Программа подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе

все программы курсы ОГЭ по обществознанию

Запись на курсы до 31 марта 2023 г.
Продолжительность курса: с 7 сентября 2022 г. по 25 мая 2023 г.
Срок обучения: 8 месяцев / 33 занятия / 99 ак. часов (1 ак. час = 40 минут)
Программа утверждена: 15 марта 2022 года директором «ЕГЭ-Центра» Эрдманом К.А.

РАЗДЕЛ. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).

Общество как форма жизнедеятельности людей (определение общества, субъекты и объекты, науки, изучающие общество).

Взаимодействие общества и природы (способы взаимодействия и неразрывной связи общества с природой).

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь (духовная, социальная, экономическая и политическая сфера: их основные элементы и связи).

Задания на обращение к социальным реалиям, задания на анализ двух суждений, работа с текстом.

Биологическое и социальное в человеке (индивид, индивидуальность, отличие человека от животного мира).

Личность. Особенности подросткового возраста (социализация, задатки и способности личности).

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение (виды и формы взаимодействия человека в группах, особенности межличностного общения).

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение (причины и стадии конфликта, способы его разрешения).

Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.

РАЗДЕЛ. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).

Сфера духовной культуры и ее особенности (культура и ее формы проявления в историческом пространстве).

Наука в жизни современного общества (проблемы становления науки, формы и виды научного познания).

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации (ФЗ «об образовании», ступени развития образования, цели, методы и направления современного образования).

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести (формы и виды религий, религиозные объединения, светское государство).

Мораль, гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Сфера духовной культуры (задания на анализ двух суждений).

Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.

РАЗДЕЛ. ЭКОНОМИКА (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).

Экономика, ее роль в жизни общества (определение экономики, основные вопросы экономики, экономика как наука и как хозяйство).

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов (факторы производства и факторный доход, проблема ограниченности ресурсов и способы их решения).

Экономические системы и собственность (типология экономических систем, проявление экономической деятельности и формы собственности и способы их защиты в системах).

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Издержки производства (виды экономической деятельности, постоянные и переменные издержки, способы организации производства, экстенсивный и интенсивный способы производства).

Обмен, торговля (бартер, мировая торговля, протекционизм, меркантилизм, кейнсианство).

Рынок и рыночный механизм. Конкуренция и ее типы. Инфляция и меры борьбы с ней (спрос, предложения, цена и их поведение на рынке, совершенная и несовершенная конкуренция, виды рынков).

Экономическая сфера жизни общества (задания на анализ двух суждений, работа с текстом, на обращение к социальным реалиям).

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство (формы предпринимательской деятельности и их основные риски).

Деньги (определение денег, формы и виды).

Заработная плата и стимулирование труда (формы заработной платы и способы расчета зарплат и стимулирования на производстве).

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Задания на анализ графиков и таблиц.

Налоги, уплачиваемые гражданами (фискальная и монетарная политика государства, формирования бюджета страны).

Экономические цели и функции государства (задания на анализ источников).

Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.

РАЗДЕЛ. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).

Социальная структура общества (основные элементы социальной системы и способы их взаимодействия).

Семья как малая группа. Отношения между поколениями (виды, функции семьи, кризисы семьи как глобальная проблема современности).

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте (социальная роль: особенности социализации подростков).

Социальные ценности и нормы (задания на установление фактов и мнений, задания на анализ источников).

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни (девиантное и делинкветное поведение. Конформизм и нонконформизм).

Социальный конфликт и пути его решения (революции и реформы: общее и отличное. Глобальные проблемы угрозы третьей мировой войны и терроризм: способы разрешения этих конфликтов).

Межнациональные отношения (шовинизм, национализм, геноцид, расизм, апартеид).

Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.

Пробный ОГЭ по обществознанию на бланках Федерального Центра Тестирования в конце первого семестра.

РАЗДЕЛ. СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).

Власть. Роль политики в жизни общества (политика как искусство управлять).

Понятие и признаки государства (суверенитет, разделения властей, легитимность власти).

Разделение властей (задания на анализ источников).

Формы государства (формы гос. устройства, формы правления и политические режимы).

Политический режим. Демократия (признаки демократии и ее проявление в политической жизни граждан).

Местное самоуправление (полномочия и функции местного самоуправления).

Участие граждан в политической жизни (задания на анализ таблиц и графиков).

Выборы, референдум и избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, абсентеизм).

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни (виды и формы политического участия, партий и общественных движений, их роль и основные социальные и политические функции).

Гражданское общество и правовое государство (признаки правового государства, «четвертая власть», верховенство права).

Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.

РАЗДЕЛ. ПРАВО (задания ОГЭ по обществознанию: 1-24).

Право, его роль в жизни общества и государства (понятие правовая система, ее виды и элементы).

Норма права. Нормативный правовой акт (структура права, виды и формы нормативных документов).

Понятие правоотношений (задания на выбор верных позиций из текста).

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Федеративное устройство России (субъекты Федерации и их полномочия).

Органы государственной власти РФ (функции и полномочия органов гос. власти).

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан (задания на установления соответствия и на сравнение).

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина (работа с основными положениями и статьями Конституции РФ).

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних (основные нормативные и международные документы по защите прав и свобод ребенка).

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина (декларация и конвенция, омбудсмен).

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (основные положения и применение международного-гуманитарного права).

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей (основные положения Гражданского Кодекса, сделки и договоры, субъекты и объекты права, источники права, эмансипация).

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей (задания на выбор верных позиций из списка).

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних (основные положения трудового законодательства).

Административные правоотношения, правонарушения и наказания (основные положения Кодекса об административных правонарушениях).

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних (основные положения Уголовного Кодекса РФ).

Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 1-24.

РАЗДЕЛ. РАЗЛИЧНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В РАЗНЫХ ВАРИАНТАХ: ЗАДАНИЕ ОРИЕНТИРОВАНО НА ПРОВЕРЯЕМОЕ УМЕНИЕ (задания ОГЭ по обществознанию: 21-24).

Отработка задания на выбор верных позиций из списка.

Отработка задания на установление фактов и мнений.

Отработка задания на анализ источников.

Отработка заданий на сравнение и на установление соответствия.

Отработка заданий ОГЭ по обществознанию: 26-31.

Пробный ОГЭ по обществознанию на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго семестра.

Взаимоотношения между природой и обществом. Хозяйство

С.124

ВСПОМНИТЕ

1. Вопрос

Что такое природа?

Ответ:

Природа — это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего слово «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он живет. Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т.д.

Природа — это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, флора и фауна, человек.

2. Вопрос

Что такое хозяйство?

Ответ:

Хозяйство — это вся совокупность предприятий, учреждений и отдельных объектов деятельности человека на определенной территории в их взаимосвязи с природными условиями и природными ресурсами, для удовлетворения потребностей общества.

3. Вопрос

Что такое природопользование?

Ответ:

Природопользование — это система мер, направленных обществом на изучение, освоение и использование географической оболочки.

Природопользование — это деятельность, осуществляемая обществом людей, которая направлена на удовлетворение потребностей через использование ресурсов природы.

В действиях важно опираться на обоснованную учеными оценку возможностей окружающей среды. Она составляется исходя из данных, полученных в результате разведки, выявления, учета количественного и качественного состава

4. Вопрос

Какие существуют виды природопользования?

Ответ:

Рациональное природопользование, это деятельность общества, направленная на более полное использование добытых ресурсов. Обеспечение этого условия осуществляется там, где это возможно. Проводятся работы по минимизации негативных последствий для окружающей среды.

Нерациональное природопользование — отношение к природе, не учитывающее необходимый уровень средоохраны, ее качественное улучшение. Результатом деятельности является истощение и снижение качества ресурсов.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ

Вопрос

Возможно ли на современном этапе существование обособленного от природы общества?

Ответ:

Существование обособленного от природы общества, невозможно ни на каком этапе развития общества, потому что природные условия существуют независимо от воли человека.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

С.129

1. Вопрос

Какие этапы выделяются в развитии взаимоотношений природы и общества?

Ответ:

В развитии взаимоотношений природы и общества выделяют следующие этапы:

— Первобытные этап;

— Аграрный этап;

— Индустриальный этап;

— Глобальный этап.

2. Вопрос

Какой из этапов взаимодействия природы и общества был самым длительным?

Ответ:

Из всех этапов взаимодействия природы и общества, самым длительным был — Первобытный. Он продолжался много сотен тысяч лет и совпал с формированием человека. Тип хозяйственной деятельности — присваивающее хозяйство.

3. Вопрос

Какая сфера хозяйства доминировала на индустриальном этапе взаимодействия природы и общества?

Ответ:

Доминировала на индустриальном этапе взаимодействия природы и общества сфера хозяйства под названием — промышленность.

4. Вопрос

Что такое ноосфера?

Ответ:

Ноосфера (от греч.noos — разум) — это часть географической оболочки, вовлечённой в хозяйственную деятельность человека.

5. Вопрос

Кто и почему предложил ввести понятие «ноосфера»?

Ответ:

Осознание глобальности процессов влияющих на природу произошло в 1939 г. , когда академик В.И. Вернадский создал учение о ноосфере.

Ноосфера (от греч.noos — разум) — это часть географической оболочки, вовлечённой в хозяйственную деятельность человека.

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Вопрос

Какие изменения в отношениях человека и природы произошли при переходе от этапа присваивающего хозяйства к этапу производящего хозяйства?

Ответ:

На этапе присваивающего хозяйства человек собирал растения и охотился на животных, но при переходе от первобытного к агарному этапу человек научился культивировать нужные ему растения, и разводить нужных ему животных, так зародилось сельское а с ним и воспроизводящее хозяйство, при котором человек использовал не то, что ему давала природа, а то, что он производил сам.

2. Вопрос

Чем отличается индустриальный этап взаимодействия природы и общества от глобального?

Ответ:

По характеру воздействия хозяйства на природу, глобальный этап отличается от индустриального только масштабами этого воздействия, но это отличие очень важно. Если на индустриальном этапе воздействие человека на природу имело разрушительный, но локальный характер, то в настоящее время оно, оставаясь разрушительным, охватывает уже практически всю планету.

3. Вопрос

Чем отличается антропогенный ландшафт от природного?

Ответ:

Антропогенный ландшафт, это ландшафт, созданный в результате хозяйственной деятельности человека.

Природный ландшафт — это пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтные компоненты сформировались и существуют без участия человека.

4. Вопрос

Почему возникла необходимость выделения глобального этапа взаимодействия природы и человека?

Ответ:

Необходимость выделения глобального этапа взаимодействия природы и человека возникла потому, что разрушительное воздействие человека на природу перестало быть локальной проблемой одного государства, а стало общемировой проблемой, которую нужно решать во взаимодействии всех государств.

5. Вопрос

В чём заключается суть теории о ноосфере?

Ответ:

Ноосфера, или «мыслящая оболочка», сфера разума — это важная стадия развития биосферы. Суть концепции состоит в понимании ноосферы как сферы взаимодействия природы и общества, где разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития, т.е. это среда, где природные процессы обмена веществ и энергии контролируются обществом, а в основе преобразований ноосферы находится мысль.

Функцией ноосферы является сохранение и развитие здоровья человека, благополучие всего человечества.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

С. 130

1. Задание

Составьте развёрнутый план параграфа.

Ответ:

1. Определение — что такое природа

2. Виды этапов развития отношений человека и природы

3. Характеристика этапов развития отношений человека и природы

2. Задание

Выпишите в тетрадь десять ключевых тезисов из текста параграфа.

Ответ:

1. Вся история человечества — это история развития его отношений с природой. В этом развитии можно выделить несколько этапов.

2. Первобытный этап — самый первый был самым длительным.

3. На этом этапе человек занимался охотой и собирательством, такой тип хозяйствования назывался присваивающим хозяйством.

4. Охота постепенно вытеснялась животноводством, а собирательство — земледелием. Вместе с сельским хозяйством появилось производящее хозяйство.

5. Антропогенный ландшафт — ландшафт, созданный в результате хозяйственной деятельности человека.

6. Воздействие хозяйства на природные ландшафты стало жёстким, приобрело разрушительный характер. Возможности природы к восстановлению оказались исчерпаны, и природа начала разрушаться. При снятии нагрузки восстановить прежний облик уже не получалось.

7. Индустриальный этап. Ремесленничество перестало справляться с потребностями растущего населения, которому были необходимы гораздо больше разнообразной продукции. Как следствие, появилась новая форма производящего хозяйства — промышленность.

8. По характеру воздействия хозяйства на природу глобальный этап отличается от индустриального только масштабами этого воздействия, но это отличие очень важно. Если на индустриальном этапе воздействие человека на природу имело разрушительный, но локальный характер, то в настоящее время оно, оставаясь разрушительным, охватывает уже практически всю планету.

9. Осознание глобальности воздействия разрушительных процессов произошло в 1939 г., когда академик В.И. Вернадский создал учение о ноосфере.

Ноосфера (от греч.noos — разум) — это часть географической оболочки, вовлечённой в хозяйственную деятельность человека.

10. Происходит осознание человечеством опасности и поиск путей выхода из сложной экологической ситуации.

Природа и общество | geography

«Природа и общество» География — это область географии, изучающая отношения между людьми и окружающей средой. Эта область широка и включает в себя двухвековое внимание географии к взаимодействию человечества с природными системами и их модификации, а также новые интересы в конфликтах из-за природных ресурсов и изменения окружающей среды, оценки устойчивости и справедливости первичных производственных систем, а также критический анализ значения само собой разумеющихся понятий, таких как «природа», «природные ресурсы» и «деградация».

Подраздел «География природы и общества» в географии и географической программе Калифорнийского университета в Дэвисе занимает промежуточное положение между человеческой и физической географией. Географы природы и общества полагаются как на качественные, так и на количественные методы, включая ГИС и картографический дизайн. Таким образом, совпадение между подобластями является преднамеренным, и наши преподаватели работают в разных областях (например, преподают курсы по географии человека и географии природы и общества).

Подразделы географии природы и общества в Калифорнийском университете в Дэвисе, которые особенно сильны, включают: сельскохозяйственную географию; культурная и политическая экология; экологические опасности; экологическая справедливость и конфликт; историческая природа и география общества.

Сельскохозяйственная география
Калифорнийский университет в Дэвисе, как один из ведущих исследовательских университетов страны, специализирующихся на сельском хозяйстве, предлагает большой потенциал для студентов, изучающих географию природы и общества, интересующихся пересечением сельского хозяйства, окружающей среды и общества. Области устойчивого сельского хозяйства, развития сельского хозяйства, а также сельскохозяйственной политики и моделей особенно сильны в географии Калифорнийского университета в Дэвисе. Новый Институт сельскохозяйственной устойчивости предлагает студентам, изучающим географию природы и общества, участие в передовых работах по органическим, переходным и местным продовольственным и сельскохозяйственным системам.

Культурная и политическая экология
Центральное место в природе и обществе География является подразделом культурной экологии и политической экологии. Культурная экология, подобласть географии и антропологии, имеет долгую историю в Калифорнийском университете в Дэвисе с нынешними преподавателями, включая Дэвида Бойда, Стивена Браша, Бенджамина Орлова и почетного преподавателя Джека Айвза. Культурные экологи используют этнографические и другие методы, чтобы понять управление ресурсами коренных народов и повторяющиеся отношения между культурой и окружающей средой. В конце 1970-х годов культурная экология была расширена до политической экологии, которая делает упор на внелокальные политические и экономические силы, вызывающие изменение и деградацию окружающей среды. Калифорнийский университет в Дэвисе имеет одну из лучших программ для выпускников в области экологии в стране, что дает аспирантам географии природы и общества широкие возможности для взаимодействия и сотрудничества с экологами.

Опасности для окружающей среды
Наводнения, экстремальные погодные явления, извержения вулканов и землетрясения имеют важные последствия для общества. Начиная с работы Гилберта Уайта в середине 20-го века, «География природы и общества» имеет традицию информирования политики, подчеркивая, что на экологические опасности неизменно сильно влияют социальные отношения.

Экологическая справедливость и конфликты
Экологическая справедливость – это принцип, согласно которому все люди и сообщества имеют право жить в здоровой окружающей среде и иметь равный доступ к достаточным ресурсам для поддержания хорошего качества жизни. Географы и другие представители смежных дисциплин подчеркивают неравномерное распределение затрат и выгод от изменений окружающей среды по признаку расы, этнической принадлежности, пола и класса. Кроме того, экологическая справедливость исследует конфликты по поводу жилой среды и успехи движений за экологическую справедливость. Калифорнийский университет в Дэвисе реализует проект экологической справедливости через Институт окружающей среды Джона Мьюира, ведущие преподаватели которого часто междисциплинарно сотрудничают с преподавателями и исследователями, связанными с Центром изучения региональных изменений, а также с преподавателями экологических наук и политики, завод Экология и другие кафедры и дисциплины.

Историческая природа и география общества
Ключом к пониманию отношений между природой и обществом является понимание процессов, формировавших эти взаимодействия с течением времени. Историческая перспектива предлагает несколько временных масштабов анализа, позволяет изучить способы построения различных отношений между природой и обществом во времени и напоминает исследователям, что изменения окружающей среды являются многонаправленными и многогранными.

  • Курсы

Взаимодействие между людьми и природой

Проект SPARC носит мультидисциплинарный характер, сочетая исследования и анализ в области археологии, гляциологии, исследований ДНК, науки о сохранении и управления культурным наследием. Проект состоит из шести отдельных, но взаимосвязанных рабочих пакетов.

Проект SPARC направлен на решение ряда взаимосвязанных задач, связанных с текущими разработками в этих высокогорных районах как на международном уровне, так и в Норвегии, в частности.

Во-первых, существует проблема защиты информации, связанной с древними артефактами и наследием, и раскрытие их культурно-исторического и экологического значения.

Во-вторых, проект исследует нынешнее состояние и развитие снежников как природных систем, чтобы определить их потенциал в качестве архивов климатической информации и предсказать будущие проблемы, связанные с сохранением наследия.

В-третьих, результаты проекта будут обобщены в наборе рекомендаций и руководств, которые помогут в управлении наследием, его организации и распространении среди общественности/профессионалов в будущем.

В конечном счете, SPARC стремится разработать междисциплинарную методологию, чтобы предоставить новые знания, основанные на исследованиях, для эффективного решения сложных, взаимосвязанных и многомерных проблем, связанных с археологическими и экологическими снежниками.

В целях укрепления норвежской исследовательской базы SPARC объединяет ряд национальных и международных исследовательских институтов, которые будут участвовать в этом ледниковом археологическом проекте.
Мы надеемся, что SPARC станет координационным центром для обмена исследованиями как на национальном уровне, так и с другими регионами мира, где такие среды признаны.

Контактный телефон: Биргитте Скар, Университетский музей NTNU.

Проект проводится с 2011 по 2017 год.

Проект финансируется Норвежским исследовательским советом (RCN), Управлением культурного наследия, NTNU и Управлением природопользования и является проектом в рамках совместной исследовательской программы университетских музеев.

Сотрудничество

Ключевые исследователи: Биргитте Скар (доцент, руководитель проекта, вопросы управления и мониторинга wp5)

Мартин Калланан (постдок, wp1 хронологическое культурное наследие и вопросы интеграции)

Брит Солли (профессор, wp2 культурное наследие льда)

Гейр Ватне, Ивар Бертлинг, Линда Марлин Кристиансен Джарретт (доц. , доц., доц. prof & PhD, wp3 гляциология многолетних снежников)

Элизабет Пикок (профессор, wp4 тафономические исследования объектов наследия и мониторинг)

Jørgen Rosvold (постдок, wp6 гляциология и изучение популяции северных оленей, замороженная фауна)

Ключевые международные партнеры:

Профессор Джеймс Диксон, Музей антропологии Максвелла, Университет Нью-Мексико; профессор Альберт Хафнер, Институт археологических наук Бернского университета;

Том Эндрюс, Центр северного наследия принца Уэльского, Канада;

Ричард ВандерХук, штат Аляска, Аляска, США;

Проф. Штефан Грубер, ун-т. Цюрих, Швейцария;

Проф. Кристиан Хаук, Univ. Фрибург, Швейцария;

Грег Хэйр, Правительство Юкона, Юкон, Канада.

Расширенная страница проекта

Компания Marine Ventures сравнивает культурные события в аналогичных морских пейзажах Патагонии и Скандинавии. Отсутствие культурных связей между этими отдаленными районами предполагает независимые пути к культурному динамизму, представляющему глобальный археологический интерес. Возникновение и развитие морского кормодобывания является центральным научным направлением, наряду с взаимодействием между социальной структурой, жилищами и лодками, структурой жилищ и логистикой. Подробности смотрите в описании проекта.

Взаимодействие между обыкновенной гагой и человеком исследуется в рамках этого междисциплинарного проекта, основанного на опыте производства пуха и пера в центральной части Норвегии. Подходящие научные методы опробованы для изучения того, из каких семейств и видов происходят пух и перья из могил североевропейского железного века. Исследуются социальные аспекты, касающиеся захороненных лиц и отношения к производственным площадям. Различные традиции в заготовке и использовании пуха, а также материальная культура упомянутых традиций являются другими частями проекта.

Контактное лицо: Руководитель проекта профессор Биргитта Берглунд

Сотрудничество с исследователями Университетского музея NTNU, Института естественной истории и Лаборатории археологических исследований Стокгольмского университета.

Продолжительность: 2017-2018 гг.

Финансирование: Университетский музей NTNU, Норвежское агентство по охране окружающей среды и губернатор графства Норд-Трёнделаг.

Междисциплинарный проект с отправной точкой в ​​​​совместном проекте «Forskning i fallesskap», сотрудничестве музеев норвежских университетов при поддержке Исследовательского совета Норвегии. Цель проекта — разработать методы изучения происхождения мыльного камня и выяснить, как результаты можно использовать в исследованиях прошлых обществ. Продолжаются исследования происхождения мыльного камня в средневековых церквях и артефактов железного века и средневекового периода из середины Норвегии.

Контактное лицо: Руководитель проекта профессор Биргитта Берглунд

Проект является результатом сотрудничества с исследователями Геологической службы Норвегии.

Срок реализации проекта: 2016-2018 гг.

Финансирование: Исследовательский совет Норвегии (Forskning i Fellesskap), музей Университета NTNU, Геологическая служба Норвегии.

Леса обеспечивают ряд жизненно важных услуг для человеческого общества. Значительный рост популяции копытных в Норвегии за последние десятилетия стал ключевым фактором изменений в лесных экосистемах. В то время как леса связаны с древесиной и другими обеспечивающими услугами (биотопливо, мясо дичи), регулирующими (углерод) и культурными услугами (отдых на открытом воздухе, охота), чрезмерное использование может негативно сказаться на биоразнообразии и других услугах. В рамках этого проекта исследуются экологические последствия охоты лосей и благородных оленей в рамках экосистемных услуг для обеспечения устойчивого управления лесами.

Веб-страница проекта

Контактное лицо: Профессор Гуннар Аустрхейм, Университетский музей NTNU

Соавтор: Старший научный сотрудник Эрлинг Йохан Солберг, Норвежский институт природных исследований (NINA)

Продолжительность: 2006 г. – в настоящее время

3 млекопитающие в альпийской ледниковой среде. Исследовательский проект преследует две цели:

  1. Задокументировать, как и какие животные используют альпийские ледники и снежные/ледяные участки.
  2. Чтобы узнать, какую информацию об их истории могут предоставить старые останки животных из таких мест.

Цель состоит в том, чтобы предоставить важную информацию о реакции животных на будущие изменения климата, а также о том, какие ресурсы могли привлечь людей-охотников в такие места с течением времени.

Контактное лицо: Постдокторант Йорген Росволд

Проект тесно связан со SPARC.

Посетите блог проектов.

Целью проекта является использование хорошо сохранившихся останков северных оленей, найденных на участках льда, для получения генетической информации о прошлых популяциях северных оленей. Кроме того, в рамках проекта будут исследованы останки оленей из старых залежей костей и средневековых торговых мест. Проект преследует четыре основные цели:

  • Расширение географического и временного разрешения данных ДНК древних северных оленей.
  • Найдите древние популяции диких северных оленей, которые участвовали в процессе одомашнивания.
  • Исследуйте старые культурные и экономические традиции, связанные с использованием оленей.
  • Используйте эти данные для изучения факторов, сыгравших важную роль в формировании нынешней структуры популяций диких северных оленей в Норвегии.

Этот проект связан с проектом SPARC, сетью NFR «Forskning i fallesskap» и текущими исследованиями Кнута Х. Рёда в NMBU, и частично финансируется Норвежским агентством по охране окружающей среды.

Контактное лицо: Постдокторант Йорген Росволд

Для людей, живущих в северных районах, северный олень является жизненно важным видом как ресурс, символ культурной самобытности и в духовном плане. В долгосрочной перспективе немногие виды сыграли столь же важную роль в истории и развитии человечества в северном полушарии. Эта история взаимодействия в значительной степени была историей взаимодействия хищника и жертвы, но в некоторых областях развивались более глубокие и взаимные отношения — оленеводство.

Исследования альпийских ледяных участков имеют большой потенциал для раскрытия больших фрагментов этой истории. В теплые летние дни участки льда привлекают северных оленей и используются людьми в качестве охотничьих угодий, а также для сбора домашних оленей и обращения с ними. По мере того, как климат становится теплее и льдины тают, части этой истории раскрываются.

Кости и рога, наконечники стрел от охоты на оленей и инструменты, связанные с оленеводством, в настоящее время тают изо льда. Эти объекты часто уникально хорошо сохранились и могли быть защищены льдом в течение сотен или даже тысяч лет. Они рассказывают важные и малоизвестные истории о том, как северные олени и люди использовали высокогорные регионы в прошлом.

Целью этого проекта является изучение участков льда в южно-саамских районах Скандинавии.

Контактное лицо: Постдокторант Йорген Росволд

Структура экосистемных услуг обеспечивает основу для оценки взаимосвязей и компромиссов между различными услугами. Различные заинтересованные стороны в учреждениях управления и профессиональных организациях, представляющих такие области, как сельское хозяйство, окружающая среда и культурное наследие, часто имеют разные приоритеты в отношении потенциальных услуг, их преимуществ и компромиссов, и их необходимо понимать и четко решать.

Оценка общей точки зрения заинтересованных сторон послужит основой для управления овцеводством в альпийских ландшафтах, где конфликтующие интересы, по-видимому, препятствуют приоритетам управления. В настоящее время не существует четких руководств по управлению плотностью скота на альпийских землях (включая как охраняемые, так и незащищенные районы), даже несмотря на то, что как высокая (чрезмерный выпас), так и низкая (вторжение) считаются угрозами для ряда ЧУ.

Проект будет основываться на 10-летнем экспериментальном тематическом исследовании в ландшафтном масштабе для оценки влияния альтернативных плотностей овец на ЭУ в альпийских культурных ландшафтах и ​​определения предпочтений заинтересованных сторон в отношении ЭУ.

Контактное лицо: Профессор Гуннар Аустрхейм

Статус проекта: Текущий

Расширенная страница проекта

4-OCEANS нацелен на оценку важности морской жизни для человеческого общества в течение последних двух тысячелетий, до эпохи рыбной ловли под паром. власть. Мы утверждаем, что добыча морских ресурсов сыграла решающую, но пока недооцененную и плохо понятую роль в мировой истории.

Чтобы заполнить этот пробел в нашем понимании, проект включает в себя междисциплинарную команду, объединяющую опыт в области исторической археологии, истории морской среды, истории климата, естественной истории, географии, исторической экологии, древней ДНК, радиоуглеродного датирования и зооархеологии.

Мы исследуем, когда и где морская эксплуатация имела значение для человеческого общества; как выбранные основные социально-экономические, культурные и экологические силы по-разному ограничивали и способствовали эксплуатации моря; и определить последствия эксплуатации морских ресурсов для общественного развития и океанов.

С помощью этих задач мы узнаем, как морские ресурсы как новое богатство изменяли общества на протяжении всей истории. Как богатство морской среды могло позволить некоторым обществам избежать нехватки продовольствия? Как это вызвало долгосрочные социально-экономические последствия и экологические последствия? Как оценивались, потреблялись и энергетически трансформировались морские ресурсы?

Контактное лицо: Профессор Джеймс Барретт

Продолжительность: 2021 — 2027

Расширенная страница проекта

ХАРТИЯ — это амбициозная попытка повысить адаптивную способность арктических сообществ к изменениям климата и биоразнообразия посредством современного синтеза, основанного на по тщательному сбору данных, анализу и моделированию изменений в Арктике с серьезными социально-экономическими последствиями и обратной связью.

Для достижения этой цели мы объединим опыт наук о системе Земля и исследования биоразнообразия в рамках социально-экологической системы (СЭС) и с подходом, основанным на активном участии.

Стратегии, разработанные совместно с коренными и местными сообществами в рамках ХАРТИИ, будут включать синергию между их стремлением к действиям по адаптации и новыми формами управления земельными ресурсами, направленными на смягчение последствий изменения климата и устойчивое развитие.

В проекте CHARTER NTNU будет использовать метабаркодирование eDNA, чтобы понять, как рацион северных оленей зависит от плотности стада. Мы свяжем разнообразие травоядных и плотоядных в широком пространственном масштабе и синтезируем долгосрочные тенденции биоразнообразия Арктики.

Дополнительную информацию о проекте, а также полный список партнеров можно найти на веб-сайте проекта.

Контактное лицо: Доцент Джеймс Д. М. Спид.

«Гибель атлантического серого кита» (DAG) — проект, финансируемый MSCA IF, присужденный Юрию ван ден Хурку под руководством Джеймса Барретта.