Школьный этап олимпиады по биологии (8 класс)

Максимальный балл – 55

 

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20  (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:

а) красные

б) зеленые

в) бурые

г) золотистые.

 

2. Генеративные (репродуктивные) органы растения:

а) корень, стебель 

б) цветок, стебель

в) корень, побег

г) цветки, плоды, семена.

 

3. Плодом нельзя назвать:

а) боб

б) клубень картофеля

в) ягоду

г) стручок

 

4. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1  характерна для семейства:

а) пасленовых

б) злаковых

в) лилейных

г) мотыльковых (бобовых).

 

5. Плод киви — это:

а) ягода

б) тыквина

в) многокостянка

г) многосемянная коробочка.

 

6. Тела грибов образованы:

а) мицелием

б) микоризой

в) ризоидами

г) конидиями.

 

7. Эвглену зелёную называют «переходной формой» потому, что она:

а) передвигается с помощью жгутика;

б) имеет хлоропласты;

в) имеет признаки растения и животного;

г) состоит из одной клетки.

 

8. Среди коралловых полипов есть гермафродиты, то есть животные:

а) с признаками женского организма

б) с признаками мужского организма

в) с признаками мужского и женского организмов (обоеполые)

г) однополые

9. Кровеносная система впервые появилась:

а) у кольчатых червей

б) у кишечнополостных

в) у всех «червей»

г) только у плоских и круглых

10. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться;

а) бычьим цепнем

б) острицей

 в) человеческой аскаридой

 г) белой планарией

 

11. Особое приспособление – чернильная железа есть у:

а) всех моллюсков;

б) головоногих;

в) брюхоногих;

 г) двустворчатых

12. Мокрицы – это

а) рыбы

б) водные круглые черви

в) ракообразные, приспособленные к наземному образу жизни

г) моллюски, приспособленные водному образу жизни

 

13. В сердце смешанная кровь у

а) ежа

б) кенгуру

в) утконоса

г) сцинка

 

14. Самая крупная ящерица:

 а) зелёная ящерица

б) желтопузик

в) варан

г) медяница

15. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:

а) жаба – кролик – крокодил – акула;

б) акула – лягушка – крокодил – кролик;

в) акула – крокодил – лягушка – кролик;

г) крокодил – акула – жаба – собака.

 

16. Сердце рыб

а) двухкамерное

б) трехкамерное

в) трехкамерное с частичной перегородкой в желудочке

г) четырехкамерное

 

17. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:

 а) нет пищи

б) есть запасы жира

в) кишечник сжат созревшей икрой

 г) много конкурентов за пищу.

18) У птиц в отличие пресмыкающихся

а) непостоянная температура тела

б) покров из рогового вещества

в) постоянная температура тела

г) размножение яйцами

 

19) Исключите лишнее

а) бедренная кость;

б) большая берцовая кость;

в) малая берцовая кость;

г) лучевая кость

 

20. Самое крупное современное млекопитающее – это:

а) кашалот

б) африканский слон

в) синий кит

г) индийский носорог.

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. Жизненную форму кустарничек имеют:

I. смородина  II. черника  III. брусника  IV. крыжовник  V. земляника.

а) I, III

б) III, IV, V

в) II, III

г) II, IV.

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к растениям:

I. Использование энергии света для создания органических веществ.  II. Наличие целлюлозной клеточной стенки. III. Активный способ передвижения.  IV. Гетеротрофный способ питания. V. Размножение спорами.

а) I, II, V

б) I, II,  IV, V

в) I, III, V

г) I, IV, V.

 

3. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня.  II. ската.   III. акулы.   IV. карпа.   V. ланцетника.

а) I, II, III, IV

б) III, IV, V

в) II, III, V

г) II, IV, V.

 

4. Выпишите признаки, характерные для земноводных

I. внешнее оплодотворение II. два круга кровообращения III. двухкамерное сердце IV.  развитие с превращением V. кожно-жаберное дыхание.

а) I, II, IV

б) I, IV, V

в) II, III, V

г) I, III, IV.

 

5. Функции кровеносной системы:

I. опорная  II. транспортная  III. защитная  IV. обеспечение питательными веществами  V. поддержание гомеостаза.

а) I, II,III, IV, V

б) II, III,  IV, V

в) II, III, IV

г) II, III, V.

 

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). 

 

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков. 

2. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.

3. Водоросли – высшие растения.

4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

5. У всех представителей класса пресмыкающихся сердце трехкамерное.

6. Всем папоротникообразным для оплодотворения нужна вода.

7. Дафнии — представители ракообразных.

8. Манта – это головоногий моллюск.

9. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.

10. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

11. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.

12. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента — хлорофилла.

13. У простейших каждая клетка — самостоятельный организм.

14. Зрение у медоносной пчелы такое  же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

15. Жуки скарабеи, питающиеся навозом, обладают длинным кишечником.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 балла (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между организмом и средой его жизни. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Организмы

Среда жизни

А) личинка майского жука

1. Водная

Б) малярийный плазмодий

2. Почвенная

В) личинка стрекозы

3. Организменная

Г) виноградная улитка

4. Наземно-воздушная

Д) лангуст

 

Е)опоссум

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

1 . Установите соответствие между признаком и классом, для которого он характерен. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

Признак

Класс

А) тело состоит из головогруди и брюшка

Б) четыре пары ходильных ног

В) тело состоит из головы, груди, брюшка

Г) три пары ходильных ног

Д) глаза простые и сложные

Е) несколько пар простых глаз

1.  Паукообразные

2.  Насекомые

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

Часть V. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. Задание. Где могут запасать кислород глубоководные рыбы? Почему им необходимо это делать?

2. Задание.  В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

3. Задание. Почему, когда комар сосет кровь, он не задыхается?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица ответов

По набранным баллам определяются  три первых места в олимпиаде.

Система  оценивания отдельных заданий и работы  в  целом:

Задания  части I Верное  выполнение  каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание  части II В задании  выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание  части III Верное  выполнение  каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание  части IV Верное  выполнение  каждого задания оценивается 2 баллами. Если  в  ответе  содержится одна  ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание  части V Верное  выполнение  каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.

 

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___8___ класс [максимально 55 баллов]

 

Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

г

б

б

а

а

в

в

а

а

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

в

г

в

б

а

в

в

г

в

 

ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]  ______ баллов.

1

2

3

4

5

в

а

в

а

б

Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«ДА»

+

+

+

 

+

+

+

+

 

+

 

+

«нет»

+

+

+

+

 

+

 

+

 

Часть IV. [мах. 4  балла] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

2

3

1

4

1

4

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

2

2

1

 

Часть V. [мах. 6  баллов] ___________________баллов

 

Ответ на вопрос № 1:

Глубоководные рыбы запасают кислород в плавательном пузыре. На глубине растворимость кислорода в крови значительно меньше, чем у поверхности, и он с трудом усваивается организмом. Поэтому его необходимо запасть.

 

Ответ на вопрос  № 2:

Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера, и обитают в лесу.

Ответ на вопрос № 3:

 Дыхательная система комара представлена трахеями, которые открываются дыхальцами на брюшке. Таким образом, ротовой аппарат комара непосредственно с его дыхательной системой не связан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия ______________________ Имя         _________________________

Класс      ______________________ Школа     _________________________

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___8___ класс [максимально 55 баллов]

 

Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]  ______ баллов.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«ДА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«нет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть IV. [мах. 4  балла] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

Часть V. [мах. 6  баллов] ___________________баллов

 

Ответ на вопрос № 1 __________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

 

 

 

Проверил Ф.И.О. _____________________

                                                   

Итого ______________ баллов

Тест: Разнообразие плодов и их классификация

  • Предметы
  • »
  • Биология
  • »
  • 6 класс
  • »
  • Разнообразие плодов и их классификация

Разнообразие плодов и их классификация

Выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

Биология 6 класс | ID: 1132 | Дата: 24.1.2014 +26 -16

Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться

Вопрос № 1

Плод — это:

Орган размножения цветковых растений
Орган, служащий для употребления в пищу людей и животных
Орган, служащий для обмена веществ

Вопрос № 2

Плоды делятся на:

Тонкие и толстые
Жирные и постные
Сухие и сочные
Прямые и кривые

Вопрос № 3

К сухим плодам относятся:

Коробочка мака
Яблоко яблони
Многоорешек земляники
Ягода картофеля

Вопрос № 4

К сочным плодам относятся:

Боб гороха
Ягода смородины
Коробочка мака
Жёлудь дуба

Вопрос № 5

Какой плод у гороха:

Стручок
Боб
Коробочка
Семянка

Вопрос № 6

Какое растение имеет плод истинную ягоду:

Земляника
Рябина
Томат
Арбуз

Вопрос № 7

Что представляет собой кедровый орех:

Орех
Семянку
Костянику
Семя без околоплодника

Вопрос № 8

У какого растения плод стручок:

Картофель
Капуста
Астра
Картофель
Подсолнечник

Вопрос № 9

Какой плод будет многосемянным::

Семянка
Костянка
Стручок
Зерновка

Вопрос № 10

Распространяются с помощью ветра семена:

Гороха
Череды
Берёзы
Недотроги

Вопрос № 11

Распространяется с помощью воды семена:

Кокосовой пальмы
Ели
Одуванчика
Клёна
Акации

Вопрос № 12

Плодом нельзя назвать

Боб гороха
Ягоду картофеля
Клубень картофеля
Семянку подсолнечника
Яблоко яблони

Вопрос № 13

Плоды и семена имеющие пушистые волоски распространяются:

Ветром
Водой
Саморазбрасыванием
Насекомыми
Птицами

Вопрос № 14

Односемянным является плод:

Коробочка мака
Тыквина арбуза
Зерновка пшеницы
Стручок редьки
Яблоко айвы

Вопрос № 15

С помощью животных распространяются семена:

Ольхи
Кокосовой пальмы
Череды
Одуванчика
Клёна

Фрукты или овощи: ботаника и кухня могут не согласиться

Культуры

Автор Мишель Миллер, Farm Babehttp://www. thefarmbabe.com Опубликовано:

Твитнуть Пин

Изображение kawephoto, Shutterstock

Когда мама говорила вам, что для того, чтобы вырасти большим и сильным, нужно есть овощи, вы, наверное, думали о брокколи, моркови, кабачках, может быть, даже помидорах. Но знаете ли вы, что только два из них настоящие овощи? Остальные фрукты!

Растения — забавная штука, и в мире ботаники мы относимся к ним не так, как в повседневной жизни. Каждое растение состоит из трех основных частей: корней, стеблей и листьев, и все они могут быть съедобными (хотя, возможно, и не очень вкусными). Овощи, с ботанической точки зрения, — это любые съедобные части этих растений. Например, картофель — это корень/клубень растения и, следовательно, овощ. Сельдерей — это стебель/стебель растения, морковь — это корень, салат и зелень — это листья и т. д. Но многие другие вещи, которые мы классифицируем как «овощи», на самом деле являются фруктами!

У фруктов есть две особенности, которые отличают их от других продуктов: они происходят из цветов и содержат семена. Хотя это простое объяснение ботанической классификации, оно действительно показывает, сколько продуктов, которые мы называем овощами, на самом деле являются фруктами. Такие вещи, как яблоки, апельсины, арбузы, виноград и ягоды, мы уже знаем как фрукты; но кабачки, кабачки, тыква, огурцы, перец, авокадо, даже кукуруза — это фрукты! Правильно, каждое кукурузное зернышко — это плод с одним семенем!

Итак, если это действительно фрукты, почему мы называем их овощами?

Image by USDA

В повседневной жизни мы называем многие продукты овощами, хотя на самом деле это части плодовых растений. Это потому, что мы адаптировали общее определение слов «фрукты» и «овощи», когда речь идет об общем занятии: еде. На кухне овощи обычно представляют собой продукт с пикантным вкусом, а фрукты — что-то сладкое. Поэтому наряду с вашими настоящими ботаническими овощами мы называем помидоры, авокадо, перец и кабачки овощами, поскольку все они имеют пикантный вкус.

Адаптация определения слов не является чем-то странным, мы делаем это постоянно, чтобы упростить жизнь (например, те летающие квадрокоптеры, которыми пользуются многие фермеры, не всегда подходили под определение «дрон», но они пришли к быть принятым как таковой). Для обычного человека ботанические определения не имеют значения, тем более что только 35 процентов американских семей выращивают продукты питания дома и визуально видят, как производятся те или иные растения.

Людей всегда удивляет рост растения арахиса, которое цветет над землей, но затем зарывается в землю, чтобы произвести стручок и орехи. С ботанической точки зрения арахис — это подземный фрукт, но овощ на кухне, поскольку он имеет пикантный вкус. На самом деле, большинство бобовых, таких как фасоль и горох, являются фруктами в ботаническом мире, но овощами на кухне.

Семь из десяти самых популярных «овощей», выращиваемых дома, на самом деле являются фруктами, сможете ли вы их выбрать?

Источник: Национальная садоводческая ассоциация. Ягода – это плод определенного вида, он происходит из одной завязи отдельного цветка. Черника — настоящая ягода, но малина, ежевика и клубника не являются настоящими ягодами, потому что их цветы имеют более одной завязи. Некоторые настоящие «ягоды» включают бананы, арбузы, киви, перец, помидоры и баклажаны, среди других фруктов. Названия некоторых из этих продуктов, таких как ежевика, появились задолго до того, как наука дала истинное определение ягоды, поэтому название прижилось, несмотря на то, что оно не было ягодой.

Вы видите, как это может сбивать с толку, и почему мы, возможно, упростили общепринятое определение овощей, фруктов и ягод в отношении того, как мы едим продукт.

В следующий раз, когда вы окажетесь в отделе продуктов местного продуктового магазина, попробуйте определить, что такое ботанические фрукты, овощи и ягоды!

 

Мишель Миллер, красотка с фермы, фермер, оратор и писатель, много лет работающая с пропашными культурами, мясным скотом и овцами. Она считает, что образование играет ключевую роль в преодолении разрыва между фермерами и потребителями.

Рекламный контент на AG Ежедневно


Какие фрукты растут на моем картофеле?

Гретхен Войл, Расширение Мичиганского государственного университета —

В этом году садоводы были удивлены, обнаружив, что плоды растут на верхушках растений картофеля. Узнайте, чем они вызваны и почему они несъедобны.

Картофельный фрукт. Фото Джеральда Холмса, Калифорнийский политехнический государственный университет в Сан-Луис-Обиспо, Bugwood.org

Многие домашние садоводы были потрясены, увидев, что их картофельные растения делают то, чего они раньше не видели: плодоносят на верхушках растений. Эти садовники знакомы с посадкой семенного картофеля или кусочками картофеля и выкапыванием картофеля в конце сезона. Некоторые, возможно, даже заметили маленькие, похожие на помидоры цветы в июле или августе, но мало кто видел плоды, похожие на зеленые помидоры черри на верхушках растений. Этим летом на горячие линии Мичиганского государственного университета поступило много звонков о странных фруктах, которым не место.

Картофель принадлежит к небольшому семейству пасленовых или пасленовых. Другие члены — помидоры, перец и баклажаны. Картофель больше других представителей семейства напоминает помидоры. Картофель и помидоры могут иметь общие болезни, например, крупную проблему этого года с фитофторозом. Что касается картофеля, то это заболевание стало причиной голода в Ирландии в 1840-х годах. Они могут делиться проблемами с насекомыми, такими как томатный роговой червь, который будет питаться как картофелем, так и помидорами с неразборчивым удовольствием. Время от времени вы будете видеть в садовых журналах рекламу смеси привитых помидоров и картофеля, которая дает помидоры на верхушке и картофель в почве. Это дорогое привитое растение не дает большого количества ни того, ни другого. Он подобен двуглавому тельцу; это необычно, и никому больше нечем похвастаться.

Прохладный июль этого года стал причиной того, что в Мичигане можно увидеть плоды картофеля. Картофельные цветы и плоды появляются потому, что именно так растения размножаются семенами. Цветы картофеля очень похожи на цветы помидоров, за исключением того, что они могут быть не желтыми, а белыми, бледно-лиловыми или розовыми. Цвет цветка зависит от сорта картофеля. Большинство лет июль и начало августа являются жаркими, а иногда и засушливыми месяцами. Эти милые маленькие цветочки падают с растений и никогда не имеют возможности превратиться из цветка в плод. Прохладная погода с достаточным количеством осадков позволила цветам сохраниться, опылиться и превратиться в маленькие плоды картофеля. Они подозрительно похожи на маленькие, круглые или продолговатые помидоры черри.


Плоды и семена фруктов, выращенных на картофеле. Фото Университета штата Огайо, Bugwood.org

Эти плоды картофеля несъедобны. Точнее, ядовитые. Они содержат большое количество соланина, который может сделать едока очень больным. Соланин также содержится в картофеле, который выкопали, оставили на солнце и кожица стала зеленой. Помимо того, что они очень горькие, употребление в пищу частей растений, содержащих соланин, может привести к головной боли, болям в животе, шоку и диарее. Если рядом маленькие дети, фрукты следует убрать, чтобы у детей не было соблазна их съесть.

Если бы вы сохранили спелые семена внутри плода картофеля, вы бы не получили тот же сорт картофеля, что и родительское растение. Потребовалось бы несколько лет, чтобы вырастить их до размера, который можно было бы собирать. Единственные люди, которые сохраняют и сажают семена картофеля, — это производители и селекционеры, которые надеются получить новый сорт картофеля.

Так что полюбуйтесь плодами вашего картофеля – это не будет ежегодным мероприятием.