Как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества?

В отличие от просветителей, которые считали, что опора на рациональные принципы, распространение знания и образования обеспечат социальный прогресс, в теориях индустриально го, постиндустриального и информационною общества в качестве основной движущей силы прогрессивною социального развития рассматривается научно-технический прогресс, вле дрение научных технологий в производство и структуры соци-атьного управления В этом отношении теории индусфиально-то общее на противостоят и историческому материализму, признающему материальное производство основной детерминантой истории Насчитывается целый ряд концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества, коло-рые разрабатывали Р. Арон, У. Ростоу, Дж. Галбрейт, Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Несбитт и др.

Р. Арон рассматривал социальный прогресс как переход от аграрного к индустриальному обществу. Аграрным он называл традиционное, докапиталистическое общество, в котором господствует натуральное хозяйство и сословное деление. Про-мышленно развитое общество характеризуется, с его точки зрения, массовым рыночным производством и буржуазно-демократическим строем. Переход от аграрного общества к индустриальному осуществляется благодаря научно-технической революции. В результате внедрения научных технологий в производство и управление происходит коренное изменение социальной структуры, переход общества на новую, более высокую стадию развит ия Исследуя воггрос о перспективах индустриального общества, Р. Арон исходит из общего гуманистического убеждения в том, что максимальный рост прои шодст-ва и потребления нельзя рассматривать в качестве главной цели индустриального общества. Декларирование этой цели, скорее всего, возникает под давлением господствующей идеологии. В святи с этим Р. Арон выдвигает концепцию деидеолсгиюции. Ближайшим будущим индустриального общества, с его точки зрения, станет сближение (конвергенция) двух альтернативных экономических систем (капитализма и социализма4 и распад тоталитарных идеологий.

У. Ростоу наряду с Р Ароном является одним из первых теоретиков индустриального общества Ему принадлежит концепция «стадий экономического роста», получившая распространение в 50 — 60-х годах XX в. Разрабатывая эту концепцию, У. Ростоу пытался создать теорию, альтернативную марксистскому учению об общественно-экономических формациях. У. Ростоу выделяет пять этапов развит ия общества, различающихся между собой уровнем технологического развития. Стадия «традиционного общества» (аграрного общества) характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и «доньютоновским» уровнем науки и техники. На стадии «переходного общества» создаются предпосылки «сдвига» — перехода к принципиально новому типу общества, основанному на промышленной репа™ ции. Среди этих предпосылок — рост производительности сельского хозяйства, появление «нового типа — предпринимателей», выступающих как движущая сила общества, рост «национализма», возникновение централизованного государства. Стадия «сдвига» — это эпоха «промышленной революции», в которой осуществляется быстрый рост основных отраслей промышленности и радикальное изменение методов производства. Стадия «зрелости» — индустриальное общество, характеризующееся широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости. Заключительной, пятой стадией У. Ростоу считает «эру высокого массового потребления». Основными проблемами этого общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности — сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.

Дж. Гэлбрейт выдвинул концепцию нового индустриального общества, в котором основную роль играют крупные корпорации и «техноструктура», сообщество специалистов разного уровня, работающих с информацией В новом индустриальном обществе рынок не играет главной роли в экономике. Крупные корпорации руководствуются не законом получения максимальной прибыли, а скорее законом выживания Разрабатывая стратегию выживания, корпорации вынуждены согласовы • вать свои цели с общими социальными целями. Здесь становится необходимой выработка долгосрочных стратегий и, в конечном счете, планирования производства. Таким образом, индустриальное общество должно перейти к планомерно функционирующей экономике в сфере крупного прои 5водства. т. Е там, где господствует техноструктура. С точки зрения политической Дж. Гэлбрейт оценивает индустриальное общество как «мягкое рабство». Государство не в состоянии обеспечить евс болу, потому что цели государства и пели гражданского общества не совпадают. Политические деятели не могут решить этот вопрос, поскольку их персональные цели часто противоречат общественным целям. Индустриальная система, основанная на внедрении достижений науки в производство, вызывает к жизни новую социальную силу — интеллектуалов (ученых, профессоров университета, художников). В отличие сп техно-структуры, эти люди не связаны однозначно с какой-то организацией. Они по сути своей индивидуальности Они, в отличие от политиков, не моїут избавиться от чувства ответственности за судьбы общества в целом. Они способны улавливать истинные цели общества, истинное понимание свободы.

В 70 е годы XX в. начинает развиваться концепция постиндустриального общества, одним из первых теоретиков которой стал Д. Белл. Постиндустриальное общество он представляет как общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре Общество переориентируется с производст ва предметов потребления на другие цели, чистая экология, обилие информации, информированность о человеке и обществе, развитие сети услуг бытового и культурного назначения. Совершенство технологии снизит энерго — и материалоемкость производства 11а первое место выйдет развитие ЗК0ЛОІ ически чистых технологий, телекоммуникаций, способов передачи информации.

В теориях информационного общества использование информации становится главным фактором общественного развития. Так, например, в работах А. Тоффлера динамика мировой цивилизации представлена как волновые всплески, кото рые подталкивают человечество на новый, более высокий уровень единства и взаимозависимости. Первая волна — аграрная культура. Вторая волна — индустриаіьная культура. Третья волна — информационная стадия. Для последней характерны быстрые и массовые изменения, создающие принципиагьно новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии, информации и новых способах достижения экономических целей.

понятие, признаки, плюсы и минусы

Чуть больше двух столетий назад человеческое общество было устроено совершенно не так, как сегодня. Большинство людей было занято в сельском хозяйстве, фабрик не существовало, а товары для жизни производили ремесленники. Все поменялось с изобретением парового двигателя. Тяжелую работу стали выполнять машины, производительность труда возросла, вследствие чего начался резкий рост промышленности. Так возникло индустриальное общество. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как возникло и какими основными признаками обладает.

Что такое индустриальное общество?

Индустриальное общество – это общество, социальная и экономическая жизнь которого полностью построена на современной модели промышленности. Для него характерна высокая производительность труда, достигаемая за счет распределения и автоматизации. Оно характеризуется повсеместным использованием достижений научно-технического прогресса, внедрением машин, переходом от частного ремесленничества к фабричному производству, автоматизацией рутинной деятельности и механизацией тяжелой работы. Авторство термина «индустриальное общество» приписывают французскому социологу Анри де Сен-Симону.

Индустриальное общество возникло вследствие промышленной революции и последовавшей за ней индустриализации. Переход сопровождался значительными переменами в структуре общества. В частности, расширились гражданские права и свободы, повысился уровень образованности и информированности граждан, СМИ стали массовыми, появились различные услуги, направленные на улучшение качества жизни.

Переход от традиционного общества к индустриальному в разных странах происходил по-разному. К примеру, в Великобритании индустриализация началась в середине 19 века, в других странах – в конце 19. Большинство обществ в мире стали индустриальными в начале 20 века, а ближе к его концу начали превращаться в постиндустриальные.

Признаки индустриального общества

Чтобы лучше понять, что такое индустриальное общество, необходимо запомнить, что его отличия от традиционного аграрного общества сосредоточены в трех сферах: производстве, экономике и общественной жизни. Соответственно, его характерные признаки можно разбить на три группы: производственные, экономические и социальные. Рассмотрим каждую группу подробнее.

Основные производственные признаки индустриального общества:

  • организация и разделение труда;
  • резкое повышение производительности;
  • эксплуатация природных ресурсов;
  • механизация производства.

Основные экономические признаки:

  • ускоренный рост экономики;
  • рост конкуренции;
  • расширение рынков;
  • уважение к частной собственности.

Также для индустриального общества характерно неравномерное экономическое развитие.

Периоды бурного роста сменяются всевозможными кризисами и инфляциями.

Основные социальные признаки:

  • повышение качества жизни;
  • повышение уровня образования;
  • урбанизация;
  • популяризация искусства;
  • расширение гражданских прав и свобод.

Индустриальное общество – это социально-экономическая модель, подразумевающая активную эксплуатацию природных ресурсов с максимальной выгодой и без малейшего внимания к тому, какой вред наносится экологии. В обществах такого типа большинство граждан (порядка 85%) работает на промышленных предприятиях. В сельском хозяйстве при этом задействовано не более 10% населения.

Предпосылки индустриального общества

Предпосылками для индустриализации послужило несколько глобальных процессов, происходивших в отдельных странах и во всем мире. Это такие процессы как:

  • формирование капиталистического строя;
  • отказ от феодальных отношений и переход к капиталистическим;
  • становление двух классов: пролетариата и буржуазии;
  • активная колонизация слаборазвитых регионов;
  • научно-технический прогресс;
  • промышленная революция.

Одним из побочных эффектов индустриализации стало значительное социальное расслоение. У представителей разных слоев общества не было равных условий для получения образования и трудоустройства. И все же при должном упорства даже простые фабричные рабочие могли получить хорошие перспективы.

Промышленная революция

Первым этапом на пути перехода от аграрного общества к индустриальному считается промышленная революция. Это глобальный процесс, начавшийся в 18 веке с изобретением и повсеместным внедрением паровых машин. Они позволили механизировать многие трудоемкие производственные процессы, значительно повысив эффективность труда. Кроме того, паровые двигатели довольно быстро были приспособлены для движения паровозов и пароходов, что значительно расширило возможности торговли.

В 19 веках благодаря промышленной революции во всем мире наблюдался рост производства, скачкообразный рост экономики ведущих государств и переход к капиталистической модели общественного устройства.

При этом считается, что индустриальная революция связана не только с технологическим развитием, но и со значительными переменами в социально-политическом устройстве государств.

Современные исследователи считают, что в общей сложности было 3 промышленных революции:

  • Первая. Произошла в начале 18 века благодаря изобретению парового двигателя и других передовых для того времени машин.
  • Вторая. Произошла во второй половине 18 века. Была связана с появлением электричества, внедрением поточного производства и использованием химикатов.
  • Третья. Третьей промышленной революцией в современной литературе называют внедрение телекоммуникационных технологий в 21 веке. Не все авторы согласны с данным определением.

Социальная структура индустриального общества

Индустриализация вызвала ряд глобальных процессов, которые сопровождались заметными переменами в социальной структуре общества:

  • за счет массового перехода крестьян в рабочие и их миграции в города возник новый социальный класс – пролетариат;
  • параллельно с этим помещики переезжали в город и открывали предприятия, формируя другой класс – буржуазию;
  • за счет мелких предпринимателей и интеллигенции сформировался также средний класс;
  • в рабочем классе наблюдается дополнительное расслоение на квалифицированных и неквалифицированных работников.

Плюсы и минусы индустриального общества

Как и большинство других социально-экономических процессов, индустриализация оказала как положительное, так и отрицательное влияние на человечество.

Плюсы индустриализации:

  • общее повышение уровня жизни;
  • появление новых товаров и услуг;
  • механизация производства;
  • освобождение работников от тяжелых физических нагрузок;
  • развитие науки и техники;
  • развитие транспортной инфраструктуры.

Минусы индустриализации:

  • эксплуатация природных ресурсов;
  • игнорирование последствий для экологии;
  • социальное расслоение и противостояние классов;
  • нестабильность рынков, кризисы и инфляции.

Заключение

Индустриальное общество – это важный этап развития человеческой цивилизации. Традиционное аграрное общество просуществовало несколько тысячелетий, но после промышленной революции и индустриализации все поменялось. На протяжении двух веков мир развивался неведомыми до этого темпами, и сегодня прямо на наших глазах происходит переход на новый этап развития общества – постиндустриальный или информационный, в котором все большую роль играет информация и современные средства телекоммуникации.

Племенное, аграрное и промышленное общество

РЕКЛАМА:

Типы общества: племенное, аграрно-индустриальное общество!

Эта планета, на которой живет человек, состоит из людей, находящихся в социальных отношениях друг с другом. Он распадается на особые общества, в которых люди с общей культурой ведут совместную жизнь, основанную на их взаимозависимости.

РЕКЛАМА:

Тип общества не был одинаковым повсюду на этой планете и не был одинаковым на протяжении всей истории человечества.

На этом земном шаре выделены три основных типа общества: племенной, аграрный и промышленный. Африканское общество племенное; индийское общество — аграрное, а американское — индустриальное.

Далее следует краткое описание структуры и особенностей этих обществ:

1. Племенное общество :

Прежде чем мы рассмотрим структуру и особенности племенного общества, было бы уместно понять значение слова «племя», используемого в социологии. По словам Джорджа Питера Мердока, племя — это социальная группа, в которой есть много кланов, кочевых групп, деревень или других подгрупп, которые обычно имеют определенный географический район, отдельный язык, единственную и отличную культуру и либо общую политическую организацию. или, по крайней мере, чувство общей решимости против незнакомцев.

РЕКЛАМА:

Как определено в Imperial Gazette of India: «Племя — это совокупность семей, носящих общее имя, говорящих на общем диалекте, занимающих или заявляющих о том, что они занимают общую территорию, и обычно не эндогамных, хотя изначально это могло быть таковым. ” По словам Богардуса, «племенная группа основана на потребности в защите, на узах кровного родства и на силе общей религии».

Племя – это группа лиц, имеющих общую определенную территорию, общий диалект, общее имя, общую религию и общую культуру. Они объединены кровным родством и имеют своеобразную политическую организацию.

Основные характеристики племени:

(i) Общая территория:

Племя живет на общей территории.

(ii) Чувство единства:

Члены племени обладают чувством единства.

(iii) Общий язык:

Члены племени говорят на одном языке.

РЕКЛАМА:

(iv) Эндогамные:

Племя – это эндогамная группа.

(v) Родство по крови:

Члены племени связаны кровным родством.

(vi) Политическая организация:

Каждое племя имеет свою политическую организацию. Есть вождь племени, который осуществляет власть над всеми членами племени.

(vii) Важность религии:

Религия играет важную роль в племенной организации. Члены племени поклоняются общему предку.

(viii) Общее наименование:

Племя имеет обычное название. Племя отличается от клана. Клан не имеет определенной территории и общего языка и является экзогамной группой.

Племя отличается от касты, (i) Племя — это территориальная группа, а каста — социальная группа, (ii) Каста возникла на основе разделения труда, племя возникло благодаря развитию чувства общности в группе, населяющей определенной географической области, (iii) племя является политической организацией, тогда как каста никогда не является политической организацией.

Рассмотрев значение слова «племя», мы можем теперь объяснить структуру и особенности племенного общества.

Структура и особенности племенного общества :

Племенное общество — тип первобытного общества, существовавший в ранний период человеческой истории, хотя его можно встретить и сегодня в отсталых регионах Африки, Азии и Европы.

(i) Экономическая структура:

В племенном обществе люди живут рядом с физической средой, которая их поддерживает и определяет их экономическую деятельность. Их основная хозяйственная деятельность — охота и собирательство. Некоторые племенные общества в основном полагаются на охоту. Если не считать некоторых дополнений за счет сбора растений, они зависят от животных не только в плане еды, но и в плане жилья, одежды и инструментов.

Их основная технология, таким образом, состоит из охотничьих навыков и методов переработки животных в съедобную пищу, жилье, одежду и основные инструменты. Некоторые племенные общества полагаются в первую очередь на собирательство, а не на охоту. Корни, дикие зерна и дикие фрукты обеспечивают пищу. Коврики и жилье получают путем плетения коры и растительных волокон. Древесина используется для изготовления инструментов и оружия.

В племенных обществах почти не существует разделения труда, кроме простой половой и возрастной дифференциации. Женщины обычно заботятся о тылу, собирают и готовят еду и несут ответственность за детей. Мужчины охотятся, при необходимости сражаются с врагами и принимают участие в племенных церемониях.

У каждой племенной группы есть свой поставщик еды. За исключением нескольких предметов, полученных в результате торговли, все, что нужно семье — одежда, обувь, посуда, инструменты, — изготавливается членами семьи. Производственная специализация если и существует, то в очень зачаточном виде.

Племенное общество также лишено институтов частной собственности, обмена и кредита. Люди в племенном обществе, несомненно, обладают охотничьим оружием и военными регалиями, но их смысл обладания этими предметами не может быть институтом частной собственности. Нет необходимости в кредитных агентствах, системах обмена или государственных субсидиях.

Таким образом, модели экономической деятельности в племенном обществе просты и недифференцированы по сравнению со сложностью индустриального общества.

(ii) Социальная жизнь:

Жизнь в племенном обществе проста и целостна. Он не подразделяется на экономические, религиозные, образовательные и развлекательные категории, из-за которых каждая личность в современном обществе играет пять или дюжину специализированных ролей. Социальное взаимодействие в племенном обществе носит первично-групповой характер.

Поддержание порядка больше зависит от народных обычаев и нравов, чем от власти вождей племени. Групповое порицание или, в крайнем случае, изгнание являются формой наказания, а не официального порицания. Социализация молодежи в основном осуществляется в семье и интимных отношениях повседневной жизни.

Каждое племя знает нормы поведения, и старейшины племени обязаны следить за тем, чтобы молодежь училась правильному поведению. Племенное общество малочисленно и однородно по составу. Племенные люди религиозны в своем мировоззрении и верят в тотемизм, магию и фетишизм.

Таким образом, племенное общество является простым, однородным, интегрированным и недифференцированным по сравнению с индустриальным обществом, которое является сложным, гетерогенным, дезинтегрированным и дифференцированным.

2. Аграрное общество :

Общества классифицируются по доминирующим видам экономической деятельности на аграрные и промышленные общества. В аграрном обществе доминирующим видом экономической деятельности является сельское хозяйство, тогда как в индустриальном обществе преобладающим видом экономической деятельности является фабричное производство. Лишь в последние полтора столетия мир узнал о индустриальном обществе. Даже сегодня от двух третей до трех четвертей населения мира живут в аграрных или крестьянских обществах.

Первые люди жили относительно небольшими группами, сформированными на основе родственных и кровных связей. Их хозяйство состояло из сбора семян и корнеплодов, охоты и рыболовства. Неолитическая революция знаменует собой одно из величайших изменений в истории общества, с которым может сравниться только промышленная революция. Неолитическая революция началась на Ближнем Востоке и в долине Нила около 13 000 лет назад.

Три или четыре тысячи лет спустя он распространился в Центральной и Западной Европе. В этот период люди начали полировать некоторые из своих каменных орудий, придавая им более острую режущую кромку, и они изобрели искусство гончарного дела и ткачества. Но это были не самые важные изменения. Именно одомашнивание растений и животных заложило основу аграрного общества.

Развитие сельского хозяйства сильно изменило социальную структуру и институты. Новая форма хозяйства сделала возможным более быстрый рост населения. Это также означало более оседлую обитель. Человек основал деревни и тем самым создал потребность в новых формах социальной структуры и социального контроля.

Структура и особенности аграрного общества :

(i) Профессиональная структура:

Аграрное общество обычно связано с одомашниванием растений и животных. Одомашнивание растений означает земледелие, а одомашнивание животных — скотоводство. Часто происходит смесь земледелия и использования таких домашних животных, как корова, коза и овца.

Но наряду с земледелием и скотоводством в аграрном обществе существуют и другие виды хозяйственной деятельности людей. Таким образом, есть ремесленники, такие как ткачи, гончары, кузнецы, мелкие лавочники, служащие, такие как дворник, сторож, домашняя прислуга и другие, занимающиеся низкими занятиями.

(ii) Формы собственности на землю в аграрных обществах:

Как правило, это землевладельцы, надзорные фермеры, земледельцы и издольщики. Землевладельцы владеют землей, но не работают на ней. Они отдали его в издольщину. Надзорные земледельцы — это те, которые живут за счет того, что их землю обрабатывают наемные рабочие. Земледельцы обрабатывают землю для себя.

Издольщики — это те, кто живет обработкой чужой земли или; на основе разделения урожая. Ремесленники владеют своими средствами производства и производят их собственным трудом на своих подворьях. Трейдеры не являются крупными бизнесменами. Можно заметить, что класс ремесленников и торговцев в аграрном обществе иногда также владеет землей, которую они либо обрабатывают наемным трудом, либо сдают в пай.

(iii) Система деревенского сообщества:

Аграрное общество выделяется институтом общинной системы. Аграрная экономика сделала необходимыми стационарные жилые дома. Живя вместе для защиты и сотрудничества, а также живя ближе к земле, родились сельскохозяйственные деревни. Деревня — это не только место жительства фермеров; это также социальный интегратор.

Он служит ядром общества, и жизнь почти полностью протекает внутри деревни. Образ жизни людей фиксирован. Их привычки, взгляды и идеи резко отличаются от таковых людей, живущих в индустриальном обществе. Производственные отношения между различными классами, живущими в деревенской общине, настолько укрепились, что даже новым силам трудно их разорвать.

Несмотря на все разговоры о том, чтобы поднять «хариджанов» (сельскохозяйственных рабочих) из их бедственного положения, индийским руководителям не удалось разорвать производственных отношений между сельскохозяйственным рабочим и его землевладельцем.

(iv) Минимальное разделение труда:

Другой структурной особенностью аграрного общества является минимальное разделение труда. За исключением основного деления, основанного на возрастных и половых различиях, существует несколько специализированных ролей. Преобладает только один вид занятий — одомашнивание растений и животных. Для всех людей окружающая среда, как физическая, так и социальная, одинакова.

Аграрное общество — это гомогенное общество, в котором люди заняты одним и тем же экономическим занятием. Существует не так много разделения и подразделения работы. Здесь нет множественности организаций, экономических и социальных.

Профсоюзов и профессиональных ассоциаций нет. Различные физические типы, интересы, профессиональные роли, ценности, религиозные группы и взгляды, столь очевидные в индустриальном обществе, отсутствуют в аграрном обществе. Люди, как правило, очень похожи телосложением, а также культурными традициями.

(v) Роль семьи:

Одной из поразительных черт аграрного общества является большое значение семьи не только как репродуктивного и воспитательного органа, но и как экономической единицы. Во многих обществах не отдельный человек как таковой, а вся семья как группа возделывает землю, сажает и собирает урожай, а также совместно выполняет другие необходимые сельскохозяйственные функции.

Фермерская семья относится к патриархальному типу: отец является окончательным арбитром в большинстве важных семейных решений. Статус семьи — это статус личности. Существуют устоявшиеся семейные традиции в отношении брака, религии, отдыха и занятий.

Жизнь всех мужчин и женщин слита в семейную жизнь. Поскольку специальных организаций не так много, семья является единственной организацией, выполняющей задачи помощи и защиты.

(vi) Чувство единства:

Члены аграрного общества проявляют сильное чувство принадлежности к группе. Поскольку вся их социальная жизнь проходит в обществе, которое физически, экономически и социально однородно, они склонны рассматривать весь внешний мир как внешнюю группу.

Есть сильное «мы-чувство». Во имя славы села люди готовы пожертвовать жизнью. Любой посторонний, нарушающий деревенские нормы и обычаи, строго наказывается.

Отношения между жителями деревни личные. В аграрном обществе соседство — одна из важных единиц, исчезнувшая из индустриального общества.

(vii) Неформальный социальный контроль:

Аграрное общество территориально разделено на села. В деревенской общине сила традиционных нравов преобладает больше, чем в городской. В деревне все всем известны. Члены деревенской общины помогают друг другу и разделяют радости и горести друг друга.

Преступление в аграрном обществе редкость. Санкции вводятся неофициально посредством сплетен, насмешек или остракизма. Поведение регулируется народными обычаями и нравами; формального права мало. Адского давления достаточно для обеспечения соблюдения норм.

(viii) Простота и единообразие:

Жизнь людей в аграрном обществе отличается простотой и однообразием. Их основное занятие — земледелие, которое во многом зависит от капризов природы. Фермер приобретает отношение страха и благоговения к природным силам и начинает поклоняться им. Таким образом, у людей развивается глубокая вера в религию и божества.

Аграрное общество является религиозным обществом. Кроме того, крестьяне ведут простой образ жизни. Их одежда, методы ведения сельского хозяйства и транспортные средства практически не менялись на протяжении поколений. Они считают простую жизнь хорошей жизнью.

Они далеки от пороков индустриальной цивилизации. Их поведение естественно, а не искусственно. Они живут мирной жизнью. Они свободны от ментальных конфликтов. У них не бывает инфарктов. Они искренни, трудолюбивы и гостеприимны. Они рассматривают землю как наиболее существенное из всех наследий.

В заключение можно также сказать, что аграрное общество в наше время все более и более испытывает влияние черт индустриального общества. Теперь фермер производит излишки товаров для более широкого рынка, использует денежную экономику индустриальной эпохи и принимает участие в более широком политическом порядке, платя налоги и голосуя.

Постоянное расширение коммерческого земледелия с прицелом на прибыль, наряду с введением машин, оказало большое влияние на социальную организацию аграрных обществ. Индийское общество, которое является аграрным обществом, постепенно претерпевает трансформацию под влиянием индустриализации.

Внедрение коммерциализации и механизации сельского хозяйства означает, что городской образ жизни все больше влияет на аграрную культуру. И как только сдвиг пойдет полным ходом, деловые и промышленные взгляды и методы будут влиять не только на производство и маркетинг, но и на уровень жизни и другие культурные модели.

3. Промышленное общество :

Очень важным фактором в истории общества была промышленная революция, которая привела к далеко идущим последствиям в структуре общества. До промышленной революции большинство рабочих обеспечивали свое собственное сырье и собственные инструменты.

Они работали под своей крышей в свободное время, определяя как качество, так и количество того, что они производили и продавали готовый продукт потребителю. Рабочий гордился своим продуктом и зарабатывал себе репутацию человека, производившего лучший продукт. Он жил простой жизнью, контролируемой традиционными общественными нравами. Его дети видели, как его отец работает над продуктом, помогали ему и постепенно осваивали работу отца.

Эта социальная структура начала меняться с началом промышленной революции. Пришел предприниматель, капиталист-индивидуалист, и взял на себя часть операций. Он был умным, амбициозным человеком и основал фабрику. Он добывал сырье, оценивал рынок и брал рабочих из-под их собственных крыш, чтобы они производили вещи на своей фабрике.

Он взял продукты и продал их. В этом процессе рабочий отделился от средств производства. Теперь он не владел ни сырьем, ни инструментами, ни зданием, ни продуктом. Теперь он был рабочим. Фабричное производство, основной капитал и свободный труд были характерными чертами этой революции.

В результате этой экономической революции произошло несколько важных изменений в социальной структуре, и родился новый тип общества, названный индустриальным обществом.

Особенности индустриального общества :

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами:

(i) Возникновение современной семьи:

Возникновение современной семьи на месте традиционной патриархальной семьи — первая черта индустриального общества. Семья в индустриальном обществе превратилась из института в товарищество. Женщина больше не преданная мужчине, а равноправная спутница жизни с равными правами.

Не только мужчины ходят на работу на фабрики и в офисы, но и женщины также хорошо зарабатывают, как и мужчины. Семья превратилась из производственной единицы в потребительскую. Теперь он уже не выполняет тех функций, которые выполнял в доиндустриальном обществе. Машины и приборы уменьшили рутинную работу по приготовлению пищи, купанию, уборке и стирке.

Даже функции деторождения и воспитания в индустриальном обществе выполняются иначе. В больнице есть место для рождения ребенка, и он воспитывается в доме престарелых, пока мать в отъезде на завод. Члены семьи индустриального общества индивидуализированы в своем мировоззрении. Короче говоря, структура и функции семьи в индустриальном обществе иные, чем в аграрном обществе.

(ii) Экономические учреждения:

Наиболее важное различие между индустриальным обществом и доиндустриальным обществом можно увидеть в структуре экономических институтов. Индустриальное общество характеризуется новой системой производства, распределения и обмена. Вместо домашних хозяйств есть фабрики, где работа разделена на мелкие части. Были построены крупные заводы. Появились корпорации.

Право собственности было отделено от контроля. Крупный промышленный бизнес, такой как у Таты и Бирлы, принадлежит не одному человеку, а миллионам людей. Акционеры, среди которых распространена эта диверсифицированная собственность, действительно владеют своими компаниями. Но они делегируют контроль над корпорацией наемному менеджменту.

На самом деле мы имеем своего рода коллективизацию собственности в индустриальном обществе. Капитализм со всеми его необходимыми чертами является важным аспектом индустриального общества. Таким образом, она отмечена институтами частной собственности, разделения труда, прибыли, конкуренции, заработной платы и кредита. Рост профсоюзов также является важной чертой индустриального общества.

(iii) Профессиональные субкультуры:

Как упоминалось выше, в индустриальном обществе существует крайнее разделение труда. И производство товаров, и управление фабрикой делятся на маленькие части, ведущие к профессиональным специальностям. На фабрике тысячи людей, которые выполняют специализированные задачи, например, для производства пары обуви.

Аналогичным образом, управленческая работа также разделена: одна занимается закупкой сырья, другая занимается обслуживанием машин и оборудования, третья занимается рекламой и рекламой и так далее.

Такое разделение труда приводит к тому, что некоторые социологи назвали situs наборами родственных профессиональных специальностей, расположенных иерархически параллельно и отдельно от других наборов родственных ролей, которые также организованы в иерархии. Каждое место жительства, семья или связанное с ними занятие выстраивают свойственный ему набор норм.

Эти профессиональные субкультуры изолируют своих участников от представителей другого местонахождения. Врачи и медсестры придерживаются ценностей, которых не разделяют инженеры и водители грузовиков. Профессиональные нормы юристов не совпадают с нормами учителей.

Индустриальное общество, для которого характерна крайняя профессиональная специализация, таким образом, фрагментировано профессиональными субкультурами. Это можно увидеть в крайней степени, когда врачам в Индии и Соединенных Штатах есть о чем поговорить друг с другом, чем у любой группы с фермерами из своей страны.

(iv) Сегментированные роли:

Люди в индустриальных обществах имеют сегментированные роли. Можно быть сварщиком, религиозным проповедником, отцом, членом политической группы, членом команды по крикету. Ни одна из них не находится в таком же необходимом отношении к другому, как роли, исполняемые мужчиной племени в племенном обществе. В таком обществе достаточно знать его принадлежность к клану, чтобы предсказать его род занятий, родство и уровень образования.

(v) Безличность отношений:

Индустриальное общество характеризуется безличными, а не личными отношениями. Профессиональная специализация вносит немалую долю обезличенности производственной жизни. Второстепенный характер ассоциации, множественность занятий, специализация функций и областей и конкуренция сужают привязанности и лишают человека чувства отождествления со всем обществом.

Дальнейшее отделение места работы от места жительства удаляет работающих отцов из поля зрения их детей. Большинство детей не знают, что делает папа, когда идет на работу. Они просто знают, что он уходит и возвращается. На самом деле не только большинство детей не знают, чем занимаются их отцы, но и многие жены точно не знают.

Жена знает только то, что ее муж работает на текстильной фабрике, а чем он там занимается на самом деле, работает ли он на сборочном конвейере, или он механизатор, или он снабженец, ей неизвестно. В таких обстоятельствах семья не может позволить ребенку выйти из подросткового возраста во взрослую профессиональную роль.

(vi) Статус контракта:

Наиболее важной чертой для понимания индустриального общества является тенденция, которую социологи описывают как движение от статуса к контакту. В средневековом обществе крепостные имели земли из-за своего статуса. Барон родился бароном. Его дед был бароном, и это было его право.

Крепостные возлагали на него определенные обязательства не из-за достижений, а потому, что каждый человек был рожден в своем статусе. Все общество было построено на приписанном статусе. Индустриальное общество разрушило эту структуру.

В индустриальном обществе большинство людей работают в крупных организациях, а контракты заменяют статусную систему. Есть договор о заработной плате, договор социального страхования, договор страхования от безработицы и так далее. На смену системе взаимных обязательств в индустриальном обществе приходит система контрактов.

(vii) Социальная мобильность:

Поскольку индустриальное общество перешло от статуса к контракту, следовательно, вследствие этого оно характеризуется социальной мобильностью. Член индустриального общества может своими достижениями повышать или понижать свой статус в течение жизни. Роль касты как фактора, определяющего статус, в индустриальном обществе сводится к минимуму.

(viii) Должность женщин:

В аграрном обществе у женщин мало возможностей для экономической деятельности. В основном они заняты домашними делами; и оказывать помощь во время посадки и сбора урожая. В индустриальном обществе для женщин открывается больше возможностей.

Индустриализация и специализация привели женщин в мастерские и на фабрики. Они вступили в более широкую жизнь, которая изменила их мировоззрение и освободила их от исключительности домашней жизни. Теперь для них зарезервированы места в законодательных органах и других выборных органах. Либеральное движение — это вклад индустриального общества.

(ix) Девиантность и аномия:

Индустриальное общество — это массовое общество с различными субкультурами. Его члены живут в условиях стресса и напряжения, вызванного острой конкуренцией. Фабрики работают день и ночь. Люди занимаются слишком многими видами деятельности и работают с огромной скоростью. Они окружены сложными и разнородными правилами поведения, установленными различными инстанциями, которые налагают огромное количество ограничений на человеческое поведение.

Капитализм, эксплуатация, классовые конфликты, культурное отставание, безличность отношений, преобладание индивидуализма и механической жизни — атрибуты индустриального общества, создающие психические и эмоциональные расстройства. Члены индустриального общества страдают неврозами, психосоматическими расстройствами и психозами. Уровень самоубийств и наркомании также выше в индустриальном обществе.

Итак, индустриальное общество внесло большие изменения в институциональную структуру и нормы. Американское общество — это индустриальное общество, в котором люди высокограмотны, имеют научную подготовку, экономически преуспевающие, но индивидуалистически ориентированные люди.

Будут ли человеческие отношения в таком обществе более стабильными и целостными? Ответ не определен. Однако все больше и больше аграрных обществ вступают в фазу индустриализации, и в будущем у нас будет больше индустриальных обществ.

Главная ›› Общество

Разница между структурой аграрного и промышленного классов

РЕКЛАМА:

Разница между структурой аграрного и промышленного классов!

Хотя каста и класс отличны друг от друга, но классовая стратификация органически связана с кастовой стратификацией. Класс рассматривается как универсальное явление. В то время как в индустриальных обществах проводится различие между классами буржуазии и пролетариата, в аграрных обществах — между классами землевладельцев и безземельных.

Используя атрибутивный подход Маркса, можно сказать, что у буржуазии более высокий доход, более высокий уровень образования и более высокий престиж. Пролетариат имеет низкий доход, низкий уровень образования и низкий престиж. Между этими двумя классами мелкая буржуазия имеет средний доход, средний престиж и уровень образования выше, чем у рабочих, но ниже, чем у буржуазии.

РЕКЛАМА:

В Индии, по сравнению с исследованиями по кастам, литература по классам невелика. Анализ классовой стратификации проводился социологами как марксистского, так и немарксистского толка. Переписные органы в своем анализе классовых категорий обычно ссылаются на сельскохозяйственный или несельскохозяйственный способ получения средств к существованию. Некоторые социологи использовали термины «малики» и «райоты» в своем анализе классовой структуры.

Структура аграрного класса:

Кастовое расслоение, по мнению некоторых ученых, связано с сельским, а сословное – с городским положением. Йогендра Сингх считал, что это утверждение основано на заблуждении; оно не основано на социально-исторических свидетельствах. Некоторые западные ученые придерживались мнения, что ранняя Индия была статичным обществом, в котором преобладала не перемена, а преемственность. Но это заблуждение гипотезы «статичной Индии» подверглось критике со стороны таких ученых, как П.К. Джоши (1970), Йогендра Сингх (1973), Б. Кон (1968) и Ромила Тапар (1972).

В ранней Индии существовало множество классов, таких как священники, феодальные вожди, купцы, ремесленники, крестьяне, рабочие и т. д. Купцы не занимали низкого положения в социальной иерархии. Основой их мобильности были их экономические отношения. Их кастовый статус не противоречил классовому статусу. Йогендра Сингх считает, что положение многих каст со временем изменилось, а богатство и собственность сыграли важную роль в улучшении статуса, особенно среди купеческого сословия.

Период после 1000 г. н.э. ознаменовался ростом классов торговцев, ремесленников и т. д. в городах. И в период Великих Моголов, поскольку большая часть продукции деревни поступала на городской рынок, динамизм классовой структуры как городов, так и деревень сохранялся. Это предполагало не только существование аграрных классов в деревнях, но и устойчивый класс торговцев, посредников и банкиров в городах.

РЕКЛАМА:

В британский период политика торговли и коммерции затронула классы ремесленников и привела к их крупномасштабной миграции в сельские районы. Кроме того, британская политика привилегированного отношения к портовым городам, пренебрежение огромным количеством других городов, политика налогообложения и многие другие социально-экономические меры привели к упадку традиционной индийской экономической структуры, а также классовой структуры.

На классовую структуру в сельской местности также повлияла политика заселения земли. В то же время английская политика создала новые предпосылки для возникновения феодально-аграрной классовой структуры. В городах возник новый промышленный и торговый средний класс. Появился и новый бюрократически-административный класс.

Аграрная система, которая развивалась в сельской местности во время британского режима, была основана либо на системе заминдари, либо на системе риотвари. В системе заминдари было три основных аграрных класса: заминдары, арендаторы и сельскохозяйственные рабочие. В системе рётвари было два основных класса: рёты-помещики и рёты-крестьяне. Аграрная классовая структура повсюду в Индии носила феодальный характер.

Заминдары (т. е. не обрабатывающие землю собственники) были сборщиками податей, арендаторы — настоящими земледельцами (часто без обеспечения землевладения), а сельскохозяйственные рабочие имели статус подневольного труда. При поддержке власти правителей эта в высшей степени эксплуататорская система продолжала сохраняться до политической независимости страны, несмотря на крестьянские волнения и крестьянские движения. Националистическое движение затронуло и феодально-классовую структуру. Национальное руководство подняло голос против эксплуатации крестьян и возглавило различные движения кисан в разных частях страны.

РЕКЛАМА:

После обретения независимости были проведены земельные реформы и преобразована структура аграрного класса. Отмена системы заминдари лишила заминдаров власти. Даниэль Торнер (1973), говоря об аграрных классах после обретения независимости, говорил о трех основных классах: малик, кисан и маздур, а Котовский (1964) говорил о таких классах, как землевладельцы, богатые крестьяне, безземельное крестьянство и сельскохозяйственные рабочие.

В последние два десятилетия некоторые экономисты называли классы крупных землевладельцев (с 10 и более гектаров земли), мелких землевладельцев (с 2-10 га земли), маргинальных землевладельцев (с менее чем 2 га земли) и сельскохозяйственных рабочих. Рам Кришна Мукерджи упомянул три класса в аграрной структуре: землевладельцы и фермеры-надзиратели, самодостаточные крестьяне и издольщики и сельскохозяйственные рабочие.

Йогендра Сингх упомянул несколько тенденций в структуре аграрного класса после обретения независимости:

(1) Существует большой разрыв между идеологией земельной реформы, разработанной во время борьбы за свободу и даже после нее, и фактическими мерами, предпринятыми для земельной реформы.

РЕКЛАМА:

(2) Этот разрыв является результатом классового характера политиков и административной элиты.

(3) Экономическое благополучие богатого крестьянства увеличилось, но экономическое положение мелких крестьян ухудшилось.

(4) Феодальный тип аренды сменился капиталистическим типом арендного или наемного труда аграрного строя.

(5) Неравенство между высшими и низшими уровнями классов скорее увеличилось, чем уменьшилось.

РЕКЛАМА:

(6) Сельскохозяйственные работники не получили выгод от земельной реформы.

(7) Социологический процесс, господствующий в нынешних классовых преобразованиях в деревне, предполагает «обуржуазивание» одних и «пролетаризацию» многих социальных слоев. ПК. Джоши (1971), говоря о тенденции в структуре аграрного класса. (1) Упадок феодального типа аренды и его замена более эксплуататорскими договорами аренды. (2) Появление коммерчески ориентированных землевладельцев. Андре Бетей упомянул об изменении «кумулятивного» на «рассеянное» неравенство из-за изменения социальной стратификации.

Промышленный класс Структура:

Последствия индустриализации:

(1) Процент рабочих, занятых в сельском хозяйстве, снизился, а процент рабочих, занятых индивидуальной деятельностью, увеличился.

РЕКЛАМА:

(2) Ускорился процесс социальной мобильности.

(3) Профсоюзы организовали промышленных рабочих для борьбы за свои права.

(4) Поскольку промышленные рабочие поддерживают постоянные и тесные отношения со своими родственными группами и кастами, кастовое расслоение не повлияло на классовый характер.

(5) На смену традиционной и харизматической элите пришла профессиональная элита.

РЕКЛАМА:

Моррис Д. Моррис сослался на две точки зрения относительно моделей поведения промышленных рабочих. Одна точка зрения состоит в том, что из-за нехватки рабочей силы в промышленности работодатели должны были бороться за свою рабочую силу и идти на всевозможные уступки, которые ослабляли их влияние на рабочих. Рабочие часто возвращались в свои деревни, к которым они были очень привязаны.

Другая точка зрения говорит об избытке рабочей силы в деревнях для использования в городах. Из-за легкой доступности работодатели жестоко обращались с рабочими. Поскольку условия труда на фабриках были невыносимыми, рабочие были вынуждены вернуться в свои деревни. Таким образом, в обеих точках зрения считалось, что рабочие сохраняют свои связи с сельскими районами, что ограничивает предложение рабочей силы для промышленного развития. Как следствие, пролетарский тип поведения не сложился. Это также привело к высокому уровню прогулов и текучести кадров, а также к медленному росту профсоюзов.

Помимо перечисленных выше функций, также были видны четыре другие функции:

Во-первых, занятость женщин и детей в промышленности была очень ограничена. Около 20-25% рабочей силы составляют женщины и около 5% дети. Это произошло потому, что использование женщин в ночные смены было запрещено, а дети младше 14 лет не могли быть трудоустроены на законных основаниях.

Во-вторых, хотя утверждается, что промышленность кастово слепа, потому что ни одна каста не может обеспечить достаточного количества рабочей силы и потому что работники не заинтересованы в кастовой принадлежности, тем не менее рабочие не позволяли работодателям нанимать рабочих из неприкасаемых каст.

В-третьих, большое количество рабочих в промышленности составляли те, кто не имел значительных прав на землю. В-четвертых, нанятые рабочие не обязательно были из того же района, в котором располагалась промышленность, а набирались из разных районов, а также из соседних штатов. Таким образом, не существовало географических барьеров, препятствующих притоку рабочей силы в отрасль.

РЕКЛАМА:

Сельская социальная структура (общая семейная система и т. д.) также не была препятствием для притока населения, необходимого для городской экономической экспансии. По одной из оценок, из общего числа рабочих в любой отрасли около 25% являются местными, 10% — выходцами с расстояния не более 100 км от предприятия, 50% — с расстояния от 100 до 750 км и 15% — с расстояния более 750 км. Это показывает тенденцию к привлечению рабочих рук из отдаленных регионов. Все эти особенности объясняют классовый аспект промышленной рабочей силы в Индии.

Анализируя «рабочий класс», Холмстрем сказал, что не все рабочие разделяют все интересы; скорее, они разделяют лишь несколько интересов. Он также сказал, что необходимо провести классовую границу между организованными и неорганизованными промышленными рабочими сектора. Джоши (1976) также сказал, что промышленные рабочие организованного и неорганизованного секторов представляют собой два класса с разными и конфликтующими интересами. Это можно объяснить на основе различий в четырех факторах: заработной плате, условиях труда, безопасности и социальных мирах.

Заработная плата зависит от того, крупна ли промышленность (более 1000 рабочих), мала (250—1000 рабочих) или очень мала (менее 50 рабочих). В 1973 г. в Западной Бенгалии были установлены различные минимальные размеры заработной платы для более чем трех типов отраслей. Крупные отрасли платят гораздо больше, чем мелкие, из-за эффекта масштаба, профсоюзов и сильной позиции рабочих на переговорах. Естественно, что интересы рабочих зависят от того, в какой отрасли они работают.

Условия труда также затрагивают интересы работников. Рабочие в отраслях с более приятными условиями, мерами безопасности и меньшим количеством несчастных случаев, меньшим шумом, монотонностью и усталостью, более коротким рабочим днем, большим пространством, свободой от жесткого контроля или домогательств, возможностью узнать что-то большее, столовыми, яслями и умывальными, имеют интересы, отличные от тех, которые не обеспечивают всех этих удобств.