«Нищий» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, год, тема, средства выразительности

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 103.

Обновлено

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 103.

Обновлено

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Это образец любовной лирики, в котором положение нищего, просящего подаяние у церкви, сравнивается с безнадежной любовью самого поэта. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье, которая поможет подготовиться к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомиться с идеей, историей создания произведения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нищий.

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.

Композиция – три строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “живая мука”.

Эпитеты “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза“хлеб” и “камень”.

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Тема

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной в ответ на его мольбы и признания в любви.

Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем”– обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его грустное содержание, стихотворный размер и ритм. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “врат святых”, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Текстовыми антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб”, образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “И взор являл живую муку…” ”И кто-то камень положил…”, в третьей строфе: “Так я молил твоей любви…” ”Так чувства лучшие мои…”.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ралина Султанова

    8/8

  • Гульнара Ширванова

    8/8

  • Матвей Маслов

    7/8

  • Тамара Мишук

    8/8

  • Aset Yusupov

    8/8

  • Александр Окрут

    8/8

  • Ростислав Дехтерев

    8/8

  • Зинаида Соколова

    8/8

  • Лариса Лабачук

    7/8

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 103.


А какую оценку поставите вы?

Анализ стихотворения «Нищий» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано · Обновлено

Многие писатели и поэты в своих произведениях затрагивали тему любви. Михаил Юрьевич Лермонтов не стал исключением. «Нищий» – полное тоски послание, грустная любовная лирика. В нем автор пишет об обмане, о не разделенных чувствах и о жестокости.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» по плану. Прочувствуете строки автора вместе с ним.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер 
  • 3 Композиция 
  • 4 Образы и символы 
  • 5 Темы и проблемы 
  • 6 Основная идея 
  • 7 Средства выразительности

История создания

История написания стихотворения «Нищий» содержит в себе интересные факты о произведении и авторе:

  1. Кому посвящено? Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году, а опубликовано только в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения». Оно относится к Сушковскому циклу, частью которого также считаются: «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор», др. назв. — «Черноокой»), «Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»), «К Л» («У ног других не забывал»), «Я не люблю тебя, страстей…».
    Цикл назван в честь близкой знакомой Михаила Лермонтова – Екатерины Сушковой. На момент их знакомства писателю было всего пятнадцать, девушка же была на два с половиной года старше своего воздыхателя. У нее было множество ухажеров, и она не отвечала взаимностью юному поэту. В год их знакомства (1830г) было написано большинство стихотворений, посвященных ей, «Нищий» в том числе. В каждом из них воплощается влюбленность писателя, его грусть, обида и разочарование, местами прикрытые равнодушием и благородством.
  2. Значение стихотворения в творчестве Лермонтова. Историю отношений Лермонтова и Сушковой сложно назвать счастливой. Девушка игнорировала поэта несколько лет, они расставались и встречались вновь. Ее женихом должен был стать Алексей Лопухин, кузен Лермонтова. Однако в очередной раз увидев предмет своей прежней влюбленности, поэт решил отомстить. Он вскружил Екатерине голову, влюбил в себя и довел до разрыва отношений с Лопухиным, после чего бросил. Стихотворение «Нищий» стало памятником тому времени, когда поэт был юн и искренне, пусть и несчастно, влюблен.
  3. Замысел произведения. Считается, что на создание образа нищего его вдохновил реальный случай из жизни. Молодой поэт ездил с родственниками в Троице-Сергиеву лавру, где встретил слепого нищего. Тот пожаловался, что кто-то пошутил над ним и положил камни в кружку для подаяний. 

Жанр, направление, размер 

Жанр произведения М.Ю. Лермонтова «Нищий» – лирическое стихотворение. Стоит заметить, что в нем присутствуют элементы элегии, так как в нем есть мотивы несчастной любви, разочарования и одиночества.

Направление творчества М.Ю. Лермонтова — роматизм. Лирический герой страдает от безответной любви и одиночества, он — бродяга, презираемый обществом.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Это двусложный стихотворный размер, в отличие от хорея в нем ударение приходится на второй слог. Писатель также пользуется простой перекрестной рифмой.

Композиция 

Стихотворение «Нищий» состоит из трех строф. 

  1. В первой строфе поэт рисует картину: старик, сидящий у «врат обители святой».
    Он очень тощий, весь его образ выражает страдание.
  2. Во второй строфе картина оживает. Бедняк просит хлеба, но вместо него получает камень. 
  3. В третьей строфе поэт раскрывает, что история несчастного нищего является метафорой личной истории лирического героя Лермонтова. Нищий обманут, как обманут сам герой его холодной возлюбленной.

Можно сказать, что стихотворение делится на две логические части: метафора и ее обнажение, в котором говорится о переживаниях лирического героя.

Образы и символы 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» содержит некоторые символы и образы. В самом начале возникает образ «святой обители». Легко догадаться, особенно учитывая историю создания этого стихотворения, что автор имеет в виду под церковью. Однако если вспомнить о последней строфе, которая превращает первые две в метафору, то можно предположить, что святая обитель – это любовь. Лирический герой не может попасть туда, она скрыта от него холодными чувствами возлюбленной. Он не находит радости рядом с ней, она излучает лишь обман.

Сам образ нищего возникает и в других стихотворениях автора, например в «Пророке». В обоих произведениях лирический герой оказывается на месте этого нищего. Это человек одинокий и непонятый, презираемый толпой или дамой сердца. Его не столько обделяют деньгами, сколько чувствами, сопереживанием. Частое использование этого образа автором можно объяснить его любовью к Байрону, ведь байронический герой – изгнанник и одиночка.

Есть в стихотворении «Нищий» и религиозная символика. Камень, который подают нищему вместо хлеба, отсылает читателя к строкам одиннадцатой главы Евангелие от Луки. В них говорится о том, что никакой отец не подаст сыну камень вместо хлеба, змею вместо рыбы, скорпиона вместо яйца. Речь идет о божественном милосердии. Однако в стихотворении этого милосердия нет, и камень становится символом обмана и предательства.

Темы и проблемы 

Тематика стихотворения «Нищий» может быть раскрыта шире, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в комментариях, чего не хватает в этом разделе?

  • Основной темой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий» является тема обмана и предательства. Главным здесь становится любовный обман. Возлюбленная отвергает чувства лирического героя, несмотря на то, что ее любовь важна для него, как кусок хлеба для изголодавшегося нищего. Его мольбы безответны. 
  • Безответная любовь — еще одна тема стихотворения. Герой страдает от отсутствия взаимности, и это чувство по силе приравнивается к голоду. Это духовная жажда, которую никак не утолить.
  • Романтические мотивы становятся сквозными в творчестве Лермонтова. Главный из них — одиночество. Лирический герой — изгой, которым никто не дорожит. Его не понимают, но уже презирают.
  • Проблемы в стихотворении «Нищий» — людская холодность, черствость и месть. Вместо необходимой помощи нуждающийся получает камень. Находясь в бедственном положении, он подвергается еще большим страданиям, обману. Одно и то же событие может быть небольшой шалостью для одного и трагедией для другого. Самое грустное заключается в том, что люди передают свои чувства другим. С нищим поступили жестоко. После случившегося, возможно, он использует этот камень, чтобы достать кусок хлеба силой. Когда-то сам Лермонтов не получил любви от Екатерины Сушковой, и в последствии их отношения закончились местью с его стороны.

Основная идея 

Смысл стихотворения Лермонтова «Нищий» не сложно понять. Для самого писателя это была возможность выплеснуть свои переживания, свою печаль. При помощи метафоры он придает чувствам глубину. Любовь показана не просто светлым приятным забвением и удовольствием, а жизненной необходимостью. Она как кислород, к которому перекрыли доступ.

Люди могут быть жестоки, чувства могут быть болезненными. Автор сталкивался со всем этим, теперь он передает свои знания читателю. Обман в любви — такое же святотатство, как камень, брошенный нищему. Беднякам покровительствует Бог, и любой обиженный становится ближе к Небесному покровителю, чем обидчик. Поэтому хоть люди и возлюбленная отворачиваются от молящего и смеются над его слабостью, правда на его стороне. Такова главная мысль стихотворения «Нищий».

Средства выразительности

Чтобы придать стихотворению «Нищий» красок и выразительности, М.Ю. Лермонтов использует тропы. Например, текст богат эпитетами: «святая обитель», «бедняк иссохший», «живая мука», «слезы горькие».

Поэт начинает вторую строфу с инверсии. Также все стихотворение является воплощением одного из наиболее распространенных средств выразительности – метафоры. Ну а завершает все риторическое восклицание, еще больше усиливающее эффект от прочтения. 

Автор: Александра Литвина

Метки: 7 класс8 классМихаил Лермонтовразборстихотворение Нищий

Читайте также:

Михаил Юрьевич Лермонтов | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено 23 мая 2018

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) русский поэт и прозаик. Бесстрашный, порывистый и страстный, он был воплощением русского романтизма.

Вклад Михаила Лермонтова в русскую литературу замечателен, учитывая его короткую жизнь. Впитав в себя романтизм своих европейских предшественников и современников и в своем зрелом творчестве, дисциплинируя его реализмом и сдержанным языком, он обуздывает ранние романтические порывы и язык, не теряя колорита и личного лиризма, которые первоначально вдохновляли его произведения. Антон Чехов сказал: «Я не знаю языка лучше, чем язык Лермонтова», и рекомендовал его как образец для молодых писателей.

Лермонтов родился в Москве 2/3 октября 1814 года. Его мать умерла, когда ему было 3 года, и его бабушка и отец боролись за контроль над ребенком. В конце концов бабушка победила, но не раньше, чем на мальчике были нанесены эмоциональные шрамы. У него было слабое здоровье, поэтому бабушка несколько раз брала его с собой на Кавказ, в регион, который оставил у него сильные, нежные впечатления.

Получив блестящее среднее образование, Лермонтов в 1830 году поступил в Московский университет, где многим однокашникам, среди которых Виссарион Белинский, Александр Герцен, Константин Аксаков, Николай Станкевич, суждено было стать, как и ему, известными литераторами. Лермонтов плохо ладил со своими сокурсниками и по натуре держался в стороне. В июне 1832 г. он вышел и поступил в элитное гвардейское училище в Петербурге.

Ранний период (до 1832 г.)

К лету 1832 г. Лермонтов написал более 300 лирических стихотворений, 3 пьесы и несколько поэм, многие из которых остались незаконченными. Романтические экстравагантности и темы преданной любви, инцеста и убийства характеризуют повествовательные стихи, например, «Корсар» (1828 г.) и «Две одалиски» (1830 г.). Во многих ранних работах отмечены отмеченные влияние лорда Байрона, хотя среди прочих заметно влияние Фридриха фон Шиллера и Виктора Гюго. Драмы, такие как Испанцы и Странный человек, обычно имеют тему чувствительного юноши и трагических обстоятельств, вытекающих из этой чувствительности. Многие ранние стихи незрелы и экстравагантны, но некоторые из них замечательно хороши, например, «Ангел» (1831 г.), произведение-антология.

Средний период (1832-1837)

Служа в гусарах на легкой службе, Лермонтов преследовал светские удовольствия Петербурга, написав 4 поэмы, 2 драмы ( Маскарад и два брата ) и менее 30 текстов песен. Из повествовательных стихов Демон был самым важным. Лермонтов работал над ней с 1829 по 1841 год, сделав не менее восьми правок, из них пять к 1834 году. Тема представляет собой вариацию на тему традиционного «падшего ангела».

В этот период Лермонтов впервые попробовал прозу в Вадим и княгиня Лиговская, вероятно потому, что жанр был на подъеме. Вадим, , написанный между 1832 и 1834 годами, имеет корни в банальностях готической сказки и романтических темах. Действие рассказа происходит на фоне пугачевского бунта 1773-1774 годов, а его тема — безответная любовь. Важнейшее прозаическое произведение, неоконченная социальная повесть Княгиня Лиговская, представляет собой ранний набросок Печорина, героя Герой нашего времени, , хотя стиль временами витиеват, а структура повествования ошибочна.

В 1837 году Александр Пушкин был убит на дуэли, и Лермонтов, безмерно им восхищавшийся, написал хвалебную речь, порицающую окружающих престол. Его арестовали, посадили, а затем на год сослали на военную службу на Кавказ.

Последние годы (1837-1841)

Практически все, что Лермонтов написал в эти годы, было на высоком уровне. В то время как более ранние стихи отражали его непосредственный личный интерес, эти более поздние стихи (менее 70 текстов) посвящены правде, свободе, честности и достоинству. Многие, исполненные презрения и презрения к обществу, касаются конфликта между поэтом и толпой. Он также закончил пять повествовательных стихотворений и начал два других, лучшим из которых было 9.0024 Беглец, Мцыри, и окончательная версия Демон.

Герой нашего времени (1840 г.), первый русский психологический роман и великолепный образец русской прозы, вызвал массу критических замечаний. Влиятельный критик Виссарион Белинский высказался в одобрительном тоне, но многие критики сочли это искажением действительности. Произведение состоит из пяти рассказов, рассказывающих о приключениях Григория Печорина с разных сторон; последние три истории рассказываются в форме журнала. Место действия — Кавказ, а темы — похищение Печориным местной принцессы, встреча с контрабандистами в черноморском порту Тамань, романтическое соперничество между Печориным и другим офицером за расположение княжны Марии и эксперимент, проведенный друга Печорина, чтобы доказать законность предопределения. Пять частей упорядочены, чтобы постепенно дать более близкое и полное представление о Печорине, но порядок скорее психологический, чем хронологический, со всеми элементами истории, подчиненными этому психологическому портрету. Печорин страдает от скуки, маловерия и общего душевного иссушения. Это ярко нарисованный персонаж, триумф русской литературы.

В эти годы Лермонтова неоднократно ссылал на Кавказ царь Николай I, крайне недовольный его лихой непочтительностью. Лермонтова назначили в первые ряды, где его жизни угрожала большая опасность. Лермонтов весело выполнял приказы, отличаясь отвагой. Замыслу царя не суждено было осуществиться; другая судьба ждала Лермонтова. В Пятигорске Лермонтов спровоцировал Н. С. Мартынова, бывшего однокашника, а затем майора в отставке, на дуэль своей беспощадной сатирой на мартыновскую жеманность кавказской одежды и манер. На дуэли, состоявшейся 15 июля 1841 года, Мартынов первым выстрелом убил Лермонтова.

Дополнительная литература

Сбалансированный и интеллектуальный обзор работ Лермонтова и некоторая биографическая информация находятся в John Mersereau, Михаил Лермонтов (1962), и в длинном введении к Михаил Лермонтов, в переводе C. E. L’Ami и Александра Великотный (1967). Для общего историко-литературного фона рекомендуется Кн. Д. С. Мирский, История русской литературы (2 тома, 1927 г.), которая доступна в сокращенной форме в одном томе под редакцией Фрэнсиса Дж. Уитфилда (1958).

Дополнительные источники

Келли, Лоуренс, Лермонтов: трагедия на Кавказе, Нью-Йорк: Г. Бразиллер, 1978, 1977. Дэвид Пауэлсток (обзор) Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

MLR, I03. 4, 2008 ii8i Наконец, следует отметить частые ошибки в тексте и низкое качество перевода. Например, уже неприемлемо употребление терминов «Россия» и «русские» применительно к средневековому периоду, и ни автор, ни переводчик не разъясняют, что правильное название древневосточнославянского государства — Русь. Многие термины переведены неправильно. Таким образом, мы находим «новобрачных» для новобрачных (стр. 3 19), «Иоанн Златоуст» для Иоанна Златоуста (стр. I68) и «Мария Египтянка» для Марии Египетской (стр. 209), и это лишь некоторые из них. способ выражения повышенных эмоций. В заключении на семи страницах встречается тринадцать таких случаев. Работа Синявского разочаровывает, потому что основательное критическое изучение народных верований многое бы добавило к пониманию древних восточных славян, а также современной русской литературы и культуры. Но, несмотря на проблески полезного анализа, эта книга далека от идеала. СТАНФОРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МОНИКА УАЙТ Становление Михаила Лермонтова: Иронии романтического индивидуализма в России Николая I. ДЭВИД ПАУЭЛСТОК. (Исследования по русской литературе и теории) Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. 2005. xii+582 стр. $99.95. ISBN 978-о-8I01-I93I-4. Эта содержательная работа представляет собой попытку обратиться к неразрешенной загадке лермонтовской «литературной позиции» (если использовать советское выражение), и заглавная фраза «романтический индивидуализм» выбрана удачно; ибо, как он отмечает, проблема уникальной формы лермонтовского творческого индивидуализма, идущая вразрез с русской культурой, по существу остается нерешенной, а сам романтизм традиционно был проблемным понятием, особенно в советский период. Подход Дэвида Пауэлстока направлен как на личность и мотивацию Лермонтова, так и на его работы; на самом деле большую часть времени он пытается объяснить первое через второе. Он утверждает, что существует противоречие между взглядом Лермонтова на себя как на личность и его стремлением иметь романтическую судьбу великого поэта. Это приводит к некоторым поучительным результатам, если его применить, например, к «La ne Bairon», где Пауэлсток видит, что Лермонтов одновременно отличает себя от Байрона как уникальную личность и стремится подражать его поэтической славе — быть Байроном, но не быть Байроном. с адаптацией понятия Жирара о «посредничестве», является одновременно оригинальным и убедительным. Стихи Лермонтова о Наполеоне так же окрашены этими противоречивыми импульсами, как и «Смерть поэта», где Пауэлсток обнаруживает как «печаль и самоутверждение» (стр. 185-186), так и тревогу влияния. В самом деле, сама смерть вписывается в эту модель почти в хайдеггеровском смысле, поскольку она является одновременно личным и — для поэта-романтика — публичным событием. Повествовательные произведения Пушкина ставят перед Лермонтовым несколько иную проблему репрезентации индивидуальной автономии: если в лирике воплощается субъективное Я, терпящее чужой взгляд, то в повествовании Я объективируется. Всеведущее авторство рискует создать «рассказчика-палача» (с. 39).4) деструктивность личности главного героя. В «Герое нашего времени» этой угрозы избегают, «полностью устраняя всезнающего автора-рассказчика» (с. 394) в пользу нескольких рассказчиков, «чей авторитет скомпрометирован […] субъективными интересами» (с. 418). Мцыри дает другое решение: «сам герой берет на себя почти все бремя повествования» (с. 4и8). В работе с «Демоном» Пауэлсток концентрируется на эволюции характера Тамары, и его интерпретация Тамары как читателя аккуратно включает стихотворение в общую тему книги. Пауэлсток также развивает более общий взгляд на отношение Лермонтова к читателю. Лермонтов «усваивает» свою «ожидаемую аудиторию» и, таким образом, постоянно осведомлен о своих читателях. Это приводит его к созданию иронического двойного прочтения во многих своих работах, предоставляя внешнюю рамку для «самообманутых массовых читателей» наряду с «подходом к аутентичности» для тех, кто ее искал (стр. 327). Пауэлсток правильно подчёркивает важность «Журналиста, Читателя и Писателя» в этом контексте и приводит интересные доводы в пользу того, что Максим Максимыч является воплощением «метафикционально-морализирующего читателя» (с. 348) в «Герое нашего времени», его повторное появление в конце Фаталист усиливает эту роль. Пауэлсток не пренебрегает использованием языка Лермонтовым.