Предметный указатель ПО

ПОВ

Повесть временных лет.

 

Повесть о стоянии на Угре 1481 г.

 

Повинность, личные или вещественные услуги граждан по удовлетворению каких-либо государственных нужд; бывают натуральные и денежные. 

 

Повоз — феодальная повинность на Руси. «Повоз возити», «возы вести на государя» — обязанность крестьян доставлять продукты сельск. хоз-ва и промыслов на господский двор и, по распоряжению феодала, па рынок или в поход. Повозом называлась также и «подвода» — обязанность давать «подводных коней» приезжавшим в цолость князьям и их слугам. С конца XV в. постепенно заменяется денежным оброком — «повозными деньгами» — и перерастает в ямскую повинность.

 

Поворотные (иначе — «дань поворотная») — таможенная пошлина, взимавшаяся в XV-сер. XVII вв. с иногородних купцов и торговцев во многих городах Рус.

гос-ва за привоз товаров на Гостиный двор. Доход с неё шёл на стр-во всевозможных объектов в городе.

 

ПОГ

Погожевы — русский дворянский род, происходивший, по древним родословцам, от литовца Василия Воргоса, по прозвищу Погожий, выехавшего в Москву к вел. кн. Дмитрию Ивановичу «с Ольгердовичи» и участвовавшего к Куликовской битве (1380), после которой получил чин окольничего. В XVI и XVII вв. Погожевы служили полковыми головами и городовыми воеводами.

 

Поголовная (поголовчина, годовщина, поголовные деньги) — личная проезжая пошлина, упом. в документах с конца XV в. Уплачивалась всеми людьми, находившимися на судах, с товаром или при возах и санях товарных. Собиралась при проезде мимо городов или при привозе товаров в города и торжки. Величина пошлины в разных местах была различной в разные времена и составляла от 1/2 до 6 денег.

Местные жители платили меньше иногородних и иностранцев. Напр., в Новгороде Великом с новгородца на судне с товаром брали по полуденьге, а с «литвина и всякого иноземца» — по 2 деньги.

 

Погорина — полоса земли по обеим сторонам Сред. Горыни, находившаяся между Киев. и Влад.-Волын. кн-еами и служившая яблоком раздора между соответствующими князьями. В сер. XII в. Киев. кн-ву удалось закрепить погорину за собой, и она до XIII в. составляла самостоят, удел этого кн-ва, в котором сидели родственники киев. князей. Гл. городами Погорины были Дорогобуж и Пересопница.

 

Погост — сельский податный округ в Древней Руси — слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена.

 

Погребальные деньги — у восточных славян обычай класть умершему в рот или в руку, а иногда просто в могилу деньги (чаще всего медные монеты) на дорогу в загробный мир.

Этот обычай, судя по всему, был заимствован у греков, которые давали умершему оболы (мелкие монеты) для мифического Харона — перевозчика человеческих душ через р. Стикс, в потусторонний мир.

 

Погребальные ритуалы (на материалах средневековой Японии)

 

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

 

ПОД

«Подвижное» ополчение 1855-1858 годов, ополченские формирования, созданные в период Крымской войны 1853-1856 годов и предназначавшиеся для пополнения регулярной армии.

 

Подвойский — древнее название судебного пристава, которого посылали с судебными повестками к истцам, ответчикам или свидетелям. Он же служил глашатаем для объявления приказов. Подвойским называли также княжеских слуг, ходивших с бирючами на торг «народ кликать» к князю и «звонить вече». Участвовали также в торжественных царских выходах с посохом в руке. В пользу Подвойского-пристава взималась судная пошлина с виновного в «четыре денги».

 

Подданство, юридическая связь между лицом и государством; принадлежность лица к определенному государству.

 

Поддатень — древний чин московского двора, помощник рынды.

 

Подеста (лат. potestas — власть) — глава исполнительной и судебной власти в итальянских городах XII—XVI вв., избирался из числа жителей другого города сроком на 6—12 месяцев.

 

Подзорное — пошлина, взимавшаяся на Руси за осмотр привозимых на торг товаров.

 

Подклет — нижний этаж жилого дома и зажиточной семье, обычно предназначавшийся для прислуги, где размещались, кроме того, различные службы (кладовые, мыльни и т. д.). Купцы приспосабливали подклет обычно для складирования товаров.

Стоявший на подклете 2-й этаж служил почти вседа жилым помещением для хозяина и его семьи, там же принимались и гости.

 

Подмастерье, в средние века цеховой ремесленник, не имевший собственной мастерской и находившийся в услужении у мастера.

 

Подольская Земля (Подолия)

 

Подручник — так в средние века на Руси называли в основном вассалов вел. князя лит., которому служили многие рус. князья, оказавшиеся вместе со своими уделами завоёванными Литвой.

 

Подушная подать, основной прямой налог в России XVIII-XIX вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения.

 

Подъезд — на Руси право приезда феодала или его правителя («подъездного») в принадлежащие феодалу владения с целью сбора оброка. В XV-XVI вв. понятие Подъезд сохранилось в церк. владениях, где были установлены «подъезжие» и «неподъезжие» годы. С XV в. так назывались и пошлины, уплачиваемые местным духовенством архиереям и их представителям при объезде ими епархий.

 

Подъемное — таможенная пошлина, взимавшаяся при взвешивании товаров в некоторых городах. Название произошло от поднимания товаров на весы. Бралась с продажи или покупки весовых товаров лишь большими кол-вами — как с купца, так и с продавца. Кол-во пошлины колебалось от 1/2 до 5 денег.

 

Подъячий — низший чин приказной администрации в России с XVI века следовавший по служебной лестнице непосредственно за дворянином. Под руководством дьяков Подъячии выполняли оснное делопроизводство и работу в центральных и местных учреждениях. Делились на старших, средней статьи и младших. Получали денежное, хлебное, а иногда поместное жалованье. Подъячий с приписью управляли повытьями (участками земли) и справляли по городам должностные обязанности дьяков, письменных голов.

 

ПОЖ

Пожарские — русский княжеский род, ветвь удел. князей стародуб., происходивших от вел. кн. влад. Всеволода Большое Гнездо. Потомок его 7-го сына, Ивана, родоначальник князей стародубч Василий Андреевич, получил в удел с. Погары и стал писаться князем Пожарским. Род Пожарских ничем особым не выделялся. Широкую известиость в России получил лишь один из Пожарских — известный политический деятель и военачальник в период Смутного времени, руководитель 2-го ополчения — кн. Дмитрий Михайлович Пожарский.

 

Пожилое — пошлина, которую уплачивал крестьянин при отказе и выходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. Впервые упом. в Судебнике 1497. Полный размер Пожилого (в удалённой от леса местности -1 руб, в лесистой — полтина) уплачивался после 4-летнего проживания на земле феодала, за 1 год платилась одна четверть, за 2 — половина и т.

д. Судебник 1550 умеличил размер Пожилого на 2 алтына. В связи с отменой права ухода крестьян т своих владельцев понятие «Пожилое» исчезает из источников на осн. терр. Рус. гос-ва в кон. XVI в. и повсеместно — в XVII в.

 

ПОЗ

Позвизд — почитаемый славянами бог ветра и бурного ненастья. Повелитель ветров, Позвизд, живет далеко на севере. Он пролетает над полями и лесами в широком развивающемся плаще. Жаркий дневной вечер славяне называют Полуденным или Подага, то есть поджигающий. Ночной прохладный ветер называют Полуночным. При этом все ветра являются внуками Стрибога. Братом Позвизда является Догода, бог тихой ясной погоды. В образе русоволосого кудрявого юноши с васильковым венком на голове, раскинув крылья, Догода неспешно летит над землёй, держа в руке ветвь цветущего шиповника.

 

ПОК

Поклепная вира — обвинение в убийстве, предъявлявшееся человеку, не пойманному на месте преступления, т. е. предполагаемому убийце. Упомянуто в Русской Правде и представляет собой начало уголовного процесса, в отличие от расправы. Как обвинитель, так и обвиняемый должны были подтвердить свои показания представлением послухов (свидетелей) — 7 человек, а иностранцы — 2 человек. Выигрывала сторона, представившая требуемое количество послухов. При их равном числе следовало соблюсти следующие по данному «соревнованию» условия: присяга, ордалии и т. д. Общественная власть не вмешивалась в эту борьбу. Если поклёп (обвинение) не подтверждался, то обе стороны платили судебные издержки, каждая — по гривне кун.

 

Покон вирный — установление, определявшее размер корма для княж. сборщиков суд. пошлин — вир. Введение Покон вирный приписывается Ярославу Мудрому. Согласно Покону вирному население терр. или общины, куда приезжал вирник, должно было содержать его и сопровождающих его лиц из числа княж. администрации. Натуральный корм мог быть заменен деньгами. Впоследствии были установлены более точные размеры хлебных и др. кормов, которые полагались не только вирнику, но и сопровождавшим его княж. слугам

 

Покров Богородицы — праздник православной церкви (отмечается 1 октября старого стиля), установлен (903) в Византи по случаю видения Богородицы во Влахернском соборе Константинополя во время всенощной службы, на воздухе с ангелами, пророками и апостолами, покрывавшей христиан своим омофором. За этим видением, открытым неким Андрею и Епифанию (местным блаженным), позже причисленным к лику святых, последовала победа христиан над арабами, осадившими столицу страны.

 

Покровский монастырь — женская обитель в Суздале, осн. (1364) вел. кн. нижегород. Андреем Константиновичем. Известен нс только огромными размерами своих зданий и древностью, но и тем, что являлся местом заключения жён вел. князей и царей: Василия III Ивановича, Ивана Грозного, Василия Шуйского и Петра I.

 

Покровский собор (храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве) — известный памятник рус. зодчества XVI в. На месте его первоначально (1552) в честь взятия Казани была построена деревянная церковь во имя св. Троицы. После взятия Астрахани (1553) была задумана постройка нового, тоже деревянного, храма во имя Покрова (с приделами). В 1554 заложили настоящий, каменный, с 8 приделами, с 9 куполами храм во имя Покрова и в честь тех праздников, которые пришлись на дни, когда рус. войско штурмовало столицу Казанского ханства. Храм был построен (1560) рус. мастерами под руководством Бармы и Постника. Он представляет собой сложное и своеобразное сооружение и является группой копий с уже существовавших ранее типов, выработанных нац. вкусом преимущественно в деревянном зодчестве. Как талантливый синтез всего сделанного в рус. архитектуре до сер. XVI века Покровский собор может быть признан одним их самых характерных храмов Древней Руси и одним из самых красивых зданий рус. стиля.

 

Покрута — подмога в виде денег, хлеба или орудий производства, которую получал обедневший крестьянин от феодала. Термин «Покрута» употреблился в новгород-псковских документах XIV-XV вв. Получение Покруты и обязательное её возвращение ставили обедневших крестьян в зависимое от феодала положение.

 

Перейти к другим указателям:

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕРМИНЫ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

Судебник 1497 г. | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

После завершения создания единого Московского государства возникла необходимость создания единого юридического документа. В Судебнике 1497 года были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались четкие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому. Датой был выбран Юрьев день, удобное время перехода сельских работников для наименьшего ущерба сельскому хозяйству.

 

О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ)

57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

Полный текст Судебника

Ст.57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить их волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной — полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года — половину стоимости двора, три года — три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость всего двора.

Судебник 1497 г. о крестьянах и холопах

 

ТЕНДЕНЦИЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ

В истории отечественного права неоднократно менялся подход законодателя к определению самого понятия наказания и тяжести уголовной ответственности: период ужесточения наказаний сменялся смягчением и наоборот. С XV в., с Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г. очевидна новая волна ужесточения уголовной ответственности. Эта тенденция продолжала действовать в период XVI-XVII вв., постепенно набирая силу, и достигла своего наивысшего пика в первой половине XVIII в. После этого, начиная с правления Елизаветы и Екатерины II, стала набирать силу обратная тенденция смягчения наказаний, также распространившаяся на длительный период. В Судебнике 1497 г. эта тенденция ужесточения выразилась в изменении системы наказаний, в появлении новых их видов, а также в расширении сферы действия смертной казни.

В нормативно-правовых актах, предшествовавших принятию Судебника, нет единства относительно трактовки смертной казни. Двинская уставная грамота 1397 года впервые в российском законодательстве вводит этот вид наказаний: «…а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя; а уличат втретьие, ино повесити…». Однако ни Московская запись о душегубстве, ни Белозерская уставная грамота 1488 года не упоминают смертную казнь, указывая только штрафы.

Попрядухина И.В. Система наказаний по Судебнику 1497 года

 

РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ

Судебником не исчерпывалось все законодательство. Нормы церковного суда записаны были в Кормчей и княжеских уставах (Владимира и Ярослава). Да и Русская Правда все время находилась в поле зрения юристов, поскольку многие ее нормы сохраняли действенность и использовались в текущем судопроизводстве. О жизненности института «сочения следа» (по нормам ст. 77 Пространной Правды) даже в XVII в. писал В. Г. Гейман. Большой интерес к Русской Правде проявился и в том, что ее текст часто переписывался (вместе с другими законодательными актами) именно в изучаемое время. Так, около 25 списков Пространной Правды датируется XIII-XV вв., причем 15 из них падают на конец XV в., когда в Москве происходили кодификационные работы. Нормы важнейшего законодательного памятника Древней Руси интересовали юристов не только как источник для создания общерусского законодательного кодекса, но и как материал для практического судопроизводства.

Создание Судебника 1497 г. — заметная веха в истории русского законодательства. В ряде стран Европы (в том числе в Англии и Франции) общегосударственных кодексов еще не существовало. Именно поэтому имперский посол С. Герберштейн, побывавший в начале XVI в. в Москве, перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Он представлял большой интерес для немецких юристов, составивших только в 1532 г. общегерманский свод законов.

А.А. Зимин. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982

 

В ЕДИНСТВЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ

Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.

Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.

Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства/ Под общ. ред. О.И.Чистякова. М., 1985

Киевская Русь — Энциклопедия всемирной истории

Киевская Русь (862-1242) была средневековой политической федерацией, расположенной на территории современной Беларуси, Украины и части России (последняя названа в честь Руси, скандинавского народа). Название Киевская Русь является современным (19 век) обозначением, но имеет то же значение, что и «земля Руси», как этот регион был известен в средние века.

Русь правила из города Киева (также называемого Киевом), поэтому «Киевская Русь» просто означала «земли Руси Киевской». Впервые русы упоминаются в «Анналах Сен-Бертена», где зафиксировано их присутствие в составе дипломатической миссии из Константинополя ко двору Людовика Благочестивого (годы правления 814–840) в 839 г.. Летописи утверждают, что они были шведами, и это возможно, но их этническая принадлежность так и не была точно установлена.

Удалить рекламу

Реклама

История прихода русов на восток впервые изложена в Первой летописи (также известной как Повесть временных лет , ок. 12 в.) Руси. В этом произведении рассказывается о том, как народ земли пригласил русов (идентифицированных как скандинавские варяги) для управления и поддержания порядка в их стране в середине 9-го века.й век н.э. Три брата, в том числе один по имени Рюрик, приняли приглашение и основали династию Рюриковичей, которая просуществовала более 700 лет.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Вождь скандинавов Рюрик (годы правления 862-879) основал династию, которая просуществовала до первого царя России, Ивана Грозного (годы правления 1547-1584).

Эта версия событий поддерживается в наши дни историками, которых называют «норманистами» (теми, кто признает скандинавское происхождение династии Рюриковичей), и оспаривается так называемыми «антинорманистами», которые выступают за славянское происхождение Россия и другие государства. Притязания норманистов в настоящее время считаются более обоснованными, и общепризнано, что скандинавский вождь Рюрик (годы правления 862–879) основал династию, которая просуществовала непрерывно во время правления Ивана IV, первого царя России (годы правления 1547–1584), также известного как Иван Грозный.

Удалить рекламу

Реклама

Государство Киевская Русь пало под властью монголов между 1237-1242 гг. н.э., разбив регион на части, которые в конечном итоге превратились в современные государства Беларусь, Россия и Украина.

Основная хроника и ранние короли

Русская Первая Летопись , вероятно, был завершен c. 1113 г. в Киеве и когда-то приписывался монаху Нестору (ок. 1056–1114), но теперь считается компиляцией более ранних работ, возможно, отредактированных Нестором. Самая ранняя из сохранившихся рукописей датируется 1377 годом с редакционными примечаниями, подтверждающими более раннюю дату написания работы. Хроника регулярно упоминается как историческое повествование, но это ставится под сомнение, поскольку содержит ряд мифических или легендарных аспектов. Тем не менее, археологические данные из этого региона подтверждают многие, хотя и не все, описываемые события.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

XI век н. э. Территория Киевской Руси

SeikoEn (CC BY-SA)

Работа начинается с утверждения, что после библейского Всемирного потопа сыновья Ноя (Хам, Сим и Иапет) поделили мир между собой, и Иапет получил область Киевской Руси как часть своего надела. Что сделал Иапет для наведения порядка в своих землях, не упоминается, но Хроника рассказывает, что люди воевали друг с другом и в конце концов были покорены хазарами Средней Азии (Турция) и варягами (варягами) Скандинавии.

Славяне области были вынуждены платить дань хазарам и варягам, пока они не изгнали варягов, но сохранили связь с хазарами. Однако впоследствии они обнаружили, что не могут управлять собой, а дань, выплачиваемая хазарам, слишком велика. Несмотря на то, что они устали платить варягам, они поняли, что под их защитой жизнь могла быть лучше. В Хрониках говорится:

Они сказали себе: «Давайте искать князя, который мог бы править нами и судить нас по закону». Соответственно, они отправились за море к варягам-русам; именно эти варяги были известны как русы, так же как некоторые называются шведами, а другие норманнами, англичанами, готландцами, ибо они так назывались. (59)

Славянские послы прибыли в неизвестную землю русов и пригласили их прийти и править своей землей как цари. Три благородных брата приняли приглашение и Хроника продолжается:

Удалить рекламу

Реклама

Старший, Рюрик, поселился в Новгороде; второй, Синеус, на Белоозере; и третий, Трувор, в Изборске. Благодаря этим варягам Новгородская область стала называться землей Руси. Нынешние жители Новгорода происходят от варяжского рода, но прежде были славянами. (59-60)

Подтверждение существования скандинавских поселений в этих областях исходит из вещественных доказательств, обнаруженных при археологических раскопках. Около 750 г. было основано поселение в Старой Ладоге у реки Волхов; первая скандинавская деревня в регионе. Ученый Томас С. Нунан пишет:

Археологические данные свидетельствуют о том, что скандинавы жили в Ладоге с момента ее зарождения: в пласте 750-х годов был найден набор скандинавско-балтийских кузнечных инструментов, в том числе талисман с ликом Одина… и рейд. Других городов в окрестностях не было, монастырей не существовало, а соседние курганы местных народов были весьма скромны по своему содержанию. Здесь было нечего украсть. Ладога была создана для облегчения доступа во внутренние районы Европейской России со всеми ее природными богатствами. (Сойер, 141-142)

Данные также свидетельствуют о том, что Ладога стала сезонным поселением позже или, по крайней мере, население колебалось, что согласуется с повествованием Хроники о славянах, изгоняющих варягов, а затем приглашающих их обратно. Норвежские артефакты были также найдены в Новгороде и других местах, упомянутых в Хронике .

Курганы Руси, Старая Ладога

Wilson44691 (общественное достояние)

Через два года после их прибытия два младших брата умерли, и Рюрик взял их области как свои собственные со своей столицей в Новгороде. Двое мужчин из группы Рюрика, Аскольд и Дир, попросили у него разрешения покинуть землю и искать счастья в Царьграде (Константинополе), и получили разрешение. По пути в Царьград они остановились в городе на холме под названием Кий (Киев), завоевали его, а затем начали совершать набеги на окрестности в истинно викинговском стиле. Хроника приписывает им известное нападение на Константинополь с участием 200 кораблей викингов (ок. 860 г.), которое было отброшено после большой бойни штормом, который, как говорят, был послан Богом; однако историческая дата этого рейда не согласуется с остальным повествованием.

Удалить рекламу

Реклама

В Новгороде Рюрик умер естественной смертью и поручил своего малолетнего сына Игоря на попечение своего родственника Олега (известного также как Олег Новгородский и Олег Вещий, р. 879 г.-912), который сменил его. Олег начал ряд военных походов из Новгорода, завоевывая и закрепляя окрестные земли. Он приехал наконец в Киев и увидел, как Аскольд и Дир набегами наживают огромные богатства.

Он обманом заставил их обоих выйти из города, убил их и взял под свой контроль область, перенеся в это время столицу из Новгорода в Киев (ок. 882 г.). Путем переговоров и военной силы он убедил ряд племен и поселений перестать платить дань хазарам и вместо этого платить ему. К тому времени, когда его правление закончилось, Олег значительно расширил контроль Руси над регионом и наполнил казну Киева.

Было предсказано, что Олега убьет прекрасная лошадь, которой он владел, но на которой он никогда не осмелился сесть из-за пророчества.

Он был известен как Олег Вещий (что на самом деле переводится как Олег Священник) из-за пророчества о его смерти. Было предсказано, что Олега убьет красивая лошадь, которой он владел, но на которой он никогда не осмелился сесть из-за пророчества. Он приказал отослать лошадь, но при условии, что она всегда будет хорошо накормлена и о ней будут заботиться. После того, как он завоевал окрестные области и заключил выгодные договоры (особенно с Константинополем), он почувствовал уверенность в своем царствовании, насмехался над пророчеством и спрашивал своих советников, что случилось с конем, который должен был убить его. Ему сказали, что она умерла, и Олег попросил, чтобы его доставили к костям лошади. Оказавшись там, он издевался над пророчеством и наступил на череп лошади, напугав змею, которая укусила его за ногу и убила.

Удалить рекламу

Реклама

Ему наследовал Игорь Киевский (912-945), сын Рюрика, которого он воспитал. Игорь был женат на варяжке по имени Ольга (впоследствии св. Ольга Киевская, ок. 969 г.) незадолго до своего прихода к власти. Как и его приемный отец, Игорь совершал успешные военные походы и взимал дань с побежденных. Однако со временем он обнаружил, что всего накопленного им богатства ему недостаточно, и обложил народ более тяжелой данью. В конце концов он был убит племенем, известным как древляне, за свою жадность. Его сын, Святослав I (г. 945-972) был слишком молод, чтобы занять престол, и поэтому Ольга была его регентом между 945-963.

Первым делом Ольги было наказать древлян за убийство ее мужа. Древляне сообщили, что хотят, чтобы она вышла замуж за их князя Мая, и Ольга, похоже, согласилась и потребовала послов; их она убила, обманом заставив их нестись в лодке, которую она затем бросила в яму, и они были похоронены заживо. Затем она умоляла мудрейших людей древлян прийти к ней, приглашала их купаться по их прибытии и поджигала бани, сжигая их заживо. Затем она попросила древлян приготовить поминки в честь Игоря, позволила им всем напиться и приказала своим солдатам всех там перерезать.

Месть княгини Ольги древлянам

Неизвестный художник (общественное достояние)

Уцелевшие древляне укрылись в городе Искоростене, где был убит Игорь, и Ольга осадила его. Когда она не смогла принять его, она сказала, что наложит на город самые легкие условия капитуляции и попросила только по три голубя и по три воробья из каждого дома. Их быстро дали, и она приказала своим солдатам привязать к птицам кусок горячей серы ниткой, а затем отпустить их, чтобы они вернулись в свои гнезда в городе. Эти гнезда на карнизах домов, курятниках и других местах сразу загорелись, и Искоростень сгорел. Ольга убила или продала в рабство большинство выживших, но пощадила других, чтобы они могли продолжать платить дань.

Рассказы о мести Ольги входят в число наиболее мифических разделов Начальных Хроник , но считается, что они указывают на реальные исторические события искоренения древлян. Эти истории позже были отвергнуты церковью, которая сделала Ольгу святой за ее самоотверженную христианскую миссионерскую работу в этом регионе; хотя Киевская Русь оставалась преимущественно языческой на протяжении всего правления ее сына и его преемника. Это была не Ольга, а Владимир Великий (р. 980-1015), который обратил регион в христианство.

Владимир Великий и Ярослав Мудрый

Ольга отреклась от престола в пользу Святослава I в. 963 г. и удалилась в Киев, чтобы провести остаток своей жизни в домашних обязанностях. Святослав I быстро начал ряд военных походов, еще больших, чем у Олега и Игоря, чтобы расширить свою территорию и контролировать торговые пути. Сначала он завоевал Хазарию, которая долгое время была соперничающей державой, а затем волжских булгар, аланов и дунайских булгар, пока его царство не увеличилось более чем втрое.

Он был убит, возвращаясь в Киев из одного из таких походов, и его сыновья Ярополк I (годы правления 972-980), Олег и Владимир боролись за корону. Олег был убит, а когда к власти пришел Ярополк I, Владимир бежал в Норвегию ко двору своего родственника Хокона Сигурдссона (ок. 972-995 гг.). Здесь он собрал отряд варягов и выжидал, пока не почувствовал, что готов вернуться и вернуть себе царство. Он разбил войска Ярополка I и убил его брата в засаде.

Владимир последовал примеру своего отца и предпринял ряд военных походов либо для расширения царства, либо для захвата определенных территорий. Во время этих походов и сражений он воздвигал языческие святилища в честь местных или национальных божеств. Примерно в это же время (ок. 9 г.87), Василий II Византийской империи (годы правления 976-1025) попросил Владимира о военной помощи для защиты его престола от двух претендентов (один из которых, Варда Фока, уже объявил себя императором). Владимир согласился, а затем то ли попросил, то ли ему предложили в жены сестру Василия II Анну. Брак был одобрен при условии, что Владимир примет христианство.

Варяжская гвардия

Неизвестный художник (общественное достояние)

Этот пакт привел к христианизации Киевской Руси и созданию Варяжской гвардии в Византийской империи. Владимир отправил 6000 варягов к Василию II в Константинополь ок. 988, и с того времени до начала 14 века они стали элитными телохранителями византийских императоров и грозным отрядом ударных войск.

Другая версия обращения Владимира утверждает, что он потерял веру в своих языческих богов и послал послов к разным народам, чтобы поговорить с духовенством об их религиозных верованиях и практиках. Изучив христианство, ислам и иудаизм, он выбрал восточное православие из-за красоты церквей Константинополя и отсутствия запрета на алкоголь или употребление в пищу свинины. Эта история была создана (в какой-то момент в XI веке), скорее всего, чтобы отделить обращение Владимира от простого брачного контракта и подчеркнуть его независимость от иностранного влияния. Какими бы ни были обстоятельства его обращения, оно имело далеко идущие последствия, как отмечает ученый Роберт Фергюсон:

Выбор славянского, а не древнескандинавского языка Русской Православной Церковью сделал процесс ассимиляции необратимым. Это также открыло русское общество глубокому и непреходящему влиянию византийской культуры. (131)

Хотя изначально он мог согласиться на обращение просто для того, чтобы заключить союз, Владимир быстро принял лучшие ценности христианства. Он заботился о бедняках своего королевства и лично помогал всем, независимо от их социального положения. Он основал школы для поощрения грамотности и улучшения жизни своего народа во всех отношениях. Торговля процветала, а экономика процветала при Владимире, который также основал города и построил множество церквей.

Владимиру наследовал Святополк I (годы правления 1015-1019), известный как «Окаянный» за убийство трех сыновей Владимира (в том числе Бориса и Глеба, впоследствии причисленных к лику святых) после прихода к власти. Святополк I мог быть старшим сыном Владимира, но это неясно. Его правление было ничем не примечательным, и он был свергнут другим сыном Владимира, Ярославом I (ок. 1019–1054), известным как Ярослав Мудрый.

Обращение Владимира I в христианство

Виктор Михайлович Васнецов (Общественное достояние)

Ярослав I был последним великим монархом Киевской Руси. Он женился на Ингегерд Олофсдоттер (ок. 1001–1050), дочери Олофа Скотконунга (ок. 995–1022), короля Швеции, а позже заключил важные союзы посредством браков своих детей с детьми других народов. Он также реформировал законы, заключил важные договоры с Константинополем и защитил свои границы от вторжений кочевников-печенегов Турции. Следуя традициям русского царя-воина, он провел ряд успешных военных походов и поднял Киевскую Русь на ее культурную и экономическую высоту. Около 1037 года он начал строительство Софийского собора в Новгороде, который до сих пор остается одним из самых впечатляющих средневековых храмов в мире; его роскошь свидетельствует о величии царствования Ярослава I.

После его смерти Киевская Русь распалась, когда его сыновья боролись друг с другом за власть, в то время как другие города и княжества подняли восстание. Последующие монархи в Киеве были недостаточно сильны, чтобы удержать королевство вместе, и возникли отдельные, более мелкие государства. Северные крестовые походы, особенно XII века н.э., опустошили балтийский регион королевства, а Четвертый крестовый поход (1202-1204) разрушил торговлю из-за разграбления Константинополя, отрезав доступ к традиционным путям в Грецию. Ко времени монгольского нашествия 1237-1242 годов Киевская Русь уже даже отдаленно не была единой федерацией, и отдельные государства были легко захвачены.

Киевская Русь в

Викинги и Наследие

Киевская Русь был показан в 6 сезоне популярного сериала Викинги в 2019 году с акцентом на повторяющегося персонажа Олега Вещего (которого играет российский актер Данила Козловский). Викинги регулярно сжимают или комбинируют исторические события с некоторой поэтической вольностью, и изображение Олега в шоу и различных событий в регионе следует тому же курсу. Включение Киевской Руси было важным событием в шоу, которое постоянно подчеркивало влияние набегов и миграции викингов на другие культуры.

Хотя так называемые антинорманистские историки продолжают утверждать, что скандинавское влияние в славянских регионах было незначительным, физические и литературные свидетельства говорят об обратном. Варяжская Русь, поселившаяся в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве, создала одну из самых богатых и стабильных культур того времени. Развитие национальной идентичности с общей религиозной верой при таких монархах Рюриковичей, как Владимир Великий и Ярослав I, заложило основу для стран, которые позже возникнут в регионе.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Как Москва долгое время использовала историческое государство Киевская Русь для оправдания экспансионизма

Чтобы оправдать свои планы в отношении Украины, российский президент Владимир Путин неоднократно ссылался на то, что русские называют Киевской Русью. Он видит в этом православном средневековом государстве, центром которого была современная украинская столица Киев, общую точку происхождения как украинцев, так и русских. По его мнению, это означает, что украинский народ — русский. И своей миссией он считает восстановление единства русских земель, как предпосылку для того, чтобы Россия была великой державой.

Украинцы, тем временем, называют одно и то же место Киевской Русью и колыбелью своего народа. Это не русские земли, а «земли русов». Слово «Русь» происходит от древнего восточнославянского слова Русь (которое читается как «Роус» при переводе из кириллицы в латиницу). Слово относится к земле народа под названием Русь: общих предков сегодняшних русских, украинцев и белорусов.

На протяжении всей истории были русские правители, которые верили в свою миссию «собрать земли русские», землю русов. Другие просто использовали эту идею, чтобы оправдать гегемонистские амбиции России.

Выдубицкий монастырь в Киеве был основан в конце 11 века во времена Киевской Руси. Порывистый / Alamy Stock Photo

Киевская Русь

Киевское княжество было основано на месте современного Киева в IX веке викингами-воинами-торговцами из Скандинавии (также называемыми варягами или русами), которые смешались с местным восточнославянским населением. В 988 году великий князь Владимир Киевский принял христианство из Византии, а не из Рима, и Русь — теперь этот термин применялся и к земле — стала частью православного христианского мира.

На иллюминации из Скилицкого кодекса XIII-XIV веков изображены посланники Владимира I Киевской Руси, посещавшие императора Константина VIII в Константинополе. ГРЕЙНЖЕР/Алами Фото со стока

Путин называет это событие «цивилизационным выбором», который определил будущее россиян, украинцев и белорусов. Оно создало то, что он называет «общим духовным пространством», православным русским пространством, отличным от латинского, римско-католического мира. Напротив, соседние народы — поляки и литовцы — приняли христианство из Рима.

С приходом монгольских войск в середине 13 века земли Киевской Руси распались. Западная и юго-западная части, составляющие большую часть территории сегодняшних Украины и Белоруссии, были разделены между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским. Между тем северная и северо-восточная части были отрезаны от освоения Европы на 200 лет.

Собиратели земли

Первое историческое упоминание о Москве в летописи от 1147 года. Позднее московский князь Иван I (ок. 1288-1340), известный как Калита (денежный мешок), был мытарем у султана Озбег, хан Золотой Орды. Озбег пожаловал Ивану великокняжеский титул, как традиционно называли киевских правителей. И Иван и его преемники впоследствии использовали этот титул, чтобы объявить все земли Руси, в том числе находящиеся под властью Литвы и Польши, в качестве своей вотчины.

Иван III (1440-1505), его сын Василий III (1478-1533) и внук Иван IV, известный как Иван Грозный (1530-1584) были самыми успешными собирателями земли Руси в ее начальный период , присоединив земли соперничающих русских князей на севере и северо-востоке.

После завоевания Константинополя османской армией в 1453 году московские религиозные лидеры утверждали, что произошла передача Византийской империи: теперь Москва стала третьим Римом и столицей христианского мира. С этого момента Иван III называл себя не только великим князем, но и царем, происходящим от «цезаря», титула, использовавшегося римскими, а затем и византийскими императорами.

До сих пор православные отмечают День Крещения Киевской Руси, когда христианство пришло в регион. SOPA Images Limited / Alamy Stock Photo

Московские цари называли себя защитниками православной веры. Они оправдывали вмешательство во внутренние дела соседних стран предлогом защиты православных верующих. Точно так же российское правительство сегодня оправдывает вторжение в Украину, заявляя о необходимости защитить миллионы живущих там русскоязычных.

Великий князь литовский был главным соперником царя и претендовал на роль правителя всей Руси. С 14 века началось объединение Польши и Литвы; Речь Посполитая была создана в 1569 году.

Будучи грозным противником, к середине 17 века Польша-Литва находилась в состоянии войны с большинством своих соседей. И внутренне Содружество тоже боролось с восстанием. Украинские казаки во главе с гетманом (военачальником и правителем) Богданом Хмельницким попытались отделиться, отчасти из-за дискриминации, с которой они столкнулись как православные христиане при католическом правителе.

После некоторых неудач Хмельницкий обратился за поддержкой к православному московскому царю Алексею. В 1654 г. казаки и эмиссары Алексея подписали Переяславский договор, тем самым подчинив Украину русскому правлению в рамках своей борьбы против Речи Посполитой.

Историки расходятся во мнениях относительно того, какой цели в конечном итоге послужил этот пакт. С точки зрения тогдашних казачьих предводителей, а также современных украинских историков, это был временный союз, направленный против Польши и Литвы. Между тем для царя и последующих поколений русских историков это было признанием сюзеренитета Москвы на всю вечность.

Россия и Польша находились в состоянии войны до 1667 года, когда обе стороны подписали Андрусовское перемирие. По этому соглашению Москва получила Украину к западу от реки Днепр/Днепр, а также восточную часть сегодняшней Беларуси. В 18 веке Польша-Литва была вынуждена войти в сферу влияния России и в 1772 году была разделена между Пруссией, Австрией и Россией.

Исторический императив собрать землю Руси не был главной целью этого экспансионизма со стороны Москвы. Скорее, это было идеологическое оправдание, которое его правители давали сначала консолидации и расширению Московского государства на русском севере, а затем имперских наступлений на Украину и Белоруссию.

В советское время присоединение большей части Украины к Советскому Союзу при Ленине было обусловлено не идеей присоединения земли Руси, а желанием сделать Украину социалистическим государством.