Особенности высшей нервной деятельности человека, мышление и речь, первая и вторая сигнальные системы

Механизмы образования и динамики условных рефлексов, обеспечивающих индивидуальное приспособление к изменяющимся условиям среды, у человека и животных общие. Однако человек резко отличается по своему поведению от животных благодаря особым механизмам нервной деятельности.

Такие особенности высшей нервной деятельности человека, как речь, сознание, отвлеченное мышление, развились в связи с трудом, благодаря которому люди смогли сознательно воздействовать на природу. Вместе с тем и внешняя среда для человека имеет качественно новое содержание, чем для животных, так как это социальная среда, общество людей, наделенных сознанием и живущих по законам общественного развития.

Главное отличие высшей нервной деятельности человека от животных — мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности.

Мышление — сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач.

Процессы мышления сводятся к образованию общих представлений и понятий, а также сведений и умозаключений. Помимо словесно-логического, абстрактного, существуют формы эмоционального мышления (оценка), практического или наглядно-действенного мышления.

Речь — это средство общения между людьми в процессе труда, социальной, духовной и личной жизни. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек.

Основываясь на развитии речевой функции у людей. И. П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах.

Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира — предметы или явления. У человека они создают материальную основу для ощущений, восприятий, представлений, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления.

Но только у человека существует вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словами, слышимым (речь) и видимым (письмо). Человек может отвлекаться от особенностей отдельных предметов и находить в них общие свойства, которые обобщаются в понятиях и объединяются тем или иным словом. Например, в слове «птицы» обобщены представители различных родов: ласточки, синицы, утки и многие другие. Подобным образом каждое слово выступает как обобщение.

Для человека слово — это не только сочетание звуков или изображение букв, но прежде всего форма отображения материальных явлений и предметов окружающего мира в понятиях и мыслях. При помощи слов образуются понятия. Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем — сигналом сигналов.

При обобщении различных явлений человек открывает закономерные связи между ними — законы. Способность человека к обобщению составляет сущность отвлеченного мышления, которое отличает его от животного.

Мышление — результат функции всей коры головного мозга.

Вторая сигнальная система возникла в результате совместной трудовой деятельности людей, при которой речь стала средством общения между ними. На этой основе возникло и развивалось дальше словесное человеческое мышление.

Головной мозг человека — это одновременно центр мышления и связанный с мышлением центр речи.

Способностью к обучению речи человек наделен с рождения. Но если ребенок изолирован от человеческого общества, способность к обучению речи не развивается. Ребенок обучается говорить до 5–6 лет. Если до этого возраста ребенок не овладеет речью, его умственное развитие задерживается.

Речевые функции человека связаны со многими мозговыми структурами. Формирование устной речи связано с лобной долей левого полушария, письменной — с височными и теменными долями.


Запись опубликована в рубрике Биология человека с метками высшая нервная деятельность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Особенности высшей нервной деятельности человека

Поведение человека связано с условно-безусловной деятельностью. На основе безусловных рефлексов, начиная с раннего детского возраста, у ребенка вырабатываются условные рефлексы. По мере его развития, общения с людьми и влияния внешней среды в больших полушариях головного мозга постоянно возникают временные связи между различными центрами. Главное отличие высшей нервной деятельности человека — это мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек. Основываясь на развитии речевой функции у людей, И.

П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители внешнего мира — предметы или явления (сигналы). У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления. Но только у человека существует вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом слышим (речь) и видим (письменно).

Для человека слово — это не только, сочетание звуков или изображение букв, но прежде всего форма отображения материальных явлений и предметов окружающего мира в понятиях и мыслях. При помощи слов образуются общие понятия. Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем — сигналом сигналов.

Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый с помощью языка и речи. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему слова используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств. Точно также слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов.

Речь и мышление. Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основы отвлеченного (абстрактного) мышления и определяет поведение людей. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, анализировать, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни. Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира горазда больше любого животного, так как к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления.

Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности. Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего характера. Головной мозг человека представляет собой центр мышления, и связанный с мышлением центр речи.

Сознание как функция мозга. Многочисленные анализаторы отражают различные стороны окружающей действительности активно, вызывая у человека различные чувства и переживания.

Человек не просто видит, слышит, осязает, воспринимает запахи, но и оценивает эти явления, осмысливает их. Одно и то же явление природы по-разному переживается разными людьми. Разные чувства и мысли говорят о том, что каждый человек по-своему, субъективно отражает явления внешнего мира. На все то, что человек воспринимает из окружающей его действительности, он немедленно или, напротив, с отсрочкой более или менее длительной, отвечает различными действиями. Эти действия могут быть разными по своему характеру — импульсивными, или непроизвольными, возникающими как непосредственный ответ на полученные раздражения из окружающей среды или же задержанными, продуманными, произвольными, выражающими понимание человеком того, что произошло и определенное отношение к происшедшему. В этом случае человек проявляет осознанное отношение к действительности. Его действиями руководит сознание.

Сознание — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: восприятий, ощущений, представлений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщенная форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных. Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того, как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда, вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный характер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и характеристика такой деятельности как сознательной. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. Кора головного мозга является контрольным звеном отбора информации, регуляции эмоций и сознания.

Социальная обусловленность поведения человека. Человек — существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволяющим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд, который в известном смысле слова, как выразился Энгельс «создал самого человека». Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.

В процессе общения, которое развилось в условии общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Несправедливость присвоения результатов труда наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания. Вследствие этих причин, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты характера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания. Человек активно организует свои взаимоотношения с окружающей его природой и социальной средой. Это не простое отражение действительности, а результат сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.

Сон его значение и гигиена. По теории, разработанной И.П. Павловым, сон — это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Он охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во время сна резко падает активность многих физиологических процессов, продолжают свою деятельность лишь отделы стволовой части головного мозга, регулирующие жизненно важные функции — дыхание, сердцебиение, но их функция снижена. Центр сна находится в гипоталамусе промежуточного мозга, в передних ядрах. Задние ядра гипоталамуса регулируют состояние пробуждения и бодрствования. Электрофизиологические исследования последних лет показали, что во сне происходят сложные физиологические процессы, преобразующие полученную во время бодрствования информацию. Поэтому представления о сне как отдыхе носят относительный характер. Записи электроэнцефалограмм во время сна свидетельствуют о наличии физиологической активности в нейронах коры, значит во время сна происходит переработка информации: анализ, запоминания, эмоциональные переживания. При этом мозг словно отфильтровывает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти.

В жизни человека сон является ничем не заменимой потребностью, его отсутствие так же плохо сказывается на здоровье, как и голодание. Недосыпания сопровождаются снижением работоспособности, ослаблением защитных сил. Глубокий сон — лучший отдых для нервной системы. Сон широко применяется как лечебное средство в психиатрических клиниках, при лечении гипертонии и других заболеваний. Для полного отдыха нервной системы необходимо чтобы сон был не менее 7 часов для взрослого человека и 8-9 часов для подростков, предпочтительно в ночное время. Отход ко сну и подъем должны быть в одно и то же время. Помещение для сна нужно проветривать, постель должна быть удобной.

Нервная система — Канал лучшего здоровья

Резюме

Прочитать полный информационный бюллетень
  • Нервная система использует электрические и химические средства, чтобы помочь всем частям тела общаться друг с другом.
  • Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему.
  • Нервы во всем теле являются частью периферической нервной системы.

Нервная система помогает всем частям тела взаимодействовать друг с другом. Он также реагирует на изменения как снаружи, так и внутри организма. Нервная система использует как электрические, так и химические средства для отправки и получения сообщений.

Нейроны являются строительными блоками

Основным строительным блоком нервной системы является нервная клетка или нейрон. Нейроны имеют разную форму в зависимости от того, где они находятся в организме и какую роль играют. Все нейроны имеют пальцевидные отростки, называемые дендритами, и длинное волокно, называемое аксоном.

Во многих случаях аксон покрыт специальной мембраной, называемой миелиновой оболочкой. Аксон выпячивается и имеет несколько бугорков на нем. Каждая шишка находится рядом с дендритом другого нейрона. Пространство между бугорком и дендритом называется синапсом. Сообщения передаются по синапсу от одного нейрона к другому с помощью специальных химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.

В отличие от других клеток в организме, нейроны нелегко заменить, если они погибают или повреждаются инфекцией или травмой.

Центральная нервная система

Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Они покрыты тонкой оболочкой, называемой мозговыми оболочками, и омываются спинномозговой жидкостью (ЦСЖ).

Мозг

Мозг является электростанцией тела, несмотря на то, что он составляет всего 2 процента массы тела. Этот мягкий желеобразный орган имеет бесчисленные миллиарды нейронных перекрестных связей. Мозг наблюдает за работой тела, а его высшие функции дают нам сознание и личность.

Спинной мозг

Спинной мозг соединяется с головным мозгом и проходит по всему телу. Его защищают кости позвоночника (позвонки). Нервы ответвляются от спинного мозга в руки, ноги и туловище.

Периферическая нервная система

Нервы соединяют головной и спинной мозг с периферической нервной системой, так называется нервная ткань вне центральной нервной системы. Она состоит из двух основных частей: вегетативной и соматической нервной системы.

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система является частью периферической нервной системы. Одной из его основных функций является регулирование работы желез и органов без каких-либо усилий со стороны нашего сознания.

Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической . Эти системы действуют на организм противоположным образом. Вместе они координируют множество корректировок, необходимых для наших меняющихся личных потребностей по мере того, как мы перемещаемся в окружающей среде. Например, размер наших зрачков регулируется автоматически, чтобы обеспечить правильное количество света для оптимального зрения, наши потовые железы включаются, когда нам становится слишком жарко, а наши слюнные железы выделяют слюну, когда мы едим пищу (или даже думаем о ней). об этом!).

Соматическая нервная система

Соматическая нервная система также является частью периферической нервной системы. Одной из его функций является передача информации от глаз, ушей, кожи и мышц в центральную нервную систему (головной и спинной мозг). Он также подчиняется командам центральной нервной системы и заставляет мышцы сокращаться или расслабляться, позволяя нам двигаться.

Проблемы с нервной системой

Некоторые распространенные проблемы с нервной системой включают:

  • Эпилепсия – бури аномальной электрической активности в мозгу, вызывающие судороги.
  • Менингит – воспаление оболочки, покрывающей головной мозг.
  • Рассеянный склероз – поражается миелиновая оболочка, защищающая электрические кабели центральной нервной системы.
  • Болезнь Паркинсона — гибель нейронов в части мозга, называемой средним мозгом. Симптомы включают дрожь и проблемы с движением.
  • Ишиас – сдавление нерва, вызванное грыжей диска в позвоночнике или артритом позвоночника, а иногда и другими факторами.
  • Опоясывающий лишай – инфекция чувствительных нервов, вызванная вирусом ветряной оспы.
  • Инсульт – недостаточность кровоснабжения части головного мозга.

Где можно получить помощь

  • Всегда вызывайте скорую помощь в экстренных случаях (три нуля) Тел. 000
  • Ваш врач общей практики

  • Нервная система, Интернет-книга по биологии, Общественный колледж Эстрелла-Маунтин, США.
  • Неврологические заболевания, Medline Plus, Национальный институт здравоохранения, Национальная медицинская библиотека, США.

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Нервная система — Канал лучшего здоровья

Сводка

Прочитать полный информационный бюллетень
  • Нервная система использует электрические и химические средства, чтобы помочь всем частям тела общаться друг с другом.
  • Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему.
  • Нервы во всем теле являются частью периферической нервной системы.

Нервная система помогает всем частям тела общаться друг с другом. Он также реагирует на изменения как снаружи, так и внутри организма. Нервная система использует как электрические, так и химические средства для отправки и получения сообщений.

Нейроны являются строительными блоками

Основным строительным блоком нервной системы является нервная клетка или нейрон. Нейроны имеют разную форму в зависимости от того, где они находятся в организме и какую роль играют. Все нейроны имеют пальцевидные отростки, называемые дендритами, и длинное волокно, называемое аксоном.

Во многих случаях аксон покрыт специальной мембраной, называемой миелиновой оболочкой. Аксон выпячивается и имеет несколько бугорков на нем. Каждая шишка находится рядом с дендритом другого нейрона. Пространство между бугорком и дендритом называется синапсом. Сообщения передаются по синапсу от одного нейрона к другому с помощью специальных химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.

В отличие от других клеток в организме нейроны нелегко заменить, если они погибают или повреждаются инфекцией или травмой.

Центральная нервная система

Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Они покрыты тонкой оболочкой, называемой мозговыми оболочками, и омываются спинномозговой жидкостью (ЦСЖ).

Мозг

Мозг является электростанцией тела, несмотря на то, что он составляет всего 2 процента массы тела. Этот мягкий желеобразный орган имеет бесчисленные миллиарды нейронных перекрестных связей. Мозг наблюдает за работой тела, а его высшие функции дают нам сознание и личность.

Спинной мозг

Спинной мозг соединяется с головным мозгом и проходит по всему телу. Его защищают кости позвоночника (позвонки). Нервы ответвляются от спинного мозга в руки, ноги и туловище.

Периферическая нервная система

Нервы соединяют головной и спинной мозг с периферической нервной системой, так называется нервная ткань вне центральной нервной системы. Она состоит из двух основных частей: вегетативной и соматической нервной системы.

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система является частью периферической нервной системы. Одной из его основных функций является регулирование работы желез и органов без каких-либо усилий со стороны нашего сознания.

Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической . Эти системы действуют на организм противоположным образом. Вместе они координируют множество корректировок, необходимых для наших меняющихся личных потребностей по мере того, как мы перемещаемся в окружающей среде. Например, размер наших зрачков регулируется автоматически, чтобы обеспечить правильное количество света для оптимального зрения, наши потовые железы включаются, когда нам становится слишком жарко, а наши слюнные железы выделяют слюну, когда мы едим пищу (или даже думаем о ней). об этом!).

Соматическая нервная система

Соматическая нервная система также является частью периферической нервной системы. Одной из его функций является передача информации от глаз, ушей, кожи и мышц в центральную нервную систему (головной и спинной мозг). Он также подчиняется командам центральной нервной системы и заставляет мышцы сокращаться или расслабляться, позволяя нам двигаться.

Проблемы с нервной системой

Некоторые распространенные проблемы с нервной системой включают:

  • Эпилепсия – бури аномальной электрической активности в мозгу, вызывающие судороги.
  • Менингит – воспаление оболочки, покрывающей головной мозг.
  • Рассеянный склероз – поражается миелиновая оболочка, защищающая электрические кабели центральной нервной системы.
  • Болезнь Паркинсона — гибель нейронов в части мозга, называемой средним мозгом. Симптомы включают дрожь и проблемы с движением.
  • Ишиас – сдавление нерва, вызванное грыжей диска в позвоночнике или артритом позвоночника, а иногда и другими факторами.
  • Опоясывающий лишай – инфекция чувствительных нервов, вызванная вирусом ветряной оспы.
  • Инсульт – недостаточность кровоснабжения части головного мозга.

Где можно получить помощь

  • Всегда вызывайте скорую помощь в экстренных случаях (три нуля) Тел. 000
  • Ваш врач общей практики

  • Нервная система, Интернет-книга по биологии, Общественный колледж Эстрелла-Маунтин, США.
  • Неврологические заболевания, Medline Plus, Национальный институт здравоохранения, Национальная медицинская библиотека, США.