и исторически. [9] Социалистическому обществу нужны администраторы. Однако их роль в социалистическом обществе подлежит преобразованию и, наконец, с исторической точки зрения подлежит ликвидации.

Таким образом, в социалистическом обществе, после устранения противоречия между буржуазией и рабочим классом, следующее важное противоречие, которое остается разрешить, — это противоречие между рабочим классом и администраторами его хозяйства и его государством.

Относительная самоэффективность правящей государственной бюрократии увеличивается, когда:

1. революционная демократия не функционирует должным образом, вышеуказанные принципы фактически не соблюдаются, и, как следствие, политические и экономические решения принимаются вышеупомянутая бюрократия без реального участия рабочих, 2. правящий управленческий слой стремится получить большую долю общественного продукта, чем та, которая зависит от предоставляемых им услуг. Разумеется, я имею в виду жалованье и другие привилегии (законные или незаконные, здесь не об этом), которые постепенно накапливались администраторами социалистических государств. В этих случаях противоречие стремится стать антагонистическим, и, как мы увидим, при определенных обстоятельствах оно действительно становится.

Советский и другие опыты

В Советском Союзе и других исторических социалистических государствах эти явления наблюдались и в конечном итоге преобладали. Демократические институты прямой и представительной демократии постепенно ослабевали. Собрания, избирательные процедуры, принципы избрания, право народа контролировать своих представителей, отзыв голосов стали формальными процедурами, обычно диктуемыми правящей коммунистической партией.

Это не применялось в каждом социалистическом государстве в одинаковой степени и в одинаковой степени. Оно также не применялось одинаково и в одинаковой степени в разные хронологические периоды. Однако это была общая черта, общая, более или менее, тенденция.

Например, преобладала практика выборов с одним кандидатом. [10] Это означало, что коммунистическая партия выдвинула, напрямую или через профсоюз, одного кандидата. Избиратели не могли выбирать кого-то другого, только одобрять или не одобрять конкретного кандидата. Это применялось даже в тех штатах, которые по закону допускали выдвижение многих кандидатур. Таким образом, революционные партии потеряли свою силу и связь с народом, выкованным в революционных условиях. Процедура выборов стала претенциозной. Дебаты и контроль над представителями сошли на нет или превратились в чистую формальность.

Показательно, что с 1937 г. сами советские руководители упоминали о некоторых дегенеративных явлениях, из-за которых все демократические процедуры Советов стали лишь предлогом для покровительственных отношений, где представители народа были неуправляемы. [11] Они не ответили за свои действия, а когда и ответили, то не были искренними и неподдельными, но в то же время чувствовали, что их переизбрание гарантировано. Есть и другие подобные свидетельства. Например, кубинский репортер в Москве, который был там во время последней фазы существования Советского Союза, говорил о « коррумпированные избирательные процедуры ». [12]

Все Конституции социалистических стран предусматривали отзыв представителей. Однако это право практически не реализовывалось, по крайней мере, на уровне высших представительных органов. [13] Таким образом, выборы и отзыв, а также народный контроль снизу вверх и взаимозаменяемость лиц на государственных должностях резко ослабли.

Аналогичные события происходили и в другом важнейшем секторе социалистической демократии: на рабочих местах. Участие рабочих в публичных дискуссиях для принятия важных экономических решений также во многом стало формальностью. Как отмечает кубинский экономист Карлос Таблада, бремя единолично легло на выполнение решений, уже принятых правительственными кругами, а не на участие рабочих в обсуждении и оценке политики. [14] Че Гевара сделал аналогичные наблюдения много лет назад. [15]

Исторический опыт также показал, что администраторы пользовались не только политическими, но и материальными привилегиями. Тот факт, что администраторы несли ответственность за принятие решений, давал им материальную самостоятельность в отношении условий и стандартов жизни. Уничтожение буржуазного государства в результате революций и создание социалистических государств характеризовались отменой материальных привилегий для администраторов.

Однако восстановление таких привилегий постепенно стало очевидным. Например, в Советском Союзе эта тенденция возникла на пустом месте. Ленин вскоре осознал эту проблему. Когда он писал Государство и революция , он уже почувствовал необходимость вмешаться, подчеркнув, что « все те большевики, которые выступают», предлагая повышение зарплаты государственным чиновникам, вместо того, чтобы урезать ее до стандартного рабочего уровня «, являются совершенно непростительно» . [16] Интересно отметить, что эта процедура зафиксирована в советской литературе, даже в официально принятой сталинским правительством. [17]

Соотношение между основным окладом и окладом высших должностных лиц в Советском Союзе уже в 1930-е годы сложилось в 1:10, а затем в 1:15 и даже 1:20. Примерно так же обстояли дела и в других социалистических странах. В Китае этот разрыв в доходах уже достиг соотношения 1:10 в течение 19 века.50-х и 1960-х годов и 1:15 в другие периоды. [18]

Наряду с выплатой заработной платы появились и другие материальные блага, такие как, например, доступ к специальным услугам в области здравоохранения, образования, проживания и т.п. Показательно, что высокопоставленные члены Коммунистической партии в Советском Союзе имели в своем распоряжении, по крайней мере, в последний период, обслугу, садовников и так далее. Эти законные привилегии фактически дополнялись другими, незаконными, допускаемыми хотя бы высшим административным слоем. [19]

В таких условиях противоречие имело тенденцию становиться антагонистическим. Эта тенденция усиливается, во-первых, остатками противоположности между трудом и капиталом, сохраняющимися в каждой стране, и, во-вторых, антагонизмом между капиталистическими и социалистическими государствами.

Димитрис Кальцонис — доцент кафедры теории государства и права Университета социальных и политических наук Пантеона


[1] См., например, Ф. Энгельса, Происхождение семьи, частной собственности и государства , [Греческое издание, Σύγχρονη Εποχή, 1981]), стр. 167 и далее. Греческое издание, Афины, εκδ. Σύγχρονη Εποχή, 1983], с. 214.

[3] См. В.И. Ленин, «Государство и революция», Собрание сочинений , т. 33, [греческое издание, Σύγχρονη Εποχή, 1985], с. 116.

[4] См. Маркс К., Гражданская война во Франции, [Греческое издание, Афины, Σύγχρονη Εποχή, 2000], с. 20.

[5] См. Д. Коц, «Социализм и капитализм: уроки гибели государственного социализма в Советском Союзе и Китае», в Р. Поллин (ред.), Социализм и радикальная политическая экономия: Очерки в честь Говард Шерман , Челтнем и Нортгемптон, Эдвард Элгар, 2000, с. 300-317. См. также соответствующие таблицы для Советского Союза в G. Polimeridis, . Научный социализм: критика его критиков , [Греческое издание, Афины, εκδ. Εντός, 2011], с.43 и далее. О Китае см. J. Guillermaz, 9.0081 Коммунистическая китайская партия на юге , т. 1, Париж, Пайо, 1979, с. 247 сл. и М.-К. Bergère, La République populaire de Chine de 1949 a nos jours , Paris, Armand Colin, 1987, p. 51 и далее

[6] См. В.И. Ленин, «Великая инициатива», Собрание сочинений , т. 39, [Греческое издание, Σύγχρονη Εποχή, 1985], с. 21.

[7] См. ориентировочно, K. Μarx, Гражданская война во Франции [Греческое издание, Афины, εκδ. Σύγχρονη Εποχή, 2000] и Ленин, «Государство и революция», Собрание сочинений , т. 33, [Греческое издание, Σύγχρονη Εποχή, 1985], с. 44.

[8] См. В.И. Ленин, «Государство и революция», Собрание сочинений , т. 33, [Греческое издание, Σύγχρονη Εποχή, 1985], с. 117. (примечание: курсив самого Ленина)

[9] См. ориентировочно Ф. Энгельс, «Об авторитете», Избранные сочинения , т. 1, [Греческое издание, εκδ. ΚΕ του ΚΚΕ], с. 767.

[10] См. Ччиглик, L’ autogestion socialiste , Москва, изд. Progrès, 1989, стр. 88 и далее.

[11] См. Α. Жданов, «Выступление на Пленуме ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), 29.02.1937», [греческое издание, Κομμουνιστική Επιθεώρηση, 4/2008], стр. 145 и далее.

[12] См. П. Прада, «Por que cayo el sosialismo en Europa? Por que no cayo Cuba?», 9 сентября 2015 г., http://www.cubadebate.cu

[13] См. ориентировочно M. Miaille, L’État du droit , [Греческое издание, Салоники, εκδ. Παρατηρητής, 1989], стр. 188 и далее и В.Ι. Ленин, Доклад о праве отзыва на заседании ВЦИК, 21 ноября 19 г.17», Собрание сочинений , т. 35, [Греческое издание, Σύγχρονη Εποχή, 1985], стр. 106–107 и 109–111.

[14] См. Карлос Таблада , Че Гевара, Экономика и политика в переходный период к социализму , [перевод на греческий язык, Афины, εκδ. Διεθνές βήμα, 2014], с. 305 и Чарльз Беттельхейм, Классовая борьба в СССР, [Греческое издание, т. 2 (1923-1930), Афины, εκδ. Κέδρος, 1974], pp. 204 ff..

[15] См. аналогичные взгляды Че Гевары в D. Kaltsonis, Че о государстве и революции , [Греческое издание, Афины, εκδ. Τόπος, 2012], стр. 152 и далее, а также библиографию.

[16] См. В.I. Ленин, «Государство и революция», т. 33, [Греческое издание, Афины, Σύγχρονη Εποχή, 1985], с. 78 и того же автора, «Оклады высокопоставленных служащих и чиновников», Собрание сочинений , т. 35, [Греческое издание, Афины, Σύγχρονη Εποχή, 1985], с. 105.

[17] См. Всеволод Анисимович Кочетов, Братья Ершовы (1958).

[18] См. Ε. Мандель, Власть и деньги, [Греческое издание, Афины, εκδ.