Исследование учащихся по теме Наречие как часть речи — ТолВИКИ

Исследование учащихся в проекте Тема проекта

Тема исследования

Наречие как часть речи

Актуальность проблемы

Нам нужно уметь находить наречия в тексте, чтобы определять их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении

Цель

Изучить особенности данной части речи

Задачи

1.Уметь находить наречия в тексте, предложениях; 2.Уметь определять значение наречий по вопросу; 3.Определять синтаксическую роль наречий; 4.Использовать в речи наречия как средство связи предложений в тексте

Гипотеза

Чтобы грамотно употреблять наречия и использовать их как средство связи предложений, нужно знать значения, выраженные наречиями.

Подготовка необходимых материалов(список информационных источников и литературы, памятки, алгоритмы по теме исследования, дидактический материал) Обсуждение проблемного вопроса группы(поиск информации, исследовательская деятельность) Подведение итогов(самооценивание,внутригрупповое оценивание)

Объект исследования

Наречия

Методы

1.Поисковый 2.Словесный 3.Наглядный

Ход работы

.Постановка цели и задач .Выдвижение гипотезы .Распределение ролей в группе. А.С.Пушкин назвал наречие «приглаголием». Почему? Запишем 2 предложения: 1.Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. 2.Здесь мы довольно хорошо отдохнули. .Найдем грамматические основы предложений .Найдем слова, от которых можем задать вопрос к наречиям .Поставим вопрос к наречиям .Подумаем, что обозначает наречие .Определим, каким членом предложения является наречие .Сделаем самостоятельный вывод

Наши результаты

Результаты нашего исследования мы представили в виде таблицы «Смысловые группы наречий»

Выводы

  • 1)Наречие-неизменяемая часть речи
  • 2)Наречие обозначает признак действия (отдохнули хорошо), признак другого признака (очень уютный)
  • 3)Наречие отвечает на вопросы как?,каким образом?,где?, когда? и другие
  • 4)В предложении наречие чаще всего является обстоятельством
  • 5) А.С.Пушкин был прав, назвав наречие «приглаголием»

Список ресурсов

Печатные издания:

  • «Современный русский язык», под ред. Д.Э.Розенталя
  • Алеш Брандер Наречия в кругу частей речи — История их возникновения(образования)
  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе.: Книга для учителя. М.:Мнемозика, 1999.-256с.
  • Русский язык. 7 класс.:учеб. для общеобразоват. учреждений/М. М. Разумовская и др. М.: Дрофа, 2008
  • Русский язык:Учеб. пособие для 7 кл. общеобразов. уч-й/М. Т. Баранов М.:Просвещ.,2005
  • Бабайцева А. В. Рус. яз. Теория 5-11 кл. М.:Дрофа, 2005.

Интернет — ресурсы:

wiki.tgl.net.ru

Проектно-исследовательская деятельность на предметном занятии по теме «Наречие». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  1. Выявить секреты наречия – уточнить способы образования наречий; проанализировать, от каких частей речи можно образовать наречия; пронаблюдать за наречием в речи.
  2. Вырабатывать умение работать в группе; развивать память, внимание, любознательность, интерес к русскому языку.
  3. Основать конечный продукт проекта: справочник по наречию «Секреты наречия».

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели занятия

– Сегодня занятие является завершающим в работе над информационным проектом. Давайте напомним, с чего мы начинали.

Дети: В нашем учебнике есть тема «Наречие». Но имя существительное, имя прилагательное, глагол мы изучаем с 1-го класса, а наречие изучали всего 2 урока. Неужели мы всё узнали?

– И тогда я вас попросила задать вопросы, которые оказались нераскрытыми.

(на экране появляются вопросы)

  1. Что такое наречие?
  2. От каких частей речи и с помощью каких морфем можно образовать наречия?
  3. Употребление наречий в художественной литературе.
  4. Можем ли мы обойтись без наречий?
  5. Чем наречие отличается от других частей речи?

(Дети смотрят вопросы.)

– Один из вопросов мы сочли самым главным или проблемным

– Но мы этот вопрос перефразировали.

Дети: Секреты наречия

– Итак, цель нашего проекта раскрыть секреты наречия!

III. Проектная деятельность детей:

а) 1-я группа

– Представляю 1 группу, которая раскрывала тайну происхождения наречия, уточняла сведения о наречии и составляла словарь наречий-синонимов.

1-й ученик: Слово «наречие» – очень старое. Оно встречается в древнерусском языке. Если послушать, то услышим на-речь. А речью назывался и глагол. «Причём здесь глагол?», – спросите вы. Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Отсюда становится понятным, почему древние римляне назвали эту часть речи «приглаголием». И если прилагательное придаёт существительному чёткость, выразительность, то наречие «живописует» глагол.

2-й ученик: Приведу примеры:

  • красивое письмо – красиво пишет;
  • громкое чтение – громко читать.

– Конечно, наречие может пояснять и прилагательное: очень хороший голос, чрезвычайно интересная книга.

3-й ученик: А теперь мы предлагаем всем ребятам узнать наречия. На дворе золотая осень и мы придумали текст об осени. Я буду читать, а вы отмечайте в тексте наречия.

(ученица выступает в роли учителя)

(взаимопроверка, самопроверка – открываю оборот доски)

– Спасибо! Как вы нашли эту информацию?

4-й ученик: Мы взяли интервью у учителя русского языка Ирины Валентиновны, прочитали «Справочные материалы» по русскому языку под редакцией академика Российской Академии образования, доктора филологических наук, профессора Николая Михайловича Шанского.

– Чему ваша группа научилась?

5-й ученик: В ходе работы мы узнали много наречий, которые близки по смыслу. Это интересно и мы собрали наречия синонимы. (читают 2-3 примера) Это делает речь красивой.

(Сдают свой материал.)

б) 2-я группа

– Давайте познакомимся с работой 2-ой группы учеников.

1-й ученик: Наша группа исследовала происхождение наречий. Послушайте о проделках этой части речи. Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Ведь наречия появились в русском языке позже других частей речи.

Имена прилагательные, имена существительные, глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

2-й ученик: Проще оказалось прилагательные превратить в наречия: хороший – хорошо, лёгкий – легко. Потом наречия добрались до существительных. Тут работы оказалось побольше! Верх – сверху, наверх, вверх, кверху.

Очень понравилось это наречиям. Добрались наречия и до числительных! Из числительного двое – получились наречия вдвоём, надвое. И глагол научились превращать.

3-й ученик: Рады наречия. А другие части речи не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные, прилагательные, числительные. А то ещё некоторые наречия любят писаться по-своему, через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться!

– Вот мы и проверим другие группы, как наречия вас будут путать. Подумайте, от каких частей речи образованы наречия. Не ошибитесь!

(Дети 2-й группы показывают слова на карточках, а остальные ребята называют части речи.)

  • снизу – низ (сущ.)
  • во-вторых – второй (числ.) вдогонку – догонять (гл.)
  • тяжело – тяжёлый (прилагательное)
  • по-моему – мой (местоимение)

– Замечательно. Но как же вы добились таких результатов?

4-й ученик: Мы пробовали образовывать наречия от разных частей речи. Сверили свой вывод с учебной литературой. А ещё мы составили словарь наречий-антонимов. Послушайте, что получилось… (читают 2-3 примера) Сдают свой материал.

в) 3-я группа

Следующая группа ребят исследовала способы образования наречия. Давайте их выслушаем.

1-й ученик: Мы изучили много наречий. Но не хотим вам сразу раскрывать секреты образования наречий. Думаем, вы сами сейчас догадаетесь.

2-й ученик: Мы говорим слово, а вы от него образовываете наречия:

  • хороший – хорошо (карточка с наречием появляется на доске)
  • весёлый – весело
  • тёмный – темно

– Догадались, какая морфема помогла?

– Правильно, при помощи суффикса. Этот способ образования называется суффиксальным.

3-й ученик: Продолжим:

  • даль – издалека
  • низ – внизу

– А сейчас поняли, какие морфемы помогли образовать наречия?

(Действительно, приставка и суффикс, значит – это приставочно-суффиксальный способ образования.)

4-й ученик: Кто сможет назвать этот способ образования?

(На доске появляются слова)

  • вниз
  • вверх
  • наспех

– Это приставочный способ образования.

(По ходу дети 3-й группы мелом выделяют морфемы в наречиях)

– Расскажите, как вы работали.

5-й ученик: Мы выполняли практическую работу: образовывали наречия и производили разбор слов по составу. Наблюдали и сделали вывод, который совпал с выводом нашего класса. А ещё наблюдали за речью, так как нас очень заинтересовал вопрос: «Можно ли обойтись без наречий?»

Мы обнаружили, что наречия есть во фразеологизмах, пословицах и поговорках, загадках. (Сдача собранного материала)

– Настало время презентовать справочник «Секреты наречия» (6 ученик показывает презентацию.)

1-й слайд. Справочник «Секреты наречия»

2-й слайд. Содержание

  1. Тайна происхождения наречия.
  2. От каких частей речи и с помощью каких морфем можно образовать наречие.
  3. Словарь наречий. 4. Употребление наречий в художественной литературе.

3-й слайд. Наречие Часть речи

  • снизу – низ (сущ.)
  • во-вторых – второй (числительное.)
  • вдогонку – догонять (гл.)
  • тяжело – тяжёлый (прилагательное)

4-й слайд.

  • Вверх приставочный
  • Назад
  • Легко суффиксальный
  • впереди приставочно-суффиксальный
  • Снизу

5-й слайд

Наречия-синонимы Наречия-антонимы
ГОСТЕПРИИМНО – РАДУШНО
ГРОМКО – ОГЛУШИТЕЛЬНО
ДВАЖДЫ – ДВУКРАТНО
ДЕЛИКАТНО – ТАКТИЧНО
БЛИЗКО – ДАЛЕКО
ВЕСЕЛО – ГРУСТНО
ВПЕРЁД – НАЗАД
ПОЗДНО – РАНО

6-й слайд. Очень часто наречия можно встретить в пословицах, поговорках, фразеологизмах, загадках. Предлагаю вам отгадать загадки.

IV. Итог занятия.

– Что лично для вас значит этот проект?

  • Русский язык интересен.
  • Мне интересно изучать русский язык.

– Какие полезные навыки вы приобрели в результате работы над проектом?

  • Мы работали в группах.
  • Искали информацию.
  • Выделяли главное, анализировали.
  • Мы выступали.
  • Ещё брали интервью у учителя русского языка.

– Как изменились ваши знания о наречии?

  • Узнали историю происхождения наречия.
  • Пробовали различать способы образования наречия.
  • Научились разбирать наречия по составу, правильно их писать.
  • Употреблять в речи наречия-синонимы, наречия-антонимы, фразеологизмы.

– Мы создали справочник. Поможет ли он нам в дальнейшей работе на уроках русского языка?

– Предлагаю вам показать наш проект другим 4-м классам на неделе «Русского языка» в школе.

– Всем спасибо. Занятие окончено.

Приложение.

28.01.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

wiki.iteach.ru

Наречие

1. С данными наречиями составьте предложения: Дома, домой, вдали, вдаль, издали, налево, слева, внутри, внутрь, изнутри, снаружи, наружу.

2. Установите разницу в значении следующих пар наречий. Составьте предложения: никуда – некуда, нигде – негде, ниоткуда – неоткуда, никогда – некогда.

3. В следующих предложениях найдите наречия, укажите их тип:

1. Я довольно долго не мог заснуть. 2. Старик вышел мне навстречу. 3. Это было несколько неожиданно. 4. Чертовски неудобно получилось. 5. Куда и зачем я торопился? 6. А нынче всё дико и пусто кругом. 7. Кирила Петрович ходил взад и вперёд по зале, громче обыкновенного насвистывая песню. 8. Пулемётные очереди пробивали траву то сзади, то сбоку. 9. В сапогах он ходил и зимой и летом. 10. Почему именно я должен ходить по домам? 10. Чересчур много сахару. 11. Извините, я ведь не со зла. 12. Райски хороши были неподвижные деревья.

4. Разграничьте омонимичные формы наречий и прилагательных. Укажите, на какие вопросы они отвечают и к каким словам относятся:

1. Всё кругом было низко и плоско: серое море, серый широко раскинувшийся северный городок. Много простора, много воды, холодно и красиво. 2. Серов насмешливо осмотрел меня с головы до ног. 3. Всё идёт нормально: машина слушается прекрасно, катится легко. 4. И мне всё стало понятно. 5. Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом. 6. Всё оказалось проще, чем я предполагал. 7. Калиныч стоял ближе к природе. 8. Он гораздо ласковее вчерашнего обошёлся со мной. 9. Так было легче вспоминать, явственнее делались далёкие голоса. 10. Это тоже узнали позднее. 11. Он чувствовал себя всё увереннее.

5. От данных прилагательных образуйте все возможные наречия (с суффиксами – о, -е, -и, -ому / -ему, с приставкой по-). Укажите формы степеней сравнения наречий: быстрый, красивый, дружеский, новый, энергичный, яркий, умелый, критический, домашний, добрый, братский, нежный, широкий, органический, зимний.

Слово категории состояния

1. Определите частеречную принадлежность выделенных слов:

1.Он говорит тихо. В комнате тихо. 2. Больной тяжело дышит. Тяжело в ночной тиши выносить тоску души. 3. Он грустно улыбнулся. Мне становилось грустно при виде осеннего леса. Было грустно в августовское утро, — грустно потому, что уже пахло осенью 4. Легко на сердце от песни весёлой… Мальчик легко вспрыгнул на коня. 5. Лень мешала ему хорошо заниматься. Ему лень выполнять домашнее задание. 6. Было хорошо, уютно. Ученик хорошо выучил урок. 7. Пора прощаться! Была скучная осенняя пора.

2. Составьте предложения, используя следующие слова категории состояния: жаль, недосуг, нужно, нельзя, можно, жарко.

3. Составьте предложения со словами-омонимами: наречиями, словами категории состояния, краткой формой прилагательных: весело, смешно, темно, плохо, радостно.

4. Выпишите 10 предложений со словами категории состояния из художественных текстов, газетных или журнальных статей.

Глагол

1. В данных глаголах выделите основу инфинитива и основу настоящего (или будущего простого) времени. Определите класс глагола:

Образец: писать – писа-, пиш- — непродуктивный класс.

I вариант. Строить, пропускать, идти, белеть, гордиться, объяснять, шить, сохнуть, упасть, разговаривать.

II вариант. Бить, лежать, везти, искать, называть, любить, вздремнуть, открывать, помолодеть, глядеть.

III вариант. Звонить, воскликнуть, происходить, вставать, приказывать, светить, вести, плыть, следить, передавать.

IV вариант. Ходить, открывать, кричать, стукнуть, надеть, пировать, стартовать, замарать, носить, изображать.

2. От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида (используйте приставки и суффиксы). Укажите видовые пары: строить, читать, писать, делать, учить.

3. Данные глаголы разделите на видовые пары, определите, каким способом образован парный по виду глагол. Укажите разницу в значении глаголов одной видовой пары. Составьте предложения с глаголами разных видовых пар: Ценить – оценить, переоценивать, переоценить, недооценить, недооценивать. Думать – подумать, передумать, продумать, передумывать, продумывать. Плыть – отплыть, отплывать, переплыть, переплывать. Делать – доделать, отделать, доделывать, отделывать.

4. К данным глаголам подберите видовые пары, если это возможно. Укажите средства выражения, а также тип (перфективация – имперфективация): дать, создать, встать, признать, надеть, открыть, жать (руку), жать (рожь), вспылить, вспыхнуть, забелеть, забелить, заблуждаться, заблудиться.

5. Из данных глаголов выпишите одновидовые. Определите их вид: путешествовать, влиять, встречать, существовать, преобладать, значить, доказывать, договариваться, отрицать, утверждать, состоять, присутствовать, закачаться, пойти, поспать, накричаться, хлынуть, поговорить, засмеяться, повизгивать, перезваниваться, ринуться, грянуть, дарить, испытывать, очутиться.

6. С данными двувидовыми глаголами составьте по два предложения, употребив их в значении нес. и сов. вида:

Образец: Сегодня наша группа организует (нес. в.) экскурсию на фотовыставку, идут все студенты факультета. Во время предстоящей летней практики наша группа организует (сов.в.) поездку на байдарках по реке Белой.

Исследовать, образовать, велеть, обещать, ранить, воздействовать, использовать, стартовать, женить(ся).

7. Определите способ глагольного действия: перезнакомиться, повеять, отцвести, грянуть, поплавать, перекусать, поделать, доиграться, вычистить, побежать, сиживать, подпрыгивать, напевать, поговаривать, подпевать.

8. Определите переходность / непереходность глагола, свой ответ аргументируйте: заболел Павка, мы идём в лес, радуют нас подснежники, не увидит тюльпанов, подснежник завянет, принесу брусники, делать по сто снарядов, установить причину, две недели скитались ребята, я прибегу.

9. Замените глаголы действительного залога глаголами страдательного залога. 1.Студенты изучают языкознание. 2. Мэр назначает часы для встречи с горожанами. 3. Библиотекарь выдаёт книги читателям. 4. Работу железнодорожного узла регулирует диспетчер. 5. Архитекторы проектируют здание нефтеперерабатывающего комплекса. 6. Учебный отдел устанавливает объём работы преподавателей на каждый семестр.

studfiles.net

В2. Наречия. Тренинги / Русский на 5

В2 предполагает умение находить в указаннных предложениях слова разных частей речи, в частности, наречий.


Образцы формулировок заданий

Найдите наречия в предложениях 15 — 18 .
Из предложений 12 -16 выпишите наречия в сравнительной степени.
Выпишите все наречия из предложений 5 — 7.

Что требуется для выполнения заданий В2

  1. Отличать наречия от других частей речи: сочетаний существительных с предлогом или существительных в Т.п., частиц, сочетаний местоимений и частиц, числительных, союзов и др.
  2. Различать степени сравнения прилагательных и наречий.

Материал для справок

 Наречия. Разряды по значению

1. Обстоятельственные:

1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,

2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,

3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,

4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.

 

2. Определительные:

1) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,

2) количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Запомни

Разряд качественных наречий самый многочисленный. Именно качественные наречия имеют степени сравнения, но не все, а образованные от качественных прилагательных, например:

Он пошёл медленнее.
Они заговорили громче.
Музыка зазвучала тише.

Подробнее о наречиях можно узнать тут.

Проблема в том, что наречия  —  очень разнородный класс слов. К нему относят несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к другим словам. Большинство наречий – знаменательные слова, например: вчера, слева, утром, вдаль, очень, но есть и местоименные, например: там, куда, где, всюду (там – указательное, куда, где – вопросительные и относительные, всюду – определительное). Местоименные наречия имеют форму наречий, а роль — местоимений. Местоименные наречия одни из самых древних.

Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Становясь наречием, слово утрачивает характеристики, свойственные другим частям речи, становится неизменяемым, используется как штамп.

 

Важно

В русском языке много омонимов. Нужно уметь отличать наречия от других частей речи. Пример:

Я не знаю, как (наречие) с ним разговаривать. 
Он большой, как (союз) слон.
Как! (частица) Вы не знаете? 

Примеры:

— Мы идём в кино. 
— Я тоже пойду с вами. 
Тоже — наречие. 

Научись отличать наречие от частицы:
— Тоже мне герой! 
Тоже — частица.

Научись отличать наречие от сочетания указательного местоимения с частицей же:
Это то же самой сочинение, я просто переписал его из тетради на большие листы. 

 

Списки наречий и примеры к трудным случаям можно найти в Сводном обучающем словаре:
СOC—Старшая школа—Грамматический словарик—Наречия, а также:
СОС—Средняя школа—Грамматический словарик—Наречия.

Научиться находить наречия в текстах помогут наши тренинги. 

 

Тренинг № 1

Найдите в тексте все наречия:

Любите ли вы литературу так, как люблю её я? То есть любите ли вы читать книги?

Затратное занятие. Но это как посмотреть. Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. Есть и другие. Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. Будто просидел три часа на бесполезном собрании. После таких книг становишься только глупее. Вечная проблема выбора. Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. А в «толстяках» редакционный цикл — полгода, а то и больше. Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. Хочется купить всё. Как голодный перед колбасной витриной. Но уже знаешь, что не всё съедобное. А что съедобное и что несъедобное? На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. А те, что вытиснены, враньё. Плавали, знаем, успели распробовать. Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. Казалось бы, что за беда? Читают — и пусть себе. Всё лучше, чем пьянствовать. Но не так-то всё просто. Есть книги, без которых можно спокойно прожить. Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. А есть книги, без которых жить трудно. И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. И таких читателей становится всё больше. Но неужели всё так безнадёжно? Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

  (По В. Иванову)

 

Тренинг № 2 

Найдите в тексте все наречия:

Лежать на траве. Опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки…

Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. Улетаешь и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), выпущенный из рук. Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба?! Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.

Ещё минуту тому назад я шёл по косогору и был причастен разным земным предметам. Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто идёшь по луговой тропе, по краю оврага, по косогору. Но это не значит — видеть небо. Тут вместе с небом видишь и ещё что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность. Каждая земная подробность оставляет на себе частицу твоего внимания, твоего сознания, твоей души. Вот тропа огибает большой валун. Вот птица вспорхнула из можжевелового куста. Вот цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля.
Ты идёшь, а окрестный мир снабжает тебя информацией. Это … информация. Она не похожа на радиоприёмник, который ты не волен выключить. Или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. Или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя под влиянием всё той же информации апатии. Или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены городские улицы.
Это иная, очень тактичная, я бы даже сказал — ласковая информация. От неё не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница. Но всё же внимание твоё рассеивается лучами от одной точки ко многим точкам. Один лучик — к ромашке (не погадать ли — и тут далеко уводящая цепочка ассоциаций), второй лучик — к берёзе («чета белеющих берез»), третий лучик — к лесной опушке («когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь»), четвёртый — к летящей птице («Сердце — летящая птица, в сердце — щемящая лень»). И пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не истощаясь от такого дробления, но всё же и не сосредоточиваясь от многих точек к одной, как это бывает в минуты творчества, в минуты, вероятно, молитвы, да ещё вот когда останешься один с бездонным небом. Но для этого надо опрокинуться в летнюю траву и раскинуть руки.
…И так лежать на траве. Но почему именно на траве? Что же, если не нравится, ложитесь на пыльную дорогу, на кирпичи, на обрезки железа, на кучу минерального удобрения, на сучковые доски. Можно, конечно, расстелить на земле плащ. Но я бы советовал – на траве. Эти минуты сделаются, может быть, лучшими, памятными минутами вашей жизни.

 (По В. Солоухину) 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Темы: Рассказываю о происхождении термина «наречие» идругих наречий

« Основные приемы и методы изучения орфографии по теме

«Наречие» в 7 классе»

Подготовила В. В. Вечернова ,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1

ГЕЛЕНДЖИК

Изучение наречий – одна из сложных тем школьного курса. Я считаю, особые трудности в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различение суффиксов –А, — О на конце наречий; слитное и раздельное написание ( т.к. написание многих наречий не подчиняется общим правилам) и прочее. Темой «Наречие» заканчивается изучение самостоятельных частей речи, многих правил орфографии. Поэтому представляется возможным обобщить орфографические правила, выявить общее в правописании Ь после шипящих, О- Е после шипящих, НЕ с разными частями речи, Н и НН в самостоятельных частях речи.

При изучении этой темы я использую различные орфографические задания:

словарные диктанты;

диктанты с дополнительными заданиями;

выборочные изложения;

контрольно- тренировочные упражнения;

игры…

В конце темы провожу урок-семинар — зачет по теме «Наречие», рассчитанный на два часа.

Вот некоторые формы работы, используемые мною при изучении данной

темы:

  1. Рассказываю о происхождении термина «наречие» и других наречий.

  1. Слово «Наречие» встречается уже в старославянском переводе грамматики Иоанна Дамаскина; в « Грамматике» М.В.Ломоносова сказано, что наречие служит « для краткого изображения обстоятельств» (1755 г.).

Предлагаю отрывки из книги Э. Вартатьяна « Из жизни слов»:

« На всю Ивановскую»;

из истории слова ВДРЕБЕЗГИ, уж, настежь, дотла.

Составьте предложения с этими наречиями:

как?

Стекло разбилось вдребезги…

3.При подготовке к сочинению- описанию действий по картине С.Григорьева « Вратарь» составляем рабочие материалы:

слегка согнувшись, отставив ногу назад, внезапно притормаживая, живо реагируя, резко рванувшись с места, напряженно следя, оценивающе глядя, заинтересованно наблюдая, ежедневно приходя, сидящие справа и слева.

4. Говоря о способах образования наречий, даю такое задание:

-Запишите следующие наречия, правильно расставьте ударение, прочитайте наречия вслух.

мельком, бегом, добела, донельзя, донизу, досуха, досыта, кругом, тотчас, остро.

-Измените место ударения в выделенных словах, произнесите.

Составьте предложения, в которых бы эти омонимы различались.

Домашнее задание.

-Прослушайте информационные передачи и радио. Запишите слова, которые вы произносите не так, как дикторы.

5.Как произносятся наречия КОНЕЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО?

Пример:

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все

вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

-Какое слово подсказывает правильное звучание наречия СКУЧНО?

6.Комментированное письмо.

Чтобы стать грамотным, нужно, во-первых, изучить грамматические и орфографические правила, во- вторых, эти правила в процессе изучения закрепить упражнениями, в- третьих, изученное систематически повторять.

-Объясните постановку знаков препинания, правописание наречий.

7. Найдите ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните наречия как члены предложения.

Обратно идет дождь.

(Н…) б…рись за это дело вперед меня.

Ра…режь хлеб напополам.Я приеду к тебе днями.

Охотник сильно расстроился.

8.Вспоминая, что наречие – неизменяемая часть речи, даю такое задание:

— Подбери наречия с корнями ВВЕРХ, ПЕРЕД, ПРАВ,ЛЕВ,

-Разберите их по составу:

вверх, сверху, вверху, впереди, вперед, справа, вправо, направо.

9.Выборочный диктант.

-Выписать наречия с тем словом, от которого ставим вопрос, чтобы определить значение наречия.

Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

А гром вдали гремит раскатом.

10. Словарно-орфографический диктант с объяснением и проговариванием.

Прикоснуться невзначай, медленно пробираться, прескверный характер, неожиданное приключение, немеркнущий свет, вязаный костюм, связанный шарф, почищенная посуда, нерасчищенная дорожка, не мог прилежно заниматься.

11.Определение наречий в форме сравнительной степени и отличие их от форм степени сравнения прилагательных — одна из трудных тем. Можно

по этой теме предложить следующие задания:

а) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

-Обозначьте все орфограммы в предложении.

-Какие однокоренные слова встретились?

печальные+сущ. печально+глаг.

— Образуйте от имени прилагательного возможные формы степеней сравнения.

Печальные поляны- печальнее

более печальные

печальнейшие

самые печальные

печальнее всех

-Образуйте сравнительную степень от наречия.

льет печально — печальнее

более печально

печальнее всего

печальнее всех

б) Сочинение – миниатюра « Мой друг и я», употребив прилагательные и наречия в сравнительной степени.

Мой друг-Дима Попандопуло. Он талантливее меня, музыкальнее, грамотнее, начитаннее. Но зато быстрее решаю задачи, лучше играю в шахматы. И Дима, и я много читаем и умеем интереснее всех рассказывать. Он больше любит подвижные игры, а я спокойные. Мы во многом разные, но очень любим друг друга.

в) Сгруппируйте данные сочетания слов на основе выделенных слов: с наречиями, с прилагательными.

Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, раздается реже, отец моложе, выглядеть моложе, наша река многоводнее, стать многоводнее, брат выше, рыгнул выше.

12). К уроку развития речи — описание трудового процесса, я выдрала такой текст для анализа. Попутно повторяем типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Сбор колосков.

В поле ребята разбрелись по сторонам и разделились. Мальчики в одном конце, а девочки кучкой вместе. Ребята собирали колоски сначала себе в корзины, а потом сносили в общие кучи. Работали они по-разному.

Таня наклоняется, как заведенная. Все боится, как бы ни сказали, что она хуже других. А Нюра присядет на корточки и быстро, чистенько все вокруг себя подбирает, словно метелочкой подметает. А потом на шаг и снова так же. Женя и Аня ходят рядком, собирают полоски в одну корзинку и о чем-то своем беседуют. Маня успела уже и песенку выдумать и поет на все поле. Мальчики с криком и гиканьем мечутся, будто без толку, по всему полю. А все-таки корзинки у них быстро наполняются.

Высоко поднялось солнце; высоки стали кучи собранных колосков. А ребята что-то слишком гнутся, слишком долго не распрямляются — устали.

Решили отдохнуть и пообедать. Пока ребята жуют, Лена высыпает из одного колоска зерна на ладонь, пересчитывает их и рассказывает ребятам, сколько колосьев остается в поле, сколько на фронте можно накормить душистым хлебом.

Перед глазами ребят вагоны, поезда с зерном, ковриги хлеба, бойцы за обедом. Ребята поражены. И каждый чувствует, что он помогает стране. Саша вскакивает на ноги.

-За работу!

И с удвоенной энергией наклоняются ребята к земле, и растут, растут кучи колосков.

Вопросы и задания.

а) Какова тема текста и его основная мысль?

б)На что обращает автор внимание ,описывая труд детей?

в) Какие глаголы использует автор в тексте, при описании действий детей?

г) Какие наречия использует автор?

Сначала, потом, уже, пока — указывает на последовательность действий.

Быстро, чистенько, без толку, низко, долго-характерные движения во время работы.

Высоко — результат труда.

д) Есть ли в тексте сравнения?

е) Составьте план.

1. Организация работы.

2.Работали по-разному.

3.Решили пообедать и отдохнуть.

4. Перед глазами ребят поезда с зерном.

5. С удвоенной энергией.

ж) Домашнее задание. Составить словосочетания к сочинению « Как я готовлю уроки».

13. При изучении слитного или раздельного написания НЕ с наречиями и другими частями речи; НЕ-НИ в наречиях можно предложить такие задания:

а) Заполни таблицу.

Слитное написание

Раздельное написание

(Не) дружелюбно, враждебно; ( не) легкий,( не) вежливость, ( не) дюжинный; (не) дорогой, а дешевый; (не) вредно, а безвредно;(не) доверчивость,(не) узнаваемо измениться, (не) замеченная ошибка, трава (не) скошена, (не) исправленная вовремя ошибка; (не) высоко, а низко.

б) Выпишите слова по вариантам (1 вариант- с НЕ, 2 вариант – с НИ).

Н…отк`уда, н…чем, н…какой, н…чуть, н`…куда, н…ког`о, н…чег`о, н…как, н…ч`ем, н`…откуда, н…кий, н…ск`олько, н…кем, н…мало, н…ким, н…куд`а, н…ког`о, н`… (о) чем, н… (о) ч`ем.

в)Подберите к данным наречиям синонимы (синоним – наречие с НЕ).

Мелко-неглубоко

внезапно – неожиданно

тихо — неслышно

близко — недалеко

тяжело-нелегко

срочно — немедленно

свободно — непринужденно

спокойно — невозмутимо

встревоженно — неспокойно

г) Записать и запомнить.

Всегда слитно: неподалеку, невдомек, невзначай, ненароком, невдалеке.

Всегда раздельно: не сразу, не вдруг, не везде, не всегда, не хуже.

д) Почему данные примеры записаны в два столбика?

Немного лет тому назад;

Немало стран я перевидел;

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

Народу было не много, а совсем мало;

Ваше задание меня нимало не затруднит;

Он дал мне книгу не даром.

14. Перед изучением Н и НН в наречиях разумно вспомнить Н и НН в суффиксах других частей речи:

а) Работа с перфокартой:

радиофицированный класс, местность пустынна, песчаный берег, оборудованный кабинет, небо облачно, жеванный лист, раненый боец, желанный друг, переплетенный журнал.

б) Самостоятельная работа по вариантам:

I вариант. IIвариант

серебряный голос утиная охота

ветреный день безветренная погода

деревянная скамья стеклянная веранда

карманный фонарик искуственный цветок

оловянный жучок раненый перевозчик

французский язык матросский костюм

украшенный сапожок слышимые песни

вязаные перчатки дремлющая собачонка

увлекаемый ветром листик грушевый сучок

скачущая лошадка едва различимый шепот

еле слышимый шорох священная война

в) Письмо наизусть — эффективный прием закрепления темы, часто используется мною на уроке. Здесь можно использовать такое задание:

-Восстанови текст:

Веселым треском

Трещит…( затопленная печь)

Напрсно ждал Наполеон…

( Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля ).

И медлят поминутно спицы…

( В твоих наморщенных руках).

Из темного леса навстречу ему…

( Идет вдохновенный кудесник).

г) Выпишите в левый столбик наречия с НН, а в правый с Н.

Медленно, откровенно, пристойно, невиданно, радостно, повзводно, искренне, изолированно, поздно, неожиданно, увлеченно, ежедневно, загрязнено, самокритично, бесследно, двусмысленно.

д) Составьте предложения, в которых одно из слов будет наречием, другое – кратким причастием.

огорченно – огорчен`о

удивленно – удивлен`о

совершенно– совершен`о

15. При изучении букв О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- можно предложить следующие задания, которые сформулируют умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно ее писать:

а) Запоминание и различение наречий, оканчивающихся на -А, О-.

Издалека – далекий

докрасна — красный

слева – левый

рассеянно — рассеянный

начисто — чистый

бесполезно – бесполезный

— Составьте с одним из них предложение с деепричастным оборотом.

б) Выписать в один столбик наречия на –О, в другой – на –А.

Ветер снова усилился. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом. Небо было раскалено почти добела. Серое небо предвещало дождь надолго. Посмотри-ка вправо. Начни все сначала. Издалека послышался шум.

в) Работа с карточками. (О-А).

Вправ.., запрост.., докрасн.., набел.., добел.., насух.., начист.., налев.., доверчив.., сгоряч.., искос…

16.Буквы О-Е после шипящих — правило нетрудное, как у других частей речи. Исключение: еще. Здесь можно выполнить следующие задания:

а) Подобрать к глаголам наречия, отвечающие на вопрос КАК?. О или Е на конце после шипящих.

Выступать, говорить, учиться, поглядывать, звучать, всматриваться.

Слова для справок: блестяще, убеждающее, хорошо, осуждающе, испытующе, торжествующе.

б) Закончи предложение.

Куй железо, пока… (горячо).

Мягко стелет, да… (жестко спать).

Словами туда-сюда, а дело… (никуда).

в) Работа с перфокартами.

Вставить нужную букву ( О-Е-Ё)

………..

17. При изучении темы « Дефис в наречиях» уместно вспомнить дефисное написание в разных частях речи.

а) Добавьте свои примеры:

сущ.: юго- запад, пол- лимона…

прил.: выпукло- вогнутый, темно-синий…

мест.: кто-то, что-либо, кое- кто…

б)Коллективное составление таблицы.

по- +-ому, -ему

по- +-и

во-,в- + -их, -ых

кое-

-то, -либо, -нибудь

тихо-тихо

в) Составьте предложения со словами:

по- осеннему, по осеннему.

Я иду по осеннему лесу, любуясь красками осени.

В лесу по — осеннему свежо и опрятно.

18. При изучении Ь после шипящих на конце наречий можно дать объяснительный словарный диктант, в котором собраны примеры правописания Ь после шипящих на конце разных частей речи.

Помощь, стеречь, много груш, товарищ, горяч, увлечься, спрячь, съежишься, камыш, гонишь, дичь, привлечь, съешьте, плющ, улыбнешься, свеж, мимо рощ, пахуч, луч, брешь, хорош.

б) Исправьте ошибки:

Мише ( на ) глаза попалась записка(,) оставле…ая Костей(:) « Еш картошку на печьке».

в) Образуйте от данных слов однокоренные наречия:

скакать- вскачь

сплошной – сплошь

терпеть – невтерпеж

ничком – навзничь

махнуть – наотмашь

муж – замуж.

г) Самая трудная тема при изучении наречий – слитное и раздельное написание наречий.

а) Рекомендую работать со словарем Н.М. Шанского.

Познакомьтесь с происхождением наречий:

дотла – слияние предлога ДО — с формой Р.п. ед.ч. тло — почва, пол,

основание;

невзначай – корень тот же, что и в слове ЧАС, ОТЧАЯТЬСЯ;

невмоготу – могота – сила, мочь от не в моготу;

наружу – на + В.п. ед.ч. сущ. ружь –вид;

исподволь – из-под + Р.п. ед.ч. от воля, из-под воли, И на конце утрачено.

Эти слова заносятся на карточку « Словарь наречий». Туда же добавляются и другие наречия:

вообще – в общем

впотьмах – в потемках…

б) Составление таблицы.

слитно раздельно

+ -ую ( вкрутую) в открытую

в, на + собират. числит. на боковую

( вдвое, надвое) на мировую

наречия с корнями + собират. числит.

ВЕРХ, НИЗ,ГЛУБЬ, на -их, — ых

ДАЛЬ,ВЫСЬ,ПЕРЕД на – четверых


+ от прилаг. по + собств. числ.

(докрасна) по двое

+ слово, начин. с гласн.

без оглядки, до упаду

если сущ. сохранило некоторые пад. ф.

под мышкой, под мышками.

в) Объяснительный диктант.

Подняться ввысь — в высь неба,

вдали виднеется — в дали моря,

начать сначала- с начала урока,

идти наудачу — на удачу случайную.

Иногда в таких случаях помогает ударение:

в`овремя – во вр`емя,

п`онизу – по н`изу

н`абок –на б`ок

д`осмерти – до см`ерти,

нав`еки – на век`а.

г) После заучивания словарных слов повожу словарный диктант.

19.На уроне повторения даю следующие задания:

а) Разобрать слова по составу:

по – летнему, точь — в — точь, кое – где, наотмашь, сгоряча, некогда,

неуклюже.

б) Морфологический разбор наречия:

делать вручную

в) Проверочная работа .

Идти вглубь, слышно издалека, закрыть вплотную, по – лисьи хитер, по – новому петь, волей – неволей, выйти замуж, настежь распахнуть, нигде, некогда, насилу убежал.

г)Подобрать к данным наречиям синонимы или фразеологизмы:

близко ( рукой подать, не за горами)

давно ( при царе Горохе)дружно ( душа в душу)

далеко ( за тридевять земель)

искренне ( от чистого сердца)

мало ( кот наплакал)

20. Контрольный диктант.

Встреча в лесу.

Старый лесник налег на весла. Невдалеке что-то тяжелое грохнулось вперед. В камыши испуганно, припадая на задние ноги, заходил лось. Не заметив опасности, великан обессилено упал в заросли и жалобно застонал.

Иван Максимович понял, что зверь был ранен. Огромная голова лося возвышалась над камышом. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога, лось был немолодой. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где-то на берегу. Охотник решил защитить зверя.

Медленно тянулась ночь. Изредка моросил дождь. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

Когда поднялась заря, охотника разбудил всплеск. Это вставал во весь рост отдохнувший лось. Человек свистнул, и лось, откинув нВ спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

Грамматические задания:

1.Указать способ образования данных слов: испуганно, изредка, припадая.

2.Разобрать по составу: обессилено, прислушиваясь, отдохнувший.

3. Морфологический разбор наречия невдалеке ( грохнулось).

4. Определить лексическое значение слова БРАКОНЬЕР.

21.В заключение всей темы провожу урок – семинар – зачет по теме

« Наречие – интересная часть речи».

Оборудование: опорные конспекты, таблица, словарик, вопросы…

Вопросы:

  1. Каков секрет названия наречия?

  1. Изменяются ли наречия?

  1. Как образуются наречия?

4.Какие случаи правописания наречий для вас оказались самыми трудными?

  1. Замените наречия фразеологизмами:

сильно краснеть — до корней волос

крепко спит — как убитый

быстро скакать — во весь опор

быстро бежать- во весь дух

громко кричать — во все горло

хорошо знать — как свои пять пальцев

тесно — яблоку негде упасть

темно — хоть глаз выколи

мало — кот наплакал.

  1. По картине написать как можно больше наречий, необходимых для более полного описания.

Составление таблицы по теме «Наречие»

refdb.ru