Осада Пскова Стефаном Баторием 1581–1582

26 августа 1581 польские войска взяли крепость Остров и подошли ко Пскову. Здесь и кончились успехи Батория. Псков славился как лучшая русская крепость: стены тут недавно были возобновлены, на них поставлено много хороших пушек, в городе введено сильное войско, во главе которого стояли опытные воеводы, особенно доблестный князь Иван Петрович Шуйский.

О достопамятной обороне Пскова 1581–1582 сохранилось подробное сказание («Повесть о псковской осаде»).

Баторий велел укрепиться под стенами города, рыть борозды (траншеи), ставить туры для прикрепления людей и пушек. Защитники Пскова тоже не теряли времени, принялись строить внутренние укрепления… 7 сентября на рассвете неприятель открыл сильную пальбу по Пскову; из двадцати больших орудий громил городскую стену, стараясь сделать в ней проломы для приступа. На другой день стена в нескольких местах была сбита. Путь в город был открыт, и воеводы Батория, сидевшие в это время за обедом, хвалились, что ужинать будут во Пскове.

Баторий под Псковом. Картина Яна Матейко, 1872

 

Распустив знамена, при звуках труб, пошли поляки, венгры и немцы на приступ. В город по звону осадного колокола не только воины спешили к своим местам, но и все жители Пскова, могущие держать оружие в руках, бежали на помощь своим и стали с воинами в самом опасном месте, между развалинами каменной стены и новою деревянной, еще не достроенной. Но, несмотря на ужасный огонь, открытый по войскам Батория, они упорно шли вперед, по трупам своих достигли крепости, сломили отчаянное сопротивление и ворвались… Уже на двух псковских башнях (Покровской и Свиной) развевались королевские знамена. Русские изнемогали и все больше и больше подавались под напором врагов. Шуйский, облитый кровью, сошел со своего раненого коня и удерживал отступающих… В это самое время псковское духовенство вынесло из храма образ Богоматери и мощи св. Всеволода-Гавриила и шло в самый пыл битвы. Бойцы при виде своей местной святыни ободрились. Вдруг с ужасным громом и треском взлетела на воздух Свиная башня. Воеводам удалось взорвать ее. Ров наполнился истерзанными телами врагов, овладевших башней. Солдаты Батория оторопели. Русские дружно ударили на врагов и смяли их. Подоспели к месту боя свежие отряды воинов из более отдаленных частей Пскова; враги не выдержали нового напора и побежали… Дольше всех защищались венгры, засевшие в Покровской башне; наконец и их осилили. Жители помогали воинам, приносили воду, убирали раненых, веревками тащили легкие пушки, брошенные неприятелем у стен. Уже поздно ночью вернулись победители в Псков с огромным числом пленных. Это достопамятное дело происходило 8 сентября.

Осада Пскова Стефаном Баторием в 1581 году. Картина Карла Брюллова, 1843

 

Пытался всячески Баторий взять Псков: велел делать подкопы, стрелять день и ночь в крепость, пускать каленые ядра, чтобы произвести пожар; написал увещание русским воеводам, обещая им и городу всякие льготы, если сдадутся, и неминуемую гибель в случае упорства. Так как осажденные не хотели иметь никаких сношений с неприятелем, то письмо Стефана Батория с этим увещанием было пущено в Псков со стрелою.

Таким же способом псковские воеводы прислали королю свой ответ:

– За богатства всего мира не изменим своему крестному целованию. Если Бог за нас, никто не осилит нас! Мы готовы умереть, но не предадим Пскова… Готовься на брань, а чья будет победа – Бог покажет!

Не удались Баторию и подкопы: осажденные вели против них свои мины и резались с неприятелем под землею. Напрасны были и новые приступы. Когда враги подходили к стене, прикрываясь большими щитами от пуль, и старались ломами пробить каменную стену Пскова, русские на них лили горящую смолу, шестами с крючьями оттаскивали их от стены.

Войско Батория, несмотря на то что числом вдвое превосходило осажденных, совсем упало духом и отчаялось осилить Псков, даже подгородного Печорского монастыря не удалось ему взять.

Хотя доблестная оборона Пскова несколько и ободрила царя, но все-таки он сильно желал мира. Шведский полководец Делагарди отнимал у русских город за городом, взял Гапсаль, Нарву, отнял и старые русские города: Яму (Ямбург) и Копорье.

Тяжела становилась Ивану Грозному война с двумя соседями: он решился помириться хоть с Польшей; послал посольство в Рим к папе, просил его помочь миру и выражал желание сблизиться с ним и императором на случай войны с турками.

rushist.com

Осада Пскова Стефаном Баторием — кратко

Введение


Ливонская война была крупным военным конфликтом, длившаяся с 1558 по 1583 годы. Поворотным событием в ходе всей войны стала осада Пскова. Основными силами противника в осадной операции являлись войска Речи Посполитой, государства, образовавшегося путем слияния Литвы и Польши в 1569 году. Стефан Баторий, польский король, надеялся кратко и скороспешно захватить Псковскую крепость, однако столкнулся с мощным сопротивлением, которое осталось крупнейшим военным проигрышем в жизни короля.

Подготовка обеих сторон


Русские воеводы предусмотрели, что силы противника будут направлены на Псков, как на важный плацдарм для дальнейшего наступления. На момент начала осады город представлял собой сложную сеть инженерных оборонительных сооружений, среди которых было 37 крепостных башен, несколько рядов защитных стен и рвов. Силы противника, согласно различных источников, насчитывали от 45 до 100 тысяч солдат и наемников. Русские же не могли похвастаться таким количеством боевых единиц. К началу осады в городе находилось всего 6 тысяч царских солдат регулярной армии и 10 тысяч народного ополчения. Население Пскова составляло около 20 тысяч человек, половина из которых стала на защиту родного города. В середине 1580 года в город прибыло царское войско под предводительством князя Ивана Шуйского и начало подготовку к отражению атак.

Ход осады


В августе 1581 года польское войско под предводительством Стефана Батория подступила к южным границам города. Надеясь взять город молниеносным штурмом, войска противника наткнулись на ожесточенный отпор, в результате чего вынуждены были отступить и начать строительство осадного лагеря.

5 сентября начался обстрел двух южных городских башен и стены, проложенной между ними. После массированного артиллерийского обстрела, 7 сентября, башни оказались критически повреждены, и рухнула соединяющая их стена. Не следующий день польское войско под предводительством коронного гетмана Яна Замойского пошло на штурм. Ожесточенные бои длились на южной окраине города. Поляки оказались в ловушке, под обстрелами русской артиллерии, которая смешивала постройки с солдатами противника. Неприятель не смог удержать занятые им территории и отступил, а псковичи после занялись укреплением крепостных стен и восстановлением разрушенных строений.

После неудачного штурма осада была продолжена. Подкопы, регулярные обстрелы, дальнейшие попытки штурма не привели Стефана Батория к успеху. Его войско было деморализовано, не редкостью стало дезертирство. Осознав, что, несмотря на численное превосходство, ему не удастся сломить дух русского сопротивления, король вынужден был 13 декабря 1581 года пойти на позорный шаг, начав переговоры о мире.

Мирный договор и его значение


15 января 1582 года был заключен Ям-Зампольский мирный договор, завершив собой Ливонскую войну. Согласно договоренности Россия и Польша отказывались от земель, завоеванных в ходе войны.

Сложно переоценить историческое значение Псковской обороны. Историки сходятся во мнении, что если бы Баторию удалось взять Псков, то его экспания продолжилась бы на все русские земли. Воины осажденного Пскова дали решительный отпор агрессивно настроенным соседям, помешав им покорить свое Отечество.

www.istmira.com

Осада Пскова

После взятия Великих Лук Великий князь Литовский и король Польский Стефан Баторий решил продолжить наступление на территорию московского княжества.

Несмотря на то, что литовские полководцы советовали королю идти на Смоленск, потому что этот город было легче взять, так как он не имел столь мощных укреплений и численность гарнизона была меньше, Стефан Баторий решил все же идти на Псков. Окончательное решение он принял 29-го июля 1581-го года на тайном совещании с литовскими полководцами в Полоцке. Необходимость взятия Пскова он аргументировал тем, что этот город — ключ к Ливонии.

Войска Стефана Батория насчитывали около 30 000 воинов. Чуть больше половины составляла армия ВКЛ, которой командовал Николай Радзивилл Рыжий, во вторую часть войска входили венгерские и польские полки, а также немецкие, чешские, датские и шотландские наёмники. Армия было хорошо вооружена и состояла из профессиональных воинов. Уверенный в своей победе Стефан Баторий вышел из Полоцка на Псков.

Как только информация дошла до города, горожане, не мешкая, стали готовиться к обороне. На тот момент Псков был сильнейшей твердыней в Московском княжестве, имел хорошо укреплённые каменные стены с башнями и большим количеством пушек, две из них были особо крупные, «Барс» и «Трескотуха». Гарнизон состоял из 7000-ой конницы и от 30000 до 50000 солдат в том числе и простых горожан, вставших на защиту своего города. Обороной командовали князь Иван Петрович Шуйский и Василий Федорович Скопин-Шуйский.

18-го августа в Пскове стало известно, что Баторий взял Опочку, Остров, Красный, и, кроме того, разбил московский легкий конный отряд. Битва за город обещала быть серьезной и тогда воеводы, приказали сжечь городской посад, чтобы не дать противнику использовать дома в качестве прикрытия. В тот же день с городских башен заметили, что к городу приближаются передовые отряды войска Речи Посполитой.

Основные войска Батория подошли 26-го августа. Король первоначально расположил свой шатер недалеко от стен Пскова в деревне Любатово, но псковские пушкари стреляли метко и поэтому вскоре он приказал перенесли его подальше, к реке Черехе.

После осмотра укреплений города Баторий понял, что взять Псков будет очень сложно. Численность оборонявшихся значительно превосходила его войска, к тому же оказалось, что взятого пороха недостаточно. Но и отступать было поздно, Баторий отдал приказ готовиться к осаде.

Посоветовавшись с великим коронным гетманом Яном Замойским, король отдал приказ сосредоточить свою артиллерию напротив южного угла крепостной стены, где находились Великие ворота, Покровская и Свиная башни.

1-го сентября литвины начали осадные работы. Выкопали траншеи к Покровской баше вдоль реки, сделали насыпи и поставили туры (укреплённые башни). 7-го сентября всё было готово и Баторий отдал приказ открыть огонь из пушек. Двадцать осадных орудий громили стену между Покровской и Свиной башней. К утру следующего дня стена была разрушена в нескольких местах.

Днём, 8-го сентября 1581 года, войска Речи Посполитой пошли на штурм Пскова. Поляки, венгры и немцы ринулись в пробитые проёмы, литвины в атаку не пошли и оставались на местах, так как Великий гетман Литовский Николай Радзивилл Рыжий считал, что такие твердыни с наскока не берут, и решил сохранить своих воинов. В итоге он оказался прав. Хоть полякам и венграм удалось захватить Покровскую и Свиную башню, но за разрушенной стеной они наткнулись на ров и деревянную стену, за которой стояли псковские защитники. Псковичи развернули одну из самых крупных пушек «Барс» и выстрелили из неё по Свиной башне, одним выстрелом уничтожив многих осаждающих. Затем, по приказу Шуйского, были взорваны остатки пороха под башней, взрыв окончательно разрушил башню, которая своими обломками убила и ранила не мало воинов Батория.

А тем временем, к проломам в стене у Покровской башни вскоре подошли ополченцы во главе с монахами Арсением, Мартирием, и Ионом, которые раньше были опытными военными. Завязался долгий и упорный бой, длившийся около шести часов. Защитникам удалось выбить пехоту Батория, штурм провалился. Войска осаждающей армии потеряли до пяти тысяч человек.

В тот же день огорченный Стефан Баторий, не желая никого видеть, ушёл в свой шатёр, но на следующее утро вышел к войску со спокойным лицом. Он созвал военный совет на котором заявил, что обязательно надо взять Псков, не взирая ни на какие трудности.

Осада продолжалась, но пороха было мало, и за ним Баторий послал отряд в Ригу к герцогу Курляндскому. Пока ждали подвоза пороха, осаждающие копали подкопы к стенам. Но 17-го сентября после одной стычки у городских ворот, псковичи взяли пленника, от которого узнали, что к стенам ведут подкопы, правда о направлении их выведать не удалось. Через три дня удача снова была на стороне защитников, к ним из литовского стана перебежал бывший полоцкий стрелец Игнат, который уже точно указал, в каком направлении ведутся подкопы. 23-го сентября часть этих подкопов была разрушена защитниками, а другая часть вскоре обрушилась сама. План с подкопами себя не оправдал.

Время шло, и на смену теплому сентябрю пришел октябрь и заморозки. Тогда Стефан Баторий решил атаковать город через реку Великая. Пять дней несколько осадных батарей вели огонь по стене, которую им удалось частично разрушить. 2-го ноября пехота Батория снова пошла на штурм, однако псковские защитники за пять дней, пока противник обстреливал стены, успели подтащить к тому месту несколько десятков пушек и замаскировать их до начала сражения. А когда начался штурм, хватило двух залпов из пушек, ручниц и пищалий, что бы заставить атакующих побежать назад через реку и оставить после себя много трупов у стены и на льду..

Тем же днем в Псков смог пробиться стрелецкий голова Федор Мясоедов с многочисленным отрядом. После чего Стефан Баторий приказал прекратить обстрелы и вместо бесполезных штурмов заняться полной блокадой города, чтобы голодом заставить Псков сдаться.

Однако начавшиеся морозы, нехватка провианта, дров и, вдобавок, дезертирство, не могли обеспечить хорошей и длительной блокады, удача переметнулась на сторону осажденных.

Стефан Баторий понимал, что если будет и дальше продолжать осаду, то потеряет всю свою армию, а Иван Грозный, вместо того, чтобы просить договор о мире, перейдёт в наступление. Поэтому, когда прибыли послы из Москвы с желанной вестью, Баторий с частью войска 1 декабря отправился в Вильно.

Оставшиеся войска под командованием Яна Замойского, простояв до 4-го января под стенами Пскова, сняли осаду и ушли в Ливонию. Однако, несмотря на то, что Стефан Баторий не смог взять Псков, начавшиеся 15-го декабря мирные переговоры между Речью Посполитой и Московским княжеством закончились 6-го января 1582-го года подписанием Ям Запольного перемирия на 10 лет. Что, собственно, и стало окончанием Ливонской войны, длившейся с 1558-го по 1582-й год.

vklby.com

Осада Пскова войсками Стефана Батория. Матейко VS Брюллов

Два великих художника создали картины, связанные с героической обороной Пскова от войск Стефана Батория. 

Русский историк Карамзин так прокомментировал эти важные для Руси события 1581-1582 годов: «Сказка достойная суеверного века; но то истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Великий польский художник Ян Матейко в 1872 году пишет большое историческое полотно «Стефан Баторий под Псковом».

На картине перед нами момент, когда послы Ивана Грозного или как поляки его называли Сурового прибыли для переговоров о перемирии.  Сам художник признавал, что не стремился к документальной точности, а объединил в картине несколько фактов. Например, переговоры имели место, но не под Псковом.

Художник – страстный патриот и представляет трактовку событий с польской стороны. На полотне мы видим величественного князя литовского и короля польского Батория на походном, но роскошном троне и в окружении вельмож. На заднем плане в шатре стоит коронный канцлер Ян Замойский, готовый принять любое решение короля: одна рука на канцлерской печати, в другой гетманская булава.

Облаченный в черное папский легат и посол к Ивану IV Антонио Поссевино явно призывает Батория к переговорам, стараясь смягчить противоборство сторон.

Русские послы Полоцкий и Великолуцкий владыка Киприан II и боярин Иван Нащокин изображены приниженными и просящими мира, предлагая завоевателю хлеб и соль.  Очевидно, что несмотря на то что перемирие и предлагалось русской стороной, хлеб-соль при этом не подносили, а «Добро пожаловать» завоевателям на Руси никто не говорил, да и фигуры воинов на заднем плане говорят нам, что русские еще не сдались.

Фоном для русских служат стены и купола осажденного города, дым пожарища и тревожные вороны.

Это трехметровый холст можно увидеть в Королевском замке в Варшаве.


Другое историческое полотно, посвящено самому кульминационному моменту обороны Пскова. Великий русский художник Карл Брюллов написал «Осаду Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» по заказу Академии художеств. Над ней художник трудился с 1839 по 1843 год, но работа осталась неоконченной, а сам автор считал ее творческой неудачей.

Существует несколько вариантов и эскизов, но на всех центром картины является крестный ход, который остановил дрогнувших было защитников Пскова. Над головами псковичей рушится Свинорская башня, в пролом после взрыва уже врываются враги. Бьются воины, а за их спинами к пролому спешат горожане, с единственным устремлением закрыть собой родной город. Момент был критическим, защитники были истощены долгой осадой. Руководитель псковской обороны Иван Шуйский с мечом и Печерский игумен Тихон с крестным ходом поддержали народную силу.

Брюллов внимательно изучал исторический сюжет (один из двух, предложенных ему императором), был восхищен изложением Карамзина и даже посетил Псков.

Один, наиболее завершенный вариант написан в романтическом стиле, очень напоминающем знаменитый «Последний день Помпеи». Так же реет прах и огонь над головами людей, так же представлены сюжетные группы. Сын, поднимающий копье умирающего отца с благословения матери; мастеровой, бросающийся на врага без оружия в руках, военачальник, пролагающий путь своим мечом в гуще врага под образом Христа.

Существует эскиз, который еще более не прописан, но нечеткость линий создает эффект чудесного видения и усиливает ощущение божественного вокруг фигур служителей церкви, поддерживающих дух и жертву горожан. Столп света притягивает все внимание и объединяет разрозненные фигуры в одном устремлении.

Во всех вариантах центральным образом картины является крестный ход: иконы, хоругви, фигуры священнослужителей. Брюллов ясно указывает на сюжет о видении накануне решающей битвы и помощь божественных сил, соединенных с силой духа народа.

Картину можно увидеть в Москве, в Третьяковской галерее.

  

pskoviana.ru

Осада Пскова Стефаном Баторием: amsmolich

Псков после присоединения к Москве обеднел и обезлюдел, но по-прежнему оставался важным стратегическим пунктом. Псковичи, хотя неохотно покорились Москве, служили ей верно, что особенно проявилось во время ливонских войн. Одной из блестящих страниц русской военной истории является оборона Пскова против Стефана Батория (1581-1582).



В августе 1581 года Баторий быстро двинулся к Пскову. Иван Грозный ожидал этого нападения. Защиту Пскова он поручил надежным воеводам: князьям Шуйским, Ивану Петровичу и Василию Федоровичу (Скопину), Никите Ивановичу Очину-Плещееву, князю Андрею Хворостинину, Бахтеярову, Ростовскому-Лобанову. Он дал им письменные указания и в Успенском соборе перед Владимирскою иконою Богоматери, взял с них торжественную присягу, что они не сдадут Пскова Баторию: «держати и сидети в осаде крепко со всеми пребывающими во граде Пскове християнскими народы, и битися за град Псков безо всякого порока с Литвою даже до смерти».

Прибыв в Псков во главе тридцатитысячного войска, воеводы занялись подготовкой к обороне. Они исправили ветхие укрепления; расставили пушки, ручницы, пищали; назначили места, где быть каждому воеводе со своею дружиною для обороны Крома, Среднего и Окольного, т.е. внешней стены на пространстве 7-8 верст. Воеводы велели свозить в город всякие запасы; дворы и остававшиеся кормовые запасы повелевали жечь, чтобы не было у врагов крова; живущим в селах строго приказали бежать в укрепленный Псков.
Воеводы также привели к присяге, то есть к крестному целованию, всех бояр, детей боярских, сотников, стрельцов и всех псковичей чтобы «за Бога и за своего государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и за его государевы дети, и за святыя церкви, и за православную християнскую веру, и за град Псков битися с Литвою до смерти безо всякия хитрости».

План Пскова, 1581 год:

Из Печерской обители для защиты Пскова была принесена Успенская икона Богородицы. Печерский игумен Тихон со старцами прибыл в Псков, «молебная совершающе со всем освященным собором в церкви Святыя и Живоначалныя Троица».
Войско Батория было весьма разнородно (поляки, литовцы, казаки, венгры, немцы и другие), численностью до 100 тысяч. Баторий взял Опочку, Красный, Остров, на берегах Черехи разбил отряд нашей конницы. 18 августа воеводы велели звонить в осадный колокол и сожгли за Великой все посады. 26 августа войско Батория обложило город.

В грозные дни осады было проявлено легендарное мужество и создалось немало прекрасных легенд и чудесных сказаний. В «Повести о Печерском монастыре» есть рассказ о видении старца Дорофея. Было это 26 августа в двенадцать дня. Слабовидящий Дорофей, в прошлом кузнец, сидел в сенях своей келейки в Покровском монастыре, что в Угле Пскова. Угол – соединение южной и западной крепостных стен у Покровской башни. Дорофей плакал о наступающей на город беде и вдруг явственно увидел сияющий столп до небес, шествующий от Печерской обители через реку Великую с левой стороны Мирожского монастыря в Псков.

Река Великая, слева Мирожский монастырь, справа Покровская башня:

Вид на Угол, Покровскую башню и Покровскую церковь со стороны Мирожского монастыря:

В этом свете Дорофей увидел идущую по воздуху Богородицу и с нею шествующих преподобных Антония, основателя Киевской пещеры и игумена Корнилия Печерского Псковской земли. Сначала они вошли в Покровскую церковь, а оттуда взошли на крепостную стену. Там пред Нею предстали епископ Нифонт, «таже вскоре предсташа ту благовернии велицыи князи Владимер Киевский, Всеволод и Домонт Псковстии, и по них ста позади, яко полусажени, блаженный Микула, иже уродивый бяше был во Пскове, и вси ей поклонишася». Богородица позвала Дорофея и велела ему передать воеводам, чтобы поставили на этом месте «образ мой Печерский старый и хоруговь на стену града» и еще бы поставили на этом месте пушку, а другую внизу стены.

Эти события изображены на иконе Псково-Покровской Богоматери («Явление Божией Матери старцу Дорофею»). В верхней части иконы Мирожский и Печерский монастыри:

Богородица изображена на иконе несколько раз: в центре на стене вместе с преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским; затем внизу слева они как бы внутри Покровской церкви, а перед ними на коленях Дорофей; наконец, слева на роскате Богородица, за Ней Антоний, Корнилий, предстоят лицом к Ней, святые, которые восстали по ее зову — равноапостольные князь Владимир и Псковские князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, блаженный Николай Салос Псковский и святитель Нифонт, архиепископ Новгородский, строитель Псковского Спасо-Мирожского монастыря, указывает Дорофею, где установить Ее образ, хоругвь и пушки.
Последнее изображено и на иконе Владычного креста — Богородица на стене у Покровской башни, за стеной видна Покровская церковь, на переднем плане Мирожский монастырь:

О вещем сне Дорофея стало известно и в стане врагов. Секретарь Батория, ксендз Станислав Пиотровский, записал в дневнике: «…Шуйский возбуждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь, и убеждала горожан храбро защищаться, обещая, что король города не возьмет…»

Покровская церковь:

1 сентября неприятель стал вести подступы к Покровским воротам. Воеводы за каменной стеной заложили деревянную стену, на тот случай, если каменная будет пробита, и назначили сюда лучших детей боярских и стрельцов под начальством князя Андрея Ивановича Хворостинина. Именно это место было выбрано Баторием для штурма на рассвете 7 сентября. Противник открыл сильную пальбу из 20 тяжелых орудий, и на следующий день успел обвалить часть стен между Покровскими и Свиными башнями: «на первом часу дни начаша бити из норяду по городу — из троих туров, из 20 пищалей; и биша по граду безпрестанно весь день до ночи. Такоже и на утрии 5 часов безпрестани по граду из норяду биша и выбиша у града городовыя стены 24 сажени до земли, да Покровскую башню всю до земли, да наугольной башни охаб весь до земли, да Свиной башни половину до земли же збиша, да местами стены городовые збиша 69 сажень. Сие же збиша и городовую стену во многих местех испроломаша». На следующий день, в пятницу 8 сентября: «Того же месяца сентября в 8 день, в праздник Рожества Пречистыя Богородицы, в пятом часу дни (тогда той седмичный день пяток бяше) литовския же воиводы и рохмисты и все градоемцы и гайдуки спешне, и радостне, и надежне взяти град Псков идяше».

Покровская башня Покровские ворота:

Из королевского стана полки со знаменами пошли к проломным местам на приступ. Воеводы велели бить в осадный колокол, что в Среднем городе на крепостной стене у церкви Василия Великого на Горке, подавая весть всему многочисленному псковскому народу о наступлении на город. Псковичи же, простившись с женами и благословив детей, сбежались к проломному месту, и приготовились крепко против врага стоять, «и всем сердцем Богу обещавшеся за Христову веру и безвыдочно друг с другом умрети за Псков град, и за своя домы, и за жены, и дети».
Литовская бесчисленная сила «яко вода многая, льющеся» на стены городские, наши же защитники «яко звезды небесныя» крепко стояли, не давая врагам взойти на стену. Пролом между Покровской и Свиной башнями, пробитый вражескими снарядами, был велик и удобен для приступа. Гайдуки, крепко в броню закованные и хорошо вооруженные, со своими знаменами заняли Покровскую и Свиную башни и из бойниц беспрерывно стреляли. Защитники твердо стояли против них, непреклонно и безотступно, сражаясь доблестно и мужественно, решительным образом не давая врагу войти в город.

Угол и Покровская башня:

Стефан Баторий наблюдал за штурмом, остановившись в одном поприще от города у храма великомученика Никиты. Приближенные льстиво поздравляли его с взятием Пскова, сравнивали с Александром Македонским, обещали ему поднести несметные псковские богатства и «обоих же в Руси и у нас славных Шуйских связанных пред тобою поставим». И еще 2000 поляков хлынули через пролом в Свиную башню и начали стрелять по обороняющимся. По словам летописца, бесчисленные пули летели как из огромного дождевого облака и, словно змеиные жала, язвили насмерть христиан. И в Покровской башне, и по всему пролому, сильно наседали литовские воины, очищая путь для взятия города. «Государевы же бояре и воиводы и все воинские люди и псковичи такоже противу их крепко и мужественно противу их стояху: овии под стеною с копьи стояху, стрельцы же из пищалей по них стреляху, дети же боярские из луков стреляху, овии на них камение метаху, овии же всяческии о избавлении града Пскова образы показующе. Такоже из норяду по них непрестанно стреляюще и никоими образы снити во град не дающе».
«И горько было видеть, как христианские воины, словно пшеничные колосья, вырванные из земли, погибали за христианскую веру. Остальные изнемогли от многочисленных ран, нанесенных литовским оружием, и ослабели от усталости — день тогда был очень солнечный и знойный; но все крепились, вооружась надеждою на Бога и его заступничество».

«Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней, земнии же сынове человечестии, вкупе богат и убог». Приидете же, вся святыя Руские земли християнского православия, яже и вы с нами споболезновасте и молитвами своими к Богу нам помогосте, и в Богом прославленый той град Псков, воистинну же реку, яко в богоспасаемый град Псков. Вкупе прославим и возвеличим Троицу Святую, торжествене речем: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело, сего ради не убоимся».
И далее: «На него же надеемся и уповаем, а не якоже ты, Оботура, в беззаконной своей ереси не знаеши его, но превознесе на град Псков до небеси, надееся по своему безумию, множеством силы своея хвалящеся». Здесь летописец насмехается над польским королем, обыгрывая близкие по звучанию слова Баторий-Оботур. Оботур — в псковских говорах обозначает «гордец», «нахал».

В эту критическую минуту Свиная башня, под которую обороняющиеся заранее подвели мину, взлетела на воздух! И когда король спросил: «Уже в крепости мои дворяне?» Ему же сказали: «Под крепостью». Тогда разъярился король, послал приказ к тем, кто был в Покровской башне и по всему пролому, строго веля во что бы то ни стало взять Псков.
А защитники послали просить в Троицкую церковь, чтоб к пролому принесли Успенскую икону, мощи Всеволода-Гавриила и другие святыни.

Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году. К. Брюллов.

Чтобы поддержать боевой дух защитников, укрепить уверенность в победе, к пролому прибежали монахи, по рождению — дети боярские, и когда жили в миру, то были искусными воинами. Они громкими голосами боярам и воеводам и всему христианскому воинству милость возвестили, будто от имени святых икон: «Не убойтеся, станем крепко, устремимся вкупе на литовскую силу, Богородица бо к нам идет с милостию и заступлением и со всеми святыми на помощь вкупе же»:

«И во един глас крикнувше государевы бояре и воиводы, с ними же и предпомянутыя чернцы и все христьянское воинство, рекуще: «Днесь, о друзи, умрем вкупе за Христову веру и за православнаго государя нашего и царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси от литовских рук, а не предадим государя нашего града Пскова польскому королю Степану»

И где прежде литовские ноги стояли, в тех местах вновь защитники утвердились, и со стен били литву уже за городом, и добивали оставшихся еще в Покровской башне.
Тогда все бывшие в Пскове женщины забыв о слабости женской и мужской силы исполнившись, все быстро взяли оружие, какое было в доме и какое им было по силам. Молодые и средних лет женщины несли оружие, чтобы добить оставшихся после приступа литовцев; старые же женщины несли короткие веревки, собираясь ими литовские орудия в город ввезти. Другие же «изнемогшим воду приношаху и ретивыя их сердца водою утолеваху» .

Было это в пятницу 8 сентября, в праздник Рождества Богородицы, уже близился вечер, а венгры все еще сидели в Покровской башне и стреляли в город. Под Покровскую башню подложили порох и подожгли его и так всех оставшихся в Покровской башне венгров уничтожили. Бой продолжался до глубокой ночи, но уже вне стен крепости, куда победители вернулись с трофеями и большим числом пленных.

Покровская башня. Пролом справа примерно в двухстах метрах (на фотографии не видно):

На следующий день воеводы обратились к войску и псковичам с благодарственной речью, закончив словами: «И в помыслах, и в сердцах наших не изменим им и не поддадимся страху и отчаянию, ибо ему, государю, непобедимое оружие — Животворящий Крест целовали. Как говорит святое Евангелие, неизреченные Христовы уста: „Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою опустошит? Или что даст человек за душу свою?”» .
Похоронили 863 погибших с почестями, как древних мучеников, пострадавших за веру Христову. «А раненых же повелеша из государевы казны лечити. И сих всяких людей в большой в первой приступ ранено 1626 человек» .
И с новой энергией возобновили осадные работы. Возвели деревянную стену для защиты проломов, выкопали ров между ними, утвердили в нем дубовый частокол, т.е. чеснок, и в течение 5-6 недель удачно отражали все нападения. Между тем осаждающие стали немало терпеть от ненастья, а иногда и от голода.

Покровские ворота:

Баторий предложил защитникам сдать Псков без крови. Если сдадутся, то он обещал воеводам, что сделает их своими наместниками в Пскове, многие города в вотчину даст; весь народ в городе помилует, и будут жить по своим законам, и торговать по-старому на своих торгах. Если же не покорятся, то все умрут горькою смертью. «И тако, написав грамоты, стреляют во град, сие же ни единова, ни дважды, но и многожды стреляют стрелы с таковыми грамотами во Псков».
Бояре и воеводы достойно ответили Баторию: Пусть знает твое державство, гордый литовский правитель, король Степане, что в Пскове и пяти лет христианский ребенок посмеется над твоим безумием и твоими глупыми первосоветниками, о которых ты нам писал. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света, или бесчестие больше чести, или горькое рабство больше свободы? Кольми паче нам оставити святую свою християнскую веру и покоритися нам вашей прозебли? Или кое приобретение почести, аже оставити нам своего государя, православнаго великого християнского царя, и покоритися иноверну чюжеземцу и быти яко жидом? Ноипаче, оне бо не зная или по зависти Господа Славы распяша. Нам же, зная своего православнаго царя государя, под их же царьскою властию и прародители наши родишася, яко оставити? Или ложною ласкою и дщею лестию, или суетным богатеством прелстити нас хощещи? Яко ни всего мира хощем богатество противу своево крестного целования, яже государю своему веришася. Или что, королю, лютыми поносными и горкими смертьми претиши нам? „Аще Богъ по нас, ин никто же на нас!” Все готовы есме умрети за свою веру и за своего государя, а не предадем града Пскова, ни покоримся прелесным твоим глаголом. Ни один из младоумных в граде Пскове не последует твоему совету, из степенных же и зрелых мужей в Пскове никто даже слушать не будет о твоем безумном умышлении. Готовься к битве с нами, а кто кого одолеет, то Бог покажет». И так же, на стреле, пустили ляхам свой ответ.

Могилы защитников у Покровской церкви:

Священники трижды в неделю приходили на пролом с крестами, иконами и мощами князя Гавриила-Всеволода и с другими святынями и совершали молебны. Гайдуки, как только слышали, что служат молебен у пролома, рядом с Покровской башней, то, догадываясь, что там собирается много народа, начинали метать туда камни. Однажды, 20 сентября, огромным камнем попали в образ великомученика победоносца Дмитрия Солунского, икону греческого корсунского письма, пробили так глубоко, что и левкас до доски отбили.

Пролом дальше, слева, но на фотографии не виден:

Баторий решился употребить в дело подкопы, но Шуйский успел некоторые из этих подкопов перенять, а другие сами обрушились. Интересно, что о подкопах стало известно в тот день, когда гайдуки поразили образ Дмитрия Солунского (а образ этот был еще и на Ледовом побоище на Чудском озере). 20 сентября из литовского войска прибежал в Псков перебежчик, прежде русский, полоцкий стрелец по имени Игнаш, который воеводам и рассказал, против каких мест ведутся подкопы, и со стены указал те места. 23 сентября наши слуховые ходы сошлись с литовскими подкопами между Покровских и Свиных ворот. Так же и другой подкоп под Покровскую башню перехватили.

24 октября из-за Великой начали стрелять по жилым домам раскаленными ядрами и чуть ли не весь день стреляли. Но Псков остался совершенно невредимым. 28 октября был предпринят второй штурм. При учащенной пальбе осадных орудий, королевские гайдуки устремились к городу со стороны Великой и начали кирками и ломами (у них к тому времени уже образовался дефицит пороху) разбивать каменную стену; затем, прикрывшись щитами, лезли в образовавшиеся отверстия, пытаясь зажечь внутренние деревянные укрепления.
Защитники метали на гайдуков зажженное смоляное тряпье, чтобы от огня щиты их загорались, а сами они от удушливого дыма из-под стены выбегали или же там сгорали. Литовские же воины, понуждаемые силой, все это терпели и стояли, упорно и настойчиво подсекая стену. Кроме того, лили на них горячую смолу, деготь и кипяток, зажженный просмоленный лен на них кидали и кувшины с порохом в них бросали. А еще воеводы повелели навязать на шесты длинные кнуты, к их концам привязать железные палки с острыми крюками. И этими кнутами, спустив их с города за стену, стегали литовских камнетесов. Когда железные крюки на кнутах цеплялись за одежду и тело, то выдергивали их из-под стены; стрельцы же из ручниц в них стреляли. Немногим из этих польских смельчаков удалось спастись. В следующие пять дней пальба не умолкала, и когда оказался новый пролом в стене со стороны Великой, то Баторий решился на новый приступ.
2 ноября по льду Великой пошли на большой приступ, а гетманы и ротмистры их на конях наезжали, саблями секли гайдуков, понуждая их идти к городу на приступ. Но стоило им броситься с криками к городу, как из города всех их, подгоняемых гайдуков и подгоняющих их ротмистров, уложили, словно мост по льду. Так и в этот день спасен был Псков, неприятельские войска обратились в бегство.

Покровская башня (самая большая башня в Европе) со стороны защитников:

К довершению баториевой неудачи, стрелецкий голова Федор Мясоедов сумел пробиться в Псков с довольно многочисленной дружиной. Польские летописцы сообщают, что было два отряда. Первый отряд во главе с Никитой Хвостовым был замечен поляками и разбит. Хвостов попал в плен. Относительно второго отряда, который возглавлял Ф. Мясоедов, Пиотровский сообщает, что 150 человек были взяты в плен, несколько десятков убиты, остальные (всего их было 700) спаслись и проникли в город.
После этого осада была заменена плотной блокадой, Баторий надеялся взять крепость голодом. Тут летописец делает отступление и, ссылаясь на Писание, длинно объясняет, почему Баторию никогда не взять Пскова: «Жестоко ти есть противу рожна стояти! Аще Бог по нас, ты ли на нас?!»; «Его же бо любит Бог, того и наказует, бьет же сына, его же приемлет» .

Между тем всякого рода лишения и наступившие холода привели к тому, что из разношерстной рати Батория три тысячи немцев дезертировали. Положение короля становилось день ото дня тяжелее, а псковичи не переставали тревожить противника вылазками. Тогда начались переговоры о мире. Баторий уехал в Варшаву, оставив Замойского главным воеводою под Псковом. 4 января 1582 года осажденные провели последнюю и весьма успешную вылазку. «Всех же тех вылазок из града 46, а приступов бяше литовских ко граду Пскову 31». А 17 января Замойский известил псковских воевод о прекращении военных действий, вследствие заключения Запольского мира. Так кончилась 20-недельная осада Пскова; непобедимость польского короля была сокрушена, и Россия была спасена от величайшей опасности.

Выше я ссылалась на «Повесть о прихожении литовского короля Стефана великим и гордым воинством на великий и славный богопасаемый град Псков; откуды и како и коим образом попути его Бог на Русскую землю грех ради наших, и како великою милостию пребезначальныя Троицы к нам грешным хритияном ото града Пскова со студом многим и великим срамом отиде» . Автор повести был очевидцем событий. О себе он сообщил: «Списана же бысть повесть сия в том же богохранимом граде Пскове, от жителя того богоспасаемаго града Пскова, художеством зграфа, имя же ему есть сие: единица дважды, со единем, пятьдесятница же усугубити дважды, и четверица сугуба, и тридесятица, с пятерицею, совершает же ся десятерицею, и всех обрящеши писмен семь» . Автор Повести применил тайнопись, основанную на цифровых значениях букв русского алфавита : «единица дважды» — 1 * 2 = 2 – «в»; «со единем» — 1 – «а»: «пятьдесятница же усугубити дважды» — 50 * 2 * 2 = 200 – «с»; «четверица сугуба» — 4*2 = 8 – «и»; «и тридесятница» — 30 – «л»; «с пятерицею» — 5 – «е»; «совершает же ся десятерицею» — 10 – «і»; «и всех обрящеши писмен семь» — и всего в имени семь букв, то есть — Василей, «художеством зграф» — иконописец.

Покровская церковь от Угла или, как ее стали называть после 1582, Покровская церковь от Пролома, впервые упоминается в летописи в 1465 году, хотя построена была лет на сто раньше. После снятия осады Пскова псковичи вместе с воеводой князем И.П.Шуйским поставили рядом с Покровской другую церковь – во имя Рождества Богородицы, которое празднуется 8 сентября, так как в этот день был отбит первый штурм.

Видение старцу Дорофею было запечатлено тотчас же после снятия осады в целом ряде икон, на которых изображен весь Псков.
Выше опубликовала изображение иконы «Богородица Псково-Покровская». Эта икона была написана специально для Покровской церкви. 19 апреля 1922 года оклад и украшения иконы были конфискованы Псковской губернской Комиссией по изъятию церковных ценностей, а икону спасло то, что она состояла на музейном учете. Еще какое-то время она оставалась в храме, но вскоре, в числе других был закрыт и Покровский храм, а икона оказалась в Псковском музее. В 1944 году икона была вывезена в Германию. В 1970 году стало известно о её местонахождении в частном собрании в Германии. Во время визита президента В. В. Путина в Германию 16 июня 2000 года немецкое правительство официально заявило о возвращении её в действующий храм Пскова, а 31 августа 2000 года посол ФРГ передал икону патриарху Алексию II. Интересно, что московские не спешили отдавать икону Пскову. Целый год немцы писали обращения в Патриархию, был ряд публикаций в СМИ, псковский губернатор обращался в администрацию Президента. Тогда только дело сдвинулось. Вечером, 7 сентября 2001 года, в Псков вернулась храмовая икона церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома. Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил святыню в Троицкий собор.

А в Покровской церкви от Пролома сейчас находится список:

Другой вариант иконы находился в Псковских железных рядах. Эта икона была написана в 1760-х годах, вероятно, по заказу псковских купцов. Вплоть до революции икона находилась на стене в железных торговых рядах Гостиного двора рядом с тремя лавками купца Ивана Ивановича Жиглевича, почему получила обиходное название «икона Жиглевича». На иконе Богоматерь изображена на фоне города два раза, Троицкий собор XIV века, который был во время осады и разобран в конце XVII века, а также пушки на стене в Углу у Покровской башни:

Из всех известных икон, написанных на сюжет «О видении старца Дорофея» только на этой изображена Троица Ветхозаветная, на остальных — Новозаветная.

«Икон, изображающих это видение [старца Дорофея], существует несколько, и все они довольно значительно отличаются одна от другой. Наиболее убедителен тот вид Пскова, который изображен на иконе «Владычнего креста». («Владычный крест» — название небольшой часовни, находящейся в трех верстах от Пскова по Изборской дороге. Название это, по-видимому, испорчено, и, как видно из бумаг Печерского монастыря, часовня называлась когда-то «Владычицын крест», ибо до сооружения ее здесь стоял один крест, у которого всегда останавливался крестный ход с иконою Богородицы, совершающийся со времени осады до сих пор из Печер в город)»:

Размеры иконы — длина 385 см, а высота 210 см.

Грабарь писал об этой иконе: «В собственном смысле видом Пскова это схематичное изображение названо быть не может, ибо здесь изображены одни только церкви и стены города, но все же именно благодаря этой схематичности оно имеет характер скорее примитивного архитектурного чертежа, нежели тех более живописных, но зато и несравненно более приблизительных видов разных городов, которые нам оставили европейские путешественники по тогдашней Руси. … мы можем по иконе «Владычнего креста» воскресить древний облик, если не всего Пскова, то, по крайней мере, его церковного зодчества. Разумеется, и это изображение надо принимать с оговорками, ибо едва ли иконописец задавался слишком ему чуждою задачей раболепно копировать знакомые ему церкви, достаточно и того, что он передал известные типы, существовавшие в его время. Типам этим верить мы вправе, тем более что сплошь и рядом различные архитектурные особенности изображенных церквей подтверждаются и иными путями. Конечно, незачем искать в них только верных пропорций».

Далее Грабарь продолжает: «Все наши попытки добиться хорошего фотографического снимка с иконы, висящей в темном помещении, были безрезультатны. Она настолько потемнела, что местами трудно что-либо разобрать. Мы решились, поэтому воспользоваться большой акварелью военного инженера полковника И. Годовикова, сделанной им с необыкновенной щепетильностью и добросовестностью в 1866 году, когда икона, по-видимому, находилась еще в несравненно лучшем виде. Годовиков отбросил бесчисленные фигуры духовных лиц, воинов и граждан, которыми заполнено все пространство, свободное от церквей, и ограничился воспроизведением только последних»:

Полковник Иван Федорович Годовиков (1807-1868) составил «Краткое историческое обозрение города Пскова и его древних достопамятностей с атласом рисунков. Псков, 1866 г.» Грабарь цитирует из описания Годовикова: «В рукописи военного инженера Годовикова, много занимавшегося в пятидесятых годах минувшего столетия историей и исследованием древних крепостных сооружений Пскова, приведены следующие главные сведения о них. Первое летописное упоминание о псковских стенах находится под 1197 годом в рассказе о пробитии новых ворот в Крому, откуда следует, что стены уже существовали. В 1253 году город был весь осажден стенами, как видно из летописного свидетельства об осаде Пскова лифляндцами. Однако до этого времени стены были, видимо, деревянными. С 1266 года князь Довмонт строит из известковой плиты, в изобилии находящейся около Пскова, первую каменную стену, как говорит летопись, «ниже собора». В 1309 году посадником Борисом заложена плитяная стена среднего города, который в 1323 году, вероятно, уже был весь обнесен каменными стенами. В 1377 году построены «при торговой площади два костра каменные», т.е. две башни, к которым в 1387 году прибавилось еще три. В 1392 году поставлено на стенах Пскова «шесть пороков», или боевых башен, а в 1397 году еще четыре костра. Дубовые стены деревянного города были невысоки, только немного выше человеческого роста, и такими же невысокими были и первые каменные стены, стоявшие на самой круче обрывистого берега реки Великой и Псковы. Стены эти засыпаны Петром I со стороны «детинца». Деревянные стены продолжали строиться еще долго, и мы видим, что их возводят в 1471 и даже в 1501 годах. В 1517 году мастер Иван Фрязин ставил вновь каменную стену в 40 сажен на месте рухнувшей в этом году старой».

Вдали, за Троицким собором еле видно Варлаамскую башню, на Переднем плане права – Покровская башня:

«Неоднократно упоминавшийся уже военный инженер Годовиков, страстный поклонник псковской старины, задался поистине счастливой мыслью произвести обмеры всех сколько-нибудь любопытных памятников зодчества в Пскове. Он с щепетильной точностью, потребовавшей невероятно упорного, многолетнего и терпеливого труда, сделал подробные чертежи всех зданий, церковных, общественных и частных, казавшихся ему не лишенными интереса. Особенно, видимо, поражали его последние, для которых он сделал чертежи фасадов, разрезов и планов и собрал все сведения, какие можно было добыть об их прошлом. … Труд его хранится в музее Псковского Археологического общества, как известно, помещающемся в Поганкиных палатах, и место это как нельзя более подходит для хранения рукописи и рисунков человека, так благоговевшего перед псковской стариной, притом в ту эпоху, когда последняя вызывала даже не снисходительную, а презрительную улыбку. Надо надеяться, что труд этот будет когда-либо достойным образом издан одним из ученых обществ Петербурга или Москвы, неоднократно приходивших на помощь местным обществам, для которых подобная задача непосильна. Он имеет далеко не одно местное значение, а важен и вообще для истории русской культуры».
Уже более ста лет прошло, как Грабарь это опубликовал, но так до сих пор ни одно «из ученых обществ Петербурга или Москвы» не откликнулось, атлас не издан, хотя вроде бы оцифрован, но не опубликован. А могли бы таким образом в этом году отметить 210-летие со дня рождения Годовикова.

К трехсотлетию осады Пскова у Пролома на братской могиле защитников был установлен памятник:

Сейчас Пролом выглядит ненамного лучше .

Нагулявшись по Пскову, в шесть вечера мы отправились домой, в любимый город.

Закончить рассказ хочу словами автора «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков», иконописца Василея: «И меня же грешнаго и всеми недостатки исполненаго да зазрит вашего любомудрия исправления, и своим совершением и нашими недостатки исполните по Писанию: «Друг другу тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Меня же, грешного и всех недостатков исполненного, не оскорбят учености вашей исправления; в своем совершенстве исправляйте и наши ошибки, как сказано в Писании: «Облегчайте тяготы друг друга и так исполните закон Христов»).

amsmolich.livejournal.com

Осада Пскова 1581-1582 — Традиция

Осада Пскова

Конфликт:
Ливонская война
Место:
Псковский кремль, Псков
Начало:
27 августа  1581
Окончание:
4 февраля  1582
Итог:
Полная победа русских

Стороны:

Командующие
И.П.Шуйскийкороль Стефан Баторий
Силы
25 тыс. чел.50 тыс. чел.национальный состав : поляки, литвины (предки современных белорусов), жмудины (предки современных литовцев), бельгийцы, пруссаки, силезцы, французы, шотландцы, венгры, итальянцы, чехи, ливонцы, татары.
Потери
неизвестнонеизвестно

Осада Пскова (1581—1582) — героическая оборона русскими Псковского кремля во время Ливонской войны

Укрепления Пскова[править]

В сентябре 1581 года 50-тысячное польское войско во главе с королем осадило Псков. Это была очень сильная крепость. Город, стоявший на правом, высоком берегу реки Великая при впадении в нее реки Пскова, был обнесен каменной стеной. Она протянулась на 10 км и имела 37 башен и 48 ворот. Правда, со стороны реки Великая, откуда трудно было ждать нападения неприятеля, стена была деревянная. Под башнями имелись подземные ходы, обеспечивавшие скрытную связь между различными участками обороны. Верхние ярусы башен также были соединены переходами. Высота стен составляла 6,5 м, а толщина — от 4 до 6 м, что делало их неуязвимыми для тогдашней артиллерии. Внутри Больших стен имелся Средний город, также окруженный стенами, в Среднем городе — укрепленный Довмонтов город, а в Довмонтовом городе — каменный Кремль. Над уровнем реки Великая стены Довмонтова города возвышались на 10 м, а Кремль — на 17 м, что делало эти укрепления практически неприступными.

Подготовка к обороне[править]

В городе имелись значительные запасы продовольствия, оружия и боеприпасов. Русское войско было рассредоточено по многим пунктам, откуда ожидалось вторжение неприятеля. Сам царь со значительным по численности отрядом остановился в Старице, не рискнув идти навстречу шедшей к Пскову польской армии. Когда царь узнал о вторжении Стефана Батория, к Пскову было направлено войско князя Ивана Шуйского, назначенного «большим воеводой». Ему подчинялись семь других воевод. Все жители Пскова и гарнизон были приведены к присяге, что не сдадут город, а будут драться до последней капли крови. Общая численность русских войск, оборонявших Псков, достигала 25 тысяч человек и была примерно вдвое меньше численности армии Батория. По приказу Шуйского, окрестности Пскова были опустошены, чтобы неприятель не мог найти там фураж и продовольствие.

Узнав о походе Батория, псковичи вместе с печорским игуменом Тихоном и чудотворными иконами из монастыря, находившимися тогда в городе, обошли с молитвами вокруг всей крепости. Другой крестный ход был совершён 5 сентября в угол крепости к Покровскому монастырю. 8 сентября в решающий момент штурма печорские чудотворные иконы Богородицы принесли к проломному месту, и воодушевлённые защитники Пскова сбросили врагов, уже забравшихся на крепостные стены.

Начало и конец осады[править]

18 августа польское войско подошло к городу на расстояние 2-3 пушечных выстрелов. В течение недели Баторий вел разведку русских укреплений и только 26 августа приказал своей армии подступить к городу. Однако солдаты вскоре попали под огонь русских пушек и отступили к реке Череха. Здесь Баторий устроил укрепленный лагерь. Поляки стали рыть траншеи и ставить туры, чтобы приблизиться к стенам крепости.

В ночь с 4 на 5 сентября они подкатили туры к Покровской и Свиной башням на южном фасе стен и, поставив 20 орудий, с утра 6 сентября начали обстреливать обе башни и 150м стены между ними.

К вечеру 7 сентября башни были сильно повреждены, а в стене образовался пролом шириной 50 м. Но осажденные успели соорудить против пролома новую деревянную стену.

8 сентября польские войска пошли на штурм. Атакующим удалось захватить обе поврежденные башни. Однако выстрелами из большой пушки «Барс», способной посылать ядра на расстояние более 1 км, занятая поляками Свиная башня была разрушена. Затем ее развалины русские взорвали, подкатив бочки с порохом. Взрыв послужил сигналом к контратаке, которую возглавил сам Шуйский. Неприятель не смог удержать и Покровскую башню — и отступил. После неудачи штурма Баторий приказал вести подкопы, чтобы взорвать стены. Два подкопа русским удалось уничтожить с помощью минных галерей, остальные поляки так и не смогли довести до конца.

24 октября польские батареи стали обстреливать Псков из-за реки Великой раскаленными ядрами, чтобы вызвать пожары, но защитники города быстро справились с огнем. Через четыре дня польский отряд с ломами и кирками подошел к стене со стороны Великой между угловой башней и Покровскими воротами и разрушил подошву стены. Она обрушилась, однако оказалось, что за этой стеной есть еще одна стена и ров, которую поляки преодолеть не смогли. Осажденные бросали им на головы камни и горшки с порохом, лили кипяток и смолу.

2 ноября армия Батория предприняла последний штурм Пскова. На этот раз поляки атаковали западную стену. До этого в течение пяти дней она подвергалась мощному обстрелу и в нескольких местах оказалась разрушена. Однако защитники Пскова встретили противника сильным огнем, и поляки повернули обратно, так и не дойдя до проломов. К тому времени моральный дух осаждающих заметно упал. Но и осажденные испытывали немалые трудности. Основные силы русской армии в Старице, Новгороде и Ржеве бездействовали. В Псков попытались прорваться только два отряда стрельцов по 600 человек, но из них больше половины погибло или попало в плен.

6 ноября Баторий убрал орудия с батареи, прекратил осадные работы и стал готовиться к зимовке. Одновременно он послал отряды немцев и венгров захватить Псково-Печерский монастырь в 60 км от Пскова, однако гарнизон из 300 стрельцов при поддержке монахов успешно отбил два приступа, и неприятель вынужден был отступить. Стефан Баторий, убедившись, что Псков ему не взять, в ноябре передал командование гетману Замойскому, а сам отбыл в Вильну, забрав с собой почти всех наемников. В результате численность польского войска уменьшилась почти вдвое — до 26 тысяч человек. Осаждающие страдали от холодов и болезней, росло число умерших и дезертирство. В этих условиях Баторий согласился на десятилетнее перемирие.

Явление Богоматери старцу Дорофею[править]

Явление Богоматери слепому старцу Дорофею произошло во время осады Пскова войсками Стефана Батория. По преданию, Богородица пришла со стороны Печерского монастыря, остановившись у Спасо-Мирожской обители, перешла через реку Великую и зашла в храм Покровского монастыря, где святые молили ее о спасении города. Она повелела установить принесенный из Печер образ на месте явления, после чего в рядах поляков произошло смятение, и они отступили от Пскова.[1]

15 января 1582 года был заключен мир. Русь отказывалась от всех своих завоеваний в Ливонии, а поляки освобождали занятые ими русские города. В 1583 году было подписано Плюсское перемирие со Швецией. К шведам переходили Ям, Копорье и Ивангород. За Русью оставался лишь небольшой участок балтийского побережья в устье Невы. Однако в 1590 году после истечения срока перемирия боевые действия между русскими и шведами возобновились и проходили на этот раз успешно для Москвы. В результате по Тявзинскому договору о «вечном мире» Русь вернула себе Ям, Копорье, Ивангород и Корельский уезд. Но это было лишь слабым утешением. В целом попытка Ивана Грозного укрепиться на Балтике потерпела провал. Вместе с тем острые противоречия между Польшей и Швецией в вопросе контроля над Ливонией облегчали положение русского царя, исключая совместное польско-шведское вторжение на Русь. Ресурсов же одной Польши, как показал опыт похода Батория на Псков, явно недоставало для захвата и удержания значительной территории Московского царства. Одновременно Ливонская война показала, что у Швеции и Польши на востоке появился грозный противник, с которым приходится серьезно считаться.

Соколов Б. В. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г. — Сто великих войн, Москва, 2001.

traditio.wiki

Осада Пскова войсками польского короля Стефана Батория

В первую часть коллекции вошли «Дневники похода Стефана Батория» и в основном материалы к 300-летнему юбилею защиты Пскова. «Дневники» представлены несколькими изданиями. В 1867 г. по поручению Императорской Академии наук М. Кояловичем был опубликован сборник «Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию (осада Пскова) и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 г.)», заметим, книга на польском языке и на латыни, на русском – краткое «Содержание дневника и дипломатической переписки». К 300-летнему юбилею член Псковского Археологического Общества Орест Милевский перевел полный текст «Дневника», он был издан в 1882 г. Первой книгой, повествующей о трагичной странице истории Великих Лук стала книга, основанная на переводе О. Милевского «Осада Великих Лук Стефаном Баторием в 1580 году и ее последствия: историческая памятка для великолучан» Д. М. Милютина (Гродна, 1903). Вышедшая в серии «Псковская историческая библиотека» в 2005 г. «Осада Пскова глазами иностранцев» включает, помимо «Дневников», вступительную статью и комментарии профессора А. А. Михайлова, очерк псковского краеведа, Почетного гражданина г. Пскова Н. Ф. Левина о переводчике «Дневника» Оресте Милевском, а также исторические карты, глоссарий и иллюстрации.

В 1881 г. вопрос о том, как отмечать 300-летний юбилей славной защиты Пскова от войск Стефана Батория, был одним из первых, который рассмотрело созданное Псковское археологическое общество под председательством губернатора М. Б. Прутченко. Позже предложенный порядок празднования обсуждался Псковской городской Думой, и она, в частности, постановила «просить местного Преосвящен­ного разрешить 8 сентября крестный ход со всех городских церквей с местными чтимыми иконами». Епископ Павел (Доброхотов) сам составил особый подробный церемониал всех служений и крестного хода, а также произнес речь, которая впоследствии была издана – «Трёхсотлетний юбилей славной защиты Пскова во время осады его польским королём Стефаном Баторием». Об этой речи отзывались: «по силе языка, весьма удачно соединявшего лето­писную речь с современною, по теплоте чувства любви и уважения к родине, может считаться образцом церковно-исторического слова».

После религиозного тожества (литургии, речи епископа Павла и крестного хода) прошло заседание Псковского археологического общества, на котором были заслушаны доклады, вышедшие впоследствии отдельными брошюрами: речь действительного члена С. В. Кохомского, рассказ «Об осаде города Пскова польским королем Стефаном Баторием» секретаря ПАО С. А. Хорошавина и «Воспоминание об осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» И. И. Василёва. Эти доклады, посвященные одному событию, отличались между собой. С. В. Кохомский подчеркивал, что во время осады покрыли себя славой не только московские воеводы, но и псковские граждане, это и отличает россиян от жителей западных стран, где народ безразлично относится к борьбе монархов; далее шли рассуждения о причинах преданности псковичей Москве и преимуществах православия перед католичеством. И. И. Василёв больше внимания уделил ходу военных действий в годы Ливонской войны, начиная с 1558 г.

В это же время было принято решение об установке памятника в честь 300-летия обороны Пскова, в 1881 г. он был заложен: на груде каменных ядер установлен большой деревянный крест, в дни празднования украшен венками из зелени и цветов, а у подножия цифры 300-летнего юбилея. Тот памятник, который мы видим сейчас, устроен в 1897 г.

И после юбилея к этой теме обращались псковские краеведы – члены Псковского Археологического Общества. В 7-м выпуске Трудов ПАО был опубликован доклад инспектора Сергиевского реального училища П. И. Помяловского «Диариуш (дневник) Яна Зборовского, каштеляна Гнезненского, о походе Батория в 1580 г.». П. А. Орлов – начальник штаба 24 пехотной дивизии, которая тогда располагалась в Пскове – проявил большой интерес к истории города, вступил в члены ПАО. В своем первом докладе «Походы Стефана Батория на Россию и осада Пскова в 1581 г.» он доступно, обстоятельно и по-военному четко рассказал о событиях Ливонской войны. Отметим, через несколько лет П. А. Орлов погибнет на Великой войне, и в тех же Трудах ПАО будет напечатан его некролог.

Многие историки подчеркивали, что в военной истории России оборона Псков от войск Стефана Батория является одной из самых блестящих страниц. Все помнят слова Н. М. Карамзина: «То истина, что Псков или Шуйский спасли Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится из нашей истории, доколе мы не утратим любви к Отечеству». Хочется напомнить слова псковского краеведа и Почетного гражданина г. Пскова И. И. Василёва: «В трудные минуты, переживаемые народом, когда в нем глубоко сознание своей правоты дела, когда в нем не запятнана общественная совесть и тверда уверенность в святость возложенного поручения, тогда в самом же народе открывается источник тех нравственных сил, для которых нет препятствия! Так было с Псковичами».



Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию (осада Пскова) и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира. (1581-1582 г.) / издал по поручению Императорской Академии наук [и авт. предисл.] М. Коялович. — Санктпетербург : Типография Импеарторской Академии наук, [1867]. — 839 с. — Текст дневника и др. документов на пол. и лат. яз. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.


Хорошавин С. А.

Об осаде города Пскова польским королем Стефаном Баторием : рассказ, составленный секретарем Псковского археологического общества С. А. Хорошавиным / Хорошавин С. А. — Псков : Типография губернского правления, 1881. — 23 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Павел (Доброхотов П. Н. ; Епископ Псковский и Порховский ; 1807-1900)

Трехсотлетний юбилей славной защиты Пскова во время осады его польским королем Стефаном Баторием в 1581 году : речь по сему случаю сказанная Псковским и Порховским Епископом Павлом в Троицком кафедральном соборе пред благодарственным молебствием, 8 сентября 1881 года / Павел (Доброхотов П. Н. ; Епископ Псковский и Порховский ; 1807-1900) — Псков : Славянская типография, 1881. — 32 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Кохомский С. В.

Речь, произнесенная в заседании Псковского археологического общества 8 сентября 1881 года действительным членом С. В. Кохомским в воспоминание славной обороны г. Пскова от войск Стефана Батория в 1581 году / Кохомский С. В. — Псков : Типография губернского правления, 1881. — 15 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Василев Иван Иванович

Воспоминание об осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году / Василев Иван Иванович — Псков : Типография Губернского Правления, 1881. — 17 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. (Осада Пскова) : с двумя рисунками / издание Псковского Археологического Общества ; перевод с польского действительного члена Псковского Археологического Общества О. Н. Милевского. — Псков : Типография Губернского Правления, 1882. — 261, 11 с. : ил. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.


Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. (Осада Пскова) : с двумя рисунками / издание Псковского Археологического Общества ; перевод с польского действительного члена Псковского Археологического Общества О. Н. Милевского. — Псков : Типография Губернского Правления, 1882. — 261, 11 с. : ил. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.


Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. (Осада Пскова) : с двумя рисунками / издание Псковского Археологического Общества ; перевод с польского действительного члена Псковского Археологического Общества О. Н. Милевского. — Псков : Типография Губернского Правления, 1882. — 261, 11 с. : ил. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.


Исторические воспоминания. Псков ; Исторические воспоминания. Пролом в псковской стене Стефана Батория — 6 с. — Источник: Псковские губернские ведомости. — 1847. — 22, 29 окт. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.


Милютин Д. М.

Осада Великих Лук Стефаном Баторием в 1580 г. и ея последствия : (историческая памятка для великолучан) / Милютин Д. М. — Гродна : Губернская типография, 1903. — 56 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Орлов Павел

Походы Стефана Батория на Россию и осада Пскова в 1581 году / Орлов Павел // Труды Псковского Археологического общества, 1911-1912 г.. — Псков, 1912. — Вып. 8. — С. 3-29. — С тремя планами в тексте. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — orlov batory pao 8.djvu; CD-2 .

Осада Пскова глазами иностранцев : Дневники походов Батория на Россию (1580-1581 гг.) / в пер. с пол. О. Н. Милевского ; вступ. ст. и коммент. А. А. Михайлова ; биогр. очерк Н. Ф. Левина. — Псков : Псковская областная типография, 2005. — 503 с. — 1 л. карт — На тит. л. эмблема Псков. обл. тип. «Мы пскопские». — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — soder osada 1580-81.djvu; CD-1; osada 1580-81.djvu; osada foto.djvu; CD-2 .


Осада Пскова глазами иностранцев : Дневники походов Батория на Россию (1580-1581 гг.) / в пер. с пол. О. Н. Милевского ; вступ. ст. и коммент. А. А. Михайлова ; биогр. очерк Н. Ф. Левина. — Псков : Псковская областная типография, 2005. — 503 с. — 1 л. карт — На тит. л. эмблема Псков. обл. тип. «Мы пскопские». — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — soder osada 1580-81.djvu; CD-1; osada 1580-81.djvu; osada foto.djvu; CD-2 .


Осада Пскова глазами иностранцев : Дневники походов Батория на Россию (1580-1581 гг.) / в пер. с пол. О. Н. Милевского ; вступ. ст. и коммент. А. А. Михайлова ; биогр. очерк Н. Ф. Левина. — Псков : Псковская областная типография, 2005. — 503 с. — 1 л. карт — На тит. л. эмблема Псков. обл. тип. «Мы пскопские». — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — soder osada 1580-81.djvu; CD-1; osada 1580-81.djvu; osada foto.djvu; CD-2 .


pskoviana.ru