Помогиите. — Учеба и наука

Уважаемая Ксения, я даю Вам консультацию абсолютно бесплатно, но у меня есть убедительная просьба: напишите озыв на мою консультацию на сайте. Это займет у Вас несколько минут. Спасибо.

1. Какие изменения произошли в национальном вопросе во время Первой Мировой войны?

 В начале ХХ века в России как многонациональной стране обострились  межнациональные противоречия. Национальные окраины оказались в роли внутренних колоний, сырьевого придатка для быстро развивавшихся основных промышленных регионов – Петербургского, Московского, Уральского, Южного, Западного. Субъективным фактором обострения национального вопроса стало усиление ассимиляторских тенденций со стороны верхов российской бюрократии, что вызывало болезненную реакцию в первую очередь у местной элиты и формировавшейся национальной интеллигенции.

        К началу XX в. завершалось формирование ряда наций, составлявших многонациональный российский социум. Первопроходцам культурно-национального самоопределения часто приходилось натыкаться на высокомерие бюрократического аппарата, на многочисленные факты, которые расценивались как проявления русификации, шовинизма в сфере культуры. Так, в 1864-1904 гг. было запрещено печатание книг с использованием латинско-литовского алфавита (в Литве и Латвии) — Литовские книги печатались в Восточной Пруссии и завозились нелегально. В 1914 г. царское правительство пыталось принизить значение 100-летнего юбилея со дня рождения Т. Г. Шевченко. И это лишь отдельные примеры национальной политики, проводившейся царским правительством.

С началом Первой мировой войны межнациональные противоречия серьезно обострились. Под предлогом всеобщей мобилизации царское правительство издавало специальные указы о мобилизации именно «инородцев» на тыловую военную службу, что служило толчком к нарастанию национально-освободительной борьбы народов России и даже к стихийным восстаниям. Крупнейшим из них в годы войны было стихийное восстание в Средней Азии и Казахстане. Объявленный в разгар полевых работ в июне 1916 г. царский указ о мобилизации «инородцев» на тыловую военную службу послужил последним толчком к открытому вооруженному выступлению. Восставшие громили правительственные учреждения, уничтожали мобилизационные списки, разрушали телеграфную связь и железнодорожные пути. Особенно сильный размах восстание получило в Тургайской области Казахстана. С помощью военно-полевых судов, виселиц, многочисленных карательных войск царизм пытался расправиться с национально-освободительным движением, но ему не удалось подавить его до конца.

Таким образом, царское правительство, проводя реакционную политику в национальном вопросе (как, впрочем, и во многих других), способствовало дальнейшему ослаблению страны, что еще больше усугубляло ситуацию в  условиях военного времени и, в свою очередь, послужило одной из причин падения царского режима.

2. Причины и  результаты государственного регулирования экономики.

 Царская Россия к началу Первой Мировой войны была слабо подготовлена. Ее экономический потенциал не соответствовал необходимым требованиям для ведения серьезных боевых действий на фронте, поскольку производственные возможности русской промышленности были крайне ограничены.  Катастрофически не хватало вооружения и снаряжения (винтовок, пулеметов, артиллерийских орудий, патронов, снарядов и др.). Необходимо было перестраивать  всю промышленность на военный лад, но этому препятствовали технико-экономическая отсталость страны, косность бюрократического государственного аппарата. И только серьезные экономические затруднения и военные неудачи заставили царское правительство приступить по примеру других стран к мобилизации промышленности. Для этого было создано несколько междуведомственных органов для регулирования всей хозяйственной деятельности, связанной с войной. Среди них главную роль играло образованное в 1915 г. «Особое совещание по обороне», призванное осуществлять высший надзор за деятельностью всех государственных и частных промышленных предприятий, снабжавших армию и флот предметами снаряжения, содействовать организации новых заводов, распределять заказы и контролировать их исполнение.

В том же 1915 г. были основаны военно-промышленные комитеты, в состав которых входили видные промышленники, представители банков, техническая интеллигенция. Военно-промышленные комитеты привлекали к обслуживанию нужд фронта средние и мелкие промышленные предприятия и создавали собственные заводы и мастерские, взяли в свои руки также мобилизацию для нужд войны мелкой и кустарно-ремесленной промышленности.
     Военная экономика России носила в еще большей мере, чем в других капиталистических странах, однобокий характер. Рост военного производства, сам по себе недостаточный, происходил за счет свертывания мирных отраслей хозяйства и разрушения основных производственных фондов. Крупные металлургические и машиностроительные заводы раздували производство выгоднее всего оплачивавшихся боеприпасов. В то же время выплавка черных металлов сокращалась.

Россия испытывала топливный голод, который парализовал транспорт и в свою очередь усиливался разрухой на транспорте.

Война и милитаризация хозяйства обеспечивали предпринимателям, занятым в военной промышленности, получение чудовищной прибыли. При этом положение рабочих катастрофически ухудшалось.

Мобилизация трудоспособного мужского населения в армию и отток рабочей силы в город пагубно сказались на сельском хозяйстве. В большинстве губерний не менее одной трети, а в некоторых до половины крестьянских хозяйств остались без работников — мужчин. Это привело к резкому упадку сельского хозяйства, сокращению посевных площадей и сельскохозяйственной продукции.
К концу 1916 г. продовольственный кризис принял катастрофические размеры. В больших городах тысячи людей стояли в очередях за хлебом и мясом.

Зависимость царской России от ее иностранных кредиторов приобретала все более  кабальный характер. Союзники были заинтересованы в усилении этой зависимости и для того, чтобы урезать территориальные притязания России, и для того, чтобы расширить возможности своего проникновения в российскую экономику после войны.

Все это привело к росту стачечного движения рабочих в городах и восстаниям крестьян в деревне.

Таким образом, вся система управления в царской России проявила свою недееспособность, что и послужило одной из причин февральской революции 1917 г.

3. Почему маргинализация населения неизбежно приводит к его радикализации?

 Давайте сначала определимся с терминами. И так, Википедия определяет маргинализацию следующим образом:

 Маргинализация — социологическое явление, понятие обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение.

Более точно, маргинализацию можно описать, как процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных Люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов. (http://ru.wikipedia.org/wiki).

А Радикализация в современном толковом словаре Кузнецова определяется просто как «Ускоренное, более решительное развитие какого-либо процесса, явления и т.п.» http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov)

И вот представьте себе, как себя чувствует человек, который полностью потерял принадлежность к той или  иной социальной общности (национальной, классовой, политической, гражданской и т.п.), он оказался в чужой (что часто означает – чуждой) среде, у него извращены эстетические, этические, правовые, физиологические и иные общечеловеческие нормы и ценности, он полностью находится в зависимости от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов (то есть, он абсолютно бесправен).

Да это же полностью безвыходная ситуация, когда просто для того, чтобы выжить, надо предпринять какие-то радикальные меры. Даже мышь, загнанная в угол, бросается на кошку, потому, что ей нечего терять. И если в такой ситуации появляется некий «лидер», который призывает идти на восстание или просто грабить, он найдет отклик в душе такого человека.

Таким образом, оказавшись в сложной, а порой и безвыходной ситуации, человек становится легкой добычей для демагогов и авантюристов. Отсюда и «ускоренное, более решительное развитие какого-либо процесса, явления и т.п.».

www.liveexpert.ru

2.2 Причины государственного регулирования экономики

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые невсегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

2. Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты — население, фирмы, банки — являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.

Например, мы знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.

3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений

8.

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде — социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

4. Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка.

Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

studfiles.net

Причины возникновения и объективная необходимость государственного регулирования экономики

До середины 19 века экономическая теория базировалась на трудах английских классиков политической экономии. Учёные-экономисты обосновывали принцип невмешательства государства в экономику, в соответствии с которым государственное регулирование рассматривалось как вынужденная мера. Государство должно заниматься законотворчеством, обеспечивать обороноспособность страны, следить за внутренним правопорядком. Все остальные проблемы будет решать «невидимая рука рынка», под которой понимался механизм рыночной саморегуляции.

Но экономические кризисы, которые приобретали всё более глубокий и затяжной характер, обострение социальных проблем в середине 19 века, обусловили необходимость государственной социально-экономической политики, призванной стабилизировать хозяйственное развитие и обеспечить социальное развитие системы. Мировой экономический кризис Великая депрессия (1929 — 1933 г.г.) доказал, что «пожарных мер» государственного регулирования экономики недостаточно, необходима разработка концепции государственной экономической политики. Таким образом, в 30-е годы ХХ века государственное регулирование экономики превращается в самостоятельную область научных знаний, а большинство государств мира усиливают своё вмешательство в экономику с целью преодоления последствий кризиса.

«Отцом» теории государственного регулирования экономики называют Дж. М. Кейнса. Большой вклад в разработку теории государственного регулирования экономики внесли сторонники неокейнсианской и неолиберальной школ, марксистской теории.

На практике идеи кейнсианской школы были впервые использованы в США в рамках политики Нового курса Франклина Рузвельта (1932-1936 г.г.). Экономическая политика Нового курса способствовала выходу американской экономики из Великой депрессии 1929 – 1933 годов.

Современная наука даёт такое определение термина «Государственное регулирование экономики»:

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

ГРЭ в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

Необходимость ГРЭ заключается в нарастании проблем социального, экономического, экологического, мирохозяйственного характера.

При обосновании объективной необходимости государственного вмешательства в экономику, как правило, используют теорию фиаско рынка. Признавая преимущества рыночной экономики, экономическая наука вынуждена признать, что рыночная система не справляется с решением целого ряда проблем или решает их недостаточно эффективно.

Фиаско рынка – ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ограниченных экономических ресурсов.

Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско предполагает определённый тип государственного вмешательства.

Проявлениями рыночного фиаско являются:

Экстерналия – это внешний побочный эффект хозяйственной деятельности, который оказывает влияние на третьих лиц, не являющихся участниками сделки.

Отрицательный внешний эффект (отрицательная экстерналия) возникает в том случае, если деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других. Например, загрязнение окружающей природной среды в результате развития промышленности; шумовое загрязнение вблизи железной дороги и аэропортов; шум и строительный мусор во дворе в результате строительства и др. Предприниматели не заинтересованы в сокращении отрицательных внешних побочных эффектов, так как это приводит к увеличению себестоимости производимых ими товаров, работ, услуг.

Положительная экстерналия возникает в том случае, если у третьих лиц возникают неожиданные выгоды. Например, доступное высшее образование способствует формированию качественной и универсальной рабочей силы в стране; развитие строительства приводит к развитию инфраструктуры новых микрорайонов, развитие промышленности способствует развитию дорожного строительства, рекламные щиты увеличивают освещённость улиц в тёмное время суток и т. д.

В результате главной задачей государства является ограничение тех видов деятельности, которые имеют значительные отрицательные внешние эффекты, и поощрение тех видов деятельности, которые несут значительные положительные эффекты.

Для ограничения отрицательных эксткрналий государство использует корректирующие налоги (налоги Пигу). Корректирующий налог (налог Пигу) – это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Он устанавливается по принципу: «Загрязнитель платит». Главным в механизме действия таких налогов является не наказание виновника загрязнения, а поощрение его к финансированию природоохранных мероприятий за свой счёт.

В случае положительных экстерналий стимулируется производственная деятельность субъекта с помощью корректирующих субсидий, кредитных или налоговых льгот. Получателями корректирующих субсидий могут быть не только производители, но и покупатели. В этом случае государство наделяет потребителей дополнительной покупательной способностью, которая может быть использована только на приобретение конкретного товара или услуги, связанных с возникновением выгод перелива. Например, в России корректирующая налоговая субсидия предоставляется лицам, получающим высшее образование платно. Вузы не являются плательщиками НДС, что делает плату за обучение более низкой.

НО корректирующие налоги и субсидии не всегда решают проблему экстерналий, так как часто государство тратит собранные налоги для решения других проблем в экономике.

В свободной рыночной экономике в функции государства входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий.

Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при её заключении. Например, осуществляя транзит газа через территорию Украины российская компания «Газпром» столкнулась с неожиданными убытками в результате того, что Украина стала воровать российский газ. Положительная интерналия возникла при продаже Аляски США в XIX века, когда после заключения сделки американские геологи обнаружили на Аляске крупные месторождения нефти.

Общественное благо – услуги, при потреблении которых невозможно исключить лиц, за них не заплативших. В результате возникает проблема зайца (безбилетника, фрирайдера), то есть всегда есть лица, которые пользуются общественным благом бесплатно. Проблема безбилетника делает производство общественных благ экономически неинтересным для частного капитала. Поэтому производством и предоставлением общественных благ занимается государство и финансирует их за счёт налогов.

К общественным благам относят внешнюю и внутреннюю безопасность, функционирование центральных и муниципальных органов власти, судебных органов, учёбу в школах и вузах, проезд по автомобильным дорогам, мостам и т.д.

studfiles.net

8.2. Причины государственного регулирования

рыночной экономики

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

  1. Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты – население, фирмы, банки – являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.

Например, мы знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.

3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением сооветствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

4. Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

В целом государственное регулирование оказывается необходимым для обеспечения более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе, обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

    1. Возможности государственного регулировани

рыночной экономики

К середине ХХека необходимость государственного регулирования рыночной экономики была обеспечена соответствующими возможностями.

К таким возможностям прежде всего следует отнести расширение и укрепление государственного сектора в экономике. Данный сектор формирует государственная собственность и денежные средства, которыми располагает государство.

Сам по себе государственный сектор возник вместе с появлением государства. У государства всегда были земли, здания, сооружения, техника (прежде всего военная), и т.д. Всегда был бюджет, который формировался и использовался государством и оказывал влияние на экономику. Однако размеры этого сектора длительное время были незначительными и существенного влияния на экономику он не оказывал. Так, до первой мировой войны доля государства в национальном доходе большинства стран с рыночной экономикой составляла 3-10%.

Не произошло радикальных изменений и после мировой войны, если не считать СССР, где экономика стала плановой. Ситуация коренным образом изменилась после второй мировой войны. Объектами государственной собственности стали многие промышленные и транспортные предприятия, связь, банки, научные и учебные заведения, учреждения здравоохранения, часть жилищного фонда, объекты коммунального хозяйства, земли, лесные угодья. Правда, если брать долю государства в общих средствах производства, то в разных странах она различна: в США эта доля (без собственности Пентагона) составляет примерно 2%, в Англии – 8-10%, в ФРГ – свыше 20%, в Японии и Франции – около 30%. Высокий удельный вес государственной собственности явился одним из оснований для характеристики экономик многих западных стран как смешанных.

Расширению государственной собственности способствовала вторая мировая война, которая обусловила возникновение многих крупных военных заводов. В некоторых странах после войны произошла национализация, то есть передача в собственность государства, ряда частных предприятий.

Заметную роль в расширении государственной собственности сыграла НТР, обусловившая возникновение новых и довольно капиталоемких производств с низкой скоростью оборота капитала. К тому же эти производства требовали значительных средств на НИОКР, не обещавших быстрой отдачи в виде прибыли. Речь идет о ядерной энергетике, авиастроении, ракетостроении, развитие которых было обеспечено государством.

Поскольку НТР потребовало новой рабочей силы, то государству пришлось взять на себя развитие образования, здравоохранения, социальное обслуживание.

Обострение международной конкуренции обусловило в некоторых странах банкротство целых отраслей, имевших общенациональное значение: угольная и газовая промышленность, металлургия, железнодорожный транспорт. Их сохранением и развитием было вынуждено заняться государство.

Кроме того, государству пришлось пойти на национализацию некоторых предприятий, обладавших естественной монополией: железнодорожный транспорт, энергетика, связь.

В формировании государственного сектора большую роль сыграл государственный бюджет. Благодаря ему государственный сектор получил денежные средства для своего развития. За счет госбюджета путем выкупа осуществлялась национализация частных предприятий, создавались новые предприятия, в том числе предприятия инфраструктурного типа, призванные обслуживать частный сектор.

Госбюджет стал основой для государственных закупок товаров у частных фирм. Например, в США около 20% ВНП приходится на государственные закупки.

Значительные возможности воздействия государства на экономику связаны с перераспределением национального дохода. В ряде стран через госбюджет проходит свыше 50% национального дохода. Воздействие на экономику осуществляется как в процессе формирования госбюджета через налоговую политику, так и в процессе его использования через бюджетную политику. Если в 1870 г. государственные расходы в 14 странах ОЭСР составляли всего 11% ВВП, в 1913 г. 13%, то в 1960 г. – 28%, в 1980 г. – 42%, в 1995 г. – 45%.

Составной частью государственного сектора являются государственные банки, которые в ряде стран встали во главе банковской системы. Появилась возможность целенаправленного воздействия государства на денежную массу, на кредитную активность частных банков.

В целом наличие государственного сектора в экономике позволяет государству использовать экономические методы воздействия на частный сектор как основу рыночной экономики.

Значительные возможности государственного регулирования связаны с формированием мощной административно-правовой системы в странах с развитой рыночной экономикой. Не только теория, но и практика показала, что обществу нужен не рынок вообще, а организованный рынок, действующий в рамках определенных законов и правил. В этой связи получило развитие хозяйственное право, сложилась система законодательного регулирования национальной экономики.

Административно-правовая система позволила осуществлять контроль над монопольными рынками, над внешними эффектами рынка, обеспечивать защиту национальных интересов на международных рынках.

Возможности государства расширились и благодаря усилению его общенационального характера как надстроечного института. Если прежде государство выступало как орудие политической власти господствующего класса, то в современных условиях оно призвано быть инструментом уравновешивания классовых и социальных интересов, обеспечения национального согласия и социального мира. Понимание необходимости подобной роли государства делает господствующие классы более терпимыми к его вмешательству в их частный сектор.

Усилению общенационального характера современного государства способствовало и формирование так называемого среднего класса – довольно значительной части населения со средними доходами, ставшего своеобразным балансиром между бедными и богатыми.

Нельзя также не отметить и роли науки, прежде всего экономической, в теоретическом обеспечении государственного регулирования экономики. Особое значение приобрели экономико-математические методы, позволяющие моделировать экономические процессы и тем самым предвидеть последствия принимаемых политико-экономических решений.

studfiles.net

Необходимость государственного регулирования экономики. Масштабы экономической деятельности. Стабилизация экономики

Есть множество причин, объясняющих необходимость государственного регулирования экономики, но не все их понимают. Рыночный механизм контроля представляет собой потенциально эффективный метод обеспечения координации и согласования различных хозяйствующих субъектов. Рынком обуславливается достаточно высокая, и при этом постоянная ответственность за принятие своевременных и качественных хозяйственных решений, а также за результаты проведенной деятельности.

Необходимость государственного регулирования экономики объясняется тем, что если рыночные цены будут складываться под влиянием спроса и предложения, то у производителей будет возможность получения наиболее полноценной информации касательно того, что конкретно нужно изготавливать и в какие сроки. При этом рыночные цены обуславливают принятие различных решений в сфере инвестиционной политики и множестве других.

Необходимость государственного регулирования экономики возникает еще и по той причине, что при отсутствии контроля и прогнозируемости рынка просто объективно нет возможности достижения каких-либо действительно важных долгосрочных задач, а также решения каких-либо серьезных социально-экономических вопросов. При недостаточной координации отношений могут появляться нерациональные затраты по причине выпуска ненужной товарной продукции, частое банкротство по причине возникновения непредусмотренных изменений рыночной конъюнктуры, платежеспособности и состоятельности контрагентов и других причин. Законы рынка сами по себе могут устанавливать перспективы развития общества в целом только стихийно, с абсолютно непредсказуемыми результатами, и именно в этом заключается их органичность, что и диктует необходимость государственного регулирования экономики.

Что оно собой представляет?

По причине того, что рынок является несовершенным и несостоятельным, даже в развитых странах государство вмешивается в экономику вполне оправданно. При этом стоит отметить, что чем более высоким является уровень производственных возможностей, тем выше будет и разделение труда между всеми работающими предприятиями, а чем более высокой является конкуренция, тем сильнее особенности рыночной экономики требуют государственного регулирования.

Такой контроль представляет собой использование определенного комплекса мер, направленных на централизованное воздействие самого государства, а также его региональных и федеральных органов на основные элементы рынка, то есть условия реализации, спрос и предложение, рыночную инфраструктуру, качество продукции, конкуренцию и еще множество других. В основном принято выделять три наиболее масштабные функции государства: стабильность, справедливость и эффективность.

Эффективность

Особенности рыночной экономики привели к тому, что государством при использовании различных экономических инструментов должна создаваться такая экономическая обстановка, которая обеспечит наиболее эффективную работу производства. В частности, особенное значение здесь уделяется антимонопольной деятельности государства, активизации конкурентной среды на рынке, а также обеспечению наиболее благоприятных условий для работы рыночных механизмов.

Справедливость

Для современного рынка справедливая среда заключается в том, что высокие доходы имеют те организации, которыми обеспечивается цена и ценообразование, и которые преуспели в конкуренции в области рынка услуг и товаров, капиталов и рабочей силы, и в то же время низкой прибыли у тех, кто в этой сфере потерпел неудачу. Исключительно рыночное распределение вовсе не является гарантией получения прожиточного минимума, и по этой причине государство должно перераспределять полученные доходы через различные налоги, а также обеспечивать полноценное поддержание престарелых, нетрудоспособных и других нуждающихся лиц. Другими словами, правительство должно заботиться о занятости всех граждан, гарантировать минимально возможный уровень потребления через определение минимальной заработной платы.

Стабильность

Государством поддерживается экономическая стабильность, при которой цена и ценообразование находятся в предельно спокойных условиях, а также сглаживается циклическая форма развития. Также стоит отметить, что им осуществляется проведение антимонопольной политики.

Государство должно решать те функции, которые не могут принципиально осуществляться рынком самостоятельно. Таким образом, регулирование естественных монополий и других сфер позволяет дополнить и скорректировать чисто рыночный механизм.

В разных странах используются самые разнообразные технологии контроля над экономикой, которые выбираются за счет приобретенного историей опыта. Это может быть контроль над стоимостью, налоговая система, проведение экспертных оценок, предельные лимиты, введение долгосрочных нормативов и еще целого ряда других мер. Благодаря этому регулирование естественных монополий и других организаций обеспечивает активное влияние на рынок, а также позволяет урегулировать отношения между потребителями и производителями. При этом стоит отметить тот факт, что используемые методы должны непрерывно обновляться и модернизироваться, подстраиваясь под новые условия и задачи развития экономической структуры, и в то же время не препятствовать предприимчивости и инициативе. Таким образом, можно добиться гибкого использования рыночных и плановых начал, основываясь не на их противопоставлении, а на наиболее эффективном сочетании.

Основные понятия

Инструменты государственного регулирования экономики позволяют ему воздействовать на деятельность различных хозяйствующих субъектов, а также рыночную конъюнктуру для того, чтобы добиться наиболее оптимальных условий работы различных механизмов.

Любые негативные стороны, которые присутствуют в современной рыночной экономике, могут вполне объяснить причины того, почему роль в ней государства постоянно усиливается. Именно предотвращение каких-либо отрицательных последствий работы рыночных регуляторов или их сглаживание представляет собой основную задачу, которую ставит перед собой экономическая деятельность государственного аппарата.

Функции

Учитывая все вышесказанное, можно определить несколько наиболее важных функций, для обеспечения которых используются инструменты государственного регулирования экономики:

  • создание правовой базы для нормальной работы частных предпринимателей;
  • перераспределение прибыли за счет использования системы прогрессивного налогообложения, а также трансфертных платежей;
  • внесение корректировок в структуру производства для изменения распределения ресурсов;
  • финансирование фундаментальных наук и обеспечение охраны окружающей среды;
  • контроль, а также регулировка уровня занятости, темпов экономического роста и стоимости различной продукции;
  • финансирование производственных мощностей, а также непосредственное изготовление определенных общественных товаров или услуг;
  • обеспечение защиты конкуренции.

По последнему стоит отметить, что речь идет о работе антимонопольных структур, ведь любые формы государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы исключить возможность монополии. Господство определенных компаний в своей сфере в конечном итоге крайне негативно сказывается на обществе в целом, поэтому поддержание конкурентной среды является одной из наиболее перспективных функций любого государства.

При этом стоит отметить тот факт, что существует две основные формы государственного регулирования экономики:

  • через государственный сектор;
  • за счет воздействия на работу частного сектора при использовании различных экономических инструментов.

Как оно обеспечивается?

Государственное регулирование в условиях современного рыночного хозяйства предусматривает использование ряда мер исполнительного, законодательного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными правомочными учреждениями или же различными общественными организациями с целью стабилизации и дальнейшего приспособления имеющейся социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям.

В данном случае по объектам воздействия определяется деятельность, связанная с регулированием трех взаимосвязанных между собой частей производственного процесса: регулирование производства, ресурсов и финансов.

По уровням же региональной иерархии цели государственного регулирования экономики выполняются в двух направлениях: региональном и федеральном уровнях.

Основные принципы

Стратегия обеспечения такого контроля основывается на следующих основных принципах:

  • При равных условиях всегда должно отдаваться предпочтение рыночной форме организации экономики. На практике это говорит о том, что государством должны финансироваться исключительно социально значимые отрасли, которые являются непривлекательными для представителей индивидуального бизнеса по причине незначительной прибыльности.
  • Государственное предпринимательство никоим образом не должно конкурировать с частным бизнесом, а, наоборот, только способствовать его развитию, так как этому противоречат цели государственного регулирования экономики. При игнорировании данного принципа в конечном итоге государственные предприятия просто начинают доминировать над частными,
  • Кредитная, финансовая и налоговая политика государственного регулирования экономики должна быть направлена на обеспечение социальной стабильности и экономического роста.
  • Государство сможет вмешиваться в рыночные процессы более эффективно, если у него имеется рыночная форма.
  • Государством усиливается регулирование для того, чтобы обеспечить контроль общехозяйственных кризисов, а также различных процессов в области экономических отношений с другими странами.

Цели и методы

Развитие государственного регулирования экономики осуществляется в следующих целях:

  • минимизация неизбежного отрицательного воздействия различных рыночных процессов.
  • формирование правовых, социальных и финансовых предпосылок эффективной работы рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты для тех групп рыночного общества, которые имеют наиболее уязвимое положение в конкретных экономических ситуациях.

В то же время методы подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы, которые использует система государственного регулирования экономики, основываются на различных административно-правовых методах воздействия на работу различных субъектов хозяйствования.

Косвенные же отличаются тем, что они не предусматривают какого-либо ограничения свободы экономического выбора, а вместо этого, наоборот, предоставляют дополнительную мотивацию при принятии рыночных решений. Основной областью их использования является вся экономическая среда. Такие механизмы государственного регулирования экономики предусматривают использование возможностей и средств, которыми располагает кредитно-денежная и финансовая системы страны.

При этом стоит отметить тот факт, что указанные методы взаимосвязаны между собой.

Инструменты

Если говорить об инструментах, которыми обеспечивается государственное регулирование экономики, то можно выделить несколько основных:

  • административно-правовые;
  • кредитно-денежная система;
  • финансовая система;
  • государственные заказы;
  • государственная собственность.

Также стоит отметить, что, помимо вышеперечисленных инструментов обеспечения государственного контроля над экономикой, которые в основном имеют исключительно внутриэкономическую направленность, есть также целый арсенал средств, которыми обеспечивается внешнеэкономическое регулирование. Практически все рычаги, которые предусматривают воздействие на процедуру воспроизводства внутри определенной страны, также значительно сказываются и на внешнеэкономических связях. Таким образом, их использование предусматривает изменение учетной ставки и налогообложения, введение новых субсидий и льгот на инвестиции в основной капитал и еще множество других мер.

Таким образом, государством обеспечивается регулирование экономики для достижения оптимальной рыночной среды.

fb.ru

Необходимость государственного регулирования

Учебник Камаева В.Д., 2010г.©

Необходимость государственного регулирования

Государственное регулирование экономики – система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Причины, вызывающие необходимость вмешательства государства в рыночную экономику:

  1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка. Роль государства сводится к следующему: введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду, введение стандартов на выбросы, использование рыночных лицензий на сброс отходов, государственная экспертиза инвестиционных проектов на их экологическую безопасность, запрещение коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, запрещение применения вредных технологий, производства товаров и услуг, вредных для здоровья человека, правовые и административные рычаги, которые заставляют предпринимателей вкладывать деньги в восстановление природной среды.

  2. Существуют потребности в благах коллективного и общественного пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопасности, охране общественного порядка. Эти блага называются общественными товарами и услугами. Из-за существования проблемы «фрирайдера» рынок не может обеспечить производство этих товаров в достаточном количестве. Поэтому предоставление общественных благ населению является функцией государства, а их финансирование осуществляется из бюджета.

  3. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, то есть существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.

  4. Необходимость государственного регулирования определяется и задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры зарплаты, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий.

  5. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство.

  6. Государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы в точках бифуркации, то есть в точках разветвления экономической системы. Вмешательство здесь государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

studfiles.net

Практика государственного регулирования экономики позволило, например, обеспечить феноменальные темпы подъема экономики

Переменные издержки в стоимостном выражении за период времени рассчитываются как _ затрат на единицу продукции (услуг) и расчетного объема производства в каждый планируемый период времени
(*ответ*) произведение
 частное
 сумма
 разность
Период времени, на базе которого производится прогнозирование, — это _ прогноза
(*ответ*) период основания
Перспективный финансовый план разрабатывается сроком на _года
(*ответ*) 3
 2
 4
 5
Планирование как элемент _ в широком понимании всегда является функцией, реализуемой собственником или осуществляемой органом, наделенным правами планирования по его поручению
(*ответ*) управления
 стратегии
 тактики
 структуры
Планирование, ориентированное на долгосрочную перспективу и определяющее основные направления социально-экономического развития страны, называется _ планированием
(*ответ*) стратегическим
Планируемый объем производства представляет собой величину, равную планируемому объему _ продукции, увеличенному на объем запаса продукции и потерь
(*ответ*) продаж
 предложений
 спроса
 потреблений
Плановый документ, включающий целевые ориентиры и планируемые государством пути и средства их достижения, – это _ социально-экономического развития РФ
(*ответ*) программа
Платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза, – это
(*ответ*) таможенная пошлина
Полное или частичное переоборудование и переустройство производства, строительство новых цехов и объектов той же мощности означает _ предприятия
(*ответ*) реконструкцию
Полномасштабная бизнес-диагностика деятельности предприятия включает в себя: анализ предприятия на рынке и его способности адаптироваться к условиям экономической _
(*ответ*) конъюнктуры
 концепции
 концессии
 корреляции
После выбора основных стратегических направлений действий предприятия необходимо их конкретизировать через _ программы маркетинга
(*ответ*) планирование
 оценку
 преобразование
 обработку
Постановка задач _ – это попытка предприятия ответить на вопрос: чего желательно добиться при помощи политики цен на свои товары
(*ответ*) ценообразования
 расчетных
 распределения
 реализации
Потребность в материалах определяется методом _ расчетов в натуральном и стоимостном выражении на основе предусмотренных объемов выпуска и нормативов их расхода на единицу продукции, сложившихся в базовом периоде
(*ответ*) прямых
 безналичных
 кредитных
 коммерческих
Практика государственного регулирования экономики позволило, например, обеспечить феноменальные темпы подъема экономики Южной Кореи, ВНП которой с 1950 по 1990 гг. возрос в _ раз
(*ответ*) 120
 100
 80
 90

www.soloby.ru