Эссе по обществознанию: План «Мышление»

План «Мышление»

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мышление». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

                           

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

                             

1.   Понятие «Мышление».

2.   Особенности мышления:

а) неразрывно связано с языком;

б) опосредованный характер;

в) обобщенный характер;

г) субъективность.

3.   Основные мыслительные операции:

а) анализ и синтез;

б) обобщение и сравнение;

в) абстрагирование и классификация;

д) индукция и дедукция.

4.   Виды мышления:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое (понятийное).

5.     Мышление как основа деятельности человека.


Следующее Предыдущее Главная страница

  • Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности.

    1) Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности . (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания…

  • Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества.

    1) Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование должно быть дано с опорой …

  • Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве.

    1) Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с оп…

  • Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности.

    1) Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие з…

  • Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества.

    1) Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие з…

  • Объясните, почему истину считают идеалом познания.

    1) Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких свя…

  • Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений.

    1) Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания…

  • Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности.

    1) Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности. (Обоснование до…

  • План «Российская федерация: форма государства»

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ…

  • Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире.

    1) Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире . (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нес…

Конспект по обществознанию на тему «Мышление и деятельность»

ЛЕКЦИЯ 5.

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.

Мышление – это познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность.

Мышление (в широком смысле) – способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных и др.

) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.

Мышление — это взаимодействие субъекта с

• объективным миром;

• познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитическая деятельность;

• понятийным аппаратом языка.

 

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1.      Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

2.      Связь с практической деятельностью.

3.      Неразрывная связь с речью.

4.      Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

 

ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ

Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.

·       Формулировка вопроса

·       Ответ на поставленный вопрос получение нового знания

·       Решение определённых задач для его ответа

 

ОПЕРАЦИИ (ПРИЁМЫ), МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

Анализ

Мысленное разложение предмета на составляющие его элементы

Синтез

Мысленное объединение отдельных элементов целого

Сравнение

Установление сходства или различия объектов

Обобщение

Переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов

Абстрагирование

Мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них

Моделирование

Исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях

Индукция

от частного к общему

Дедукция

от общего к частному

 

Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением   и работой   мозга) и языком.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познаёт скрытые свойства, связи и отношения предметов.

Язык — определённая знаково-символическая система, в которой сохраняется и передаётся информация.

ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.

·         Понятие — мысль, фиксирующая существенные общие признаки объекта, группы, класса объектов.

·         Суждение — форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрица­ется наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей.

·         Умозаключение — форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выво­дится новое суждение.

 

В МЫШЛЕНИИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ ГРУППЫ:

 

ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ

ВОПЛОЩЕНИЕ

Практическое мышление.

Конкретно-действенное

Решение конкретно поставленных задач.

Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование)

Художественное мышление.

Конкретно-образное

Использование отвлечённых мыслей и обобщения.

Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка)

Абстрактное мышление.

Словесно-логическое

Поиск закономерностей природы и общества.

Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система).

 

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

 

Наименование типа

Его сущность

Образное

Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций

Понятийное (теоретическое)

Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку

Знаковое

Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

 

ВИД МЫШЛЕНИЯ

ОСОБЕННОСТЬ

1. ПО ФОРМЕ

Наглядно-действенное

 

подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.

Наглядно-образное

 

предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.

Словесно-логическое

 

предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.

Абстрактно-логическое

(отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств.

2. ПО ХАРАКТЕРУ

Теоретическое

Мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это

познание законов и правил.

Практическое

Мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности.

3. ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ

Дискурсивное (аналитическое)

Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное

Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ

Репродуктивное

Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное

Мышление на основе творческого воображения.

 

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств:

 

КАЧЕСТВО (СВОЙСТВО) МЫШЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ

Быстрота

Способность находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость

Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения

Глубина

Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

Комплексный характер

Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления

Критичность

Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны

Самостоятельность

Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов

Целенаправленность

Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления

Широта

Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности

Интуитивный характер

Способность решать задачи при недостатке исходных данных

Экономичность

Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность

 

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

 

• Социально по своей природе, несмотря на то что является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

• Неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Эти элементы играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

• Обобщённое отражение действительности: в процессе мышления субъект познания обращается к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла и т. д.

• Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

• Возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы.

• Имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

• Личностный характер проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

• Предполагает включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности.

• Представляет собой сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Мышление связано с речью.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь).

Процесс речи предполагает, с одной стороны, выражение мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.

Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

В зависимости от формы общения выделяют устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение) речь.

В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

• формирование смысла речевого высказывания;

• построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определённой звуковой или графической системы;

• физический процесс речевого высказывания.

Качества речи:

·         Содержательность

·         Выразительность

·         Действенность

·         Понятность

В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Деятельность это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого человек сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Дeятeльнoсть человека является ключевым условием развития общества, а также самореализации индивида.

OCHOBHЫЕ ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

·         Приспособление к природной и социальной среде путём её преобразования

·         Способность целенаправленно изготавливать сложные средства труда

·         Способность к целеполаганию                

·         Продуктивный, творческий характер деятельности

 

Человек способен определять цели и ставить конкретные задачи, планировать свою деятельность, подбирать необходимые средства для её осуществления, а также при необходимости корректировать свою деятельность.

Субъектом деятельности является человек (социальные группы, общество в целом).

Объектами деятельности (то тот, на что/кого направлена деятельность) могут выступать предметы, явления и процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом.

Человек ощущает недостаток чего-либо необходимого для его существования (потребность). осознав который (мотив), намечает цель (образ желаемого результата деятельности). Дальше он определяет необходимые ему средства, выбирает способы деятельности.

Компоненты любой деятельности — это мотив, цель, метод, процесс и результат.

Для того чтобы цель была достигнута, необходимо тщательно обдумывать каждый свой шаг, отбирая лучшие средства и способы достижения цели. Нужно обязательно подумать о возможных отрицательных последствиях своих действий и постараться свести их к минимуму.

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИГРА

УЧЕНИЕ\ПОЗНАНИЕ

ТРУД

ОБЩЕНИЕ

свободная развивающая деятельность, осуществляемая, как правило, по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности

целенаправленный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности;

— форма деятельности человека, целью которой является отражение окружающей действительности в его сознании и создание рационально обоснованной картины мира.

создание в процессе взаимодействия с окружающим миром предметов (продуктов), необходимых для удовлетворения личных потребностей и потребностей общества

взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, навыками, умениями, а также результатами деятельности

 

Если в процессе своей деятельности человек создает что-либо новое, оригинальное, ранее не существовавшее, то говорят о творческом характере деятельности.

Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Успешность выполнения определенного рода деятельности зависит от сочетания способностей, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям и умениям.

Человек рождается на свет, не имея определенных способностей к той или иной деятельности. Наследственность определяет лишь задатки – потенциальные возможности человека.

Задатки — присущие каждому от рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы. Они составляют природную основу развития способностей.

Если человек даже с самыми многообещающими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Способности формируются постепенно в процессе обучения и деятельности.

Одаренность — это такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.

Задача любого человека — понять, какие возможности есть лично у него и как правильно их реализовать

Общие способности помогают достичь успеха в самых разных занятиях.

Специальные способности помогают достигать высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности.

Талант — это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Талант может проявиться в любой деятельности. Талантливый человек успешно решает в какой-либо области знания или практики сложные творческие задачи, способен создавать новые материальные и духовные ценности.

Гениальность — это наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. Это создание уникальных творений, которые открывают новую эпоху в развитии культуры, жизни общества.

Развитие способностей, успешность деятельности и жизненный успех в целом зависят от личной активности человека, его последовательности и целеустремленности.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами.

Думай Планируй Делай для достижения личных целей