«кандидатура представителя семьи романовых устраивала разные слои и даже классы общества. для боярства романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. их считали своими и те, кто был близок к опричному двору… но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике борисе годунове. наконец, романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание филарета в тушине… заставляло и бывшихтушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. поскольку филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при романовых». с1.0 каком событии идёт речь в документе? в каком году оно произошло и чем было вызвано? с2. почему предпочтение было отдано романовым? укажите не менее трёх аргументов. c3.какие обстоятельства предшествовали началу правления династии романовых на русском престоле? укажите не менее двух положений .кто был первым представителем этой династии? — Знания.site

«кандидатура представителя семьи романовых устраивала разные слои и даже классы общества. для боярства романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. их считали своими и те, кто был близок к опричному двору… но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике борисе годунове. наконец, романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание филарета в тушине… заставляло и бывшихтушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. поскольку филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при романовых». с1.0 каком событии идёт речь в документе? в каком году оно произошло и чем было вызвано? с2. почему предпочтение было отдано романовым? укажите не менее трёх аргументов. c3.какие обстоятельства предшествовали началу правления династии романовых на русском престоле? укажите не менее двух положений .кто был первым представителем этой династии? — Знания.site

Правильный ответ: Четырнадцатый — Студопедия.Нет

14. Укажите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

Правильный ответ: Коломна

 

15. Укажите полководца, воз­гла­вив­ше­го поход, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но на схеме циф­рой «3».

Правильный ответ: Хан Мамай (можно просто Мамай)

 

16. Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к ис­то­ри­че­ской ситуации, обо­зна­чен­ной на схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Дей­стви­я­ми войск, на­прав­ле­ние дви­же­ния ко­то­рых обо­зна­че­но на схеме циф­рой «1», ру­ко­во­дил князь – ос­но­ва­тель ди­на­стии мос­ков­ских князей.

2) Циф­рой «4» на схеме обо­зна­че­но на­прав­ле­ние дви­же­ния войск под ру­ко­вод­ством ли­тов­ско­го князя Ягайло.

3) В ре­зуль­та­те сражения, обо­зна­чен­но­го на схеме, на Руси было окон­ча­тель­но лик­ви­ди­ро­ва­но ор­дын­ское владычество.

4) В сражении, обо­зна­чен­ном на схеме, на сто­ро­не рус­ских войск при­ни­ма­ли уча­стие вой­ска ря­зан­ско­го князя.

5) В пе­ри­од прав­ле­ния князя, ру­ко­во­див­ше­го дей­стви­я­ми войск, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «1», были воз­ве­де­ны бе­ло­ка­мен­ные стены Мос­ков­ско­го Кремля.

6) На схеме обо­зна­че­на река, по на­зва­нию ко­то­рой было дано про­зви­ще мос­ков­ско­му князю, ру­ко­во­див­ше­му дей­стви­я­ми рус­ских войск, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «1».

 

Правильный ответ: 256

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического очерка:

 

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору… но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

20. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

Правильный ответ (вариант ответа): Речь идет о Земском соборе, на котором должен быть избран новый царь. В 1613 году. Было вызвано династическим кризисом и необходимостью преодоления Смуты.

 

21. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

  Правильный ответ (вариант ответа):

Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества.

Романовы — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны, родственники первой жены Ивана Грозного

Участие отца Михаила – митрополита Филарета в событиях Смуты – привело к тому, что многие люди не беспокоились за своё будущее при Романовых».

 

 22. Какие об­сто­я­тель­ства предшествовали на­ча­лу правления ди­на­стии Романовых на рус­ском престоле? Ука­жи­те не менее двух положений. Кто был пер­вым представителем этой династии?

 

Правильный ответ (вариант ответа):

Смута: кризис власти, самозванство, гражданская война, интервенция. Хозяйственная разруха.

Михаил Федорович Романов

 

23. Проводимые в на­ча­ле царствования Ивана IV ре­фор­мы разрабатывались царем вме­сте с Из­бран­ной радой. Од­на­ко в на­ча­ле 1560-х гг. Иван IV от­ка­зал­ся от со­труд­ни­че­ства с Из­бран­ной радой и из­брал другую политику — политику опричнины. Объясните, в чем за­клю­ча­лись основные раз­ли­чия между ре­фор­ма­ми Избранной рады и оприч­ной политикой. При­ве­ди­те три объяснения.

Правильный ответ (вариант ответа):

1) По­ли­ти­ка Избранной рады на­прав­ле­на на со­зда­ние в Рос­сии сословно-представительной монархии, а оприч­ная политика — на укреп­ле­ние в Рос­сии самодержавной мо­нар­хии с не­огра­ни­чен­ной царской вла­стью

как решать быстро и без ошибок

Доброго времени суток, друзья!

Сегодня на повестке дня у нас довольно важная тема – работа с историческими источниками. Многие выпускники почему-то не уделяют ей должного внимания, не понимая, что по своей глупости они могут потерять до 11 первичных баллов в общей сумме, из которых 5 баллов относятся к первой части, а остальные 6 – ко второй (задание №6 оценивается в 2 балла, задание №10 — 1 балл, задание №12 — 2 балла, каждое задание №20-22 — 2 балла).

Как апробировать исторический источник?

Итак, что же делать, чтобы не попасть в просак и получить свои заветные баллы на ЕГЭ?
Одним из важнейших пунктов является внимательность! Чаще всего именно ее отсутствие приводит к плохим результатам.

В первую очередь, нужно внимательно прочитать задание. Понять каждое слово. По мере чтения текста подчеркивайте слова, которые вы считаете ключевыми (ключевые слова – это опорные фрагменты, которые несут на себе содержательную нагрузку всего текста. Ключевыми словами могут быть названия рек и городов, имена князей, названия органов государственной власти и т.д.).

После того, как вы все внимательно изучили, выделили ключевые слова, нужно попытаться понять, что перед вами за документ (его название), что за событие описывается и к какому периоду оно относится.
Далее прочитайте сам вопрос. Прочитайте еще раз вопрос. И даже можно еще раз. Читайте до тех пор, пока точно не поймете, что от вас хотят. И теперь, когда вы это поняли, можно на него отвечать.
Разоберем все на конкретном примере.

Перейдем к практике

Из исторического источника.
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

20. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века
говорится в документе?
21. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.
22. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.

Сначала ВНИМАТЕЛЬНО читаем данный документ. И по ходу выделяем ключевые слова.
• Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
• Пошли за море к варягам.
• Рюрик, Синеус, Трувор.

Анализируем всю полученную информацию. Понимаем, что речь идет о призвании варягов на Русь 862 г. Документ – Повесть Временных Лет.

И теперь начинаем отвечать на поставленные перед нами вопросы.

Как перевести год от Сотворения мира в новое летоисчисление?

Но, конечно, как бы вы не исследовали этот источник, ответить правильно без подключения своих исторических знаний вам вряд ли удастся. Поэтому включаем мозг, отвечаем на вопросы и получаем свои 6 первичных баллов.
Небольшой лайфхак. Читая представленный текст, вы возможно задали себе вопрос: «Что это за год такой – 6370?». Это год от сотворения мира. И чтобы перевести данное число в более понятную для нас форму, нужно вычесть 5508. Т.е. 6370—5508=862 год.

Подведем итоги

Рассмотрим еще пример?

Из исторического очерка В. Б. Кобрина.
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

 

20. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?
21. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов?
22. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.
Первое, что бросается нам в глаза – это, конечно, фамилия – Романовы. Сразу можно сделать вывод о том, что речь идет о 17 веке или последующих. Но там написано кандидатура. Это говорит о том, что происходило только воцарение новой династии. Т.е. 1613 г.

 

Совсем не сложно.

На все вопросы, я думаю, вы сможете ответить сами.
Удачной подготовки!

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

 

 

С уважением, Иван Некрасов

Задания по теме «Россия в конце XVI – XVII вв.»

Россия в конце XVIXVII вв.

Задание №1. Из труда современного историка.

«…Одной из интереснейших страниц русской истории являются кризисные явления, которые испытывала страна на рубеже веков, и которые во многом определили её историю не только до Петра I, но и значительно дальше, потому что в их результате на российский престол взошла новая династия – Романовы.

18 марта 1584г. печальный перезвон всех московских колоколов возвестил о кончине царя Ивана Грозного. Закончилось полувековое царствование одного из самых деспотичных властителей отечественной истории. Правление его запомнилось изнурительной, но героической Ливонской войной, в которой тогда были поставлены задачи Северной компании, произошедшей более чем через 100 лет, при Петре I. Но во внутренней политике это время оказалось роковым для многих сфер государственного хозяйства. Опричнина и крепостные законы не могли не сказаться на производительных силах всего русского народа. Во многом именно политика этого царствования подвела российское государство к тому системному кризису, в котором оно оказалось в начале следующего века».

1. К какому периоду истории (векам) относятся упоминаемые в начале отрывка кризисные явления?

Под каким названием вошли в историю России события этого времени?

2. В чём заключались последствия описываемых событий для последующей истории России? Назовите не менее трёх последствий, используя для ответа на вопрос информацию из источника и из курса истории России.

3. Почему автор связывает описываемые кризисные явления с царствованием Ивана Грозного? В чём суть этих кризисных явлений? Укажите всего не менее трёх положений. Для ответа используйте текст документа и ваши знания по истории.

Задание №2. Из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина

«В усердной борьбе к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 г. он посылает в германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привести в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же, как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… Он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, мстителям и самозванцам, истребив древнее племя царское? Не он ли, наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нём святоубийцею?»

1. Укажите хронологические рамки царствования Бориса Годунова. В чём состояла особенность его воцарения?

2. Какие заслуги Б.Годунова отмечены в документе? Назовите не менее трёх положений.

3. Почему, несмотря на все заслуги, Годунов оставил о себе противоречивую память? Приведите не менее двух объяснений.

Задание №3. Из исторического очерка В.Б. Кобрина

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои – выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушино заставляло бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

3. Какие обстоятельства предшествовали началу правления новой династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.

Задание № 4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1658г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но Собор 1666-1667гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на Север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший друг царя, его соправитель, привыкший повелевать, а не повиноваться, последние 15 лет жизни провёл в заточении.

  • В чём заключались противоречия между царём и патриархом? (Укажите не менее двух причин)

  • Почему стало возможным отстранение Никона от власти? (Укажите не менее двух причин)

Задание № 5. Сравните положение крестьянства согласно Судебнику 1550г. с положением крестьянства согласно Соборному Уложению 1649г. Укажите, что в этом положении было общим (не менее двух положений), а что – различным (не менее трёх различий).

Ответы «Россия в конце XVIXVII вв.»

Задание №1.

1. 1) События относятся к концу XVI – началу XVII вв.

2) события вошли в историю под названием Смуты.

2. 1) Смута привела к хозяйственному разорению России;

2) все последующие годы были направлены на восстановление хозяйства разоренной страны;

3) шёл процесс восстановления и укрепления органов власти, расшатанных во время Смуты, усиливалась самодержавная власть царя;

4) решение внешнеполитических задач в течение всего XVII в. было обусловлено последствиями Смуты: утратой России выхода к Балтийскому морю, а также Смоленских и Чернигово – Северских земель и необходимостью возвращения этих территорий;

5) на престол взошла новая династия Романовых.

3. Возникновение кризисной ситуации во многом обусловлено внутренней и внешней политикой Ивана Грозного (последствия Ливонской войны, опричнины, мер по закрепощению крестьян).

Суть кризисных явлений заключалась в:

1. Обострении противоречий между властью и обществом;

2. Хозяйственным разорением страны;

3. Династическом кризисе;

4. Борьбе различных боярских кланов за власть;

5. польско – шведской интервенции и угрозе потери Российской национальной независимости;

Появлении самозванцев.

Задание 2.

1. 1)Борис Годунов царствовал в 1598-1605гг.

2) он впервые в истории России был избран на царство.

2. Заслуги:

  1. стремился проводить реформы;

  2. уделял большое внимание развитию образования

  3. отправлял молодых бояр за границу

  4. приглашал иностранцев на службу с целью перенять у них опыт.

3. Положения:

  1. правление Б.Годунова стало одной из причин Смуты, в ходе которой Россия могла потерять свою независимость

  2. его считали виновным в гибели малолетнего царевича Дмитрия

  3. народ считал его ненастоящим царём, потому что он был избран на земском соборе.

Задание №3.

1. 1) речь идёт о Земском соборе, решавшем вопрос об избрании нового царя

2) событие относится к 1613г.

3) необходимо было восстановить государственную власть после Смуты.

2. Аргументы:

  1. Романовы устраивали все сословия

  2. Романовы – знатный боярский род, близкий к прежней династии

  3. Романовы пользовались популярностью

  4. активная позиция Филарета на Земском соборе, его авторитет среди различных групп предопределили решение об избрании его сына.

3. Обстоятельства:

  1. Смута

  2. борьба за власть между различными претендентами

  3. польско – шведская интервенция

  4. социальные конфликты

Задание № 4.

1) — взгляды царя и патриарха на место церкви в государстве расходились

— патриарх Никон стремился утвердить «священство выше царства», т.е. духовную власть поставить над светской

— патриарх Никон претендовал на получение обширной личной власти

2) – усилившееся влияние Никона на политическую жизнь государства вызвало недовольство царя

— проведение церковных преобразований вызвало недовольство и у бояр, и у части духовенства, и у народа.

— ошибочная тактика поведения Никона – удаление в Новоиерусалимский монастырь, самовольное отречение от патриаршества – была использована царём для отстранения Никона от власти.

Задание № 5.

Общее

— крестьянство являлось прикреплённым к земле

— крестьянство не являлось привилегированным сословием

— крестьянство подвергалось эксплуатации со стороны государства и феодалов

Различия

Согласно Судебнику 1550г.

Согласно Соборному уложению 1649г.

— крестьяне не были окончательно прикреплены к земле и своему феодалу

— крестьяне окончательно были прикреплены к земле и своему феодалу

— Судебник подтверждал право перехода крестьян в Юрьев день

— устанавливался неограниченный срок сыска беглых крестьян, убежавших от своего феодала

— для перехода крестьянин должен был заплатить пожилое

С2. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на соборе задачи. Назовите не менее трёх положений.

СЗ. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чём заключа­лось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

№ 2. Из исторического очерка В. Б. Кобрина.

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувство­вали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались каз­нённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец. Романовы пользова­лись большой популярностью среди казачества, с ними связывались мно­гие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло н бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил а своё время делегацию, которая пригласи­ла на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

С1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно про­изошло и чем было вызвано?

С2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не ме­нее трёх аргументов.

СЗ. Какие обстоятельства предшествовали началу правления дина­стии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.

№ 3. Из сочинения В.О. Ключевского.

«Со второго десятилетия XVII в. в нашей истории последовательно вы­ступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия. Далее, эта династия действует на поприще, всё более расши­ряющемся. Государственная территория, дотоле заключенная в пределах первоначального расселения великорусского племени, теперь переходит далеко за эти пределы и постепенно вбирает в себя всю русскую равни­ну, распространяясь как до географических её границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав русского государства посте­пенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раски­нувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Чёрного и Каспий­ского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства пе­реваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на во­стоке. Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идёт новый прави­тельственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея ге­неалогически и скудея экономически, а с его исчезновением падают и те политические отношения, какие прежде в силу обычая сдерживали вер­ховную власть. На его место во главе общества становится новый класс, дворянство, составившееся из прежних столичных и провинциальных слу­жилых людей, и в его пестрой, разнородной массе растворяется реде­ющее боярство… Среди этого непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие кре­стьяне попадают в крепостную неволю, и самая эта неволя становится но­вой специальной государственной повинностью, падающей на этот класс. Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоеди­няется и промышленная её разработка; рядом с земледелием, остающим-



ся главной производительной силой государства, является с возрастаю­щим значением в народном хозяйстве и промышленность обрабатываю­щая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны».

С1. О каком веке и какой новой династии идёт речь в документе?

Назовите первого представителя новой династии.

С2. В чём, по мнению автора, состояли главные отличия данного пе­риода русской истории от предшествующего? Назовите не менее трёх отличий.

СЗ. Используя текст документа и знания по истории, укажите, какое значение для последующего развития страны имели названные автором изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший данные изменения? Укажите не менее трёх положений.

 

№4. Из курса лекций В.О. Ключевского.

«…Высшим правительственным органом служила Боярская дума. В царствование Михаила эта Дума не была единственным высшим прави­тельственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой высший правительственный орган, земский собор… Царствование Миха­ила было временем усиленной работы правительства совместно с земским собором. Никогда, ни прежде, ни после, не собирались так часто выбор­ные от всех чинов людей Московского государства. Едва не каждый важ­ный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство об­ращаться к содействию земли. По документам известно за время царство­вания Михаила до 10 созывов земского собора. Земский собор в это время является органом с компетенцией более широкой. Теперь он рассматри­вает такие дела, которыми прежде ведала только Боярская дума, — теку­щие дела государственного управления, например, вопросы о налогах. По­сле Смуты, когда нужно было восстанавливать государственный порядок, Дума на каждом шагу встречала затруднения, с которыми не могла спра­виться сама, и волей-неволей должна была искать содействия у земского собора. Прямое участие в правительственной деятельности, какое прини­мала земля в Смуту, не могло прекратиться тотчас по её окончании; царь, избранный народной волей, советом всея земли, естественно, должен был и править при содействии народа, земского правительства. Власть царя получила очень сложную и условную сделочную конструкцию. Она была двойственна и по своему происхождению, и по составу. Действительным



её источником было соборное избрание; но она выступала под покровом политической фикции наследственного преемства по родству. Таким обра­зом, власть нового царя составлялась из двух параллельных двусмыслиц: по происхождению она была наследственно-избирательной, по составу — ограниченно-самодержавной».

С1. Как, по мнению Ключевского, изменился состав земских собо­ров? Назовите не менее двух положений.

С2. Как автор характеризует функции земских соборов в период цар­ствования Михаила Романова? Укажите не менее трёх характер­ных черт.

С2. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на соборе задачи. Назовите не менее трёх положений.

СЗ. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чём заключа­лось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

№ 2. Из исторического очерка В. Б. Кобрина.

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувство­вали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались каз­нённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец. Романовы пользова­лись большой популярностью среди казачества, с ними связывались мно­гие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло н бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил а своё время делегацию, которая пригласи­ла на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

С1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно про­изошло и чем было вызвано?

С2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не ме­нее трёх аргументов.

СЗ. Какие обстоятельства предшествовали началу правления дина­стии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.

№ 3. Из сочинения В.О. Ключевского.

«Со второго десятилетия XVII в. в нашей истории последовательно вы­ступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия. Далее, эта династия действует на поприще, всё более расши­ряющемся. Государственная территория, дотоле заключенная в пределах первоначального расселения великорусского племени, теперь переходит далеко за эти пределы и постепенно вбирает в себя всю русскую равни­ну, распространяясь как до географических её границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав русского государства посте­пенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раски­нувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Чёрного и Каспий­ского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства пе­реваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на во­стоке. Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идёт новый прави­тельственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея ге­неалогически и скудея экономически, а с его исчезновением падают и те политические отношения, какие прежде в силу обычая сдерживали вер­ховную власть. На его место во главе общества становится новый класс, дворянство, составившееся из прежних столичных и провинциальных слу­жилых людей, и в его пестрой, разнородной массе растворяется реде­ющее боярство… Среди этого непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие кре­стьяне попадают в крепостную неволю, и самая эта неволя становится но­вой специальной государственной повинностью, падающей на этот класс. Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоеди­няется и промышленная её разработка; рядом с земледелием, остающим-



ся главной производительной силой государства, является с возрастаю­щим значением в народном хозяйстве и промышленность обрабатываю­щая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны».

С1. О каком веке и какой новой династии идёт речь в документе?

Назовите первого представителя новой династии.

С2. В чём, по мнению автора, состояли главные отличия данного пе­риода русской истории от предшествующего? Назовите не менее трёх отличий.

СЗ. Используя текст документа и знания по истории, укажите, какое значение для последующего развития страны имели названные автором изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший данные изменения? Укажите не менее трёх положений.

 

№4. Из курса лекций В.О. Ключевского.

«…Высшим правительственным органом служила Боярская дума. В царствование Михаила эта Дума не была единственным высшим прави­тельственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой высший правительственный орган, земский собор… Царствование Миха­ила было временем усиленной работы правительства совместно с земским собором. Никогда, ни прежде, ни после, не собирались так часто выбор­ные от всех чинов людей Московского государства. Едва не каждый важ­ный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство об­ращаться к содействию земли. По документам известно за время царство­вания Михаила до 10 созывов земского собора. Земский собор в это время является органом с компетенцией более широкой. Теперь он рассматри­вает такие дела, которыми прежде ведала только Боярская дума, — теку­щие дела государственного управления, например, вопросы о налогах. По­сле Смуты, когда нужно было восстанавливать государственный порядок, Дума на каждом шагу встречала затруднения, с которыми не могла спра­виться сама, и волей-неволей должна была искать содействия у земского собора. Прямое участие в правительственной деятельности, какое прини­мала земля в Смуту, не могло прекратиться тотчас по её окончании; царь, избранный народной волей, советом всея земли, естественно, должен был и править при содействии народа, земского правительства. Власть царя получила очень сложную и условную сделочную конструкцию. Она была двойственна и по своему происхождению, и по составу. Действительным

её источником было соборное избрание; но она выступала под покровом политической фикции наследственного преемства по родству. Таким обра­зом, власть нового царя составлялась из двух параллельных двусмыслиц: по происхождению она была наследственно-избирательной, по составу — ограниченно-самодержавной».

С1. Как, по мнению Ключевского, изменился состав земских собо­ров? Назовите не менее двух положений.

С2. Как автор характеризует функции земских соборов в период цар­ствования Михаила Романова? Укажите не менее трёх характер­ных черт.

Python argparse: Сделайте хотя бы один аргумент обязательным

Переполнение стека
  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
  3. работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
  4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
  5. реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
  6. О компании
,

Django process_response () принимает 2 позиционных аргумента, но дано 3

Переполнение стека
  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
  3. работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
  4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
  5. реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
  6. О компании
,