«Пренебрегать возможностью использовать научные данные в общественной жизни

«Пренебрегать возможностью использовать научные данные в общественной жизни — это значит принижать значение науки» (А. Франс).


Смысл данного высказывания заключается в пренебрежении людьми научными знаниями.
В данном тексте автор поднимает проблему отказа от использования ранее известных научных фактов, порой, люди, совсем не просвещены а данной области. И это очень плохо. Ведь общество складывается из индивидов, которые и задают его настроение. И если необразованных, неграмотных, пренебрегающих научными данными людей будет в большинстве, то оставшиеся люди совершат регресс в области образования.


Я полностью согласна с позицией автора в этом вопросе. Поскольку наука играет важнейшую роль в нашей жизни. А Что же такое наука? Наука-это сфера деятельности людей, направленная на получение и систематизацию знаний о мире. Так же у науки есть ряд признаков, такие как стремление к объективности, целенаправленность и точность. Помимо этого существуют так же методы научного познания, их принято делить на эмпирический и теоретический.

Для аргументации своего мнения обратимся к истории России. Вспомним правление Екатерины 2, тяжёлое время, изнурительная война с Турцией и, конечно же свирепствовавшая в это время Чёрная оспа. Болезнь, от которой вымирали целые города в Европе. Но благодаря науке нашлось спасение для заболевших в тот период, появилась некая «прививка». Императрица болела в то время болевшая оспой нашла в себе силы решится сделать первой эту новомодную прививку. Некоторое время спустя она выздоровела и от болезни остались лишь шрамы на коже, как напоминание, о тяжёлом заболевании.


В качестве второго аргумента может послужить появление первых пенициллинов. Шла Вторая Мировая война и антибиотики были просто необходимо. Тысячи людей погибали от заражений, получаемых из за открытых ран, многие сгорали от высокой температуры из за туберкулеза. Но этот процесс бесчисленных смертей был прерван благодаря созданию учеными первых антибиотиков. Благодаря им было спасено огромное число жизней.

В заключение хочется сказать о важности науки в нашей жизни. Без науки наш мир был бы совсем другим, общество бы не прогрессировало, оно бы стояло на месте, и кто знает на какой стадии эволюции сейчас был бы мир.

ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ

xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai

План эссе по обществознанию (ЕГЭ)

Что может быть прекраснее школьного времени? Но, несмотря на это, приходится сталкиваться со многими трудностями. Самое большое препятствие, которое придется пройти каждому, кто решил окончить 11 классов, – это единый государственный экзамен.

Практически во всех вузах и на всех направлениях нужно сдавать предмет под названием обществознание. Самая тяжелая часть экзамена – сочинение. Поэтому перед написанием нужно составить план эссе по обществознанию и следовать ему строго по пунктам. Только так можно написать красивое сочинение. План эссе по обществознанию, так же как и по другим предметам, должен содержать три главные части: вступление, основную часть и заключение. На каждом пункте мы остановимся подробно.

Зачем нужно уметь писать сочинения?

Все творческие работы заставляют нас излагать свои мысли последовательно, правильно и аргументированно. Это обязательно пригодится в жизни. Даже если просто вести дружескую беседу, то и здесь будет уместна грамотная речь, не насыщенная жаргонизмами и другим «мусором» русского языка.

Также написание сочинений учит нас выявлять основную мысль, которую хотят до нас донести, анализировать, высказывать свое личное мнение о проблеме.

Если говорить об экзаменах, то перед написанием следует разработать подробный план написания эссе по обществознанию. Это поможет вам не заблудиться в собственных мыслях, не отойти от основной проблемы. Некоторым писать сочинения очень нравится, им достаточно составить план написания эссе по обществознанию в голове. Остальным же лучше воспользоваться черновиком, чтобы план всегда находился перед вами.

Вступление и заключение – это короткие части, которые состоят примерно из трех-четырех предложений каждая. Все части отделяются абзацем. Не стоит писать сплошным полотном, это очень тяжело воспринимается читающими. За такую «простыню» вы много баллов не заработаете.

ЕГЭ по обществознанию

Тестовая часть экзамена по обществознанию довольно простая. Нужно ответить на тестовые вопросы, все они имеют 4 варианта ответов. Вторая часть немного труднее. Здесь предлагают дописать пропущенные слова, дозаполнить таблицу или соединить соответствующие пункты.

Самая тяжелая часть – С. Здесь нужно выбрать выражение (цитату) знаменитой личности из нескольких предложенных вариантов. Далее — написать сочинение-рассуждение, посвященное теме высказывания. Для того чтобы справиться с работой и получить хороший балл, нужно составить план эссе по обществознанию. ЕГЭ довольно просто сдать, если немного к нему подготовиться.

Стоит выделять хотя бы по часу в день для самостоятельной подготовки либо нанять репетитора или посещать специализированные курсы для подготовки. Особо обратите внимание на творческую часть. Возможно, составить такой план эссе по обществознанию (ЕГЭ), чтобы использовать его для абсолютно всех тем. Этим мы и предлагаем вам заняться прямо сейчас. Мы выделим основные части, которые должны содержаться в вашем сочинении, приведем основные клише. Все это значительно упростит вашу работу во время единого государственного экзамена.

План

План эссе по обществознанию практически ничем не отличается от такового для других творческих работ. Сейчас мы приведем подробный план сочинения, достаточно подробно распишем, что должно входить в каждую часть. Итак, план эссе по обществознанию выглядит следующим образом:

  1. Вступление. Стоит сразу сказать, что нет никаких жестких требований к данной работе. Главное, чтобы тема была раскрыта. Нужно продемонстрировать свое знание теории и подтвердить фактами из истории, литературы или жизни. Вступление является не обязательным, но желательным. Многие школьники не могут представить себе сочинение без введения. Если для вас сложно начать эссе сразу же с размышлений, сделайте небольшое введение (2-3 предложения). Здесь можно четко сформулировать проблему. Если вступления нет, баллы за это не снижаются.
  2. Смысл цитаты. Эта небольшая часть состоит не более чем из пяти предложений. Совсем не обязательно приводить высказывание полностью. Будет достаточно и ссылки на автора, а далее — трактовки своими словами. Здесь многие используют клише, например: «В высказывании философа Фейербаха рассматривается (или описывается) явление (процесс или проблема) …» или «Смысл высказывания … заключается в том, что…». В примерах вы посмотрите, как правильно пользоваться этими формами.
  3. Теория. В этой части вы должны написать, согласны вы с мнением автора или нет. В большинстве случаев школьники подтверждают мнение и просто переписывают цитату с помощью специальной терминологии. Также в этой части вы можете приводить примеры в защиту своей точки зрения.
  4. Факты. Лучше избегать каких-либо общих фраз, нужно приводить конкретные примеры («как мы знаем из курса химии…», «как говорил известный философ…» и подобные формы).
  5. В заключении нам надо подытожить все, что мы сказали ранее. Школьники часто пользуются такой формой: «Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что…» Вместо троеточия нужно вставить переформулированную основную мысль высказывания.

Вступление

Эссе по обществознанию (план, клише мы уже предоставили) должно быть коротким, но отражать основную мысль. В этой части мы вам приведем примеры возможных вступлений.

  1. «Фейербах – это известный немецкий философ, который утверждал, что теория и практика взаимосвязаны и дополняют друг друга».
  2. «Наиболее интересной для меня цитатой стало высказывание американского писателя Л. Питера, который говорил о высоком предназначении экономической культуры».

Смысл высказывания

Далее план сочинения (эссе) по обществознанию предполагает пару слов о смысле выбранного нами высказывания. Как это сделать, посмотрим на примерах:

  1. «Смысл высказывания очень прост – нужно уметь экономить и правильно распределять ресурсы, что поможет остановить голод во всем мире».
  2. «Поднимая эту проблему, автор говорит о том, что молодое поколение мало что понимает во взрослой жизни. Они как будто иностранцы, не знающие обычаев, образа жизни жителей этой страны.»

Теория

Посмотрим на план составления эссе по обществознанию. Дальше мы должны продемонстрировать наши теоретические знания, полученные на уроках обществознания в школе. Приведем некоторые примеры:

  1. «Поведение каждого отдельного человека имеет большое значение для всего общества. Что такое общество? Это обособленная, но связанная с миром группа. Именно социальный статус определяет модель поведения каждого отдельного человека. Если кто-то выделяется своим поведением, и это неприемлемо в обществе, то подключаются службы социального контроля…»
  2. «Мое мнение таково: я полностью согласен с позицией автора. Действительно, законы играют большую роль в жизни человека. Они помогают и оберегают от дурных, аморальных поступков…»

Факты

Как писать эссе по обществознанию, мы почти разобрались, осталось понять, какие примеры можно приводить в следующем пункте. Факты могут быть подобного рода:

  1. Литературные. Например: «Хотелось бы привести пример из книги «Богатый и бедный папа», где автор Р. Кийосаки говорит о том, что экономическая свобода очень важна…»
  2. Из образования, науки, СМИ и так далее. «В качестве аргумента можно привести историю развития науки химии. Как люди получили знания о возможных реакциях? Конечно, из опытов…»

Заключение

Последняя часть состоит из 1-2 предложений, например:

  1. «Я полностью согласен с высказыванием, ведь только… может привести к…»
  2. «Таким образом, философ… высказал довольно умную мысль… которая требует анализа и размышлений».

fb.ru

Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя. 5-ege.ru поможет вам в написании.

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

Посмотрите также образцы эссе.

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе,  примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

https://5-ege.ru/esse/

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На 5-ege.ru есть и другие примеры эссе по обществознанию.

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация:
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Заключение:
Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.
Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

Рекомендуем:

5-ege.ru

План (структура) эссе по обществознанию / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • План (структура) эссе по обществознанию

 

В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию, выбранному из пяти предложенных. 

 

Эссе — это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

  • Ознакомиться с критериями оценивания эссе.
  • Внимательно прочитать все высказывания; 
  • Выделить в каждом главную идею; 
  • Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы; 
  • Выписать высказывание на отдельном листе бумаге. 
  • Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
  • Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

 

Примерный план сочинения

  1. Вступление 
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод — заключение

Структура эссе по обществознанию

 

 

 

Теперь более подробно о структуре:

 

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

 

2. Проблема и ее актуальность.

Клише:

Данная проблема является актуальной в условиях… 

  • …глобализации общественных отношений; 
  • …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; 
  • …обострения глобальных проблем современности; 
  • …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; 
  • …развития международной интеграции; 
  • …современной рыночной экономики; 
  •  …развития и преодоления мирового экономического кризиса; 
  • …жесткой дифференциации общества; 
  •  …открытой социальной структуры современного общества; 
  • …формирования правового государства; 
  • …преодоления духовного, нравственного кризиса; 
  • …диалога культур; 
  • …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

 

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

 

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль.  Для этого используй клише:

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…» 
  • «Автор обращает наше внимание на то, что…» 
  • «Автор убеждён в том, что…»

 

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения. 

Используй клише:

  • «Я согласен с автором в том, что… » 
  •  «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…» 
  •  «Автор был прав, утверждая, что…» 
  •  «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)» 
  •  «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…» 
  •  «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться» 
  •  «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

 

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

 

6. Примеры из социальной практике, истории и литературы.

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практике, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

 

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

 

7. Вывод. 

В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.

Используйте клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод…» 
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

 

 

Решай:

bingoschool.ru

Как писать эссе по обществознанию на ЕГЭ

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,  
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,  
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко — это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:  

Раскрыть смысл исходного высказывания, или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1.      Необязательная часть – введение.Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2.      Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3.      Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» –  вы будете писать о том, что такое институты социализации и  роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4.      Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5.      Заключение(1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания. Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

www.kakprosto.ru

Великие цитаты о науке и ученых

Только наука изменит мир. Наука в широком смысле: и как расщеплять атом, и как воспитывать людей. И взрослых тоже. Н. М. Амосов

Как съедающие очень много не бывают здоровы более, нежели употребляющие в пищу лишь самое необходимое, так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают, полезное. Аристипп

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Аристотель

Задача ученых заключается не только в развитии научных исследований, но и в борьбе за их использование на благо общества, на благо всех людей мира. И. И. Артоболевский

Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком. О. Бальзак

Ключем ко всякой науке является вопросительный знак. О. Бальзак

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. В. Г. Белинский

Наука — не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники. Д. Бернал

Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята. К. Бернар

Иной ученый похож на кассира какого-нибудь банка: у него ключи от больших богатств, но богатства эти ему не принадлежат. Л. Бёрне

Главная обязанность ученого не в том, чтобы пытаться доказать непогрешимость своих мнений, а в том, чтобы быть всегда готовым отказаться от всякого воззрения, представляющегося недоказанным, от всякого опыта, оказывающегося ошибочным. П. Бертло

Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим. Д. Бруно

Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются. П. Буаст

Наука — океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей. Э. Булвер-Литтон

Нравственность должна быть полярной звездой науки. С. Буффлер

Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами. Ф. Бэкон

Наука есть не что иное, как отображение действительности. Ф. Бэкон

Факты в науке — то же, что опыт в общественной жизни. Ж. Бюффон

Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше. С. И. Вавилов

У науки имеется собственная специфическая логика развития, которую весьма важно учитывать. Наука всегда должна работать в запас, впрок, и только при этом условии она будет находиться в естественных для нее условиях. С. И. Вавилов

Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом. К. Вейерштрасс

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения. В. И. Вернадский

Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего. В. И. Вернадский

Чтоб удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы. К. Гельвеций

В науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремления всем сердцем не заменяют труда. А. И. Герцен

Наука — сила; она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. А. И. Герцен

Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания. А. И. Герцен

Трудных наук нет, есть только трудные изложения. А. И. Герцен

У нас не может быть науки, разъединенной с жизнью: это противно нашему характеру. А. И. Герцен

Гипотезы — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; они необходимы для работника; он не должен только принимать леса за здание. И. Гёте

Для того, чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение ее стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения. И. Гёте

Человек должен верить, что непонятное можно понять. И. Гёте

Что носится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования. И. Гёте

В науке необходимо одновременно и верить, и сомневаться. Л. Гиршфельд

Право ученого — свобода, а его обязанность — правдивость. Л. Гиршфельд

Наука становится нервной системой нашей эпохи. М. Горький

Труд и наука — выше этих двух сил нет ничего на земле. М. Горький

Труд ученого — достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия. М. Горький

У людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. М. Горький

Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина. У. Грове

Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя. В. Гюго

Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие законы или заключения. Ч. Дарвин

Обыкновенно не те, которые знают много, а те, которые знают, мало, всегда увереннее заявляют, что та или другая задача никогда не будет решена наукой. Ч. Дарвин

Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. Р. Декарт

Природа — это лучшая и объективнейшая учительница при решении самых трудных вопросов науки. В. В. Докучаев

Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения. Д. Дьюи

В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха, но это особенно справедливо для научно-исследовательской работы. И. Жолио-Кюри

Может быть, мы обязаны науке больше, чем какому-либо другому виду человеческой деятельности, возникновением чувства необходимости коллективных усилий. Ф. Жолио-Кюри

Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию. Ф. Жолио-Кюри

Наука открывает тем, кто ей служит, грандиозные перспективы. Ф. Жолио-Кюри

Учение не вправе считать себя кучкой избранных, чуждых задачам практической жизни. Будучи членами великой семьи трудящихся, они должны быть озабочены тем, как используются их открытия. Они хотят, чтобы наука была поставлена на службу народу. Ф. Жолио-Кюри

Придет время, когда наука опередит фантазию. Жюль Верн

Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность. Э. Золя

Честность в науке неразлучна с честностью в жизни, и кто в науке видит одну дойную корову для себя, тот не честный слуга, а промышленник, обращающий светлое имя науки в торговый промысел. Ф. Н. Иноземцев

Начало науки — разум, начало разума — терпение. Э. Капиев

Тысячу можем отыскать ученых, пока на одного натолкнемся мудреца. Ф. Клингер

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует. В. О. Ключевский

Злоупотребление научным языком превращает в науку слов то, что должно быть наукой фактов. Ж. Кондорсе

Нет преград человеческой мысли. С. П. Королев

Наука — это громадная сокровищница знаний, накопленных человечеством. Н. К. Крупская

Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий. И. В. Курчатов

Науку составляют знания, логически соединенные в систему и проникнутые идеею. М. С. Куторга

Систему наук нужно рассматривать как систему природы: все в ней бесконечно и все необходимо. Ж. Кювье

Ученый, лишенный фантазии, может сделаться хорошей ходячей библиотекой и живым справочником — он усваивает, а не творит. Ф. Ю. Левинсон-Лессинг

Нам надо, чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом. В. И. Ленин

Сотрудничество представителей науки и рабочих — только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила. В. И. Ленин

Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в тем, что не имеет связи с математикой. Леонардо да Винчи

Источник всякой науки есть опыт. Всякий опыт есть мысль, которая с его помощью становится доступною для чувств. Ю. Либих

Разум и фантазия одинаково необходимы для наших знаний и равноправны в науке. Ю. Либих

Наука не может ошибаться в вещах, она может ошибаться лишь в понимании вещей. В. Либкнехт

В клетке бюрократизма наука не может двигаться вперед. К. Либкнехт

В слове «ученый» иногда заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился. Г. Лихтенберг

Там, где прежде были границы науки, там теперь ее центр. Г. Лихтенберг

Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря на препятствия. Н. И. Лобачевский

За общую пользу, а особенно за утверждение науки в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю. М. В. Ломоносов

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник. М. В. Ломоносов

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. М. В. Ломоносов

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам. К. Маркс

Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. К. Маркс

Всякое начало трудно — эта истина справедлива для каждой науки. К. Маркс

Наука совсем не эгоистическое удовольствие. Те счастливцы, что могут отдаться научным задачам, сами первые должны отдавать свои знания на службу человечеству. К. Маркс

Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей. К. Маркс

Процесс производства может быть превращен в технологическое приложение науки. К. Маркс

Развитие науки, этого идеального и вместе с тем практического богатства, является лишь одной из сторон, одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека, т. е. развитие богатства. К. Маркс

Учений, если он не хочет сам снизить свой уровень, никогда не должен прерывать своего активного участия в общественной жизни и не должен сидеть вечно взаперти в своем кабинете или в своей лаборатории, вроде крысы, забравшейся в сыр, не вмешиваясь в жизнь, в общественную и политическую борьбу своих современников. К. Маркс

Гипотезы облегчают и делают правильной научную работу — отыскивание истины, как плуг земледельца, облегчает выращивание полезных растений. Д. И. Менделеев

Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно. Д. И. Менделеев

Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал ее достоверность и сделал ее применимою в науке. Д. И. Менделеев

Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага. Д. И. Менделеев

Стремясь познать бесконечное, наука сама конца не имеет и, будучи всемирной, в действительности неизбежно приобретает народный характер. Д. И. Менделеев

Характерную черту науки составляет именно то, что она требует сильной деятельности. И. И. Мечников

Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы. И. И. Мечников

Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову. М. Монтень

Книжная ученость — украшение, а не фундамент. М. Монтень

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. М. Монтень

Нет науки для науки, нет искусства для искусства, — все они существуют для общества, для облагорожения, для возвышения человека, для его обогащения знанием и материальными удобствами жизни. Н. А. Некрасов

Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов. И. Ньютон

Моя вера — это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки. И. П. Павлов

Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И. П. Павлов

Поле исследований всех наук беспредельно. Б. Паскаль

Случайные открытия делают только подготовленные умы. Б. Паскаль

Культ науки в самом высоком смысле этого слова, возможно, еще более необходим для нравственного, чем для материального процветания нации. Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень; наука способствует распространению и торжеству великих идей. Л. Пастер

Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности. Л. Пастер

Прогресс науки определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий. Л. Пастер

Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами. Н. И. Пирогов

Односторонний специалист есть либо грубый эмпирик, либо ученый шарлатан. Н. И. Пирогов

Величие и достоинство науки состоит исключительно в той пользе, которую она приносит людям, увеличивая производительность их труда и укрепляя природные силы их умов. Д. И. Писарев

Между наукой и жизнью существует теснейшая, неразрывная, ни для одной из них нимало не унизительная связь: чем более наука служит жизни, тем более жизнь обогащает науку. Г. В. Плеханов

Где высоко стоит наука, стоит высоко человек. А. И. Полежаев

Наука строится из фактов, как дом строится из кирпичей; однако нагромождение фактов не есть наука, так же как груда кирпичей не есть дом. А. Пуанкаре

Наука является коллективным творчеством и не может быть ничем иным; она как монументальное сооружение, строить которое нужно века, и где каждый должен принести камень, а этот камень часто стоит ему целой жизни. А. Пуанкаре

Свобода для науки то же, что воздух для живого существа. А. Пуанкаре

Достоинство искусства и достоинство науки в бескорыстном служении на пользу людей. Д. Рескин

Пледы истинной науки и истинного искусства — это плоды жертв, а не материальных выгод. Р. Роллан

Современные великие ученые — это истинные поэты. Р. Роллан

В тысячу раз выше надо поставить людей, умеющих плодотворно действовать хотя бы без дипломов, чем людей бездейственных, но с дипломами. Н. А. Рубакин

Наука есть постоянное узнавание, не только открытие, но и открывание. Н. А. Рубакин

Два человека бесплодно трудились и без пользы старались: тот, кто копил богатство и не пользовался им, и тот, кто учился наукам, но не применял их. Саади

Ученый без трудов — дерево без плодов. Саади

Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания. М. Склодовская-Кюри

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло. Г. С. Сковорода

Ученый во всем должен быть абсолютно честен. Малейшее отклонение от этого качества является тягчайшим преступлением. К. И. Скрябин

Наука — это организованное знание. Г. Спенсер

Общепринятое мнение, будто наука и поэзии — две противоположности, большое заблуждение. Напротив, наука раскрывает перед нами целый мир поэзии. Люди, посвятившие себя ученым изысканиям, постоянно нам доказывают, что они не только так же, как другие люди, но даже живее их воспринимают поэзию изучаемых ими предметов. Г. Спенсер

Дело ученого близко идти с своим народом, поднимать его незаметно вьющеюся спиралью на трудные крутизны истины. В. В. Стасов

Избранники, занимающиеся наукой, должны смотреть на знание, как на доверенное им сокровище, составляющее собственность всего народа. К. А. Тимирязев

Наука является самой лучшей, прочной, самой светлой опорой в жизни, каковы бы ни были ее превратности. К. А. Тимирязев

С полным устранением гипотезы, то есть направляющей мысли, наука превратилась бы в нагромождение голых фактов. К. А. Тимирязев

Только наука учит тому, как добывать истину из ее единственного первоисточника — из действительности. К. А. Тимирязев

Дело науки — служить людям. Л. Н. Толстой

Деятельность научная и художественная в ее настоящем смысле только тогда плодотворна, когда она не знает прав, а знает одни обязанности. Л. Н. Толстой

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть. Л. Н. Толстой

Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища, и питье, и одежда, даже необходимее. Л. Н. Толстой

Наука, как это понималось всегда и понимается теперь большинством людей, есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания. Л. Н. Толстой

Науки и искусства — это то, что двигает людей вперед и дает им возможность бесконечного развития. Л. Н. Толстой

Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни. Л. Н. Толстой

Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается. Л. Н. Толстой

Признание можно распознать. и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. Л. Н. Толстой

Цель научного мышления — видеть общее в частном и вечное в преходящем. А. Уайтхед

В науках всего надежнее помогают собственные глаза, размышление. Ж. Фабр

Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией. М. Фарадей

Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика. К. А. Федин

Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого. Л. Фейербах

Нет пределов фантазии, нет границ проникновению разума, нет пределов технической мощи, побеждающей природу. А. Е. Ферсман

Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он еще должен сделать. И. Фихте

Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Д. И. Фонвизин

Истинный ученый не может быть скромным: чем больше он сделал, тем яснее видит, как много еще осталось сделать. А. Франс

Пренебрегать возможностью использовать научные данные в общественной жизни — это значит принижать значение науки. Наука помогает нам в борьбе с фанатизмом в любых его проявлениях; она помогает нам создать свой собственный идеал справедливости, ничего не заимствуя из ошибочных систем и варварских традиций. А. Франс

Ученые весьма часто отличаются от нормальных смертных способностью восхищаться многословными и сложными заблуждениями. А. Франс

Ученый уже в ранней молодости должен примириться с мыслью о том, что об окружающем его мире суждено знать очень немногое. А. Франс

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого. Э. Хемингуэй

Наука имеет чрезвычайно осязательную, так сказать, хлебную важность. К. Э. Циолковский

Одно из величайших бедствий цивилизации — ученый дурак. К. Чапек

В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь людей. Н. Г. Чернышевский

Ученый должен искать истину, ценить ее дороже своих личных желаний или отношений. Н. Г. Чернышевский

Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека. А. П. Чехов

Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения. А. П. Чехов

Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, что масло им дает. Ф. Шиллер

Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном. Б. Шоу

Плох тот ученый, который прочитал обо всем на свете и лишь запомнил прочитанное. Г. Шоу

В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса. А. Эйнштейн

Наука — это неустанная многовековая работа мысли: свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира. А. Эйнштейн

Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы, всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности. А. Эйнштейн

Чудеса науки современной далеко превосходят чудеса древней мифологии. Р. Эмерсон

Если техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребления техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов. Ф. Энгельс

Горячая вера в науку — качество не только положительное, но драгоценное; без него решительно невозможен научный прогресс. С. С. Юдин

xn—-itbcbkbuedi0cs5c6cc.xn--p1ai

Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки

Философия

• Соотношение материи и сознания. 

• Пространство и время как формы бытия. 

• Движение и развитие как способы существования. 

• Проблема сущности сознания. 

• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. 

• Бесконечность процесса познания. 

• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. 

• Соотношение субъекта и объекта познания. 

• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. 

• Интуиция и ее роль в познании. 

• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. 

• Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 

• Взаимодействие природы и общества. 

• Экологическая проблема и пути ее решения. 

• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. 

• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. 

• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. 

• Многовариантность общественного развития. 

• Сущность цивилизации. 

• Основные подходы к изучению общества. 

• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. 

• Духовная жизнь общества. 

• Общественное сознание, его структура и формы. 

• Наука как форма общественного сознания. 

• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. 

• Религия как форма культуры, тип мировоззрения. 

• Нравственное сознание. Философское понимание морали. 

• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. 

• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. 

• Роль народных масс и личности в истории. 

• Глобализация общественной жизни. 

Экономика

• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. 

• Проблема экономического выбора. 

• Факторы производства и их значение в экономике. 

• Труд как вид деятельности и экономический ресурс. 

• Капитал как экономический ресурс. 

• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. 

• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. 

• Сущность и функции денег в экономике. 

• Эффективность использования ресурсов. 

• Значение общественного разделения труда. 

• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. 

• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. 

• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. 

• Роль торговли в развитии общества. 

• Стимулы и эффективность производства. 

• Справедливость в распределении социальных благ. 

• Сущность рыночных отношений. 

• Роль государства в регулировании экономики. 

Социальная психология

• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. 

• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. 

• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. 

• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. 

• Психологический климат коллектива. 

• Человек среди людей. 

• Сущностные характеристики малой группы. 

• Взаимоотношения индивида и группы. 

• Особенности формирования групп. 

• Роли, нормы и статус личности. 

• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. 

• Самоопределение как выбор собственной позиции. 

• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. 

• Взаимосвязь основных сфер социализации личности. 

• Национальная идентичность. 

• Социальное взаимодействие. 

• Значение коммуникационного процесса. 

• Сущность социального конфликта. 

• Взаимоотношения личности и коллектива. 

• Источники социального прогресса. Социальное развитие. 

• Семейные взаимоотношения. 

• Конфликт «отцов и детей». 

• Сущность толпы и стадный инстинкт. 

• Социально-психологический портрет лидера. 

• Семейные взаимоотношения. 

• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. 

Социология

• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. 

• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. 

• Социальные неравенство и борьба. 

• Сохранение стабильности общественной жизни. 

• Поступательное изменение (прогресс) организации общества. 

• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. 

• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. 

• Специфические качества города. 

• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. 

• Процессы передачи информации между социальными группами. 

• Молодёжь как социальная общность. 

• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. 

• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. 

• Социальная мобильность. 

• Выполнение различных социальных ролей. 

• Наука как социальный институт. 

• Социальные функции науки. 

• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. 

• Взаимодействие религии и общества. 

• Семья как социальный институт и малая группа. 

• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. 

• Отношение человека к труду, его социальная активность. 

• Влияние глобализации на локальную жизнь. 

• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. 

• Национальное самосознание. 

• Тенденции межнациональных отношений. 

• Межэтнические конфликты. 

• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения. 

Политология

• Политическая система общества и ее роль в жизни общества. 

• Место и роль государства в политической системе общества. 

• Партии и общественные движения в политической системе общества. 

• Особенности современных политических отношений. 

• Субъекты политики. 

• Мировая политика и международные отношения. 

• Типы отношения человека к политике. 

• Регулирование политического поведения и политической деятельности. 

• Соотношение целей и средств в политике. 

• Политический прогресс и его критерии. 

• Соотношение экономики, политики и права. 

• Сущность и особенности политической власти. 

• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. 

• Политический режим: понятие и признаки. 

• Сущность демократического режима. 

• Авторитарный режим. 

• Тоталитарный режим. 

• Политическая система общества: понятие, функции и структура. 

• Происхождение государства. 

• Сущность и признаки государства. 

• Государственный суверенитет. 

• Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 

• Форма государства и ее элементы. 

• Соотношение общества и государства. 

• Гражданское общество: понятие, структура, признаки. 

• Соотношение и взаимосвязь государства и права. 

• Правовое государство: понятие и принципы. 

• Разделение властей как принцип правового государства. 

• Государство и личность: взаимная ответственность. 

• Понятие, функции, виды и структура политических партий. 

• Партийные системы. 

• Общественно-политические движения, группы давления. 

• Политические отношения. 

• Политический плюрализм. 

• Сущность и структура политического процесса. 

• Революция и реформа как виды политических преобразований. 

• Политическая модернизация. 

• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. 

• Политические кампании: их стратегия и тактика. 

• Популизм: понятие и признаки. 

• Прямая и представительная демократия. 

• Политическое решение. 

• Сущность и функции политического лидерства. 

• Политическое сознание: понятие, структура, функции. 

• Роль идеологии в политике. 

• Политическая культура: понятие и структура, типы. 

• Взаимодействие личности, общества и государства. 

• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. 

• Взаимодействие института права с другими социальными институтами. 

Правоведение

• Право как регулятор общественной жизни. 

• Социальная ценность права. 

• Сущность и специфические признаки государства. 

• Политическая система и роль государства в ней. 

• Право и мораль: сходства и различия. 

• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. 

• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. 

• Государство и гражданское общество. 

• Понятие, признаки социального государства. 

• Правовой нигилизм и пути его преодоления. 

• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. 

• Сущность юридической ответственности. 

• Правовая культура. 

xn--80aff1fya.xn--p1ai