Статья 117 \ КонсультантПлюс

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .

4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов .

4.1. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации .

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения .

6. Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 109 Конституции Российской Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации .

Парламентская республика

2017: Исаков В.Б. |

2015: Балашов А.И. | Малько А.В. |

2013: Мухаев Р.Т. |

2012: Зиннуров Ф.К. |

2010: Мардалиев Р.Т. |

2009: Кашанина Т.В. |

2007: Баранов П.П. |

2003: Мальцев Г.В. |

2002: Бошно С.В. |

Исаков В.Б.:

Парламентарные республики по структуре высших органов власти напоминают парламентарные монархии, за тем исключением, что главой государства в них обычно является президент, обладающий сходными с конституционным монархом полномочиями. Чаще всего президента в парламентарной республике назначает парламент, который, в свою очередь, избирается населением. Глава победившей на выборах в парламент партии становится премьер-министром и формирует свой кабинет. Премьер-министр несет ответственность перед парламентом. К парламентарным республикам относят такие государства, как ФРГ, Италия и др.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. — 2017

Балашов А.И.:

В парламентарной республике важнейшим органом государственной власти является парламент и в качестве самостоятельных органов власти существуют независимые суды. Правительство формируется на основе соотношения партийных сил в парламенте и несет перед ним ответственность. Однако в силу того, что правительство опирается на парламентское большинство, его значение также велико, и реально оно превращается в важнейший центр принятия решений, добивающийся одобрения своих решений парламентом.

Роль главы государства (президента) в парламентарной республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осуществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра.

Избирается глава государства в парламентарных республиках, как правило, парламентским путем, то есть либо членами парламента, либо коллегией выборщиков, в состав которой входит не менее половины депутатов парламента. Однако могут быть исключения. Например, в Австрии и в Украине президенты избираются всеобщим голосованием граждан. К парламентарным республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

Правоведение // Балашов А.И., Рудаков Г.П. — 2015

Малько А.В.:

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Основы государства и права // Малько А.В. — 2015

Мухаев Р.Т.:

В парламентской республике правительство формируется победившей на выборах партией (или коалицией партий), т.е. партией, которая располагает большинством мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом.

Власть президента ограниченна, поскольку он выбирается парламентом. Президент является главой государства и по конституции имеет право назначать правительство. Однако на практике правительство формируется партией или партиями, победившими на выборах. Хотя конституции парламентских республик наделяют президента широкими полномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, является главнокомандующим вооруженными силами), осуществлять их он может лишь по предложению правительства и премьера.

Достоинством парламентской республики с двухпартийной системой является эффективное правительство и единство органов верховной государственной власти.

Дело в том, что правительство (исполнительная власть) назначается и контролируется парламентом (законодательной властью) и опирается на парламентское большинство. При наличии такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы, эффективно реагировать на современные вызовы и угрозы.

Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки. Так, многопартийные парламентские республики крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не имеет большинства в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно. Так, в Италии часто повторяющиеся правительственные кризисы (где примерно два раза в год сменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий в парламенте не могут договориться о единой программе действий.

В двухпартийных парламентских республиках победившая на выборах партия не только формирует правительство, но и контролирует парламент. Доминирование исполнительной власти принижает значение единственного выборного органа — парламента.

Правоведение // Мухаев Р.Т. — 2013

Зиннуров Ф.К.:

B парламентарной республике ведущая роль в осуществлении государственной власти принадлежит парламенту, наделенному ши­рокими законодательными и контрольными функциями. Прави­тельство формируется парламентским путем из числа депутатов от политических партий, которые располагают большинством голосов в парламенте. Оно осуществляет исполнительную власть, несет от­ветственность перед парламентом, нуждается в его доверии и в слу­чае утраты такого доверия либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досроч­ных парламентских выборов. Глава государства избирается парла­ментом или образуемой им специальной коллегией: исключение есть в Австрии, где его избирает население страны. B ряде госу­дарств (Германия, Италия и др.) глава государства именуется пре­зидентом, однако от этого парламентарная форма правления не ме­няется. Такой президент не возглавляет исполнительную власть, не назначает по своему усмотрению членов правительства и не кон­тролирует его работу.

Он обнародует законы, издает некоторые дек­реты, может при наличии указанных в законе условий распустить парламент, считается главнокомандующим вооруженными силами, но тем не менее его полномочия весьма ограниченны.

Правоведение // Зиннуров Ф.К. — 2012

Мардалиев Р.Т.:

Парламентская республика — разновидность формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной власти принадлежит парламенту. Избранный населением, он принимает все ключевые стратегические решения в жизни страны, формирует правительство, которое ответственно только перед ним.

Правительство может быть составлено только теми политическими силами (партиями), которые имеют большинство в парламенте. Реальная же власть в таких государствах сосредотачивается в исполнительной власти, то есть в правительстве, которое каждодневно управляет страной.

Эта юридическая особенность оказывает влияние и на политическую структуру власти (в таких государствах центральной политической фигурой является вовсе не Президент, а глава правительства).

Именно он согласовывает с парламентом и проводит всю внутреннюю и внешнюю политику, а порой является и верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Австрия, Болгария, Венгрия, Индия и многие другие.

Правоведение // Мардалиев Р.Т. — 2010

Кашанина Т.В.:

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии.

Парламентская республика — менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др. ). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Российское право // Кашанина Т.В. — 2009

Баранов П.П.:

Признаки парламентской республики:

  1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.
  2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.
  3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.
  4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

Правоведение // Баранов П.П. — 2007

Мальцев Г.В.:

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

Правоведение // Мальцев Г.В. — 2003

Бошно С.В.:

К этой форме правления относится все сказанное о парламентской монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме правления слабого президента, который в типичном случае выбирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей, наряду с парламентом, обычно депутатов парламентов субъектов федерации или региональных представителей самоуправления. Главный признак этого типа республики — политическая ответственность правительства перед парламентом. Ответственность эта зачастую солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Правоведение // Бошно С.В. — 2002

Роспуск парламента | Президентское усмотрение

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic На усмотрение президентаКонституционное и административное правоКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic На усмотрение президентаКонституционное и административное правоКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Чаттерджи, Дебтору, «Роспуск парламента», Президентское усмотрение (

Дели

, 2016 г. ; онлайн-издание, Oxford Academic, 20 октября 2016 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199466566.003.0004 , по состоянию на 17 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic На усмотрение президентаКонституционное и административное правоКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic На усмотрение президентаКонституционное и административное правоКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Кратко останавливаясь на ряде мнений экспертов о дискреционных полномочиях конституционного главы отказывать кабинету в роспуске палаты представителей, глава сначала устанавливает точку зрения, что роспуск может быть только по рекомендации кабинета, никогда в одностороннем порядке конституционным главой. Затем в нем приводятся случаи отказа конституционного главы, охватывающие все Содружество. Также приводятся некоторые интересные ситуации из индийской сцены, где роль президента в вопросе роспуска была значительной. Затем обсуждается роль премьер-министра в отличие от его кабинета, особенно когда он / она придерживается точки зрения меньшинства, рекомендуя роспуск.

Ключевые слова: роспуск, парламент, отказ, поставка, губернатор, президент, недоверие, королева Виктория, генерал-губернатор, роспуск дома, парламент, отказ, поставка, губернатор, президент, недоверие, королева Виктория, генерал-губернатор, дом

Предмет

Конституционное и административное право

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Президент распускает парламент перед выборами

Перейти к основному содержанию Отключить обновление

Сейчас читаю

Черногория: Президент распускает парламент перед выборами

  • Подписаться Подписаться
  • Электронная версия

ПОДГОРИЦА, Черногория (AP) — Президент Черногории, который баллотируется на переизбрание в эти выходные, распустил парламент в четверг, проложив путь к досрочным парламентским выборам в ближайшем будущем.

Президент Мило Джуканович издал указ о роспуске парламента через три месяца после того, как правительству Черногории было вынесено вотум недоверия, и после того, как законодатели не смогли избрать новый.

Ожидается, что

Джуканович назначит дату досрочных выборов в пятницу.

В воскресенье в Черногории пройдут президентские выборы. Аналитики предсказывают, что голосование не выявит явного победителя и что прозападный действующий президент столкнется с одним из нескольких претендентов во втором туре две недели спустя.

Среди его противников есть кандидаты от нескольких партий просербского альянса.

Джуканович и его Демократическая партия социалистов привели Черногорию к независимости от Сербии в 2006 году и к вступлению в НАТО в 2017 году. Но столкнувшись с обвинениями в коррупции, партия проиграла на парламентских выборах 2020 года альянсу партий, стремящихся к более тесным отношениям с Сербией и Россией.

С тех пор правящая коалиция находится в беспорядке, создав политический тупик, который затормозил заявку Черногории на вступление в Европейский Союз.