Тест на тему:»Человек, природа, общество» (8 класс) | Тест по обществознанию (8 класс) на тему:

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО. ПРИРОДА

1 вариант

1. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) разрушение ура­га­ном домов в посёлке

2) осушение болот под строительство автодороги

3) загрязнение воздуха выхлопными газами

4) изучение экологии школьниками

2.В отличие от природы, общество:

1) обусловлено деятельностью человека

2) находится в постоянном развитии

3) состоит из взаимосвязанных элементов

4) является частью материального мира

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

А. Хозяйственная деятельность общества ухудшает природную среду.

Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.

1) верно только А              2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Общество является частью природы.

Б. Природа и общество возникли одновременно.

1) верно только А               2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Общество развивается изолированно от природы.

Б. Природа и общество развиваются по одинаковым законам.

1) верно только А             2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?».

(Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора.

(В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

7. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 (А) Современная наука утверждает, что жизнь на планете Земля появилась около 4,7 млрд лет назад.

(Б) Первые люди на планете появились около 3 млрд лет назад.

(В) Принято считать, что человек не мог стать творцом окружающего его мира.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

8.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

        Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

        И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

        Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.

 (По А. Печчеи)

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО. ПРИРОДА

2 вариант

1. Человек влияет на природу

1) положительно

2) не влияет на природу

3) и положительно, и отрицательно

4) отрицательно

2. Каким примером может быть проиллюстрировано влияние природных факторов на развитие общества?

1) строительство дамбы, защищающей Санкт-Петербург от наводнений

2) начало промышленного переворота

3) создание музея-заповедника известного поэта

4) формирование демократических режимов в европейских странах

3. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

1) верно только А               2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об обществе и о природе?

А. По мере совершенствования техники и технологий хозяйственное воздействие общества на природу усиливается.

Б. Взаимосвязь природы и общества составляет основу единства материального мира.

1) верно только А             2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.

Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису.

1) верно только А                2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду.

(Б) К сожалению, с возрастанием масштабов этой деятельности усиливается её отрицательное воздействие на природные процессы.

(В) Человеку стоит серьёзно задуматься о том, как сберечь условия для своего существования.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

7. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 (А) Формирование личности происходит под влиянием социального окружения.

 (Б) Принято считать, что человек личностью не рождается, а становится.

(В) В формировании личности играют роль и природные способности.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

8. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

          

        Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.

        Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.

        Первое — целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.

        Второе — ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т. д.

        Речь — о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.

        Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.

 (Н. Н. Моисеев, текст адаптирован)

« Человек. Общество. Природа» 8 класс

Тест по теме: « Человек. Общество. Природа» Вариант 1.

1. Деятельность человека от поведения животных отличает наличие

1) биологической программы 2) осознанной цели

3) инстинктов 4) зависимости от среды обитания

2. Ученица 3 класса Маша готовится к диктанту по русскому языку, а её брат играет в компьютерную игру. Сравните два вида деятельности: учёбу и игру.

1) выполнение домашнего задания А) черты сходства

2) желание получить результат Б) черты отличия

3) контроль со стороны учителей и родителей

4) соблюдение определённых норм и правил

3. Что характеризует человека как личность?

1) тип темперамента 2) черты внешнего облика

3) принадлежность к определённой расе 4) качества, проявляющиеся в общении

4. Ольге 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде всего как:

1) индивида 2) работника 3) личность 4) потребителя

5. Группа учащихся под руководством педагога осуществила экологический проект. Были изготовлены скворечники и размещены на пришкольной территории. Данный пример иллюстрирует деятельность:

1) игровую 2) просветительскую 3) трудовую 4) познавательную

6. Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) посещение курсов иностранного языка А) Учение

2) приготовление обеда Б) Труд

3) выполнение домашнего задания

4) уборка квартиры

5) участие в городской олимпиаде по физике

7. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт важными, значимыми.

Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих в организме человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности:

1) практической 2) художественной 3) трудовой 4) познавательной

9. Что свойственно человеку, в отличие от животного?

1) инстинкты 2) эмоции 3) потребности 4) сознание

10.Что свойственно и человеку и животному?

1) социальные потребности 2) инстинкт самосохранения

3) стремление к познанию 4) нормы поведения

11.Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:

1) еде 2) тепле 3) продолжении рода 4) самореализации

12.Какой при­мер иллюстрирует вли­я­ние природных фак­то­ров на жизнь общества?

1) разрушение ура­га­ном домов в посёлке

2) осушение болот под стро­и­тель­ство автодороги

3) загрязнение воз­ду­ха выхлопными газами

4) изучение эко­ло­гии школьниками

13.Человек влияет на природу

1) положительно 2) не влияет на природу

3) и положительно, и отрицательно 4) отрицательно

14. Каким при­ме­ром может быть про­ил­лю­стри­ро­ва­но вли­я­ние при­род­ных фак­то­ров на раз­ви­тие общества?

1) строительство дамбы, за­щи­ща­ю­щей Санкт-Петербург от наводнений

2) начало про­мыш­лен­но­го переворота

3) создание музея-заповедника из­вест­но­го поэта

4) формирование де­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов в ев­ро­пей­ских странах

15.В от­ли­чие от природы, общество

 1) обусловлено де­я­тель­но­стью человека 2) находится в по­сто­ян­ном развитии

3) состоит из вза­и­мо­свя­зан­ных элементов 4) является ча­стью ма­те­ри­аль­но­го мира

16.Примером вли­я­ния об­ще­ства на при­ро­ду является

 1) изоб­ре­те­ние громоотвода 2) про­ход судов через Су­эц­кий канал

3) за­гряз­не­ние вод ми­ро­во­го океана 4) тор­же­ствен­ное от­кры­тие моста через реку

17. Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет по­зи­тив­ное вли­я­ние об­ще­ства на природу?

1) строительство атом­ной электростанции

2) принятие эко­ло­ги­че­ско­го законодательства

3) сброс слив­ных вод в Темзу в Лон­до­не 19-го века

4) вырубка лесов для рас­ши­ре­ния па­шен­ных земель

18. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

А. Хозяйственная деятельность общества ухудшает природную среду.

Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о вза­и­мо­свя­зи при­ро­ды и общества?

А. Об­ще­ство раз­ви­ва­ет­ся изо­ли­ро­ван­но от природы.

Б.  При­ро­да и об­ще­ство раз­ви­ва­ют­ся по оди­на­ко­вым законам.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

20.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о вза­и­мо­дей­ствии об­ще­ства и природы?

А. При­род­ные усло­вия ока­зы­ва­ют вли­я­ние на хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность людей.

Б. По­тре­би­тель­ское от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к при­ро­де при­ве­ло к эко­ло­ги­че­ско­му кризису.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

Тест по теме: « Человек. Общество. Природа» Вариант 2.

1. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в

1) самопознании 2) самореализации 3) самосохранении 4) самообразовании

2. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельность предполагает достижение определённой цели.

Б. В ряде случаев результат деятельности расходится с поставленной целью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Николай занимается в детской театральной студии, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшим братом. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Николай становится

1) индивидом 2) родственником 3) личностью 4) работником

4. В школе был проведен День самоуправления. Учащиеся старших классов выступили в качестве учителей, завучей и директора школы. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность

1) игровую 2) трудовую 3) производственную 4) научную

5. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:

1) отдыхе и сне 2) питании 3) самосохранении 4) самообразовании

6. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.

Б. Человеку, как и животным, свойственны социальные потребности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. И человек, и животное:

1) передают культурный опыт последующим поколениям

2) отражают окружающий мир в сознании

3) заботятся о своём потомстве

4) оценивают себя и свои действия

8. Формирование личности происходит под влиянием:

1) природных способностей 2) собственных убеждений

3) социального окружения 4) природного окружения

9.Для какого из видов деятельности человека обязательно наличие партнёра?

1) творчества 2) игры 3) труда 4) общения

10. Человека от животного отличает способность:

1) проявлять заботу о потомстве

2) использовать предметы, данные природой

3)воспринимать и передавать информацию

4) создавать условия и средства жизни в совместной деятельности

11. На уроке обществознания учитель охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и животных, и черты, которые человека от животных отличают.

Найдите черты сходства человека и животного и черты отличия.

1) способность к творчеству А) черты сходства

2) потребность в сне и отдыхе Б) черты отличия

3) наличие органов чувств

4) сознательное выдвижение целей

12.Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) использование в одежде искусственного меха

2) ратификация Конвенции о правах ребёнка

3) ликвидация последствий урагана

4) ограничение охоты в подмосковных лесах

13. Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет по­зи­тив­ное вли­я­ние об­ще­ства на природу?

1) строительство атом­ной элек­тро­стан­ции в сей­сми­че­ски опас­ном регионе

2) принятие эко­ло­ги­че­ско­го законодательства

3) загрязнение Темзы слив­ны­ми во­да­ми в Лон­до­не XIX века

4) осушение болот и на­ру­ше­ние пи­та­ния мел­ких рек

14.Разлившаяся вес­ной река за­то­пи­ла не­сколь­ко населённых пунктов. Спа­са­те­ли эва­ку­и­ро­ва­ли мест­ных жи­те­лей и до­маш­ний скот. Этот при­мер иллюстрирует

1) гло­баль­ные эко­ло­ги­че­ские проблемы 2) вли­я­ние при­ро­ды на жизнь общества

3) вли­я­ние куль­ту­ры на жизнь общества 4) ад­ми­ни­стра­тив­ное правонарушение

15.Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет вли­я­ние при­род­ных фак­то­ров на жизнь общества?

1) при­ня­тие за­ко­но­да­тель­ства об охра­не природы

2) очист­ка тер­ри­то­рии парка от бы­то­во­го мусора

3) за­гряз­не­ние почвы от­хо­да­ми производства

4) ги­бель уро­жая в пе­ри­од лет­ней засухи

16. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

2) принятие закона об охране природы

3) организация биосферного заповедника

4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

17.Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет вли­я­ние об­ще­ства на природу?

1) ку­па­ние ве­ру­ю­щих в про­ру­би в празд­ник Крещения

2) по­куп­ка граж­да­на­ми одеж­ды из ис­кус­ствен­но­го меха

3) от­кры­тие вы­став­ки художников-маринистов

4) со­зда­ние сети на­ци­о­наль­ных пар­ков и заповедников

18.Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19.Верны ли суж­де­ния о вза­и­мо­свя­зи об­ще­ства и природы?

А. Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью природы.

Б. При­ро­да и об­ще­ство воз­ник­ли одновременно.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве и о природе?

А. По мере со­вер­шен­ство­ва­ния тех­ни­ки и тех­но­ло­гий хо­зяй­ствен­ное воз­дей­ствие об­ще­ства на при­ро­ду усиливается.

Б. Вза­и­мо­связь при­ро­ды и об­ще­ства со­став­ля­ет ос­но­ву един­ства ма­те­ри­аль­но­го мира.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

Технологии и будущее роста: вызовы перемен

Уже более десяти лет экономический рост вялый. Это произошло в то время, когда экономика столкнулась с большими изменениями. Каковы силы перемен, как они влияют на динамику роста и каковы последствия для политики? В недавно опубликованной книге «Рост во время перемен» рассматриваются эти вопросы.

Три основных компонента стимулируют экономический рост: производительность, капитал и труд. Все трое сталкиваются с новыми проблемами в меняющемся контексте. В первую очередь среди движущих сил перемен были технологии, во главе которых стояла цифровая трансформация.

Замедление производительности и инвестиций

Производительность является основным двигателем экономического роста в долгосрочной перспективе. Инновации, основанные на технологиях, являются основным стимулом роста производительности. Тем не менее, как это ни парадоксально, рост производительности замедлился по мере бума цифровых технологий. Среди стран с развитой экономикой за последние 15 лет или около того он составлял в среднем менее половины темпов предыдущих 15 лет. Фирмы, находящиеся на переднем крае технологий, добились значительного роста производительности, но влияние на производительность в целом по фирмам было слабым. Новые технологии, как правило, дают больше результатов, чем победители. Доминирующие фирмы приобрели большую рыночную власть, рыночные структуры стали менее конкурентоспособными, а динамизм бизнеса снизился.

Инвестиции также были слабыми в большинстве крупных экономик. Постоянная слабость инвестиций, несмотря на исторически низкие процентные ставки, вызвала опасения по поводу риска «долговременной стагнации». Слабый рост производительности и инвестиции усиливают друг друга и связаны аналогичными сдвигами в рыночных структурах и динамике.

Изменения на рынках труда

Технологии оказывают сильное влияние на рынки труда. Автоматизация и цифровые достижения смещают спрос на рабочую силу с рутинных навыков низкого и среднего уровня на более высокие и более сложные аналитические, технические и управленческие навыки. Однако со стороны предложения обучение работников навыкам, дополняющим новые технологии, отстает, что препятствует более широкому распространению инноваций в экономике. Образование и обучение проигрывают гонку с технологиями.

Большинство крупных экономик сталкиваются с проблемой старения населения. Во многих из них также наблюдается выравнивание показателей участия в рабочей силе и уровня базового образования населения. Эти тенденции еще больше заостряют внимание на производительности и технологических инновациях, которые ее стимулируют, для обеспечения экономического роста.

Рост неравенства

Рост также стал менее инклюзивным. Неравенство доходов растет в большинстве крупных экономик, и в некоторых из них, например в США, этот рост особенно заметен. Новые технологии, отдающие предпочтение капиталу и навыкам более высокого уровня, способствовали снижению доли труда в доходах и усилению неравенства в оплате труда. Они также были связаны с более концентрированными отраслевыми структурами и высокой экономической рентой, получаемой доминирующими фирмами. Доход сместился от труда к капиталу, и распределение доходов от труда и капитала стало более неравномерным.

Растущее неравенство и растущее беспокойство по поводу работы способствовали усилению социальной напряженности и политических разногласий. Популизм усилился во многих странах. Нарастают националистические и протекционистские настроения, сопровождающиеся негативной реакцией на международную торговлю, которая, наряду с технологическими изменениями, приводит к увеличению неравенства с потерей рабочих мест и стагнацией заработной платы низкоквалифицированных рабочих.

Изменение путей роста

В то время как неравенство в доходах растет во многих странах, неравенство между странами сокращается по мере того, как быстрорастущие страны с формирующейся рыночной экономикой сокращают разрыв в доходах с развитыми странами. Технологии ставят перед этой экономической конвергенцией новые задачи. Рост, обусловленный производством, в странах с развивающейся экономикой был доминирующим фактором конвергенции, подпитываемым их сравнительным преимуществом в трудоемком производстве, основанным на большом количестве низкоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих. Такое сравнительное преимущество сходит на нет из-за автоматизации низкоквалифицированной работы, что создает необходимость в разработке альтернативных путей роста в соответствии с технологическими изменениями.

ИИ, робототехника и четвертая промышленная революция

Технологические изменения, изменяющие рост, будут только усиливаться по мере того, как искусственный интеллект, передовая робототехника и киберфизические системы выводят цифровую революцию на новый уровень. Возможно, мы находимся на пороге того, что было названо «Четвертой промышленной революцией» (4IR). И глобализация становится все более цифровой, и эта трансформация, аналогичная 4IR, получила название «Глобализация 4.0».

Родственные книги

Технологические изменения в последнее время не использовали весь свой потенциал для повышения производительности и экономического роста. Это усилило неравенство в доходах и породило опасения по поводу «робокалипсиса» — массовых потерь рабочих мест из-за автоматизации. Однако это не должно вызывать отчаяния.

Достижения в области цифровых технологий обладают значительным потенциалом для повышения производительности и экономического роста, а также для создания новых и более качественных рабочих мест взамен старых. До двух третей потенциального роста производительности в крупнейших экономиках в течение следующего десятилетия могут быть связаны с новыми цифровыми технологиями. Но технологические изменения по своей сути разрушительны и влекут за собой трудные переходы. Она также неизбежно создает победителей и проигравших, как и глобализация. Политика играет решающую роль. К сожалению, они медленно адаптируются к вызовам перемен. С улучшенными и более гибкими политиками возможны лучшие результаты.

План по использованию потенциала новых технологий

Суть программы перспективной политики заключается в более эффективном использовании потенциала новых технологий. Реформы должны быть направлены на улучшение благоприятных условий для компаний и работников, чтобы расширить доступ к возможностям, возникающим в результате технологических изменений, и расширить возможности для адаптации к новым вызовам.

  • Политика и институты, управляющие рынками, должны идти в ногу с технологическими изменениями, трансформирующими мир бизнеса. Политика в области конкуренции должна быть пересмотрена в эпоху цифровых технологий, чтобы гарантировать, что рынки по-прежнему будут обеспечивать открытые и равные условия для фирм, поддерживать сильную конкуренцию и сдерживать рост монополистических структур. Необходимо решить новые вопросы регулирования, связанные с данными, жизненной силой цифровой экономики. Гибкость на рынках будет иметь ключевое значение для облегчения адаптации к сбоям и структурным сдвигам в результате цифровой трансформации.
  • Инновационная экосистема должна продолжать расширять технологические границы, но также способствовать более широкому экономическому воздействию новых достижений. Поскольку нематериальный актив в виде знаний становится все более важной движущей силой экономического успеха, необходимо совершенствовать системы исследований и разработок и патентные режимы, чтобы способствовать более широкому распространению технологий, воплощающих новые знания.
  • Необходимо укрепить основу цифровой инфраструктуры и цифровой грамотности. Цифровой разрыв сокращается, но остаются большие разрывы.
  • Инвестиции в образование и обучение должны быть увеличены и переориентированы, чтобы сделать акцент на навыках для работы в будущем. Поскольку старый путь карьеры «учись-работай-пенсионер» уступает место непрерывному обучению, программы повышения квалификации и переквалификации работников, а также обучения на протяжении всей жизни должны расширяться. Ключ к победе в гонке с технологиями не в том, чтобы конкурировать с машинами, а в том, чтобы конкурировать с машинами.
  • Политика на рынке труда должна стать более дальновидной, сместив акцент с защиты существующих рабочих мест на расширение возможностей работников менять работу. Системы социальной защиты, традиционно основанные на формальных долгосрочных отношениях между работодателем и работником, должны быть адаптированы к более динамичному рынку труда. Социальные контракты должны быть приведены в соответствие с меняющимся характером работы.
  • Налоговые системы следует пересмотреть в свете новых налоговых вызовов цифровой экономики, в том числе последствий преобразований, происходящих в бизнесе и работе, и новой динамики распределения доходов. Потенциальная программа налоговой реформы охватывает налоги на труд, капитал и богатство.

Реформы необходимы и на международном уровне, хотя доминирующая часть повестки дня, направленная на то, чтобы технологии — и глобализация — работали лучше и для всех, зависит от политики на национальном уровне. Необходимо не только защитить прошлые успехи в создании основанной на правилах международной торговой системы от протекционистских встречных ветров, но и разработать новые дисциплины для следующей фазы глобализации, возглавляемой цифровыми потоками, чтобы обеспечить открытый доступ и честную конкуренцию. Разумная политика в отношении миграции может дополнять национальную политику, такую ​​как пенсионная реформа и обучение на протяжении всей жизни, в смягчении последствий старения населения.

Эпоха умных машин сулит большие надежды. При разумной политике будущее может быть связано с более сильным и инклюзивным ростом.

что это такое и как они влияют на экономику?

На сегодняшний день технологические изменения играют ключевую роль в экономическом и социальном развитии человечества. Несмотря на это, технологическая революция, которую мы сейчас переживаем, с искусственным интеллектом (ИИ) у руля, является источником не только удивления, но и некоторых опасений. Эти опасения могут быть связаны с новой природой технологий будущего и разрушительным воздействием, которое они могут оказать на нашу экономику и общество. В то же время эти новые технологии могут стать ключом к возрождению экономического роста, который так тормозится в нашей европейской среде.

В этой первой статье Досье мы рассмотрим различные каналы, через которые технологии могут влиять на экономическую среду.

Что такое искусственный интеллект?

Прежде чем обсуждать каналы, через которые новые технологии влияют на экономику, стоит пояснить, что мы подразумеваем под ИИ, одним из столпов технологий будущего.

ИИ стремительно развивался с момента его создания в 1950-х годах в Дартмутском университете. 1990-е годы ознаменовали начало очень важного этапа в развитии ИИ. Однако настоящий взрыв в исследованиях различных методов, используемых в ИИ, произошел в начале 2000-х годов, а десятилетие спустя мы начали наблюдать значительный рост числа связанных патентов (см. первую диаграмму). Например, 53 % всех патентов, связанных с ИИ, выданы после 2012 г.1 Некоторые из самых запоминающихся вех в развитии ИИ с 1990-х годов включают момент, когда в 1997 г. тогдашний чемпион по шахматам Гэри Каспаров потерпел поражение от суперкомпьютера IBM Deep. Синий; когда в 2011 году Apple представила нам своего ныне вездесущего виртуального помощника Siri, а в 2012 году Google удивил нас первым беспилотным автомобилем.

Согласно Брукингсу, «ИИ состоит из машин, которые реагируют на стимуляцию так же, как и люди, учитывая человеческую способность к созерцанию, суждению и намерению». Другими словами, ИИ — это программная система, отражающая человеческий интеллект. В частности, Брукингс говорит о трех его основных качествах: преднамеренности, интеллекте и способности адаптироваться. Интенциональность относится к способности новых машин принимать решения в режиме реального времени, используя их способность «чувствовать». Это возможно, например, благодаря использованию датчиков. Что касается интеллекта, машинное обучение (один из основных методов, используемых в ИИ) вместе с анализом данных позволяет машинам принимать решения, которые мы можем определить как «интеллектуальные». Наконец, способность к адаптации — это способность новых машин учиться по мере того, как они получают больше информации, и адаптировать свои ответы на основе того, чему они научились (они могут даже учиться на успехах и ошибках других машин, поскольку обычно они взаимосвязаны). и обмениваться опытом друг с другом).

Влияние на экономику

Хорошо известно, что технический прогресс является ключом к стимулированию роста производительности и, следовательно, экономического роста. 3 Даже в этом случае технический прогресс может быть разрушительной силой в экономике: почти 100 лет назад Кейнс термин «технологическая безработица» для обозначения безработицы, вызванной заменой рабочих машинами. Тем не менее технологические достижения также расширяют наши производственные мощности, а это означает, что они ведут к созданию новых рабочих мест.

В связи с этим в мире, в котором машины не только выполняют задачи и думают, но и начинают учиться, возможности автоматизации рабочих мест могут достигать невообразимых высот4. четыре канала, через которые новые технологии могут воздействовать на экономическую среду (см. сводную таблицу):

1. Технологическая безработица. Без сомнения, это один из наиболее изученных в прошлом каналов, который также набирает силу сегодня. В общем, те, кто больше всего опасается, что машины могут заменить нас как рабочих, делают это на основе известного «эффекта замещения». На самом деле автоматизация была, есть и будет явной заменой многочисленным рабочим местам, что означает уничтожение занятости в определенных секторах и профессиях.

Профессора из Оксфорда Карл Б. Фрей и Майкл А. Осборн являются авторами одной из работ о ликвидации рабочих мест, вызвавшей наибольший интерес, поскольку в ней говорилось, что 47% всех рабочих мест в США подвержены высокому риску автоматизированы.5 Следуя их мысли, в CaixaBank Research мы подсчитали некоторое время назад, что в случае с Испанией этот процент составлял 43%.6

быстро повторили исследование Фрея и Осборна, получив значительно меньший процент, принимая во внимание, что рабочие места включают в себя несколько задач и что только некоторые из них могут быть автоматизированы. При таком альтернативном подходе и данных по 21 стране ОЭСР процент рабочих мест, которым грозит опасность быть замененными автоматизацией, упадет до 9.%.7

2. Производительность. Эффекту замещения противопоставляется так называемый эффект дополнительности. Есть профессии, в которых автоматизация дополняет работника. В этих случаях машины фактически повышают производительность труда.

В статье, посвященной многочисленным классическим исследованиям, связывающим технологии с производительностью, Кевин Дж. Стирох, вице-президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, пришел к выводу, что информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) были важным фактором улучшений в США. ‘ производительность в конце 1990s.8

В последнее время различные анализы прогнозируют значительный рост производительности труда благодаря ИИ в среднесрочной перспективе. Accenture, например, говорит о темпах роста мировой экономики, которые могут удвоиться по сравнению с текущими к середине следующего десятилетия, отчасти благодаря значительному увеличению производительности труда (до 40%) в результате использования ИИ: новые формы технологий дополняют рабочую силу, тем самым повышая ее эффективность. 9

Связь между ИИ и производительностью труда — это именно то, что мы исследуем в следующих двух статьях того же «Досье» на примере Испании. Как и Стиро, мы приходим к выводу, что новые технологии были важным фактором повышения производительности труда в Испании, хотя и не равномерно во всех секторах (см. Результаты).

3. Новые продукты-новые рабочие места. ИИ также позволяет улучшить качество существующих товаров и услуг, а также способствует появлению новых продуктов. Опять же, этот эффект оказывает положительное влияние на занятость, в отличие от так называемой «технологической безработицы».

Производство этих новых товаров и услуг будет связано с созданием новых рабочих мест. Это рабочие места, которые вполне могут принадлежать быстро развивающимся технологическим секторам, поскольку они растут рука об руку с важностью искусственного интеллекта. Однако они также могут быть связаны с новыми потребностями или бизнес-моделями, которые могут возникнуть благодаря новым технологиям.

Этот более позитивный взгляд на технологии с их благотворным влиянием на производительность и новые продукты и услуги отстаивают такие экономисты, как Дэвид Х. Аутор из Массачусетского технологического института. В некоторых своих статьях он оглядывается назад, чтобы указать, что последние два столетия автоматизации и технического прогресса не сделали рабочего устаревшим.10

4. Суперкомпании-конкуренция. Наконец, цифровые технологии благоприятствуют сетевой экономике и, следовательно, возникновению суперкомпаний (эффект «победитель получает все»), что потенциально может иметь явно негативное влияние на уровень конкуренции. Регулирование такой конкуренции в этих новых условиях должно будет найти баланс между благосостоянием потребителей и продвижением инноваций, обеспечением равных условий и поощрением большей международной координации в области налогообложения. Все эти элементы мы обсуждали в Досье «Суперкомпании: глобальный феномен» Ежемесячного отчета за март 2019 года. .

Короче говоря, трудно предсказать, по какому пути пойдет ИИ в будущем: машины завтрашнего дня могут помочь нам, расширив наши возможности и способствуя появлению новых товаров и услуг, в то же время полностью заменив нас в некоторых наших задач. В любом случае ясно, что технологии будут ключевым игроком в нашей социальной и экономической среде со значительным революционным потенциалом. Для этого нужны хорошо подготовленные институты, которые поощряют технологическое развитие, не забывая при этом, что машины всегда должны оставаться на службе у людей.

Каналы Клаудиа и Ориол Каррерас

1. См. WIPO (2019). «Технологические тренды 2019: искусственный интеллект». Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности.

2. См. Д.М. Запад (2018). «Что такое искусственный интеллект?». Отчет Брукингса (4 октября 2018 г.).

3. Институты также были важным компонентом в стремлении к экономическому росту. Подробнее см. Д. Асемоглу и Дж. Робинсон (2012). «Почему нации терпят неудачу: истоки власти, процветания и бедности, 2». А также А. Г. Холдейн (2018). «Идеи и институты – история роста».

4. См. E. Brynjolfsson and A. McAfee (2014). «Второй век машин: работа, прогресс и процветание во времена блестящих технологий». WW Нортон и компания.

5. См. Фрей К.Б. и Осборн М.А. (2017). «Будущее занятости: насколько рабочие места подвержены компьютеризации?». Технологическое прогнозирование и социальные изменения, 114, 254-280. Статья появилась в 2013 году как рабочий документ.

6. См. А. Моррон (2016). «Придет ли Четвертая промышленная революция в Испанию?» в МР02/2016.

7. См. M. Arntz, T. Gregory and U. Zierahn (2016). «Риск автоматизации рабочих мест в странах ОЭСР».