Чем отличается государство от партий
В большинстве современных стран есть политические партии. Но означает ли это, что они могут заменить собой государство?
Содержание статьи
- Что такое государство?
- Что такое политическая партия?
- Сравнение
- Таблица
Что такое государство?
Государство — это система управления обществом и экономикой, независимая от внешней политической воли, то есть суверенная, и функционирующая в рамках определенной территории на основе специализированных институтов — правовых, социальных, экономических.
Государство может быть представлено в разных формах. Самыми устоявшимися принято считать монархическую и республиканскую. Первая государственная форма предполагает неограниченную, единоличную власть правителя страны. В республиках непосредственное участие в политике принимает население — осуществляя необходимые политические решения самостоятельно или же доверяя их выработку своим представителям, избираемым на различных выборах.
В каждом государстве существует большое количество групп и социальных классов, которые бы приветствовали наличие во власти людей, способных отстаивать их позиции. В республиканской форме правления, а также в конституционных монархиях таковыми бывают как отдельные личности, так и специализированные общественные организации — партии. Избиратель может выбирать тех и других, но наибольший объем полномочий и возможностей влиять на политические решения, как правило, имеют как раз таки партии. С чем это связано — изучим далее.
к содержанию ↑
Что такое политическая партия?
Итак, политическая партия — это организация, призванная выражать интересы определенной группы людей или социального класса на уровне государственной власти. Чаще всего — в парламенте. В российской модели государственного устройства партии представляют интересы граждан в нижней палате законодательной ветви власти — в Госдуме. В США, к примеру, народ принимает участие в формировании обеих палат национального парламента. В Германии высший законодательный орган — однопалатный. Но во всех этих государствах избиратели, изучая кандидатов, ориентируются, как правило, на их партийную принадлежность.
Реклама
Выше мы отметили, что голосование за партию зачастую бывает более предпочтительным для человека, чем голосование за отдельного кандидата с близкими взглядами. С чем это может быть связано?
Прежде всего, с тем, что от одной партии во власть избирается, как правило, несколько человек — в соответствии с избирательными списками. На практике это иногда несколько сотен кандидатов. Теоретически они способны занять преобладающее количество мест в парламенте, в результате чего та социальная группа, которая их поддерживает, получает абсолютное преимущество в представительстве своих интересов во власти. Но если даже кандидатам удается занять хотя бы часть депутатских мест — они вполне могут оказывать реальное влияние на принятие ключевых решений по управлению страной. В свою очередь, «политический вес» беспартийных кандидатов будет в большинстве случаев меньшим, так как каждый из них способен занимать только одно парламентское место.
Во многих странах партийная принадлежность человека, стремящегося во власть, — один из ключевых критериев его успеха на выборах. Выше мы отметили, что избиратели в Германии и США практически всегда обращают на нее внимание. В США весьма невелики шансы стать президентом у гражданина, который не принадлежит к республиканской или демократической партии. В СССР человек, претендующий на сколько-нибудь значимую должность в системе власти, должен был вступить в КПСС.
Таким образом, значение партий в государственном управлении может быть исключительно высоким. Поэтому в сознании многих граждан они невольно отождествляются с сущностью государства. Но насколько это правомерно?
к содержанию ↑
Сравнение
Действительно, в тех политических системах, где партийная принадлежность — главный фактор продвижения человека во власть, роль соответствующих общественных организаций можно назвать определяющей с точки зрения выстраивания системы государственного управления. Но даже там партия — это всего лишь отдельно взятый политический институт. Он существует наряду с большим количеством других демократических механизмов — таких как референдум, мажоритарное представительство (тот самый механизм, посредством которого во власть избираются беспартийные кандидаты).
В традиционных монархических системах партии в принципе могут быть не учреждены как политический институт. Таким образом, нельзя говорить о том, что их наличие в структуре власти — обязательное условие функционирования государства. Партии — относительно новое явление, если рассуждать об истории государственного строительства в развитых странах. По крайней мере если упоминать об их современной функции — представительстве интересов отдельных групп граждан в парламенте.
Политическая партия может существовать и вне контекста государственной власти. То есть являясь номинальным политическим игроком, который ведет главным образом общественную деятельность. Партия вне государственной власти — это та, что не избирается народом в парламент в силу непопулярности, либо та, что не соответствует требованиям для участия в выборах, которые определены законом. Например, в силу недостаточной численности, слабого представительства в регионах либо по причине нарушений в процедуре регистрации кандидатов по спискам на выборах.
Таким образом, главное отличие государства от партий в том, что оно является совокупностью нескольких политических институтов, в то время как партия — это только один из них (посредством которого осуществляется представительство отдельных социальных групп во власти). В современных странах роль партий исключительно высока. Но в отдельные исторические периоды они могли быть в принципе не предусмотрены системой государственного управления.
Определив, в чем разница между государством и партиями, зафиксируем выводы в небольшой таблице.
к содержанию ↑
Таблица
Государство | Политические партии |
Что общего между ними? | |
Во многих современных государствах партия — ключевой политический институт, принадлежность к ней — главный фактор успеха на выборах | |
В чем разница между ними? | |
Является совокупностью нескольких политических институтов | Является отдельно взятым политическим институтом |
Может быть представлено разными формами правления (монархиями, республиками) и быть эффективным | Способны выполнять практически значимую функцию только в республиках, а также в конституционных монархиях |
Даже республика может существовать без партий при формировании органов власти по мажоритарному принципу либо при прямом участии народа в государственном управлении посредством референдума | Есть партии, которые на практике не играют никакой роли в государственной системе, так как не избираются гражданами в силу непопулярности либо не соответствуют требованиям для регистрации на выборах |
В современных республиках сформировано тремя ветвями власти — законодательной, представительной и судебной, формирующими единую систему государственного управления | Чаще всего роль партии наиболее заметна только на уровне законодательной власти, ограничена — в контексте работы представительных структур, практически не прослеживается — в судебной ветви власти |
Чем государство отличается от политической партии
Государство окружает нас, обеспечивает среду обитания, поддерживает порядок в полном соответствии с законодательными нормами, дает возможность жить. Политические партии предлагают различные пути развития, и мы выбираем их на выборах, меняя курс развития.
Содержание
- Что такое государство
- Понятие политической партии
- Сходства и различие понятий
- Выводы
Что такое государство
В истории человечества первые государства появились на Древнем Востоке. Но до сих пор официального понятия нет. ООН принимает в ряды в случае признания другими странами и обязательно членами Совета Безопасности. Не приняты в организацию Северный Кипр, Косово и еще ряд новообразований.
Государство имеет:
- территорию с обозначенными границами;
- проживающее население;
- принятые принципы существования;
- механизмы выражения и учета мнений общества;
- структуры управления и принуждения с утвержденными договоренностями условий жизни, экономической деятельности;
- осознанное и добровольное подчинение общества;
- налоги, пошлины и иные сборы, идущие на содержание государства и выполнение функций.
Функции или направления делятся на внутренние и внешние. Внутренние это правовые, политические, организаторские, экономические, социальные, культурные, образовательные и другие. Внешние это внешнеполитические, обеспечение национальной безопасности, поддержание мирового порядка, организация взаимовыгодного сотрудничества.
Классификация разработана подробно и состоит по типу — формационное (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое) и цивилизационное (аграрное, индустриальное, постиндустриальное, информационное и т.д.). По видам правления (монархия, республика), государственного устройства (унитарное, федерация), политического режима (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).
Философия развивается. Идет бурное обсуждение статьи В.Пескова «Долгое государство Путина», в которой вводит новые понятия: «государство Путина», идеология будущего «путинизм», «глубинный народ», «доверие, как основа» и дает новую трактовку понятию «глубинное государство».
Понятие политической партии
Партия — объединение группы людей для защиты и продвижения интересов путем прихода к власти. В историческом плане стали создаваться в Европе в средние века с появлением парламентских механизмов путем объединения членов парламента (парламентские) и за пределами парламента (внепарламентские), но ставившие себе цель попадания в парламент.
Основные признаки:
- органы руководства, управления и местные организации;
- принятые программы и устав;
- агитационно-пропагандистская деятельность с избирателями.
Принята разветвленная классификация по социально-классовым критериям, по организации, по участию во власти, по месту в партийном спектре, по организационной структуре, по отношению к власти и праву.
В зависимости от условий деятельности, избранных задачах, обстановки в стране, выбора стратегии и тактики, опора на те или иные группы населения они имеют многочисленные отличия и особенности, но в «идеальном плане» принято считать пять видов:
- элиты;
- народные/массовые;
- этнические;
- избирательные объединения$
- тех или иных движений.
Каждый из этих видов также имеет свои разветвления.
В настоящее время в разных странах сложились разные партийные системы, в том числе:
- вообще без организаций (или запрещены или нет предпосылок для создания) — Оман, Иордания, Кувейт, Гана;
- однопартийные системы с устойчиво правящей организацией — КНР, Вьетнам, КНДР, Куба. Ситуация в России также привела к этому;
- двухпартийные — США, Ямайка, Великобритания;
- многопартийные — Финляндия, Италия, Германия.
Общим у них является только одно — прийти к власти и организовать жизнь в стране в соответствии с программными установками.
Сходства и различие понятий
Если держава — это форма организации общества, то политическая партия определяет цели, правила, порядки по которым общество существует. В политической сфере страны могут действовать одна или много организаций, которые пытаются войти во власть. Для этого ведется разъяснительная работа среди населения, объясняются свои цели, пытаются возглавить власть. Таким образом, это совершенно разные понятия.
Сходство страны и политической партии заключается в следующем:
- общая территория деятельности;
- общее население;
- деятельность определяется общими законами;
С точки зрения человека, группы людей, населения:
- держава — это цель в высшие органы власти, которой все стремятся войти, путем победы на выборах, для принятия и выполнения приоритетной для них стратегии и тактики развития страны, принятия соответствующих законов, программ;
- организация — это средство для достижения этих целей.
В этом и заключаются все различия между ними:
Признаки | Государство | Политические партии |
Политическая сфера | Регулирует и следит за соблюдением законов | Участвуют с целью победы |
Эффективность | Не зависит от вида | Только в республике и конституционной монархии |
Структура | Исполнительная и судебная | Законодательная |
Кадровая политика | Профессионалы | Организаторы и пропагандисты |
Законодательство | Исполняет | Принимают |
Обязательность наличия | Всегда | Отсутствуют при мажоритарной системе |
Финансирование | Бюджет | Бюджет, членские взносы, спонсоры |
В империи, где законодательно определена ведущая роль какой-либо одной организации, государственные и партийные органы функционально едины, партийные органы зачастую подменяют государственные, выборность практически отсутствует.
Также узнайте, чем отличается тоталитарный режим от авторитарного
Чем отличается парламентская и президентская республика, читайте здесь
Чем отличается решение от определения суда: https://gderaznica.ru/social/chem-otlichaetsya-reshenie-ot-opredeleniya-suda.html
Выводы
Государство и партии по природе абсолютно различны. Государство — это цель, а партия — это средство достижение цели.
Страна, в том или ином виде, должна быть всегда, а партии в определенных ситуациях могут отсутствовать.
Только на выборах, в случае победы, та или иная организация может изменить курс развития, условия жизни.
Философское понимание обеих структур продолжается и корректируется. Жизнь богаче философии и не стоит на месте.
Смотрите видео про политические партии:
Партийная принадлежность по штатам — Религия в Америке: религиозные данные, демография и статистика США
Партийная принадлежность по штатам (2014 г.
) Переключиться на: Штат по политическим партиям% взрослых, которые идентифицируют себя как…
Штат | Республиканский/бережливый представитель | Нет бережливого | Демократический/бережливый Дем. | Объем выборки |
---|---|---|---|---|
Алабама | 52% | 13% | 35% | 511 |
Alaska | 39% | 29% | 32% | 310 |
Arizona | 40% | 21% | 39% | 653 |
Arkansas | 46% | 16% | 38% | 311 |
California | 30% | 21% | 49% | 3,697 |
Colorado | 41% | 17% | 42% | 504 |
Connecticut | 32% | 18% | 50% | 377 |
29% | 17% | 55% | 301 | |
District of Columbia | 11% | 15% | 73% | 303 |
Florida | 37% | 19% | 44% | 2,020 |
Georgia | 41% | 18% | 41% | 968 |
Hawaii | 28% | 20% | 51% | 312 |
Idaho | 49% | 19% | 32% | 320 |
Illinois | 33% | 19% | 48% | 1,326 |
Indiana | 42% | 20% | 37% | 654 |
Iowa | 41% | 19% | 40% | 330 |
Kansas | 46% | 23% | 31% | 307 |
Kentucky | 44% | 13% | 43% | 439 |
Louisiana | 41% | 16% | 43% | 465 |
Maine | 36% | 17% | 47% | 303 |
Maryland | 31% | 14% | 55% | 644 |
Massachusetts | 27% | 17% | 56% | 704 |
Michigan | 34% | 19 % | 47% | 982 |
Minnesota | 39% | 15% | 46% | 563 |
Mississippi | 44% | 14% | 42% | 309 |
Missouri | 41% | 18% | 42% | 642 |
Montana | 49% | 21% | 30% | 312 |
Nebraska | 47 % | 17% | 36% | 312 |
Nevada | 37% | 18% | 46% | 314 |
New Hampshire | 35% | 20% | 44% | 303 |
New Jersey | 30% | 19% | 51% | 886 |
New Mexico | 37% | 15% | 48% | 312 |
New York | 28% | 19% | 53% | 1,966 |
North Carolina | 41% | 17% | 43% | 1,022 |
North Dakota | 50% | 18% | 33% | 338 |
Ohio | 42% | 18% | 40% | 1,132 |
Oklahoma | 45% | 15% | 40 % | 391 |
Oregon | 32% | 21% | 47% | 419 |
Pennsylvania | 39% | 15% | 46% | 1,366 |
Rhode Island | 30% | 22% | 48% | 305 |
South Carolina | 43% | 18% | 39% | 495 |
South Dakota | 53% | 10% | 37% | 305 |
Tennessee | 48% | 15% | 36% | 661 |
Texas | 21% | 40% | 2,535 | |
Utah | 54% | 16% | 30% | 315 |
Vermont | 29% | 14% | 57% | 306 |
Virginia | 43% | 18% | 39% | 882 |
Washington | 33% | 23% | 44% | 714 |
West Virginia | 43% | 16% | 41% | 309 |
Wisconsin | 42% | 16% | 42% | 600 |
Wyoming | 57% | 18% | 25% | 316 |
Sample sizes and пределы погрешности варьируются от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше:
Политическая партия | Определение, типы, функции, примеры и факты
- Ключевые люди:
- Моисей Острогорский Роберт Михелс Элмер Эрик Шаттшнайдер
- Связанные темы:
- партийность политическая конвенция народный фронт Политбюро Зеленые
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
политическая партия , группа лиц, организованная для приобретения и осуществления политической власти.
В прежних, дореволюционных, аристократических и монархических режимах политический процесс разворачивался в узких кругах, в которых клики и фракции, группировавшиеся вокруг отдельных дворян или влиятельных лиц, противостояли друг другу. Установление парламентских режимов и появление партий поначалу мало изменили эту ситуацию. К кликам, сформированным вокруг принцев, герцогов, графов или маркизов, добавились клики, сформированные вокруг банкиров, купцов, промышленников и бизнесменов. На смену режимам, поддерживаемым дворянами, пришли режимы, поддерживаемые другими элитами. Эти узкоспециализированные партии впоследствии в большей или меньшей степени трансформировались, ибо в XIX в.
В ХХ веке политические партии распространились по всему миру. В менее развитых странах крупные современные политические партии иногда основывались на традиционных отношениях, таких как этническая, племенная или религиозная принадлежность. Более того, многие политические партии в менее развитых странах частично политические, частично военные. Некоторые социалистические и коммунистические партии в Европе ранее испытывали те же тенденции.
Эти последние европейские партии продемонстрировали равную способность функционировать в рамках многопартийной демократии и в качестве единственной политической партии при диктатуре. Первоначально развившиеся в рамках либеральной демократии в 19 веке, политические партии с 20 века используются диктатурами в совершенно недемократических целях.
Типы политических партий
Можно провести принципиальное различие между кадровыми партиями и массовыми партиями. Эти две формы сосуществуют во многих странах, особенно в Западной Европе, где наряду со старыми консервативными и либеральными партиями возникли коммунистические и социалистические партии. Многие партии не попадают точно ни в одну из категорий, но сочетают в себе некоторые характеристики обеих.
Кадровые партии
Кадровые партии — т. е. партии, в которых доминируют группы активистов, принадлежащие к политической элите, — возникли в Европе и Америке в 19 веке. За исключением некоторых штатов США, Франции с 1848 г. и Германской империи с 1871 г., избирательное право было в значительной степени ограничено налогоплательщиками и владельцами собственности, и даже когда право голоса было предоставлено большему количеству людей, политические влияние было в основном ограничено очень небольшой частью населения. Масса людей ограничивалась ролью зрителей, а не активных участников.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Кадровые партии XIX века отражали фундаментальный конфликт между двумя классами: аристократией, с одной стороны, и буржуазией, с другой.
Консервативные и либеральные кадровые партии доминировали в европейской политике XIX века. Развиваясь в период больших социальных и экономических потрясений, они осуществляли власть в основном посредством избирательной и парламентской деятельности. Придя к власти, их лидеры использовали силу армии или полиции; сама партия обычно не была организована для насильственных действий. Его местным подразделениям было поручено обеспечить моральную и финансовую поддержку кандидатов во время выборов, а также поддерживать постоянный контакт между выборными должностными лицами и электоратом. Национальная организация стремилась объединить членов партии, избранных в собрания. В целом местные комитеты сохраняли базовую автономию, а каждый законодатель — значительную степень независимости. Партийная дисциплина при голосовании, установленная британскими партиями, которые были старше из-за того, что британский парламент существовал давно, почти не копировалась на континенте.
Первые политические партии США 19-го века особо не отличались от европейских кадровых партий, за исключением того, что их столкновения были менее жестокими и в меньшей степени основывались на идеологии. Первая в США форма борьбы между аристократией и буржуазией, между консерваторами и либералами осуществлялась в форме Войны за независимость, в которой Великобритания олицетворяла власть короля и дворянства, повстанцы — власть буржуазии. и либерализм. Такая интерпретация, конечно, упрощена. На Юге были некоторые аристократы и, в частности, аристократический дух, основанный на институтах рабовладения и патерналистской собственности на землю. В этом смысле Гражданскую войну (1861–1865 гг.) можно рассматривать как вторую фазу ожесточенного конфликта между консерваторами и либералами. Тем не менее Соединенные Штаты с самого начала были буржуазной цивилизацией, основанной на глубоком чувстве равенства и личной свободы. Федералисты и антифедералисты, республиканцы — все принадлежали к либеральной семье, поскольку все разделяли одну и ту же основную идеологию и одну и ту же систему фундаментальных ценностей и различались только средствами, с помощью которых они реализовывали свои убеждения.
С точки зрения партийной структуры партии США вначале мало чем отличались от своих европейских коллег. Как и они, американские партии состояли из местных знаменитостей. Связи местного комитета с национальной организацией были еще слабее, чем в Европе. На государственном уровне существовала некоторая эффективная координация местных партийных организаций, но на национальном уровне такой координации не было. Более оригинальная структура была разработана после Гражданской войны — на юге для использования голосов афроамериканцев и на восточном побережье для контроля голосов иммигрантов. Крайняя децентрализация в Соединенных Штатах позволила партии установить местную квазидиктатуру в городе или округе, захватив все ключевые посты на выборах. Не только должность мэра, но и полиция, финансы и суды попали под контроль партийной машины, и, таким образом, эта машина была развитием исходных кадровых партий. Местный партийный комитет обычно состоял из авантюристов или гангстеров, которые хотели контролировать распределение богатства и обеспечить сохранение своего контроля. Эти люди сами находились под контролем власти босса, политического лидера, который контролировал машину на уровне города, округа или штата. По указанию комитета каждый избирательный округ был тщательно разделен, и за каждым участком внимательно наблюдал агент партии, капитан, который отвечал за обеспечение партии голосов. В обмен на обещание их голосов избирателям предлагались различные вознаграждения. Машина могла предложить такие стимулы, как рабочие места в профсоюзах, торговые лицензии, иммунитет от полиции и тому подобное. Действуя таким образом, партия часто могла гарантировать большинство на выборах выбранным ею кандидатам, а когда она контролировала местное самоуправление, полицию, суды, государственные финансы и т. д., машину и его клиенты были уверены в безнаказанности в незаконной деятельности, такой как проституция и азартные игры, а также в предоставлении государственных контрактов привилегированным бизнесменам.
Вырождение партийного механизма не обошлось без плюсов. Иммигрант из Европы, прибывший в Соединенные Штаты потерянным и изолированным в огромном и другом мире, может найти работу и жилье в обмен на приверженность партии. В системе почти чистого капитализма и во времена, когда социальных услуг практически не существовало, машины и боссы брали на себя обязанности, необходимые для общественной жизни. Но моральная и материальная стоимость такой системы была очень высока, и машина часто носила исключительно эксплуататорский характер, не принося никакой пользы обществу.
К концу 19 века излишества машин и начальства и закрытый характер партий привели к развитию первичных выборов, на которых выдвигались партийные кандидаты на посты. Первичное движение лишило партийных лидеров права диктовать кандидатов на выборах. Большинство штатов приняли первичную систему в той или иной форме в период с 1900 по 1920 год. Цель системы заключалась в том, чтобы сделать партии более демократичными, открыв их для широкой публики в надежде уравновесить влияние партийных комитетов. . На практике цель не была достигнута, поскольку комитеты сохранили преимущество в отборе кандидатов на праймериз.
В своей первоначальной форме Британская лейбористская партия представляла собой новый тип кадровой партии, образуя промежуточное звено с массовыми партиями. Он был сформирован при поддержке профсоюзов и левых интеллектуалов. На базе каждая местная организация посылала представителей в районный комитет труда, который, в свою очередь, был представлен на национальном съезде.
Таким образом, ранняя (до 1918 г.) Лейбористская партия состояла из множества местных и региональных организаций. Вступить в партию напрямую было невозможно; членство пришло только через аффилированный орган, такой как профсоюз.
Leave A Comment