право как социальный регулятор всегда а)исполняется всеми гражданами б) поддерживается

Помогите!! Как связаны между собой развитие внимания и формирование моральных качеств личности, таких как чуткость, отзывчивость?

Чому виникає необхідність державної охорони дитинства?У чому полягає суть кожного із зазначених способів влаштуваннядітей-сиріт і дітей, позбавлених б … атьківського піклування?​

сообщение на тему научное открытие 21 века??? срочно!!!​

1) Провозгласила все основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные) и их гарантии, тем самым заложив осн … овы международных пактов по правам человека: 1.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 2.Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращений и наказания 3.Всеобщая декларация прав человека 4.Конституция РФ 2) В 1991 году в России был ратифицирован документ, ставший органичной частью Конституции РФ: 1.

Декларации прав человека и гражданина 2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 3. Декларация прав и свобод человека и гражданина 3) В 1996 году в России был ратифицирован наиболее разработанный юридический документ о правах и свободах: 1.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 2.Международный билль о правах человека 3.Конституция РФ 4.Декларация прав человека и гражданина

Есе на тему ,,Як сприймати мас-медіа і не стати жертвою маніпуляцій?»

5 примера особенности социального познания, с анализом ​

Какие изменения в экономике России произошли в итоге реформ?

Помогите домашку не срочно

ПЖ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ЭТО САМОПОЗНАНИЕ 1. Как выдумаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему? .2. Как бы вы охарактеризовали поведен … ие Жантаса по отношению к Коже? .3.Правильно ли Кожа вел себя, отстаивая свое право на получение путевки в лагерь? Почему? -4.уместно ли проявление соперничество в дноой ситуации? . 5.Приходилось ли вам попадать в ситуации описанной в повести. Сокпакбаева?. — Как бы вы повели себя?​​

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ЭТО САМОПОЗНАНИЕ 1. Как выдумаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему? .2. Как бы вы охарактеризовали поведение … Жантаса по отношению к Коже? .3.Правильно ли Кожа вел себя, отстаивая свое право на получение путевки в лагерь? Почему? -4.уместно ли проявление соперничество в дноой ситуации? .5.Приходилось ли вам попадать в ситуации описанной в повести. Сокпакбаева?. — Как бы вы повели себя?​

Обществознание онлайн 2016

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»!!! А если нас соберется больше и мы будем помогать друг другу готовиться к ЕГЭ по обществознанию 2016??

В чем смысл этого высказывания выдающегося британского драматурга Джорджа Бернарда Шоу? Попробуем ответить так, как будто начинаем свое эссе по обществознанию на эту цитату!

«Смысл высказывания автора я вижу в том, что простая коммуникация не настолько обогащает ее участников, как общение. Это не просто процесс трансляции, а передачи знаний!»

Мой авторский видео-курс позволит Вам, затратив всего 1 час в день на разбор каждой темы кодификатора получить на ЕГЭ свыше 80 баллов! УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

Присоединяйтесь к нашим занятиям по обществознанию онлайн!

Вот и мы хотим, чтобы Вы могли общаться с нами, не просто читая текст и изучая видео-лекции эксперта ЕГЭ по обществознанию, а получать от него и его команды рекомендации, обсуждая трудности подготовки к ЕГЭ 2016!

Присоединяйтесь к нашим занятиям в группе VK!!!

Для этого мы продолжаем в нашей группе   практику еженедельных занятий, посвященных ЕГЭ по обществознанию 2016 года. Напомним, что наш бессменный редактор сезона 2014-2015 гг. Надира, успешно пройдя по конкурсу, стала студентом бюджетного отделения Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СпбГУ).

Всего за прошедший год в группе состоялось 29 онлайн занятий, 26 из которых провела Надира, мы прорешали полностью 3 варианта ЕГЭ. И, как показало время и результаты подписчиков группы на ЕГЭ 2015, наши занятия были эффективны!

Вот как о них отзывается Светлана Ромашкина, студентка 1 курса  Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, специальность «Правоохранительная деятельность»:

Хочется выразить благодарность Евгению Сергеевичу и всем ребятам кто мне оказывал поддержку и помощь по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. На самом деле это очень интересный предмет и учить его было для меня большим удовольствием. Спасибо вам большое за советы, помощь, все различные тесты, которые я каждый вечер прорешивала, за персональную проверку эссе. Ваша работа стоит времени и больших усилий, но они не зря. Я сдала общество выше всех в лицее, хотя я далеко не отличница, просто люблю право, общество и с удовольствием делала Цешки. Меня хорошо готовили в лицее, а вечером, я была каждый день в этой группе

 и вы меня всегда поддерживали. Спасибо! Я набрала 90 баллов, честно, не ожидала, но вся С часть (письменная) сделана идеально. Русский даже ниже написала. Пробник по обществу в феврале был написан на 53 балла, а тут нежданчик!
Надеюсь теперь за счет общества прорваться на бюджет! Ребят, готовьтесь, верьте в себя, слушайтесь учителей и заходите в эту замечательную группу. Здесь вам помогут, поддержат и дадут нужный совет! Удачи! Спасибо Евгению Сергеевичу)))

Больше отзывов о подготовке к ЕГЭ 2015 в нашей группе 

Мы начали занятия Обществознание онлайн 2016!

По просьбе ребят!

Не дожидаясь официального оглашения изменений в демоверсии ЕГЭ-2016 года, мы решили прорабатывать темы кодификатора 2015 года. В этом документе, на наш взгляд, изменений не будет,  так как не изменились стандарты среднего образования для сдающих ЕГЭ в 2016 году выпускников. Первое занятие было посвящено вводной теме сложного блока «Право», по кодификатору «Право в системе социальных норм».

После небольшого знакомства с Анастасией, мы вспомнили, что понимают под правом, какова его структура (нормы—институты—отрасли), предназначение в обществе (то есть функции), в чем его схожесть и отличия от иных социальных регуляторов (морали, обычаев, групповых норм). Затем мы, как обычно, выполнили ряд тестовых заданий. После хорошего объяснения материала по теме, ошибок у участников занятия почти не наблюдалось.

Решение тестовых заданий в нашей группе VK

Важна при подготовке к гуманитарному предмету и визуализация изучаемого материала. Нам помогают не только схемы, но и «говорящие картинки». Вот, к примеру, Правосудие (судопроизводство) — еще один из признаков права! То есть, государство следит за исполнением его норм и карает за отступление от них. А вот и римская богиня правосудия Фемида! Кто знает, почему ее глаза завязаны, а в руках меч и весы?

Римская богиня правосудия Фемида

Ответы можно писать в комментариях после статьи, а можно присоединяться к нашей группе   и узнавать у эксперта ЕГЭ на занятиях онлайн! Участники нашего первого занятия нового сезона подготовки к ЕГЭ остались довольны объяснением теории и предложенной им практикой.

Отзывы о занятии онлайн в нашей группе VK

Ну а закрепили наши знания по теме выполнением сложного письменного задания 35 (сложный план) в демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2015 года. И, нужно сказать, для «новичков ЕГЭ», ребят, которые только начали подготовку, задание оказалось не по зубам. Хотелось бы продемонстрировать нашу «творческую лабораторию», и то, как в муках родился пример сложного плана на тему «Право как особый регулятор общественных отношений».

Пример выполнения задания онлайн (сложный план)

Попытка 1.

«Право как особый регулятор общественных отношений».


1. Сущность понятия «право»
2. Право и мораль
3. Функции права:
а) регулятивная
б) охранительная
в) оценочная
г) воспитательная
4. Источники права:
а) правовой обычай
б) судебный прецедент
в) нормативный правовой договор
г) нормативный правовой акт
5. Право в системе социальных норм

Андрей, спасибо за попытку, правда, пока только на 1 возможный балл из 3-х по критериям проверки этого задания на ЕГЭ 2015. Дело в том, что ключ к ответу как раз тот пункт (5) который Вы, к сожалению не раскрыли. Сущность вопроса была «В чем особенности права, чем они отличаются от других видов норм?». Вот например, пункт 3 совсем не отразил специфику права, согласитесь?

Попытка 2. 

«Право как особый регулятор общественных отношений».

1. Сущность понятия «право»
2. Право и мораль
3. Структура права:
А) гипотеза
Б) диспозиция
В) санкция
4. Признаки права:
А) общеобязательность
Б) формально выражены
В) поддерживание силой государства
Г) преследование законом
5. Право в системе социальных норм:
А) обычаи
Б) мораль
В) религия

Андрей, к сожалению, получилось еще хуже. Есть теоретическая ошибка, да и пункт 4 опять ни о чем. Во втором пункте это всеж структура НОРМЫ права, а не права (норма⇉институт⇉отрасль). Ключевой пункт 3, но к нему нужно «плавно подойти», соблюдая структурность плана.

Попытка 3. 

«Право как особый регулятор общественных отношений».

Понятие «право»
1.Отрасли права:
-материальные
-процессуальные
2.функции права:
— регулятивные
-охранительные
-гуманистические
-идеологические
-воспитательные

Александра, совсем не раскрыли тему, к сожалению. Сущность вопроса была «В чем особенности права, чем они отличаются от других видов норм?». Вот например, пункт 3 совсем не отразил специфику права, согласитесь? С таким же успехом все эти функции выполнят нормы религии, к примеру.

Попытка 4. 

«Право как особый регулятор общественных отношений».

I. Право как совокупность общеобязательных правил и норм.
а) Признаки права
б) Функции права
II. Типы правовых систем.
а) Романо-германская
б) Англо-саксонская
в) Система социалистического права
г) Система традиционного права
III. Отрасли права как часть системы права.
а) Материальные отрасли
б) Процессуальные отрасли
в) Естественное право
IV. Общие и различные признаки понятий «право» и «мораль».

Анастасия, тема была «Право как особый регулятор общественных отношений». Наверное, слово ОСОБЫЙ здесь ключевое (!!!). Нет в Вашем плане, к сожалению, его «особости»… только некоторая общая информация о праве (( А давайте поразмышляем здесь вместе )) и заодно зададим алгоритм выполнения этого задания! Вот сколько частей Вы видите в теме этого плана: «Право как особый регулятор общественных отношений» и какие? Разбейте тему плана на составные части, пожалуйста ))

1) Право, установленное и закрепленное государством.
2) Общеобязательность права и сила закона.
3) Формальная выраженность права.
4) Сила государственного принуждения.
Наверное составные части примерно такие…

Анастасия, чуть не про это )) Вот смотрите «Право как особый регулятор общественных отношений». (1) Право (2) Особый регулятор (3) Регулятор общественных отношений (4) Общественные отношения… Верно?

А теперь скажите, какой из этих 4 «кусочков» темы шире, то есть охватывает все остальные? ⇈

Общественные отношения

Анастасия, умница! Итак, наш первый пункт будет 1. Понятие «общественные отношения». Теперь, какой «кусочек» чуть «уже» общественных отношений?

•Регулятор общественных отношений
Затем,
•Особый регулятор
И тадааам!
•Право

Анастасия, не спешите )) Итак, 1й пункт мы не раскрываем, 2й у нас будет: «Виды регуляторов общественных отношений», правильно? Раскрывайте его сами:

а) Право
б) Обычаи
в) Мораль

Итак, вот у нас что есть:
1. Понятие «общественные отношения»
2. Виды регуляторов общественных отношений:
а) Право
б) Обычаи
в) Мораль

Теперь какой «кусочек» еще «уже»?

Право

Анастасия, точно! Теперь пунктик о праве сами, что хотите, любое инфо, только не трогайте его особенности (то есть, отличительные черты от других регуляторов!). Это будет завершающий 4й пунктик, «соль плана», так сказать!

3. Сущность права.
а) Признаки и функции права.
б) Структура системы права.

Анастасия, допустим )) можно было и чуть конкретнее )) например, 3. Структура права: — отрасли — институты — нормы )) но и так норм )) Итак, пока:
1. Понятие «общественные отношения»
2. Виды регуляторов общественных отношений:
а) Право
б) Обычаи
в) Мораль
3. Сущность права.
а) Признаки и функции права.
б) Отрасли права как часть системы права
4. Дожимайте!

4. Право как особенный регулятор общественных отношений.
а) Общеобязательность права.
б) Право, установленное и закрепленное государством.
в) Сила государственного принуждения.
г) Формальная выраженность права.

Анастасия, вот так! Только делаем стресс на ОСОБЕННОСТИ права! Вот так:
4. Право как особенный регулятор общественных отношений.
а) Право общеобязательно для каждого!
б) Только право устанавливается и закрепляется государством!
в) Право защищено силой государственного принуждения
г) Право формально выражено, не существует в устной форме!

И вот результат наших рассуждений:

Сложный план по теме «Право как особый регулятор общественных отношений».

1. Понятие «общественные отношения»
2. Виды регуляторов общественных отношений:
а) Право
б) Обычаи
в) Мораль
3. Сущность права.
а) Признаки и функции права.
б) Отрасли права как часть системы права
4. Право как особенный регулятор общественных отношений.
а) Право общеобязательно для каждого
б) Только право устанавливается и закрепляется государством
в) Право защищено силой государственного принуждения
г) Право формально выражено, не существует в устной форме

Обсуждение выполнения сложного задания на занятии онлайн в нашей группе VK

Ищите нас в социальной сети  по хэштегам #ЕГЭвин #egewin #егевинзанятие

Готовьтесь к обществознанию ЕГЭ 2016 онлайн с нами!

 

Тестовые задания в формате ЕГЭ по обществознанию для 11 класса

Раздел: Закон и право.

Тема: Право в системе социальных норм.

Тестовые задания в формате ЕГЭ часть 1. (11 класс, обществознание)

1. Нормы права, в отличие от норм морали:
1) регулируют общественные отношения;
2) обеспечиваются силой общественного мнения;
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле;
4) выражаются в форме официальных документов.

Ответ:______________


2. Важнейшей особенностью правовых норм является:

  1. возможность договориться о необходимости их выполнения;

  2. ограниченность действия по кругу лиц;

  3. наличие свободы самостоятельного выбора линии поведения;

  4. особый, установленный государством порядок их создания.

Ответ:______________

3.Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к:
1) видам юридической ответственности;
2) видам правоотношений;
3) источникам права;
4) принципам права.

Ответ:______________

4. Установленные государством общеобязательные, формально определенные правила поведения называются нормами:
1) морали;
2) права;
3) партийными;
4) традиционными.

Ответ:______________

5. Соблюдение норм права в отличие от других социальных норм обеспечивается: 
1) силой общественного мнения;
2) силой традиции;
3) личными убеждениями человека;
4) силой государства.

Ответ:______________

6. Право как социальный регулятор всегда:
1) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;
2) является воплощением идеала справедливости;
3) обеспечено силой общественного мнения;
4) является общеобязательным для всех. 

Ответ:______________

7. Правовые нормы в отличие от других социальных норм:

1) обеспечиваются принудительной силой государства;

2) осваиваются в процесс социализации;

3) обеспечиваются силой общественного мнения;

4) поддерживаются моральным сознанием.

Ответ:______________

8. Право возникает одновременно с появлением:

1) религиозных воззрений;

2) человека современного типа;

3) общественных институтов;

4) государства.

Ответ:______________


9. Верны ли следующие суждения о праве?

А.Право является показателем положения личности в обществе, гарантированности ее прав, инструментом их охраны и реализации.

Б. С помощью права государственная власть переводит некоторые отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

Ответ:______________

10. Верны ли следующие суждения о правовой норме?

А. Нарушение правовых норм влечет юридическую ответственность, налагаемую от имени государства.

Б. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся на территории данного государства, вне зависимости от их гражданства.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны

Ответ:______________

11. Верны ли следующие суждения о нормативных правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов путём референдума.

Б. Нормативные правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Ответ:______________

12. Какое слово пропущено в схеме?

Ответ:______________

13. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

Ответ: ____________________________

14.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является развитием и одной из основных гарантий __________(1) на охрану частной и деловой жизни. Оно предусмотрено международными ________(2), закреплено почти во всех современных конституциях. Ограничение допускается только на основании закона и решения _____ (3). Как правило, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, а также Федеральным____________ (4). За нарушение тайны переписки устанавливается уголовная________ (5), которой подлежат не только должностные лица, но и _________ (6)».

право

Б) норма

  1. конституция

Г) суд

Д) закон

Е) ответственность

Ж) порядок

3) гражданин

И) президент

1

2

3

4

5

6

15. Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Ответ:______________

16. Среди норм, регулирующих поведение человека, существуют установленные обществом нормы для различных возрастных групп.

Приведите любые три примера, иллюстрирующие учёт возрастных факторов в современном российском законодательстве.

Как выбрать универ? — Школьные проекты

Дело было в далёком 2005-м, по телевизору шёл сериал “Охота на Изюбря”, где делили какой-то металлургический завод, журнал Forbes назвал главных акционеров “Норильского никеля” Прохорова и Потанина миллиардерами, а по обществознанию задали сделать презентацию какого-нибудь университета.

Всё это могло бы пройти мимо меня, но неожиданно пазл сложился. Я решил, что буду поступать именно на металлурга и когда-нибудь обязательно побываю в далеком Норильске, а презентацию — сделать по самому короткому ВУЗу из справочника, который у меня был у меня на тот момент, — им стал Петербургский горный университет, что характерно там даже нашёлся металлургический факультет.

Спустя год, когда мои одноклассники готовились к олимпиадам и собирались поступать именно по ним, а не по ЕГЭ, который тогда ещё был только экспериментом, я отправился на осенних каникулах в Петербург, чтобы тоже найти себе олимпиады. Вариантов было два: Горный или Политех. И если в первом мне дали какие-то методички с описанием заданий олимпиад, то во втором — я даже не нашёл приёмную комиссию потому, что приехал туда в выходной день, про который совсем забыл.

Через пять лет я стал сотрудником “Норильского никеля” и даже побывал на нескольких заводах, но Норильск, к счастью, так и не посетил, хотя это уже совсем другая история.

И я подумал, что такие замысловатые истории, связанные с поступлением и выбором будущей профессий есть у многих людей, поэтому теперь предоставляю слово им — для рассказа их собственных историй.

Иван Штейнертжурналист петербургской редакции “Эхо Москвы”

…я думал, что журналисты постоянно находятся в гуще событий, освещают вопросы государственной важности и выводят на чистую воду мировых знаменитостей в прямом эфире. Как выяснилось, я сильно заблуждался!

Так вышло, что журналистика стала для меня неизбежностью. А дело тут в следующем: если в обычной российской школе ты долго и упорно занимаешься изучением литературы, а потом ещё и планируешь сдавать её в качестве ЕГЭ, то факультетов, которые могут тебя принять, всего два – филология и журналистика.  

Поскольку в моём школьном сознании факультет филологии прочно ассоциировался с профессией школьного учителя, то выбор тогда казался очевидным. В дополнении к этому у меня было ещё и какое-то романтическое представление о профессии журналиста. Смотря сериалы типа Newsroom и фильмы вроде «Уотергейт. Крушение Белого дома», я думал, что журналисты постоянно находятся в гуще событий, освещают вопросы государственной важности и выводят на чистую воду мировых знаменитостей в прямом эфире. Как выяснилось, я сильно заблуждался!

Когда я выбирал университет, мне хотелось, чтобы он находился в Москве или в Петербурге, поскольку до этого я прожил 18 лет в Челябинске, и это мне порядком надоело. Для себя я отобрал несколько факультетов журналистики, которые на тот момент считал хорошими, — МГУ, ВШЭ и СПбГУ. 

Я посмотрел, какие экзамены и куда надо сдавать. В МГУ и ВШЭ требовался английский. И поскольку на журфаке всегда очень высокий проходной балл на бюджет, то каждый экзамен надо сдавать как минимум баллов на 90. Оценив свои возможности, я понял, что подготовиться за короткое время к английскому на 90+, я не успею, поэтому и выбрал СПбГУ, для поступления на журфак которого нужно было всего три экзамена: русский, литература и творческий конкурс.

К тому же я был в восторге от места, где находится журфак Петербургского университета – это Первая линия Васильевского острова, прямо рядом с Румянцевским садом и Невой. Через дорогу – Меншиковский дворец, в двух шагах здание 12 коллегий и дворец Петра II, где учатся филологи и лингвисты. Ходить сюда на пары – хотя бы с чисто эстетической точки зрения – было бы одним удовольствием.

Оксана КреславскаяВолонтер и тренер “Школьных проектов”

…если я могла выбирать профессию сейчас, то вряд ли бы вообще стала поступать в какой-нибудь университет.

Я хотела стать спортивным журналистом лет наверное с 12, когда я поняла, что спорт мне очень интересен и вообще я хочу связать с ним свою жизнь, но стать спортсменкой в этом возрасте у меня уже точно не получится. Относительно профессионально я начала заниматься спортом только три года спустя. 

Я долго сомневалась в какой именно ВУЗ мне пойти учиться, поскольку знала, что все спортивные журналисты, которые мне были тогда интересны, — комментаторы и пресс-атташе — не имеют ни журналистского, ни спортивного образования. 

Все они получили какое-то другое образование и просто из своей любви к спорту пришли в эту профессию, поэтому и я не знала на кого мне пойти учиться. В тот момент мне казалось, что все люди, особенно получившие гуманитарное образование, не работают по специальности, поэтому я и решила пойти немного обходным путём: подала документы на какую-то спортивную специальность в Лесгафта, хотя с моими баллами по ЕГЭ я могла бы поступить и на журфак СПбГУ, но мне не хотелось проходить дополнительные испытания в виде творческого конкурса.

Ну, а в Лесгафта мне понравилось, что там огромные окна в аудиториях, рядом стадионы и вообще всё такое спортивное-спортивное. Хотя если я могла выбирать профессию сейчас, то вряд ли бы вообще стала поступать в какой-нибудь университет.

Дарьья Гайдаркоординатор проектов ШП на английском языке

…я пошла учиться на юриста, потому что эта сфера, в отличие от той же педагогики, политологии или рекламы, требует наличия диплома.

Мне более-менее всегда было интересно право и то, как оно работает, и то как оно воспринимается людьми. Конечно, я не уверена, что в 13 лет я формулировала свои мысли именно таким образом, но в целом меня всегда интересовало право, как социальный регулятор, поэтому вопрос “на кого идти учиться?” передо мной особо никогда не стоял, поскольку каких-то других профессиональных интересов у меня не было. 

В университет я пошла учиться на юриста, потому что эта сфера, в отличие от той же педагогики, политологии или рекламы, требует наличия диплома.

Поскольку я родилась в Петербурге и прожила в нём почти всю свою жизнь за небольшими исключениями, а переезжать мне никуда не хотелось, то университет для поступления я выбирала среди более-менее хороших юрфаков. Таких в Петербурге всего два: ВШЭ и СПбГУ, если конечно, не рассматривать госслужбу и ведомственные ВУЗы, но их я для себя никогда не рассматривала.  

В итоге мой выбор остановился на ВШЭ, но выбирала я скорее на “за ВШЭ”, а “против СПбГУ”. Мне в нём много, что не нравилось: 

  • разрозненный преподавательский состав, где часть преподавателей большие звёзды профессии, а часть “доценты уже миллиард лет”, поэтому качество твоего образования сильно зависит от того, к кому ты в итоге попадёшь;
  • в СПбГУ привилегированная атмосфера и довольно много спецконтингента: детей чиновников и генералов, в целом этот контингент там сохраняется и сейчас, но с годами он немного размылся за счёт олимпиадников и нормальных ребят, но привилегированная атмосфера осталась;
  • СПбГУ — довольно замкнутая пафосная институция с давней репутацией и собственной атмосферой неуязвимости к критике, немножко закостенелая структура со своими правилами, фанаткой которых я никогда не была.

В ВШЭ же чуть более ровно распределена учебная нагрузка по времени за счёт промежуточных форм контроля, так называемых “четырёх сессий”, и поэтому мне при такой форме контроля гораздо проще учиться, поскольку не нужно зубрить очень большой объём информации одномоментно.  

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

в каких случаях отзыв лицензии – излишняя мера

Для лишения банка лицензии должны быть действительно веские основания, и все они весьма подробно прописаны в законодательстве, а излишнее «репрессивное» рвение регулятора порой оборачивается его явными нарушениями. Таково мнение доктора юридических наук Светланы Карелиной, профессора юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, члена научно-консультативного совета при ВС РФ, а также рабочих групп, образуемых Минэкономразвития России по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере, автора более чем 70 научных публикаций.

Что сначала: отзывать или отменять? Первый из рассмотренных вопросов звучит так: «Допустим ли отзыв лицензии на осуществление банковских операций до отмены принятого ранее решения Комитета банковского надзора Банка России не отзывать лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности, и не применять меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Центральном банке?»

По мнению Карелиной, отзыв лицензии в данном случае недопустим. Согласно норме Закона о банкротстве, со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока осуществления таких мер Банк России вправе принять ряд оговоренных решений. А именно: не применять к банку меры, предусмотренные упомянутой ст. 74, и не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций.

Данная норма закона наделяет Банк России дискреционным полномочием по принятию решения не отзывать лицензию до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства. И смысл данной нормы заключается в том, чтобы создать условия для реализации реабилитационных процедур, предусмотренных планом участия госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» в реализации таких мер.

В конечном итоге, даже если Банком России будет принято решение не утверждать план участия или он установит, что его выполнение стало невозможным, то в соответствии с императивной нормой, предусмотренной Законом о банкротстве, он до принятия решения об отзыве лицензии должен мотивированно отменить принятое им ранее решение не отзывать лицензию у кредитной организации. Эти выводы подтверждаются многочисленными материалами судебной практики.

Императивные нормы и правовая неопределенность На второй важный вопрос: «Должно ли решение Банка России, принимаемое в порядке п. «б» ст. 189.49 Закона о банкротстве, об отмене его же решения не отзывать лицензию, принятое на основании п. 13 ст. 189.47 Закона о банкротстве, быть обоснованным и мотивированным?» – Светлана Карелина дает ответ: «Да».

Для реализации возложенных на него законом дискреционных полномочий Банк России, безусловно, должен обосновать и мотивировать принятие решения. Причем формальный подход здесь недопустим, поскольку подвергает финансовые организации риску злоупотребления публично-властными полномочиями, считает эксперт.

Банк России, реализуя эти полномочия, обязан, в частности, обосновать юридический факт того, что действия (бездействие) финансовой организации подпадают под диспозицию нормы. Так, закон о банкротстве содержит императивную норму, буквальное толкование которой позволяет прийти к выводам о том, что для отмены решения, принятого в соответствии с п. 13 ст. 189.47 данного закона, регулятору необходимо обосновать наступление одного из следующих обязательных условий: отказ в утверждении плана участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и невозможность выполнения плана участия (в том числе в результате невыполнения указанного плана банком).

Отмена решения не отзывать лицензию влечет, помимо прочего, снижение правовых гарантий банка на восстановление его нормального финансового состояния. Поскольку решение отменяется до завершения процедур по предупреждению банкротства финансовой организации, то в оставшийся период у банка возникает правовая неопределенность в отношении дальнейшей судьбы. Поэтому принятие такого решения должно быть обоснованным и мотивированным.

Предписание – еще не повод Третий вопрос: «Достаточно ли формального неоднократного в течение года вынесения предписаний в отношении кредитной организации для отзыва у нее лицензии на основании пункта 6 части 1 статьи 20 Закона о банках?» На него Карелина отвечает: «Нет, не достаточно».

По ее мнению, для отзыва лицензии у кредитной организации необходимо одновременно неоднократное в течение года вынесение предписаний и их неисполнение в установленные сроки, а также несоблюдение законов, регулирующих банковскую деятельность, или нормативных актов Банка России.

Согласно упомянутой в вопросе норме, Банк России «может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях: неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Согласно же Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. № 59, предписание – это «документ, направляемый кредитной организации, в котором надзорный орган со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов Банка России констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации».

Таким образом, основанием применения упомянутых мер служит именно неисполнение кредитной организацией предписания в установленный срок. Само же по себе вынесение предписания в отрыве от проверки его исполнения таковым не является.

Точно так же трактует ситуацию п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности. Для отзыва лицензии необходимо неоднократное применение мер за неисполнение предписаний Банка России в установленные сроки. Одновременно с неисполнением предписаний в установленные сроки для отзыва лицензии необходимо и несоблюдение законов, регулирующих банковскую деятельность, или нормативных актов Банка России, что само по себе не равно неисполнению предписаний.

Справедливость силы На вопрос: «Должны ли оцениваться соразмерность, пропорциональность и адекватность такой меры как отзыв лицензии по п. «б» ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» допущенным нарушениям?» – Карелина отвечает: «Да».

Согласно этой норме закона, Банк России «может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций…».  Однако отзыв лицензии является исключительной мерой, применение которой не может быть произвольным, подчеркивает Карелина.

Банки, являясь коммерческими организациями, напоминает эксперт, выполняют четко выраженную социальную функцию. Привлекая вклады потребителей, финансовые организации позволяют им аккумулировать собственные средства и приумножать их. Выдавая кредиты, банки временно увеличивают покупательную способность граждан и организаций в периоды, когда им необходимо дополнительное привлечение денежных средств.

Кроме того, банки позволяют бизнесу получить первоначальный капитал для развития проектов. Поэтому ко всякому ограничению банковской дееспособности необходимо подходить «разумно и обоснованно». Когда банковская организация способна стабилизировать свое финансовое состояние самостоятельно или с помощью третьих лиц, не следует допускать неконтролируемого вмешательства Банка России в их деятельность. Всегда необходимо соотнести несколько ценностей: с одной стороны – защита прав кредиторов (вкладчиков), с другой – невмешательство в самостоятельность бизнес-процессов, защита прав акционеров.

На Банк России возложены четко выраженные публичные функции: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение стабильности финансового рынка. Он всегда является сильной стороной в отношениях с коммерческими банками. Поэтому любые решения, принимаемые регулятором, должны быть соразмерными, пропорциональными и адекватными, в том числе и решение об отзыве лицензии у кредитной организации.

Требование применять подобную меру разумно, справедливо и обоснованно подтверждается обязательными позициями КС РФ и ВАС РФ, а также развитой судебной практикой. Например, в силу пункта 20 постановления пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 отзыв лицензии является «особой мерой юридической ответственности». Соответственно, применение подобной крайней меры не может быть произвольным.

Особенно важно анализировать характер последствий допущенных нарушений, когда у Банка России есть право, но не обязанность отозвать лицензию у кредитной организации. При разрешении же вопроса о возможности ее отзыва он должен руководствоваться критериями соразмерности (пропорциональности), адекватности, справедливости и необходимости.

Доктрина защиты законных ожиданий Влияет ли факт устранения нарушений и исполнения предписаний на возможность отзыва лицензии на основании п. «б» ч. 1 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности? Светлана Карелина считает, что да, влияет.

Как уже было указано, само по себе формальное неоднократное вынесение предписания регулятором не является достаточным основанием для отзыва лицензии. Необходимо учитывать, что данное его полномочие является дискретивным. Дискреция Банка России направлена на сохранение лицензии за финансовой организацией в случае устранения нарушений, указанных в предписании, отмечает эксперт. В этом случае не нарушаются интересы вкладчиков, не происходит дестабилизация финансовой системы, но сохраняется способность банка исполнять свои функции, обеспечивать интересы как своих кредиторов, так и акционеров.

Данные выводы также соответствуют доктрине законных ожиданий. В случае если Банк России на протяжении длительного времени последовательно выносит предписания, следит за их исполнением, не отзывая при этом лицензию, то у кредитной организации совершенно обоснованно возникают законные ожидания того, что сам факт вынесения предписаний в условиях, когда они своевременно и в полном объеме исполняются, не может служить основанием для отзыва лицензии в законном порядке.

Иными словами, в случае устранения нарушений и исполнения предписаний в установленный срок отзыв лицензии на основании указанной выше нормы Закона о банках и банковской деятельности является недопустимым.

Таким образом, по мнению Светланы Карелиной, отзыв у банка лицензии – до отмены принятого ранее решения Комитета банковского надзора Банка России не отзывать ее – недопустим. Вместе с тем решение Банка России, принимаемое в порядке п. «б» ст. 189.49 Закона о банкротстве, об отмене его же решения не отзывать лицензию, принятое на основании п. 13 ст. 189.47 Закона о банкротстве, должно быть обоснованным и мотивированным. Формального же неоднократного в течение года вынесения предписаний в отношении банка для отзыва у него лицензии недостаточно. Необходимо также оценивать соразмерность, пропорциональность и адекватность такой крайней меры, как отзыв лицензии. А факт устранения нарушений и исполнения предписаний, безусловно, влияет на возможность отзыва лицензии, делая эту меру недопустимой.

Сбербанк затруднил многим россиянам оплату картами

Сбербанк до сих пор не принимает карты с истекшим сроком действия в обслуживаемых им торговых точках, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух банков. Один из них, знающий это от коллеги из Сбербанка, и третий собеседник «Ведомостей», знающий это от сотрудника платежной системы, говорят, что Сбербанк заявил контрагентам, что не собирается этого делать.

Неспособность Сбербанка обслуживать истекшие карты означает, что клиенты смогут расплатиться ими в лучшем случае через раз. Госбанк обслуживает больше половины всех российских магазинов, принимающих безналичную оплату. В 2018 г., по данным ФАС, он занимал 67% российского рынка эквайринга по обороту. В том же году он вошел в пятерку крупнейших экваейров мира по количеству обслуживаемых транзакций, по версии The Nilson Report. На конец прошлого года Сбербанк обслуживал 1,3 млн торговых точек, в которых у него установлены 2,2 млн POS-терминалов (76% от всех в стране), следует из его данных. 

Платежные системы и ЦБ в марте – начале апреля рекомендовали банкам не отклонять операции по картам, срок действия которых истек, поскольку из-за режима изоляции люди не всегда могут получить новые. Регулятор рекомендовал продлить обслуживание истекших карт до 1 июля. Чтобы такие карты работали, банки должны внести изменения в настройки эмиссии и приема карт. Если выпустивший карту банк внес необходимые изменения, а принимающий карты (эквайер) – нет, то операция не пройдет.

Сбербанк мотивировал свой отказ технологической сложностью внедрения изменений: на это уйдет несколько месяцев и за это время карантин закончится, продолжает собеседник «Ведомостей». Кроме того, делится он, перенастроить такую сеть довольно дорого: в ряде случаев банк не может обновить софт в терминалах дистанционно и централизованно, и для изменения настроек требуется выезд инженеров.

ЦБ не комментирует действующие банки, напомнил его представитель, добавив, что техническая возможность настроить процессинг банков таким образом, чтобы карты с истекшим сроком действия продолжали работать, существует. По его словам, более 60 банков это уже сделали. «По нашему мнению, банки, особенно крупные, должны понимать свою социальную ответственность перед нашими гражданами с учетом сложной ситуации с пандемией коронавируса и самоизоляцией и должны как можно быстрее доработать свои процессы и процедуры для того, чтобы их клиенты могли пользоваться картами с истекшим сроком действия. Мы мониторим ситуацию», – сказал представитель ЦБ.

Представитель Сбербанка после публикации статьи заверил, что банк решает проблему, но она слишком масштабна и это требует времени: «С начала кризиса, вызванного пандемией, банк приступил к переоборудованию всего парка POS-терминалов, понимая сложности клиентов других банков с перевыпуском карт. Наши инженеры работают в режиме 24/7 и уже успели перепрограммировать чуть меньше половины из 2 млн устройств, так как в части случаев необходим физический визит инженера банка в конкретную торговую точку. Банк делает все возможное, чтобы ускоренными темпами подготовить собственную сеть эквайринга под потребности клиентов других банков».

К чему это приведет

Россельхозбанк (РСХБ) не знает о сложившейся ситуации, сообщила его пресс-служба. В то же время банк считает, что «если это действительно так, то в условиях соблюдения карантина, когда затруднены массовый выпуск и доставка карт по всей территории России, отказ Сбербанка, как главного игрока, занимающего порядка 60% рынка эквайринга, будет критичен для многих клиентов». А топ-менеджер крупного банка указывает, что в результате может гарантировать клиентам только то, что по истекшим картам они смогут снять наличные в банкоматах. 

Пока массовых жалоб клиентов на отказ обслуживать истекшие карты нет, этот аргумент приводил Сбербанк, указывает он. Но в ближайшее время ситуация может ухудшиться, поскольку изоляция длится уже второй месяц и возрастает доля карт, срок действия которых закончился. Собеседник в крупном банке-эквайере говорит, что его банк внес необходимые изменения и видит попытки расплатиться истекшими картами, но по половине таких операций приходят отказы. Это значит, что многие банки-эмитенты не обновили настройки.

В их числе и Сбербанк, сообщали «Ведомостям» в его колл-центре. Представитель банка заявил, что для клиентов Сбербанка карты перевыпускаются автоматически и без визита в банк, их необходимо лишь активировать в «Сбербанке-онлайн». Правда, их функционал ограничен: их можно загрузить в Apple Pay или Google Pay и расплачиваться таким образом либо онлайн. Но расплатиться непосредственно картой в магазине не получится. Кроме того, москвичи старше 65 лет и маломобильные могут заказать доставку перевыпущенных карт.

Только у ВТБ количество карт, срок действия которых истекает в апреле – июне 2020 г., составляет около 500 000, сообщила пресс-служба (срок жизни карт продлен до 1 июля). У Райффайзенбанка это около 5% портфеля карт, говорит член правления банка Роман Зильбер, истекшими картами можно пользоваться до 30 сентября. «Тинькофф» в марте – апреле продлил обслуживание примерно 10 000 карт, у которых истек срок действия, сообщила пресс-служба. Промсвязьбанк сделал это для 30 000 своих карт, указал директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Александр Петров (жалоб от клиентов на невозможность расплатиться такими картами банк не получал). Эти банки, а также Московский кредитный банк (МКБ), РСХБ, «Русский стандарт» и Совкомбанк не только продлили сроки обслуживания своих карт, но и принимают истекшие карты к оплате в торговых точках, которые обслуживают, если это позволяют делать банки-эмитенты.

В то же время есть особенность, обращает внимание представитель МКБ: возможность оплаты истекшей картой зависит от настройки устройства, и даже если карта бесконтактная, необходимо будет провести оплату с использованием чипа, т. е. вставить карту в устройство и ввести пин-код. По его словам, в случае претензий основные риски ложатся на банк-эквайер, но обслуживание истекших карт по чипу с вводом пин-кода снижает уровень риска для эквайеров. Обслуживание карт с истекшим сроком действия – это ответственность и риски эмитента, который принимает решение об авторизации операции, говорит Петров. 

Два собеседника «Ведомостей» считают, что проблема с истекшими картами не столь острая, поскольку сейчас можно выпустить виртуальную карту и загрузить ее в мобильный кошелек Apple или Google Pay полностью дистанционно, а также расплачиваться по реквизитам цифровых карт в интернете. Кроме того, у многих россиян, как правило, есть несколько карт. По данным ЦБ, на конец 2019 г. в России было 197 млн активных карт.

Текст был обновлен после поступления комментария Сбербанка

Выводы к главе ПРАВО – Обществознание – Kaz-Ekzams.ru