Подготовка к ВПР. Русский язык. 5 класс. | Презентация к уроку по русскому языку (5 класс):

Слайд 1

Подготовка к ВПР. Русский язык. 5 класс.

Слайд 2

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Слайд 3

Я отправился за горо (д/т) в лес погл ..деть, заметно ли там прибл .. жение в..сны . День был яс.. ный , солнеч .. ный . Х..р.. шо в л..су в эту предв .. сенн .. пору. В..сна чу.. ствует .. ся только в воздух.. .

Слайд 4

Со.. нце сл..пит глаза. Небо по-в .. сеннему голубе..т плывут лё ..кие белые обл ..ка. З..мля ещё покрыта льдом и снегом д..рев..я тоже укрыва ..т сне(г/к).

Слайд 5

Я шёл по л.. сной тр .. пинк .. и гл..дел по ст .. р..нам . (4) Вот и ш.. рокая п..ляна (1) , где кажд .. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд.. вления : сколько на ней заяч ..их сл .. дов !

Слайд 6

Теперь зайц .. нере (д/т)ко разгулива ..т (2) днём: выб ..гут на п. . лянку и гре ..т.. ся на ласковом (3) солнышк .. .

Слайд 7

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор; (2) — морфемный разбор; (3) — морфологический разбор; (4) — синтаксический разбор предложения.

Слайд 9

Морфологический разбор существительного 1. ….- существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопросы что? кто? 2. Н.Ф.- Им.п , ед.число Пост. признаки: 1) нарицательное/собственное 2) одушевленное/неодушевленное 3) Род 4) Склонение Непост . признаки: число 2) падеж 3) Синтаксическая роль.

Слайд 10

Морфологический разбор глагола. 1. ….- глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 2. Н.Ф.- отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Пост. признаки: 1) вид (совершенный/несовершенный) 2) спряжение (на – ить + 11 глаголов исключений — 2 спряжение; не на – ить + брить, стелить – 1 спряжение_ Непост . признаки: Время Род( в прош . Времени) Лицо ( в будущем и настоящем времени) Число 3) Синтаксическая роль.

Слайд 11

Морфологический разбор имени прилагательного. 1. ….-прилагательное, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопросы какой? Какая ? 2. Н.Ф.- Им.п , ед.число , муж. род Непост . признаки: 1) род 2) число 3) падеж 3) Синтаксическая роль

Слайд 12

Задание 3. Орфоэпия. Поставьте знак ударения в следующих словах: Алфавит, магазин, углубить, упростить, убрала, баловать, балуется, банты, начать, начал, начала, искра,жалюзи,портфель,квартал.

Слайд 13

Проверьте себя АлфавИт, магазИн углубИть , упростИть , убралА , баловАть , балУется , бАнты , начАть , нАчал , началА , Искра, жалюзИ,портфЕль,квартАл .

Слайд 14

Задание 4. Морфология. 1) Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. 2) Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. У костра на траве спала собака пастуха.

Слайд 16

Задание 5. Синтаксис. Прямая речь. 1)Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены. ) 2) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1) Стёпа как вы переправлялись на другой берег 2) Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку 3) Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка 4) По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром

Слайд 18

Задание 6. Обращение. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Трудно было собаке привыкать к дикой жизни. 2) Красный цвет пугает волков и заставляет их сторониться флажков. 3) Лёд под ногами у Вали становился тоньше и местами потрескивал. 4) А где у вас Петя ложки хранятся?

Слайд 20

Задание 7. Синтаксис. Сложное предложение. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) 2) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Наташа помогала матери по хозяйству и купала младшего братишку 2) Тут был старинный сундучок и часы в футляре 3) Шлюпка пристала к борту и японский чиновник ступил на палубу 4) Я любил прогуляться вдоль моря и посидеть на прибрежных валунах

Слайд 23

Задание 8. Основная мысль текста Определите и запишите основную мысль текста. Текст 2 (1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу.(5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было. (9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?» (15)«Выдрать!» — сказал я. (16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо» (17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел. (23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. (По К. Г. Паустовскому).

Слайд 24

Задание 9. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером? Запишите ответ.

Слайд 25

Задание 10. Типы речи. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−7 текста. Запишите ответ.

Слайд 26

Типы речи

Слайд 27

Задание 11. Лексика. В предложениях 3-6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности» . Выпишите это слово. ( 3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу.(5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок.

Слайд 28

Задание 12. Лексика. В предложениях 16−10 найдите антоним к слову «трусость». Выпишите это слово. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было. (9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью.

Слайд 29

Критерии оценивания. Русский язык. 5 класс. Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Первичные баллы 0-17 18-28 29-38 39-45

Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе в 2017-2018 учебном году

Согласно приказу № 873 Минобрнауки ВПР для пятых классов пройдет 26 октября. У нас все еще есть время, чтобы психологически подготовить себя и детей к предстоящей проверочной работе, расставить акценты и качественно отработать самый трудный материал.

Еще раз о самом главном

Для чего пишем ВПР? Чтобы своевременно оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с ФГОС – и только для этого! Не надо ждать, что результаты будут учитываться при выставлении итоговых оценок учащимся или при начислении зарплаты учителю. Не пугайте детей ВПР и не пугайтесь сами: это совсем не то же самое, что ОГЭ и ЕГЭ, а всего лишь вариант внешней объективной оценки качества образования.

Ну а раз речь идет о первой четверти пятого класса, то прежде всего мы смотрим, с каким багажом пришли наши школьники из начальных классов и что успели повторить за два осенних месяца.

Какие данные получим? Прежде всего, индивидуальные результаты участников, а еще общую статистику по выполнению каждого типа задания и объективную оценку для сравнения с четвертными и другими оценками.

Как написали весной? С работой справились 97% пятиклассников, 82,2% выполнили на четыре и пять. Выявились и некоторые проблемы: безударные гласные в корне, выделение в слове морфем и, самое главное, затруднения при работе с текстом: разбор, выделение основной мысли, разделение текста на смысловые части.

Чем пользоваться при подготовке? 

  1. Порядок проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах в начале учебного года

  2. Инструкции для образовательной организации по проведению всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах в октябре 2017 года

  3. План-график проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2017 года №873 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования»

  5. Описание проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.

  6. Вебинар «ВПР: актуальные технологии и приемы подготовки»

 Особенности осенней ВПР

Если вы готовились с пятиклассниками по образцам весенней проверочной работы, обратите внимание: осенняя от нее сильно отличается. Она стала значительно короче: всего 5 заданий вместо 12, и они не такие «многослойные», как в весенней работе. На выполнение дается всего 45 минут (весной ВПР писали в течение 60 минут), и баллы зачисляются иначе. Максимальный первичный балл – 15, за 5–8 баллов ученик получит тройку, за 9–12 – четверку, за 12–15 – пятерку.

Как и весной, осенью пятиклассникам нельзя будет во время написания ВПР пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, орфографическими словарями и другими справочными материалами.

Работа состоит из двух частей: работа с деформированным текстом и условно-тестовая часть, в которой учащиеся не встретят ничего принципиально нового: фонетика, словообразование, синтаксис, части речи. За каждым заданием стоит как предметный блок, так и блок определенных УУД.


Итак, готовимся!

Опыт весенней ВПР показал, что дети, как правило, готовы хорошо, но не всегда действуют по адекватному алгоритму. И хотя никакой специальной подготовки ВПР не требует, неплохо было бы в оставшиеся два дня повторить с детьми самые «скользкие» места при выполнении типичных, казалось бы, заданий.

Общий совет педагогам: перенесите акцент с закрепления на обобщение и систематизацию освоенных способов действий. Пусть дети будут готовы в незнакомой ситуации применить полученные знания.

Задание 1. Работа с деформированным текстом.

Как звучит задание? Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

В этом задании, помимо орфограмм, проверяются полученные навыки смыслового чтения и самоконтроля. Ни в коем случае не начинайте работу с бездумного списывания!

Методисты уверены, что процент выполнения этого задания не так высок по причине недостаточной осознанности в изучении детьми орфографии. Однако, скорее всего, ларчик открывается проще: при переписывании дети легкомысленны, не дают себе труда до конца понять смысл текста.

Алгоритм. Сначала внимательно читаем текст целиком. Находим незнакомые и самые сложные слова. Потом работаем над орфограммами, применяем правила. Затем читаем текст еще раз, желательно выразительно: все ли теперь понятно в тексте? Наконец, отрабатываем пунктуацию, расставляем знаки препинания и только после этого внимательно списываем.

Как готовиться? Это задание не из тех, к которым можно подготовить за несколько дней. Здесь разумно начинать со смыслового чтения недеформированных текстов. Дети должны уметь осмысленно списывать, писать предупредительные и объяснительные диктанты (два отличных учебных жанра, которые забывать нельзя). И обязательно приободрите детей: если они не изучали той или иной орфограммы, имеют право в ней ошибиться – на оценку это не повлияет. Если не спешить и следовать плану работы, задание окажется вполне «подъемным».

Задание 2. Фонетика.

Как звучит задание? Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твердые (мягкие, звонкие, глухие).

Это типовое задание, контролируется умение определять звуковой состав слова. Из УУД проверяем умение классифицировать, сравнивать.

Алгоритм. Внимательно прочтите задание, если надо – с карандашом. Уясните, что вы работаете со звуками. Вспомните классификацию звуков, обратите внимание на особые случаи. Разберите каждое слово в предложении, затем выберите то, которое соответствует заданным требованиям, проверьте себя, только после этого выпишите найденное слово.

Как готовиться? Имеет смысл за несколько дней до ВПР повесить в классе таблицу звуков: это поможет ребятам вспомнить основы. Всегда обращайте внимание детей на звуковую оболочку слова, поиск сходств и различий в написании слова и его транскрипции. Не пропускайте фонетические зарядки, можно использовать табличные задания, например разнести по таблице четыре слова в соответствии с наличием глухих / звонких, мягких / твердых звуков.


Вебинар «ВПР: актуальные технологии и приемы подготовки»


Задание 3. Разбор слова по составу.

Это отработка умения классифицировать, анализировать, преобразовывать информацию: при разборе дети переводят смыслы в символы.

Алгоритм. Сначала определите, какая перед вами часть речи. Находите окончание (будьте готовы к тому, что оно может быть нулевым или вообще отсутствовать). Найдите основу слова. Подберите однокоренные слова, выделите корень. Только после этого работаем с областью до корня (приставки) и после корня (суффиксы).

Как готовить? Здесь ваша основная задача – приучить учащихся к тому, что слова в русском языке очень разнообразны по составу. Много корней – бывает, без суффикса – бывает, без приставки – тоже бывает, и очень часто. Используйте разные задания на словообразование: определите лишнее слово в ряду однокоренных, распределите слова по группам (например, с нулевым окончанием, с ненулевым окончанием и без окончания).

Найдите слово, подходящее под данную структуру. Выявите слово с ошибкой в морфемном разборе. Составьте слово из морфем имеющихся слов.


Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний

Предназначена для пошагового контроля усвоения изучаемого школьниками материала. Пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформированных ранее навыков на всех этапах изучения родного языка, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Перейти в каталог


Задание 4. Части речи.

Как звучит задание? В предложении над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Классическое задание, которое традиционно вызывает сложности. Предлагаем вам использовать простой метод: сразу мысленно делить все части речи на самостоятельные и служебные.

Алгоритм. Вспоминаем самостоятельные и служебные части речи (не путать с членами предложения!). Затем читаем предложение: все ли в нем ясно? Мысленно распределяем слова на самостоятельные и служебные части речи, правильно задаем морфологические вопросы к словам самостоятельных частей речи. Осознаем функции слов служебных частей речи, соотносим функции с названиями. Пишем названия указанных частей речи.

Как готовиться? Здесь подойдет весь арсенал известных вам заданий: нахождение слов заданной части речи; указание известных частей речи, отсутствующих в предложении. Привидение примеров других форм одного и того же слова. Следите за тем, чтобы дети правильно задавали вопросы к словам как частям речи.

Задание 5. Грамматическая основа предложения.

Как звучит задание? Подчеркните грамматическую основу предложения.

Алгоритм. Прочитай предложение. Вспомни все возможные вопросы к подлежащему и сказуемому: не только «кто» и «что делает», но и «каков», «какова», «что такое», «кто такой» и т. д. Определите, в чем особенность предложения: несколько подлежащих, несколько сказуемых, отсутствие подлежащего или сказуемого? Далее определите, чем выражено подлежащее и сказуемое. Будьте готовы к тому, что это не всегда и не только существительное и глагол. Проверьте себя, опустив остальные члены предложения. Подчеркните.

Как подготовить? Старайтесь отрабатывать с учащимися подобные задания на каждом уроке: по основе составлять распространенное предложение, разграничить простые и сложные предложения, найти предложение, соответствующее данной схеме.  


Русский язык. 5 класс. Контрольные работы

Тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических и практических знаний школьников по основным темам курса

Перейти в каталог


Главный совет по подготовке к ВПР

Итак, у нас осталось совсем немного времени. Все, что можно было выучить и отработать, уже отработано, но оставшиеся уроки можно провести с большой пользой, если не заучивать, а дать детям кейсы, ситуации, в которых они смогут разумно использовать данный алгоритм работы.

Чтобы систематически готовить детей и к осенней, и к весенней проверочной работе, достаточно уделять этой задаче не более 5 минут от каждого урока. Вам потребуется всего лишь одно предложение, в котором вы можете:

а) найти грамматическую основу,

б) определить части речи,

в) разобрать по составу слово или сделать фонетический анализ,

г) если это деформированный текст – быстро напомнить детям, как с ним работать, и дать им для самостоятельного списывания.

Сейчас, накануне осенней ВПР, старайтесь не нагнетать обстановку и не пугать учащихся. Просто постарайтесь эффективно и точно дать им алгоритм работы по каждому заданию, напомнить о возможных нетипичных ситуациях, подготовить к тому, что многие слова и предложения в русском языке выходят за рамки привычного шаблона.

Желаем вам успеха!

Зеленский предупреждает, что российская агрессия с Украиной не прекратится

Обновлено 10 апреля 2022 г., 09:15 по восточному времени

КИЕВ, Украина — Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Россия нацелена своей агрессией на всю Европу, и что прекращение вторжения в Украину необходимо для безопасности всех демократий.

В своем позднем обращении к украинцам в субботу Зеленский сказал, что российская агрессия «не предназначалась для ограничения одной Украины» и «целью для России является весь европейский проект».

«Поэтому поддержка стремления Украины к миру является не только моральным долгом всех демократий, всех сил Европы», — сказал он. «Это, по сути, стратегия обороны для каждого цивилизованного государства».

Его адрес прозвучал, когда мирные жители продолжали бежать из восточных районов страны перед ожидаемым нападением, а пожарные искали выживших в северном городе, больше не оккупированном российскими войсками.

Некоторые европейские лидеры приложили усилия, чтобы продемонстрировать солидарность с израненной в боях нацией. Зеленский поблагодарил лидеров Великобритании и Австрии за их визиты в субботу в Киев, столицу Украины, и обещания дальнейшей поддержки.

Он также поблагодарил президента Европейской комиссии и премьер-министра Канады за глобальный сбор средств, который принес более 10 миллиардов евро (11 миллиардов долларов) для украинцев, покинувших свои дома.

Зеленский повторил свой призыв к полному эмбарго на российские нефть и газ, которые назвал источниками «самоуверенности и безнаказанности» России.

«У свободы нет времени ждать», — сказал Зеленский. «Когда тирания начинает свою агрессию против всего, что поддерживает мир в Европе, действовать нужно немедленно».

Более чем через шесть недель после начала вторжения Россия вывела свои войска из северной части страны, вокруг Киева, и переориентировала свои силы на Донбасс на востоке. Западные военные аналитики говорят, что под контролем России находится дуга территории на востоке Украины, от Харькова — второго по величине города Украины — на севере до Херсона на юге.

Но контратаки угрожают российскому контролю над Херсоном, согласно западным оценкам, а украинские силы отражают российские атаки в других частях Донбасса, преимущественно русскоязычного и промышленного региона.

Мирные жители эвакуировались с востока Украины после ракетного обстрела в пятницу, в результате которого погибли по меньшей мере 52 человека и более 100 получили ранения на вокзале, откуда тысячи людей требовали эвакуации.

Украинские власти призвали мирных жителей покинуть территорию перед неизбежным усилением наступления российских войск на востоке. Поскольку в субботу поезда из Краматорска не отправлялись, жители в панике садились в автобусы или искали другие способы уехать, опасаясь безжалостных нападений и оккупации со стороны российских захватчиков, которые принесли нехватку продовольствия, разрушение зданий и смерть в другие города.

«Это было ужасно. Ужас, ужас», — сказал один из жителей британской телекомпании Sky, вспоминая пятничное нападение на вокзал. «Не дай Бог пережить это снова. Нет, не хочу».

Государственная железнодорожная компания Украины заявила, что жители Краматорска и других районов Донбасса могут бежать через другие вокзалы. Вице-премьер Ирина Верещук сообщила, что на субботу запланировано 10 эвакуационных коридоров.

Зеленский назвал теракт на вокзале последним примером военных преступлений российских войск и сказал, что это должно мотивировать Запад сделать больше, чтобы помочь его стране защитить себя.

Россия отказалась от ответственности и обвинила украинских военных в обстреле станции, чтобы переложить вину за жертвы среди гражданского населения на Москву. Представитель Минобороны России подробно рассказал о траектории полета ракеты и позициях украинских войск, чтобы подкрепить аргумент.

Генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что спецслужбы Украины готовили «циничную инсценировку» для СМИ в Ирпене, еще одном городе недалеко от Киева, с целью приписать жертвы среди гражданского населения российским силам — по его словам, ложно — и инсценировать убийство фальшивого Группа российской разведки, которая намеревалась убить свидетелей. Утверждения не могут быть проверены независимо.

Западные эксперты и власти Украины настаивают на том, что станцию ​​атаковала Россия. На остатках ракеты были нарисованы слова «Для детей» на русском языке. Фраза, казалось, предполагала, что ракета была послана, чтобы отомстить за потерю или порабощение детей, хотя ее точное значение оставалось неясным.

Украинские власти провели работу по выявлению жертв и документированию возможных военных преступлений на севере. Мэр Бучи, города недалеко от Киева, где после вывода российских войск появились наглядные свидетельства убийств мирных жителей, сказал, что поисковые группы все еще находят тела людей, расстрелянных с близкого расстояния, во дворах, парках и городских площадях.

Рабочие раскопали в пятницу 67 трупов в братской могиле возле церкви, сообщила генпрокуратура Украины. Россия ложно утверждала, что сцены в Буче были постановочными.

Украинские и западные официальные лица неоднократно обвиняли российские войска в зверствах. В общей сложности 176 детей погибли, еще 324 получили ранения, сообщила в субботу Генеральная прокуратура.

Евгений Малолетка / AP

/

AP 900:05 Президент Украины Владимир Зеленский во время интервью Associated Press в своем офисе в Киеве, Украина, суббота, 9 апреля 2022 года.

В интервью Associated Press в своем тщательно охраняемом президентском комплексе Зеленский сказал, что он привержен дипломатическим переговорам о прекращении войны, несмотря на то, что Россия «истязала» Украину. Он также признал, что мир, скорее всего, не наступит быстро. В переговорах пока не участвовал президент России Владимир Путин или другие высокопоставленные лица.

«Мы должны сражаться, но бороться за жизнь. Нельзя сражаться за прах, когда ничего и нет людей. Вот почему важно остановить эту войну», — сказал он.

Украинские власти заявили, что ожидают обнаружить новые массовые убийства, когда доберутся до южного портового города Мариуполя, который также находится на Донбассе и подвергается месячной блокаде и ожесточенным боям. Расположение города на берегу Азовского моря имеет решающее значение для создания сухопутного моста с Крымским полуостровом, который Россия захватила у Украины восемь лет назад.

По мере того, как журналисты, которые в основном отсутствовали в городе, начали возвращаться, появились новые кадры разрушений после авиаудара по театру в прошлом месяце, в результате которого, как сообщается, погибли сотни мирных жителей, ищущих убежища.

Украинские официальные лица почти ежедневно умоляют западные державы прислать больше оружия и дополнительно наказать Москву санкциями, включая исключение российских банков из мировой финансовой системы и полное эмбарго ЕС на российский газ и нефть.

Во время своего субботнего визита канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил, что ожидает новых санкций ЕС против России, но до сих пор защищал оппозицию своей страны прекращению поставок российского газа.

Пакет санкций, введенных на этой неделе, «не будет последним», сказал канцлер, признав, что «пока люди умирают, каждой санкции недостаточно».