123

123. Общественные товары и услуги

Общественные товары характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью из потребления. Неисключаемость означает, что даже люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования. Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей. Хотя государство производит множество товаров и услуг, только те из них, которым свойственны эти два качества — совместное потребление и неисключаемость из потребления, — считаются чистыми общественными товарами и услугами.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага[1]

признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим[2]

признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы

Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:

маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет.

обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Это клубные, перегружаемые блага и общие ресурсы, типа чистой воды и рыбы в море.

Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков; а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций

Построение гражданского общества подразумевает переосмысление статуса, положения и относительного влияния всех уровней власти.

Поэтому не удивительно, что одним из характерных моментов эволюции финансовой системы в России явилось изменение соотношения функций и расходных полномочий в бюджетах центрального правительства, правительств территорий, а также местных органов власти. Речь идет не просто о перераспределении финансовых потоков внутри системы государственных финансов, а о пересмотре места и роли двух основных уровней вовлеченности государства в экономику и социальную сферу — централизованного и децентрализованного, локального. В результате происходящих изменений часть бремени ответственности за размеры и формы предоставляемых выплат и услуг почти повсеместно переносится от общегосударственного на местный уровень. Финансовая практика, и в этом особенность ситуации, значительно опередила отечественные теоретические исследования по данному вопросу. Приходится констатировать, что теоретический анализ назначения расходов местных органов власти оказался малоразвит. Может, поэтому процесс делегирования полномочий приобрел отчасти стихийный характер.
Исходя из сказанного, на наш взгляд, целесообразно критически переоценить имеющийся теоретический фундамент, на который опирается финансовая политика государства, с целью поиска новых подходов.

В качестве теоретической основы анализа расходных полномочий местных органов власти, по нашему мнению, как никакая другая подходит концепция “общественного товара”. В соответствии с этой концепцией “главной задачей” всех уровней власти является обеспечение населения “общественными товарами и услугами” (речь идет о таких понятиях, как национальная оборона, судебная система, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, информация и др.), без которых не мыслима жизнь общества и которые, в силу их специфики, не могут быть предоставлены рынком.

Общественный товар определяется как товар или услуга, которые обладают следующим свойством: если их потребляет любое лицо из группы, то их могут потреблять в том же количестве и качестве и все остальные участники группы. Первое и наиболее очевидное условие потребления общественного товара в том, что если любая данная единица товара произведена, она может в равной степени использоваться всеми. Это условие известно как несоперничество при потреблении. Несоперничество подразумевает, что использование товара одним человеком не препятствует использованию этого же товара другими людьми, причем в неизменном количестве и качестве. Поставка одному индивиду и поставка этого же товара другим в данный, конкретный момент, приводит к одному результату, а именно — к совместному равному потреблению. В качестве альтернативы мы могли бы описать это свойство как специальный тип неделимости товара. Применительно к общественным товарам можно утверждать, что они не делимы на единицы для индивидуального потребления и их не возможно распродать отдельным пользователям.

На первый взгляд, имеется немало товаров, у которых можно обнаружить наличие такого свойства. В качестве примера можно привести радио- или телевещание.

Впрочем, в реальной жизни для большинства общественных товаров численность потребителей, извлекающих преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат. Такие товары принято называть убывающими общественными товарами, их не хватает на всех потребителей. До определенного уровня снабжения убывающий общественный товар обладает свойством несоперничества — полезность этого товара у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. За пределами же этого уровня он теряет это свойство. Муниципальная автодорога находится в совместном пользовании, однако соперничество здесь налицо: рост числа пользователей вызывает издержки и создает неудобства.

В случае избытка потребителей подобные товары и услуги подвержены деградации или эрозии качества, если только их предоставление не претерпит изменений в соответствии с новыми требованиями. Количество убывающего общественного товара, доступного для потребления, обычно поддается увеличению, например, перегруженную дорогу можно расширить. Однако избежать затрат можно с помощью установления платы за предоставление убывающих общественных товаров. Через оплату регулируют предложение и спрос на эти товары и услуги, обеспечивают их рациональное использование и высокое качество. Следовательно, плата за пользование убывающим общественным товаром необходима для нормирования числа потребителей после достижения точки перегрузки. Если количество потребителей ожидается менее критического уровня, для обеспечения эффективности цена должна быть равна нулю.

Несоперничество, таким образом, остается существенной характеристикой общественного товара, хотя теперь должна быть понята в менее чрезвычайном смысле — если данная единица товара произведена, то число пользователей, извлекающих равную выгоду, может увеличиваться только до определенного уровня. Охрана общественного порядка, противопожарная служба, спортивные сооружения — примеры услуг, обладающих этим свойством.

Вторым важным условием потребления общественного товара является неосуществимость исключения такого товара из потребления потенциальных его пользователей. Как только будет выпущена “порция” такого товара, нет возможности воспрепятствовать получению выгод теми, кто не заплатил за нее, поскольку невозможно ограничить потребление общественного товара определенным кругом лиц. Исключаемость практически невозможна при отсутствии средств для деления товара на единицы для индивидуального потребления или для контроля над доступом к нему потенциального потребителя. В качестве примера можно привести программы борьбы с насекомыми.

Однако для большинства общественных товаров такое исключение из потребления физически возможно. Так, парки и дороги вполне можно сделать недоступными для некоторых граждан, но если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить и сделать парковые услуги объектом потребления и пользования только платежеспособными группами населения. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть затрат по ограничению доступа к нему.

Следовательно, достижение исключаемости общественного товара в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразным. Подобные общественные товары называются исключаемыми, т.е. доступ к ним может быть физически ограничен.

Таким образом, разным общественным товарам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, принято называть чистыми общественными товарами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, смешанными общественными товарами. Для смешанных общественных благ как неисключаемость, так и совместность потребления являются скорее сравнительными, а не абсолютными характеристиками.

Теория общественных расходов, основанная на этом менее ограничительном и, следовательно, более реалистичном подходе, приобретает большую практическую значимость. Целое множество действий местных властей может быть обоснованным, поскольку удовлетворяет этим менее жестким требованиям.

Общественные товары как блага, обладающие несоперничеством при потреблении и неисключаемостью, создают определенные проблемы для организации человеческого взаимодействия по их производству.

Поставка общественного товара на свободном рынке никогда не приносит прибыли, поскольку он доступен и без непосредственной продажи.

В случае, если товар продается, покупатель делает его доступным не только для своего личного пользования, но также и для использования любым другим человеком. Подобные обстоятельства приводят к тому, что рационально поступающая фирма станет производить только те товары, на которые имеется определенный покупатель, а покупатели не станут платить за товар, который может быть им предоставлен бесплатно. Следствием станет неудовлетворительный уровень обеспечения общественными товарами и, соответственно, совокупное общественное благо будет неумолимо ухудшаться.

Подобный вид услуг не вписывается в рыночной механизм, его обеспечение возможно, только если все будут обязаны вносить определенный вклад. Таким образом, для предоставления общественных товаров необходима поддержка организаций, наделенных правом налагать санкции и использовать методы принуждения. Это обуславливает объективный характер появления и деятельности особого коллективного органа, ответственного за обеспечение общественными товарами населения страны в целом либо данной, конкретной местности, и наделенного соответствующими фискальными полномочиями.

В свете сказанного логичным представляется следующая позиция местных органов власти: во-первых, установить перечень общественных товаров, обеспечение которых в компетенции конкретного муниципалитета; во-вторых, выявить спрос населения на данный общественный товар. И наконец, определить: в состоянии ли муниципалитет обеспечить население этим общественным товаром.

Ошибочно полагать, что любой общественный товар, предоставляемый муниципалитетом, доступен любому гражданину в границах юрисдикции данного органа власти и недоступен для других за пределами данной юрисдикции. В действительности некоторые общественные товары доступны одновременно целой нации; потребителями других выступают жители определенного региона либо нескольких регионов; наконец, иные предоставляются населению отдельного населенного пункта. Этот аспект теории общественных товаров включает то, что можно называть сферой действия или масштабом общественного товара.

Выделить границы действия общественного товара можно с помощью модификации его свойств, т.е. распространения принципа неисключаемости и несоперничества товара (не на каждого индивидуального потребителя — как в случае с чистым общественным товаром, а только на жителей определенной ограниченной территории).

Общественные товары, которые предназначены для сравнительно небольших групп, например, для населения определенного административного округа, характеризуются сравнительно узкими границами несоперничества, а неисключаемость не распространяется на тех, кто в группу не входит. В этих товарах больше свойств частного и меньше характерных свойств чистого общественного товара. Такие товары можно определить как общественные товары локального пользования.

Общественные товары локального пользования в масштабах небольшого жилого района или иного локального сообщества можно “расфасовать” — выразить в определенных количественных показателях и заключить в соответсвующие границы, с тем чтобы исключить посторонних, внешних по отношению к данным границам лиц, из пользования этими товарами.

Получается, что каждому общественному товару соответствует своя “общность”. Это обстоятельство предполагает разграничение ответственности за предоставление указанных товаров в соответствии с “зоной пользования”.

Так, блага, являющиеся “общественными” для всех граждан, к примеру национальная оборона, являются сферой деятельности центрального правительства, а услуги, “общественность” которых распространяется только на несколько населенных пунктов, например, строительство междугородных шоссе, должны обеспечиваться областными или районными властями. Услуги, которыми пользуются в основном жители местной общины, например, освещение и уборка улиц, парковка машин, местные парки, спортивные площадки, должны находиться в ведении местных властей.

Наибольшей эффективности в предоставлении общественных товаров можно добиться, если та или иная расходная функция делегирована на наиболее низший из тех уровней власти, которые могут ее выполнить надлежащим образом. В этом истинный смысл демократии. Чем меньше коллективный орган, тем меньше избирателей за него голосуют. Чем меньше избирателей, тем большей властью обладает каждый из них. Тогда местное население получит общественные услуги только в соответствии со своими предпочтениями.

В то же время избиратели должны осознавать связь между стоимостью, качеством и количеством получаемых услуг. Поэтому услуги, предоставляемые на местном уровне, должны финансироваться также на местном уровне, чтобы тесно увязать общественные затраты и их результаты: когда “платит тот, кто пользуется”, повышается и эффективность реализации услуг, и ответственность за принятие решений.

Способность местной власти выполнять возложенные на нее функции во многом определяется достаточной величиной ресурсов, находящихся в ее распоряжении. На практике мы часто сталкиваемся с фактом, что для небольших муниципалитетов многие виды местных услуг просто непосильны или невозможны. Отсутствие возможностей у муниципалитетов, в конце концов, вынуждает местных жителей обращаться за решением своих проблем к вышестоящему уровню власти. Это приводит к дискредитации самой идеи самоуправления.

По нашему мнению, наилучший способ эффективно обеспечить население общественными товарами — создать комбинацию разных систем управления, при которой часть услуг будет предоставляться органами власти общего назначения как на местах, так и в центре, а часть — органами власти специального назначения. Таковыми могут быть территориально-административные единицы, обеспечивающие услуги определенного вида. К примеру, в США, распространенным видом регионов специального назначения являются школьные округа. В границы специальных регионов входят один или несколько районов, находящихся в юрисдикции органов власти общего назначения, однако если происходит такое совпадение юрисдикции, у каждой из властей имеются свои собственные, отдельно определенные, полномочия по обеспечению общественными товарами и услугами.

Итак, с позиции концепции “общественного товара” местное самоуправление можно рассматривать как осознание обществом определенных коллективных потребностей и организацию системы их удовлетворения. Местному самоуправлению и вместе с ним идее местной власти как самоопределяющейся и самоорганизующейся целостности, сформированной для удовлетворения потребности в общественных товарах и услугах, предстоит долгий и трудный путь развития, где будут взлеты и падения. Но только осознав задачи местных органов власти, можно четче осуществлять практические шаги в развитии местных финансов.

Глобальные общественные блага как шанс на преодоление мирового кризиса

ОУ приводит статью политологов Сергея Медведева и Игоря Томашова «Концепция глобальных общественных благ», рассматривающую историю и перспективы предоставления общественных благ в современном мире.

Государство и создание общественных благ

Создание и предоставление общественных благ сегодня является одной из ключевых задач практически для всех государств мира. Более того, в качестве общественного блага может рассматриваться и само существование института государства, целью которого, согласно институциональной теории, является установление в обществе четких «правил игры» и обеспечение их соблюдения всеми жителями той или иной территории [1]. Значение функции предоставления общественных благ неизменно возрастало по мере перехода человеческих обществ сначала от аграрной к индустриальной, а затем от индустриальной к постиндустриальной стадиям развития.

И действительно, в Средние века правители занимались прежде всего обеспечением безопасности жителей подвластной им территории, а также, в случае распространения эпидемий, предоставлением минимальных медицинских услуг. В Новое время объем обеспечиваемых государством общественных благ значительно вырос. Богатство наций увеличилось с развитием капиталистических отношений, граждане стали платить больше налогов и требовать больше социальных услуг, а перед государством встала задача создания институциональных условий и инфраструктуры для дальнейшего экономического роста.

А. Смит одним из первых призвал к развитию системы начального образования и воспитания с целью уменьшить социальный разрыв, порождаемый разделением труда на промышленных предприятиях [2]. В XIX веке государство получило возможность регулировать продолжительность рабочего дня. Были сформулированы и инфраструктурные требования к правительствам: строительство дорог и системы водоснабжения, обеспечение горожан жильем.

В XX веке состоялся еще один прорыв в области создания общественных благ, теоретической основой которого стала концепция «государства всеобщего благосостояния». Утверждалось, что именно государство должно взять на себя ответственность за социальное благополучие граждан и исправление «провалов» и негативных экстерналий рынка. Было расширено предоставление таких благ и услуг, как дороги и образование; в качестве общественных благ стало рассматриваться здравоохранение, жилье, высшее образование; были увеличены размеры и количество получателей социальных выплат [2]. Концепция общественных благ стала одной из центральных в экономической науке.

Масштабные изменения конца XX — начала XXI века оказали значительное влияние на систему создания общественных благ. Распад коммунистических государств вызвал необходимость создания множества новых дееспособных государственных институтов; процессы глобализации привели к размыванию понятия государственного суверенитета и появлению ряда игроков нового типа: транснациональных корпораций, негосударственных организаций, наднациональных структур. Волна экспансии капитализма и демократии, а также качественный скачок в развитии технологий до предела обострили вопрос, предоставляет ли глобализация бедным новые возможности для развития или лишь расширяет глобальный социальный разрыв. В поисках ответа на него и была сформулирована концепция глобальных общественных благ.

Глобальные общественные блага: сущность понятия

Общественные блага в классическом понимании — это товары или услуги, которые, будучи предоставленными одному человеку, могут быть доступны другим без каких бы то ни было дополнительных затрат с их стороны [3]. Они обладают двумя ключевыми свойствами: неисключительностью в предоставлении и неконкурентностью в потреблении. Первое означает, что производитель блага не может воспрепятствовать его потреблению индивидом, не уплатившим за право потребления; второе — что потребление блага одним индивидом не снижает возможности его потребления другими [4]. Общественными благами являются, например, национальная безопасность, обеспечение государством законности и порядка, а также экономической стабильности.

Не все общественные блага являются таковыми по определению. Напротив, отнесение блага к категории «общественных» или «частных» — следствие социальных процессов и результат политического выбора. Размер финансирования производства общественных благ определяется в ходе политического торга, на который избиратели могут повлиять, голосуя за ту или иную политическую партию. Так, здравоохранение и высшее образование являются благами, степень неисключительности и неконкурентности которых варьируется: они могут быть бесплатными либо платными; больницы и университеты могут принимать большее или меньшее количество пациентов и студентов соответственно. Телевидение может быть общественным и доступным для всех, кто проживает на территории вещания, либо кабельным и частным, т.е. исключительным благом.

Сам по себе факт, что одни индивиды и группы могут выигрывать от предоставления общественных благ больше, чем другие, не влияет на их определение. Однако он может влиять на предпочтения избирателей и направление государственной политики, а также играть роль при решении проблемы «безбилетника», связанной с наличием стимулов к уклонению от несения издержек по финансированию производства общественных благ [4]. Особенно явно проблема издержек и выигрышей от производства общественных благ проявляется в международном контексте, когда дело касается усилий по созданию так называемых глобальных общественных благ.

Исторически одним из первых глобальных общественных благ является принцип свободы открытого моря, в целом оформившийся к концу XVIII века [5]. Сюда же можно отнести и становление правил торговли и передвижения между странами в XIX веке. На протяжении большей части XX столетия развитию концепции глобальных общественных благ препятствовала геополитическая и идеологическая вражда крупнейших государств и их сателлитов: вначале Германии, Франции и Великобритании, затем — СССР и США. Условия для ее актуализации сложились лишь в самом конце XX века после крушения советского блока и появления на мировой арене новой движущей силы — глобализации.

Глобальные общественные блага — это блага, выгоды (издержки) от создания которых распространяются поверх государственных, общественных и поколенческих границ. По меньшей мере эти выгоды (издержки) должны распространяться на более чем одну группу стран и не должны оказывать дискриминационное воздействие на какие-либо группы населения [6]. Глобальные общественные блага характеризуются теми же свойствами, что и «национальные» общественные блага, — неисключаемостью и неконкурентностью, которые, однако, рассматриваются с точки зрения участников мировой политико-экономической системы. Глобальными общественными благами являются, например, окружающая среда, контроль за распространением инфекционных заболеваний, финансовая стабильность.

Некоторые глобальные общественные блага являются таковыми по своим изначальным характеристикам — например, озоновый слой и климатическая стабильность; другие появились в результате человеческой деятельности (знания, права человека, всемирное культурное наследие, интернет), третьи представляют собой особую группу постоянных политических действий, направленных на обеспечение мира и безопасности, устойчивого развития, свободной торговли, равенства и справедливости.

Особо следует подчеркнуть, что наряду с глобальными общественными благами существуют и различные виды глобального общественного зла. Этим термином описываются явления, противоположные по сути соответствующим глобальным общественным благам: разрушение окружающей среды, распространение инфекционных заболеваний, терроризм, нарушения прав человека. Возникая в большинстве случаев в качестве негативных экстерналий в ситуациях, когда субъект действия не берет на себя все связанные с его осуществлением издержки, они привлекают к себе значительно большее внимание международного сообщества, чем создание глобальных общественных благ.

Факторы появления глобальных общественных благ

Как показывает анализ, «классические» и глобальные общественные блага не противостоят друг другу. Напротив, в современном глобализированном мире создание одних способствует приращению других. Материальное благополучие позволяет индивидам активнее пользоваться преимуществами глобализации и ведет к утверждению в развитых обществах постматериальных ценностей. Реализация гуманитарных программ в бедных странах способствует сокращению глобального разрыва между Севером и Югом. В целом усиление взаимозависимости государств изменяет формы восприятия окружающего мира и способствует признанию важности глобальных общественных благ.

Значительная часть глобальных общественных благ — это ставшие за последние десятилетия глобальными национальные общественные блага [7]. Доктрина прав человека, изначально признанная лишь в некоторых государствах Запада, в 1948 году получила статус универсальной, а в конце XX века и вовсе стала одной из идеологических и институциональных основ мирового порядка. Обеспечение финансовой стабильности и экономического роста невозможно без скоординированных усилий на международном уровне — взаимозависимость экономик достигла невиданных доселе масштабов. Постепенно приходит осознание того, что окружающая среда является общим достоянием всех жителей планеты, негативные эффекты быстро распространяются поверх государственных границ, следовательно, экологическая политика не может ограничиваться масштабами отдельных государств.

Несомненно, что наиболее сильным катализатором происходящих изменений в образе жизни и мировосприятии людей является развитие новых технологий. Во-первых, оно позволяет улучшать качество жизни и богатство наций. Во-вторых, значительно снижает транспортные и транзакционные издержки, способствуя увеличению потоков товаров, услуг и информации, перемещаемых по всему миру, а также усиливая мобильность людей. В условиях снижения экономических и политических барьеров между странами различные глобальные акторы имеют возможность эффективно использовать имеющийся технологический потенциал.

Складывающаяся международная система во многом уникальна, ведь основой ее существования является не принцип баланса сил или доктрина сдерживания, а «логика сети», нацеленная на включение как можно большего количества новых членов. Чем больше сеть, тем больше выгоды для отдельных ее членов; появление новых потребителей глобальных общественных благ только расширяет возможности существующих [6]. Страны и игроки все реже прибегают к использованию некооперативных стратегий, подрывающих их способность отвечать на новые системные риски: изменение климата, излишнюю экономическую и финансовую волатильность, социальное неравенство. Особенно такое взаимодействие заметно на региональном уровне.

Что особенно важно, региональные экономические и политические организации не разделяют мир на несколько «протекционистских крепостей», а напротив, способствуют продвижению либерального мирового порядка, усиливают открытость государств [4]. Идеальным примером здесь является ЕС — организация, члены которой, пройдя сквозь долгую историю конфликтов, одними из первых осознали позитивный потенциал работы над созданием глобальных общественных благ. «Регионализировав» национальные общественные блага, государства-члены не только выиграли сами, обеспечив континенту устойчивый экономический рост, но и создали «прибавочный продукт», ценимый во всем мире. В частности, шенгенская зона сегодня — это достояние всего человечества.

Виды глобальных общественных благ

Глобальные общественные блага — последнее по времени появления, но не по значению звено цикла создания общественных благ. Свой вклад в него вносят практически все участники экономических отношений: производители и потребители частных благ, государства, международные политические режимы (договоры и организации). Первые платят налоги и могут добровольно участвовать в работе преследующих транснациональные цели некоммерческих организаций. Государства создают общественные блага, выгодные прежде всего для граждан страны, но зачастую также являющиеся «кирпичами» при создании глобальных общественных благ — например, инфраструктуры национальной системы аэронавигации. Большинство региональных экономических и политических организаций нацелены на обеспечение на определенной территории условий для мирного развития и устойчивого экономического роста, что, безусловно, в интересах всего мирового сообщества. Именно поэтому сами эти организации и создаваемые ими выгоды могут быть охарактеризованы как «промежуточные» глобальные общественные блага, без которых зачастую невозможно создание «конечных» [4].

Как уже отмечалось, природа публичности и особенности создания глобальных общественных благ позволяют разделить их на три основные группы [7]. Во-первых, это природные глобальные общественные блага, например, атмосфера Земли и мировой океан. В своем изначальном состоянии они являются неисключаемыми и конкурентными, хотя и доступными практически для каждого благами [8]. Ключевой проблемой, связанной с созданием и предоставлением глобальных общественных благ этого типа, является чрезмерное использование и злоупотребление ими, а также сложность их возобновления.

В современном мире глобальное общественное зло накапливается там, где существует недостаток усилий национальных государств и международных организаций по созданию глобальных общественных благ.

Вторым типом глобальных общественных благ являются блага, появившиеся в результате человеческой деятельности. Это теоретические и практические знания, международное право, глобальная сеть информационных и транспортных коммуникаций. Доступ к этим благам может быть как свободным, так и ограниченным: например, знание теоремы Пифагора ограничить невозможно, в то время как новейшие изобретения, как правило, патентуются. Большинство таких благ являются «глобализированными» национальными общественными благами, принцип неисключаемости которых утверждается теперь в международном масштабе. Именно со сложностью в применении этого принципа связана главная проблема в их создании и потреблении: недостаточное использование и нелегитимное ограничение доступа для значительной части человечества.

Третью группу глобальных общественных благ составляют результаты политической деятельности. В отличие от благ второй категории, они не являются материальными объектами, их невозможно создать однажды и навсегда. К этой группе благ относятся международный мир, финансовая стабильность, свобода торговли, борьба с инфекционными заболеваниями, защита экологии. Эти блага неисключаемые и неконкурентные, и главным препятствием их распространения является отсутствие у ключевых участников мирового политического процесса достаточных стимулов и институциональных механизмов кооперации.

Все признанные на сегодняшний день глобальные блага можно разделить на четыре группы: экономические, социальные и политические, инфраструктурные, а также относящиеся к окружающей среде. Экономические глобальные общественные блага — это либеральный торговый режим (открытая торговля), финансовая и экономическая стабильность, обеспечение достаточного предложения критически важных для мировой экономики ресурсов (например нефти). Социальными и политическими благами являются обеспечение международного мира и безопасности, предоставление посреднических услуг при урегулировании конфликтов, соблюдение прав человека, поддержание власти закона и порядка, борьба с болезнями и повышение медицинских стандартов. Следует особо подчеркнуть, что предоставление этих благ невозможно без создания эффективных институтов на всех уровнях глобального управления.

Инфраструктурными могут быть названы блага, возникающие в результате объединения усилий и стандартизации благ, создаваемых в разных странах. Например, это глобальная система аэронавигации, физическая и виртуальная инфраструктура сети Интернет, знания в широком понимании этого слова. Наконец, экологические блага — это океан, атмосфера, биологическое разнообразие, устойчивость климата.

Глобальное общественное зло

Глобальное общественное зло — это оборотная сторона концепции глобальных общественных благ, явления и процессы, прямо противоположные тем, которые обычно определяются как глобальные общественные блага: международная преступность, терроризм, бедность и неравенство, распространение инфекционных заболеваний, нарушение прав человека, загрязнение окружающей среды. В мировой повестке дня борьбе с различными видами глобального общественного зла уделяется значительно большее внимание, чем созданию глобальных общественных благ. И, несмотря на значительный прогресс последнего времени, преодоление политического и финансового разрыва между двумя этими задачами продолжает оставаться важнейшим приоритетом для всего мирового сообщества. Глобальное общественное зло более публично, чем благо, — оно привлекает к себе больше внимания общества, СМИ, политиков. В то время как создание и предоставление благ обычно воспринимается как рутинный процесс, нечто само собой разумеющееся, общественное зло, особенно проявляющееся в конкретных фактах, угрожает благополучию людей, а потому вызывает резонанс, заставляет говорить о проблемах. В идеальной схеме распространение глобальных общественных благ должно вести к сокращению зла и наоборот. Именно поэтому исследователи призывают политиков обратить внимание на позитивную повестку дня. Однако в реальности глобальная публичная политика функционирует по несколько другим принципам: она в значительной степени подотчетна гражданам демократических стран и прессе.

Инвестиции в создание глобальных общественных благ в основном не рассчитаны на быстрый результат. Выгоды от них не всегда можно обозначить в терминах экономической эффективности. Они должны направляться в наиболее бедные части планеты, чуть ли не в буквальном смысле «зарываться в песок». Все это, как правило, не позволяет перейти от риторики об общих вызовах глобализации к реальным действиям. В бюджете США, лидера современного мира, расходы на оборону составляют около 16% и в 16 раз превышают расходы на проведение внешней политики [9]. Всего на помощь зарубежным странам США тратят не более 0,1% ВВП, что в 3 раза меньше аналогичных расходов европейских стран и значительно меньше рекомендованного ООН уровня расходов на содействие экономическому развитию — 0,7% ВВП [9, 10].

Международная повестка дня больше ориентирована на борьбу с глобальным общественным злом, чем на создание глобальных общественных благ. Богатые страны имеют достаточно знаний, технологий и ресурсов, чтобы обезопасить себя от глобальных угроз, и предпочитают дистанцироваться от очагов нестабильности. С одной стороны, события 11 сентября 2001 года показали ошибочность этой стратегии и необходимость создания глобальной системы безопасности, с другой — последствия организованных именно с этой целью вторжений в Афганистан и Ирак выявили недостаточную легитимность политики «либерального империализма» и отсутствие единства даже внутри западного мира.

В современном мире глобальное общественное зло накапливается там, где существует недостаток усилий национальных государств и международных организаций по созданию глобальных общественных благ. Вместе с тем различия в восприятии зла и блага, глобальное неравенство, трудности кооперации между государствами препятствуют разработке четкой стратегии развития гуманитарной политики. Международное сотрудничество зачастую ограничивается наименьшим общим знаменателем: борьбой с уже существующими бедствиями, что, однако, не означает минимизации издержек. Напротив, расходы на оборону, на урегулирование конфликтов, на создание новых международных организаций, на борьбу со стихийными бедствиями могут значительно превышать размер долгосрочных инвестиций в создание глобальных общественных благ. Все это свидетельствует о необходимости новых подходов к решению проблемы коллективных действий в международном масштабе (Табл. 1).

Таблица 1. Глобальные общественные блага (ГлОБ) и виды глобального общественного зла (ГлОЗ) [8]


Глобальные общественные блага и проблема коллективных действий

Масштабные трансформации последних двадцати лет значительно изменили глобальный геополитический ландшафт. Размывание части государственного суверенитета, усиление взаимозависимости ключевых участников мирового процесса и появление новых акторов (транснациональных корпораций, международных некоммерческих организаций) привели к «глобализации» понятия общественных благ. Расширился круг проблем, напрямую затрагивающих интересы международного сообщества. Нарушения прав человека, социальные и этнические междоусобицы, вызывающие последствия регионального и глобального масштаба (нарушение политической стабильности, исход беженцев), больше не рассматриваются как дело исключительно одной страны. Высочайшего уровня интеграции достигла мировая экономическая система, что особенно явно проявляется в нынешние дни глобального финансового кризиса.

Вместе с тем глобальный мир не становится более равным. США и ЕС сохраняют лидирующие позиции в политике, экономике и культуре. Проблема борьбы с глобальным общественным злом сводится в конечном счете к способности стран Запада ответить на внешние угрозы и преодолеть собственные эгоистические интересы; проблема создания глобальных общественных благ — к их же готовности делать долгосрочные инвестиции и добровольно отказываться от части своих сверхприбылей в пользу «черной дыры» развивающихся стран. Надежды на обновление повестки дня связываются сегодня с усилением Китая и последующей реализацией концепции «разделения глобальной ответственности» [11] — но опять же экономический рост Китая является не более чем производной от развития экономик ключевых потребителей китайской продукции — США и Европы, и неизвестно, как на эту ситуацию повлияет глобальный экономический кризис.

Проблема коллективных действий в международном масштабе является одним из главных препятствий создания устойчивых механизмов воспроизводства глобальных общественных благ. Крайне размыты цели, к достижению которых должны стремиться участники миро-политического взаимодействия; отсутствует понимание того, как должен происходить процесс коллективного действия и кто должен его координировать; остро стоит вопрос распределения издержек, связанных с созданием глобальных общественных благ; велик соблазн сыграть роль «безбилетника». Традиционное и рациональное мышление зачастую отказывается понимать стимулы тех, кто занимается гуманитарной деятельностью. И несмотря на это, растет количество ориентированных на решение общечеловеческих задач негосударственных организаций.

Существуют три основные стратегии создания глобальных общественных благ: «суммирование», «слабое звено», «передовик» [6]. «Суммирование» позволяет объединить усилия всех заинтересованных лиц, однако несет в себе наибольший риск появления «безбилетников». Суть «суммирования» проста: каждый вносит свою долю в создание глобального общественного блага, например пытается сократить выбросы углекислого газа. Общее сокращение выбросов является суммой действий всех участников независимо от их размера, статуса и географического положения.

В случае «слабого звена» количество созданного общественного блага измеряется вкладом наименее активного и успешного участника этого процесса. Наиболее развитые государства могут значительно продвинуться в своей борьбе с инфекционными заболеваниями или терроризмом, но условием создания конечного блага — искоренения этих зол — является эффективная борьба с ними во всех без исключения странах мира. В рамках этого сценария критическую важность приобретает фактор кооперации и помощи наиболее слабым «звеньям» цепи производства того или иного глобального общественного блага.

Третья стратегия — «передовик» — выглядит в современных условиях наиболее актуальной. Именно она наилучшим образом описывает сложившуюся в современном мире ситуацию глубокого социального и технологического разрыва между Севером и Югом. Создание общественных благ в таких условиях — прерогатива наиболее развитых стран. Они имеют значительный запас знания и широкие возможности для развития экологически чистых производств, борьбы с инфекционными заболеваниями, реагирования на чрезвычайные ситуации. Вопрос заключается в том, являются ли эти блага глобальными либо увеличивают разрыв между богатейшими и беднейшими представителями человечества.

Многоплановое развитие международного сотрудничества является, безусловно, главным условием прогресса в области создания глобальных общественных благ. В течение последних двадцати лет были заложены базовые параметры этого процесса. На его дальнейшее развитие серьезное влияние окажет то, в каком состоянии мир выйдет из нынешнего кризиса глобализации. Инициатива здесь находится, конечно, в руках представителей стран Запада и созданных ими многосторонних институтов. От решимости Евросоюза, «Группы восьми», а в перспективе и «Группы двадцати» занять более активную позицию в области создания глобальных общественных благ зависит будущее всего человечества.

Литература
  1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  1. Desai M. Public Goods: A Historical Perspective // Providing Global Public Goods. Managing Globalization / eds. I. Kaul, P. Conceicao, K. Le Goulven, R.U. Mendoza. N. Y.: Oxford University Press, 2003.
  1. Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Экономическая социология (электронный журнал). 2004. Т. 5. №2. С. 37–56.
  1. Афонцев С. От борьбы к рынку: экономическая кооперативность в мирополитическом взаимодействии // Международные процессы. 2003. Т. 1. №2 (2).
  1. Гуреев С.А. Принцип свободы открытого моря в современных условиях // Правоведение. 1987. №1. С. 80–84.
  1. Global Public Goods — Concepts, Policies and Strategies // Global Public Goods: International Cooperation in the 21st Century / eds. I. Kaul, I. Grunberg, M. Stern. N. Y.: Oxford University Press, 1999.
  1. Kaul M., Mendoza R. Advancing the Concept of Public Goods // Providing Global Public Goods. Managing Globalization / eds. I. Kaul, P. Conceicao, K. Le Goulven, R.U. Mendoza. N. Y.: Oxford University Press, 2003.
  1. Gardiner R., Le Goulven K. Sustaining Our Global Public Goods // Towards Earth Summit 2002. Briefing Paper. 2002. P. 17.
  1. Nye J. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone. N. Y.: Oxford University Press, 2002. P. 143.
  1. Нушелер Ф. Завышенные требования к политике экономического сотрудничества с развивающимися странами // Россия в глобальной политике. 2003. Март.
  1. Ломанов А.В. Многополярная гегемония // Россия в глобальной политике. 2008. Сентябрь-октябрь. №5.

Источник: Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. №2 (24)

Фотография на обложке: Урок математики, проходящий в рамках программы «Помощь детям в конфликтных зонах». Кения, 2011 / In Pictures Ltd., Corbis, Getty Images

Что такое общественные блага? Определение, принцип работы и пример

Что такое общественное благо?

В экономике общественное благо относится к товару или услуге, которые доступны всем членам общества. Как правило, эти услуги находятся в ведении правительства и оплачиваются коллективно за счет налогообложения.

Примеры общественных благ включают обеспечение правопорядка, национальную оборону и верховенство закона. Общественные блага также относятся к более базовым благам, таким как доступ к чистому воздуху и питьевой воде.

Ключевые выводы

  • Общественные блага — это товары или услуги, которые приносят пользу всем членам общества и часто предоставляются бесплатно за счет государственного налогообложения.
  • Общественные блага противоположны частным благам, которые по своей природе дефицитны и оплачиваются отдельными лицами.
  • Общества расходятся во мнениях относительно того, какие товары следует считать общественными; эти различия часто отражаются в приоритетах государственных расходов стран.

Как работают общественные блага

Два основных критерия, отличающие общественное благо, заключаются в том, что оно должно быть неконкурентным и неисключаемым. Неконкурентность означает, что предложение товаров не сокращается по мере того, как их потребляет все больше людей; неисключаемость означает, что благо доступно всем гражданам.

Важная проблема, связанная с общественными благами, называется проблемой безбилетника. Поскольку общественные блага доступны всем людям, независимо от того, платит ли каждый человек за них в отдельности, некоторые члены общества могут использовать эти блага, несмотря на отказ платить за них. Люди, которые не платят налоги, например, фактически получают «бесплатную поездку» за счет доходов, полученных от тех, кто им платит, как и турникеты в метро.

Частные блага и общественные блага

Противоположностью общественному благу является частное благо, одновременно исключаемое и соперничающее. Этими товарами одновременно может пользоваться только один человек — например, обручальное кольцо. В некоторых случаях они могут быть даже уничтожены в процессе их использования, например, когда съеден кусок пиццы. Частные товары обычно стоят денег, и эта сумма оплачивает их частное использование. Большинство товаров и услуг, которые мы потребляем или используем в повседневной жизни, являются частными благами. Хотя они не подвержены проблеме безбилетника, они также доступны не каждому, поскольку не каждый может позволить себе их покупку.

В некоторых случаях общественные блага не являются полностью неконкурентными и неисключаемыми. Например, почтовое отделение можно рассматривать как общественное благо, поскольку оно используется значительной частью населения и финансируется налогоплательщиками. Однако, в отличие от воздуха, которым мы дышим, пользование почтой требует некоторых номинальных затрат, таких как оплата почтовых услуг. Точно так же некоторые товары описываются как «квазиобщественные» блага, потому что, хотя они доступны для всех, их ценность может уменьшаться по мере того, как ими пользуется все больше людей. Например, дорожная система страны может быть доступна для всех ее граждан, но ценность этих дорог снижается, когда они становятся перегруженными в час пик.

Пример общественных благ

Отдельные страны будут принимать разные решения относительно того, какие товары и услуги следует считать общественными, и это часто отражается в их национальных бюджетах. Например, многие утверждают, что национальная оборона является важным общественным благом, поскольку безопасность нации приносит пользу всем ее гражданам. С этой целью многие страны вкладывают значительные средства в свои вооруженные силы, финансируя содержание армии, закупки оружия и исследования и разработки (НИОКР) за счет государственного налогообложения. В Соединенных Штатах, например, Министерство обороны (DOD) потратило 455,89 долларов США.миллиардов (45,8%) от общего бюджета на 2022 финансовый год.

Некоторые страны также рассматривают социальные услуги, такие как здравоохранение и государственное образование, как вид общественного блага. Например, некоторые страны, включая Канаду, Мексику, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Израиль и Китай, предоставляют своим гражданам медицинские услуги, финансируемые за счет налогоплательщиков. Точно так же государственные инвестиции в государственное образование значительно выросли за последние десятилетия. По оценкам журнала «Наш мир в данных», уровень грамотности в мире вырос примерно с 56% до более чем 86% в период между 1950 и 2016 (последние доступные данные).

Сторонники такого рода государственных расходов на общественные блага утверждают, что его экономические и социальные выгоды значительно перевешивают его затраты, указывая на такие результаты, как расширение участия в рабочей силе, повышение квалификации отечественных предприятий и снижение уровня бедности в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Критики такого рода расходов утверждают, что они могут ложиться бременем на налогоплательщиков и что рассматриваемые товары могут быть более эффективно предоставлены через частный сектор.

Что считается общественным благом?

Общественное благо может варьироваться в зависимости от страны, но обычно включает такие услуги, как национальная оборона или полиция, а также основные предметы первой необходимости, такие как чистый воздух и питьевая вода.

Каковы основные различия между частными и общественными благами?

Частный товар используется одновременно только одним человеком и часто связан с затратами, которые могут сделать его недоступным для некоторых людей.

Что такое квазиобщественное благо?

Квази-общественные блага содержат элементы как общественных, так и частных благ, например, общественный мост, который доступен всем, но теряет ценность, когда он становится перегруженным в час пик.

Общественные блага: определение, схема и пример

То, что является общим для наибольшего числа людей, получает наименьшую заботу . Мужчины уделяют больше всего внимания тому, что принадлежит им; они меньше заботятся о том, что является общим; или, во всяком случае, они заботятся о нем только в той мере, в какой это касается каждого в отдельности. — Аристотель

Вышеприведенная цитата Аристотеля отражает основную идею трагедии общего достояния, феномена, который часто возникает при потреблении личных благ. Следуйте инструкциям, чтобы понять разницу между частными, общественными и квазиобщественными благами и их значение.

Что такое общественные блага?

Общественный товар обладает следующими характеристиками:

  1. Неисключаемый: потребители не могут быть исключены из использования продукта.
  2. Неконкурентный: если один человек использует общественное благо, это не снижает его доступности для использования другими.

Уличное освещение является примером общественного блага. Это услуга, которой могут пользоваться все граждане, независимо от того, сколько они платят налогов. Кроме того, если один человек использует уличные фонари, это не исключает их использования другими.

Теоретически можно предоставлять общественные блага в частном порядке. Однако, если люди решают не платить, это приводит к провалу рынка, поскольку невозможно исключить «неплательщиков» из пользования общественным благом. Другие примеры общественных благ включают национальную оборону, дороги общего пользования, автомагистрали и мосты.

A p общественное благо одновременно неконкурентно и неисключаемо.

Частные блага и общественные блага

Чтобы лучше понять, что такое общественные блага, давайте взглянем на определение частных благ.

Частные блага

Частные блага составляют большинство существующих благ. Они имеют следующие характеристики:

  1. Исключительные: владельцы товара могут запретить другим его потребление.
  2. Соперник: когда потребитель потребляет частное благо, он уменьшает доступное количество этого блага для других потребителей.

Дом является примером личного блага. Владелец дома может запретить вам пользоваться или покупать его дом (товар не подлежит исключению).

Примером соперничества может быть пакет чипсов. Если вы съедите последний пакет чипсов дома, ваша семья не сможет его съесть, и доступное им количество чипсов уменьшится. Другими словами, количество, которое вы потребляли, уменьшало количество, доступное другим.

частное благо — одновременно конкурирующее и исключаемое.

Чисто общественные и квазиобщественные блага

Общественные блага можно разделить на две категории: чистые общественные блага и квазиобщественные блага.

Чистое общественное благо — это благо, полностью неконкурентное и неисключаемое.

Национальная оборона является чисто общественным благом, так как невозможно исключить безбилетников.

Однако большинство общественных благ являются квазиобщественными или нечисто общественными благами.

Квазиобщественные блага обладают характеристиками как частных, так и общественных благ, включая частичную исключаемость и частичную конкуренцию.

Для этих видов товаров могут быть реализованы определенные методы для исключения халявы.

Правительство может ввести новые платы за проезд по автомагистралям, чтобы исключить безбилетников.

Рынок может предоставить эти виды товаров. Однако, принимая во внимание концепцию неконкуренции, может быть выгодно предоставлять общественные блага бесплатно, чтобы стимулировать как можно большее их потребление.

Другими словами, если общественные и квазиобщественные блага не имеют ограничений по мощности, оптимальные уровни потребления имеют место, когда они предоставляются бесплатно.

Примеры общественных благ и проблема безбилетника

Представьте, если бы уличное освещение не было общественным благом. В этом случае компания устанавливает уличное освещение и взимает плату с людей за его использование в попытке получить прибыль. Однако, даже если никто или очень немногие люди в конечном итоге не будут платить за услуги уличного освещения, сообщество все равно будет пользоваться всеми преимуществами уличного освещения. Это известно как проблема безбилетника . Механизм ценообразования не работает, если есть безбилетники, поскольку потребители не захотят платить за товар, который они могут получить бесплатно.

Проблема безбилетника возникает, когда из-за неисключаемой природы общественных благ потребители решают вообще не платить за товар и вместо этого «безбилетничают».

Фрирайд сводит к минимуму прибыль компании, поскольку они не могут исключить неплательщиков из использования услуги, в то же время предоставляя ее платным клиентам. Снятие уличного освещения с неплательщиков снимет уличное освещение для всех. В результате нет стимула предоставлять общественные блага в частном порядке через рынок. Это идея отсутствия рынка, которая приводит к провалу рынка.

Отсутствующие рынки возникают, когда нет стимула предоставлять товар через рынок из-за проблемы безбилетника.

Кроме того, установить правильные цены на общественные блага сложно, так как трудно предсказать, какую ценность они создадут для потребителей. Производители, вероятно, переоценивают преимущества общественных благ, чтобы повысить цены и, следовательно, свою прибыль. Между тем, потребители склонны недооценивать эти преимущества, чтобы получить более низкие цены. Это приводит к провалу рынка.

Это еще одна причина, по которой фирмы могут быть лишены стимулов к предоставлению общественных благ, что может привести к несостоятельности рынка и вынудить правительства предоставлять общественные блага.

Общественное благо и трагедия общин

Трагедия общин — это экономическая концепция, предполагающая, что люди всегда будут действовать в своих собственных интересах и чрезмерно потреблять общие ресурсы. В результате общие ресурсы уничтожаются или истощаются. Мы можем объяснить многие неудачи экологического рынка, применив концепцию трагедии общего достояния.

Допустим, большое общественное озеро используется многими местными жителями и рыбаками для рыбалки. Они используют ресурс, потому что он бесплатный, общедоступный и принадлежит всем. Однако через пару лет рыбаки замечают, что почти не ловят рыбу. Ресурсы озера истощились. Это потому, что люди действовали в своих интересах и чрезмерно потребляли ресурсы, не прилагая никаких усилий для сохранения озера и экосистемы в озере. В результате никто больше не может использовать озеро.

Важность технологических изменений для общественных благ

Последние технологические достижения позволяют правительствам устанавливать цены на квазиобщественные товары.

Распознавание номерных знаков и другие новые технологические меры позволяют правительствам и местным транспортным властям взимать плату с автомобилей за использование дорог. Ранее это было невозможно из-за отсутствия технических средств для этого.

Этот тип технологии также позволяет правительству взимать разные цены в разное время дня, чтобы лишить людей стимула использовать свои автомобили в час пик. Например, когда дороги не перегружены и, следовательно, не конкурируют друг с другом, можно брать с водителей меньшую плату, чем в час пик, когда конкуренция высока.

Ответ на вопрос, могут ли общественные блага предоставляться частным образом, далеко не прост. Хотя люди могут быть готовы платить за определенные общественные блага и готовы платить за то, чтобы избежать определенных общественных «плохих вещей», маловероятно, что мы когда-нибудь избавимся от проблемы безбилетника.

Общественные блага – основные выводы

  • Общественные блага неисключаемы и неконкурентны.