Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема «Слово. Предложение. Текст». УМК «Школа России»

МБОУ-СОШ № 2 им А.И. Герцена 

Г. Клинцы Брянской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема «Слово. Предложение. Текст».

УМК «Школа России»

авторы: В.П.Канакина  В.Г.Горецкий

 

 

 

 

 

                                                                 Учитель начальных классов

                                                                  Пинчукова Антонина Ивановна

                                                                      1 квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

Цель:  Повторение и актуализация знаний о  языковых единицах языка — слове, предложении, тексте и их существенных признаках

Задачи урока:

     — обучающие: систематизировать знания детей  о понятиях слово, предложение, текст.

    — развивающие: развивать умение работать в парах, в группах,  слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение,   контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации

;

      — воспитательные:  воспитывать уважительное отношение к мнению других; воспитывать интерес к предмету.

Предметные результаты: учащиеся должны распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста, оформлять предложения на письме;

Личностные результаты: умение выделять нравственный аспект поведения; развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим;  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

 

 

Тип урока: урок-обобщение.

Слово. Предложение. Текст.

1.      Организационный момент

2.     Эмоциональный настрой.

 Аутотренинг:

·         Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

·         Я радуюсь этому.

·         Внимание моё растёт.

·         Я как разведчик всё замечу.

·         Память моя крепка.

·         Голова мыслит ясно.

·         Я хочу учиться.

·         Я готов (ва) к работе.

·         Работаю!

3.Словарный диктант + чистописание (1 ученик работает у доски)

Сапог, пальто, ветер, октябрь, погода

          — А следующую минутку мы посвятим чистописанию. Выпишем на следующую строку каллиграфически   правильно буквы  и соединения :

2 и 3 букву второго  слова (полстрочки)    ал

3 и 4 букву четвертого слова (полстрочки)   тя

     4. Актуализация знаний

— Еще раз посмотрите на словарные слова и определите, какой одной темой они объединены. (Осень).

— Многие люди называют осень художницей? Почему?

Игра «Слово — магнит». (вывешивается «магнит» — рисунок)

-А сейчас мы немного поиграем. Перед вами слово-магнит ОСЕНЬ. Какие осенние слова притянет наше слово? Но будьте внимательны к ответам своих одноклассников!( дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации, эпитеты).

-Ребята, кто на ваш взгляд наиболее больше притянул осенних слов? У кого был самое интересное, необычное, оригинальное слово.

Молодцы! Вы славно поработали.

5. Определение темы и целей  урока.

— А вот если вы справитесь со следующим заданием, то тогда вы определите тему нашего урока. У вас на партах лежат карточки. Выполняем работу в парах.

1 ряд– слова.

2 ряд– предложения.

3 ряд – текст.

— Над чем же мы будем работать? (Слово. Предложение. Текст.)

— У каждого ряда получилась своя тема урока. Как вы думаете, можно ли их объединить? (Да, потому что из слов составляется предложение, а из предложений образуется текст. )

— Правильно, эти 3 понятия взаимосвязаны друг с другом.

— Мы позанимались в парах, и я попрошу вас оценить работу своего соседа с помощью смайликов (взамооценка)

6. Работа по теме урока.

  А сейчас посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой  ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

(Разделить текст на предложения. Расставить знаки препинания. Каждое предложение начинать писать с заглавной буквы.)

(устно проговорить предложения и знаки препинания)

— Для удобства у вас на парте напечатан этот  текст на карточках. Начните писать текст в тетрадь, расставляя знаки препинания.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой  ватой плывёт туман. Чудная пора! Осень — настоящая художница! А вам нравится осень?

-Что вы написали? (текст)

— Докажите.

(состоит из связанных по смыслу предложений, имеет тему, главную мысль, можно придумать заголовок)

-Определите тип текста. (повествование, описание, рассуждение)

— Какова тема текста?

-Кто определит главную мысль?

-Придумайте заголовок.

— Из чего состоит текст?

-Найдите третье предложение и прочитайте его.

— Почему оно является предложением? (Имеет законченную мысль)

 — Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)

-Какое оно по интонации? (невосклицательное)

-Давайте разберем его по членам предложения.

— Какой частью речи выражен каждый член предложения?

-Выпишите словосочетания из данного предложения. (Разноцветные листья, шуршат под ногами.)

— Можно ли назвать словосочетанием листья шуршат? Почему?

— Что мы знаем о словосочетании? (есть главное и зависимое слово).

 — Определите главное слово в словосочетаниях. Отметьте его. К зависимому слову поставьте вопрос.

— Итак, ребята. Я попрошу вас оценить свою работу. Если вы считаете, что выполнили задания безупречно, безошибочно, встаньте, пожалуйста. Спасибо, садитесь

— А теперь пусть встанут те. Кто допустил 1 или 2 ошибки. Спасибо и вам.

-Ну а те, кто сделал 3 ошибки и больше. Просто помашите мне ручкой! Нам еще есть, над чем работать.

7. Физминутка. Флешмоб под музыку.

8. Продолжение работы по теме урока.

-Продолжаем работать. Вспомните, из чего состоит текст? (из предложений)

— А из чего состоит предложение? (из слов)

— Найдите в четвертом  предложении слово, выраженное им. сущ. в И.п. ед. ч. (туман).

Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова. (Туман, туманный, туманность, затуманенный, туманно)

— Почему эти слова являются однокоренными? ( у них один корень и  общее лексическое значение)

 — Так что же такое слово?

(единица речи, которая имеет свое лексическое значение)

— А теперь вернемся к  слову – магниту, с которым мы работали в начале урока. Много слов оно примагнитило к слову «осень». Разделимся на 3 группы  (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). Ваша задача – составить из этих или других слов небольшой текст. Используйте для этого мои  листочки – помощники.

(На листочках-помощниках даны опорные слова. Тематика опорных слов разная, н-р Золотая осень, Дожди, Первые заморозки)

( Зачитывают  текст).

— Молодцы, ребята! Благодаря вашим текстам, мы еще раз вспомнили осенние явления!

9. Рефлексия (Игра «Корзинка вопросов»)

— Перед вами полоски двух цветов – желтые и зеленые. Если вам понравился наш урок, если вы всё поняли и вам было легко работать, возьмите полоску желтого цвета. Если вам сегодня было скучно, вы многое не поняли и не знаете, возьмите полоску зеленого  цвета.  

— А теперь придумайте и запишите вопрос своему однокласснику по теме нашего сегодняшнего урока «Слово. Предложение. Текст».

Положим их в «Корзинку вопросов» и ответим на некоторые из них.

10. Итог урока.

— Почему на нашем уроке у нас было 3 темы: слово, предложение, текст? ( потому что из слов состоят предложения, а из предложений текст)

11.

Оценивание, Д/З

 

Приложение

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

 

Какая тема урока?

 

 

 

 

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

 

Какая тема урока?

 

 

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

 

Какая тема урока?

 

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

 

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

 

Какая тема урока?

 

 

 

 

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень — настоящая художница а вам нравится осень

 

 

Составьте текст, используя эти слова и словосочетания:

Золотая осень, листья, теплая погода, листопад

 

 

 

 

 

Составьте текст, используя эти слова и словосочетания:

Осенние дожди, серое небо, сильный ветер, грязь

 

 

 

 

 

 

 

 

Составьте текст, используя эти слова и словосочетания:

Опали листья, холодно, первые заморозки, иней, на лужах ледок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023.

Русский язык. Тренировочный вариант №9

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Какое же зеркало жизни наш язык! Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того – он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении. Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные. Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая. Всюду языковое разноцветье. Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней. Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика.

Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? Их источник ясен. Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати? Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». Только портим (…..) мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой)

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению

в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЯЗЫК. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки.

2) СРЕДА. Совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-л. организма. Географическая среда.

3) ОКРАСКА. Особый смысл, характер, приобретаемый чем-л. под влиянием чего-л., особый оттенок, сообщаемый чему-л. кем-, чемл. Слово разговорной окраски.

4) ПОЛЕ. Безлесная равнина. Заяц выскочил из лесу и побежал полем.

5) ПРИЛИЧНЫЙ. Соответствующий приличиям; пристойный. Манеры у них приличны.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Автор приведённого текст не скрывает своего неравнодушного отношения к тому, что язык претерпевает изменения. Это можно понять по словам с уменьшительно-ласкательными суффиксами (словечки), фразеологизму (не стоит закрывать глаза), метафорам (почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати; слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней).

2) Синтаксис текста разнообразен: тут и риторические восклицания, и вопросительные предложения, сложные с различными видами связи.

3) В конце текста автор предлагает продолжить размышления тем, «кто радеет за наш язык», призывая к действию или к раздумьям о судьбе языка.

4) Текст, несомненно, принадлежит к научному стилю, потому что содержит много специальных слов и терминов.

5) В начале текста автор задаёт вопрос, а в финале даёт ответ на него.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) обОдрить 2) довЕрху 3) поднЯв 4) вернА 5) тортЫ

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Врачи советуют в жару НАДЕВАТЬ лёгкую одежду.

Лето в этом году было ДОЖДЛИВЫМ, солнце показывалось редко. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон беседы способствует лучшему взаимопониманию. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

Оба берега реки были высоки и обрывисты, и можно было видеть залегающие пласты ГЛИНЯНОЙ почвы.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.

Тонечка собиралась на встречу с друзьями с особой тщательностью, надела нарядное платье, побрызгалась ароматными духами, обула изящные лакированные туфельки.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТРЁХСТА экземплярах без ТУФЕЛЬ ЖЁСТЧЕ дерева

ЧЕТЫРЁМСТАМ подписчикам боярышник СПЕЛ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Машеньке захотелось узнать то, как ухаживать за щенками.

2) Сотрудник должен следить за техникой, закреплённой за ним.

3) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовали в выборах Президента Российской Федерации.

4) Согласно плану, в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

5) В книге «Птицы средней полосы России» много познавательных статей.

6) Почти все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.

7) По приезду на Волгу мы увидели, что у реки очень крутые берега.

8) Не только о литературной и общественной жизни пушкинской поры, но и о нравах того времени можно узнать, обратившись к роману «Евгению Онегину».

9) Проверенная работа преподавателем была возвращена автору.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) заж..гает, ч..рчение, колл..кционный

2) заб..левание, ухв..титься, распл..титься

3) расст..лать, зам..рать от испуга, пом..риться с другом

4) угр..жать, оч..рование, задр..жать

5) чернор. .бочий, тр..фарет, м..взолей

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..успел (в жизни), пр..уныть, пр..ступление

2) бе..душный, и..воротливый, бе..молвие

3) раз..рвал, пр..честь, пр..росиийский

4) вз..скать, про..грал, супер..гра

5) по..цепил, о..гонять, пре..стать

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) никел..вый, присва..вать

2) удоста..вая, удва..вающий

3) законч..вший, ключ..к

4) кресл..це, имень..це

5) гуттаперч..вый, фасол..вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) леле..щий (детей), ве..щий (ветерок)

2) пада..щий (свет), пен..щийся (напиток)

3) щекоч..щий (ноздри), увенч. .нный

4) постро..вший, узакон..нный

5) обижа..мый, шепч..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ)ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки.

К ней было отнюдь (НЕ)ДРУЖЕСКОЕ расположение.

Всем известно, что наша система образования одна из лучших, если (НЕ)ЛУЧШАЯ в мире.

Глядя на картину, ощущаешь, что всё дышит запахом ни разу (НЕ)КОШЕННОЙ травы.

В дымковской игрушке отразилась (НЕ)РАЗГАДАННАЯ русская душа

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

(В)СЛЕДСТВИИ по делу о краже появились новые улики, (ПО)ЭТОМУ судебное заседание перенесено на другую дату.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилась ТАК(ЖЕ) и аббревиатура МИД: она стала склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

ГДЕ(ТО) (В)ДАЛИ мерещился другой берег, но это могло быть и оптическим обманом.

Спасатели прибыли к месту аварии (ВО)ВРЕМЯ и, ТАК(ЖЕ) как и врачи, оказывали пострадавшим помощь.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Родстве(1)ик мой страдал долгое время бессо(2)ицей, однако в ту же осе(3)юю ночь, когда он остановился в моём доме, то спал беспробудно и соверше(4)о спокойно.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.

2) В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора.

3) Каких только песен не поют в Москве и на её окраинах и в других городах! 4) Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.

5) Сказка дала волю человеческому воображению и тем самым она сослужила огромную неоценимую службу литературе.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чёрный всадник (1) пронёсшийся мимо (2) быстро скрылся за горами (3) несколько ошеломив (4) совершенно изумлённых местными нравами (5) туристов.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски. (С.А. Есенин)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эта комната (1) входить (2) в которую (3) было строго-настрого запрещено (4) представляла огромный интерес (5) для пытливого ума ребёнка.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Листья уже почти совсем опали (1) и (2) когда шёл дождь (3) казалось (4) будто они шепчутся между собой о том (5) как скоротечно время (6) и насколько цикличны времена года.

21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. (2)Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, – как средняя полоса России. (3)Величину этой любви трудно измерить. (4)Каждый знает это по себе. (5)Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из летнего колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. (6)И если мне иногда хочется жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей среднеуральской природы.

(К.Г. Паустовский)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Я проснулся серым утром. (2)Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. (3)Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

(4)Странный свет – неяркий и неподвижный – был не похож на солнечный. (5)Это светили осенние листья. (6)За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. (7)От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

(8)Так началась осень. (9)Для меня она пришла сразу в это утро. (10)До тех пор я её почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше.

(11)Осень пришла внезапно. (12)Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

(13)Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (14)Всё сразу стало осенним.

(15)В саду суетились синицы. (16)Крик их был похож на звон разбитого стекла. (17)Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.

(18)Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (19)Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (20)Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. (21)Начался листопад. (22)Листья падали дни и ночи. (23)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (24)Леса моросили дождём облетавшей листвы. (25)Этот дождь шёл неделями. (26)Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(27)Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (28)До тех пор я эту историю никогда не слышал, – должно быть, Прохор её выдумал сам.

(29)– Ты гляди кругом, – говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, – ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (30)Гляди, объясняй. (31)А то скажут: зря учился. (32)К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле – главный ответчик. (33)Человек, скажем, выдумал порох. (34)Враг его разорви вместе с тем порохом! (35)Сам я тоже порохом баловался. (36)В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (37)Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (38)Дурак ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (39)А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (40)Небось видел в лесу – есть лист жёлтый и есть лист красный. (41)До того времени вся птица зимовала у нас. (42)Даже журавль и тот никуда не подавался. (43)А леса и лето и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. (44)И снега на было. (45)Не было зимы, говорю.

(46)Не было! (47)Да на кой она ляд сдалась нам, зимa, скажи на милость?! (48)Какой с неё интерес? (49)Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. (50)Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (51)И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (52)Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(53)– Что беречь?

(54)– Ну, скажем, птицу разную. (55)Или лес. (56)Или воду, чтобы прозрачность в ней была. (57)Всё, брат, береги, а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели.

(К.Г. Паустовский)

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (1892-1968) – русский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По словам Прохора, необходимо беречь всё живое, иначе можно довести до погибели.

2) Крик синиц был похож на звон разбитого стекла.

3) Прохор в своей жизни никогда не баловался порохом.

4) Рассказчик и раньше слышал сказку, рассказанную ему Прохором.

5) Рассказчик проснулся ранним утром, его разбудило свечение из камина.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 50-52 представлено описание.

2) В предложении 16 содержится основная мысль текста.

3) В предложениях 36-38 представлено повествование.

4) Содержание предложения 25 противопоставлено содержанию предложения 26.

5) В предложении 26 представлено повествование с элементами описания.

24. Из предложений 26 -28 выпишите контекстные синонимы.


25. Среди предложений 6-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Любуясь красотой осени, К.Г. Паустовский рисует словесный пейзаж. И в этом он настоящий мастер. Интересно, как автор применяет тропы (А)______(«жгучий иней» в предложении 10, «незаметные вещи» и «случайная улыбка» в предложении 12) и (Б)_______(«загрустила земля» в предложении 49, «птица обиделась на человека» в предложении 51), а также синтаксические средства выразительности (В)_______(предложения 2, 7, 18) и (Г)_________(предложения 12, 13, 23)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) риторический вопрос

3) контекстные синонимы

4) олицетворение

5) эпитет

6) просторечная и разговорная лексика

7) лексический повтор

8) сравнительный оборот

9) восклицательные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру — иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Ответы:

1 ЕГО

2 135

3 123

4 34

5 ГЛИНИСТОЙ

6 АРОМАТНЫМИ

7 ТРЁХСТАХ

8 76819

9 35

10 23

11 2345

12 15

13 НЕРАЗГАДАННАЯ

14 ТАКЖЕПОЭТОМУ

15 1234

16 45

17 123

18 23

19 14

20 12345

21 25

22 12

23 35

24 СКАЗКУИСТОРИЮ

25 7

26 5481

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Бережное отношение к природе.

1. Человек призван беречь всё живое на земле, иначе сам же и погибнет

2. Воздействие природы на душу человека

2. Природа удивительным образом влияет на душу человека, побуждая думать о высоком

СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА: ФИО: Пёсик Анастасия

Предмет: Русский язык Стаж: 14 лет

Регалии: Эксперт ЕГЭ Аккаунт ВК: https://vk.com/anastasiapesik

Сайт и доп. информация: http://www.youtube.com/c/AnastasiaPesik

Тема для негативных отзывов: https://vk.com/topic129797915_49105700

Упасть или упасть? — Грамматика

Грамматика > Слова, которые легко спутать > Fall или Fall Down ?

Мы можем использовать fall как существительное или глагол. Это означает «внезапно упасть на землю или к земле непреднамеренно или случайно». Это также может означать «спуститься с более высокого положения». Как глагол он неправильный. Его прошлая форма — падший , а его форма -ed падший. Fall не нужен объект:

Вчера миссис МакГрат ужасно упала. Она сейчас в больнице. (существительное)

Четыре дерева упали во время бури. (глагол)

Недавно цены на нефть упали.

Fall down — это фразовый глагол. Мы используем его, когда что-то падает на землю из своего нормального положения:

Картинка продолжает падать. (от стены до земли)

Он поскользнулся и упал.

Предупреждение:

Мы используем осень , а не падение вниз , когда деревья сбрасывают листья осенью:

Когда пришла осень и листья упали с деревьев, ей стало грустно.

Не: …листья упали …

Мы не можем использовать Fall down для обозначения «спуститься с более высокой позиции»:

Цены на жилье сильно упали в этом году.

Нет: Цены на дома сильно упали …

См. также:

  • Глаголы

  • Fell

    4

    или ?

 

  • 01 Present Perfect Continuous (я работаю)
  • 02 Инверсия
  • 03 Ждать с нетерпением
  • 04 Местоимения: личные (я, мне, ты, он, оно, они и др. )
  • 05 Сравнение: прилагательные (больше, больше, интереснее)
  • 06 Фразовые глаголы и многословные глаголы
  • 07 Существительные, местоимения и определители
  • 08 Для того, чтобы
  • 09 Наречия и наречия: положение
  • 10 Предлагать

Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам

  • {{randomImageQuizHook. copyright1}}
  • {{randomImageQuizHook.copyright2}}

Авторы изображений

Попробуйте пройти викторину

Слово дня

эхолокация

Великобритания

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˌek.əʊ.ləʊˈkeɪt/

НАС

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˌek.oʊˈloʊ.keɪt/

(животных) найти путь с помощью эхолокации (= звуковые волны)

Об этом

Блог

Есть рыба покрупнее: разговоры о вещах, которые не важны

Подробнее

New Words

дофаминовый декор

В список добавлено больше новых слов