ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. П. РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. П. РФ избирается гражданами РФ на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы П. РФ назначает СФ. Им может стать только гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более 2 сроков подряд.

П. РФ с согласия ГД назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению – заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, определяет структуру федеральных органов исполнительной власти; вправе председательствовать на заседании Правительства РФ. Он принимает решение об отставке Правительства РФ или отдельных министров. При осуществлении своих полномочий П. РФ взаимодействует с палатами ФС РФ. Он назначает своих полномочных представителей в СФ и ГД, представляет палатам кандидатуры для назначения на ряд государственных должностей и ставит вопросы об освобождении их от этих должностей. П. РФ обращается к ФС РФ с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. П. РФ наделен правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные конституционные и федеральные законы и наделен правом вето. Он вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, назначать референдум. При введении военного или чрезвычайного положения П. РФ незамедлительно сообщает об этом СФ и ГД. Он назначает выборы ГД и имеет право роспуска ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. П. РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. П. РФ представляет РФ внутри государства и в международных отношениях. Он назначает и освобождает дипломатических представителей РФ, осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. П. РФ издает указы и распоряжения. Он вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, осуществляет награждение и присвоение почетных, высших воинских и высших специальных званий, осуществляет помилование. П. РФ обладает иными полномочиями, определенными Конституцией РФ.

П. РФ обладает неприкосновенностью. Его полномочия могут быть прекращены досрочно – в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности ФС РФ с соблюдением конституционно установленной процедуры. В этих случаях выборы проходят не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий П. РФ. Временное исполнение обязанностей П. РФ осуществляет Председатель Правительства РФ.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает правовыми, социальными и иными гарантиями, установленными Федеральным законом от 12 февр. 2001 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Глава 22. Президент Российской Федерации

Страница 1 из 4

 

§ 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти

Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должност­ного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устой­чивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть гла­ва государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ го­сударства и официальный представитель народа. Глава государст­ва призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфлик­тов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государ­ства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы го­сударства номинальны, в других — они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет опреде­ленные собственные полномочия, т. е. высшие представитель­ские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции ни­кому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия — например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимо­сти от политических условий и исторических традиций. В госу­дарствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как предста­вительские. Столь же слабо они выражены в республиках парла­ментского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство изби­рает тип президентской (США) или полупрезидентской (Фран­ция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или, нахо­дясь как бы вне ее, фактически ее контролировать.

Когда говорят о положении главы государства в системе орга­нов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демо­кратическом правовом государстве всегда действует принцип раз­деления властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей — законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя полностью отнести ни к законодательной, ни к судебной.

Другое дело — взаимоотношения главы государства с испол­нительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в од­ну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конститу­ции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти — ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком по­ложении, не отрицающем принцип разделения трех властей, об­разуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом кон­ституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа — это всегда множество единоличных полномочий. Глава государст­ва не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиаль­ный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законода­тельной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парла­мента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с оп­ределенным участием парламента), которое в силу этого приобре­тает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопар­тийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический ха­рактер правового государства —  напротив, она в определенных условиях оказывается единственно возможным инструментом со­хранения конституционного порядка.

Конституционный   статус   Президента   Российской   Федерации.

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанно­сти и не могло, выходя за установленные пределы, своими дейст­виями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус закрепляется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе ор­ганов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы го­сударства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительст­вом или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, по­лучая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значитель­ными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком пар­тийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали право­вые акты без коллегиального рассмотрения.

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации об­щенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полно­мочия Президента Б. Н. Ельцина определялись уже новой Кон­ституцией.

По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой госу­дарства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполни­тельной власти». Изменение конституционной формулы не озна­чает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении чет­вертой, основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с дву­мя другими властями, но в основном — с исполнительной вла­стью.

Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки не­которых политических деятелей, увидевших в смене конститу­ционной формулы стремление наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт пяти десятилетий анало­гичного положения Президента во Франции убедительно свиде­тельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не су­ществует. То же подтвердилось и опытом первого президентства в Российской Федерации.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходи­мо помнить важную особенность его положения как главы феде­ративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих из­бирателей, т. е. население различных регионов, и отсюда неиз­бежность известной несогласованности некоторых выражаемых депутатами  парламента интересов.    Но  Президент  РФ,  получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет сово­купные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах од­них регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональ­ных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает непри­косновенностью. Это означает, что до отставки Президента про­тив него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доста­вить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, возможно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столи­це, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-пре­зидента. В президентских республиках этот пост иногда сущест­вует (США), а иногда его нет. В Российской Федерации упразд­нение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием поли­тической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах как раз выполняет вице-президент.

Основные функции Президента Российской Федерации. Основ­ные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

1)         является гарантом Конституции РФ, прав и свобод челове­ка и гражданина;

2)         в установленном Конституцией РФ порядке принимает ме­ры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государствен­ной  целостности,   обеспечивает согласованное  функционирова­ние и взаимодействие органов государственной власти;

3)         в соответствии с Конституцией РФ и федеральными зако­нами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ — быть гаран­том Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституцион­ные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он вправе обращаться к любому федеральному органу вла­сти и органу власти субъекта РФ с требованием привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Прези­дент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъ­ектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать фе­деральной Конституции, то функцию Президента РФ следует по­нимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конститу­цию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушают­ся права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до приме­нения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступ­ные банды или незаконные вооруженные формирования, от ко­торых исходит прямая и реальная угроза территориальной цело­стности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной забо­ты об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полно­мочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть, неизбежная в лю­бом государстве, не является сама по себе нарушением демокра­тии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное об­жалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граж­дан  Президент обязан разрабатывать и  предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др. ), по борьбе с организован­ной преступностью, против терроризма.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функ­ция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент дол­жен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискрецион­ные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего ра­зумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть по­этапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном на­падении или других грубых формах внешней агрессии, когда тре­буются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает сложный порядок объявления войны, но в наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президен­та быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела, разви­тие сепаратизма, организованного терроризма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положе­ния, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помо­щью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Кон­ституции РФ не обладают).

Весьма сложной и ответственной является функция Прези­дента  РФ  по  обеспечению  согласованного  функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франции и др.) Президент РФ не называется в Кон­ституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, от­куда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные вла­сти не находят согласованных решений или порождают кон­фликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Прези­дент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и дру­гим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определе­ния основных направлений внутренней и внешней политики госу­дарства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществ­ляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотноше­ния Президента и парламента в данном процессе — весьма болез­ненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательно­го процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически ор­ганизовать на теоретической и экспертной базе разработку про­блем внутренней и внешней политики, собрать для этого необхо­димую информацию и т. д. в большей мере под силу Президенту. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федераль­ного Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность от­корректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируют­ся и дополняются Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2006 г. ). Под безопасностью понимается состояние за­щищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объек­там безопасности относятся: личность — ее права и свободы, об­щество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная це­лостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются указанным Законом субъектами безопасности.

В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руково­дство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасно­сти, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следова­тельно, именно Президент РФ напрямую (т. е. минуя Председа­теля Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Фе­деральной службой охраны, формированиями гражданской обо­роны, пограничными войсками, внутренними войсками, силами безопасности средств связи и информации и др. Эти силы управ­ляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руко­водители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопас­ности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охра­ны, Служба внешней разведки, Министерство по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последст­вий стихийных бедствий, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Государственная фельдъегерская служба).

На Президента РФ возложен ряд важных полномочий по борьбе с терроризмом. Он определяет основные направления го­сударственной политики противодействия терроризму, устанав­ливает компетенцию по борьбе с терроризмом органов власти, руководство которыми он осуществляет, принимает решение об использовании за рубежом Вооруженных Сил и подразделений спецназа для борьбы с террористической деятельностью (Феде­ральный закон «О противодействии терроризму»). Указом от 15 февраля 2006 г. им был образован Национальный антитерро­ристический комитет и утверждено Положение о нем. Комитет под руководством Директора ФСБ готовит предложения Прези­денту по формированию государственной политики противодей­ствия терроризму и по совершенствованию законодательства, ко­ординирует деятельность органов власти и проч.

Представительские функции  Президент осуществляет едино­лично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутри стра­ны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других го­сударств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать по­слов и представителей в другие государства. В соответствии с ме­ждународным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объяв­лены недействительными).

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 4.

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 4.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 80.
  1. Президент Российской Федерации является главой государства.
  2. Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, он принимает меры по защите суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
  3. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
  4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81.
  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого голосования при тайном голосовании.
  2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
  3. Никто не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
  4. Порядок избрания Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Статья 82.
  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Обязуюсь при исполнении своих полномочий Президента Российской Федерации уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
  2. Присяга принимается в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 83.
Президент Российской Федерации: а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; г) вносит в Государственную Думу кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; вносит в Государственную Думу предложение об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров по представлению Председателя Правительства Российской Федерации; е) вносит в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российская Федерация; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначают судей других федеральных судов.
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; з) одобряет военную доктрину Российской Федерации; и) формирует аппарат Президента Российской Федерации; к) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации; л) назначает и освобождает от должности Верховное Главнокомандующее Вооруженных Сил Российской Федерации; l) назначать и отзывать после консультаций с ответственными исполнительные комитеты или комиссии Федерального Собрания, дипломатические представительства Российской Федерации при иностранных государствах и международных организациях.
Статья 84.
Президент Российской Федерации: а) назначает выборы в палаты Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; в) назначить референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и издает федеральные законы; е) представлять Федеральному Собранию ежегодные сообщения о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Статья 85.
  1. Президент Российской Федерации может использовать порядок разрешения споров для урегулирования разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации Российская Федерация. Если решение не согласовано, он может передать спор на рассмотрение в соответствующий суд.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если такие действия противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушать права и свободы человека и гражданина до решения вопроса в соответствующем суде.
Статья 86.
Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные грамоты и грамоты об отзыве аккредитованных при нем дипломатических представителей.
Статья 87.
  1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
  2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы таковой Президент Российской Федерации вводит военное положение на территории Российской Федерации или в ее местностях с немедленным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думы .
Статья 88.
В случаях и порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, Президент Российской Федерации вводит чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в ее местностях с немедленным уведомлением Совета Федерации и Госдума.
Статья 89.
Президент Российской Федерации: а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации и высшие воинские звания и высшие специальные звания; в) помиловать.
Статья 90.
  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 91.
Президент Российской Федерации неприкосновенен.
Статья 92.
  1. Президент Российской Федерации вступает в свои полномочия с момента принесения им присяги и прекращает осуществление таких полномочий с истечением срока его полномочий с момента вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации приведен к присяге в.
  2. Полномочия Президента Российской Федерации прекращаются в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия либо в случае отрешения от должности. В таких случаях новые выборы Президента Российской Федерации проводятся не позднее чем через три месяца после досрочного прекращения полномочий Президента.
  3. Во всех случаях невозможности исполнения Президентом Российской Федерации своих обязанностей эти обязанности временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения об изменении или пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Статья 9.
  1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого против него обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении, подтвержденном постановлением Верховного Суда Российской Федерации о наличии признаков преступления в действиях Президента и определением Конституционного Суда Российской Федерации, подтверждающим соблюдение порядка предъявления обвинения.
  2. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимаются двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее чем одного -трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образуемой Государственной Думой.
  3. Решение Совета Федерации об отрешении от должности Президента Российской Федерации принимается в течение трех месяцев со дня предъявления обвинения Президенту Государственной Думой. Обвинение против Президента считается отклоненным, если решение Совета Федерации не будет принято.

Совет безопасности России: место встречи политики, личности и процесса

Россия

Марк Галеотти

Октябрь 2019 г., номер 041

Резюме

  • Совет Безопасности, самостоятельный элемент более широкой Администрации Президента Российской Федерации, является центральным органом, ответственным за разработку и реализацию политики, связанной с безопасностью.
  • Он играет множество формальных и неформальных ролей, а также обладает значительным влиянием — не в последнюю очередь из-за доверия, которое президент России Владимир Путин оказывает его секретарю-ветерану Николаю Патрушеву. Однако он не имеет прямой власти над силовыми структурами и министерствами и часто является скорее посредником в достижении консенсуса, чем кем-либо еще.
  • Как структуру ее лучше всего можно охарактеризовать как консервативную реформаторскую: ее руководство привержено сохранению существующей в России стратегической культуры и оперативного кодекса, но также понимает необходимость технических реформ для сохранения основ.

Совет Безопасности России (СБ, для совет безопасности ) был создан в 1992 году как правопреемник и аналог Совета безопасности СССР. Согласно статье 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. «О Совете Безопасности Российской Федерации» он является конституционным совещательным органом, подготавливающим решения Президента Российской Федерации по вопросам государственной безопасности, общественной безопасности, экологическая безопасность, личная безопасность, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (далее – национальная безопасность), организация обороны, военное строительство, оборонное производство, военное и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также по международному сотрудничеству в области безопасности. 1

Формально Управление Администрации Президента (АП: администрация президента ), на практике это функционально автономный орган, секретариат которого работает в основном в офисах на Ипатьевском переулке, недалеко от основного узла АП на Старой площади в г. Москва. Он возглавляется президентом и состоит из постоянных членов, входящих в его состав ex officio , таких как министры обороны и иностранных дел и другие лица, назначаемые президентом. Секретарь — с 2008 года это Николай Патрушев — назначается и подчиняется непосредственно президенту, но ведет повседневную деятельность СН и его секретариата. Секретарь также руководит рядом постоянных комитетов, занимающихся вопросами от экологической безопасности до дел Содружества Независимых Государств.

Для некоторых СБ по существу является призраком правящего Политбюро Коммунистической партии СССР; для других это «когда-то очень влиятельный центр власти, затем место почетного выхода на пенсию отслуживших свой срок бюрократов». 2  Однако представляется, что, несмотря на его значительное влияние, его фактическая власть ограничена и в значительной степени принадлежит самому Патрушеву.

Марк Галеотти

Членство в НС по состоянию на 15 сентября 2019 г.

На практике НС и его секретариат выполняют пять основных функций:

  1. Разработка заявлений высокого уровня о государственной политике, таких как Стратегия национальной безопасности 2015 года. Роль НС здесь заключается как в разработке такой политики, так и в том, чтобы быть посредником в интересах различных институциональных заинтересованных сторон.
  2. Обеспечьте место, где ключевые правительственные фигуры могут встретиться, чтобы обсудить политику безопасности на официальном уровне. Однако, как будет показано ниже, речь идет не столько о формировании политики, сколько о ее выполнении и разрешении любых практических споров, которые она может создать.
  3. Неофициально СБ — это место, где силовиков («силовики» — сотрудники вооруженных сил и силовых структур) могут встретиться, высказать свое мнение и обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес. Помимо официальных заседаний, на которых присутствуют министры и главы ведомств, регулярная рутина других встреч предлагает аналогичные возможности для их заместителей и вышестоящих подчиненных — возможно, даже более важную и полезную функцию.
  4. Обеспечьте аналитическую поддержку президенту и более широкому AP, особенно в том, что касается материалов, связанных с разведкой.
  5. Секретарь SB аналогичен советнику по национальной безопасности США и предоставляет регулярные брифинги и советы. Госсекретарь также часто выступает в качестве «дипломата по вопросам безопасности» на переговорах на высшем уровне как в России, так и за рубежом.

SB во многом аналогичен той части британского кабинета министров, которая занимается поддержкой Совета национальной безопасности и Объединенной разведывательной организации.

Больше, чем Патрушев?

Кремль.ру

Расширенное заседание Совета Безопасности, 16.04.2019
Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко перед началом расширенного заседания Совета безопасности.

Поскольку Патрушев был секретарем СН более десяти лет (ни один из его предшественников не проработал более трех лет, а многие — всего несколько месяцев), 3  неизбежно, что представления о роли и силе и его главный становится размытым. Патрушев обладает значительной институциональной властью благодаря своему положению, но его авторитет также отражает его личные качества и связи.

Он бывший глава Федеральной службы безопасности (ФСБ: федеральная служба безопасности ) и покровитель своего преемника Александра Бортникова. Похоже, у него также продуктивные отношения с Путиным, который назвал его одним из своих надежных союзников в своей автобиографии. 4  Однако он не входит в число личных друзей президента. Он не ходит с ним на охоту, как министр обороны Сергей Шойгу, не ходит с ним на ковер для дзюдо или на хоккейную площадку, как состоятельные братья Ротенберги или Геннадий Тимченко. Вместо этого, как и в случае с бывшим главой АП Сергеем Ивановым, отношения Патрушева с Путиным основаны на лояльности, идеологической близости, общем прошлом в службах безопасности (в частности, в КГБ) и, в конечном счете, на доверии президента. 5

У Патрушева, безусловно, есть свои ястребиные планы. Он неоднократно высказывал мнение, что Запад — под которым он в основном подразумевает Соединенные Штаты — стремится ограничить или даже демонтировать Россию. Он был одним из сторонников аннексии Крымского полуострова в 2014 году и с тех пор принял новое геополитическое противостояние. 6  Либеральный обозреватель с хорошими связями Алексей Венедиктов изображает его как лидера того, что Венедиктов называет «мобилизационной партией» внутри элиты — партии, движимой видением этатистской, националистической и авторитарной России, фракции, в которую входят такие фигуры, как глава «Роснефти» Игорь Сечин и финансист Юрий Ковальчук. 7 Действительно, Андрей Пионтковский, который, разумеется, не является другом Кремля, говорит, что Патрушев «видит себя при Путине во время Четвертой мировой войны военным чекистским диктатором». 8  В частности, на него также возложили неофициальную ведущую ответственность за политику на Балканах (включая, как указано ниже, попытку государственного переворота в Черногории в 2016 году).

Точно так же, учитывая продолжительность его пребывания в должности и его личный характер, который один из бывших инсайдеров описал как «решительный, проницательный, как Путин, с более острым чувством юмора» 9 — неизбежно, что он построил секретариат НС по своему образу и подобию. Он сам выбирает себе заместителей и их помощников, за исключением, пожалуй, бывшего министра внутренних дел Рашида Нургалиева, которому нужно было найти подходящую новую работу, когда его прежняя должность стала несостоятельной.

Однако способность Патрушева формировать остальных сотрудников СБ не следует переоценивать. Высшие эшелоны российской политической системы привлекают амбициозных, оппортунистических и прагматичных личностей, способных сегодня заявить о верности своему покровителю, а завтра беспристрастно изменить свою лояльность. Несколько бывших сотрудников СБ перешли на более высокие должности и теперь придерживаются взглядов, отличных от взглядов Патрушева. Глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин был первым заместителем секретаря СБ с 2008 по 2013 год и, по слухам, получил свою (прибыльную) новую должность благодаря связям с Патрушевым. Однако с тех пор он отошел от политической фракции своего бывшего патрона к другому старому коллеге, первому заместителю главы Администрации президента Сергею Кириенко.

Культура и влияние

Является ли СО по существу продолжением воли и мировоззрения Патрушева или телом, в котором есть место для множества точек зрения (в относительно узких пределах) и соперничающих вотчин, есть четыре ключевых вопроса о организация, ее идентичность и ее роль в российской политике.

1. Является ли НС руководящим или административным органом?

Мужчины (и одна женщина) в SB представляют ключевых игроков в российской политической системе, и любое учреждение, в котором все эти игроки заседают, обязательно является средоточием власти. Однако является ли НС мощным сам по себе или просто в силу своего членства? И, соответственно, это место, где принимаются решения или просто обнародуются и организуются?

Трудно доказать так или иначе из-за непрозрачности российской системы. Однако, по-видимому, мало доказательств того, что официальные заседания НС всерьез предназначены для принятия важных решений: заседания большие, а расписание относительно плотное. Когда есть возможность определить точки, в которых принимаются решения, это обычно включает в себя небольшие специальные группы. Решение об захвате Крыма, например, похоже, было принято на встрече Путина, Патрушева, Бортникова и бывшего главы АП Сергея Иванова после более продолжительной стратегической сессии, в которой участвовали другие постоянные члены СН. 10

 

Кремль.ру

Встреча с постоянными членами Совета Безопасности. Спецпредставитель Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, 26 октября 2019 г. межведомственное сотрудничество), а иногда и для разрешения споров.

2. Командует или координирует SB?

Является ли НС учреждением, которое управляет операциями, даже если только на стратегическом уровне? Данные свидетельствуют о том, что это не так: он делегирует такие функции другим органам или просто способствует постановке задач. Отчасти это просто продукт размера. Секретариат НС увеличился с 200 сотрудников, которые он имел в 2000 году, но этого недостаточно, чтобы переполнить существующие помещения, и у него много повседневных административных и аналитических обязанностей. 11  Возможность СБ проводить политику также ограничена фундаментальной напряженностью: сам Патрушев может быть «игроком», но для того, чтобы СБ мог выполнять свою основную функцию посредника и координатора в зачастую людоедском аппарате безопасности, ему необходимо спокойно заниматься деятельностью, которая наступит на пятки другим агентствам. Даже авантюра Патрушева в Черногории была инициирована националистическим минигархом и в значительной степени проводилась военной разведкой. 12

С этой целью роль СБ чаще заключается в предоставлении полномочий и мониторинге постоянно действующих групп, таких как Национальный контртеррористический комитет (который возглавляет директор ФСБ, но подчиняется СБ) и специальных оперативных групп ( например, тот, который занимался безопасностью зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году). Его, опять же, возглавил офицер ФСБ Олег Сыромолотов, в то время заместитель директора службы и начальник Службы контрразведки (СКР), но с учетом как важности события, так и необходимости того, чтобы это было бесперебойно работающим межведомственным предприятие, группа безопасности Сочи не только сообщила СБ, но и «кураторы» из Ипатьевского переулка, по-видимому, «были наготове, если нужно было оказать давление на какое-либо [агентство], не играющее в полной мере свою роль». 13

3. Является ли SB политическим деятелем или импресарио?

Очевидно, что НС играет более широкую политическую роль. Он влияет на законодательство, его высокопоставленные должностные лица делают публичные заявления, он информирует политиков и журналистов и определяет общую программу безопасности правительства. Опять же, вопрос заключается в следующем: насколько это самостоятельный игрок, продвигающий свою собственную повестку дня; и насколько это просто рука Кремля или АП, управляющая другими во имя их повестки дня?

НС, безусловно, играет важную роль в инициировании, лоббировании и даже написании ключевых законодательных и политических решений. Это особенно очевидно там, где нет мощного института, уже определяющего политику, что позволяет предположить, что НС далеко не так доминирует, как некоторые могут предположить. Таким образом, Минобороны и Генштаб по-прежнему имеют самый громкий голос по военным делам, например, и ФСБ по контрразведке. Однако информационная безопасность является хорошим примером области политики, в которой имеет влияние НС. Так называемые «законы Яровой», якобы направленные на борьбу с терроризмом посредством контроля над технологиями и Интернетом, хотя и названы в честь их парламентского спонсора Ирины Яровой, обычно считаются разработанными СБ. 14 Аналогичным образом, в своем недавнем решении зарезервировать ключевые частоты 5G для использования в военных целях Путин, похоже, следовал рекомендациям SB. 15

Олег Елков/Getty Images

Фасад здания российского парламента в Москве с гербом России и надписью «Госдума»

4. Является ли СН мозговым центром или секретариатом?

Генерирует ли и развивает ли SB свои собственные идеи или это действительно информационный центр для идей других? В более широком смысле, если он играет какую-либо роль в качестве передового института, выполняет ли он по существу консервативную роль, контролируя приверженность отдельных лиц и организаций установленной стратегической культуре и операционному кодексу, 16  или он может изменить эту культуру и код?

Патрушев явно является громкой и заметной фигурой в российской внешней политике и политике безопасности, но, как отмечалось ранее, действительно существует различие между ним и секретариатом Совета Безопасности и его административной ролью. Последний явно делает больше, чем просто сопоставляет и согласовывает мнения других учреждений, особенно когда речь идет о разработке первичных документов, но он также сильно зависит от получения согласия не только президента, но и ключевых заинтересованных сторон.

Таким образом, SB, вероятно, лучше всего можно охарактеризовать как консервативного реноватора, чье руководство считает его приверженным сохранению существующего кодекса и культуры, но, как и любой разумный консерватор, они понимают необходимость технической реформы для сохранения основ. Хорошим примером может служить Доктрина информационной безопасности 2016 года, в разработке которой СБ сыграл главную роль: в ней были применены существующие подходы к этой возникающей области разногласий.

Учитывая его роль изобретательного, авторитетного и центрального координатора и исполнителя идей, разработанных в других местах, SB является одновременно актером и театром. Дело в том, что Патрушев не смог использовать его для непосредственного формирования политики. Вместо этого он полагается на свои личные отношения с Путиным и на свои silovik союзников, в котором подчеркивается, что его позиция сильна как минимум потому, что он ее занимает, а не из-за ее неотъемлемого авторитета. Во многом это метафора самого SB.

Для академического цитирования

Марк Гарлеотти, «Совет безопасности России: где встречаются политика, личность и процесс», Marshall Center Security Insight , no. 41, октябрь 2019 г.,
https://www.marshallcenter.org/en/publications/security-insights/russias-security-council-where-policy-personality-and-process-meet-0.

Notes

1 Дмитрий Медведев, «О Совете безопасности Российской Федерации», 6 мая 2011 г.

2 Дж. Уильям Дерлет, «Эволюция российской политики: дело Совет Безопасности», Коммунистические и посткоммунистические исследования , Vol. 29, № 1, март 1996 г.; Каролина Вендил, «Совет безопасности России», European Security , № 10, Vol. 2, лето 2001 г.; Леонид Волков, «Истерика пенсионеров», Спектр , 18 июля 2016 г., https://doi.org/10.1016/S0967-067X(96)80011-0.

3 Юрий Скоков (апрель 1992 г. – май 1993 г.), Евгений Шапошников (июнь 1993 г. – сентябрь 1993 г.), Олег Лобов (сентябрь 1993 г. – июнь 1996 г.), Александр Лебедь (июнь 1996 г. – октябрь 1996 г.), Иван Рыбкин (O99c1996) — март 1998 г.), Андрей Кокошин (март 1998 г. — сентябрь 1998 г.), Николай Бордюжа (сентябрь 1998 г. — март 1999 г.), Владимир Путин (март 1999 г. — август 1999 г.), Сергей Иванов (ноябрь 1999 г. — март 2001 г.), Владимир Рушайло (март 2001 г. – март 2004 г.), Игорь Иванов (март 2004 г. – июнь 2007 г.), Валентин Соболев (и.о.) (июнь 2007 г. – май 2008 г.), Николай Патрушев (май 2008 г. – настоящее время).

4 Владимир Путин, Первое лицо (Нью-Йорк: Hachette [PublicAffairs]), 2000, с. 201.

5 Отличный взгляд на сложности отношений Путина с Ивановым см. в главе 8 Михаила Зыгаря, Все люди Кремля: Внутри суда Владимира Путина (Нью-Йорк: Hachette [PublicAffairs]), 2016.

6 Роже Канет, изд. Routledge Handbook of Russian Security (Абингдон, Великобритания: Routledge), 2019 г., стр. 127–128.

7 Алексей Венедиктов, «Будем наблюдать», интервью с Сергеем Бунтманом, Эхо Москвы , 20 апреля 2019 г., https://echo.msk.ru/programs/observation/2410945-echo/.

8 Андрей Пионтковский, «Жизнь после смерти. Андрей Пионтковский — о Путине у власти», Радио Свобода , 14 августа 2019 г., https://www.svoboda.org/a/30106033.html.

9 Беседа с автором, Москва, 2013.

10 Стивен Ли Майерс, «Переход России в Украину, как говорят, родился в тени», New York Times , 8 марта 2014 г., https://www.nytimes.com/2014/03/08/world/europe/russias -переехать-на-украину-сказал-быть-рожденным-в-тенях.html; BBC News, «Путин раскрывает секреты российского плана захвата Крыма», 9 марта 2015 г., https://www.bbc.co.uk/news/world-europe-31796226.

11 Это обсуждается далее в книге Марка Галеотти, Управление хаосом: как Россия управляет своей политической войной в Европе , Аналитическая записка ECFR, 1 сентября 2017 г. , https://www.ecfr.eu/publications/summary/controlling Chaos, как Россия ведет свою политическую войну в Европе.

12 Ховард Амос, «Человек Владимира Путина на Балканах», Politico , 21 июня 2017 г., https://www.politico.eu/article/vladimir-putin-balkans-point-man-nikolai- Патрушев/; Марк Галеотти, Ждут ли западные Балканы грядущую российскую бурю? Политическая записка ECFR, 4 апреля 2018 г., https://www.ecfr.eu/publications/summary/do_the_western_balkans_face_a_coming_russian_storm.

13 Разговор с офицером МВД, участвовавшим в операции, Москва, 2015 г. См. также Марк Галеотти, «Современная борьба с терроризмом в Сочи: больше похоже на контрразведку», В тени Москвы, веб-страница, 14 февраля 2014 г., https ://inmoscowsshadows.wordpress.com/2014/02/14/modern-counter-terrorism-in-sochi-more-like-counter-espionage/.

14 Мария Коломыченко и Полина Никольская, «Российские меры безопасности в области телекоммуникаций зашли в тупик — требуется иностранная помощь», Reuters, 5 июля 2018 г. , https://www.reuters.com/article/idUSKBN1JV12Y; «Ну, как в интернете посидели: «Пользователи прокомментировали подписание законов Яровой», Московский комсомолец , 7 июня 2016 г., https://www.mk.ru/politics/2016/07/07/nu-kak-v-internete-posideli-polzovateli-prokommentirovali-podpisanie-zakonov-yarovoy.html.

15 «Путин не отдает операторам популярные частоты для 5G», Ведомости , 15 августа 2019 г., https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/08/14/808820-putin-ne -отдает.

16 Стратегическая культура.0120 операционный код — это более детализированное и часто более быстро развивающееся понятие о том, как лучше всего действовать в условиях конфликтов.

Об авторе

Марк Галеотти является почетным профессором Школы славянских и восточноевропейских исследований UCL и старшим научным сотрудником Королевского объединенного Институт международных отношений в Праге и ранее возглавлял его Центр европейской безопасности. В настоящее время базируется в Лондоне на 2018-19 учебный год.он стипендиат Жана Монне в Европейском университетском институте. Он является экспертом и плодовитым автором по транснациональной преступности и вопросам безопасности России.

Стратегическая инициатива России (RSI)

Эта программа исследований, возглавляемая GCMC и финансируемая RSI (Усилия Министерства обороны США по углублению понимания российского способа ведения войны с целью информирования о стратегии и планировании), использует углубленные тематические исследования, чтобы лучше понять стратегическое поведение России, чтобы смягчить просчеты в отношениях.

The Marshall Center Security Insights

Европейский центр исследований в области безопасности им. Джорджа К. Маршалла в Гармиш-Партенкирхене, Германия, немецко-американское партнерство стремится создавать и укреплять всемирные сети для решения вызовы глобальной и региональной безопасности.