5 восстаний бунташного века

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Сибирь

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29.12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Восстание под предводительством Степана Разина

На окончательное закрепощение крестьян, ограничение вольности казаков и рост налогов в годы правления второго Романова русский народ ответил однозначно в 1670 году. Тогда началось восстание крестьян и казаков под предводительством Степана Разина.

К середине XVII века на Дону, где действовало правило «с Дону выдачи нет», скопилось огромное количество беглых крестьян.

Жившие здесь ранее казаки назывались «домовитые». Они полу­чали от царя жалованье, вели собственное хозяйство, могли зани­маться торговлей. Массовое бегство крестьян из центральных рай­онов России привело к созданию нового слоя — «молодых, голутвенных» казаков, то есть голытьбы.

В 1660-е на Дону начался голод. Тогда и появился один из будущих вождей восстания Василий Ус. Вместе с отрядами голытьбы он пошёл на Москву, грабя поместья, но, испугавшись высланного навстречу войска, вернулся на Дон. Многие из казаков, ходивших с Усом, затем отправились вместе с Разиным в так называемый Поход за зипунами 1667−1669, который сейчас относят к первому этапу восстания, хотя поход был скорее подготовкой. Главным достижением разинцев в этот период является поход в Персию, разгром персов и хорошая добыча: оружие и ценности. Казаки возвращались на Русь через Астрахань. Тамошний воевода не захотел сражаться с казаками и пропустил их, заставив оставить лишь тяжёлые пушки.

Само восстание против царских войск и дворянства началось в 1670 году с взятия Царицына (ныне Волгоград). Казаки окружили город, в котором начала ощущаться нехватка воды, а скот жителей начинал голодать без травы. Постепенно в городе созрело недовольство знатью и воеводой, был подготовлен бунт.

Воевода города Тимофей Тургенев решил попробовать договориться с казаками, чтобы жителям можно было хотя бы забирать воду из Волги. На переговоры он послал горожан, которые… скоординировали свои действия и начало бунта с казаками. В итоге Царицын был взят практически без боя: многие стрельцы и горожане перешли на сторону казаков, а вся знать была перебита или утоплена.

В следующие месяцы разинцы одерживают победа за победой. Перебит отряд стрельцов Ивана Лопатина, выживших взяли в плен и сделали гребцами. Затем взят Камышин, и не без помощи местных жителей. Стрельцов, дворян и воеводу казнили, местным велели собрать вещи и покинуть город. Затем Камышин разграбили и сожгли. Далее важный пункт на Волге — Астрахань. Там стрельцы были благосклонны к Разину и злы на начальство, задерживавшее выплаты жалования.

Посланный против Разина астраханский флот перешёл на его сторону. Когда казаки напали на Астрахань, в городе вспыхнуло восстание стрельцов и бедноты. Известно, что стало с дворянами и воеводой.

После этих побед на сторону Разина и его казаков перешло Среднее Поволжье: Саратов, Самара, Пенза, а также чуваши, марийцы, татары и мордва. Во многом этому способствовало то, что Степан Разин объявлял каждого крестьянина, перешедшего на его сторону, свободным человеком. Под Самарой Разин объявил, что с ним идут патриарх Никон и царевич Алексей Алексеевич. Это ещё больше увеличило приток бедняков в его ряды.

Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных в этой недавно закрепощённой местности. Тут на первый план вышли местные лидеры, одним из которых была беглая монахиня Алёна Арзамасская.

«Стенька Разин». В. Суриков. Источник: wikipedia.org

В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск, но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Ю. А. Долгоруковым. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; его брат Фрол предположительно был казнен в тот же день. Несмотря на гибель лидера, восставшие продолжали сражаться.

Примечательно, с каким ожесточением проводились расправы над восставшими. В одном Арзамасе было казнено более 11 тысяч человек. Казачьих лидеров четвертовали, а уже упомянутую Алёну Арзамасскую и вовсе сожгли заживо.

Причины поражения восставших просты до банальности: стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян и плохое понимание собственных задач и конечных целей помимо отмены крепостного права.

Медный бунт

В 1660-х годах Алексей Михайлович приказал выпустить медные деньги, которые по ценности должны были стать равны серебряным. Распространение медяков по всей стране обесценило деньги. Итогом стал Медный бунт 1662 года.

«Медный бунт». 1662. Э. Лисснер. Источник: wikipedia.org

Бунтовали практически все незнатные слои городского населения: ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне и беднота. Они отказывались принимать медные деньги и громили дворы тех, кто был причастен к чеканке медяков. Толпа ворвалась в село Коломенское, резиденцию царя в то время. Испугавшись, царь вышел к народу и обещал осудить «изменников». А в это самое время из Москвы к царю на помощь шло войско. Бунт подавили, но и медные деньги вывели из оборота.

Хованщина, или Стрелецкий бунт

Крупное восстание стрельцов вспыхнуло в 1682 году в Москве и вошло в историю как Хованщина. Народ был недоволен тем, что власть захватили бояре и посадили на престол десятилетнего Петра. Возник справедливый вопрос, как вместо Ивана, старшего брата, будет править младший? В итоге фактически правила царевна Софья.

«Мятеж стрельцов». А. Корзухин. (wikipedia.org)

На Красной площади был поставлен каменный монумент — памятник победе восставших. Их представители контролировали работу Боярской думы и приказов. Стрельцы и солдаты были уверены, что сословие служилых по прибору должно стоять в государстве наравне с дворянством. Но они позволили себя обмануть, подкупить привилегиями. Восстание закончилось миром с правительством царевны Софьи, которая обещала соблюдать справедливость и правосудие в стране.

Соляной бунт

Взойдя на престол, молодой царь Алексей Михайлович столкнулся с тем, что казне постоянно не хватает денег. Правительство во главе с боярином Борисом Морозовым предложило провести реформы, чтобы пополнить казну. В частности, были отменены «урочные лета» (по истечении которых беглый крестьянин становился свободным), ликвидированы «белые» слободы (принадлежавшие феодалам и не облагавшиеся налогами), но самое главное — были введены косвенные подати. В том числе и налог на ввоз соли.

«Соляной бунт в Москве», Э. Лисснер. Источник: wikipedia.org

Соль нужна была людям не столько как приправа, сколько как консервант. Без неё было невозможно заготовить еду на зиму: рыбу, овощи, грибы, сало. И в это же самое время тысячи пудов рыбы сгнили на Волге без соли. Недовольными оказались не только бедняки, но и купцы, которые несли убытки. Казна же всё не пополнялась.

В результате всеобщего недовольства сложившимся положением в 1648 году в Москве произошёл Соляной бунт. Были убиты близкие царю люди. Двор боярина Морозова, которого считали главным виновником повы­шения налога на соль, разграбили. Царь испугался. Он отстранил от дел боярина Морозова и сослал его. Бунт в столице пошёл на убыль.

Стрелецкий бунт

В качестве причин очередного стрелецкого бунта называют недовольство условиями недостаточность жалования, оторванность от семей, назначение иностранных офицеров на высшие военные должности. Однако бунт носил не только экономический и социальный, но также политический характер: по многим свидетельствам и показаниям, стрельцы планировали возвести на престол царевну Софью, бывшую регентшей при малолетних Петре и Иване. Компромиссное правительство Софьи Алексеевны устраивало стрельцов, олицетворявших интересы городских обывателей.


Сборник: Бунташный век

Причинами восстаний в XVII столетии в России стали увеличение налогов, закрепощение крестьян и разорительные войны.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Симбирское сидение

Симбирское сидение

В 1670 году донской казак Степан Разин организовал поход на Волгу, который принял характер крестьянской войны против всякой администрации.

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

Бунташный век

Бунташный век

Какой была бы твоя роль в это неспокойное для России время?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Соляной бунт: «Обратилась в пепел лучшая половина города»

Соляной бунт: «Обратилась в пепел лучшая половина города»

Итоги соляного бунта — созыв Земского собора и составление нового кодекса законов.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Палачи «бунташного» века (18+)

Палачи «бунташного» века (18+)

Восстания XVII столетия прибавили работы палачам, соревновавшимся в изощренных способах казни.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

5 восстаний бунташного века

5 восстаний бунташного века

Десятки тысяч убитых и казнённых — таков русский 17-й век.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Симбирское сидение

В 1670 году донской казак Степан Разин организовал поход на Волгу, который принял характер крестьянской войны против всякой администрации.

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

Бунташный век

Какой была бы твоя роль в это неспокойное для России время?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Соляной бунт: «Обратилась в пепел лучшая половина города»

Итоги соляного бунта — созыв Земского собора и составление нового кодекса законов.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Палачи «бунташного» века (18+)

Восстания XVII столетия прибавили работы палачам, соревновавшимся в изощренных способах казни.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

5 восстаний бунташного века

Десятки тысяч убитых и казнённых — таков русский 17-й век.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XIV вв.

Первые московские князья: история успеха

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Девочка с персиками» Серова

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Великое ограбление поезда

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Явление Христа народу» Иванова

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

Маршал-людоед

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

«Американская трагедия»: истоки сюжета

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

И навеки веков: история жён декабристов

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Сбежавшая из СССР

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 212503
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 97992
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
  • 📚 Статьи
  • 👀 96800
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
  • 📚 Статьи
  • 👀 84085
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 70424
Первые московские князья: история успеха
  • 📚 Статьи
  • 👀 69017
«Девочка с персиками» Серова
  • 📚 Статьи
  • 👀 59658
Великое ограбление поезда
  • 📚 Статьи
  • 👀 57994
«Явление Христа народу» Иванова
  • 📚 Статьи
  • 👀 57418
Маршал-людоед
  • 📚 Статьи
  • 👀 42585
«Американская трагедия»: истоки сюжета
  • 📚 Статьи
  • 👀 227287
И навеки веков: история жён декабристов
  • 📚 Статьи
  • 👀 212503
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 162965
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 141679
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 132604
Была ли успешной денацификация в Германии?
  • 📚 Статьи
  • 👀 97992
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
  • 📚 Статьи
  • 👀 96800
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
  • 📚 Статьи
  • 👀 94053
Жизнь и смерть атамана Ермака
  • 📚 Статьи
  • 👀 84085
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 76747
Сбежавшая из СССР

Описание событий «бунташного века» XVII столетия: 6 серьёзных восстаний

«Бунташный век» относится к XVII столетию. В этот период прошло 6 крупных народных восстаний, не считая мелких выражений недовольств. События начались после завершения «смутного времени». В стране ощущалась нестабильность, вызванная пустой казной. В этих условиях правительство стремилось укрепить власть. Делалось это самым простым способом – ущемлением простого народа.

  1. 1 Причины недовольства населения
  2. 2 Основные события «Бунташного века»
    1. 2.1 Соляной бунт
    2. 2.2 Восстания в Пскове и в Новгороде
    3. 2.3 Медный бунт
    4. 2.4 Восстание под предводительством Уса
    5. 2.5 Восстание Степана Разина
    6. 2.6 Соловецкое восстание
  3. 3 Причины поражения восставших

Причины недовольства населения

Сложность экономического положения этого периода заставляло идти правительство на меры, которые были непопулярны у народа. Это вызывало недовольство народных масс. Причины заключались в следующем:

  1. Увеличение и налогов и ввод новых пошлин.
  2. Усиление закрепощения крестьянства.
  3. Церковная реформа, которая тоже явилась толчком раскольничего движения.
  4. Войны. Среди них с Польшей и Швецией. Народ устал воевать, поскольку шло финансовое и демографическое ослабление общества.

Основные события «Бунташного века»

Этот период времени характеризуется рядом масштабных бунтов, которые буквально потрясали страну. Некоторые из них длились несколько лет и на их подавление направлялись регулярные царские войска. Основные события «Бунташного века» представлены в таблице.

Восстание

Период, годы

Место действия

Результат

Соляной бунт

1648 г. 

Москва, Курск, Воронеж, Козлов

Царь откупился смертями Чистого и Плющеева, а Морозов был выслан из Москвы.

Восстания в Пскове и в Новгороде

1650 г. 

Новгород, Псков

Подавлено царскими войсками Хованского.

Медный бунт

1662 г. 

Москва

Народные массы разгромлены стрельцами.

Восстание под предводительством Уса

1666 г. 

Дон

Восставшие не добились желаемых требований.

Восстание Степана Разина

1667 — 1671 гг. 

Дон

Восстание подавлено. Степан Разин казнён.

Соловецкое восстание

1667 — 1676 гг. 

В Соловецком монастыре

Формирование старообрядцев.

Прокатившиеся по стране восстания отчётливо указывали на недовольство народа, которому надоели беспорядки в стране.

Карта: Народные восстания 1640-70-ых гг. Карта иллюстрирует военные действия в рамках крестьянских восстаний в середине XVII века под предводительством Василия Уса и Степана Разина.

Соляной бунт

Причиной такого массового восстания стала увеличение пошлины на ввозимую соль. На первый взгляд незначительный фактор имел очень серьёзные последствия. Купцы, поставляющие соль, повысили на свой товар цены в 2,5 раза. Другие вообще перестали её завозить. В результате стоимость продукта ещё больше возрасла. Правительство было вынуждено отменить своё постановление. Однако наполнять казну было нужно. Сделано это было через повышение пошлин ремесленникам и мелким торговцам, которые являлись представителями «чёрных слобод».

Это вызвало недовольство народа, которое выразило свой гнев в первую очередь трём представителям власти:

  • Морозову;
  • Плющееву;
  • Чистому.

Сначала события развивались спокойно. 1 июня 1648 года была сделана неудачная попытка подачи челобитной царю. Толпа была разогнана.

Дальше действия разворачивались следующим образом:

  1. 2 июня часть мятежников проникла в Кремль. На помощь были вызваны стрельцы, но они перешли на сторону восставших. Однако Кремль взят не был, поскольку на переговоры вышел сам царь.

  2. Другая часть полностью разгромила дома Морозова и Чистого. Последний был убит.

  3. К 3 июня беспорядки распространились по всей Москве. Во многих местах она была подожжена.

  4. В результате повторных переговоров с царём, восставшим выдали Плющеева, который тут же был убит толпой.

Морозову, считавшемуся наставником государя, удалось уцелеть. Однако после этих событий он покинул Москву.

В этом восстании принимали участие силы, которые не выдвигали политических требований. Удовлетворившись малой кровью, они успокоились.

Восстания в Пскове и в Новгороде

Бунты прошли одновременно в Пскове и Новгороде. Их причиной послужили высокие цены на хлеб. Это обусловливалось необходимостью поставок зерна в Швецию. Восстания начались почти одновременно: В Пскове 20 февраля 1650 года, а в Новгороде 18 марта 1650 года. События разворачивались следующим образом:

  1. В Новгороде. Народные массы отстранили от управления городом местные власти. Вместо них был поставлен представитель от народа Жеглов. На подавление восстания был отправлен князь Хованский. Царское войско без сопротивления 19 апреля вошло в город, и зачинщики были арестованы. Вынесенный им суровый приговор через некоторое время был смягчён.

  2. В Пскове. Здесь события разворачивались подобным образом. Была отстранена от управления городом местная власть, которую в свои руки взяли восставшие. Закончив дело в Новгороде, Хованский двинулся в Псков. Однако город оказал серьёзное сопротивление. Бои закончились 25 августа 1650 года. Городская власть возвратила свои права.

Этот бунт не привёл к желаемому результату. Цены на хлеб долгое время оставались на прежнем уровне.

Медный бунт

Русско-Польская война, которая началась после соединения Украины с Россией, привела к серьёзному опустошению казны. В целях её пополнения были введены в оборот серебряные деньги. Одновременно продолжалась чеканка и медных монет. Последних в оборот была введена такая масса, что их ценность резко понизились. В результате произошёл рост цен на товары.

Это вызвало недовольство со стороны народа. Собравшаяся толпа двинулась 25 июля 1662 года из Москвы в Коломенское к царю. События разворачивались следующим образом:

  1. Вышедший на переговоры царь успокоил толпу, сказав, что бояре, отвечающие за чеканку большого количества монет, будут сняты с должностей.

  2. Одновременно к Коломенскому подошла следующая волна восставших. Теперь их численность составила 10 тысяч человек. Царь Алексей сумел затянуть переговоры и дождаться прихода войска стрельцов.

  3. Произошло кровопролитное сражение, в котором представители народа потерпели поражение. Численность погибших восставших составила 1 тысячу человек.

Медные монеты продолжали чеканиться до 1663 года. Только потом они были отменены, однако это не явилось следствием Медного бунта.

Восстание под предводительством Уса

Причиной восстания стало недовольство донских казаков. К 1666 году в этих местах было плохо с продовольствием. Чтобы обеспечить себе существование казаки под предводительством атамана Уса организовали поход в Москву. Цель была подача царю челобитной, в которой указывалась просьба зачисления их в состав царской армии для участия в войне с Польшей. Государем в этом прошении было отказано.

Недовольные казаки подняли восстание, которое протянулось от Воронежа до Тулы.

Ход последующих событий:

  1. В целях поиска продовольствия восставшие стали совершать набеги на боярские земли.

  2. Для борьбы с казаками царь Алексей послал войско с главнокомандующим Барятинским.

  3. Не желая вступать в бой, Ус повторно поехал на переговоры с царём. Он просил обеспечить жалованием часть своего войска и обещал, что присоединившиеся к нему беглые крестьяне вернутся в свои края. Однако вновь был получен отказ.

  4. Вернувшись обратно, Ус разделил всё войско на 3 части и отошёл на Дон.

На этом восстание было завершено. Царские войска пытались схватить Уса, однако ему удалось скрыться.

Несмотря на то, что это народное волнение не дало результата, оно явилось прелюдией к более масштабному взрыву под руководством Степана Разина.

Восстание Степана Разина

Этот период вошёл в историю как крестьянская война под руководством Степана Разина. На первом этапе восстание проходило на Волге, в ходе которого, был захвачен город Яик. Тут со стороны царя выходит указ об амнистии Разина с требованием, чтобы он отступил на Дон.

В ответ на это восставшие казаки совершили Каспийский поход, по дороге разбив под Астраханью царские войска.

Двигаясь в направлении Персии, казаки занимались массовым грабежом царских кораблей. В планы Разина входило поступление на службу к персидскому шаху. Однако тот ему в этом отказал. Со стороны шаха было направлено войско, которое нанесло Разину под городом Решт поражение.

Вернувшись на Дон, восставшие организовали второй поход. Начался он в 1670 году и состоял из событий:

  1. 15 мая 1670 года был взят Царицын.
  2. 22 июня 1670 года пала Астрахань.
  3. Разин, с войском в 10 тысяч человек захватывает Самару и Саратов.

После этого крестьянская война набирает массовый характер. В ней уже принимает участие более 200 тысяч человек. Обеспокоенное царское правительство направляет на борьбу с восставшими Долгорукого и Барятинского. В итоге под Симбирском происходит сражение, в котором восставшие терпят поражение, а Разин получает тяжёлое ранение.

Это явилось переломным моментом в восстании, которое постепенно стало затухать. Разин был схвачен своими же казаками и передан царю. Впоследствии он был казнён.

Это восстание показало степень народного потенциала. Когда такая сила вырывается из оков, то справиться с ней невозможно. Единственно ей требуется вождь. Ранение Разина лишило восставших предводителя, а подхватить эту функцию было некому.

Соловецкое восстание

Поводом восстания церковников соловецкого монастыря стали реформы Никона. Теперь церковные службы должны были проводиться по новым обрядам. Для этого в Соловки приехал новый настоятель Иосиф. Однако он был принят враждебно и отослан обратно. Вместо него эту должность занял местный служитель Никанор.

Такое положение дел не устроили царя Алексея, который 3 мая 1668 года для усмирения церковников выслал стрельцов в количестве 112 человек. Возглавляя их стряпчий Волохов.

События развивались следующим образом:

  1. Монахи закрыли ворота монастыря, а осаждающих сил было слишком мало, чтобы идти на штурм. Такая ситуация продолжалась 4 года. Церковники были хорошо обеспечены, к тому же им помогало население.

  2. 1672 год. Волохова сменяет Иевлев, а количество стрельцов возрастает до 730 человек. Осада ужесточается, но результата не даёт.

  3. Сентябрь 1674 года. Появляется новый главнокомандующий Мещеринов, а численность войска увеличивается до 1,5 тысяч человек. Начинается штурм монастыря. Однако крепость настолько хорошо была укреплена, что выдерживала все атаки противника.

  4. Взятие соловецкого монастыря стало возможным только после предательства. Через перебежчика были получены сведения о слабом месте крепости. Появилась возможность проникновения на территорию группы людей, которые открыли крепостные ворота. После этого монастырь пал. Произошло это 1 февраля 1676 года

Несколько зачинщиков были казнены, а остальные церковники разосланы в различные места.

С тех пор эти люди стали называть старообрядцами, которые не имели ничего общего с язычеством.

Причины поражения восставших

Несмотря на большое количество восстаний, причины поражений носили общий характер. Заключались они в следующем:

  1. Стихийность. Отсутствие чёткой программы действий. События развивались под влиянием момента.

  2. Противоречия, которые возникали между отдельными социальными группами в ходе восстания.

  3. Отсутствие конечных целей у восставших.

  4. Безграничная вера в царя. Весь гнев был обращён против произвола чиновников и помещиков. А ведь именно царские войска вели подавление восстаний.

События «бунташного века» давали власти чёткие позывы недовольства народа. Однако выводов в те времена сделано не было. Только в последующие столетия реформы постепенно стали внедряться в жизнь.

Народный танец | Определение, музыка, история, типы и факты

Питер Брейгель Старший: Крестьянский танец

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Майкл Флэтли Игорь Моисеев Сесил Шарп
Похожие темы:
фламенко бхангра танец с мечами Танец Морриса капоэйра

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

народный танец , как правило, тип танца, который является народным, обычно развлекательным, выражением прошлой или настоящей культуры. Термин народный танец был принят до середины 20 века. Затем эта и другие категории танцев были подвергнуты сомнению, и их различия стали предметом споров.

Для целей настоящей статьи обозначение народный танец будет использоваться для удобства, без расширенного обсуждения терминов, которое потребовалось бы при более научной трактовке. Однако важно изучить другие способы написания и подумать о типах танцев, которые можно охарактеризовать как традиционные. Также важно отметить, что люди во многих незападных культурах сами не описывают какую-либо деятельность как танец, как это делают носители английского языка. В этой статье рассматриваются возможные способы рассмотрения и определения народного танца, как различные группы могут представлять свои танцы и как зарождалось и развивалось изучение народного танца. См. также танец, для общей трактовки танца как вида искусства. Для дальнейшего рассмотрения народных искусств см. народная музыка; фольклор; народная литература; народное искусство.

Определение народного танца

Что делает танец народным танцем?

Логически говоря, прилагательное народный должно модифицировать существительное танец для обозначения определенного вида танца и, возможно, стиля или какой-либо другой отличительной черты танца или представления. Это также должно подразумевать, кто исполнители. Однако термин народный танец , который широко используется с конца 19 века, наряду с его родительским термином фольклор , который был придуман в 1846 году, не так описателен или бесспорен, как может показаться. Большая часть проблемы заключается в установках и целях первых ученых и их аудитории.

Обычно обозначение народный употребляли те, кто не считал себя принадлежащим к народу и был уверен, что знает, что такое другие люди народ. Некоторые из этих наблюдателей снисходительно описывали народные общины как крестьян, простых или причудливых людей, неграмотных и бескорыстных, продолжающих якобы бесхитростные и древние традиции. Такие авторы пришли к выводу, что «настоящие» народные танцы создавались анонимно и передавались от человека к человеку. Многие ученые конца 19-го и начала 20-го веков постулировали своего рода дарвиновскую социальную эволюцию, которая прошла от воображаемых истоков через существующие народные танцы к современным развлекательным танцам. Эта позиция, выпавшая из фаворита 1930-х годов, был частью более широкого мировоззрения, которое иногда заходило так далеко, что некоторые другие группы людей помещались дальше по эволюционному древу человечества от них самих и их сверстников.

Викторина «Британника»

Поп-культура: правда или вымысел?

Неудивительно, что возникла негативная реакция, и с середины 20-го века слово народный часто избегали из-за снисходительного отношения, которое, как считается, выражает его использование. Многие культурные группы по всему миру требовали, чтобы их исполнительское искусство не характеризовалось этим термином. Так, некоторые архивы и организации сочли целесообразным изменить слово народные по традиционные в своих именах. Например, в 1960-х годах Архив народной музыки в Университете Индианы был переименован в Архивы традиционной музыки. Точно так же в 1980 году Международный совет народной музыки, некоммерческая организация, поддерживаемая ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), изменил свое название на Международный совет традиционной музыки. Его раздел изучения танца расширился от народного танца до этнохореологии, изучения всех танцевальных форм в культуре.

Хотя многие ученые в 21 веке избегают использования слова народный из-за его неправильного использования в прошлом и возможной оскорбительности, те, кто принимает этот термин, часто имеют в виду «традиционный», «аутентичный» или «из давних времен». Те, кто хочет избежать намека на то, что культура статична, могут отказаться от использования любого подобного категорического термина.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Дескрипторы традиционные и аутентичные также проблематичны, когда применяются к народным танцам, которые сознательно разрабатываются, возрождаются и переделываются для публичного показа, чтобы укрепить национальную идентичность, привлечь туристов или и то, и другое. Примеры включают танцы, исполняемые Филиппинской национальной труппой народного танца Bayanihan и многочисленными фольклорными группами из Мексики. Точно так же слово традиционный не подходит для обозначения танцев, перенесенных из одного контекста в другой, таких как европейские народные танцы, исполняемые Обществом матахинов индейцев яки из южной Аризоны в США и Соноры в Мексике. Эти термины также не включают слияние народных танцев двух или более культур в новые формы, которые представляют недавно созданные сообщества, такие как мультикультурные израильские народные танцы и слитые традиции метисов Канады. Они обсуждаются ниже.

Рабочие определения

Для понимания народного танца крайне важен следующий факт: народный танец не является универсальным танцевальным жанром. Когда народные танцы разных культур сравнивают, у них нет общего универсального движения, фигуры, формы, стиля или функции. Точно так же конкретное движение, фигура, форма, стиль или функция не определяют танец как народный танец. Самый простой подход к определению мог бы заключаться в том, чтобы сказать, что народные танцы — это те танцы, которые отождествляются с народными танцорами и исполняются ими. По той же причине народные танцоры — это лица, исполняющие народные танцы.

Однако эти круговые определения неадекватны. Некоторые люди, которые исполняют то, что посторонние определяют как народные танцы, сами не идентифицируют свои танцы как народные танцы. А некоторые лица, исполняющие такие танцы, не причисляют себя к народным танцорам. Другие полностью отвергают слово фолк , как не имеющее ничего общего с тем, кто они и какие танцы исполняют.

маташин танцев являются хорошим примером того, насколько изменчивы определения народного танца и народных танцоров. Индийское общество матахинов яки — это группа в северной Мексике и южной Аризоне, члены которой продолжают соблюдать священную клятву танцевать в честь Девы Марии средневековые европейские народные танцы, которым их научили после 1617 года священники-иезуиты. Эти яки не считают свои танцы народными и не считают себя народными танцорами, хотя люди со стороны охотно дают такие задания. Хотя происхождение matachines танцы других частей Америки похожи, сами танцы разные. Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что в некоторых частях Европы насчитывается матачинов и групп народного танца, которые не имеют ничего общего с обществом яки или другими американскими группами. Что это за танцы, кто их исполняет, и что инсайдеры и аутсайдеры называют танцами и танцорами — все эти обозначения различаются, хотя танцы известны под одним и тем же названием.

Народная музыка | Определение, история, исполнители, песни, инструменты и факты

песни напечатаны на развороте

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Боб Дилан Брюс Кокберн Баффи Сент-Мари Вуди Гатри Пит Сигер
Похожие темы:
Фольклорный фестиваль в Ньюпорте мариачи скиффл Народная песня валленато

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

народная музыка , тип традиционной и в основном сельской музыки, которая первоначально передавалась через семьи и другие небольшие социальные группы. Как правило, народная музыка, как и народная литература, живет в устной традиции; это изучается через слушание, а не через чтение. Он функционален в том смысле, что он связан с другими видами деятельности, и по происхождению он в основном сельский. Полезность этого понятия варьируется от культуры к культуре, но наиболее удобно оно для обозначения типа музыки Европы и Америки.

Термин народная музыка и его эквиваленты в других языках обозначают множество различных видов музыки; значение термина варьируется в зависимости от части мира, социального класса и периода истории. При определении того, является ли песня или музыкальное произведение народной музыкой, большинство исполнителей, участников и энтузиастов, вероятно, согласились бы с определенными критериями, вытекающими из моделей передачи, социальной функции, происхождения и исполнения.

Основные традиции народной музыки передаются устно или на слух, т. е. они усваиваются посредством слуха, а не чтения слов или нот, обычно в неформальных, небольших социальных сетях родственников или друзей, а не в таких учреждениях, как школа или церковь. В 20-м веке передача через записи и средства массовой информации стала заменять большую часть личного обучения. По сравнению с художественной музыкой, приносящей эстетическое наслаждение, и популярной музыкой, выполняющей (часто наряду с социальными танцами) функцию развлечения, народная музыка чаще ассоциируется с другими видами деятельности, такими как календарные или жизненные ритуалы, работа, игры, инкультурация и народная религия; народная музыка также чаще носит интерактивный, чем презентационный характер.

Эта концепция применима к культурам, в которых также существует городская, технически более сложная музыкальная традиция, поддерживаемая и для небольшой социальной, экономической и интеллектуальной элиты в городах, при дворах или урбанизированных культурах. Как правило, «народная музыка» относится к музыке, которую понимают широкие слои населения, особенно низшие социально-экономические классы, и с которой они идентифицируют себя. В этом отношении это сельский аналог городской популярной музыки, хотя распространение этой музыки в основном зависит от средств массовой информации — звукозаписей, радио, телевидения и, в некоторой степени, Интернета.

Викторина «Британника»

Викторина «Поп-культура»

Традиционно исполнители народной музыки были любителями, и некоторые народные песни были известны буквально всем членам общины; но специалисты — инструменталисты и певцы повествований — были важны для народных сообществ. В ХХ веке резко расширилась роль профессионалов как исполнителей и носителей народных традиций. Народная музыка в том виде, в каком она, как считается, существовала в прежние времена, может обсуждаться отдельно от периодов возрождения, таких как период 19 века.Европейский национализм 19-го века и возрождение 20-го века, незадолго до и после Второй мировой войны, которые были мотивированы политическими программами. В контексте популярной музыки исполнения «народной музыки» можно отличить по использованию песен политического содержания и использованию традиционных инструментов и акустических гитар. С другой стороны музыкального спектра границы между народной музыкой и художественной музыкой были размыты, начиная с 19 века, когда композиторы художественной музыки ввели песни из фольклора в городскую музыкальную культуру.

Термины, используемые для народной музыки в разных культурах, освещают аспекты концепции. Английский термин и его французские и итальянские аналоги, musique populaire и musica popolare , указывают на то, что это музыка, связанная с социальным классом, «народом». Немецкий Volksmusik («народная музыка») сочетает понятие класса с объединением этнической группы, как и термин хинди log git («народная музыка») в Индии. Чешский, как и некоторые другие славянские языки, использует термин narod («нация») и его родственников, что указывает на то, что народная музыка является музыкальным объединителем всех чехов. И наоборот, персидский термин mūsīqī-ye mahalli («региональная музыка») подчеркивает различия в стиле и репертуаре народной музыки в разных регионах Ирана. Термин народная музыка также, возможно, неразумно, использовался для традиционной художественной музыки азиатских и африканских культур, чтобы отличить их от западной классической системы.