В) Международная неправительственная организация по глобальным проблемам

С) Клуб глав европейских правительств по проблемам геополитики

D) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Е) Всемирная организация здравоохранения

$$$ 141

Среди различных концепций демократии есть такие, которые рассматривают политическое участие в качестве важнейшего фактора функционирования политической системы. Назовите это концепцию демократии:

А) концепция плюралистической демократии

В) концепция партиципаторной демократии

С) концепция элитарной демократии

D) концепция античной демократии

Е) концепция полиархической демократии

 

$$$ 142

В закрытых элитах обнаруживается тенденция геронтократии. Что означает в этом контексте термин геронтократия:

А) власть мудрейших

В) власть престарелых

С) власть героических людей

D) власть народа

Е) власть заслуженных воинов

 

$$$ 143

Одной из основных причин возникновения политики является:

А) усиление власти родоплеменных вождей

В) социально-классовое расслоение общества

С) желание людей имеет сильную централизованную власть

D) увеличение численности населения

Е) территориальные изменения

 

$$$ 144

Родоначальником либерализма считается:

А) Ж.-Ж.Руссо

В) Дж.Локк

С) К.Маркс

D) Ш.Монтескье

Е) Вольтер

 

$$$ 145

Что из перечисленного характерно для харизматического типа легитимности власти:

А) основывается на традициях существующих в обществе

В) основывается на признании установленных в государстве юридических норм, регулирующих общественные отношения;

С) вера в профессиональные возможности лидера

D) опирается на исключительные качества лидера

Е) основывается на представлениях о справедливости

 

$$$ 146

Кто является автором теоретической модели полиархической демократии:

А) М.Вебер

В) С.Хантингтон

С) Р.Даль

D) Г.Алмонд

Е) М.Дюверже

 

$$$ 147

Кто является автором термина «государство»:

А) Аристотель

В) Н.Макиавелли

С) Ш.Монтескье

D) К.Маркс

Е) М.Вебер



 

$$$ 148

Классификация политических партий на массовые и кадровые была разработана:

А) К.Марксом

В) М.Дюверже

С) М.Вебером

D) Дж.Сартори

Е) Ш.Монтескье

 

$$$ 149

Метод политологии, заключающийся в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных индивидов и групп:

А) бихевиористский

B) метод экспертных оценок

C) системный

D) деловая игра

E) социологический

 

$$$ 150

Функция политологии, призванная разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов:

А) методологическая

B) прогностическая

C) аксиологическая

D) регулятивная

E) мировоззренческая

 

$$$ 151

Мыслитель Востока, автор «Трактата о добродетельном городе»:

А) Ибн-Сина

B) Навои

C) Низами

D) Аль-Фараби

E) Конфуций

 

$$$ 152

Родоначальник теории утопического социализма:

А) Т.Кампанелла

B) Т.Мор

C) Ж.-Ж.Руссо

D) О.Конт

E) Т.Гоббс

 

$$$ 153

Казахский мыслитель Х1Х века, проведший анализ китайской системы колониального управления:

А) А.Кунанбаев

B) И.Алтынсарин

C) Ш.Кудайбердыев

D) Ч.Валиханов

E) М.Дулатов

 

$$$ 154

Избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями в соответствии с пропорцией голосов, полученных каждой из них:

A) пропорциональная

B) мажоритарная

C) плюралистическая

D) авторитарная

E) демократическая

 

$$$ 155

Избирательная система, при которой победившим считается кандидат,набравший определенное большинство голосов избирателей:

A) пропорциональная

B) мажоритарная

C) плюралистическая

D) авторитарная

E) демократическая

 

$$$ 156

Трактовка, рассматривающая политику как деятельность по эффективному достижению коллективных целей:

А) телеологическая

B) системная

C) позитивистская

D) структуралистская

E) инструментальная

 

$$$ 157

Вид власти, выступающий по отношению к другим в качестве верховной:

А) военная

B) теократическая

C) социальная

D) экономическая

E) политическая

 

$$$ 158

Высшая форма участия личности в политике:

А) участие в митингах

B) участие в избирательной компании

C) участие в акции протеста

D) профессиональная политическая деятельность

E) участие в референдуме

 

$$$ 159

Основоположник теории политических систем:

А) Н.Макиавелли

B) Д.Истон

C) Т.Гоббс

D)Дж.Локк

E) Е.Вятр

 

$$$ 160

Кто первым применил «государство» для определения политически организованного общества:

А) Т.Гоббс

B) Д.Локк

C) Н.Макиавелли

D) Ж.Боден

E) Д.Дидро

 

$$$ 161

В различных политических учениях форма государства, где властвуют лучшие:

А) аристократия

B) геронтократия

C) меритократия

D) плутократия

E) охлократия

 

$$$ 162

К какой форме осуществления власти граждан относится референдум:

А) прямая

B) представительная

C) либеральная

D) плебисцитарная

E) мажоритарная

 

$$$ 163

Форма народовластия, при которой граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений:

А) прямая

B) дистрибутивная

C) процедурная

D) либеральная

E) плюралистическая

 

$$$ 164

Какой тип политического режима характеризует следующий тезис: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства»:

А) тоталитаризм

B) авторитаризм

C) демократия

D) посттоталитаризм

E) антидемократический режим

 

$$$ 165

С какой целью в ряде стран устанавливается максимум предвыборных расходов:

А) сэкономить бюджетные средства

B) обеспечить равенство возможностей кандидатов

C) проконтролировать доходы кандидатов

D) не допустить разорения кандидатов

E) ограничить расходы кандидатов

 

$$$ 166

Как называется процесс усвоения гражданами норм и ценностей политической культуры:

А) политическая пропаганда

B) политический маркетинг

C) политическая социализация

D) политическая адаптация

E) политическая интеграция

 

$$$ 167

К какому историческому периоду относится возникновение трактовки человека как «существа политического»:

А) античности

B) средневековью

C) Новому времени

D) ХХ веку

E) ХХ1 веку

 

$$$ 168

Какой принцип действует по отношению к гражданам в правовом государстве: А) «Разрешено все, что не запрещено законом»

B) «Запрещено все, что не разрешено»

C) «Разрешено абсолютно все»

D) «Разрешено все, кроме политики»

E) «Разрешено почти все»

 

$$$ 169

Какому типу политической культуры соответствует привычка жить по принципу «сиди и жди, что придумают вожди»:

А) приходскому

B) партиципаторному

C) гражданскому

D) рыночному

E) подданническому

 

$$$ 170

Какая характеристика отличает партиципаторную политическую культуру:

А) ориентация на активную деятельность государства

B) ориентация на неучастие в политической жизни

C) ориентация на активное включение индивидов в политическую жизнь

D) ориентация на противостояние с политической системой

E) ориентация на противостояние с государством

 

$$$ 171

Какая характеристика соответствует подданнической культуре:

А) отсутствие знаний о политике

B) стремление оказать влияние на политическую систему

C) пассивное отношение к политической системе

D) отсутствие всякого интереса к политике

E) желание сотрудничать с политическими партиями

 

$$$ 172

Каким общественным объединениям характерна такая форма деятельности, как «влияние на власть»:

А) группам давления

B) политическим партиям

C) объединениям индивидов по профессиональному признаку

D) неправительственным организациям

E) общественным движениям

 

$$$ 173

Что является критерием выделения среди различных групп интересов групп давления:

А) лоббирование интересов

B) приобретение и использование власти

C) удовлетворение определенных потребностей людей

D) приобщение индивидов к политике

E) вовлечение индивидов в политические партии

 

$$$ 174

Причиной возникновения культа личности является:


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Международная неправительственная организация, занимающаяся исследованием глобальных проблем

3) клуб глав европейских правительств по проблемам геополитики

4) организация Европейского экономического сообщества

113.Согласно типологии международных систем М. Каплана, в рамках _______________ должно существовать не менее пяти великих держав.

Системы баланса сил»

2) «гибкой биполярной системы»

3) «иерархической системы»

4) «универсальной системы»

114.Международная организация, которая осуществляет контроль за исполнением договора о нераспространении ядерного оружия, – …

1) ЕС

2) ОБСЕ

3) НАТО

МАГАТЭ

115.Киотский протокол направлен на…

1) запрет ядерных испытаний на земле, в воде, в воздухе

2) создание организации тихоокеанских государств

3) интеграцию Японии в мировое сообщество

Ограничение выбросов углекислого газа в атмосферу

116.Проблемой для интеграции России в мировой рынок является…

1) состояние экономики, её кризис

2) трансформация социальной структуры общества

3) международная изоляция

4) статус ядерной державы

117.Территориальные проблемы как ключевые определены в _____ отношениях.

1) российско-европейских

2) российско-китайских

Российско-японских

4) российско-американских

118.Не являет(-ют)ся приоритетом российской внешней политики…

1) развитие социально – культурного сотрудничества со странами мира

Гуманитарные интервенции

3) урегулирование конфликтов

4) оказание помощи и поддержки странам, испытывающим трудности в развитии

119.Россия не является участником организации…

1) ШОС

2) ОБСЕ

НАФТА

4) ООН

120.Среди российских политических деятелей называли «Мистером «Да» называли…

1) Е.Примакова

2) Б.Ельцина

3) И.Иванова

А.Козырева

121.В структуру политической социологии не входят проблемы…

1) политического влияния социальных групп и общностей

Социальной стратификации

3) взаимодействия общественных институтов с властными структурами государства

4) социальной реальности в условиях политического режима

122.Под экспериментальным исследованием понимают …

1) исследование, производимое для оценки качества социологического инструментария

2) процедуру сбора информации об объекте

Форму получения информации об исследуемом объекте путем воздействия на него управляемых или контролируемых факторов

4) обоснование моделей выборки и корректировки плановых заданий

123.Говоря об идеях Н. Макиавелли, можно сказать, что он высказывался «за _________».

Отделение светской власти от власти церкви



2) развитие институтов гражданского общества

3) идею «естественных прав» человека

4) демократическую форму правления

124.Предметом прикладных политических исследований являет(-ют)ся ________.

Конкретные проявления власти государства, и их влияние на поведение людей в той или иной ситуации

2) функционирование местного самоуправления

3) институциональная структура политической сферы

4) политические идеологии

125.Настаивал на приверженности политических аналитиков демократическим ценностям…

1) У.Данн

2) Г. Лассвел

3) А.Вильдавски

4) Дж. Кемпбелл

126.Политическая сфера общества как определенная целостность, состоящая из совокупности элементов, характеризуется _______ подходом.

1) функциональным

2) психологическим

Системным

4) институциональным

127.К технологиям социально-политической экспертизы относят метод…

1) структурно-функциональный

Дельфи»

3) диалектический

4) системный

128.Проектирование систем политического управления осуществляется с целью…

1) определения лиц, принимающих решения

Диагностики проблем

3) мотивации управленческой деятельности

4) оптимизации

129.Проблемной ситуацией в политическом анализе называется…

1) финансовая несостоятельность проекта

2) неработоспособность системы в заданных условиях

3) несоответствие системы нормам международного права

Состояние несоответствия функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития

130.В прикладной политологии активно используется дескриптивный подход, который основывается на…

1) принципах адекватного эмпирического отображения реальных систем и процессов

2) поиске универсальной «идеальной» модели, которую можно представить в виде математического алгоритма

3) формализации идеальных моделей

4) построении формальных алгоритмов и их нормативной оптимизации

131.К основным задачам политического прогнозирования не относится…



cyberpedia.su

44. Глобальные проблемы современности и роль международных организаций в их решениях

Типологии глобальных проблемоснована на концепции Л.Н. Самойлова:

— I классСуперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности.Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Сюда включаются: проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, установление нового международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции и т.д. — II класс.Общепланетарные (ресурсные) глобальные проблемы.Они связаны с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе. К ним относятся: экологические проблемы во всех своих проявлениях, демографические, энергетические, продовольственные проблемы, проблемы использования космоса и т.д. III класс.Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Сюда включаются проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования, проблемы планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д. Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты глобальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве. Таким образом, для успешного преодоления всех глобальных проблем необходима продуманная, взвешенная политика всех государств по развитию международного сотрудничества и их активная деятельность по практической реализации всех намеченных мероприятий.

…………….

Важнейшую роль в решении глобальных проблем современности призваны играть международные организации. Они повышают уровень организованности и управляемости мировым сообществом. Особенно значителен вклад, который вносят действующие под эгидой ООН международные организации в решение глобальных проблем современности. Реализацию социального развития в развивающихся странах ООН связывает с утверждением нового Международного экономического порядка. Декларация и программа действий по его установлению были приняты в 1974 г. Основной ее целью выступало повышение доли развивающихся стран в мировом промышленном производстве. Экономические проблемы призваны решать также такие организации, как ПРООН (Программа ООН по развитию), КУР (Комиссия ООН по устойчивому развитию), ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества) и др. Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйства занимаются продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный продовольственный совети т.д. Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них Международное Агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами ее глобального развития. В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП — созданная в 1972 г. специальная организация ООН, занимающаяся проблемами сохранения среды обитания. Итогом координационной деятельности ЮНЕП и др. организаций стала Общественная программа ООН по окружающей среде. Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов.

45. Организация Объединенных Наций — это универсальная международная организация, созданная для поддержания мира и международной безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Организация Объединенных Наций функционирует на основе учредительного акта — Устава ООН, принятого в Сан-Франциско и вступившего в силу 24 октября

1945 г. Согласно Уставу ООН ее целями являются:

1) поддержание мира и международной безопасности;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народа;

3) осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

4) поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка или религии;

5) согласование действий наций в достижении общих целей.

Согласно ст. 4 Устава ООН членами ООН могут быть любые миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства по Уставу ООН и которые, по мнению организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая пять совпадающих голосов постоянных членов ООН, и постановление Генеральной Ассамблеи ООН, вынесенное двумя третями присутствующих и участвующих в голосовании государств. В случае систематического нарушения принципов Устава ООН государство-член может быть исключено из Организации. Статья 7 Устава ООН предусматривает наличие главных органов организации, как то: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный суд.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Она наделена широкой компетенцией, уполномочена рассматривать любые вопросы в пределах Устава

ООН и давать рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН.

Совет Безопасности ООН выполняет главную функцию по поддержанию международного мира и безопасности. Он действует от имени всех государств-членов. Государства-члены обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Экономический и Социальный Советы ООН выполняют следующие функции: повышение уровня жизни; разрешение международных проблем в области экономики, культуры; содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Секретариат ООН — главный административно-технический орган ООН.

Международный суд ООН состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

studfiles.net

Глава 3. Основные направления сотрудничества государств в поисках решения глобальных проблем.

3.1. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Специфика глобальных проблем состоит, прежде всего, в том, что они касаются каждого живущего на Земле человека, требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества. Наконец, они все находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них невозможно без учёта других проблем.

Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и межгосударственных отношений. Это означает, что политика ведётся ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий государственных и общественных институтов – служение людям. Однако идея верховенства не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия. [16]

Взаимосвязь, масштабность и долговременность глобальных проблем по-новому ставит перед человечеством вопрос о том, как нейтрализовать или хотя бы ослабить их. Речь идёт о необходимости совместного коллективного решения глобальных задач, объединения усилий всех стран мира и всех политических сил планеты. На каких основах это можно сделать?

Понятно, что первым и главным условием является мир, мирное развитие, резкое сокращение военных затрат.

Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учёт интересов, развитие науки и обогащение её достижениями всех государств. Все народы сегодня должны пройти трудные университеты глобальной проблематики и заново переосмыслить практику своей жизни, политику своих государств, переоценить свои ресурсы развития. Необходимо значительное расширение международного сотрудничества на самых разных уровнях – двустороннем, многостороннем, региональном и всемирном, с использованием различных международных институтов и организаций, и, прежде всего, ООН.

Новые перспективы этого сотрудничества и решения глобальных проблем открывает принципиальное изменение положения дел в мире в результате ликвидации противостояния двух систем, краха тоталитарных режимов в Восточной Европе и Советском Союзе. Значительно спала напряжённость, началось сокращение ядерных арсеналов, численности войск, развернулся процесс мирного урегулирования региональных конфликтов.

В этих условиях появилась возможность строительства нового международного политического порядка на основе баланса интересов различных стран и повышение меры управляемости миром.

Как показывает опыт международного сотрудничества, для повышения эффективности в деле решения глобальных проблем принципиально важным является создание оптимальных, благоприятных параметров международной среды.

3.2. Роль международных организаций в решении глобальных проблем.

Важнейшая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь системе ООН. Сохранение мира, упрочение международной безопасности и разоружение, являясь главной задачей ООН, служат основной предпосылкой создания международного климата, необходимого для решения глобальных проблем. Важное место в деятельности ООН занимают проблемы охраны окружающей среды, здравоохранения, нормализации положения с продовольствием и др.

В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП – созданная в 1972 г. специальная организация ООН, занимающаяся проблемами сохранения среды обитания.

Итогом координационной деятельности ЮНЕП и др. организаций стала Общественная программа ООН по окружающей среде. Кроме того, ЮНЕП ведёт ряд совместных работ с международными неправительственными организациями, и в первую очередь с Международным союзом природы и природных ресурсов и Научным комитетом по окружающей среде Международного совета научных союзов.

Действующий при Экономическом и социальном совете ООН Комитет по науке и технике ориентируется на подготовку всемирного плана действия по применению достижений науки и техники, разработку единой научно-технической политики.

Реализацию социального развития в развивающихся странах ООН связывает с утверждением нового Международного экономического порядка. Декларация и программа действий по его установлению были приняты ООН в 1974 г. Основной её целью выступало повышение доли развивающихся стран в мировом промышленном производстве с 7% в середине 70-х годов до 25% к 2000 году.

Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйства занимаются продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его региональные комиссии, Международный банк реконструкции и развития и др. организации.

Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического порядка.

Эффективность действий международных организаций по решению глобальных проблем зависит, в конечном счёте, от решения главной проблемы современности – войны и мира. Ключевой характер этой проблемы заключается не только в том, что всё возрастающая гонка вооружений «съедает» те средства и ресурсы, которые необходимы для решения других глобальных проблем.

Расходы человечества на вооружение к 2004 году приблизились к $1,5 трлн. Ограничение роста военных ресурсов и передача хотя бы незначительной части сэкономленных в результате гонки вооружений ресурсов в фонд развивающимся странам прирост мирового национального продукта составил бы 4%. Снизилась бы и нагрузка на окружающую среду. Сокращение общих военных расходов на 20% создало бы объективную основу для решения всей системы глобальных проблем. [20]

Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие аспекты проблемы войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН – её высшем форуме. Значительную роль в международных делах играет Совет Безопасности – основной политический орган ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание мира и безопасности.

В этом году мировое сообщество пережило ряд стихийных бедствий и социально-экономических кризисов. Оказавшись перед лицом серьезной ситуации, ООН сыграла важную роль в мобилизации ресурсов всего мира и координации действий различных сторон, вновь показав мировому сообществу свою незаменимую роль в защите мира и содействии благополучию человечества.

В то же время, все больше стран Запада осознают, что преодолеть нынешний глобальный кризис можно лишь в случае укрепления международного многостороннего механизма сотрудничества, ядром которого является именно ООН.

Нехватка продовольствия и резкий рост цен на продовольствие в этом году стали одной из серьезных глобальных проблем. Для решения проблемы питания 73 млн голодающих ООН в срочном порядке собрала 750 млн долларов. Эти средства были использованы для реализации плана помощи Всемирной продовольственной программы. Кроме того, под эгидой ООН состоялась мировая конференция по продовольственной проблеме, на которой были обсуждены среднесрочная и долгосрочная стратегии преодоления продовольственного кризиса. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун создал рабочую группу по преодолению всемирного продовольственного кризиса, которая изучает коренные причины и способы преодоления продовольственного кризиса, а также выдвигает предложения относительно координации действий мирового сообщества.

Что касается проблемы изменения глобального климата, то Пан Ги Мун призвал страны мира предпринять в рамках ООН «экологически чистые действия» и показать пример в области энергосбережения и сокращения выбросов парниковых газов. Выступая в различных местах, он призвал мировое сообщество обратить внимание на проблему изменения климата, оказать помощь развивающимся странам, в частности, наименее развитым странам, преодолеть трудности, возникающие при борьбе с изменением климата. Конференция ООН по проблеме изменения климата уже стала незаменимым механизмом для поиска путей борьбы с изменением климата, содействия поступательному развитию и защите окружающей среды.

Кроме того, ООН играет незаменимую роль в таких вопросах, как преодоление глобального финансового кризиса, сдерживание распространения СПИДа, реализация Целей развития тысячелетия, а также миротворческая деятельность.

Для урегулирования всемирного кризиса необходим всемирный проект решения проблемы. ООН в качестве самой представительной межправительственной международной организации представляет идеальную арену для согласования всемирных усилий, все страны мира, как большие, так и малые, как сильные, так и слабые, могут опираться на эту организацию и доверять ей.

Актуальные вызовы, перед лицом которых стоит мир, в частности, глобальный финансовый кризис, заставили руководителей различных стран осознать, что для успешного преодоления трудностей необходимо участие не только развитых стран, но и развивающихся стран с новорождающимися рынками. В настоящее время многие традиционные международные многосторонние системы, включая «восьмерку» и институт Бретонского леса, действуют под руководством развитых западных государств, обходясь без развивающихся стран, и поэтому в сегодняшних сложных обстоятельствах оказываются при всем своем желании бессильными. Даже ООН, созданная на руинах Второй мировой войны, нуждается в реорганизации для удовлетворения реальных потребностей мира.

Как отмечают аналитики, проведение недавно в Вашингтоне саммита «Группы 20″, посвященного финансовому кризису, свидетельствует об устарелости механизма «восьмерки» и о необходимости расширения в новом международном многостороннем механизме права голоса и принятия решений развивающихся стран. [31]

Особенность глобальных проблем в том, что они могут быть решены лишь на основе усилий всех государств мира, ибо абсолютно все народы заинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной катастрофе, от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др. Найти совместное решение этих проблем – значит обеспечить условия выживания всех народов и возможности дальнейшего поступательного развития цивилизации. Именно по этому дружественные и продуктивные отношения между странами, различные международные организации так важны для всего мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Размышляя о причинах появления мировых проблем, ученые указывают, прежде всего, на возникшую всемирную общность людей, целостность современного мира, которую обеспечивает в первую очередь глубинные экономические связи, усилившие политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Но дело не только в этом. Сама активно-преобразующая деятельность человека по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самым грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации еще весьма далеки от требований эпохи.

Все мировые проблемы экономически взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, что частично отражается на продовольственной проблеме, продовольственная проблема в свою очередь несет социальную напряженность в географических зонах, экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экономических проблем влияла гонка вооружений, которая также отражается на экологической проблеме. Естественно и решение данных проблем нужно решать сообща и в комплексе.

Список литературы:

  1. http://www.ereport.ru/

  2.  http://www.ecsocman.edu.ru/

  3. http://alexnest.ru/kursovye-referaty-sochineniya/referat-globalnye-ekonomicheskie-problemy-i-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-ix-reshenii/

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B

  5. http://www.policy03.narod.ru

studfiles.net

Ответы на вопрос «23. Научные центры, изучающие глобальные проблемы.»

 

Научные центры, занимающиеся проблемой глобализации.

Горбачев-Фонд.  Создатели —  академики, политики, чиновники.

— Совет Фонда (Горбачев, его дочь)

— Статус Фонда (организация — международная, неправительственная, неприбыльная, место деятельности не фиксируется, открыта для юридических и физических лиц любых стран)

— Фонды есть сейчас в США, Германии, Италии

Международный Фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд) основан Президентом СССР Михаилом Сергеевичем Горбачевым в декабре 1991 года. Горбачев-Фонд начал свою деятельность в январе 1992 года. http://gorby.ru/gorbi_fund/about/

Президент Фонда — Михаил Сергеевич Горбачев.

Вице-президент — Ирина Михайловна Горбачева-Вирганская.

Горбачев-Фонд — международная неправительственная, неприбыльная организация. В деятельности Фонда на добровольных началах могут принимать участие юридические лица и граждане любых государств. Горбачев-Фонд постоянно сотрудничает с ведущими университетами, фондами, международными организациями, государственными структурами и неправительственными объединениями в разных странах мира.

Горбачев-Фонд — один из первых независимых «мозговых центров» в современной России. Он проводит исследования социальных, экономических и политических проблем, актуальных для нынешнего этапа российской и мировой истории. Фонд стремится содействовать утверждению демократических ценностей, нравственных, гуманистических начал в жизни общества.

Концепция Фонда основана на убеждении, что в условиях глобализации стране и миру нужно новое мышление, новое прочтение идей прогресса и гуманизма, разработка принципов более справедливого миропорядка. Фонд содействует открытому диалогу между экспертами и общественностью, стремясь к использованию результатов научных исследований в интересах развития гражданского общества, становления ученых и политиков нового поколения.

 

 Фонд Горбачева связан с аналогичными фондами:

— Фонд Раджива Ганди (индия)

Корпорация Карнеги (США)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Корпорации Карнеги в Нью-Йорке, который был создан Эндрю Карнеги в 1911 году «в целях содействия улучшению и распространения знаний и понимания», является одним из старейших, крупнейших и наиболее влиятельных американских фондов гранты.

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВЗНОСЫ КОРПОРАЦИИ КАРНЕГИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • расширение американского высшего образования и образования взрослых
  • продвижение исследования по изучению и когнитивное развитие в раннем детстве
  • поощрение просветительских и общественных интересов вещания
  • улучшение положения меньшинств и женщин в precollege и высшего образования
  • повышение общественного понимания образования и здоровья детей и подростков
  • Исследование рисков сверхдержавы конфронтации, ядерной войны, этнические и гражданские беспорядки

С момента своего создания в 1911 году, Корпорация Карнеги помогла создать или наделены различными учреждениями, в том числе 2509 Карнеги библиотек в Соединенных Штатах и за рубежом, Национальный исследовательский совет , русской научно-исследовательский центр в Гарварде, и детский телевизионный семинара . В ранние годы Корпорации Карнеги, была оказана поддержка других благотворительных организаций, созданных Эндрю Карнеги: Фонд Карнеги за Международный Мир , Фонд Карнеги по улучшению преподавания и Института Карнеги в Вашингтоне .

Корпорации Карнеги в Нью-Йорке финансировал издание книг и исследований, а также организации конференций и международных обменов, радио-шоу, судебных разбирательствах и других видов деятельности. В рамках своей деятельности, корпорация оказала большое влияние на информацию и знания доступными для граждан и правительства, так. Его работы и работы своих грантополучателей оказал существенное влияние на общественное мнение и политику.

 

Финансирование производится до $962.000

Поддерживаемые направления программ

Международное развитие
Образование
Безопасность и мир

Направление финансируемых программ

 • Предотвращение вооруженных конфликтов.
Примечание: большинство грантов по даному направлению программ предоставляется организациям США; проекты СМИ поддерживаются очень редко.
 • Поддержка человеческих ресурсов в развивающихся странах.

Типы финансовой поддержки

Разработка и усовершенствование учебных планов
Конференции и семинары
Продолжающаяся поддержка
Развитие программ
Исследования
Программные инвестиции
Стартовый грант

Ограничения финансирования

Не предоставляется финансирование на покрытие общехозяйственных расходов, создание фондов, приносящих доходы, приобретение оборудования для школ, университетов или организаций. Корпорация не осуществляет программных инвестиций, не дает индивидуальные гранты, стипендии и не покрывает транспортных расходов. Не предоставляются образцы заявок, получивших финансирование.

Информационные материалы Фонда

 • методическое руководство по описанию заявки;
 • список предоставляемых грантов;
 • годовой отчет.

Подача заявки

Требования к предоставляемой заявке

 • Подробное описание проекта: описание целей проекта, указать запрашиваемую сумму, сроки осуществления проекта, методы, участников проекта и бюджет.
 • Полная информация об организации, подающей заявку.
 • Информация о дополнительных источниках финансирования.

Сроки принятия заявки

Заявки принимаются в течение всего года.

Сроки решения

Решение о финансировании принимается в течение 4-х месяцев после подачи заявки

Координаты Корпорации:

Адрес:

437 Madison Ave.,New York, NY 10022, USA

Телефон/факс:

(212) 371-3200 / (212) 754-4073

E-mail:

 

Контактное лицо:

Дороти Уиллс Напп, секретарь
(Ms. Dorothy Wills Knapp, Secretary)

 

Девиз работы – «к новой цивилизации».

Доклады:

«Глобальная безопасность»

«Национальные интересы и проблемы безопасности России»

«Национальные интересы России и Содружество независимых государств»

«Фермерство, демократия и рынок в сельском хозяйстве»

Гуманитарная и благотворительная деятельность:

— участие в ассоциации «Гематологи мира – детям»

— реализация программы «Детские лейкозы в России»

— поддержка ветеранов войны

Программы:

 — Европейский проект – возможные сценарии общеевропейской интеграции

— Национальные интересы и проблемы безопасности России

— Глобальный мир 21 века: вызовы и ответы.

Начало в 1997г. Руководитель Горбачев, Кувалдин. Монография «Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития».  «Проблема глобализации».

Предисловие Горбачева:

Прекращение холодной войны способствовало глобализации

Выявить негативные стороны глобализма

Необходим поиск гуманистической альтернативы

            Первая часть:

Возникновение мегаобщества – грубого эскиза единого, взаимосвязанного, взаимозависимого и взаимопроникающего мира, в котором глобальные системы вырастают на базе национально- государственных организмов. (аналог – филогенез)

Общие рассуждения о глобализации в целом:

— экономическая глобализация действует как «тиран», прокладывая пусть свободному рынку повсюду в мире

— политика неолиберального глобализма не будет способствовать справедливому распределению богатств на вертикали «Север-Юг»

— единственный выход: классические механизмы рыночной саморегуляции должны быть дополнены целенаправленной регулирующей деятельностью государственных, межгосударственных и наднациональных структур

Цель книги: доказать, что мир сможет разумно глобализоваться, если возьмутся толковые люди.

Большой раздел критики неолиберального глобализма.

Рассматриваются политический аспект глобализации – контроль развития.

 

Вторая часть книги.

Исследования ответа человечества на глобальный экологический вызов: по инициативе верхней интелектульно — элитарной части общества должна возникнуть система биотической регуляции (утверждение экологической рациональности)

 

Анализ проблем мирового наследия:

— бедность

— массовая безработица

— социальная поляризация

— старение населения в развитых странах

— усиление миграционных потоков из бедных стран в более богатые

— обострение гендерных проблем

 

Социологические аспекты:

— манипулирование сознанием людей со стороны информационных систем

— ослабление устойчивых семейных групповых связей

— исчезают макросоциальные ансамбли, способные объединять людей общими ценностям и жизненными смыслами

— «стратегии» их возрождения

— вывод: проблема неадекватности существующих форм институциональной социальности возрастающим требованиям к самостоятельности и ответственности индивида

Социокультурный аспект – принцип культуроцентризма.

 

Третья часть посвящена России.

 

Другие центры:

 

— Интститут Экономических Международных Отношений

 

— Российский общественно-политический центрО ФОНДЕ «РОПЦ»     

 

«Российский общественно-политический центр» («РОПЦ») создан на волне демократических преобразований в стране для обеспечения практического взаимодействия общественно-политических объединений и организаций с органами государственной власти и управления Российской Федерации.

В 1995 году организация была преобразована в информационный аналитический, исследовательский, консультационный и образовательный центр с одноименным названием – Фонд «РОПЦ».

Создание Центра и его последующее преобразование в Фонд утверждено распоряжениями Президента РФ от 18 ноября  1991 года и 29 июня 1995 года. В них обозначено, что учредителями Фонда «РОПЦ» являются Администрация Президента РФ, Правительство города Москвы и ряд ведущих экспертных и политологических организаций страны.

 С 1995 года руководителем «РОПЦ» был Алексей Михайлович Салмин. В декабре 2005 года Президентом Фонда избирается Александр Ильич Музыкантский. В связи                                   с его назначением на пост Уполномоченного по правам человека г. Москвы в ноябре 2009 года Президентом Фонда «РОПЦ» был избран Алексей Юрьевич Трубецкой. Председателем Правления Фонда на общественных началах становится А.И. Музыкантский.

В связи с разработанной и одобренной новой концепцией деятельности Фонд «РОПЦ» осуществляет ее по следующим основным направлениям:

  • Содействует сотрудничеству политических, общественных, неправительственных структур и органов государственной власти.
  • Организует дополнительное обеспечение Администрации Президента и Правительства Москвы информацией, материалами, рекомендациями по ряду ключевых проблем, актуальных для страны и города.
  • Проводит полный комплекс мероприятий по формированию общественного мнения  в стране и за рубежом.
  • Обеспечивает поддержку проектов и инициатив общественных и бизнес-структур в местных, региональных и федеральных органах власти.
  • Разрабатывает и реализует программы международного сотрудничества, в частности между элитами России и стран бывшего СССР,  иных государств.
  • Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными научными организациями и экспертными центрами в области изучения основных проблем международных отношений и мирового развития.

Одной из известных программ Фонда «РОПЦ» является постоянно действующий научно-практический семинар «Полития» с участием ведущих членов научного и экспертного сообщества России, а также издание журнала «Полития», освещающего ключевые проблемы российской внутренней и внешней политики.

Фонд «РОПЦ» имеет богатый опыт сотрудничества с российскими государственными органами, общественными и исследовательскими структурами страны и многих других стран, в частности с американским Советом по внешней политике, с германскими Фондами Р.Люксембург, Х. Зайделя, Ф.Эберта, Институтами стратегических исследований Китая и Казахстана, парламентской ассамблеей НАТО, украинским экспертным центром им. А.Разумкова и др.

— Центр международных отношений (США)

www.konspektov.net

Глобальные проблемы современности и роль международных организаций в их решениях

Типологии глобальных проблемоснована на концепции Л.Н. Самойлова:

I класс. Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности.Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Сюда включаются: проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, установление нового международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции и т.д. — II класс.Общепланетарные (ресурсные) глобальные проблемы.Они связаны с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе. К ним относятся: экологические проблемы во всех своих проявлениях, демографические, энергетические, продовольственные проблемы, проблемы использования космоса и т.д. III класс.Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Сюда включаются проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования, проблемы планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д. Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты глобальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве. Таким образом, для успешного преодоления всех глобальных проблем необходима продуманная, взвешенная политика всех государств по развитию международного сотрудничества и их активная деятельность по практической реализации всех намеченных мероприятий.



…………….

Важнейшую роль в решении глобальных проблем современности призваны играть международные организации. Они повышают уровень организованности и управляемости мировым сообществом. Особенно значителен вклад, который вносят действующие под эгидой ООН международные организации в решение глобальных проблем современности. Реализацию социального развития в развивающихся странах ООН связывает с утверждением нового Международного экономического порядка. Декларация и программа действий по его установлению были приняты в 1974 г. Основной ее целью выступало повышение доли развивающихся стран в мировом промышленном производстве. Экономические проблемы призваны решать также такие организации, как ПРООН (Программа ООН по развитию), КУР (Комиссия ООН по устойчивому развитию), ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества) и др. Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйствазанимаютсяпродовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный продовольственный совети т.д. Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них Международное Агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами ее глобального развития. В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП — созданная в 1972 г. специальная организация ООН, занимающаяся проблемами сохранения среды обитания. Итогом координационной деятельности ЮНЕП и др. организаций стала Общественная программа ООН по окружающей среде. Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности,в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов.

45. Организация Объединенных Наций —это универсальная международная организация, созданная для поддержания мира и международной безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Организация Объединенных Наций функционирует на основе учредительного акта — Устава ООН, принятого в Сан-Франциско и вступившего в силу 24 октября

1945 г. Согласно Уставу ООН ее целями являются:

1) поддержание мира и международной безопасности;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народа;

3) осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

4) поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка или религии;

5) согласование действий наций в достижении общих целей.

Согласно ст. 4 Устава ООН членами ООН могут быть любые миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства по Уставу ООН и которые, по мнению организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая пять совпадающих голосов постоянных членов ООН, и постановление Генеральной Ассамблеи ООН, вынесенное двумя третями присутствующих и участвующих в голосовании государств. В случае систематического нарушения принципов Устава ООН государство-член может быть исключено из Организации. Статья 7 Устава ООН предусматривает наличие главных органов организации, как то: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный суд.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Она наделена широкой компетенцией, уполномочена рассматривать любые вопросы в пределах Устава

ООН и давать рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН.

Совет Безопасности ООН выполняет главную функцию по поддержанию международного мира и безопасности. Он действует от имени всех государств-членов. Государства-члены обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Экономический и Социальный Советы ООН выполняют следующие функции: повышение уровня жизни; разрешение международных проблем в области экономики, культуры; содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Секретариат ООН — главный административно-технический орган ООН.

Международный суд ООН состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

megaobuchalka.ru

География: Билет 9: Глобальные международные организации.

В настоящее время более ста международных организаций активно занимаются проблемами охраны окружающей природной среды. Наи­более авторитетная из них – Организация Объединенных Наций. Многие ее мероприятия посвящены экологическим про­блемам. Так, Генеральная ассамблея ООН приняла несколько важных докумен­тов: резолюцию 1982 г. “Об исторической ответственности госу­дарств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поко­лений”, Всемирную Хартию природы 1982 г.

В 1972 г. при ООН создан ЮНЕП – специальный орган по окружаю­щей среде. В его задачи входила разработка рекомендаций по наи­более острым проблемам наступающего экологического кризиса: опустыниванию, деградации почв, сокращению запасов пресной воды, загрязнению Мирового океана, вырубке лесов, утрате ценных видов растений и животных.

В 1983 г. по инициативе Генерального секретаря ООН была созда­на Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Комиссия была призвана вскрыть проблемы, объединяющие экологическую и социально-экономическую озабоченность людей в раз­ных регионах мира, прежде всего развивающихся стран.

В 1987 г. был опубликован отчет комиссии под названием “Наше об­щее будущее” (русский перевод 1989 г.). В нем продемонстрирована невоз­можность решать экологические проблемы вне их связи с социальными, экономическими и политическими задачами. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять потребно­стям людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. В отчете с небывалой силой прозвучала мысль об ответственности перед будущими поколениями: “На счету нашего поколения может сохраниться положительное сальдо, однако наши дети унаследуют только убытки. Мы заимствуем “экологический капитал” у будущих поколений, отнюдь не намереваясь и не имея возможности вернуть долг. Они, может быть, проклянут нас за наше расточительство, но никогда не смогут добиться возврата капитала. Мы так ведем себя по той причине, что некому заставить нас возвращать долги: будущие поколения не голосуют, они не имеют ни политической, ни финансовой власти; они не могут оспорить наши решения. Нынешнее расточитель­ство быстро ограничивает возможности будущих поколений”.

В настоящее время при ООН функционируют много международ­ных организаций: Международное агентство по атомной энергии (МА­ГАТЭ) осуществляет программу “Ядерная безопасность и защита окру­жающей среды”, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) поддерживает программу “Человек и биосфера”, “Че­ловек и его окружающая среда”, Всемирная организация здравоохра­нения (ВОЗ) занимается проблемами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха, Всемирная метеорологическая организация (ВМО) уделяет внимание климатическим вопросам, службе погоды, Всемирная органи­зация продовольствия (ФАО).

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) включает правительственные и неправительственные органи­зации, содействует сотрудничеству межнациональных и междуна­родных объединений.

Существуют региональные организации – экономическая и соци­альная комиссия ООН для стран Азии и Тихого океана, Европейская экономическая комиссия, Программа арктического мониторинга и оцен­ки.

Функционируют организации, объединяющие представителей двух государств, деятельность которых направлена на решение общих для этих государств проблем. Россия является участницей та­ких двусторонних организаций, например, по вопросам озера Байкал (с Монголией), подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США), строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов, удаления серы и внедрения экологически чис­тых технологий (с Финляндией), системы радиологического мониторинга (с Германией), комплексного управления качеством воды (с Канадой), охраны вод и защиты от паводков (с Китаем).

Ключевым этапом на пути решения глобальных экологических про­блем и укрепления экологической безопасности являются конферен­ции ООН по проблемам окружающей среды и развития (см. главу 6.2.).

Конференция ООН по окружающей среде в Стокгольме (1972) со­средоточила внимание государств-участников на самых важных про­блемах, стоящих перед мировым сообществом, и определила на буду­щее новый путь – путь устойчивого развития.

На конференции, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, были одобрены и приняты пять основных документов:

“Декларация Рио об окружающей среде и развитии”;

“Повестка дня на XXI век”;

“Заявление о принципах по управлению, сохранению и устойчи­вому развитию всех типов лесов”;

Рамочная конвенция по проблемам изменения климата;

Конвенция по биоразнообразию.

Первые три документа не связывают подписавшие его стороны какими-либо обязательствами, а лишь определяют основные направле­ния в совместной деятельности на пути достижения устойчивого разви­тия и сохранения окружающей среды.

Одним из важных и основных документов, принятых на конференции, является “Повестка дня на XXI век”. Он включает более 100 программ, охватывающих разнообразные глобальные проблемы: от пре­одоления нищеты и голода до усиления роли общества в решении вопросов охраны природы. В “Повестке…” сформулированы условия, необ­ходимые для устойчивого развития всех стран. Важнейшим из них является бережное отношение к природе и природным ресур­сам. К другим условиям относятся формирование более эффективной и справедливой мировой экономики, а также изменение структуры по­требления.

В документе предлагаются три различные, но одновременно проводимые стратегии развития, соответствующие разным уровням взаимодействия человека и реального строения окружающей среды.

Первая – взаимодействие хозяйствующего человека с природно-равновесными системами естественной биоты Земли. Конеч­ная цель ее – сохранение видов, среды их обитания, биологи­ческого разнообразия.

Вторая – взаимодействие хозяйствующего человека с искусственно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспе­чивающими его пищевые потребности. Здесь имеется в виду сельское хозяйство и другие виды деятельности по производству пищи. Степень сохранности естественной биоты Земли при этом полностью зависит от эффективности технологий, применяемых с целью обеспечения че­ловека пищевыми продуктами.

Третья –взаимодействие хозяйствующего человека (про­изводства) с экосистемами искусственной среды. Искусственная сре­да – это города и другие населенные пункты, где земля занята под бытовые, рекреационные и инфраструктурные объекты. Задача сохранения биоразнообразия в этих системах не стоит, важным является сохранение здоровья людей, зданий, сооружений и ком­муникаций, а также различных сред, имеющих значение для существо­вания человека.

На состоявшейся в Нью-Йорке в 1997 г. сессии Генеральной ас­самблеи ООН был сделан подробный анализ проведения стратегии устойчивого развития, который показал, что пока не удалось решить главные вопросы:

– осуществить практические меры по устранению голода и нище­ты;

– уменьшить разрыв уровней жизни в развитых и развивающихся странах;

– найти средства и пути для ослабления антропогенного давле­ния на окружающую среду в глобальном масштабе.

Были выделены следующие важные проблемы на ближай­шие десятилетия: пресная вода, энергетика, транспорт и окружающая среда, лес, Мировой океан; в качестве комплексных задач – устранение нищеты, изменение существующих структур по­требления и производства.

geography1812.blogspot.com