14 декабря 1939 года СССР исключен из Лиги Наций
Исключение СССР из Лиги Наций — резолюция Ассамблеи и постановление Совета Лиги Наций об исключении Советского Союза из этой международной организации с осуждением «действий СССР, направленных против Финляндского государства», а именно: за развязывание войны с Финляндией. Оно произошло 14 декабря 1939 года во Дворце Наций, штаб-квартире Лиги в Женеве (Швейцария).
Телеграмма Генеральному Секретарю Лиги Наций Авенолю
Господин Генеральный секретарь,
СССР, с которым Финляндия поддерживала с момента подписания мирного договора в Тарту в 1920 году добрососедские отношения и подписала пакт о ненападении, срок действия которого истекал только в 1945 году, внезапно напал утром 30-го ноября сего года не только на пограничные позиции, но также и на открытые финляндские города, сея смерть и опустошение среди гражданского населения, особенно воздушными атаками.
Финляндия никогда ничего не предпринимала против своего мощного соседа. Она не переставала прилагать самые большие усилия, чтобы жить с ним в мире. Тем не менее, ссылаясь на мнимый отказ Финляндии согласиться с так называемыми пограничными инцидентами и обвиняя в мнимом отказе Финляндию согласиться на укрепление безопасности Ленинграда, СССР сначала денонсирует упомянутый выше пакт о ненападении и затем отказывается от предложения финляндского правительства прибегнуть к посредничеству какой-либо нейтральной державы.
По указанию моего правительства я имею честь довести вышеизложенное до Вашего сведения с просьбой соблаговолить созвать немедленно, в силу статей 11 и 15-й пакта, Совет и Ассамблею и просить их принять все необходимые меры, чтобы остановить агрессию. Я не премину представить Вам полное изложение причин и обстоятельств, которые заставили мое правительство просить вмешательства Лиги Наций в конфликт, приведший к столкновению двух из ее членов.
Рудольф Холсти
3 декабря 1939 года
26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий советской стороной была полностью возложена на Финляндию. Война завершилась подписанием Московского мирного договора. В составе СССР оказалось 11 % территории Финляндии (со вторым по величине городом Выборгом). 430 тысяч финских жителей были принудительно переселены Финляндией из прифронтовых районов вглубь страны. Начало военных действий привело к тому, что в декабре 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций.
Документальный пропагандистский фильм «Линия Маннергейма» о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.
Производство: Ленинградская студия кинохроники
Режиссеры: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцев
Операторы: Н. Блажков, В. Ешурин, В. Доброницкий, С. Коган, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Е. Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин
Консультант: А.Ф. Хренов
Звукооператоры: И. Волк, Д. Овсяников
Фильм перешёл в разряд «Общественное достояние».
СПРАВКА
1. Лига Наций — международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919 — 1920 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников.
2. 15 сентября 1934 года по инициативе Франции 30 стран-членов обратились к СССР с предложением вступить в Лигу. 18 сентября 1934 года Советский Союз принял это предложение и занял место постоянного члена её Совета.
3. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете.
4. Основные принципы мирного сообщества наций были сформулированы в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своём политико-философском трактате «К вечному миру» описал культурные и философские основы будущего объединения народов и тем самым выразил идею Лиги Наций, которая могла бы осуществлять контроль конфликтных ситуаций и прилагала бы усилия к сохранению и укреплению мира между государствами.
5. Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, когда её активы и обязательства были переданы в ООН.
Использованы материалы открытых интернет-источников, а также сайта: SP
Вступление СССР в Лигу Наций
18 сентября 1934 г. общее собрание Лиги Наций приняло постановление о приёме СССР в Лигу и включении его представителя в её Совет в качестве постоянного члена.
Лига Наций — международная организация, имевшая целью развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности, была создана после Первой мировой войны в 1919 г. Основными органами Лиги Наций являлись: Ассамблея (сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре и в их работе участвовали все члены Лиги Наций), Совет Лиги Наций и постоянный секретариат во главе с генеральным секретарём.
Официальными языками Лиги Наций считались французский и английский.
Устав Лиги, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг., и включённый в Версальский мирный договор 1919 г. и другие мирные договоры, завершившие Первую мировую войну 1914-1918 гг., был первоначально подписан с 44-мя государствами, в том числе 31-м государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней, и 13-ю государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число её членов.
С момента своего создания Лига Наций являлась одним из центров, где планировались и разрабатывались антисоветские акции империалистических держав. Советское правительство боролось против попыток Лиги Наций вмешаться во внутренние дела молодой Советской республики. Тем не менее, оно активно участвовало в проходивших под эгидой Лиги Наций конференциях и совещаниях по разоружению. В середине 1930-х гг. в связи с ростом угрозы со стороны фашистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии правительства некоторых государств стали искать сотрудничества с СССР как в рамках Лиги Наций, так и вне её.
15 сентября 1934 г. тридцать делегатов Лиги Наций обратились к Советскому правительству с телеграммой, в которой содержалось приглашение СССР вступить в Лигу и «принести своё ценное сотрудничество». Делегаты еще четырёх стран обычным дипломатическим путём сообщили о своем решении голосовать за принятие Советского Союза. В тот же день Советское правительство ответило письмом на имя председателя Ассамблеи о принятии предложения международного сотрудничества в интересах мира и о готовности стать членом Лиги.
18 сентября вопрос о вступлении СССР в Лигу Наций рассматривался на заседании Ассамблеи. За приём СССР в Лигу Наций проголосовали 39 членов Лиги, против — 3 (Голландия, Португалия и Швейцария), воздержались от голосования — 7 членов. Против включения СССР в состав Совета Лиги не было подано ни одного голоса, но представители десяти стран воздержались. Таким образом, СССР был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом Совета.
Принимая предложение о вступлении в Лигу Наций, народный комиссариат иностранных дел СССР М. М. Литвинов отметил, что СССР не может солидаризироваться со всеми решениями Лиги Наций и считает её Устав далеко не совершенным. В частности, 12-я и 15-я статьи в некоторых случаях легализуют войну, а 23-я — не предусматривает расового равноправия всех народов. Он сказал, что Советскому Союзу вполне понятна идея объединения наций, так как СССР сам по себе — Лига Наций, в нём проживает 185 народностей.
В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны 1939-1940 гг., Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций. К январю 1940 г. Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 г. было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединённых Наций, а её социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.
Лит.: Асанов Д. Лига наций // Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 13; Афанасьева О. Краткий очерк истории Лиги наций. М., 1945; Бланк Р. М. Лига Наций: её организация, её конституция, её значение для международного мира. Берлин, 1924; Богданов А. Воспоминание о Лиге Наций, СССР и ООН [Электронный ресурс] // Российская газета. 1998-2018; Жуковская Т. Ю. СССР и Лига Наций: дис. … к. и. н. Ростов-на-Дону, 2005; Шейнис 3. С. Максим Кушнир В. В. Лига Наций и украинский вопрос. 1919—1934 гг.: дис. … к. и. н. Львов, 2000; Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек. М., 1989; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/bio/sheinis_zs01/index.html.
Проигранная битва: Советский Союз и Организация Объединенных Наций при Сталине, 1945-1953 гг. Центр Вильсона обсудил отношение и подход советского лидера Иосифа Сталина к работе с недавно созданной Организацией Объединенных Наций.
Первоначально, как сообщал Гайдук, Сталин и другие советские руководители не были в восторге от международных организаций, образовавшихся после окончания Второй мировой войны, включая Организацию Объединенных Наций. Предшественник организации, Лига Наций, не смогла предотвратить войну, и Сталин считал, что западные державы будут действовать согласованно против Советского Союза. Гайдук заявил, что советская делегация на конференции в Думбартон-Оукс (где была задумана Организация Объединенных Наций) была несколько неподготовлена. Их инструкции сводились к тому, чтобы новая организация не использовалась в «антисоветских интересах».
Советы осознали, что ООН дает возможность повысить престиж Советского Союза как великой державы. По словам Гайдука, Советы считали, что ООН следует ограничиться поддержанием мира. Они были против идеи наделения ООН полномочиями решать экономические, культурные или гуманитарные вопросы. И они работали над тем, чтобы закрепить как можно больше полномочий за Советом Безопасности, где они имели право вето.
Гайдук утверждал, что не совсем правомерно называть ООН неудачником за то, что она не оправдала надежд, возложенных на нее при ее основании. Он указал, что великие державы далеко не были едины в создании ООН, и последующие противостояния сформировали организацию.
Первое подобное столкновение произошло с протестом Ирана против советского вмешательства на его территорию. Советы протестовали против того, что дело даже было передано в Совет Безопасности, и наложили свое первое вето в связи с этим делом. Гайдук заявил, что вскоре Советы стали использовать ООН как арену для борьбы с «антисоветскими» мерами. К осени 1947 года Советы наложили 17 из 18 вето в Совете Безопасности.
Частые вето привели к растущему разочарованию в Кремле по поводу ООН, сказал Гайдук. Они были обеспокоены тем, что Соединенные Штаты и Соединенное Королевство могут навязывать вето за вето Советскому Союзу и тем самым наносить ущерб своему международному положению. Совет Безопасности, задуманный как арена сотрудничества, превратился в арену конфронтации и идеологии.
К 1950 году, по словам Гайдука, Советский Союз казался лишенным власти в ООН. Советы потребовали изгнания китайской делегации Гоминьдана в пользу вновь образованной Китайской Народной Республики. Когда Гоминьдан не был исключен, Советы устроили забастовку из ООН. По словам Гайдука, они считали, что, уйдя, лишат легитимности ООН и Совет Безопасности ООН. Вскоре после ухода Советов Совет Безопасности санкционировал вмешательство в корейский конфликт. Гайдук утверждал, что Советы просчитались — бойкот не отменил международную легитимность резолюций Совета Безопасности.
Советы продолжали бороться за усиление своего влияния в ООН через государства-сателлиты и усилия по дискредитации и отстранению от должности Генерального секретаря ООН Трюгве Ли, который помог осуществить интервенцию в Корее. Советы даже рассматривали план создания региональных организаций в противовес Организации Объединенных Наций, которая, как они утверждали, была инструментом Соединенных Штатов и Соединенного Королевства. В конце концов, сказал Гайдук, Сталин не был готов пойти на этот шаг, так как опасался неблагоприятных последствий в мировом мнении.
Гайдук пришел к выводу, что смерть Сталина и период разрядки были необходимы для начала нового, более эффективного периода участия Советского Союза в Организации Объединенных Наций.
Последует ли Россия за СССР, исключенным из Лиги Наций за вторжение в Финляндию в ушедшую эпоху? — Global Issues
Заседание Совета Безопасности ООН по ситуации в Украине, 27 февраля 2022 г. Фото: ООН/Лоуи Фелипе- , автор Талиф Дин (США)
- Inter Press Service
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, 1 марта (IPS) — Российская Федерация, осужденная во всем мире за вторжение в страну-основательницу Организации Объединенных Наций и нарушение Устава ООН, подверглась шквальному обстрелу во время редкой чрезвычайной ситуации. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи, состоящей из 193 членов, высшего директивного органа Организации.
Экстренное заседание впервые за 40 лет состоялось по запросу Совета Безопасности ООН (СБ ООН).
Пережив резолюцию СБ ООН на прошлой неделе из-за своего вето, Россия снова осталась в политической изоляции, поскольку критические замечания исходили от более чем 100 ораторов, участвовавших в продолжавшихся целый день дебатах.
Заседания в Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее, однако, оставили без ответа два вопроса: Приведут ли убийства гражданских лиц в Украине к расследованию военных преступлений? И не столкнется ли Россия в конце концов с маловероятной перспективой исключения из Генеральной Ассамблеи?
Возвращаясь к истории, Лига Наций, предшественница Организации Объединенных Наций, сформированная в конце Первой мировой войны, исключила Союз Советских Социалистических Республик (СССР) в декабре 1939 года в ответ на советское вторжение в Финляндию. предыдущий месяц.
Луи Шарбонно, директор Хьюман Райтс Вотч при Организации Объединенных Наций, заявил IPS Россия, возможно, на прошлой неделе наложила вето на резолюцию в Совете Безопасности ООН, хотя как сторона в украинском конфликте она должна была воздержаться. Она стояла одна — даже ее стойкий товарищ Китай отказался от России и воздержался.
Но если целью России было заставить замолчать государства-члены ООН, она с треском провалилась, о чем свидетельствует историческая Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, сказал он.
«Мы надеемся, что Генеральная Ассамблея примет решительную резолюцию, требующую соблюдения прав человека и международного гуманитарного права, защиты гражданских лиц и подчеркнет необходимость привлечения к ответственности за военные преступления и злоупотребления», — заявил Шарбонно.
Семьи несут свои вещи через погранпереход Зосин в Польше после бегства из Украины. Фото: УВКБ ООН/Крис Мельцер«И мы надеемся, что либо Генеральная Ассамблея, либо Совет по правам человека быстро создадут комиссию по расследованию военных преступлений, злодеяний и других нарушений со стороны сторон конфликта. Они должны знать, что если вы нарушите законы войны, вам придется ответить за свои преступления», — отметил он.
Последняя чрезвычайная специальная сессия, запрошенная Советом Безопасности, была в 1982 году по кризису на Голанских высотах.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) сообщило 28 февраля, что боевые действия в Украине вынудили около полумиллиона человек пересечь границу страны, спасаясь от наступающих российских вооруженных сил.
Были также сообщения о гибели более 350 мирных жителей, включая женщин и детей, что спровоцировало гуманитарный кризис.
В 1974 году Южная Африка была исключена из Генеральной Ассамблеи после принятия резолюции 1973 года, которая назвала апартеид «преступлением против человечества».
Но маловероятно, что нынешняя Генеральная Ассамблея пойдет в этом направлении, потому что Российская Федерация, правопреемник СССР, является постоянным членом Совета Безопасности с правом вето.
Фото: South Africa History OnlineТем временем, пока продолжалась экстренная специальная сессия, Соединенные Штаты проинформировали как ООН, так и Постоянное представительство России при ООН, что они находятся в процессе выдворения 12 «разведчиков из российской миссии, которые злоупотребили своими привилегиями проживания в Соединенных Штатах, участвуя в шпионской деятельности, наносящей ущерб нашей национальной безопасности».
«Мы предпринимаем эти действия в соответствии с Соглашением о штаб-квартире ООН. Эта акция разрабатывалась в течение нескольких месяцев», — заявил Госдепартамент США 28 февраля9.0003
Томас Г. Вайс, заслуженный научный сотрудник Чикагского совета по глобальным делам в области глобального управления, заявил IPS, что, хотя Россия, бряцающая ядерным оружием, является таким же изгоем, как апартеид Южная Африка, нет никаких шансов, что Россия будет отстранена от работы.
«Как мы все знаем, существуют другие правила для гусаков крупных держав, которые не применяются к большинству гусей из государств-членов», — указал он.
«Специальная» сессия Генеральной Ассамблеи, так сказать, «особая» и использовалась всего несколько раз за три четверти столетия истории ООН. Он добавил, что количество соавторов говорит о том, насколько изолирована Москва.
Возможно, есть надежда, что обычный хор голосов, считающих суверенитет неприкосновенным — вспомните Китай и Индию — начнет говорить «нет» российскому ирредентистскому империализму? заявил Вайс, президент-профессор политологии и почетный директор Института международных исследований Ральфа Банча в Центре выпускников Городского университета Нью-Йорка (CUNY).
Рассказывая об исключении России из Лиги Наций в ушедшую эпоху, он заметил: «Лига была на последнем издыхании. Будем надеяться, что ООН нет!»
Барбара Кроссетт, бывший глава бюро ООН для New York Times и в настоящее время пишущий редактор PassBlue.com, сообщила IPS, что позиции России в мировом сообществе очень сильно ослабли из-за жестокого неспровоцированного нападения, которое спровоцировало массовые проукраинские протесты. по всему миру, которые беспристрастны и неидеологичны, кажется, требуют, чтобы какого-то значимого государства-члена ООН вряд ли можно было избежать.
«Моя собственная восточноевропейская семья — или то, что от нее осталось — не привлекала такого внимания после вторжения в Венгрию или Чехословакию», — сказала она, указывая на изображения хорошо одетых беженцев, бегущих с родины. а также Бранденбургские ворота и Эмпайр-стейт-билдинг (среди многих других мест), подсвеченные украинскими цветами, могут иметь значение, считает Кроссетт, старший научный сотрудник Института Ральфа Банча в Городском университете Нью-Йорка и соавтор с Джорджем Перковичем из раздела об Индии в 2009 г. книга Полномочия и принципы: международное лидерство в сжимающемся мире.
Йенс Мартенс, директор Глобального политического форума в Бонне, заявил IPS, что неспособность отреагировать на вопиющее нарушение Путиным международного права еще раз доказывает неэффективность Совета Безопасности и его анахроничный состав и правила вето.
Право вето «пятерки» — а именно США, Великобритании, Франции, Китая и России — всегда было серьезным препятствием для разрешения глобальных конфликтов, сказал он, указав на чрезвычайную специальную сессию Генеральной Ассамблеи в рамках Объединения за Мирная резолюция – единственный способ для членов ООН осудить нарушение Россией Устава ООН.
«Это демонстрирует, что видение ООН остается весьма актуальным. Это, вероятно, не изменит мнение Путина, но может оказать моральную поддержку российскому гражданскому обществу и оппозиционным группам, которые отвергают войну и борются за мир и демократию.
Ввиду паралича Совета Безопасности Генеральная Ассамблея как единственный глобальный орган с универсальным членством должна играть гораздо более важную роль. В этом отношении чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи может иметь важную сигнальную функцию и создать прецедент на будущее, сказал Мартенс.
Обращаясь к делегатам, Председатель Генеральной Ассамблеи Абдулла Шахид сказал, что продолжающееся военное наступление является оскорблением для основателей этой Организации и всего, за что она стоит.
«Насилие должно прекратиться. гуманитарное право и международное гуманитарное право должны соблюдаться. И дипломатия и диалог должны преобладать».
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сообщил делегатам, что хотя российские удары, как сообщается, в основном нацелены на украинские военные объекты, «у нас есть достоверные сведения о жилых домах, критически важной гражданской инфраструктуре и других невоенных объектах, которым нанесен серьезный ущерб».
Гражданские лица, в том числе дети, погибли в результате насилия. «Хватит», — сказал он. «Солдаты должны вернуться в свои казармы. Лидеры должны двигаться к миру. Гражданские лица должны быть защищены». Международное гуманитарное право и право прав человека должны соблюдаться».
Мир столкнулся с трагедией для Украины, добавил он, а также с крупным региональным кризисом с потенциально катастрофическими последствиями для всех.
Гутерриш также сообщил, что российские ядерные силы приведены в состояние повышенной боевой готовности. «Это пугающее развитие событий. Сама идея ядерного конфликта просто немыслима. Ничто не может оправдать применение ядерного оружия», — сказал он9.0003
По его словам, на сегодняшний день убито 352 украинца, в том числе 16 детей, более 2000 получили ранения. Он сказал, что сейчас самое время помочь своей стране.
Посол Украины Сергей Кислица заявил, что впервые с момента создания ООН в центре Европы разворачивается полноценная война.
«Если не выживет Украина, не выживет международный мир. Если Украина не выживет, ООН не выживет, не питайте иллюзий. И если Украина не выживет, мы не удивимся, если в следующий раз рухнет демократия», — предупредил он.
Если Организация Объединенных Наций не сможет отреагировать на кризис, она столкнется не только с критикой — ее ждет забвение, сказал он.
Он также указал, что, хотя Российская Федерация сделала все возможное, чтобы узаконить свое присутствие в Организации Объединенных Наций, ее членство не является легитимным, поскольку Генеральная Ассамблея никогда не голосовала за ее прием в Организацию после распада Советского Союза в Декабрь 1991 года.
Посол Российской Федерации Василий Небензя заявил, что корень конфликта лежит в ногах властей Украины и поддерживающих их стран Запада. Сейчас в СМИ распространяется ложь, в том числе о том, что Российская Федерация обстреливает мирных жителей.
«Националисты, однако, развертывают тяжелую технику и действуют в жилых районах — тактика, используемая террористами, которую необходимо осудить». В течение восьми лет, по его словам, правозащитный орган сообщал о том, как зарождались и содержатся неонацисты в Украине, как осужденные преступники и осужденные совершают тяжкие преступления, 25 тысяч автоматов раздается без документов, а партиям ставятся задачи. с скотобойнями.
Эти боевые действия, которые развязала Украина, начала не Российская Федерация, сказал он, добавив, что «Россия стремится положить конец этой войне».
Посол Китая Чжан Цзюнь, страны, которая воздержалась при голосовании в Совете Безопасности против России, заявил делегатам, что как постоянный член Совета Безопасности Китай однозначно требует соблюдения суверенитета и территориальной целостности всех стран.
«Холодная война давно закончилась, и разжигание новой холодной войны ничего не даст», — сказал он, предупредив, что безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет безопасности другой, и предостерег от расширения любых военных блоков.
IPS News Bureau Report
Follow @IPSNewsUNBureau
Follow IPS News Bureau UN в Instagram
Просмотрите связанные темы новостей: Читайте последние новости: Новости по теме
Последние новости
Leave A Comment